Условия поставки в толковании Инкотермс
С 1 января 2011 г. действуют Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс-2010" (публикация МТП N 715)". 16 сентября 2010 г.
Международная торговая палата объявила о выпуске новой редакции по использованию национальных и международных торговых терминов. Правила "Инкотермс-2010" отражают современные тенденции развития международной торговли, сложившиеся с момента выпуска последней редакции Инкотермс в 2000 г.
Инкотермс-2010 (Incoterms-2010) - это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов.
Сфера действия Инкотермс-2010 (Incoterms-2010) распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров).
Общее количество терминов в Инкотермс-2010 по сравнению с Инкотермс-2000 сокращено с 13 до 11. Также в Инкотермс-2010 появилось 2 новых термина: DAT (поставка до терминала) и DAP (поставка до пункта), заменившие термины DAF, DES, DEQ, DDU из Инкотермс-2000. Кроме того, новая редакция Инкотермс содержит небольшое руководство к каждому термину, чтобы помочь пользователям Инкотермс-2010 выбрать нужный базис поставки.
Термины были разделены на две группы в зависимости от вида транспорта (см. таблицы 1, 2): - условия поставки, применимые к любому виду/видам транспорта (7 терминов);
- условия поставки, применимые к морскому транспорту и транспорту территориальных вод (4 термина).
Таблица 1
7 условий, применимых к любому виду/видам транспорта
|
EXW. Ex Works (указанное место)
|
Товар со склада продавца
|
FCA. Free Carrier (указанное место)
|
Товар доставляется перевозчикузаказчика
|
CPT. Carriage Paid To (указаноместо назначения)
|
Товар доставляется перевозчикузаказчика в указанном местеназначения
|
CIP. Carriage and Insurance Paid To(указано место назначения)
|
Товар страхуется и доставляетсяперевозчику заказчика в указанномместе назначения
|
DAP. Delivered At Point
|
Поставка в месте назначения
|
DAT. Delivered At Terminal(поставка на терминале)
|
Экспортные платежи лежат на продавце,а импортные - на покупателе. Терминалнаходится на границе, нужно указатьназвание терминала
|
DDP. Delivered Duty Paid (указаноместо назначения)
|
Товар доставляется заказчику очищенным от пошлин и рисков
|
Таблица 2
4 условия, применимые только к морскому транспорту и транспорту территориальных вод
|
FAS. Free Alongside Ship (указан порт погрузки)
|
Товар доставляется к кораблю заказчика
|
FOB. Free On Board (указан порт погрузки)
|
Товар отгружается на корабль заказчика
|
CFR. Cost and Freight (указан порт назначения)
|
Товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки)
|
CIF. Cost, Insurance and Freight (указан порт назначения)
|
Товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки)
|
По сравнению с Инкотермс-2000 в Инкотермс-2010 внесены следующие изменения в базисах поставки (см. таблицу 3):
было введено условие поставки DAP (Delivered At Place) вместо исключенных условий: DAF (Delivered At Frontier), DES (Delivered Ex Ship), DDU (Delivered Duty Unpaid);
было введено условие DAT (Delivered At Terminal) вместо исключенного условия DEQ (Delivered Ex Quey).
Таблица 3
Инкотермс-2010/INCOTERMS-2010
|
Группа E.
Отгрузка
|
EXW
|
Любые виды транспорта
|
EX Works (...named place). Франко-завод (...название места).
Переход рисков: в момент передачи товара на складе продавца.
Экспортные таможенные формальности:ответственность покупателя.
Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
|
Группа F.
Основная перевозка не оплачена продавцом
|
FCA
|
Любые виды транспорта
|
Free Carrier (...named place). Франко-перевозчик (...название места).
Переход рисков: в момент передачи перевозчику на складе продавца.
Экспортные таможенные формальности:ответственность продавца.
Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
|
FAS
|
Морские и внутренние водные перевозки
|
Free Alongside Ship (...named port of shipment).
Франко вдоль борта судна (...название порта отгрузки).
Переход рисков: в момент размещениятовара вдоль борта судна.
Экспортные таможенные формальности:ответственность продавца.
Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
|
FOB
|
Морские и внутренние водные перевозки
|
Free On Board (...named port of shipment). Франко-борт (...название порта отгрузки).
Переход рисков: с момента полной погрузки на борт судна.
Экспортные таможенные формальности:ответственность продавца.
Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
|
Группа C.
Основная перевозка оплачена продавцом
|
CFR
|
Морские и внутренние водные перевозки
|
Cost and Freight (...named port of destination). Стоимость и фрахт (...название порта назначения).
Переход рисков: с момента полной погрузки на борт судна.
Экспортные таможенные формальности:ответственность продавца.
Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
|
CIF
|
Морские и внутренние водные перевозки
|
Cost, Insurance and Freight (...named port of destination).
Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения).
Переход рисков: с момента полной погрузки на борт судна.
Экспортные таможенные формальности:ответственность продавца.
Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
|
CIP
|
Любые виды транспорта
|
Carriage and Insurance Paid To (...named place of destination). Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения).
Переход рисков: в момент доставки/передачи перевозчику.
Экспортные таможенные формальности:ответственность продавца.
Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
|
CPT
|
Любые виды транспорта
|
Carriage Paid To (...named place ofdestination). Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения).
Переход рисков: в момент доставки/передачи перевозчику.
Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца.
Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
|
Условие D.
Доставка
|
DAT
|
Любые виды транспорта
|
Новый базис поставки!
Delivered At Terminal (...named terminal of destination). Поставка на терминале (...название терминала).
Переход рисков: в момент доставки товара на терминал покупателя.
Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца.
Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
|
DAP
|
Любые виды транспорта
|
Новый базис поставки!
Delivered At Point (...named point of destination). Поставка в пункте (...название пункта).
Риски: в момент доставки товара в пункт, указанный покупателем.
Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца.
Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
|
DDP
|
Любые виды транспорта
|
Delivered Duty Paid (...named place of destination). Поставка с уплатой пошлины (...название места назначения).
Переход рисков: в момент передачи товара в распоряжение покупателя.
Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца.
Импортные таможенные формальности: ответственность продавца
|
DDU
|
Любые виды транспорта
|
Исключен из "Инкотермс-2010".
Delivered Duty Unpaid (...named place of destination). Поставка без уплаты пошлины (...название места назначения)
|
DAF
|
Любые виды транспорта
|
Исключен из "Инкотермс-2010".
Delivered At Frontier (...named place). Поставка до границы (...название места поставки)
|
DEQ
|
Морские и внутренние водные перевозки
|
Исключен из "Инкотермс-2010".
Delivered Ex Quay (...named port ofdestination). Поставка с пристани (...название порта назначения)
|
DES
|
Морские и внутренние водные перевозки
|
Исключен из "Инкотермс-2010".
Delivered Ex Ship (...named port of destination). Поставка с судна (...название порта назначения)
|
Четыре наименее используемых в практике условия (DAF, DES, DEQ и DDU) были отменены (см. таблицу 3).
Термин DAT (поставка до терминала) заменяет собой термин DEQ: товар предоставляется в распоряжение покупателя неразгруженным с прибывшего транспортного средства. DAT в отличие от DEQ применима для мультимодальных перевозок. Поставка до терминала DAT соответствует больше всего практике логистики в порту.
Термин DAP (поставка до пункта) является общим положением, при котором важно точно указать место назначения. Термин DAP заменяет собой три термина - DAF, DES, DDU - и предусматривает, что товар предоставляется покупателю уже готовым для разгрузки (в наших условиях для перегрузки под таможенным контролем или же для растаможки).
Новые расходы и риски в FOB, CFR и CIF: в условиях поставки FOB (франко-борт), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт) затраты и риски устанавливаются по-новому. В Инкотермс-2000 при этих трех условиях поставки риск переходил после доставки до борта судна, а в Инкотермс-2010 переход рисков осуществляется после полной погрузки груза на борт судна.
Структура Инкотермс-2010 включает в себя 4 группы базисных условий поставки (см. таблицу 4).
Таблица 4
Структура Инкотермс-2010
|
группа "E"
|
группа "F"
|
группа "C"
|
группа "D"
|
Отгрузка
|
Основная перевозка не оплачена продавцом
|
Основная перевозка оплачена продавцом
|
Доставка
|
Обязательства продавца минимальны и ограничиваются предоставлением товара в распоряжение покупателя
|
Обязательства продавца ограничиваются отправкой товара, основная перевозка им не оплачена
|
Продавец организует и оплачивает перевозку без принятия на себя связанных с ней рисков
|
Расходы и риски продавца максимальны, так как он обязан предоставить товары в распоряжение покупателя в оговоренном месте назначения (обеспечить прибытие)
|
Внутри групп основные обязательства продавца и покупателя различаются незначительно. Например, в группе "C" по базисам поставки CIF и CIP продавец обязан дополнительно застраховать товар, а в группе "D" по условию поставки DDP - уплатить импортные пошлины. Внутри групп "F" и "D" есть отличия, связанные с погрузкой (разгрузкой).
Пункт 6 ст. 1211 ГК РФ предусматривает, что если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, то при отсутствии в нем иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами. Данное положение означает, что стороны могут по собственному усмотрению определить, какие термины и в каком объеме применяются к заключенному внешнеторговому договору (для этого необходимо отразить в нем согласие сторон на применение Инкотермс).
На этом основании при заключении внешнеторгового контракта с иностранным партнером лучше указать базисные условия поставки согласно Инкотермс-2010 или Инкотермс-2000. Поскольку каждая новая редакция Инкотермс не отменяет предыдущую, чтобы избежать разногласий в толковании терминов между продавцом и покупателем, в тексте международных контрактов купли-продажи обязательно нужно четко указать, какую именно редакцию Инкотермс используют стороны сделки.
|