МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И
ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР
ГЛАВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
СТРОИТЕЛЬСТВА
ВСЕСОЮЗНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
«ОРГЭНЕРГОСТРОЙ»
ОДЕССКИЙ ФИЛИАЛ
УТВЕРЖДАЮ
Главный инженер ССО
«Электромонтаж»
10.01.90 В.П. Городецкий
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОНТАЖА ШКАФОВ КРУ
6 - 10 кВ
МОСКВА 1990
Подготовлена Одесским филиалом института «Оргэнергострой»
Составители: В.Н. Абрамов, В.И. Гриценко, А.Г. Клименко, С.Б. Юрковецкий
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Технологическая карта монтажа шкафов комплектных распределительных устройств (КРУ) 6 - 10 кВ внутренней установки предназначена для использования при монтаже КРУ на электростанциях и подстанциях, при составлении проектов организации строительства (ПОС) и проектов, производства электромонтажных работ (ППЭР).
КРУ предназначены для работы в сетях трехфазного переменного тока с номинальным напряжением 6 и 10 кВ.
В карте рассмотрен монтаж шкафов КРУ серии КМ-1Ф ПО «Запорожтрансформатор» (рис. 1); К-104 (рис. 2) Московского завода «Электрощит»; КЭЭ-6, КЭЭ-6С и КЭ-10 (рис. 3) Ровенского завода высоковольтной аппаратуры.
Технологическая карта содержит указания по организации и технологии монтажа, перечень механизмов, инструментов и приспособлений, сведения о затратах материалов, калькуляцию трудовых затрат, график производства работ.
Трудозатраты на наладочные работы графиком монтажа и калькуляцией не учтены.
Технологическая карта разработана в соответствии с «Методическими указаниями по разработке типовых технологических карт в строительстве». М.: ЦНИИОМТП Госстроя СССР, 1987.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
2.1. Общие указания
2.1.1. К началу монтажных работ должны быть выполнены:
строительная часть ЗРУ, включая отделочные работы с обеспечением необходимых проемов для нормальной подачи шкафов;
кабельные каналы и проемы в полу для кабелей;
силовая сеть 380/220/12 В;
заземляющее устройство и электроосвещение;
подъезды к ЗРУ.
Рис. 1. Шкаф КРУ серии КМ-1Ф:
1 - отсек линейных шин, трансформаторов тока и кабельных разделок; 2 - отсек сборных шин и отпаек сборных шин; 3 - шкаф релейный; 4 - отсек выдвижных элементов
Рис. 2. Шкаф КРУ серии К-104:
1 - отсек сборных шин; 2 - отсек линейных шин; 3 - шкаф релейный; 4 - отсек выдвижных элементов
Рис. 3. Шкафы КРУ серии КЭ-6, КЭ-6С (КЭЭ-6, КЭЭ-6С) и серии КЭ-10:
1 - отсек отпаек сборных шин; 2 - отсек линейных шин, трансформаторов тока и кабельных разделок; 3 - отсек сборных шин; 4 - шкаф релейный; 5 - отсек выдвижных элементов
2.1.2. Стены и потолки ЗРУ должны быть оштукатурены и побелены.
Конструкция полов должна исключать образование цементной пыли. Полы коридоров не должны иметь порогов и уступов. Кабельные каналы закрыты несгораемыми плитами.
2.1.3. Шкафы КРУ поставляются преимущественно блоками из трех шкафов с расположением шкафов в соответствии со схемой заполнения КРУ и выполненными электрическими соединениями в пределах блока.
Выдвижные элементы могут находиться в шкафу или отдельном ящике.
Во избежание поломок ящиков при подъеме краном необходимо, чтобы стропы образовывали с горизонтальной плоскостью крышки ящика угол не менее 45°. Стропить за места, указанные на ящиках.
Шкафы нельзя подвергать толчкам и ударам, перемещать только в вертикальном положении.
2.1.4. При получении шкафов КРУ необходимо проверить наличие полного комплекта поставки, количество мест, состояние упаковки, сохранность груза. Обнаруженные повреждения и некомплектность поставки оформляются актом.
Шкафы могут храниться под навесом в упаковке завода-изготовителя или без нее - в закрытых вентилируемых помещениях.
2.1.5. Распаковку шкафов и комплектующих изделий необходимо производить с учетом последовательности сборки и монтажа КРУ, обеспечив условия, предотвращающие увлажнение оборудования.
В зависимости от директивных сроков монтажа КРУ, наличия и возможностей мастерских шкафы могут монтироваться непосредственно в помещении КРУ или, в отдельных случаях, с предварительной обработкой в мастерской (установка на раму трех - пяти шкафов в соответствии со схемой заполнения КРУ, ревизия и наладка комплектующего оборудования).
2.1.6. Шкафы КРУ серии КМ-1Ф имеют следующее обозначение:
Условное обозначение каждого из шкафов, входящих в КРУ серии КМ-1Ф:
Обозначение шкафов КРУ серии К-104:
Обозначение шкафов КРУ серии КЭ-6 и КЭ-6С:
Обозначение шкафов КРУ серии КЭ-10:
Условное обозначение каждого из шкафов, входящих в КРУ серии КЭ-10:
2.1.7. При монтаже КРУ необходимо руководствоваться документацией, приведенной в прил. 1.
2.2. Подготовительные работы
2.2.1. Производится ознакомление со строительной частью помещения, чертежами проекта и технической документацией завода, поставляемой со шкафами.
2.2.2. Производится приемка от строителей помещения под шкафы КРУ. Проверяют соответствие проекту опорных металлоконструкций под шкафы, проемов для силовых и контрольных кабелей. Приемка оформляется актом, подписанным представителями заказчика, строительной и электромонтажной организацией.
2.2.3. Подготавливается площадка для разгрузки, размещения и распаковки доставляемых шкафов КРУ и работы автокрана (рис. 4). Доставляются монтажные механизмы, оборудование, инвентарные устройства и размещаются на площадке.
2.2.4. Уточняется рабочий график производства работ в соответствии с технологической картой и проектом производства работ. Электромонтажники знакомятся с технической документацией, объемом и принятой организацией работ. Бригада инструктируется по технике безопасности ответственным руководителем работ.
2.2.5. Шкафы распаковываются. Расконсервируются узлы и детали. Производится приемка шкафов в монтаж.
2.3. Монтаж шкафов
2.3.1. Освобождают от транспортного крепления выдвижные элементы и поворотные панели релейных шкафов. Выкатывают выдвижные элементы.
Рис. 4. План размещения оборудования и механизмов при монтаже шкафов
1 - площадка разгрузки и распаковки оборудования; 2 - шкаф КРУ; 3 - помещение ЗРУ; 4 - лебедка МЭЛ-1,5-19
2.3.2. Подъем шкафов в зависимости от типа производят с помощью стропов или подъемных приспособлений в соответствии с рис. 5. С помощью катков, приспособлений, приведенных на рис. 6 - 8, перемещают и устанавливают крайний шкаф. Проверяют правильность его установки с помощью отвеса и уровня. При необходимости выравнивают с помощью металлических прокладок толщиной 2 мм. При этом должна исключаться всякая деформация днища, так как это может привести к нарушению регулировок узлов и механизмов в шкафу.
2.3.3. Устанавливают последующие шкафы так, чтобы совпадали отверстия в боковых отсеках шкафов и отверстия в сборных шинах и линейных шинах для шкафов с выводами сбоку.
2.3.4. Проверяют правильность установки секции - отсутствие качания или перекоса шкафов. Соединяют шкафы между собой болтами, не допуская перекосов и повторно проверяют правильность их установки (нахождение верхних кромок дверей всех шкафов на одной линии и фасадных частей шкафов в одной плоскости). Соединение начинают с нижних болтов. Проверяют соосность втычных контактов шкафов и выкатных элементов.
2.3.5. Шкафы закрепляют к закладным конструкциям. Сварку в зависимости от типа шкафа производят в трех-четырех местах швом длиной 100 мм, катетом 4 - 5 мм (в соответствии с указанием заводской инструкции).
2.3.6. Монтируют шкафы токопроводов для вводов и шинного моста (при двухрядном расположении шкафов) полностью собранными или укрупненными блоками. Фиксируют их с помощью элементов подвески к строительным конструкциям. Подъем производят с помощью ручных рычажных лебедок или электропогрузчика (при компоновке, позволяющей его использовать). Заземляют эти шкафы на шкафы КРУ, секции токопроводов между собой соединяют шинами заземления.
2.3.7. Контактные поверхности отпаек и линейных шин промывают бензином - растворителем и смазывают тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201.
Запрещается зачистка контактных поверхностей, имеющих покрытие.
2.3.8. Производят монтаж сборных и линейных шин, шинного моста при двухрядном расположении шкафов. Установку сборных шин начинают с нижней фазы «С», закрепляют их в шинодержателях и присоединяют к ним отпайки в последовательности, удобной для монтажа. При соединении шин избегают перекосов опасных для изоляторов и поддерживающих изоляционных клиц. При длине сборных шин более 20 м в один из шкафов встраивают температурный компенсатор примерно в середине ряда. Производят монтаж магистральных шинок вспомогательных цепей.
Рис. 5. Схема строповки шкафов КМ-1Ф, К-104, КЭ-10, КЭ-6, КЭ-6С, КЭЭ-6, КЭЭ-6С:
1 - шкаф КРУ; 2 - строп 4СК1-2,0/Рт1-1,0/К-0,8/1500; 3 - труба стальная водогазопроводная с условным проходом 40 мм длиной 750 - 1350 мм; 4 - строп 4СК1-3,2/Рт1-1,6/К-1,25/3000; 5 - труба стальная водогазопроводная с условным проходом 40 мм длиной 1500 - 2700 мм; 6 - строп 4СК1-6,3/Рт1-3,2/К-2,5/1600; 7 - подъемное приспособление (кронштейн с траверсой)
Рис. 6. Комплекс механизмов КМБ:
1 - кран; 2 - направляющие (швеллер); 3 - платформа такелажная; 4 - рольганг; 5 - лебедка; 6 - шкаф КРУ
Рис. 7. Опора на воздушной подушке ОВП-1,6:
1 - устройство подачи и распределения воздуха; 2 - грузонесущее основание; 3 - гибкая оболочка; 4 - опорное ограничительное устройство
Рис. 8. Поворотная опора ОП-9:
1 - рама; 2 - колесо; 3 - подъемная лапа; 4 - гидравлический домкрат
Окончательную затяжку болтов контактных соединений производят после установки сборных шин на всей секции КРУ. Тупиковые концы сборных шин должны надежно крепиться в изоляционных клицах.
Болтовые соединения после затяжки закрывают изоляционными коробками, предусмотренными заводом.
2.3.9. Производят подготовку к работе комплектующего шкафы оборудования: выключателей, трансформаторов собственных нужд, разрядников и т.д. в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей этого оборудования.
2.3.10. Проверяют целостность фарфоровой и пластмассовой изоляций, протирают бязью, смоченной в бензине-растворителе. Контактные части ножей и розеток также протирают бязью, смоченной в бензине-растворителе и смазывают смазкой ЦИАТИМ-201.
2.3.11. Производят тщательный осмотр всех элементов шкафов, подтягивают все крепежные болтовые соединения, контактные соединения ошиновки, первичных цепей, а также винты в зажимах, блок-контактах и других элементах вторичных цепей.
2.3.12. Проверяют:
опирание выдвижных элементов на все четыре катка во включенном и зафиксированном положении (отсутствие качаний);
надежность фиксации выдвижных элементов в рабочем и контрольном положениях;
надежность сочленения розеточных контактов выдвижных элементов главной цепи с неподвижными контактами шкафа;
совпадение контактных заземлителей выдвижных элементов с заземляющей шиной шкафа;
работу шторочного механизма;
работу заземлителя от ручного привода;
работу блокировки заземлителя;
усилие вката и выката выдвижного элемента. Производят механические испытания (вкатывание и выкатывание выдвижных элементов; проверяют работу шторок, блокировок, фиксаторов; измеряют контактное нажатие разъемных контактов первичной цепи; проверяют работу и состояние контактов заземляющего разъединителя). Проверки и испытания производят в соответствии с указаниями инструкций заводов-изготовителей шкафов.
2.3.13. Группа наладки производит испытания шкафов КРУ:
измеряет сопротивление изоляции первичных и вторичных цепей; испытывает повышенным напряжением промышленной частоты изоляцию первичных и вторичных цепей;
измеряет сопротивление постоянному току соединений сборных шин, разъемных соединений первичных и вторичных цепей (если какие-либо элементы вспомогательных цепей не допускают испытания повышенным напряжением, то эти элементы должны быть отсоединены).
Производят проверку комплектующего оборудования: выключателей, измерительных трансформаторов, разрядников, предохранителей, разъединителей, силовых трансформаторов и т.д.
2.4. Заключительные работы
2.4.1. Подсоединяет силовые кабели. Места ввода кабелей в КРУ (промежутки между кабелями и патрубками) уплотняют асбестовым шнуром, смоченным в глиняном растворе или мастикой типа УС-65 (другими материалами в соответствии с РД 34.03.304-87).
2.4.2. Устанавливают на прежние места стенки, перегородки, крышки, которые снимались для удобства доступа к шинам при монтаже.
2.4.3. Восстанавливают места с поврежденной окраской, окрашивают сварные швы и конструкции блоков патрубков.
3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ
До начала работ по монтажу шкафов КРУ проверяют горизонтальности закладных конструкций.
При приемке шкафов в монтаж проверяют комплектность и целостность элементов (входной контроль).
Технические критерии и средства контроля операций и процессов приводятся в табл. 1. Приемочный контроль смонтированных шкафов КРУ осуществляется согласно СНиП 3.05.06-85. При приемке работ предъявляют протоколы испытаний и монтажа КРУ.
Таблица 1
Наименование процесса, подлежащего контролю
|
Предмет контроля
|
Инструмент и способ контроля
|
Время контроля
|
Ответственный контролер
|
Технические критерии оценки качества
|
Подготовительные предмонтажные работы
|
Закладные конструкции. Неплоскостность (горизонтальность) швеллеров
|
Уровень линейка
|
До начал монтажа шкафов
|
Мастер
|
Не более 1 мм на площади основания одного шкафа и не более 5 мм по всей длине секции
|
Заземление швеллеров
|
Визуально
|
До начала монтажа шкафов
|
Мастер
|
Соединение полосовой сталью сечением не менее 404 мм в двух местах с контуром заземления
|
Сварка швеллеров
|
То же
|
То же
|
То же
|
-
|
Параллельность швеллеров между собой и осью здания
|
Рулетка
|
-"-
|
-"-
|
-
|
Проемы для прохода силовых и контрольных кабелей и шинного ввода снизу
|
Метр
|
-"-
|
-"-
|
-
|
Правильность выполнения проемов
|
|
|
|
|
Соосность проема в стене здания с местом установки шкафа шинного ввода
|
То же
|
-"-
|
-"-
|
Несоосность не более 5 мм
|
Монтаж шкафов
|
Правильность установки
|
Отвес, уровень
|
До соединения шкафов
|
Бригадир
|
-
|
Соединение шкафов
|
Визуально
|
До приварки шкафов к закладным конструкциям
|
То же
|
Совпадение отверстий в боковых стенках. Нахождение верхних кромок дверей всех шкафов на одной линии и фасадных частей в одной плоскости
|
Приварка шкафов к закладным конструкциям
|
Линейка
|
До монтажа сборных и линейных шин
|
Бригадир
|
Наличие сварки каждого шкафа с закладными конструкциями в трех - четырех местах швом длиной 100 мм и катетом 4 - 5 мм
|
Монтаж сборных шин. Наличие компенсатора при длине шин более 20 м
|
Визуально
|
До сдачи в эксплуатацию
|
То же
|
-
|
Крепление тупиковых концов шин в клицах
|
То же
|
То же
|
-"-
|
-
|
Установка выдвижных элементов
|
|
|
|
|
Опирание выдвижных элементов на все четыре катка во включенном и зафиксированном положениях
|
-"-
|
-"-
|
-"-
|
-
|
Надежность фиксации выдвижных элементов в рабочем и контрольном положениях
|
-"-
|
-"-
|
-"-
|
-
|
Надежность сочленения розеточных контактов выдвижных элементов главной цепи с неподвижными контактами шкафа
|
Инвентарная тележка для контроля положения неподвижных контактов
|
-"-
|
-"-
|
-
|
Совпадение контактных заземлителей выдвижных элементов с заземляющей шиной шкафа
|
Визуально
|
То же
|
То же
|
-
|
Работа шторного механизма
|
То же
|
-"-
|
-"-
|
-
|
Работа заземлителя от ручного привода
|
-"-
|
-"-
|
-"-
|
-
|
Работа блокировки заземлителя
|
-"-
|
-"-
|
-"-
|
-
|
Монтаж силовых кабелей
|
|
|
|
|
Наличие уплотнений между кабелями и патрубками
|
-"-
|
-"-
|
-"-
|
-
|
|