Департамент
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Ростовской области
Государственное казенное учреждение
Ростовской области «Учебно-методический центр
по гражданской обороне и чрезвычайным
ситуациям Ростовской области»
(ГКУ РО «УМЦ по ГОЧС»)
Тема №2.11
«Требования охраны труда и основы безопасности на рабочем месте»
Категория
«Операторский персонал системы обеспечения вызова по единому номеру «112»
г.Ростов-на-Дону
2016 год
Учебные вопросы:
|
1. Организация работы по охране труда в учреждении.
|
2. Понятие несчастного случая. Работа комиссии по расследованию несчастных случаев.
|
3. Правовые, экономические и социальные основы положения персонала СИСТЕМЫ – 112.
|
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Регулирование трудовых отношений в Российской Федерации и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
Трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса РФ1 (последние изменения вступили в силу 02.08.2011г.), иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
Иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Следует также учитывать, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами (его наличие необходимо в случае наличия выплат стимулирующего характера, в частности премий), соглашениями (в Российской Федерации особую популярность имели так называемые «надтарифные соглашения», определяющие размер заработной платы) и локальными нормативными актами (к примеру, Правила внутреннего распорядка, приказы, инструктажи, положения), содержащими нормы трудового права.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ВВЕДЕНИЕ
Отечественная система охраны труда как часть общей системы обеспечения безопасности жизнедеятельности (более семидесяти лет формировалась и развивалась в рамках плановой, регулируемой государством экономики. Особенностями такой системы являлось ее жестко регламентированное государственное финансирование и реальная ответственность руководителей за нарушение законов, норм и правил охраны труда.
Формирующаяся с начала 1990-х годов система новых экономических отношений отличается большей либеральностью и самостоятельностью работодателей в выборе приоритетов инвестирования средств, что привело к снижению уровня охраны труда и безопасности на производстве.
В середине 1990-х годов в России зафиксирован самый высокий среди индустриально развитых стран уровень производственного травматизма с летальным исходом – 0,133 случая гибели на 1000 работающих; более чем у 40 % работающих в отечественной промышленности условия труда квалифицированы как неблагоприятные; число специалистов по охране труда на предприятиях снизилось почти в два раза; затраты на мероприятия по охране труда сократились в пять раз. В результате значительно увеличилось количество всевозможных аварий, катастроф, несчастных случаев, что привело к увеличению общего числа пострадавших от производственных травм и неблагоприятных факторов в 2–3 раза.
Эти негативные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования личной подготовки каждого работника и всей системы безопасности и охраны труда, адаптации ее к рыночной экономике, интеграции в европейское и мировое правовое пространство, сохранения механизмов защиты интересов работающих, гарантий охраны их жизни, здоровья и трудоспособности в процессе профессиональной деятельности.
Опыт развитых стран показал, что в условиях экономических отношений рыночного типа для решения этих задач необходимо сочетание системы государственного регулирования с возложением расходов и экономической ответственности за ее реализацию на работодателей. Опираясь на такой подход, Россия поставила перед собой масштабную задачу, провозгласив принципом государственной политики в сфере охраны труда приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.
Система охраны труда является важной составной частью системы обеспечения безопасности образовательных и производственных объектов, а также общей системы национальной безопасности страны.
В связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций (ЧС) в последние годы особую актуальность приобрели вопросы организации работ по охране труда, улучшения условий и безопасности жизнедеятельности, профилактики травматизма обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях.
Подготовка специалистов и освоение ими общей культуры безопасного поведения являются определяющими факторами в профилактике производственного травматизма как в сфере образования, так и на любых других объектах.
1-й учебный вопрос:
«Организация работы по охране труда в учреждении».
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В состав системы охраны труда входят следующие элементы:
Техника безопасности- свод правил и положений (приемов), направленный на обеспечение условий безопасного труда и/или проведения каких-либо других работ, т.е. обеспечивается защита от опасных производственных факторов.
Производственная санитария определяется как система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.
Гигиена труда характеризуется как профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.
Под иными мероприятиями следует понимать мероприятия, направленные на выполнение требований электробезопасности, пожарной безопасности, прмышленной безопасности и т.д. в ходе трудовой деятельности работников.
Электробезопасность — состояние защищённости работника от вредного и опасного воздействия электротока, электродуги, электромагнитного поля и статического электричества.
Пожарная безопасность- состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Промышленная безопасность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под организацией охраны труда понимают определение перечня мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда, разработку необходимой нормативно-правовой базы, регламентирующей выполнение указанных мероприятий, управление безопасностью труда и обеспечение контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в учреждении).
Управление охраной труда предполагает организацию работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Основано на применении законодательных нормативных актов в области охраны труда.
Одна из серьезных проблем в том, что действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников на предприятиях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения.
Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу.
Отсутствие механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве и эффективных методов контроля и надзора привело не только к усилению тенденции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда и риске повреждений их здоровья, но и к допуску работников к профессиональной деятельности без учета, а порой и вопреки медицинским показаниям.
ПОДВОПРОСЫ:
1.1. Нормативные правовые документы по охране труда.
В перечень основных законодательных актов Российской Федерации об охране труда входят:
Конституция Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ);
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ);
другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Государственные нормативные требования охраны труда устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Отметим, что вся нормативно-правовая база и схемы управления охраной труда, включая порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, системы аккредитации и сертификации, порядок обучения по охране труда основаны на стандартах безопасности труда, принятых 20-30 лет назад и совершенно не адаптированы к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг.
В связи с вступлением в силу новой редакции Трудового кодекса Российской Федерации и отменой Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», необходимо принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений, связанных с государственной экспертизой условий труда, аттестацией рабочих мест по условиям труда, аккредитацией организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, модернизацией государственных нормативных требований охраны труда.
1.2. Организация работы по охране труда в учреждении.
В Конституции РФ провозглашено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (ст. 7). В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Раздел X- ТК объединяет нормы института охраны труда, которые закрепили основные направления государственной политики в области охраны труда, государственное управление охраной труда, требования охраны труда, право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и его гарантии, меры по обеспечению охраны труда.
Определение в ТК основополагающего понятия "охрана труда" как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об охране труда как о многогранной деятельности государства и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников. Понятием охраны труда охватываются как правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения, так и комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию права каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, сохранение жизни и здоровья работников.
Условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на четыре класса:
1) оптимальные;
2) допустимые;
3) вредные;
4) опасные.
Оптимальные условия труда (1 класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности..
Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство.
Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.
Руководством раскрывается понятие вредных факторов. Такими факторами могут быть:
физические факторы:
температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;
неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в том числе гипогеомагнитное);
электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц);
широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ;
электромагнитные излучения радиочастотного диапазона;
широкополосные электромагнитные импульсы;
электромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое);
ионизирующие излучения;
производственный шум, ультразвук, инфразвук;
вибрация (локальная, общая);
аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;
освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость);
электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы;
химические факторы - химические вещества, смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и (или) для контроля которых используют методы химического анализа;
биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний;
факторы трудового процесса. В свою очередь, факторы трудового процесса раскрываются через понятия тяжести и напряженности труда.
Основные направления государственной политики
в области охраны труда
Положения комментируемой статьи основаны на Конституции РФ, на ратифицированных Российской Федерацией международных договорах.
Согласно Конвенции МОТ N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.), ратифицированной Российской Федерацией*(4), государство в соответствии с национальными условиями и практикой и по консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды.
Цель такой политики - предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.
Все направления государственной политики в области охраны труда условно можно объединить в три следующие группы.
Во-первых, это направления, связанные с формированием и совершенствованием единой нормативной базы регулирования отношений в области охраны труда:
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
Во-вторых, направления, непосредственно связанные с обеспечением и защитой прав работников в области охраны труда:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
В-третьих, это направления государственной политики, связанные с организацией охраны труда, международным сотрудничеством:
государственное управление охраной труда;
государственная экспертиза условий труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
О повышении внимания государства к проблемам улучшения условий и охраны труда свидетельствует включение в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р*(5), направлений деятельности, связанных с охраны труда работников. В частности, в числе приоритетных направлений государственной демографической политики указано снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Приоритетное направление по повышению уровня рождаемости включает поэтапную ликвидацию рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда (
|