Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение




Скачать 0.51 Mb.
Название Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение
страница 1/6
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ и СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
«УТВЕРЖДАЮ»

Декан ФГО М.В. Ромм

«___»__________2010г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЫТ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ

Ч.2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МИГРАНТАМИ
ОПП 040100 (521100) социальная работа, бакалавриат

Факультет гуманитарного образования

Курс 3, семестр 6

Лекции: 34 часа

Практические работы: 34 часа

Контрольная работа: 6 семестр

Самостоятельная работа: 37 часов

Экзамен: 6 семестр

Всего: 120 часов


Новосибирск, 2010

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) 040100 (521100) - Социальная работа
Номер государственной регистрации № 521100-doc 84 гум / бак от 10.03.2000 г.
СД.01 - вузовский компонент

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной работы и социальной антропологии, протокол № 6 от 18 января 2010 г..
Программу разработал:

Канд. филос. н., доц. кафедры

социальной работы и социальной антропологии Дерига Е.С.

Заведующий кафедрой:

Д-р социол.н., профессор кафедры СРСА Осьмук Л.А.

Ответственный за основную

образовательную программу:

канд. истор. наук, доц. кафедры СРСА Скалабан И.А.


1. Внешние требования

Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

по направлению 040100 (521100) "Социальная работа"

степень (квалификация) – бакалавр социальной работы

Государственный образовательный стандарт 2000 года предъявляет следующие требования к профессиональной подготовке бакалавров социальной работы:

«1.3. Квалификационная характеристика выпускника

1.3.1. Выявляет (организует работу по выявлению) в микрорайоне, организации, учреждении или предприятии лица, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке; консультирует их в отношении их прав и обязанностей, а также возможностей получить социальную защиту, помощь и поддержку, участвует в прогнозировании, проектировании и моделировании социальной работы в микрорайоне, организации, учреждении или предприятии; организует (и/или ведет) воспитательную и образовательную деятельность в них; содействует координации деятельности различных организаций, учреждений и предприятий в проведении социальной работы.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра социальной работы являются:

* организации, учреждения и службы производственной и непроизводственной сферы, различных организационно-правовых форм, специализирующиеся в области социальной работы;

* различные группы населения и отдельные лица, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Бакалавр социальной работы подготовлен к выполнению определенного уровня следующих видов профессиональной деятельности в области социальной работы, конкретное содержание которых определяется основной образовательной программой, разрабатываемой вузом:

* исследовательско-прикладная;

* практическая работа в социальных организациях и службах. <�…>

1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр социальной работы может быть подготовлен к участию в решении следующих задач:

1.3.4.1. Исследовательско-прикладная деятельность:

* экспертиза, прогнозирование социальных процессов и явлений в области социальной работы;

* организация внедрения социальных проектов и программ;

1.3.4.2. Организационно-административная работа

* информационно-ресурсное обеспечение социальной работы;

* участие в координации социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий;

<�…>

1.3.4.3. Практическая работа в социальных службах

* участие в социально-профилактической работе;

* посредничество и консультирование;

1.3.4.4. Педагогическая деятельность

* организация воспитательной работы в социальных организациях и службах;

<�…>
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.п. 1.2.-1.3. настоящего государственного образовательного стандарта, и с учетом итоговой аттестации выпускника.

В соответствии с квалификационными требованиями бакалавр должен знать:

* понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику ее познания, прогнозирования, проектирования и моделирования;

  1. сущность, содержание, инструментарий, основные методы и виды технологий социальной работы;

* основы социологического анализа;

* психологические основы социальной работы;

* основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы обучения и воспитания; проблемы педагогической работы в организациях, учреждениях и службах социальной работы;

* основы правового обеспечения социальной работы;

Бакалавр должен изучить опыт:

* практической работы в организациях, учреждениях и службах социальной защиты и обслуживания;

* организации и управления подразделениями учреждений и служб системы социальной работы;

* проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;

* использования информационных технологий в органах и учреждениях социальной работы;

Бакалавр должен владеть:

* основными методами социальной работы с различными группами населения и отдельными лицами;

* методикой взаимодействия с государственными и негосударственными учреждениями и организациями, координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных мероприятий и профилактической работы с объектами социальной работы;

* методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;

* основными методами психолого-педагогической деятельности;

* методами образовательно-воспитательной работы в социальных организациях и службах».
Требования ГОС к обязательному минимуму содержания дисциплины

Шифр дисциплины

Содержание учебной дисциплины

Часы

СД.01

Опыт социальной работы с различными группами населения.

Опыт современной социальной работы с семьей.

Особенности методики социальной работы с детьми и молодежью.

Опыт деятельности социальных учреждений с людьми пожилого и старшего возраста.

Методика социальной работы с людьми, имеющими ограниченные возможности и особые нужды, с лицами и группами социально негативного поведения, среди отбывающих и отбывших наказание.

Опыт деятельности органов социальной защиты населения среди безработных, с мигрантами, беженцами и бездомными, с жертвами природных и техногенных катастроф, межэтнических конфликтов и т. п.

220


Курс «Опыт работы с различными группами населения» включен в вузовский компонент цикла специальных дисциплин (СД) основной образовательной программы и соответствует государственным требованиям к уровню подготовки студентов, обучающихся по направлению 040100 (521100) «Социальная работа».

2. Особенности построения дисциплины

Особенности (принципы) построения учебной дисциплины

Особенность (принцип)

Содержание

Основания для введения дисциплины в учебный план направления или специальности

ГОС высшего профессионального образования по направлению 521100 «Социальная работа»; Концептуальная записка к общеобразовательной программе по направлению 040100 социальная работа

Адресат курса

Студенты 3 курса дневного и заочного отделений факультета гуманитарного образования направления «Социальная работа»

Основные цели дисциплины в терминах достижений обучающихся

- изучить основные понятия и категории социальной работы с мигрантами,

-овладеть навыками анализа проблем различных категорий мигрантов,

-определить способы решения социальных проблем мигрантов с помощью технологий социальной работы

Ядро дисциплины

Теоретические и практические основы социальной работы с мигрантами: влияние миграционных процессов на современное общество, нормативно-правовое обеспечение социальной работы с мигрантами, методы и технологии социальной работы с различными категориями мигрантов.

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся, необходимые для успешного освоения курса

Для успешного освоения курса студентам необходимо знать основы следующих дисциплин:

- технологии социальной работы (а именно: методы, формы социальной работы, основные направления оказания социальной помощи различным категориям населения);

- социальной психологии (процессы социализации и адаптации личности, особенности межличностных и межгрупповых отношений, формирование социальных стереотипов);

- теории социальной работы (иметь представление о профессионально-этических основах социальной работы, зарубежном и отечественном опыте социальной работы);

- демографии (основные направления и масштабы миграционных процессов, влияние миграции на демографическую структуру населения).

*Объем в часах курса


соотношение между теоретической и практической частями курса - 1:1, то есть лекционные занятия - 34 ч., практические занятия – 34 ч.

Основные понятия курса

мигранты, миграционная политика, легализация положения мигрантов, формы, методы и технологии социальной работы с мигрантами.

Направленность курса на развитие общепредметных, общеинтеллектуальных умений, обладающих свойством переноса

обобщение, анализ, синтез, классификация, оценивание, абстрагирование, индукция, дедукция, моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем.

Особая технология организации учебного процесса по курсу

Деятельность студента по изучению дисциплины складывается из посещения:

- лекций (лекционные занятия предполагают применение техники активного слушания (лектор не просто доносит до студентов основное содержание курса, но и задает вопросы, активизирует аудиторию на вдумчивое восприятие информации; лекция-диалог);

- практических занятий. Процедура взаимодействия с аудиторией предполагает использование активных форм обучения (групповые дискуссии, анализ проблемных ситуаций, методик: ЗХУ, чтение с разметкой, прием «Фишбоун», мозговой штурм, стратегии «Зигзаг» и «Уголки», работа с портфолио и др.). Ряд практических заданий имеет соревновательный характер, что позволяет повысить активность студентов в изучении дисциплины и осуществлять процедуру их объективного оценивания. На семинарских занятиях студенты, основываясь на полученных теоретических знаниях, осуществляют анализ миграционных процессов в современном мире, их причины, функции и последствия, как для принимающего региона, так и для самих переселенцев, а также социальных проблем мигрантов, обосновывают рациональность применения различных методов социальной работы для разрешения трудной жизненной ситуации мигрантов.

Описание основных “точек” контроля

В рамках изучения данного курса предполагается проведение:

  • промежуточного контроля знаний студентов (домашние задания (письменные и устные), коллоквиум, контрольные работы);

  • итогового контроля (экзамен в форме тестирования).

Особенности организации учебного процесса по дисциплине

Курс является авторским, он дает возможность студентам в дополнение к гос. стандарту узнать о миграционной ситуации в стране, об основах нормативно-правового обеспечения социальной работы с данной категорией населения, вопросах, связанных с приобретением гражданства, как в РФ, так и за рубежом, а также зарубежный опыт социальной работы с мигрантами. В курсе помимо традиционных (лекции, семинарские занятия) используются активные формы обучения, позволяющие не только заинтересовать учащихся в изучении предмета, но и развить у них навыки критического мышления (технология КМ). Помимо этого делается упор на развитие навыков анализа у студентов при изучении той или иной темы курса, написание творческих работ, а не традиционных рефератов.



3. Цели учебной дисциплины

Номер цели

Содержание цели

Студент будет иметь представление:

1

Об истоках миграционной подвижности населения, масштабах и основных направлениях в XIX-XXвв.

2

О масштабах, векторах направления современных миграционных процессов, их характере и влиянии на состояние, структуру и развитие общества XXI в.

3

О связи курса с другими дисциплинами гуманитарного цикла: миграциология, социальная психология, теория и технологии социальной работы, социология, демография, этнопсихология и этносоциология, история.

4

О значимости изучения миграционных процессов для социальной работы на современном этапе ее развития.

5

О современном состоянии миграциологии как основополагающей теории о миграционных процессах.

6

Об опыте социальной работы с мигрантами в России и за рубежом

7

Об основах управления миграционными потоками в России и за рубежом.

8

О практике организации и управления миграционной службой РФ.

9

О влиянии миграционных потоков на современную демографическую ситуацию в России.

Студент будет знать:

10

Цели, задачи и структуру курса. Основное содержание дисциплины.

11

Основные понятия и категории курса.

12

Особенности организации социальной работы в учреждениях и организациях, специализирующихся на миграционной проблематике.

13

Примеры массовых миграций населения в отечественной и зарубежной истории и их последствия для принимающей страны.

14

Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе с мигрантами

15

Виды миграции, их особенности, факторы, причины и последствия миграционной подвижности населения.

16

Специфику, масштабы, направления миграционных потоков в Сибирском федеральном округе.

17

Структуру Миграционной службы, ее задачи и функции.

18

Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты по проблеме миграции. Основы нормативно-правового обеспечения социальной работы с мигрантами на федеральном и региональном уровнях.

19

Сущность и особенности трудных жизненных ситуаций, формирующихся в различных сферах жизнедеятельности у мигрантов при переезде на новое место жительства, основные социальные проблемы данной категории лиц.

20

Технологии социальной, психосоциальной, социально-педагогической, социально-медицинской, социально-правовой, социально-экономической помощи различным категориям мигрантов.

21

Содержание, цель, задачи и принципы миграционной политики РФ, основные ее инструменты и перспективы развития.

22

Способы легализации положения мигрантов в России.

23

Социальные проблемы различных категорий мигрантов, их специфику в условиях российской действительности.

24

Особенности формирования маргинальной личности, стратегии аккультурации и адаптации в обществе, закономерности социального взаимодействия мигрантов и принимающего населения.

25

Содержание методов и форм социальной работы, применяемых в работе с вынужденными мигрантами.

Студент будет уметь:

26

пользоваться нормативно-правовой базой при работе с клиентами-мигрантами, осуществлять анализ законов и других правовых актов с целью оказания своевременной правовой помощи.

27

определять состав методов социальной работы с мигрантами, исходя из принципа индивидуального подхода к клиенту.

28

выбирать и использовать эффективные технологии социальной, психосоциальной, социально-педагогической, медико-социальной работы с мигрантами.

29

применять базовые ценности и этические стандарты профессии на практике при работе с различными категориями мигрантов.

30

защищать интересы клиентов-мигрантов, выполнять роль посредника между иммигрантскими общинами и учреждениями социальной сферы.

31

определять и решать первоочередные проблемы мигрантов, обращающихся за помощью в социальные службы.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Науки Российской Федерации Федеральное Агентство по Образованию Государственное...
Федеральное Агентство по Образованию Государственное Общеобразовательное Учреждение Высшего Профиля
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Федеральное агентство по образованию утверждаю
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Н. П. Щербаков, А. С. Киркинский, Е. В. Павловский, Т. Ф. Свит, Б. В. Семкин, И. Д. Фурсов
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Федеральное агентство по образованию министерства образования и науки российской федерации
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Методические указания предназначены для студентов 3-4 курсов. Содержание...
Методические указания разработаны сотрудником кафедры прикладной математики и программирования: кандидатом технических наук, доцентом...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Методические указания обсуждены и утверждены на заседании кафедры английской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Российская Федерация Федеральное агентство по образованию Государственное...
Целью моей работы является изучения устройство микропроцессоров, узнать его технологии изготовления и рассмотреть виды современных...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Российской Федерации Федеральное агентство по образованию федеральное...
Т. М. Халина, М. И. Стальная, С. Ю. Еремочкин электрооборудование малых урбанических форм. – Учебное пособие для студентов специальности...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Методические рекомендации подготовлены на кафедре «Государственное и международное право»
Федеральное агенство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Учебно-методическое пособие Казань 2008 федеральное агентство по...
Полевая археологическая практика Казанского государственного университета: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Московский...
Учебно-методическое объединение по образованию в области автоматизированного машиностроения (умо ам)
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Инструкция по охране труда и пожарной безопасности для студентов...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск