Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири)


Скачать 2.83 Mb.
Название Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири)
страница 1/20
Тип Автореферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


На правах рукописи

Девятиярова Анастасия Игоревна

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПАРЛАМЕНТАМИ РФ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

(НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)


Специальность 23.00.02. –

«Политические институты, процессы и технологии»
Диссертация на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Научный руководитель:

доктор политических наук, доцент

Шашкова Ярослава Юрьевна

МОСКВА – 2014

Оглавление

Введение



Актуальность темы исследования. Необходимость анализа региональных парламентов в качестве представительных органов власти связана с трансформацией на рубеже XX-XXI вв. российской политической системы, а также с изменением информационных характеристик развития современного общества.

Переход от индустриальной стадии развития к постиндустриальной сопровождается переоценкой функциональных возможностей классических институтов представительной демократии и поиском новых форм участия граждан в процессе принятия решений. Приобретающие популярность в последнее время теории теле- и кибердемократии становятся своеобразным вызовом представительной модели в традиционном ее понимании. Несмотря на сложности реализации идеи электронной демократии (eDemocracy) в России, попытки поиска новых форм участия населения в общественно-политической жизни страны актуализируют необходимость анализа причин недостаточной эффективности существующих институтов представительства, в том числе легислатур, а также разработки возможных путей их совершенствования.

Кроме того, исследование проблем представительства до сих пор в большей степени ориентировано на федеральный, общенациональный уровень. Вместе с тем, парламенты субъектов РФ, включенные наряду с другими органами государственной власти в систему социального управления, требуют особого внимания в силу ряда обстоятельств. Во-первых, коллегиальный характер данных центров принятия решений предполагает конкуренцию различных идей и проектов, делает возможной трансформацию интересов избирателей, политических акторов в законодательные нормы и программы развития конкретной территории, учитывающие ее социально-экономические, демографические, культурные и прочие особенности. Во-вторых, постоянно меняющийся статус региональных ассамблей относительно других властных органов делает необходимым изучение особенностей реализации ими функции социально-политического представительства на различных этапах трансформации российской политической системы.

В связи со сказанным изучение тенденций развития региональных парламентов в качестве элемента системы государственного управления и особенностей реализации ими функции социально-политического представительства в 1990–2000-е гг. является актуальным и требует дополнительного осмысления.

Степень научной разработанности проблемы.

Об актуальности темы представительства и постоянном интересе к ней говорит непрекращающийся научный дискурс, который наблюдается в научно-исследовательских кругах. Возникающие в политической практике проблемы, связанные с поиском оптимальных моделей представительства, механизмов эффективного сочетания интересов, позволяющих политической системе функционировать не только легально, но легитимно и эффективно, активизируют исследователей на переосмысление накопленного теоретического и практического опыта в этой области.

Исследованию теоретических воззрений мыслителей различных исторических эпох на проблему представительства и систематизации полученных результатов посвящены работы как зарубежных, так и отечественных авторов. Всестороннему анализу содержания представительства посвящена работа А. Бирча, который наполнял данное явление несколькими смысловыми нагрузками, рассматривая представительство и как делегирование полномочий, и как символ, и как обладание определенными характеристиками некой группой1. Б. Манен и Н. Урбинати раскрывают сущность представительного правления и его характеристики в динамике, исследуя историю его развития как с точки зрения отражения в политической мысли, так и в ходе анализа реальных примеров функционирования представительных систем различных стран на протяжении длительных исторических периодов2. Теоретико-правовой обзор развития представительной формы правления отражен в статьях Л.И. Никоновой, К.М. Паронян, Е.Л. Сысолятиной и др.3 Н.А. Филиппова, раскрывая смысл основных конституционных доктрин народного представительства рубежа ХIX-XX вв., актуализирует значение юридической теории для модернизации России4. О необходимости постоянного внимания к институту народного представительства, пересмотра его содержания и форм проявления в соответствии с изменениями, которые происходят в условиях конкретной страны, указывает и украинская ученый Н.В. Заяц5.

Значительная часть исследований посвящена проблемам представительства на современном этапе развития российского государства. Так, конституционно-правовые основы функционирования системы народного представительства в России явились предметом/объектом исследований П.А. Астафичева, А.К. Глухаревой, С.В. Масленниковой6. Политическим характеристикам сложившейся в нашей стране системы представительства посвящены работы Ц.Б. Батуева, рассматривающего власть представительную в качестве значимой части государственной власти, Н.Ф. Земченкова, акцентирующего внимание на роли избирательных технологий, М.В. Глигич-Золотаревой, К.С. Кирюхина, М. Пискотина, В.Н. Руденко, актуализировавших проблемы недостаточного политического авторитета представительных органов власти и их решений, а также обозначивших возможные альтернативы разрешения обозначенных проблем в рамках других институтов и механизмов7.

Традиционно тема представительства находит отражение в исследованиях, посвященных проблемам парламентаризма. В работах С.В. Володенкова, О.В. Гаман-Голутвиной, И.В. Гранкина, Е.А. Гуляевой, Р.Я. Евзерова, А.Л. Зверева, И.В. Котелевской, Р.М. Романова, В.Г. Румянцевой, Ю.Д. Шевченко, В.Л. Шейниса посредством анализа функциональных характеристик законодательного органа власти, прежде всего, национального уровня, его официальных полномочий, взаимодействий с другими органами власти делается вывод об эффективности реализации принципа народовластия8. В рамках этого же направления следует назвать авторов, уделяющих особое внимание отдельным, в первую очередь, правовым, аспектам функционирования парламентов, оказывающим прямое влияние на характеристики их представительного потенциала: парламентским процедурам, определяющим механизмы организации работы парламентов и ее прекращения (Л.В. Дорофеева, А.А. Кондрашев, М.М. Курманов, И.Н. Рязанцев, Г.Д. Садовникова), проблемам правотворчества, процессу принятия законодательных решений (Б.И. Макаренко, М.С. Студеникина) и статуса депутатов (Л.А. Нудненко), а также взаимоотношениям законодательных органов субъектов РФ с высшими должностными лицами (К.А. Ишеков, А.В. Ракова)9.

Особый интерес представляют работы зарубежных авторов, раскрывающие различные нюансы функционирования парламентов, в частности, в сфере представительства. Так, в рамках проекта «Граждане и представительство во Франции и Германии» исследователи концентрируют внимание на недооцененной, по их мнению, проблеме – методах работы депутатов на округах. На основе богатой эмпирической базы, полученной, в частности, в процессе систематических наблюдений за работой парламентариев Германии и Франции, которую они проводят, «идя домой», делаются выводы о влиянии типа мандата (способа избрания) на поведение представителей10. Интересный анализ представительной системы Канады с точки зрения работы депутатов на округах и их позиции в рамках парламента в процессе принятия решений представлен в работе С. Сорока, Э. Пеннер, К. Блайдук11. Проблемы представительства на уровне международных институтов и возможности согласования национальных интересов в рамках Европейского парламента рассмотрены в статье М. Марша и П. Норриса. Ими делается попытка оценить степень эффективности реализации на данном уровне различных форм политического представительства – с точки зрения присутствия национальных делегатов, социального и функционального представительства и т.д.12

Вместе с тем, несмотря на распространенность подхода, согласно которому представительство в рамках политической системы напрямую связано с функционированием парламентских институтов, в последние годы появляются исследования, подчеркивающие необходимость включения в ряд представительных органов власти единоличных выборных должностных лиц (работы П.А. Астафичева13), а также расширения содержания системы представительства за счет включения институтов соучастия экономических субъектов в процессе обсуждения и общественной экспертизы публично-властных решений14. Появление новых трактовок и подходов в рамках обозначенной проблематики, как представляется, имеют объективные причины, и связаны с необходимостью переосмысления понятия «представительство» применительно к политическим реалиям.

В целом, общий анализ имеющихся работ, посвященных теме представительства, позволяет заключить, что исследовательский интерес подавляющего большинства авторов ориентирован на процессы и институты национального и даже международного уровня. Одновременно с этим, проблематика реализации представительной функции парламентами регионального уровня является в меньшей степени разработанной, имеющиеся в данном направлении исследования носят разрозненный, несистематизированный характер и принадлежат ученым, область научных интересов которых представлена различным спектром общественных дисциплин – юристов, политологов, социологов, историков. Региональные парламенты нечасто становятся объектом комплексных исследований. В числе немногочисленных работ стоит отметить «Региональные парламенты в современной России» А.С. Автономова, А.А. Захарова, Е.М. Орловой15. Однако в большинстве своем отдельные аспекты регионального парламентаризма и представительства раскрываются в работах более общей проблематики.

В частности, в работах М. Бри, В.Я Гельмана, А.Ф. Иванова, Р.Ф. Туровского, С.В. Устименко, А.Д. Хлопина рассматриваются основные характеристики происходящих в России политических процессов, выявляются причинно-следственные связи между политическим режимом страны и направленностью реформ, затрагивающих, в частности, область формирования и функционирования региональных органов власти, механизмы их взаимодействия16.

Комплексный анализ конституционно-правовых основ разделения власти между Российской Федерацией и ее субъектами, а также особенностей взаимодействия органов власти различных уровней представлен в работах Г.Д. Садовниковой, В.А. Черепанова, В.Е. Чиркина17.

Отдельно следует выделить комплекс исследований, объединенных общим подходом к осмыслению политических процессов и институтов, а именно – с позиций культурологической парадигмы. В частности, работа Н.И. Бирюкова и В.М. Сергеева «Становление институтов представительной власти в современной России», как и отдельные статьи этих авторов, отличаются ориентацией на необходимость учета социальных предустановок и поведенческих стереотипов в ходе анализа коллективной деятельности по выработке законодательных решений18. Понять влияние политической культуры на поведение различных акторов, логику электоральных процессов в рамках российской модернизации позволяют также исследования В.А. Ачкасова, О.В. Гаман-Голутвиной, В.Н. Колесникова, О.Ю. Малиновой, С.В. Патрушева, Ю.С. Пивоварова, Е.В. Поповой, Е.В. Притчиной, В.О. Рукавишникова, А.И. Соловьева19.

Частично тема представительства находит свое отражение в работах авторов, область научных интересов которых связана с проблематикой процессов управления. В числе таковых следует отметить как комплексные исследования, посвященные проблемам принятия управленческих решений и специфическим характеристикам управленческой деятельности, так и статьи, ориентированные на более подробное раскрытие особенностей отдельных сторон управленческого цикла.

В частности, представления об аналитических основах и этапах процесса разработки и принятия управленческих решений, нашедших свое отражение в работах В.В. Глущенко и И.И. Глущенко, В.С. Диева, позволяют оценить влияние процедурного и организационного компонента на характеристики принимаемых решений и на работу органа управления в целом20.

Особое внимание механизму представительства и его роли в системе государственного управления уделяет А.И. Соловьев. Исследованные автором проблемы влияния имеющихся у различных групп ресурсов на доступ к процессу управления, причины и механизмы формирования и распространения теневых и полутеневых способов деятельности в системе госуправления позволяют понять причины эффективности и неэффективности тех или иных властных органов с точки зрения их представительского потенциала, оценить роль коммуникативных процессов в системе управления21.

А.А. Дегтярев в контексте исследования вопросов организации политико-аналитической работы выделяет зависимость позиции лиц, принимающих решения, в том числе в рамках законодательных органов, от критериев оценки решений, которые определяются его политическими и идеологическими предпочтениями. Для анализа представительского потенциала региональных парламентов важное значение имеет выявленная автором детерминированность процесса ранжирования приоритетов при обсуждении альтернатив, пунктов повестки дня политико-идеологической позицией лиц, входящих в состав центра принятия решений22. Отдельные нюансы обозначенной проблематики – влияния лиц, принимающих решения, на функционирование органов власти в целом, нашли свое отражение в работах, посвященных вопросу выбора стратегии голосования и в целом проблеме принятия коллегиальных решений, а также исследованиях по проблемам человеческого измерения политического управления, включая его психологические и гендерные характеристики 23.

Тема политического представительства и репрезентативности различных интересов является стержневой в исследованиях партий и партийных систем. В ряду огромного массива работ, посвященных партийной тематике, помимо ставших «классикой» партологии24, особенно следует выделить те, в которых отражены главные тенденции развития данных институтов на современном этапе. Переоценка функциональных характеристик политических партий, в том числе их способности отражать интересы различных слоев населения, прослеживается в работах сторонников «кризиса партий» как института представительства25. Оценка общих тенденций развития партийной системы России, определение роли партий в процессах формирования и функционирования органов власти, в том числе представительных, содержатся в исследованиях Г.В. Голосова, В.И. Ерыгиной, А.В. Лихтенштейн, В.А. Усанова, Я.Ю. Шашковой и др.26 Отдельные аспекты, касающиеся, в частности, картелизации партий и политического класса, влияния данных тенденций на характеристики государственного и политического управления раскрываются в статьях С.Н. Пшизовой27. Особую значимость для настоящего исследования представляют работы, в которых вопросы партийной активности и участия данных институтов в процессе принятия решений рассмотрены на основе богатой региональной эмпирической и статистической базы28. Характеристики участия в политическом процессе других политических акторов, в частности, групп интересов, приведены в работах Н.Ю. Лапиной, С.П. Перегудова, И.С. Семененко29.

Процедурный аспект политического представительства раскрывается в огромном массиве работ, посвященных избирательным системам, влиянию трансформации принципов формирования депутатского корпуса на функционирование законодательных органов власти в качестве представительных.

В рамках обозначенной группы отдельно следует выделить работы юристов и правоведов – С.А. Авакьяна, Ю.А. Веденеева, В.И. Лысенко, А.Е. Постникова, – в которых обозначаются основные субъекты избирательного права и процесса на различных этапах трансформации политической системы России, раскрывается правовой статус избирательного объединения и технологические аспекты его участия в формировании и функционировании органов власти30. Растет число исследований юристов, направленных на выявление правовых основ проводимых в последнее десятилетие реформ, определение сущностных характеристик существующей на современном этапе избирательной системы, ее влияния на конструкцию органов власти и их представительный потенциал31.

Непосредственно политологическим аспектам становления и функционирования органов государственной власти в условиях меняющейся институциональной среды, состоянию публичной сферы посвящен значительный массив статей32. В частности, общие проблемы эффективности функционирования государственных институтов, в том числе законодательных органов власти, анализировали А.С. Ахременко, Л.В. Сморгунов, С.В. Щербаков и др.33.

Большая часть политологических исследований в данном направлении связана с анализом влияния того или иного вида избирательной системы на представительность парламентов с точки зрения присутствия в них различных (как в количественном, так и в программно-идеологическом плане) политических партий, общественных объединений и других акторов. Реформы 2000-х гг., связанные с изменением принципов формирования региональных парламентов, а именно – введением требования применения пропорциональной системы при избрании не менее половины депутатского корпуса, с новой силой активизировали научный поиск в данном направлении. Появившиеся в этот период работы ориентированы не только на общую оценку инициированных федеральным центром реформ34, но и на сравнительный анализ применения различных избирательных систем на региональных выборах35.

Вместе с тем, попытки обозначить тенденции влияния новой институциональной среды на становление законодательных органов власти в регионах, основанные на эмпирической базе, были предприняты уже после первых выборов 1990-х гг. В числе первых, кто начал заниматься исследованием проблем парламентаризма на основе анализа электоральных данных, следует назвать Н.В. Петрова, статьи которого стали выходить еще в середине 1990-х гг.36. Кроме того, анализ закономерностей формирования и функционирования парламентов субъектов Федерации в 1990-е гг. представлен в работах М.Н. Афанасьева, В.А. Динеса, А.Н. Николаева, Л.К. Слиски, А.Ю. Шутова37.

Все большую актуальность и распространение приобретает изучение структуры региональных элит, «политического класса», их динамики в новых политических, институциональных условиях. Вопросу рекрутинга, обновления элит, их влиянию на формирование и функционирование органов власти посвящены работы О.В. Гаман-Голутвиной, А.И. Гнетнева, Ю.Г. Коргунюка, О.В. Крыштановской, Н.Ю. Лапиной, А.Е. Чириковой38.

Особое внимание стоит обратить на значительную научную активность региональных исследователей, занимающихся анализом особенностей становления, развития и взаимодействия с исполнительной властью представительных органов отдельных территорий, а также прогнозированием политической ситуации, в том числе в рамках определенных электоральных циклов39.

В Западной Сибири исследование отдельных аспектов регионального управления, представительства групп интересов, развития региональных партийных систем и т.д. на протяжении 1990-2000-х гг. ведется как отдельными учеными40, так и в рамках университетских центров и научных фондов. Так, значительная работа по анализу политических процессов на уровне субъектов проводится кафедрой политологии Алтайского государственного университета, которая сопровождается выпуском справочников, монографий и публикаций41. Актуальные проблемы российской и региональной политической жизни, в том числе развития представительства и законодательной деятельности, находят свое отражение в «Дневниках АШПИ», представляющих собой результат научно-практических конференций, проводимых Алтайской школой политических исследований42.

Анализ формирования и функционирования региональных легислатур имеет давние традиции среди томских ученых и представлен рядом монографий, статей, а также обучающими проектами43. Отдельно следует выделить работу Новосибирского фонда развития политических технологий и прогнозирования «Сибирь–Форум», разработки которого опубликованы в виде статей, справочников и монографий44.

Проблематика регионального парламентаризма находит свое отражение и в диссертационных исследованиях в различных областях знания. Так, предметом докторской диссертации юриста М.В. Варлен стала природа и содержание депутатской деятельности, конституционно-правовой статус депутата. В работе комплексно выявлены закономерности развития концепции депутатского мандата в отечественных органах представительной власти, установлены тенденции и преемственность между различными видами и формами депутатского мандата, в частности, выделены основные различия в конституционно-правовом статусе депутатов Государственной Думы и в законодательных (представительных) органах субъектов РФ45. Многие положения работы отражены в монографии данного автора «Статус парламентария: теоретические проблемы»46. Представительная природа и организационно-правовые предпосылки мандата, организация работы и гарантии деятельности депутата стали предметом диссертации З.Н. Омаровой. В работе на примере конкретного региона – Республики Дагестан – исследуются проблемы статуса депутата в системе конституционно-правовых отношений представительства и организации работы, обусловленных местом законодательного органа в системе разделения властей Республики47.

Законодательные, (представительные) органы государственной власти субъектов РФ также становятся предметом диссертаций по политологии. В частности, в качестве политических институтов, включенных в единую систему органов государственной власти, региональные парламенты рассматриваются Е.А. Трофимовым. Внимание исследователя, помимо прочего, сконцентрировано не только на функционировании данных органов власти, но и на их взаимодействии с федеральным Центром на новейшем этапе развития политической системы – в «период исполнения президентских полномочий В.В. Путиным, укрепления «вертикали» исполнительной власти и текущий период в развитии основ российского федерализма и парламентаризма»48. Выявлению специфики развития регионального парламентаризма в условиях российской трансформации на примере Законодательного собрания Ленинградской области, определению места и роли законодательных (представительных) органов власти в становлении развитии федеративного государства посвящена диссертационная работа Н.В. Борисовской49.

Обобщая, следует отметить, что значительная часть работы ведется в следующих направлениях – освещение организационно-правовых аспектов формирования и функционирования легислатур; изыскания, имеющие тенденцию к широкому обобщению, либо, напротив, акцентированные на исследованиях политико-правовых особенностей функционирования парламентов отдельно взятых территорий на основе метода case-study. Ощущается определенный дефицит исследований представительского потенциала законодательных органов власти на примере конкретных регионов и в сравнительной ретроспективе. Поэтому постановка и разработка темы диссертационного исследования, ориентированного на изучение названных проблем, является своевременной и актуальной.

Объектом диссертационного исследования выступают региональные парламенты как элемент системы государственного управления и институт представительства.

Предмет исследования – процесс реализации законодательными органами власти субъектов РФ функции социально-политического представительства в условиях правовых и институциональных трансформаций 1990–2000-х гг. на примере регионов Западной Сибири.

Целью исследования является выявление механизмов, особенностей и тенденций реализации функции социально-политического представительства региональными парламентами РФ на примере регионов Западной Сибири, оценка степени влияния партий и групп интересов на их законодательную деятельность.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

– определить специфику региональных парламентов как центров принятия управленческих решений;

– выделить признаки, позволяющие относить те или иные структуры к представительным органам власти;

– исследовать влияние трансформации институциональной среды на формирование законодательных органов государственной власти субъектов РФ в 1990–2000-е гг., выявить специфику данного процесса в регионах Западной Сибири;

– охарактеризовать представительский потенциал политических партий и проследить трансформацию их роли в формировании парламентов Западной Сибири;

– провести сравнительный анализ динамики социально-профессионального состава законодательных собраний регионов Западной Сибири.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1993 г. до конца 2012 г. и соответствуют периоду становления, развития и активной деятельности региональных парламентов. Установление нижней границы имеет непосредственную привязку к принятию в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации, закрепившей новую систему органов государственной власти и местного самоуправления на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, институт свободных выборов. Определение верхней границы связано с учетом электоральных циклов в каждом конкретном регионе, включенном в область анализа.

Территориальные рамки исследования. Анализ особенностей и тенденций реализации функции социально-политического представительства региональными парламентами осуществляется на примере четырех субъектов Западной Сибири – Алтайского края, Новосибирской, Томской и Кемеровской областей. Данный выбор обусловлен тем, что эти территории не отнесены исследователями в число регионов с так называемой «особой электоральной культурой», характерной, в частности, для национальных территорий (республик), что делает их сравнение более корректным.

Теоретико-методологической основой исследования послужили структурно-функциональный и системный подходы, что позволило рассмотреть региональные парламенты как часть политической системы и элемент политико-управленческого процесса, а также представить процесс принятия решений как систему, включающую «вход», «черный ящик», «выход», обратную связь, и испытывающую на себе влияние среды. Системно-коммуникативный анализ как разновидность системного подхода способствовал пониманию законодательных собраний как открытых систем, функционирующих в тесной взаимодействии с окружающей средой50.

Изучение регионального парламентаризма в контексте российского политического процесса в конце ХХ – начале XXI вв., а также общей логики отечественной истории обусловило применение исторического подхода.

Использование в качестве методологической основы теории политических сетей ориентировало на учет специфики отношений между официальными управленческими структурами, общественными и бизнес-ассоциациями; включение в область исследования наряду с сугубо управленческими проблем политических. Представление о политической сети как о системе «государственных и негосударственных образований в определенной сфере политики, которые взаимодействуют между собой на базе ресурсной зависимости в целях достижения согласия по интересующему всех политическому вопросу, используя при этом формальные и неформальные нормы»51, позволяет включить в область анализа не только набор политических акторов и их ресурсы, но и особенности взаимоотношений между ними, опосредованные ценностными ориентациями участников сети.

Логическим дополнением к сетевому подходу служит концепция неоинституционализма. Основные положения данной теории базируются на представлении о созданных акторами институтах, рассматриваемых в качестве «правил игры» или созданных людьми ограничительных рамок, которые организуют взаимоотношения между ними52. При этом ограничения могут быть как формальными и носить предписывающий характер, так и неформальными, являя собой неписанные кодексы, нормы и условности. Неформальные правила возникают из информации, которая передается посредством социальных механизмов, и являются частью культуры общества. Формальные же правила представляют собой политические, юридические, экономические правила и контракты, возникновение которых вызвано усложнением общества, требованием разрешения конфликтов и споров. Неформальные правила детализируют и развивают формальные, заполняя, таким образом, свободные от официальных предписаний лакуны. Представляется, что данный процесс объективен, так как законы не могут охватить все области и механизмы общественных взаимодействий. Необходимость функционирования в обществе институтов во многом определяется существованием трансакцонных издержек, непосредственно связанных с затратностью информации, неопределенностью человеческих взаимодействий. Чем выше неопределенность, тем большее количество ресурсов приходится тратить на получение большей информации.

В рамках обозначенной методологии допускается, что любой институт имеет дистрибутивные последствия, т.е. дает преимущества одним акторам по сравнению с другими. Представляется, что применение дистрибутивного подхода наиболее адекватно анализу российской действительности, так как позволяет рассматривать институты не как средства координации и решения проблем коллективного действия, а как побочный продукт борьбы за власть и распределение ресурсов в обществе, хотя коллективная выгода от существования институтов полностью не отрицается53.

Теория общественного выбора помогает объяснить поведение акторов в рамках имеющихся институтов, так как она, в частности, предполагает рассмотрение различных способов и методов, посредством которых люди используют центры принятия решений в собственных целях. Данная концепция представляет государство в качестве арены конкуренции людей за влияние на процесс принятия решений, за доступ к распределению ресурсов, за положение на иерархической лестнице. Кроме того, теория общественного выбора позволяет понять специфику и особенности коллективной выработки и принятия политического решения относительно общественного блага.

Понять логику действий отдельных лиц, принимающих решения, или претендующих на этот статус, также позволяет концепция П. Бурдье, согласно которой, сфера политики (политическое поле) представляет собой поле игры, в рамках которого позиции «индивидуальных агентов» определяются их позициями в различных областях социального мира. В свою очередь, положение «агента» в каждой отдельно взятой сфере детерминируется наличием у него соответствующего капитала (экономического, культурного, символического), который обеспечивает выигрыш, то есть дает власть. В результате, на возможность выигрыша влияет как общий объем капитала, так и особенность сочетания различных видов капиталов. Данная концепция, с одной стороны, актуализирует проблему зависимости возможностей акторов выступать в качестве лиц, принимающих решений, от имеющихся у них ресурсов, а с другой – позволяет говорить о потенциальной возможности мобилизации агентов, имеющих схожие позиции и интересы, то есть выделять группы интересов в политической сфере54.

Методы исследования:

– метод сетевого и институционального анализа применялся при исследовании особенностей формирования региональных парламентов, динамики их политической и организационной структуры и характеристик процесса принятия решений в рамках данных органов власти;

– анализ статистических данных использовался при работе с данными электоральной статистики, социологических опросов, демографическими показателями;

– данные о социально-демографическом и политическом составе региональных парламентов были получены методами анализа сводных данных и анализа биографий депутатов;

– нормативно-правовой анализ применялся при работе с правовыми актами;

– метод case-study лег в основу рассмотрения системы органов власти субъектов РФ как уникальных объектов, эволюционировавших на протяжении 1990-2000-х гг.;

– сравнительный анализ дал возможность выявить общие тенденции формирования заксобраний регионов Западной Сибири и реализации ими функции социально-политического представительства.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Нормативные правовые акты 1993-2012 гг., в числе которых следует выделить Конституцию Российской Федерации, нормативные акты федерального уровня – Федеральные законы55, Указы президента56, а также нормативные акты регионального уровня57. Названные в рамках данной группы источники позволили определить основные институциональные условия развития государственных органов власти, проследить тенденцию их трансформации; выявить базовые принципы функционирования региональных ассамблей; обозначить их основные полномочия.

2. Данные электоральной статистики и протоколы избирательных комиссий регионального уровня, на основе которых осуществлен анализ электоральной активности политических акторов, партийно-политического и профессионально-демографического состава ассамблей регионов Западной Сибири58.

3. Справочные издания, содержащие информацию о персональном составе региональных парламентов и основных этапах их исторического развития59.

4. Информационные ресурсы законодательных органов власти Алтайского края, Новосибирской, Кемеровской и Томской областей, дающие подробное представление об основных принципах организации процесса принятия решений, фракционной структуре, направлениях законотворческой деятельности депутатского корпуса60

5. Материалы периодических изданий межрегионального и регионального уровня – газеты и портала «Континент-Сибирь», «Алтайская правда», «Номер 1», «Свободный курс», а также информационных агентств – «Банкфакс», «Сибирское агентство новостей», «Тайга-info».

6. Данные опросов общественного мнения, отражающие отношение жителей России и Алтайского края к политическим институтам61.

Научная новизна. В диссертационной работе на основе системного политологического исследования получены следующие научно обоснованные положения, обладающие новизной:

– показано, что региональные парламенты, в отличие от других органов государственной власти на уровне субъектов РФ, концентрируют в себе возможность одновременной реализации двух главных функций политической власти – представительной и нормотворческой;

– установлено, что в качестве критериев отнесения органов власти к представительным следует считать функциональную ориентированность на обеспечение социально-политического представительства, выборность и коллегиальность по составу и процедуре принятия решений;

– доказано, что представительство является ведущей функцией региональных легислатур, так как именно присутствие в рамках законодательного процесса различных интересов, представленность в политической повестке требований населения конкретной территории обеспечивает оптимальное выполнение других функций, в частности, законодательной и контрольной, а также принятие эффективных решения, требующих признания теми, на кого они направлены и чьи интересы затрагивают;

– отмечено, что реализация парламентами функции представительства зависит как от механизмов и принципов формирования данных властных институтов (в частности, от типа избирательной системы), так и от характера коммуникационных процессов между населением и представителями, определяющую роль в которых играет работа депутатов на округах;

– на основе анализа трансформации структуры и состава органов законодательной власти регионов Западной Сибири доказана зависимость процесса принятия решений в рамках ассамблей и степени доминирования в них конкретных политических акторов от типа применяемой на выборах депутатов избирательной системы и характеристик партийной системы;

– установлено, что механизмы формирования и состав парламентов отдельных регионов Западной Сибири отражают, в первую очередь, специфику партийно-политических процессов в регионах, а также федеральные тенденции;

– путем анализа данных об участниках электоральных процессов в западносибирских регионах сделан вывод о наличии тенденции унификации политических акторов, представляющих различные группы интересов в региональных парламентах, и о закреплении одной политической силы в качестве доминирующей на всех этапах процесса принятия законодательных решений в 2000-е гг.;

– на основе сравнительного анализа динамики социально-профессионального состава депутатского корпуса западносибирских территорий сделан вывод о стабильном преобладании в легислатурах 1990-2000-х гг. лоббистов промышленных, коммерческих, бизнес-структур, а также интересов административно-политической элиты;

– установлено, что изменения политико-правовых условий формирования и функционирования региональных парламентов не способствовали процессу институционализации остальных групп интересов и их репрезентации в коллегиальных центрах принятия решений.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы для осмысления российской трансформации; служить основанием для дальнейших научных разработок проблематики представительства и регионального парламентаризма. Положения и выводы диссертационного исследования могут применяться при оптимизации избирательной системы на уровне регионов и деятельности законодательных органов власти, корректировки избирательных и законотворческих стратегий политических партий в целом и их представителей, а также при дальнейшем формировании нормативно-правовой базы субъектов РФ. Диссертационная работа может быть полезной в учебном процессе, для системы подготовки и переподготовки кадров государственных служащих, работников аппаратов региональных ассамблей и депутатов, а также партийных функционеров.

Апробация работы. Основные идеи, положения и выводы исследования нашли свое отражение в монографии «Региональный парламентаризм в Западной Сибири (1990 – 2000-е годы): сравнительный анализ», статьях в реферируемых периодических изданиях и других публикациях; представлены и обсуждены на региональных и всероссийских конференциях в Барнауле, Томске, Москве, а также использованы при работе в рамках гранта РГНФ «Информационные стратегии законодательных органов государственной власти как средство развития сферы публичной политики на региональном уровне (на примере регионов Юго-Западной Сибири)» (№13-33-01001) и проекта Минобрнауки «Комплексное изучение развития политического и религиозного ландшафта в Южной Сибири в контексте государственной политики России».

Диссертация обсуждена на кафедре политологии факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии Алтайского государственного университета и на кафедре политического анализа факультета государственного управления Московского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает введение, три главы, состоящие из шести разделов, заключение, список использованных источников и литературы, содержащий 359 наименования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon Обоснование проекта развития горнолыжного комплекса в Западной Сибири...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon Западной Сибири Материалы Шестой межрегиональной научно-практической...
Виноградарство в Западной Сибири: материалы Шестой межрегиональной научно-практической конференции 14 сентября 2013 г. / Алт гос...
Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon 15 июня 2016 00: 55 риа новости Москва
Трунин: Минфин не договорился с Минэнерго по налогам для месторождений Западной Сибири
Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon Иностранные военнопленные и интернированные в Западной Сибири:
Охватывают Тюменскую, Новосибирскую, Кемеровскую области и Алтайский край в современных границах
Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon Оценки воздействия на окружающую среду (овос)
«Получения смесей грунтошламовых отвержденных и их применения на территории нефтегазовых месторождений Западной Сибири»
Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon Техническое задание на оказание услуг информационных инфраструктурных...
Техническое задание на оказание услуг информационных инфраструктурных сервисов и системно-технической поддержки для нужд филиала...
Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon «От Февраля к Октябрю: нарастание социально политического кризиса;...
Тема: «От Февраля к Октябрю: нарастание социально – политического кризиса; Октябрьское вооруженное восстание»
Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon 6. 8 Вопросы повышения эксплуатационной надежности электрических...
Обоснование структуры, параметров и алгоритмов управления электротехническим комплексом систем поддержания пластового давления
Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon Дипломная работа специалиста система маркетинговых коммуникаций предприятия
И возможные пути ее усовершенствования (на примере деятельности представительства шведського концерна “electrolux в Украине)
Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon Учебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в...
Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран...
Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon Растепление нефтяных скважин с помощью каротажного кабеля в западной сибири
Строение гидратных пробок и механизм их возникновения в нкт нефтяных скважин
Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon Библиотечное обслуживание инонационального населения Оренбургской...
Охватывают исторический период с 1860-х гг до 1917 г. Нижняя граница исследования связана с социально-экономическими реформами, территориальными...
Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon Афонин И. Д., Смирнов В. А. Социально-трудовые отношения: сущность...
М23 Мумладзе Р. Г., Афонин И. Д., Смирнов В. А. Социально-трудовые отношения: сущность и реализация в процессе управленческой деятельности:...
Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon Проведение в стране социально-экономических преобразований привело...
Проведение в стране социально-экономических преобразований привело к повышению роли регионов во всех сферах жизни общества. Регионы...
Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon Программа подготовки данных персонифицированного учета, представляемых...
Мо нажать комбинацию из двух клавиш, она дается в виде Ctrl+ Такая запись означает, что необходимо сначала нажать первую клавишу...
Реализация региональными парламентами РФ функции социально-политического представительства (на примере регионов западной сибири) icon Устройство укрепленных оснований в зимнее время под сборные железобетонные...
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск