Аннотация к рабочей программе основное общее образование
литература
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5- 9 классы/ автор – сост. В.Ф. Чертов. – М.: «Просвещение».
Учебники:
1. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. Литература. В 2-х частях. 5 класс. ОАО "Издательство "Просвещение."
2. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. Литература. В 2-х частях. 6 класс. ОАО "Издательство "Просвещение."
3. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. Литература. В 2-х частях. 7 класс. ОАО "Издательство "Просвещение."
4. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. Литература. В 2-х частях. 8 класс. ОАО "Издательство "Просвещение."
5. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. Литература. В 2-х частях. 9 класс. ОАО "Издательство "Просвещение."
Главными целями в изучении предмета «Литература» являются:
-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
-постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
-поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
-овладение всевозможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);
-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Место предмета в учебном плане
Учебный план предусматривает изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 442 часов.
Год обучения
|
Кол-во часов в неделю
|
Кол-во учебных недель
|
Кол-во часов в учебном году
|
5 класс
|
3
|
34
|
102
|
6 класс
|
3
|
34
|
102
|
7 класс
|
2
|
34
|
68
|
8 класс
|
2
|
34
|
68
|
9 класс
|
3
|
34
|
102
|
|
|
Всего за курс: 442 часа
|
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5- 9 классы/ автор – сост. В.Ф. Чертов. – М.: «Просвещение».
Учебники:
1. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. Литература. В 2-х частях. 5 класс. ОАО "Издательство "Просвещение."
2. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. Литература. В 2-х частях. 6 класс. ОАО "Издательство "Просвещение."
3. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. Литература. В 2-х частях. 7 класс. ОАО "Издательство "Просвещение."
4. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. Литература. В 2-х частях. 8 класс. ОАО "Издательство "Просвещение."
5. 4. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. Литература. В 2-х частях. 9 класс. ОАО "Издательство "Просвещение."
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Главными целями в изучении предмета «Литература» являются:
-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
-постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
-поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
-овладение всевозможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);
-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков, без которых невозможна социализация личности, раскрытие ее потенциальных возможностей. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и тематического принципов, в 9 классе допускается возможность изучения линейного курса на историко-литературной основе, дополненного обзорами историко-литературного, теоретико-литературного, проблемно-тематического характера.
Для каждого класса формулируются ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы:
5 класс – художественный образ в литературе;
6 класс – образ человека в литературном произведении;
7 класс – сюжет как метафора жизни;
8 класс – художественный мир; литературные жанры;
9 класс – художественный мир; направление; композиция.
В соответствии с избранной логикой построения курса литературы перед каждым классом ставятся конкретные практические задачи, связанные с целенаправленным поэтапным овладением учащимися необходимыми знаниями и умениями.
В 5 классе учащиеся знакомятся с произведениями самых разных жанров, а также с их историей, отдельными формальными признаками. Основное внимание уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания. Основные виды деятельности – работа над техникой чтения и его выразительностью, составление плана, аннотации, отзыва о литературном произведении, пересказы разного типа, устные и письменные ответы на вопросы, связанные с анализом произведения в заданном аспекте, а также с художественными образами в других видах искусства и с использованием словесных образов в разных ситуациях общения.
В 6 классе представления учащихся об искусстве словесного образа обогащаются обращением к образу литературного персонажа и анализом средств его создания в произведениях разных жанров и эпох. Основные виды деятельности — устные и письменные характеристики персонажа (особое внимание уделяется анализу портрета и речевой характеристики), сопоставительная характеристика героев, составление словаря героев античной и славянской мифологии, фольклора, обсуждение вопросов об использовании этих образов в литературных произведениях и об особой значимости в нашем повседневном общении «прецедентных имен», «вечных» образов, отразивших представления о добре и зле, мужестве, красоте и т. п.
В 7 классе в центре внимания — сюжет литературного произведения, анализ образа события в эпических, драматических и лирических произведениях. Основные виды деятельности — сочинения, связанные с анализом сюжета, конфликта и эпизода (кульминационного, финального) в литературном произведении, сочинения на нравственно-философские темы, предполагающие оценку события, а также рецензии на самостоятельно прочитанные литературные произведения или их художественные интерпретации (иллюстрации, театральные постановки, экранизации).
В 8 классе вводится понятие художественного мира литературного произведения (писателя), преимущественное внимание обращается на средства выражения авторской позиции, смысл заглавия, эпиграфы. В процессе изучения произведений русской литературы 18 века формируются начальные представления о литературном направлении (классицизм, сентиментализм), рассматриваются отдельные черты направления и стиля в литературном произведении. Основные виды деятельности – сочинения, посвящённые анализу художественного мира произведения в одном из аспектов (тематика, проблематика, сюжет, конфликт, композиция, образная система, авторская позиция и т.д.), сочинения на нравственно-философские и публицистические темы с использованием литературного материала, подготовка стилизаций в жанре оды, послания, эпиграммы ,а также устных сообщений о писателе с привлечением дополнительной литературы, ресурсов Интернета.
В 9 классе усиливается исторический аспект изучения, литературные произведения рассматриваются в контексте определённой исторической и литературной эпохи. Закрепляются навыки анализа произведения в единстве формы и содержания, в аспекте литературного направления, жанра и композиции. Основные виды деятельности – сочинения, связанные не только с анализом литературного произведения в заданном аспекте (жанр, композиция, язык проблематика и др.), но и посвящённые целостному анализу небольшого по объёму эпического или лирического произведения. Важное место отводится сочинениям по «сквозным» темам в литературе, сочинениям-эссе на нравственно-философские и публицистические темы, рецензиям на самостоятельно прочитанные произведения, конспектированию литературно-критической статьи.
В процессе изучения предмета «Литература» используются: технологии:
- технология разноуровневого (дифференцированного) обучения предполагает осуществление познавательной деятельности обучающихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал. Создание и использование диагностических тестов является неотъемлемой частью данной технологии;
-технология развития критического мышления предусматривает овладение учащимися различными способами интегрирования информации, умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
-информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности;
-здоровьесберегающие технологии обеспечивают возможность сохранения здоровья учащихся за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни;
-технология проблемного обучения направлена на формирование познавательной деятельности учащихся, усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, развитие способностей к анализу, рефлексии.
-коммуникативно – мыслительная техника «Понимание текста» направлена на формирование таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию, выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»), восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней, сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста.
Применение метода проекта направлено на предоставление каждому учащемуся возможности самореализации, получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации, повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы. Использование проектной технологии способствует развитию коммуникативных навыков, творческих способностей, умения работать в коллективе, даёт возможность получения навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной с использованием новейших технологических средств. Виды проектов, используемые на уроках: исследовательские, творческие, игровые, информационные.
В организации учебного процесса применяются и неурочные формы :
урок – семинар, урок – практикум, урок – экскурсия, урок – исследование,
урок – игра, урок - защита проекта, урок – диспут, урок - театрализованное представление, урок - концерт
|