Хрестоматия по курсу
«Мониторинг и охрана городской среды»
Оглавление
Мегаполисы как естественный фактор развития человечества 1
Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма 23
ГОРОД ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА 31
Почва 36
Понятие экополиса 71
Проблемы электромагнитного загрязнения окружающей среды 74
Электрические и магнетические излучения и облучения. 90
КОСМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 108
Мегаполисы как естественный фактор развития человечества
Моисеев Н.Н. "Свободная мысль" – 1997. - №3. – С. 62-67.
|
Расселение людей и самоорганизация общества.
Уже к концу палеолита ойкуменой человечества стала вся наша планета за исключением зон, принципиально недоступных для существования человека, таких как высокогория (выше 2000 м. над уровнем моря), Антарктида и т.д. И первоначально расселение людей было более или менее равномерным по отношению к продуктивности охотничьих угодий. Но, постепенно, уже в неолите с появлением земледелия, ремёсел, торговли, ситуация стала изменяться и начали возникать крупные поселения.
Очень важно сразу же зафиксировать тот факт, что крупные города, а позднее и мегаполисы возникли сами по себе в силу той же логики Природы, следуя которой наш далёкий предок изобрёл каменный топор - это тоже шаг к укреплению его могущества. И, если угодно, шаг по пути восхождения к Разуму. Но такие новшества, как топор или мегаполис несут человеку не только благо, но и могут стать смертельно опасными для его будущего. Это тоже логика Природы. И мегаполисы тоже требуют очередного шага по ступеням восхождения к Разуму, какой сделал человек, обретя табу "не убий!".
Это проблема наступающего века. Об этом и будет идти речь в этой главе.
* * *
Я думаю, что одна из центральных проблем экологии, как науки о собственном доме, это проблема организации жизни на планете во всём её многообразии. Её решение должно опираться на понимание естественных тенденций эволюции образа жизни людей, как проявление общих законов развития биосферы и, не противореча им, искать разумные способы использования этих законов с позиций стабильности рода человеческого и отдельных национальных объединений.
К числу подобных проблем относятся и вопросы расселения людей по поверхности планеты. И, в частности, концентрации людей, образования крупных городов и мегаполисов и изучение попыток преодоления этой тенденции, влекущей целый ряд негативных последствий. Но проблема мегаполисов, как мне кажется, занимает особое положение среди трудных общепланетарных проблем, которые принято теперь объединять общим термином "экологический кризис". Она, может, более, чем другие, определяет судьбу человечества, она, может наиболее острая и одновременно наиболее противоречивая из тех проблем, которые мы встречаем на пороге нового века. Масштабы проблемы мегаполисов мы ещё полностью не осознаём. И я думаю, что для её решения ещё не скоро будут выработаны необходимые подходы. Ибо, с одной стороны пространственная концентрация людей и образование мегаполисов, в частности, служат одной из основных причин растущей общественной производительности труда, а с другой источником экологического неблагополучия и даже, может быть, вырождения человека.
Но бесспорным остаётся факт: равномерное расселение людей, которое было характерным для охотников времён начала неолита, делается явно неустойчивым и поверхность планеты постепенно приобретает ячеистую, мозаичную структуру, подобную ячейкам Бенара в теории конвекции.
Вот почему весьма привлекательные идеи "экологически чистой деревни", которые становятся модными на Западе (особенно в Америке) мне кажутся несостоятельными. Они противоречат естественному ходу развития человечества, как общественного биологического вида, ведущему "кооперативную" деятельность, несмотря на декларируемую "индивидуалистичность" западной культуры.
Но есть и другие аргументы, говорящие об утопичности и опасности подобной точки зрения. Поскольку, создавая в одной стране экологически чистую деревню, нам придётся в других странах создавать свалки отходов и перемещать туда экологически вредные производства, ибо без них пока обойтись человечество не может. В результате неизбежно будет расти различие в качестве жизни различных регионов планеты. А это, в свою очередь, будет служить причиной дальнейшей дестабилизации общепланетарного образа жизни.
В предлагаемой работе не даётся каких-либо универсальных рецептов. Она отражает представления автора о содержании проблемы и является своеобразным приглашением к дискуссии. Мне представляется, что проблема мегаполисов ещё, по настоящему, не поставлена и находится незаслуженно на периферии общественного внимания.
· Феномен мегаполисов.
Мы все являемся свидетели одного из феноменов, который оказывает всё большее и большее влияние на развитие культуры, политики и всего образа жизни человечества. Идет не только рост населения планеты, но и концентрация людей в отдельных крупных городских агломерациях - мегаполисах. Крупные города не просто стремительно растут, поглощая окрестные селения, они сливаются друг с другом, образуя мегаполисы с населением во многие десятки миллионов человек. Такие территории, которые расположены между Нью-Йорком и Бостоном или между Токио и Осака, заселены полностью - на каждой из них живёт много десятков миллионов людей. Отделить один город от другого уже невозможно - это одно целое. Их различает только административное деление. На крошечном пятачке, расположенном между Токио и Осака проживает едва ли не половина всего населения Японии и производится значительно более половины её валового национального продукта.
Подобная агломерация возникает и в Московской области. Такие города, как Мытищи, Химки, Реутово и многие другие - это уже тоже Москва. И такой рост концентрации населения неумолимо продолжается и будет продолжаться - он неотвратим; во всяком случае, в настоящее время, при нынешних оценках результатов производственной деятельности. В ближайшие годы следует ожидать дальнейшего увеличения __крупных городов и постепенное угасание малых. Подобное явление связано, в частности, с принципиальными техническими сдвигами и структурной перестройкой промышленности. Уменьшается роль добывающей промышленности, уменьшается объем металлургического производства и многих других отраслей, которые до недавнего времени составляли основу индустрии и могущества государства. Значительная часть населения до самого последнего времени проживала в посёлках (городках) при этих производствах. Переход к новым высокотехнологичным производствам приводит не просто к подвижкам населения: люди переезжают в большие города. Эта миграция, сначала из деревень в рабочие посёлки, из посёлков в города, из городов в мегаполисы, характерна для большинства регионов планеты и идёт уже не первую сотню лет. Эта тенденция порождена основами нашей цивилизации.
Очевидно, что для развития такого процесса должны существовать достаточно весомые посылки. Их изучение - важнейшее направление возникающей научной дисциплины "экология городов". Именно научной дисциплины, поскольку решать проблемы, возникающие в связи с ростом городов надо на высоком профессиональном, научном уровне. Любые волевые или умозрительные решения, не учитывающие процессы естественной самоорганизации, не только неэффективны, но и крайне опасны.
Многие думают, что мегаполисы это несчастье, причём временное, что люди следующих поколений будут жить в коттеджах и экологически чистых деревнях. Жизнь там приятнее и более здоровая - слов нет. Это так! Поэтому многие думают, что прогрессивное развитие общества неизбежно должно привести к исчезновению мегаполисов. Однако это утопия! Очень красивая, манящая, но утопия! И опасная, если она станет основой для социальной инженерии. Путь преодоления возникающих трудностей следует искать в другом.
Надо дать себе ясный отчёт в том, что основной массе населения Земли предстоит и далее жить в мегаполисах. Увы - это зримая реальность! Деревни, а тем более хутора исчезают. Мы это наблюдаем по всему миру. И эта реальность мотивирована особенностью жизни людей, их труда, уровнем современной техники и многими другими причинами. Рост мегаполисов - "природное явление". Это не изобретение отдельных людей, а результат самоорганизации общества, в результате которой, растёт взаимосвязанность людей. Им "по делу" надо быть рядом друг с другом. Надо принять эту реальность и научиться строить мегаполисы, так, чтобы в них можно было жить, без перекосов. И, самое главное - научиться жить в этих монстрах.
Это по-настоящему трудная проблема, не менее трудная, чем проблема Мальтуса.
Бездумное развитие мегаполисов недопустимо.
Итак, сегодня, формирование мегаполисов - стихия. И её неконтролируемое проявление может быть очень опасным. Как и рынок, неконтролируемый гражданским обществом и государством. И также как без рынка, общество не может прожить без мегаполисов. Но надо помнить, что как и со всякой стихией, борьба с мегаполисами, и безнадёжна и опасна. Ещё в 1844 году Болеслав Трентовский в своих лекциях по философии кибернетики, которые он читал в университете города Фрейбург, сформулировал "принцип кормчего". Он говорил о том, что процессы, протекающие в обществе - это стихия и умный "кибернет", так, следуя древним грекам, он называл управляющего (отсюда слова губернатор, gouvernemant - правительство и т.д.) не должен, подобно кормчему, противиться стихии. Он должен изучить её, изучить ветры и течения, чтобы с помощью стихии довести свой корабль до желаемой гавани. Вот почему и мы должны изучить "стихию мегаполисов", её движущие силы и подводные течения. И научиться использовать тенденции, породившие мегаполисы во благо, а не во вред человечеству. И понимать, что допустимо, и на какие особенности жизни в мегаполисах должен быть наложен запрет.
Причины подобной концентрации населения очевидны: в больших городах общественная производительность труда выше. А это главный критерий, управляющий общепланетарным РЫНКОМ. И пока мы живём в МИРЕ ТНК - транснациональных корпораций, пока рынок правит бал, т.е. Пока наше общество следует той системе ценностей, которые возникли в процессе утверждения современного общества потребления, - рост мегаполисов будет неизбежным.
Но, одновременно, мы видим множество труднейших проблем и опаснейших процессов, возникающих вместе с ростом городов. В основном говорят об экологическом неблагополучии жизни в крупных городах. Это и загрязнение воздуха и воды, рост числа профессиональных заболеваний и, наконец, может быть самая трудная проблема - очистка городов от отбросов. Подобным проблемам посвящено уже множество работ, постановлений государственных и прочих, облечённых властью структур. Но города неумолимо растут и столь же неумолимо, ещё быстрее, растут проблемы, вызванные этим ростом. Жить в больших городах становится зримо труднее. И даже опаснее. Некоторые меры локального характера иногда на время снимают те или иные проблемы, которые затем проявляются в новом обличии и с новой силой угрожают жизни людей. Классический пример - Токио. Установив жесткие ограничения на выброс газов из двигателей автомобилей, японцы действительно очистили (на время) воздух города. Но город продолжал расти, а количество автомобилей стало расти ещё быстрее вместе с ростом жизненного уровня, т.е. вместе с благополучием населения. И город оказался не приспособленным к такому количеству движущихся экипажей. В результате многочасовые пробки сделались не только кошмаром города, но и его жизненным стандартом. Автомобили приходится снабжать даже портативными туалетами.
Время, которое приходится затрачивать человеку для поездки на работу удлиняет его рабочий день на много часов. Человек изматывается и гораздо раньше времени перестаёт эффективно работать. От чего страдает общество в целом. Таким образом экономия в одном неизбежно приводит к затратам в другом - прямо по Ломоносову!
Я думаю, что пришло время разобраться по существу с проблемой городов и подойти к ней не с позиции администратора, а с позиции естествоиспытателя, исследователя, изучая явление концентрации населения как естественное явление, которое возникло не по чьей-то злой воле, а является естественным следствием развития нашей цивилизации, а, значит и эволюции человека. Изучение стихии развития мегаполисов - одно из важнейших направлений в исследовании проблем объединённых общим названием "sustainable development". Хотя оно пока и не включено в общий контекст подобных исследований. Но по моему представлению, оно должно было бы быть, может быть, важнейшим направлением усилий по реализации этого принципа.
Проблема рационального размещения населения, а значит и производств, постепенно превращается в общепланетарную проблему.
Мегаполисы, как эффект кооперативности.
Ещё раз - надо признать истину: постепенное укрупнение городов и рождение мегаполисов такой же естественный эволюционный процесс, как развитие промышленности, появление ТНК (транснациональных корпораций), как развитие средств связи и т.д. В крупных городах выгоднее (эффективнее) делать бизнес, организовывать производство, торговлю, легче создавать образовательные комплексы и прочая и прочая. Кроме того, в мегаполисах возникают свои внутренние рынки, резко удешевляющие многие торговые операции, позволяющие ограничить перевозки дешевых и габаритных товаров. Вот почему мегаполис, как форма организации производственной жизни общества, более эффективна с точки зрения экономики - в мегаполисах выше общественная производительность труда - главное мерило всех современных организационных новинок, и проявляется она естественным образом. Вот почему, пока мы живём в "МИРЕ ТНК", в условиях непрерывной и жестокой конкуренции, мире, в котором научно-технический прогресс и уровень общественной производительности труда и определяет успех страны на мировом рынке, мегаполисы будут расти до того естественного предела, который опять-таки станет определяться общественной производительностью труда, т.е. рынком. Здесь не должно быть иллюзий. Жизнь в экологически чистых деревнях, как об этом мечтают, особенно в США, будет уделом немногих. Немногих, даже из тех, кто будет принадлежать к жителям страны, принадлежащих к "золотому миллиарду"! А что говорить об остальных?
Концентрация людей, появление больших городов - явление не сегодняшнего дня. С того момента, как возникла и стала развиваться современная присваивающая цивилизация, рост городов сделался неотвратимым явлением. Концентрация людей стала происходить очень давно - так жить безопаснее и дешевле: с меньшими затратами усилий можно обеспечить необходимое благополучие и безопасность. А наша цивилизация так устроена, что элемент выгоды является пока определяющим в формировании образа жизни. Вопросы здоровья, удобства жизни и многие другие отходят, чаще всего, на второй план. Поэтому дальнейшее развитие мегаполисов представляется неизбежным до тех пор, пока наша цивилизация не исчерпает своих возможностей обеспечивать дальнейшее развитие рода человеческого тем образом жизни, который начал формироваться на излёте неолита. Наблюдаемый сегодня рост городов и образование мегаполисов - это лишь естественное развития процесса, начавшегося ещё в начале голоцена.
Первые города, как показывают американские раскопки в Анатолии в верховьях Тигра и Евфрата, появились за 8-9 тысяч лет до Рождества Христова (раскопки города Чатал-Кююк и др.) И это были не поселения типа деревень, а города в современном смысле этого слова. Там жили не только крестьяне, обрабатывающие землю (таких, видимо, было большинство), но и ремесленники и купцы. Город - это естественный продукт кооперации, объединения людей, и разделение труда - одно из тех начал, которые лежат в основе любых эволюционных процессов.
Процессы концентрации людей резко усилились после первой промышленной революции, когда организация производственной (главным образом промышленной) деятельности сделалась основой этой жизнедеятельности людей. Города всегда были сосредоточием образовательной, а значит, и культурной, деятельности - источником новых идей и новых технологий.
Города и сельское хозяйство.
Обратим внимание и на то, что аналогичные процессы концентрации населения происходят и в сельском хозяйстве развитых стран в связи с развитием и удешевлением транспорта и совершенствованием машинной оснащённости сельского хозяйства. Заметно уменьшается количество семейных ферм. Возрастает количество крупных хозяйств, принадлежащих корпорациям или кооперативам, как, например, в долине Салинас (Калифорния). Люди, которые в них работают, стремятся жить не в деревнях, а в крупных поселениях городского типа, где расположены также и перерабатывающие предприятия, и магазины оптовой торговли. Количество людей, непосредственно работающих в поле, благодаря росту количества и качества сельскохозяйственных орудий, непрерывно сокращается и им дешевле ездить на работу из города, чем жить на отдельных хуторах, к чему, в своё время стремился Столыпин. Эра хуторов, или семейных ферм, что одно и тоже - XIX век Западной Европы и США, подходит к своему естественному концу. Обеспечивать себя водой, топливом, светом, иметь рядом кино, бары и другие увеселительные заведения – всё это для многих компенсирует городские недостатки. Но самое главное, наверное, в том, что при равных условиях комфорта в городах жить элементарно дешевле, чем на хуторах. Так же как и давать необходимое образование подрастающему поколению. Что постепенно становится всё более и более важной характеристикой качества жизни.
Сельскохозяйственные рабочие, а именно они в развитых странах сегодня во всё большей степени представляют образ крестьянина, становятся, как правило, профессионалами в самых разных областях сложной техники и технологий, используемых в сельском хозяйстве. В провинции Саскачеван (Канада) я познакомился с таким "крестьянином". Оказалось, что он, будучи рабочим одной из фирм, производящих мясо, совмещает обязанности ковбоя, т.е. пастуха, с профессией вертолётчика.
Фирме, которой принадлежит многотысячное стадо рогатого скота выгоднее содержать два- три экипажа вертолётчиков, чем взвод кавалеристов, которые, как в былые времена курят мальборо и гоняются за скотом с лассо. Кстати, тот вертолётчик, с которым я познакомился жил в одном из маленьких городов в квартире со всеми удобствами, получил образование в престижном колледже, имел свой фольксваген и, будучи украинцем, учил детей в частной (и весьма дорогой) украинской школе, расположенной в другом городе.
Таким образом, процесс концентрации людей происходит во всех сферах деятельности - это неумолимый закон развития цивилизации, результат того явления, которое я называю кооперативностью или формированием системы. И нет оснований думать, что в ближайшие десятилетия ситуация измениться. Люди собираются вместе часто против их собственной воли, а в силу экономической целесообразности.
Одиночество в мегаполисах.
Растущая концентрация людей приносит не только экономические блага, но и несёт с собой много трудностей (и уродств), деформируя личность и духовный мир человека. Я не буду говорить об экологической неполноценности нашей городской жизни - о загрязнении воздуха и воды, об уборке мусора и т.д. Этим вопросам посвящено уже множество работ. И в этой сфере существует определённое понимание и в богатых странах уже многое делается для исправления положения. Более того, можно думать, что уже в ближайшие десятилетия, проблемы очистки городов будут в основном разрешены. Особенно с ростом образованности и общей культуры.
Меня гораздо больше беспокоит другое - сам человек, влияние городской жизни на человека. Задумаемся о человеке - о человеке, живущем в городе, его судьбе. По моему мнению, это самый главный вопрос, от которого зависит не только будущее мегаполисов, но и общества в целом. Это тот аспект концепции sustainable development, который совершенно выпал из всех национальных документов и не обсуждается на уровне Организации Объединённых наций. А именно в его решении, может быть и находится ключ к будущему.
Дело в том, жизнь в мегаполисах необратимо меняет человека, его восприятие Природы, меняет его "психическую конституцию", весь его духовный мир. Об изменении стереотипа жителя мегаполиса экологи почти не говорят. А изменения менталитета жителей мегаполисов, их системы ценностей, понятий смысла добра и зла, как мне представляется, и есть главная опасность для будущего человечества. Изменение системы духовных ценностей противоречит изначальной сущности человека. Она даже страшнее накопления диоксинов (хлорорганических соединений), которые влияют на генетические свойства человека.
Дело в том, что условия жизни в больших городах противоречат генетической приспособленности человека. Наш предок был существом общественным, и он никогда не жил в одиночку. И уже на заре своей истории (вернее антропогенеза) люди жили либо отдельными большими семьями (родами), либо небольшими общинами, где каждый был на виду у остальных членов сообщества. Помогал и контролировал другого. Кроме того, жили люди не в условиях конкуренции и соревновательности, а относительной взаимной доброжелательности и взаимопомощи - иначе было очень трудно прожить - кооперативное начало проявлялось именно во взаимопомощи. Они жили в условиях "МЫ", а не "Я". Все это создавало определённый психологический стереотип и тот психический настрой, который служил источником здоровья, и физического и психического. И даже гораздо больше - развивал чувство близости, единства людей между собой и гармонии с Природой. И такой образ жизни продолжался, по меньшей мере, пару миллионов лет (а, может и больше). И, по-видимому, многое теперь уже оказалось закодированным в генетической памяти человека. Во всяком случае, не только ощущение собственного "я", но и потребность в осознании необходимости своей принадлежности к некоторому "мы".
Подтверждение тому искусство - особенно музыка и живопись. Они всегда отражали чувство прекрасного и доброты: мелодичная музыка, зовущие к себе пейзажи и одухотворённые лица на старых картинах. Искусство стремилось показать то лучшее, что окружает человека и есть в человеке. Не любоваться уродством, а осудить то, что следует осуждать, согласно тем стандартам, которые пришли к человеку в момент его появления на свет и впитаны с молоком матери в буквальном смысле этого слова. Т.е. стандарты, которые выработались миллионнолетиями жизни homo sapiens.
Теперь многое иначе - огромное сосредоточение людей, жизнь вдали от Природы в каменных ущельях. И, кроме того, это жизнь "в одиночку", несмотря на давку в общественном транспорте: в современном городе человек предоставлен сам себе в гораздо большей степени, чем это было раньше. Человек перестал быть "наблюдаем", он безразличен окружающим и они ему тоже безразличны. Чаще всего они просто помеха или конкуренты в его повседневной жизни. Люди, как правило, даже не знакомы с теми, кто живёт с ними на одной лестничной клетке.
Все подобные обстоятельства способны существенно менять не только взаимоотношения людей, его внутренний мир, но и саму психическую структуру человека, а значит, и характер его дальнейшей эволюции. И действительно, то, что сейчас происходит и то, что мы наблюдаем в обществе - это не просто смена образа жизни. Это результат глубокого противостояния естества человека и городской реальности - он борется с ними, может быть, даже не осознавая этого, ибо эти противоречия рождают то, что человеку биологически не свойственно: пьянство, наркоманию, хулиганство - не лихость молодого человека или, не умеющего себя контролировать, управлять поведением молодого организма, а злобный протест, рождающий преступления. Уродуется духовный мир - музыка превращается в какофонию, песни в тарабарщину, а живопись в поиск уродливых и бессмысленных сюжетов, отражающих собственную бесперспективность. Телевидение - великое благо, рождённое гением человека, но его развитие определяется не общественной целесообразностью, а рынком и не контролируется гражданским обществом. Оно становиться всё отвратительнее, будит в человеке агрессивность против ближнего своего. Всё более и более опасным для будущности человека становится нынешние проявления пропагандируемых стандартов. Стремление к доброте, к поискам красоты оказывается, за пределами того, к чему люди сегодня стремятся, зомбированные не только условиями жизни в городах, но и средствами массовой информации, потерявшими чувство ответственности и рождающими опаснейшую положительную обратную связь. разрушающую духовный мир человека. Постепенно исчезают доброта и коллективная доброжелательность, что было всегда присуще человеку. Во всяком случае, в малых коллективах.
Причём это имело место относительно недавно, почти на нашей памяти. Правда, некоторые творцы научного коммунизма подобный образ жизни называли идиотизмом деревенской жизни! А, может быть, именно деревня была постоянным источником индивидуумов, поддерживающим здоровье нации, - любой нации!
И на этом фоне расцветают различные секты - секта Муна, например. Успех этих псевдоцерквей - следствие дефицита общения, отсутствие взаимной доброжелательности и, разумеется, слабость и архаичность традиционных церквей, превращающих богослужение в выполнение серии ритуалов, сформировавшихся ещё в те времена, когда люди жили в деревнях. И не отвечающих современным потребностям горожанина, особенно жителям мегаполисов.
Новая парадигма.
Приняв неизбежность роста мегаполисов и тот факт, что в наступающем столетии основная масса жителей будет сосредоточена в крупных городах, общество должно сформировать определённую стратегию, которая должна стать составляющей программы sustainable development, стратегию, способную, сохранив основные преимущества жизни в городах, в максимальной степени уменьшить негативные последствия такой жизни. С чего начать, какова должна быть эта СТРАТЕГИЯ?
Я уже говорил о том, что многие обстоятельства, связанные с ростом городов, уже понимаются обществом и многое делается, особенно в богатых странах. Но эта активность носит конкретный (локальный) характер, ориентированный на преодоление отдельных экологических последствий городской жизни. Как ни важны локальные мероприятия, проводимые руководством городов и общественностью, решить основные трудности и противоречия мегаполисов в рамках современных жизненных укладов, по моему глубокому убеждению - невозможно. Мегаполисы, в том виде, как они сегодня существуют - это одно из проявлений того глобального общепланетарного кризиса, который надвигается на человечество и сигнализирует об исчерпании потенции цивилизаций, зародившихся на заре голоцена. И глубинная суть этого кризиса состоит в несоответствии природы человека, его потребностей и того образа жизни, который навязан цивилизационными нормами и, прежде всего, экономическими условиями. Структура самих мегаполисов и особенностей жизни в них, является ярким проявлением этого несоответствия.
Я убеждён, что преодолеть все те скверны, которые нарастают вместе с ростом городов и образованием мегаполисов, как и остальные проявления общепланетарного кризиса, можно только в рамках новой цивилизации, новой структуры социальных отношений, смены основных ценностей. Но на это уйдут не годы и даже не десятилетия. Должна произойти смена многих поколений и постепенно под давлением жизненных условий, которые будут становиться всё более и более суровыми, произойдёт смена самого образа жизни и структуры ценностей, которые определят новое русло человеческих устремлений.
Сейчас глупо искать альтернативу городской организации человечества, поскольку она следствие его социальной организации, экономических условий и существующей, утвердившейся за десять тысяч лет системы ценностей. Вне зависимости от нашей воли и высоких решений, города будут расти. Концентрация людей всё равно будет увеличиваться. Ибо этот процесс рождён законами - социальными законами общества, по которым мы сейчас живём. Точнее - следствие тех законов, которые управляют нашей жизнью, которые возникли сами собой, как результат эволюции, или самоорганизации (что одно и тоже). И пересматривать, менять их, следуя нашим сегодняшним взглядам надо крайне осторожно, даже если мы и способны это делать, ибо мы не знаем последствий возможных альтернатив. И нет ничего опасней социальной инженерии - мы уже дважды в этом убеждались на практике нашего государства.
Надо декретировать лишь только то, что необходимо для обеспечения ЖИЗНИ, для предотвращения катастрофы. И то, что нами уже понято, что является эмпирическим обобщением.
Но, тем не менее, и сейчас, пока ещё нет общей стратегии, нельзя сидеть, сложа руки, надо что-то делать и начинать надо с простейшего, с того, что понятно всем, что доступно каждому - с экологического, медицинского, инженерного обеспечения города. К этому вопросу я вернусь чуть ниже.
Основная аксиома. Её некоторые следствия.
Но одно очевидно - сказанное не означает, что мы должны сидеть и, опустив руки, "ждать у моря погоды": человек обрёл разум и волю не для того, чтобы пассивно воспринимать происходящее, а, зная возможные угрозы, стремиться их избежать. Разум человека уже включён в процесс самоорганизации и этот факт должен быть использован с предельной эффективностью. И в этом смысл программы sustainable development, которая должна стать первым шагом к реализации основной аксиомы будущего существования человечества - аксиомы о необходимости обеспечения коэволюции человека и биосферы. Если мы примем аксиому о коэволюции, даже на чисто интуитивном уровне, без подробной расшифровки её биологического и социального содержания, то из неё уже следует необходимость, по меньшей мере, двух форм деятельности, непосредственно относящихся к проблеме мегаполисов. Эти формы деятельности совершенно очевидны, но, к сожалению, до сих пор они, если и реализуются, то только на словах.
Но именно с этого очевидного и надо начинать, не мудрствуя лукаво. Ибо то, что будет сказано ниже, не требует каких либо серьёзных социальных перестроек и реализуемо в рамках современного образа нашей жизни.
Первое: соблюдение принципа природной рациональности. Он означает такую организацию города и жизни в городе, которые были бы, по возможности, согласованы с жизнью окружающей Природы. Если угодно, следовали логике Природы! Уже отсюда следует многие конкретные требования к человеку - создателю мегаполисов. Должны быть разработаны и принципы планирования и жилой застройки, и размещение производств, и расширение парковых зон, доступность (и легкость) контактов с пригородной зоной и т.д. и т.п. Назовём эти условия принципами природной рациональности. О них уже много говорят. Они известны градостроителям и городским властям. Осталось немного – им следовать! Хотя, может быть, это и самоё трудное!
Есть целый ряд вопросов этого круга, которые совсем просты и всем понятны: вода должна быть чистой, люди должны дышать чистым воздухом, горы отходов должны перерабатываться наиболее рациональным образом, должны быть уничтожены мусоросжигающие заводы, отравляющие воздух диоксинами и т.д. Все подобные требования тоже относятся к понятиям "природной рациональности". Они могут оказаться невыгодными, но, что поделаешь - за здоровый образ жизни надо платить. Американцы тратят в два-три раза больше условного топлива на душу населения, чем японцы. Но возможность жить в маленьких городках, что гораздо дороже, входит в американский жизненный стандарт! Может, и нам следует изменить стандарты?
Но, несмотря на очевидность подобных требований, выполнить их не так-то просто: люди ещё долгое время будут нести на себе бремя тех привычек и критериев, по которым человечество жило последние 10-12 тысяч лет: это моё, ради достижения своего материального блага я готов на многое, даже на преступление! Значит, реализация принципа природной рациональности потребует, по меньшей мере, двух трудных и крайне важных действий.
Во-первых, должна быть составлена перспективная схема развития мегаполиса, не противоречащая сформулированной аксиоме и сформулированы правила жизнедеятельности. Не только производственной, но и любой жизненной деятельности. Но никто добровольно подобную схему реализовать не станет, не будет ей следовать, поскольку она заведомо по многим пунктам будет противоречить личным интересам отдельных граждан и даже группам лиц, особенно тем, которые организуют производственную или коммерческую деятельность. Отсюда следует, что, во-вторых, - в любом большом городе должна быть сильная, грамотная и некорумпированная власть. Она должна понять основной постулат, недопустимость его нарушения во всех его деталях. И поставить во главу той организации, которая будет составлять схему развития города не просто грамотных инженеров, а людей, убеждённых в неотвратимости и трагичности кризиса, который произойдёт, если будет нарушен принцип совместного развития природы и общества - принцип природной рациональности!
Наконец, власть должна быть настолько сильной, чтобы быть способной справиться с любым эгоизмом отдельных граждан и преодолеть любую коррупцию. Значит, развитие производства, производительных сил общества, какова бы не была его социальная структура, должна быть ограничена определёнными нормативами. И за их реализацию отвечает перед обществом ГОСУДАРСТВО и городская ВЛАСТЬ. Таким образом, роль государственного регулирования в судьбах общества, по мере усложнения экологической обстановки и роста мегаполисов, необходимо должна расти! Вместе с развитием гражданского общества, разумеется! Государство несёт ответственность за соблюдение жесткой экологической дисциплины жизни. Любое экологическое преступление (и даже "безобидный" акт вроде брошенной папиросы), нарушающее нормальное жизнеобеспечение, должно быть наказуемым. Итак, брошенный окурок, а, тем более, неисправное очистное сооружение или небрежное медицинское обслуживание должны рассматриваться властями города и его жителями как тяжкий проступок. Такая жёсткость городских властей, легко понимаемая гражданским обществом, уже сама по себе будет иметь огромное воспитательное значение.
Вот это первое необходимое условие, без чего все остальные действия не будут иметь особого смысла.
Второе - образование, образование и ещё раз ОБРАЗОВАНИЕ. Должен быть качественно повышен уровень экологического образования населения, особенно лиц, собирающихся занять посты государственных служащих. Люди должны не только знать свой дом, где они живут, т.е. особенности и законы развития биосферы, но и уметь жить в этом доме. Необходимо разработать сертификат муниципального служащего. И не допускать к исполнению обязанностей лиц, не имеющих подобного сертификата.
Я подробно рассказал о том, как на заре палеолита, человек научившийся делать каменный топор, поднялся на новую ступень своего развития. Но топор не только облегчил ему добычу пищи, но и принес опасности: топор в руках человека сделался смертоносным оружием. И для того, чтобы выжить человек усвоил табу "не убий!".
Точно также и город: он нужен человеку, как и был ему необходим и каменный топор, но у нас нет "инстинкта города". А как бы он был нам нужен, особенно в настоящее время! Ведь, совершенно очевидно, что, во всяком случае, подавляющему большинству людей предстоит жить в мегаполисах. И человек должен научиться их строить и обустраивать. Но это ещё полдела. Может быть, лишь 1% дела. Самое трудное - научить людей жить в городах, пользоваться городом, овладеть новой системой табу. Эта задача не менее трудная, чем утверждение табу "не убий!", которое утвердилось на заре палеолита. Такая программа обучения требует времени и средств. Но без неё не проживёшь.
Люди должны осознать, что чисто инженерных решений проблем мегаполисов, проблем организации в нём безопасной и удобной, одним словом, "по-настоящему человеческой" жизни, нет и быть не может. Люди должны стать другими. Но генетически они не могут измениться. Дело за обществом. Именно оно - общество должно воспитать людей, привить им новые нравы, основанные на новом понимании того, что такое Природа и каково место в ней человека.
Самое страшное в городе - это не грязь, которую мы плодим на улицах. С ней можно справиться - её можно убрать. Страшна грязь, которая поселяется в душах горожан. Это не только непонимание и небрежность к Природе, но, что ещё страшнее - агрессивность и недоброжелательство к ближнему своему. Деревня почти не знала преступлений, а тем более наркотиков.
Жизнь в большом городе предъявляет к людям особые требования. Их надо понять, освоить и привить миллионам граждан. Таким образом, наряду с обширной программой создания инфраструктуры и системы инженерного обеспечения жизни мегаполиса, встаёт и та центральная проблема, от которой будет зависеть не только судьба мегаполиса, но и будущность всего человечества - проблема воспитания и образования. Сегодня мы сосредоточиваем внимание на элитных школах, обеспеченных хорошими учителями. Это очень важно: элитные школы - маяки для выбора правильного пути. Но этого, одновременно, и бесконечно мало: нужно перестраивать массовую школу, это главная задача экологического воспитания. Но одновременно, нужно воспитывать и родителей.
Организация массовой школы, её качество, может быть, труднейшая задача, стоящая перед обществом, обречённым жить в мегаполисах.
Человек научился использовать топор, не нанося вреда роду своему. Теперь он должен научиться жить в мегаполисах, использовать мегаполисы во благо человека, не разрушая собственного будущего.
Для этого необходима специальная программа. И у нас есть все возможности её составить и реализовать уже сегодня - это важнейший элемент программы sustainable development.
|