УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
Кафедра информатики и математики
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ
Ч.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рабочая учебная программа дисциплины
Направление подготовки 081100.62
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Очная форма обучения
Составитель Биккин Х. М.,
канд. физ. мат. наук, доцент
Екатеринбург
2014 г.
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
На любом структурном уровне государственного или муниципального управления специалист, принимая решения, основывается лишь на доступной ему информации о предмете управления. Поэтому от качественных характеристик этой информации, таких как адекватность, полнота, достоверность, своевременность, непротиворечивость, и т. п., непосредственно зависит эффективность принимаемых решений.
Информация является предметом труда и одновременно средством и продуктом труда в управленческой деятельности.
В современном мире коренным образом изменилась парадигма использования информационных систем. Теперь это не вспомогательный ресурс, помогающий в подготовке документации и отчетов, а стратегический ресурс предприятия, способный обеспечить конкурентные преимущества в условиях глобализации рынков производства и потребления.
Это приводит к новым требованиям как к специалистам в области управления, так самим информационным системам и их функциям. Такие системы более не просто инструмент, обеспечивающий обработку информации для отделов и конечных пользователей внутри организации. Теперь они напрямую участвуют в создании материального продукта или услуги, являясь ключевым фактором успешного управления.
Информационные системы и используемые в их рамках информационные технологии являются в организации результатом тех или иных решений менеджеров. Однако, в свою очередь, системы и технологии, развиваясь, диктуют свои специфические условия ведения бизнеса, изменяют организации. Специалист в области управления должен уметь извлекать максимальную выгоду из потенциальных преимуществ информационных технологий. Он обязан обладать достаточными знаниями для того, чтобы осуществлять общее руководство процессом применения и развития информационных технологий в организации и понимать, когда требуются дополнительные затраты ресурсов в этой области или помощь сторонних специалистов. При этом, мы должны понимать, что задачи управления информационными системами и ресурсами похожи для всех организаций. Рассмотрению всех этих вопросов посвящен настоящий курс.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Основной задачей дисциплины является формирование у студентов знаний и умений, необходимых как для управления информационными системами организации, так и навыков практического использования информационных технологий для достижения стратегических целей предприятия.
В ходе изучения дисциплины студенты должны овладеть знаниями: теории и практики использования информационной системы предприятия как важнейшей составной части эффективного управления;
теории и практики использования информационных технологий как инструмента формирования управленческих решений; методов и принципов организации данных в базах данных; применения фактографических и документационных баз данных для хранения,
преобразования, передачи информации, извлечения знаний из баз данных с использованием различных форм доступа к данным;
систем электронного документооборота, их назначением и перспективами применения;
классификации и основных особенностей корпоративных информационных систем менеджмента в стандартах MRP, MRP II, ERP; управления взаимоотношений с клиентами в рамках систем CRM и e-CRM; теории и практики современных подходов к реинжинирингу бизнес процессов и построению информационных систем менеджмента;
создания полной бизнес-модели деятельности предприятия, информационной модели предприятия, жизненного цикла систем управления; информационных технологий поддержки принятия решений на основе экспертных систем, инженирии знаний;
информационных технологий поддержки принятия решений на основе построения математических моделей предметной области с использованием теоретико-вероятностных методов анализа;
сетевых технологий в экономике и управлении, использовании информационных систем в электронной коммерции;
криптографической защиты информации в информационных технологиях управления с использованием методов электронной подписи документов и шифрования документов.
1.3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Информационные технологии в управлении» входит в состав базовой части дисциплин Математического и естественнонаучного цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление»
Изучение дисциплины «Информационные технологии в управлении» основывается на базе знаний, умений и компетенций, полученных студентами в ходе освоения базовых курсов «Математика» и «Информационные технологии ч.1» ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация «бакалавр»).
Дисциплина «Информационные технологии в управлении» является теоретическим и практическим основанием для таких дисциплин базового профессионального цикла подготовки бакалавров как, «Основы государственного и муниципального управления», «Информационное взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и гражданского общества», «Информационное обеспечение деятельности органов государственного и муниципального управления» и других курсов в той их части, где рассматриваются проблемы применения информационных технологий для решения задач стратегического, финансового менеджмента, управления изменениями в организации, управлениями операций, бизнес-планирования.
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
знание законов развития природы, общества, мышления и умение применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, приобретение навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностей к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8); умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля,
способность принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4);
способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);
умение обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владеет средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления (ПК-17);
способность адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-23);
способность применять ИКТ в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26);
владение технологиями защиты информации (ПК-27).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать
роль информации и информационной системы в управлении, взаимосвязь информационной системы и системы управления, виды информации в системе управления, требования, предъявляемые к современным информационным технологиям государственного, муниципального управления и менеджмента;
информационные технологии как инструмент формирования управленческих решений, виды информационных технологий и их составляющие;
модели организации данных, основные понятия и принципы реляционной модели, нормальные формы организации отношений в реляционной модели;
СУБД MS Access и ее возможности, архитектуру организации, хранения и доступа к данным, файл-серверные и клиент-серверные технологии доступа к данным;
документационные информационные системы, индексирование и поиск документов в документационных базах данных, дескрипторные системы индексации и их организацию;
системы электронного документооборота (СЭД), их назначение и перспективы применения, требования, предъявляемые к СЭД, архитектуру и компоненты систем СЭД, идеологию использования и настройку систем электронного документооборота, типичные задачи электронного документооборота и возможности их реализации;
корпоративные ИС, эволюцию стандартов управления, управление взаимоотношений с клиентами, системы CRM и e-CRM, жизненный цикл систем управления, модели жизненного цикла, классификацию методов создания моделей информационных систем, модели SADT, IDEF0, IDEF3, системный подход при проектировании информационных систем менеджмента, функционально-ориентированные и объектно-ориентированные методологии описания предметной области при создании информационных систем управления;
понятие базы знаний, основные подходы к извлечению знаний, методы Data Mining, методологию создания и использования экспертных систем;
определение OLAP-систем и их использование для оперативной аналитической обработки данных;
использование нейросетевых и вероятностных подходов для принятия управленческих решений в менеджменте;
использование информационных технологий в электронной коммерции, факторы снижения издержек при использовании электронной коммерции, факторы развития электронной коммерции;
уметь:
использовать СУБД Access для создания отчетов, форм и запросов на выборку, обновления данных в таблицах, удаление данных, перекрестных запросов;
решать стандартные задачи документооборота в среде DocsVision: регистрации документа, создания задач, согласование документов, осуществлять поиск документов по известным реквизитам, настраивать фильтры для задания поисковых запросов, использовать редактор бизнес-процессов для создания сценариев автоматической маршрутизации документов;
использовать многослойные нейронные сети и сети Кохонена для создания экспертных систем, позволяющих решать задачи прогноза, сегментации, классификации в менеджменте;
использовать деревья решений (алгоритмы CHAID и CRT) для построения экспертных систем, оценивать степень достоверности извлекаемых правил, применять деревья решений для задач классификации и прогнозирования;
использовать систем дискриминантного анализа и логистической регрессии в банковской практике и задачах управления кадровыми ресурсами;
применять методы кластерного, факторного, регрессионного анализа для решения задач маркетинга в сферах производства и обслуживания;
применять цифровые технологии для защиты документов (цифровую электронную подпись и шифрование документов с использованием асимметричных ключей шифрования) в практике делового общения и в средах электронной коммуникации;
владеть:
методами компьютерного анализа исходной информации, используемой в процедуре принятия решений;
методами системного анализа позволяющими выделить ключевые проблемы менеджмента;
методами формализации задач менеджмента, построением математических моделей управления;
методами управления базами данных, включая создание таблиц, отчетов, форм, запросов на выборку, обновления данных в таблицах, удаление данных, перекрестных запросов;
методами использования OLAP-технологий для оперативной аналитической обработки данных, используя программные продукты PASW и Deductor;
аналитическими методами анализа, включая процедуры поиска ассоциативных правил, построения дерева решений, кластерного, факторного, дискриминантного анализа, логистической и многофакторной регрессии;
нейросетевыми технологиями построения экспертных систем на базе многослойных сетей и сетей Кохонена;
методами сетевого планирования для эффективного управления материальными, трудовыми и временными ресурсами при проектном подходе в менеджменте;
компьютерными технологиями создания электронной подписи и шифрования документов на основании асимметричных ключей шифрования для защиты деловой информации в менеджменте.
2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа
№
|
Формы обучения
|
Лекции
(часы)
|
Практические
Занятия (часы)
|
Самостоятельная
работа (часы)
|
Всего часов
|
1
|
Очная форма обучения
|
30
|
42
|
72
|
144
|
Форма итогового контроля: (экзамен в четвертом семестре в форме письменной экзаменационной работы).
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематический план
Форма обучения и кол-во часов
Наименование
разделов
и тем
|
Количество
часов
|
Всего часов
|
Формируемые
компетенции (код)
|
Л
|
П\3
|
СМР
|
Тема 1. Информационные системы и технологии как составная часть современной системы управления и принятия решений в государственном и муниципальном управлении.
|
2
|
0
|
2
|
4
|
ОК-4
|
ОК-8
|
ПК-5
|
|
|
|
Тема 2. Информационные технологии управления данными. Базы данных и системы управления базами данных. Реляционные базы данных. Фактографические, документальные, архивные базы данных. Информационно-поисковые системы.
|
4
|
8
|
12
|
24
|
|
|
ОК-8
|
ПК-17
|
ПК-26
|
ПК-23
|
Тема 3. Система электронного документооборота как инструмент эффективного управления.
|
4
|
8
|
12
|
24
|
|
|
ПК-17
|
ПК-25
|
ПК-26
|
ПК-27
|
Тема 4. Криптографическая защита информации. Программные продукты для криптографической защиты документов.
|
2
|
4
|
6
|
12
|
ПК-27
|
ПК-26
|
ПК-5
|
|
|
|
Тема 5. Корпоративные информационные системы управления их виды, роль и назначение.
|
2
|
0
|
2
|
4
|
ПК-26
|
ПК-23
|
ПК-17
|
ПК-5
|
|
|
Тема 6. Современные подходы к реинжинирингу бизнес процессов и построению информационных систем ГМУ.
|
2
|
0
|
2
|
4
|
ПК-26
|
ПК-17
|
ПК-5
|
|
|
|
Тема 7. Информационные технологии поддержки принятия решений. Экспертные системы.
|
6
|
10
|
16
|
32
|
ОК-4
|
ОК-8
|
ПК-23
|
|
|
|
Тема 8. Нейросетевые технологии поддержки принятия решений. Нейронные сети как средство классификации и прогнозирования временных рядов.
|
2
|
6
|
8
|
16
|
ПК-23
|
ПК-26
|
|
|
|
|
Тема 9. Сетевое планирование. Проектный подход к управлению.
|
2
|
6
|
8
|
16
|
ОК-4
|
ОК-8
|
|
|
|
|
Тема 10. Локальные и глобальные сети. Специфика построения локальных сетей предприятия. Методы защиты информации в локальных сетях.
|
2
|
0
|
2
|
4
|
ПК27
|
ПК-26
|
|
|
|
ПК-17
|
Тема 11. Электронная коммерция. Сектора коммерции В2В, В2С, B2G, С2С, G2C и их специфика. Перспективы и проблемы электронной коммерции.
|
2
|
0
|
2
|
4
|
ПК27
|
ПК-26
|
|
|
|
|
Итого
|
30
|
42
|
72
|
144
|
|
3.2. Содержание дисциплины
3.2.1. Содержание лекционного курса
Тема 1. Информационные системы и технологии как составная часть
современной системы управления и принятия решений в менеджменте
Лекция 1i
Понятие информации. Роль информации в управлении. Эволюция систем управления. Система управления, основанная на функциональной иерархии и ее недостатки. Система управления основанная на непрерывном совершенствовании качества операций (Kaizen). Система управления, основанная на управлении бизнес-процессами. Глобальный менеджмент как современная система управления в экономике и социальной сфере. Возрастающая роль знаний в управлении. Корпорации, основанные на знаниях. Ключевая роль информационных технологий в современном менеджменте.
Информационные ресурсы и процессы. Определение информационной системы (ИС). Информационные технологии. Классификация современных информационных систем, их назначение, свойства, состав. Роль и место специалиста в области управления на стадиях жизненного цикла создания, развития и эксплуатации информационной системы.
Место и значение информационных технологий при создании различных компонентов информационной системы. Функциональные и обеспечивающие подсистемы. Интеллектуальные технологии и системы; применение интеллектуальных технологий в экономических системах.
Эволюция информационных систем и информационных технологий. Требования, предъявляемые к современным информационным системам. Основные направления развития информационных технологий.
Методика проведения лекция беседа:
Материал излагается на доступном для участников языке. Каждому термину дается определение. Перед объявлением какой-либо информации выясняется, что знают об этом студенты.
После предоставления какого-либо утверждения предлагается обсудить отношение студентов к этому вопросу. Например:
А вы как считаете?
Как вы предлагаете это делать?
Как вы думаете, к чему это может привести? И т.д.
Перед тем, как перейти к следующему вопросу, подводится итог обсуждению.
Тема 2. Информационные технологии управления данными. Базы данных и системы управления базами данных. Реляционные базы данных.
Фактографические, документальные, архивные базы данных.
Информационно-поисковые системы
Лекция 2
Компьютерные технологии обработки социально-экономической информации на основе использования систем управления базами данных (СУБД).
Модели организации данных. Сетевая, иерархическая и реляционная модели организации данных.
Понятие реляционной БД. Основные понятия и принципы реляционной модели. Структура данных в реляционной модели. Первичный и внешний ключ. Ссылочная целостность. Индексирование полей БД.
Проектирование реляционных БД. Избыточное дублирование данных и аномалии. Нормализация отношений. Функциональная зависимость атрибутов. Нормальные формы. Нормализация отношений. Первая, вторая и третья нормальные формы.
Лекция 3
Использование систем управления базами данных. СУБД MS Access и ее основные возможности. Запросы формы и отчеты как основные виды представления информации в СУБД MS Access. Возможности импорта данных для дальнейшей обработки в другие офисные программы и программы для анализа данных. Примеры использования технологии баз данных в менеджменте.
Языки запросов QBE и SQL. Архитектура организации, хранения и доступа к данным. Файл-серверные и клиент-серверные технологии доступа к данным.
Документационные информационные системы. Индексирование и поиск документов в документационных базах данных. Перечислительная и иерархическая классификации. Дескрипторные системы индексации.
3. Система электронного документооборота как инструмент
эффективного менеджмента
Лекция 4i
Теоретические и методологические основы разработки системы электронного документооборота (СЭД). Сущность и содержание документооборота предприятия. Термины делопроизводства и документооборота. Формализация термина «документ». Понятие «электронный документ», атрибуты документа. Подсистемы автоматизации документооборота. Технологии, используемые при автоматизации делопроизводства. Место СЭД в информационной системе предприятия. Типовые требования к СЭД. СЭД DocsVision. Архитектура системы. Реализация идей электронного документооборота в СЭД DocsVision. Основные приложения системы и их назначение.
Модуль Делопроизводство. Реализация основных задач делопроизводства в СЭД DocsVision: регистрация, рассмотрение, постановка задачи, исполнение, контроль за исполнением, снятие с контроля и архивация документов. Решение задачи разделения прав доступа в СЭД DocsVision.
Методика проведения: лекция c использование компьютерной симуляции решения поставленных проблем с использование программы DocsVision.
Цель: организация процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме. Ставится практическая задача, а затем демонстрируется ее решение с использование компьютерных технологий с полной визуализацией процесса решения поставленной задачи на экране.
Лекция 5i
Поиск документов, составление отчетов, взаимосвязь системы с офисными приложениями. Учет специфики документооборота на предприятии и возможности настройки СЭД DocsVision. Справочники и работа с ними.
Автоматизация делопроизводства. Модуль Управление процессами. Предустановленные бизнес-процессы (БП). Возможности отслеживания работы БП. Монитор бизнес-процессов. Создание и отладка бизнес-процессов Редактор БП. Примеры создания простейших бизнес-процессов.
Подходы к оценке эффективности автоматизированных информационных технологий управления.
Методика проведения: лекция c использование компьютерной симуляции решения поставленных проблем с использование программы DocsVision.
Цель: организация процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме. Ставится практическая задача, а затем демонстрируется ее решение с использование компьютерных технологий с полной визуализацией процесса решения поставленной задачи на экране.
Тема 4. Криптографическая защита информации. Программные продукты для криптологической защиты документов.
Лекция 6i
Криптология, криптография и криптоанализ. Способы шифрования документов. Шифрование с закрытым и открытым ключом. Алгоритмы RSA и Эль-Гамаля шифрования документов с открытым ключом.
Система управления ключами для шифрования документов и создания электронной подписи в России. Понятие «сертификат электронной подписи». Что представляет собой электронная подпись? Хэш документа. В чем состоит процедура проверки подлинности ЭЦП.
Угрозы компрометации ключей ЭЦП. Средства для хранения закрытых ключей. Смарт-карты, USB-брелки Ru-Token и e-Token. Проблемы доказательства равнозначности ЭЦП подписи на бумаге. Служба штампов времени.
Традиционные схемы подписи и шифрования документов с использованием программных продуктов КриптоПро и КриптоАрм. Сеансовые ключи для постоянной деловой переписки. Использование ЭЦП в международном сотрудничестве.
Методика проведения: лекция c использование компьютерной симуляции решения поставленных проблем c использованием программы КриптоАрм.
Цель: организация процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме. Ставится практическая задача, а затем демонстрируется ее решение с использование компьютерных технологий с полной визуализацией процесса решения поставленной задачи на экране.
|