Скачать 5.93 Mb.
|
БЕЗОПАСНОСТЬ: ДВОЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА) Словарь Москва Издание Совета Федерации 2008 С о с т а в и т е л и: Л.Ф. Апт – начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации А.Г. Ветров – заместитель начальника отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат физико-математических наук Т.А. Дорофеева – ведущий советник Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.М. Лазарев – советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, доктор технических наук И.Ю. Литвинцева − советник Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Безопасность: двойные технологии (понятия и определения федерального законодательства) − Словарь. / Под ред. Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова. – М.: издание Совета Федерации, 2008 – с. В книгу включены понятия, термины и определения, содержащиеся в принятых актах федерального законодательства и вносящих изменения в действующие ранее. Предназначен для правоустановителей, специалистов в области безопасности, научных работников, а также может быть использован в правотворческой и правоприменительной деятельности, обладает высокой степенью информативности. © Совет Федерации, 2008 © Миронов С.М. Предисловие, 2008 © Составители, 2008 ПРЕДИСЛОВИЕКлючевые направления экономического развития страны, определенные в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, связаны с перспективными разработками в области науки и новых технологий, модернизацией высокотехнологичных секторов промышленности, включая оборонный комплекс. Современный мир держится на двойных технологиях, которые могут применяться как в военном, так и в гражданском секторе. Приоритет двойных технологий в развитии цивилизации понятен для всех стран, но особенное значение они имеют для нашего государства. Исторически именно в "оборонке" были сосредоточены лучшие отечественные технологические достижения. На Западе нередко технология в военное производство приходит из гражданской промышленности, для нашей страны этот вариант до недавнего времени был абсолютно нехарактерен. Преодоление многих трудностей, с которыми сталкивается российская промышленность, связано с ускоренным развитием технологий двойного назначения и их внедрением в промышленное производство. Это направление становится сейчас приоритетным в государственной научно-технической политике Российской Федерации в связи с процессами интеграции в мировую экономику и неизбежной конкуренцией с западным производителем. Фактически на основе двойных технологий идет перевооружение важнейших сфер экономики страны — транспорта, связи, энергетики, машиностроения, медицины, сельского хозяйства, ТЭК. В настоящее время действует Перечень критических технологий Российской Федерации, поддержание и развитие которых имеет принципиальное значение для реализации жизненно важных национальных интересов страны. В него включено 34 технологии по восьми направлениям: информационно-телекоммуникационные системы, индустрия наносистем и материалы, живые системы, рациональное природопользование, энергетика и энергосбережение, транспортные системы, безопасность и противодействие терроризму, перспективные вооружения и военная техника. Вопросы правового регулирования создания и применения двойных технологий обусловливают стремительное развитие одного из направлений современного нормотворчества. Создание эффективных правовых механизмов в этой сфере рассматривается как необходимое условие для построения в России современной экономики знаний, основанной на расширенном воспроизводстве и активном вовлечении в хозяйственный оборот результатов интеллектуального труда. Россия в ближайшем будущем должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг, одним из активных участников мирового рынка современных технологий и других интеллектуальных продуктов. Вот почему сейчас, когда наша страна добилась устойчивого экономического роста и решает задачи, связанные с переходом на путь инновационного развития экономики, проблемы законодательства в сфере создания и использования двойных технологий имеют важное значение для развития оборонных отраслей промышленности, экономики и безопасности России. Сегодня российское законодательство в области технологий не представляет собой стройную, последовательную систему, а содержит целый ряд пробелов, неясностей, противоречий. Совершенствование законодательства — необходимый механизм реализации посланий Президента России и решения задач модернизации экономики нашей страны. Представляется, что важным шагом к систематизации законодательства в области безопасности и двойных технологий должно стать определение и уточнение терминологии. Предлагаемый вниманию читателя материал подготовлен специалистами Аппарата Совета Федерации и представляет современный понятийный состав российского законодательства в этой области права. Он оформлен в виде словаря, содержащего словарные статьи с понятиями и определениями из нормативных правовых актов, со ссылками на источники права и опубликования. Материал настоящего словаря может служить базой юридической терминологии для законодательной работы. Использование предлагаемой терминологической базы в значительной мере поможет устранению и предупреждению противоречий между системными понятиями и их определениями во всех отраслях и институтах системы отечественного законодательства. Как правило, такая задача решается именно посредством систематизации понятийного материала, используемого в нормативных правовых актах. Словарное издание по вопросам безопасности и двойных технологий окажет существенную помощь и при совершенствовании ведомственного нормотворчества, в котором еще имеется немало пробелов. Систематизированная и устоявшаяся правовая терминология, собранная в словаре, будет исключительно полезна в работе органов исполнительной и законодательной власти, предприятий ОПК и гражданских секторов экономики. Но кроме важного направления, связанного с развитием и применением нормативной базы по проблемам безопасности и двойных технологий, словарь будет чрезвычайно полезен для решения прикладных задач, возникающих в процессе развития рыночных отношений, в том числе на международном уровне, а также вопросов создания и использования новых технологий. В юридической практике сегодня используется немало специальных терминов и понятий. Большая часть из них формируют особый язык, и даже особый жаргон специалиста. Свободное владение профессиональной терминологией, ее правовой интерпретацией — это одно из важнейших отличий квалифицированного специалиста, которое делает возможным профессиональное общение, раздвигает границы делового взаимодействия. Овладение общедоступным словарем в области понятийного состава поможет специалистам избежать элементарных ошибок, которые часто вызывает непонимание многих явлений в рассматриваемой сфере. Настоящее издание позволяет ввести в деловой оборот новые для отечественной практики термины и понятия, дать их правовую интерпретацию, что наряду с применением традиционной научной терминологии, ее правовым обоснованием обогащает лексику и знания российских специалистов. Основная идея издания заключается в том, чтобы показать преломление научных категорий и понятий в области безопасности и двойных технологий в нормах российского законодательства. В отечественной научной практике такое систематизированное и полное издание юридических понятий и терминов в данной сфере подготовлено впервые. Его использование поможет решению многообразных задач текущей систематизации законодательства, будет способствовать углублению и совершенствованию научных изысканий в различных отраслях права, развитию учебной базы. С.М. Миронов Статьи словаря расположены в алфавитном порядке, в качестве заглавного слова дается понятие (термин) в форме, приведенной в тексте нормативного правового акта. Определение, являющееся дословной выдержкой из текста, воспроизводит нормативное положение правового акта. Далее приводится ссылка на источник права, то есть на тот нормативный акт и его структурную единицу, откуда взято правовое понятие. В том случае, если определение изменялось, ссылка на источник включает указание на два нормативных акта, содержащих первоначальную и текущую (с пометой в ред.) редакции текста определения. Расположение отобранных из различных правовых актов словарных статей, содержащих одно и то же понятие (термин), выстроено в соответствии с иерархией актов и хронологическим порядком. Условные обозначения Вед. СНД и ВС СССР – Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР Вед. ВС РСФСР – Ведомости Верховного Совета РСФСР Вед. СНД и ВС РСФСР – Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР Вед. СНД и ВС РФ – Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации САПП РФ – Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации в ред. – в редакции разд. – раздел ст.–- статья п. – пункт ч. - часть А* Абонент абонент − пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", ст.2 (СЗ РФ, 2003, № 28, ст. 2895) в ред. Федерального закона от 09.02.2007 № 14-ФЗ, ст.1 (СЗ РФ, 2007, № 7, ст. 835) Аварийная ситуация "аварийная ситуация" − ситуация, при которой возможности и квалификация экипажа воздушного судна государственной авиации и персонала пунктов управления воздушным движением, а также резервы работоспособности авиационной техники могут оказаться недостаточными для предотвращения авиационного происшествия и утрата (повреждение) воздушного судна является наиболее вероятным исходом полета; Федеральные авиационные правила поиска и спасания в государственной авиации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 № 65, п.2 (СЗ РФ, 2003, № 6, ст. 527) Аварийное оповещение "аварийное оповещение" – обслуживание воздушного движения, предоставляемое с целью уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям; Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.99 № 1084, п.2 (СЗ РФ, 1999, № 40, ст.4861) "аварийное оповещение" − обслуживание воздушного движения, осуществляемое с целью уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям; Федеральные авиационные правила поиска и спасания в государственной авиации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 № 65, п.2 (СЗ РФ, 2003, № 6, ст. 527) Аварийно-спасательная служба Аварийно-спасательная служба − это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. Федеральный закон от 22.08.95 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", ст.1 (СЗ РФ, 1995, № 35, ст.3503) Аварийно-спасательная служба − это совокупность органов управления, сил и средств, функционально объединенных в единую систему и предназначенных для осуществления профилактических работ по противоаварийной и противопожарной защите организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), а также осуществления экстренных и неотложных действий по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации последствий взрывов, внезапных выбросов угля и газа, горных ударов, обрушения горных пород. Положение о функционировании аварийно-спасательной службы для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 .№ 883, п.2 (СЗ РФ, 2005, № 1, ч.II, ст.125) Аварийно-спасательное обслуживание организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) аварийно-спасательное обслуживание организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) − комплекс мероприятий, направленных на осуществление профилактических работ по противоаварийной и противопожарной защите организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), на обучение технике безопасности работников этих организаций, а также на осуществление экстренных и неотложных действий по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации последствий взрывов, внезапных выбросов угля и газа, горных ударов, обрушения горных пород; Федеральный закон от 20.06.96 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", ст.1 (СЗ РФ, 1996, № 26, ст.3033) в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, ст.77 (СЗ РФ, 2004, № 35, ст. 3607) Аварийно-спасательное формирование Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Федеральный закон от 22.08.95 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", ст.1 (СЗ РФ, 1995, № 35, ст.3503) Аварийно-спасательные работы Аварийно-спасательные работы − это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации. Федеральный закон от 22.08.95 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", ст.1, 5 (СЗ РФ, 1995, № 35, ст.3503) Аварийно-спасательные средства Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ. Федеральный закон от 22.08.95 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", ст.1 (СЗ РФ, 1995, № 35, ст.3503) |
Спорт: экономика, право, управление «Юрист», председатель Попечительского совета Федерации хоккея России, Вице-президент хк «Металлург» (Магнитогорск), заслуженный юрист... |
Рекомендации по заполнению главными распорядителями средств федерального бюджета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в избирательных округах, членов Совета Федерации... |
||
Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор, заслуженный... Ii. Международное экологическое право отрасль современного международного права |
Устав военной полиции и возможности его применения к военнослужащим... Ю. Н. Туганов, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент |
||
Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве российской федерации Колодкин Л. М. доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Академии управления... |
При правительстве российской федерации антикоррупционные стандарты организации экономического Хабриева Т. Я., академик, вице-президент ран, директор изиСП, заслуженный юрист Российской Федерации |
||
Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве российской федерации Шмонин А. В., доктор юридических наук, профессор кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления мвд российской... |
Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве российской федерации Шмонин А. В., доктор юридических наук, профессор кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления мвд российской... |
||
Федеральное агентство воздушного транспорта информационный сборник по вопросам функционирования Собрания Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Генерального Прокурора Российской Федерации,... |
В. И. Матвиенко I. Открытие триста тридцать первого заседания Совета... Открытие триста тридцать первого заседания Совета Федерации Федерального Собрания Рос-сийской Федерации. (Звучит Государственный... |
||
Инструкция по составлению, уточнению и использованию списков избирателей... Ов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (далее – Инструкция)... |
Учебно-методическое пособие министерство сельского хозяйства Российской... Пахомов С. В. – кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминалистики Краснодарского университета мвд россии |
||
Конституционный строй О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" |
При правительстве российской федерации комментарий Боголюбов Сергей Александрович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, заведующий отделом аграрного... |
||
Правительство Российской Федерации Министерство образования и науки... Авторы программы: Сакевич В. И. – кандидат экономических наук, ст научный сотрудник Института демографии гу-вшэ, Денисов Б. П. кандидат... |
Несовершеннолетних А. В. Гришин, заведующий отделом нии академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук |
Поиск |