Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет мировой экономики и мировой политики
Кафедра мировой политики
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: «Малый бизнес Испании в условиях экономического кризиса»
Студент группы № 463
Абрамов Д.О.
Руководитель ВКР
Профессор Коваль Т.Б.
Москва, 2013
Содержание
Содержание 2
Введение 2
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, тем, что для многих стран Европы, в том числе и Испании, экономический кризис еще не миновал и продолжает во многом определять характер всей экономической и социально-политической жизни страны. В этих условиях малый и средний бизнес, являясь основой испанской экономики, находится в исключительно тяжелом положении. От того, как решится его судьба в ближайшее время, зависят перспективы развития страны на долгие годы. 2
Испания. Анфас и профиль. под ред. Верникова В.Л. – М.: Весь мир, 2007. – С.63-64,229-231,480 6
1. История становления малого и среднего бизнеса в Испании 7
1.1. Место малого бизнеса в предпринимательской структуре Испании 7
Заключение 36
Основываясь на результатах исследования можно сделать следующие выводы. 36
Введение
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, тем, что для многих стран Европы, в том числе и Испании, экономический кризис еще не миновал и продолжает во многом определять характер всей экономической и социально-политической жизни страны. В этих условиях малый и средний бизнес, являясь основой испанской экономики, находится в исключительно тяжелом положении. От того, как решится его судьба в ближайшее время, зависят перспективы развития страны на долгие годы.
Эффективное взаимодействие крупного, малого и среднего бизнеса позволила странам с рыночной экономикой достичь высокого конкурентного статуса. Традиционно малому и среднему бизнесу принадлежала важная роль в обеспечении устойчивого экономического роста, повышении инновационного и экспортного потенциала страны, занятости населения. Предприятия малого и среднего бизнеса, доля которых в развитых рыночных экономиках иногда превышает 95%, обеспечивают более половины ВВП, две трети общего количества рабочих мест, четверть экспорта и такую же долю прямых иностранных инвестиций. Успешное развитие малого и среднего бизнеса является залогом формирования среднего класса и предпосылкой обеспечения социальной стабильности в обществе.
В условиях глобализации прослеживаются две взаимосвязанные тенденции малого и среднего бизнеса. С одной стороны, растет его значение как стабилизатора в кризисных условиях из-за его гибкости, динамичности и высоким адаптационным свойствам. С другой - повышается роль этих структур предпринимательства как уравновешивающего механизма, способного смягчить негативные проявления деятельности ТНК в национальной экономике.
С целью сглаживания противоречий между высокой социально-экономической значимостью малого и среднего бизнеса и его чувствительностью к неблагоприятным внешним факторам, негативно сказывающимся на его деятельности, правительственные структуры развитых стран проводят целенаправленную государственную политику в сфере его поддержки, которая учитывает отраслевые и региональные особенности его развития и выполняет интегрирующую роль в повышении конкурентоспособности национальных экономик.
Почти до середины 90-х годов двадцатого столетия Испания, как, впрочем, и остальные европейские государства, не имела четкого законодательного определения среднего и малого предприятий. Формирующийся внутренний рынок Европейского союза и наднациональный уровень управления привели к тому, что юридическое закрепление определения подобных критериев в интеграционном праве стало необходимой мерой. Изменения в праве ЕС были внесены согласно рекомендациям Европейской комиссии, датированным 2003 годом, после чего национальное законодательство государств-членов Евросоюза было дополнено соответствующими поправками, эти же изменения коснулись и Испании1.
Исторически испанский малый бизнес играет очень большую роль в экономике страны. Однако начало 21 века, а именно экономический кризис, подорвали экономику страны, число малых предприятий резко сократилось, предприниматели остались практически без поддержки со стороны правительства.
В связи с этим Правительство Испании стало срочно предпринимать меры по стабилизации экономической ситуации в стране, по стимулированию деятельности домашних хозяйств, путем выделения финансовых средств.
Программы по стимулированию экономики, принятые в Испании, действуют до сих пор, и основным направлением является подъем уровня развития малого предпринимательства. Таким образом, тема данной курсовой работы на сегодняшний момент времени является актуальной, своевременной и целесообразной.
Цель данной курсовой работы заключается в выявлении степени влияния кризиса на малое и среднее предпринимательство Испании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить место малого бизнеса в структуре предпринимательских организаций Испании;
проанализировать государственную поддержку малым и средним предприятиям с 1972 года и по сей день;
определить уровень влияния кризиса на малый бизнес Испании;
выявить степень поддержки малого бизнеса испанским Правительством в кризисных условиях.
Объектом исследования в данной курсовой работе является экономика Испании, а предметом – деятельность малых предприятий, функционирующих на территории страны.
Источники и литература
Источники, на которые опирался автор исследования, можно условно разделить на несколько групп.
К первой относятся данные статистических сборников по экономике Испании, официальные статистические данные правительственных органов и учреждений Испании: Генерального управления промышленностью и малыми и средними предприятиями2, Института государственного кредитования Испании3, Министерства финансов и государственного управления Испании4, Министерства промышленности, энергетики и туризма Испании5 и Национального института статистики Испании6.
Также были использованы данные глобальной информационной сети Интернет: международных статистических агентств World Databank7, Eurostat8 и UnctadStat9, ежегодные отчеты Государственной инновационной компании10 и Института государственного кредитования11.
В отечественной литературе тема малого бизнеса еще не получила должного освещения. Тем не менее, ей посвящена коллективная монография под редакцией В. Л. Верникова «Два кита испанской экономики»12. Для работы над исследованием, автору были также весьма полезны коллективные монографии «Испания. Анфас и профиль» под редакцией В.Л. Верникова13 и «Иберийские страны: трудный старт в 21 век» под редакцией Н.М. Яковлевой14.
Нельзя не упомянуть статьи Р.А. Алмазова15, Д.А. Шагардина16 и Е.В. Барабановой17.
В зарубежной литературе тема малого и среднего бизнеса весьма популярна. Так, например, Р. Доменеч рассматривает проблему с точки зрения экономики18. С другой стороны, для других крупных авторов, как, например, А.А. Санчеза, вопросы малого бизнеса в условиях экономики важно рассмотреть сквозь призму государственной политики19.
Работа является развитием и продолжением исследования, проведенного Абрамовым Д.О. в 2012 году в курсовой работе «Место малого бизнеса в экономике Испании», и состоит из введения, двух глав, разделенных на пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
|