О взаимодействии с семьями воспитанников
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведение.
«… Дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…». Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: «Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить» – так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.
К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща.
Новые федеральные государственные образовательные стандартыдошкольного образования подчеркивают особую важность взаимодействия детского сада и семьи.
Основные задачи моей работы с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Взаимоотношения с родителями мною выстраиваются поэтапно:
На первом этапе, который можно назвать“Давайте познакомимся!”, родители знакомятся с образовательной программой, с особенностями построения коррекционной работы с воспитанниками, основными задачами совместной работы. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа, изучения спроса родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Второй этап – “Давайте подружимся! ”. На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, “круглые столы”, игровые семинары, консультации. На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.Современный родитель хочет знать о речевых нарушениях, которые отмечаются у его ребенка, о методах преодоления нарушений речи, желает получить необходимые рекомендации о том, как заниматься с ребенком дома. Специалистам важно так построить свои сообщения, чтобы они не носили формального характера, а привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали желание сотрудничества.
Третий этап называется “Давайте узнавать вместе”. На этом этапе можно говорить о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев). Кроме того, на консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.), максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения.В решении поставленных задач помогут и такие формы общения с родителями, как «Педагогическая гостиная», «Вместе весело шагать…», «Я знаю, я умею, я могу», а также совместные праздники и выставки «Минута славы», «Поздравление именинников», «Новый год», «Восьмое марта» и т.д.; конкурсы чтецов, «По лесным тропинкам», «Лучшая дидактическая игра своими руками», «Любимая книга моего детства»; совместные фотоконкурсы и другие мероприятия, объединяющие родительское и детское сообщество.
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться основных принципов взаимодействия:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении педагогов с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если педагог не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Учитель-логопед, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение педагога успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Отбор форм взаимодействия с семьей и качество организуемых мероприятий. Любое, даже самое небольшое мероприятие с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность. Педагог сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления взаимодействия с семьей.
А еще хотелось бы рассмотреть некоторые жизненные ситуации, с которыми сталкивается большая часть родителей.
Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: «Не хочет заниматься дома!». Причину необходимо искать в неверной расстановке акцентов в отношении к ребенку или в непонимании коррекционных задач. Консультация с логопедом, другими педагогами и специалистами может разрешить многие проблемы. Логопед (педагог) должен учитывать при этом темперамент, характер ребенка, лево-правополушарный тип, мальчик это или девочка, тип семейных отношений и т. д.
У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился! Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.
Любое умение, опыт приобретается путем проб и ошибок. Как же помочь родителям научиться «правильно» указывать на ошибки детей? Да, знание ошибок полезно и часто необходимо. Но указывать на них нужно с особой осторожностью. Это касается особенно исправления звуковых и речевых ошибок, так как поставленный звук ребенок может произнести сразу не во всех случаях. Не стоит замечать каждую ошибку сиюминутно, требуя исправления. Порой можно ее исправить в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец. В некоторых случаях вводят игровую систему штрафов и за неправильно произнесенное слово, его необходимо повторить правильно 3 (5) раз. Хорошо определить в доме «место правильной речи», где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его. Наконец, замечания стараться делать на фоне общего одобрения. Если же без порицаний не обойтись, то нужно попробовать выразить их в виде недовольства «действием», а не ребенком в целом.
Можно предложить родителям вспомнить себя детьми. Как долго у них самих не получалось написать букву, чисто подмести пол, забить гвоздь? Теперь эти дела кажутся им простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе обижаться. Можно привести пример с годовалым малышом, который учится ходить. Вот он делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри как надо! Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы правильно!» Комично? Нелепо? Но так же нелепы любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится что-либо делать.
Часто, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное, некоторые родители встают на путь «подкупа». Этот путь очень опасен, не говоря уже о том, что мало эффективен. Нужно приложить максимум усилий, чтобы пробудить интерес ребенка. Можно заставить его механически заучивать задания, но такая «наука» осядет в голове мертвым грузом. В какой-то момент может быть нужно пойти на риск и дать ребенку получить отрицательный опыт в виде порицания педагога, подсмеивания друзей и т.д.
В общении с ребенком необходимо избегать слов нет, нельзя, императивных советов, готовых решений, критики, выговоров и обвинений.
Первый и главный путь - постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бояться, что слова одобрения испортят его. При этом постараться использовать местоимения я, мне, вместо ты. Например, «Я рада, что у тебя получается!», а не «Какая ты молодец!» Наказывать же ребенка лучше, лишая хорошего, чем, делая ему плохое. Поэтому нужно иметь запас «удовольствий», традиций, больших и маленьких праздников.
Доводы родителей, что «с нами столько никто не возился, и ничего, выросли», сейчас неуместны. Объем требований к детям, поступающим в школу, вырос. У ребенка должна быть сформирована речь. Он должен быть уже читающим, пишущим, владеть учебными навыками. Поэтому работать нужно начинать уже сейчас.
И чтобы эти занятия были успешными необходимо:
1. Определить четкое время занятий. Для этого на часах вместе с ребенком можно сделать «пометку», указывающую на начало занятий. Правилу занятий в определенное время необходимо следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка вами и вместе с вами. Очень важна самоорганизация родителей, т.к. всегда находится «1000 неотложных дел». Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе им может помочь известный факт, что на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во много раз больше времени и сил.
2. Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы:
15-20 минут - для детей средней группы;
20-30 минут - для детей старшей группы.
3. К моменту занятий предварительно изучить задание (не делать это при ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т.д.), а над чем необходимо «посидеть» перед зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы, типа: «Что будем сначала делать - учить скороговорку или составлять рассказ?». Речь взрослых должна быть четкой и ясной.
4. Занятия проводить в виде игры или в процессе игры. С детьми младшего и среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!».
5. Текущую коррекцию проводить мягко и не авторитарно.
6. Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты, стараться реагировать адекватным ситуации образом (шуткой, записью на магнитофоне, приемом «фотографирования» и т.д.). Можно попробовать выполнить задание «за компанию» со сверстником, братом, сестрой.
7. Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.
8. Родителям - иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов.
Положительный результат может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Если контакты с родителями были постоянными на всех этапах детского развития, а родители своевременно и внимательно обеспечивали создание необходимых условий для становления речи, то, как правило, ничто не препятствует ее естественному ходу.
Библиографический список
Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2
Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика
Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей?
Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.
|