Скачать 3.34 Mb.
|
АННОТАЦИЯ (см пример на сайте) СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов является для современной России центральной проблемой, решение которой играет ключевую роль в достижении устойчивого роста экономики, обеспечении оборонной, экономической, технологической безопасности страны, и в целом благополучия нации. Особое значение задачи повышения конкурентоспособности приобретают в связи с процессами глобализации и ростом открытости российской экономики. Конкурентоспособность интегрально характеризует положение страны на мировом рынке. Вместе с тем, поле конкуренции для российских товаропроизводителей значительно расширилось: отечественным предприятиям приходится конкурировать с зарубежными компаниями уже не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. В то же время, в рейтинге конкурентоспособности 142 стран за 2011-2012 г.г. место России снизилось с 63-го на 66-е место, потеряв 3 позиции, на фоне роста конкурентоспособности других стран БРИКС. Соседями России в списке на этот раз оказались Вьетнам (65 место) и Перу (67 место). Теперь конкурентоспособность нашей страны ниже Турции, Черногории, Коста-Рики, Ирана, Уругвая и Латвии. В докладе рейтинга ВЭФ отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России значительно ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, здравоохранение, эффективность рынка труда, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, большой размер рынка труда. Кроме того, Россия указана среди стран, в наибольшей степени пострадавших в результате глобального экономического кризиса. Как показывает практика, многие российские предприятия не готовы к активному ведению конкурентной борьбы, выявлению и завоеванию конкурентных преимуществ. Основными причинами создавшейся ситуации являются недостаточная проработанность теоретических и методологических основ построения систем обеспечения конкурентоспособности, отсутствие у предприятий эффективных управленческих и организационно-экономических механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды и, безусловно, недостатки их институционального обеспечения. Всё это свидетельствует о целесообразности, как с научной, так и с практической точек зрения, развития теории и методологии оценки конкурентоспособности предприятия, разработки теоретико-методологических основ построения систем обеспечения её повышения на основе соответствующих методов и механизмов. Повышение конкурентоспособности российских предприятий, а, значит, и всей российской экономики сегодня связывают с инновациями. Не вызывает сомнений тот факт, что без инноваций выйти на уровень мировой конкурентоспособности не представляется возможным. Этот выбор в полной мере соответствует вектору развития теорий конкурентных преимуществ, направленному на рост интеллектуального компонента в установлении стойкого конкурентного преимущества, так и принципам развития российской промышленности на ближайшую перспективу, заложенным в программах Правительством РФ. Актуальность выбранной темы диссертационного исследования заключается и в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии. Организация управления и планирования хозяйственной деятельности предприятия, основанная на базе анализа конкурентоспособности, позволяет повысить его адаптивность, конкурентные преимущества и результаты хозяйственной деятельности и, как следствие, повысить его устойчивость, гибкость и выживаемость, как на внутренних, так и на внешних рынках. Степень изученности проблемы. Управленческий подход к теории конкуренции с точки зрения методов конкурентной борьбы, выбора стратегии поведения предприятия на рынке заложен в работах И. Кирцнера, Дж. М. Кларка, М. Портера, Ф. Хайека, П. Хайне и др. Теоретическим и практическим вопросам повышения конкурентоспособности предприятия посвящены исследования ряда зарубежных и отечественных учёных: Ж. Ламбена, И. Ансоффа, Г. Саймона, И. Астахова, О. Виханский, Е. Горбашко, П. Завьялов, Н. Моисеева, А. Петров, И. Фаминский, Р. Фатхутдинов и др. Отдельные вопросы управления конкурентоспособностью рассматриваются в работах по региональному развитию, экономической безопасности, инвестиционной привлекательности, инновационной активности, формированию экономической и промышленной политики и т.д. (Л. Абалкин, С. Валдайцев, В. Воротилов, С. Глазьев, Б. Гринчель, А. Карлик, И. В. Липсиц, Б. Мильнер, А. Румянцев, И. Сигов, Р. М. Тихонов, Р. А. Фатхутдинов, Р. Шнипер, Ю. Яковец и др.). Ими внесён значительный вклад в разработку основополагающих проблем принятия оптимального управленческого решения и конкурентоспособности предприятия. В процессе исследования были также использованы методы технико-экономического анализа, методы системного анализа, теории принятия решений, теории управления риском, экономико-математические методы, методы маркетинга и другие методы. В настоящее время вопросам и особенностям управления конкурентоспособностью промышленного предприятия уделяется недостаточное внимание, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, поэтому своевременным и необходимым является дальнейшее совершенствование принципов, форм и методов разработки новых научных подходов, и практических рекомендаций относительно управления конкурентоспособностью предприятия с целью ее повышения и упрочения в конечном результате рыночных позиций предприятия. Это обуславливает актуальность выбранной темы диссертационного исследования и её практическую значимость для дальнейшего развития управления конкурентоспособностью предприятия. Цель и задачи исследования. Целью работы является теоретическое обоснование и разработка направлений повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в современных условиях. В соответствии с определенной целью были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть экономические аспекты конкурентоспособности и выявить факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия. 2. Раскрыть методы оценки конкурентоспособности предприятия. 3. Определить современные проблемы функционирования промышленных предприятий Нижегородской области в конкурентной среде. 4. Провести исследование организационно - экономических условий функционирования промышленности Нижегородской области 5. Дать оценку конкурентоспособности промышленных предприятий Нижегородской области. 6. Рассмотреть перспективы развития и резервы роста конкурентоспособности промышленных предприятий Нижегородской области. 7. Предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности промышленных предприятий Предмет исследования: вопросы управления конкурентоспособностью промышленных предприятий. Объектом исследования являются промышленные предприятия Нижегородской области. Практическая значимость работы заключается в решении актуальной научно-практической задачи - развитию методов управления конкурентоспособностью предприятия; проведенные исследования и разработки дают возможность повысить уровень конкурентоспособности предприятия, что обеспечивает ему устойчивые рыночные позиции, предполагает их использование на предприятиях различных отраслей промышленности. ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы конкурентоспособности промышленных предприятий 1.1. Экономические аспекты конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия Конкурентоспособность предприятия определяется его способностью противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности1. Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за её пределами2. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. Конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет3. Проанализируем определения категории «конкурентоспособность предприятия», данные некоторыми авторами: Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке»4. Ивахник Д. Е. «Конкурентоспособность промышленного предприятия - это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей - финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды»5. Эти авторы рассматривают конкурентоспособность предприятия как относительную категорию, то есть каждое предприятие по тем или иным характеристикам сопоставляется с конкурентами. Такой методологический подход к оценке конкурентоспособности предприятия является довольно распространенным и достаточно удобным с точки зрения, как логического восприятия, так и математического описания. Вместе с тем он не отражает всей глубины категории «конкурентоспособность предприятия» и имеет ряд существенных недостатков:
Практически все вышеприведенные определения рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среды) - не конкурентоспособным. Т. е. конкурентоспособность предприятия - категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени. Принимая во внимание уже существующие определения конкурентоспособности предприятия и их недостатки, отметим, что данная категория должна отражать следующие позиции: «Конкурентоспособность предприятия» в то же время нельзя отождествлять с конкурентоспособностью товара: хотя понятие конкурентоспособности товара - базовое, но по отношению к конкурентоспособности предприятия оно является его составляющим. Если рассматривать конкурентоспособность предприятия как относительную категорию, то необходимо оговаривать базу сравнения, для получения наиболее объективных результатов.
С учетом всего вышеперечисленного можно сформулировать следующее определение: конкурентоспособность предприятия - это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. |
Курс лекций Ставрополь, 2015 содержание стр. Введение лекция Введение... Лекция 5: Приборы и приспособления для обнаружения и регистрации ионизирующих излучений |
Основы журналистики содержание Введение в дисциплину |
||
Руководство пользователя Содержание Введение стр. 2 |
Введение 2 Ii. Содержание и динамика правоотношений купли-продажи автотранспортных средств 30 |
||
Содержание введение 4 Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 93 |
Приказ №204 от 31. 12. 2014 г по мбдоу детский сад №29 «Солнышко» Содержание Введение |
||
Содержание введение История исследований вопросов безопасности и условий труда на предприятиях |
Содержание введение Описание предметной области дипломной работы по направлению исследования |
||
Содержание введение 3 Традиционная методика развития двигательных способностей в силовых видах спорта. 8 |
Содержание введение 4 Организация англией крестового похода на СССР (становление англо–германского союза) 10 |
||
Содержание введение Текстовые блоки H1, h6 p div address blockquote br hr pre listing, plaintext, xmp |
Содержание введение «Управление дебиторской и кредиторской задолженностью организации (на примере ООО «Рос-Таргет»)» |
||
Содержание введение «Мехатронная система обеспечения заданной скорости электровоза на различных участках пути» |
Сервис на транспорте содержание введение Современное состояние и перспективы развития транспортного обслуживания в турфирме «Томсктурист» |
||
Содержание введение 1 область применения 2 Приложение г акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы |
Содержание Паспорт Программы развития введение Организационно-педагогическая структура (сведения об обучающихся, режим работы школы) |
Поиск |