Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)
«УТВЕРЖДАЮ»
Ректор МИИГАиК
проф. А.А.Майоров
______________________
«____»__________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«АСТРОМЕТРИЯ»
Направление подготовки
120100.62 Геодезия и дистанционное зондирование
Профиль подготовки
Космическая геодезия и навигация
Квалификация (степень)
бакалавр
Форма обучения
очная
Москва, 2015 г.
Цели освоения дисциплины
Цель дисциплины «Астрометрия» - формирование профессиональных компетенций, определяющих готовность и способность бакалавра по направлению Геодезия и дистанционное зондирование к использованию знаний из области астрометрии и геодезической астрономии для решения основных задач геодезии.
В процессе изучения данной дисциплины студент формирует профессиональные компетенции, которые будут необходимы ему при решении следующих задач:
в области производственной и технологической деятельности:
выполнение приближенных астрономических определений, топографо-геодезических, аэрофотосъемочных, фотограмметрических работ для обеспечения картографирования территории Российской Федерации в целом или отдельных ее регионов и участков (ПК-1 ФГОС ВПО);
выполнение полевых и камеральных геодезических работ по созданию, развитию и реконструкции государственных геодезических, нивелирных, гравиметрических сетей и сетей специального назначения (ПК-2 ФГОС ВПО);
выполнение специализированных инженерно-геодезических работ при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных объектов разного назначения (включая объекты континентального шельфа, транспортной инфраструктуры, нефте- и газодобычи) (ПК-5 ФГОС ВПО);
применение средств вычислительной техники для математической обработки результатов полевых геодезических измерений, астрономических наблюдений, гравиметрических определений, фотограмметрических измерений (ПК-7 ФГОС ВПО);
тестирование, исследование, поверки и юстировки, эксплуатации геодезических, фотограмметрических систем, приборов и инструментов, аэрофотосъемочного оборудования (ПК-8 ФГОС ВПО);
в области организационно-управленческой деятельности:
проведение метрологической аттестации геодезического, аэрофотосъемочного и фотограмметрического оборудования (ПК-20 ФГОС ВПО);
в области научно-исследовательской деятельности:
разработка современных методов, технологий и методик проведения геодезических, топографо-геодезических, фотограмметрических и аэрофотосъемочных работ (ПК-24 ФГОС ВПО);
изучение физических полей Земли и планет (ПК-26 ФГОС ВПО).
Место дисциплины в структуре ООП
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС ВПО подготовки бакалавра по направлению 120100.62 «Геодезия и дистанционное зондирование».
Данная учебная дисциплина должна изучаться параллельно с дисциплиной «Высшая геодезия» ООП подготовки бакалавра по направлению 120100.62 «Геодезия и дистанционное зондирование».
Изучению дисциплины «Астрометрия» должно предшествовать изучение таких дисциплин, как «Математика», «Информатика», «Физика», «Астрономия» ООП подготовки бакалавра по направлению 120100.62 «Геодезия и дистанционное зондирование». К моменту начала изучения второй части курса дисциплины «Астрометрия» («Геодезическая астрономия и астрометрия», 5-й семестр) должно быть завершено также и изучение дисциплин «Геодезия» и «Теория математической обработки измерений».
Изучение дисциплин «Теория движения искусственных спутников Земли», «Космическая геодезия», «Орбитальные методы космической геодезии», «Спутниковые системы и технологии позиционирования», «Спутниковая градиентометрия» профессионального цикла ООП подготовки бакалавра по направлению 120100.62 «Геодезия и дистанционное зондирование» не может начинаться ранее окончания изучения первой части курса дисциплины «Астрометрия» («Сферическая астрономия», 4-й семестр).
Дисциплина «Астрометрия»
Дисциплина «Теория движения искусственных спутников Земли»
Дисциплина «Орбитальные методы космической геодезии»
Дисциплина «Космическая геодезия» Схема междисциплинарных связей
Дисциплина «Спутниковая градиентометрия»
Дисциплина «Спутниковые системы и технологии позиционирования»
Дисциплина «Теория математической обработки измерений»
Дисциплина «Геодезия»
Дисциплина «Информатика»
Дисциплина «Астрономия»
Дисциплина «Физика»
Дисциплина «Математика»
Высшая геодезия
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Астрометрия» студент должен
Знать:
системы координат и времени, используемые для описания положений и движений светил, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-7;
факторы, изменяющие положения светил и способы их учета, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-7;
теорию способов определения астрономических координат и азимутов, ПК-1, ПК-2;
устройство инструментов и приборов астрометрии и геодезической астрономии, ПК-1, ПК-8, ПК-20;
принципы определения координат и собственных движений звезд методами наземной и космической астрометрии, ПК-1, ПК-24, ПК-26;
основы теории фундаментальной системы небесных координат, ПК-26;
порядок учета движения полюсов Земли, ПК-2, ПК-26.
Уметь:
выполнять преобразования систем координаты и времени, ПК-2;
пользоваться Астрономическим ежегодником и каталогами положений звезд, ПК-2;
вычислять видимые координаты светил, ПК-2, ПК-7;
работать с высокоточными геодезическими и астрономическими приборами и инструментами, ПК-1, ПК-8, ПК-20;
выполнять приближенные определения астрономических широт, долгот и азимутов различными методами геодезической астрономии, ПК-1, ПК-7, ПК-20;
-
выполнять математическую обработку результатов астрономических наблюдений, ПК-2, ПК-7, ПК-20;
использовать полученные методами астрометрии и геодезической астрономии результаты для решения научных и производственных задач, ПК-24, ПК-26.
Владеть:
методами создания, развития и реконструкции опорных геодезических сетей, ПК-2;
навыками применения современной вычислительной техники и информационных технологий для обработки результатов астрономических наблюдений, ПК-7;
методами интерпретации данных, получаемых из астрономических измерений, для изучения физических полей Земли и планет, ПК-24, ПК-26.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 176 часов.
-
4.1 Структура преподавания дисциплины
№
п/п
|
Раздел
дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость
(в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
лекции
|
практические занятия
|
самостоятельная работа
|
1
|
Сферическая астрономия
|
|
|
|
|
|
|
1.1
|
Введение
|
4
|
1-2
|
2
|
2
|
|
собеседование: 1-2
|
1.2
|
Системы координат в астрономии
|
4
|
3-4
|
2
|
2
|
8
|
собеседование: 3-4
|
1.3
|
Суточное движение светил
|
4
|
5-6
|
2
|
2
|
8
|
собеседование: 5-6
|
1.4
|
Измерение времени
|
4
|
7-10
|
4
|
4
|
8
|
собеседование: 7-10
|
1.5
|
Факторы, изменяющие видимые положение светил
|
4
|
11-14
|
4
|
4
|
8
|
собеседование: 11-14
|
|
Аттестация
|
4
|
|
|
|
|
зачет: 4-й семестр
|
1.6
|
Факторы, смещающие систему координат относительно звезд
|
5
|
1-2
|
4
|
2
|
4
|
собеседование: 1-2
|
1.7
|
Редукционные вычисления. Движение земных полюсов
|
5
|
3-4
|
4
|
2
|
12
|
собеседование: 3-4
|
2
|
Геодезическая астрономия и астрометрия
|
|
|
|
|
|
|
2.1
|
Введение
|
5
|
5
|
2
|
1
|
|
собеседование: 5
|
2.2
|
Теоретические основы методов геодезической астрономии
|
5
|
6-8
|
6
|
3
|
6
|
собеседование: 6-8
|
2.3
|
Астрономические инструменты и приборы
|
5
|
9-10
|
4
|
2
|
10
|
собеседование: 9-10
|
2.4
|
Точные способы астрономических определений
|
5
|
11-14
|
8
|
4
|
10
|
собеседование: 11-14
|
2.5
|
Приближенные способы астрономических определений
|
5
|
15-16
|
4
|
2
|
10
|
собеседование: 15-16
|
2.6
|
Основы астрометрии
|
5
|
17-18
|
4
|
2
|
10
|
собеседование: 17-18
|
|
Аттестация
|
|
|
|
|
|
экзамен: 5-й семестр
|
4.2 Содержание дисциплины и требования к уровню его освоения
Условные обозначения:
-
Качество усвоения знаний (А):
А1 -
|
знания, предусматривающие деятельность по воспроизведению;
|
А2 -
|
знания, предполагающие применение в ситуациях, аналогичных обучающим;
|
А3 -
|
знания, использующиеся в задачах, требующих установления новых связей между понятиями;
|
А4 -
|
знания, предполагающие способность достраивать систему связей новыми.
|
-
Уровень усвоения умений (Б):
Б1 -
|
ученический – умение пользоваться системой понятий при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием (подсказкой);
|
Б2 -
|
(типовой – алгоритмический – уровень) – умение пользоваться системой понятий в ситуации, аналогичной обучающей;
|
Б3 -
|
(продуктивный эвристического типа) – умение применять систему знаний в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями;
|
Б4 -
|
(продуктивный творческого типа) – умение достраивать сформированные системы понятий новыми, самостоятельно сформированными.
|
Степень научности (В):
-
В1 -
|
(феноменологическая) – описательное изложение фактов и явлений; каталогизация объектов, констатация их свойств и качеств (известен определенный ряд однородных факторов), это использование преимущественно естественного языка и житейских понятий;
|
В2 -
|
(аналитико-синтетическая) – объяснение природы и свойств объектов и закономерностей явлений, часто качественное или полуколичественное (известны сущность первого порядка и свойства объектов и явлений, механизмов, управляющих функционированием анализируемых фактов и процессов);
|
В3 -
|
(прогностическая) – объяснение явлений данной области с созданием их количественной теории, моделирование основных процессов, аналитическим представлением законов и свойств (известны закономерности функционирования объектов конкретного вида);
|
В4 -
|
(аксиоматическая) – объяснение явлений с использованием высокой степени общности описания (большой объем материала и широкое использование научного языка, глубина проникновения в сущность явлений – известны общие законы функционирования объектов любой природы).
|
1. Сферическая астрономия
|