Основы менеджмента




НазваниеОсновы менеджмента
страница1/25
ТипУчебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Г.Я. Гольдштейн
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА





Учебное пособие





Таганрог 2003
ББК 65.050.9(2)2 Я 73

Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
Учебное пособие содержит изложение основных положений теории управления, обобщение практики такого управления, а также методов управления фирмой как субъектом рынка. Основное внимание уделено методам принятия управленческих решений и интегральному характеру деятельности современного менеджера.

Учебное пособие полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 061100 «Менеджмент», может быть использовано при изучении дисциплин цикла менеджмент по специальностям 060800, 061000, 061200, 061500 и другим, а также в заочном и дистанционном обучении.

Табл. 40. Ил. 62. Библиогр.: 34 назв.

Печатается по решению ред.-изд. совета Таганрогского государственного радиотехнического университета.
Рецензенты:

1. Центр конверсии и маркетинга Таганрогского научно-исследовательского института.

2. В. М. Белоусов, доктор экономических наук, профессор Ростовского государственного университета.








 Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2003

 Гольдштейн Г. Я., 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

,

Часть 1
ОСНОВЫ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ 8

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА 9

1.1. Предмет курса 10

1.2. Производственный процесс - основа деятельности фирмы 11

1.3. Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка 12

1.4. Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера 14

1.5. Менеджмент: наука или искусство 16

2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА 17

2.1. Сущность менеджмента 18

2.2. Основное содержание общих целей и ограничений 19

2.3. Миссия организации: сущность, содержание 20

2.4. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы 21

2.5. Этика и культура фирмы 23

2.6. Задачи и этика поведения профессиональных менеджеров 24

2.7. Иерархия управления 25

2.8. Профессионалы советуют 26

2.9. Контрольные вопросы по разделу 2 30

3. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 32

3.1. Понятие и классификация функций управления 33

3.2. Основное содержание конкретных функций управления фирмой 35

3.3. Контрольные вопросы по разделу 3 35

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 37

4.1. Понятие организации и организационной структуры 38

4.2. Типы организационных структур управления 39

4.3. Сравнение структур управления 42

4.4. Положения о подразделениях управления и должностные инструкции 44

4.5. Совет директоров как орган управления акционерной компанией 45

4.6. Практика управления крупной зарубежной фирмой 46

4.7. Профессионалы советуют 51

4.8. Контрольные вопросы по разделу 4 53

5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 55

5.1. Экономические методы управления 56

5.2. Организационно-распорядительные методы управления 56

5.3. Социально-психологические методы управления 57

5.4. Мотивация исполнителя 57

5.5. Профессионалы советуют 59

5.6. Контрольные вопросы по разделу 5 60

6. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 62

6.1. Содержание процесса управления 63

6.2. Место решения в процессе управления 63

6.3. Структура и процесс принятия решения 64

6.4. Распределение полномочий на принятие решений 67

6.5. Риск при принятии решений 69

6.6. Математический инструментарий принятия решения 70

6.7. Профессионалы советуют 75

6.8. Контрольные вопросы по разделу 6 79

7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ 80

7.1. Понятие и значение информации и коммуникации 81

7.2. Критерии проектирования информационных и коммуникационных систем 81

7.3. Информационные технологии в интересах принятия управленческих решений 82

7.4. Основные тенденции информатизации и коммуникаций в бизнесе 86

7.5. Профессионалы советуют 88

8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 93

8.1. Место планирования и прогнозирования в менеджменте 94

8.2. Обзор техники и видов планирования 94

8.3. Система прогнозов и планов фирмы 96

8.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы) 97

8.5. Экстраполяционное прогнозирование 98

8.6. Роль нормативов в планировании 100

8.7. Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия 101

8.8. Практика планирования и прогнозирования в зарубежных фирмах 104

8.9. Профессионалы советуют 110

8.10. Контрольные вопросы по разделу 8 111

9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ КАК СТАДИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 113

9.1. Стратегия и практическая деятельность фирмы 114

9.2. Выделение ключевых результатов деятельности отдельных менеджеров 114

9.3. Роль ответственности в процессе управления 116

9.4. Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям 117

9.5. Контрольные вопросы и задания по разделу 9 119

10. КОНТРОЛЬ, УЧЕТ, И АНАЛИЗ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ 123

10.1. Понятие и виды контроля 124

10.2. Процесс контроля и выбор варианта форм контроля 124

10.3. Типы систем контроля 126

10.4. Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле 128

10.5. Понятие и задачи учета на предприятии 130

10.6. Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия 130

10.7. Профессионалы советуют 132

10.8. Контрольные вопросы по разделу 10 139

11. ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА 140

11.1. Содержание работы руководителя 141

11.2. Стиль управления 142

11.3. Эффективность стиля управления 144

11.4. Профессионалы советуют 147

11.5. Контрольные вопросы по разделу 11 155

Часть II
УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ
КАК СУБЪЕКТОМ РЫНКА 157

12. ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 158

12.1. Основные тенденции развития мирового рынка 159

12.2. Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы 160

12.3. Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка 161

12.4. Контрольные вопросы по разделу 12 163

13. ВЫБОР И ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ФИРМЫ НА РЫНКЕ 164

13.1. Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) 165

13.2. Жизненный цикл товара 165

13.3. Матричная техника оценки портфеля диверсифицированной фирмы. Матрица БКГ 166

13.4. Оценка привлекательности СЗХ 168

13.5. Оценка конкурентного статуса фирмы (КСФ) 169

13.6. Матрица фирмы «Дженерал электрик» 171

13.7. Контрольные вопросы по разделу 13 174

14. УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ СЗХ ФИРМЫ 177

14.1. Балансировка набора СЗХ 178

14.2. Стратегическая гибкость фирмы 179

14.3. Оценка синергизма набора СЗХ 180

14.4. Комплексная оценка набора СЗХ 180

14.4. Контрольные вопросы по разделу 14 181

15. РОЛЬ НИОКР В МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА РЫНКА 183

15.1. Соотношение типов технологий и менеджмента в фазах жизненных циклов продуктов 184

15.2. Взаимоотношения сфер НИОКР и общего руководства фирмы 184

15.3. Оценка КСФ в области НИОКР 186

15.4. Общее влияние технологии на стратегию фирмы и ее конкурентный успех 187

15.5. Современный стратегический инновационный менеджмент 188

15.6. Контрольные вопросы по разделу 15 190

16. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ БИЗНЕСА 192

16.1. Основные этапы интернационализации бизнеса 193

16.2. Выбор оптимальной формы интернационализации бизнеса 196

16.3. Особенности международной деятельности фирм в современных условиях 196

16.4. Глобализация мировой экономики как этап интернационализации бизнеса 198

16.5. Профессионалы советуют 200

16.6. Контрольные вопросы по разделу 16 201

17. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 202

17.1. Анализ и синтез организационных структур управления 203

17.2. Основные режимы деятельности фирмы и стили ее организационного поведения 203

17.3. Анализ структуры управления фирмы 206

17.4. Алгоритм определения предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмы 208

17.5. Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления 209

17.6. Контрольные вопросы по разделу 17 217

18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО 219

18.1. Роль фирмы в современном обществе 220

18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом 221

18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 223

18.4. Ограничительная деловая практика и ее правовое регулирование 226

ПОСЛЕСЛОВИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
(И НЕ ТОЛЬКО…) 230

ОБЩЕУЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 236

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 237

ПРИЛОЖЕНИЕ:

В.М. Белоусов
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 238





I keep six honest serving men

(They taught me all I knew);

Their name are What and Why and When,

And How and Where and Who.

R. Kipling
Есть у меня шесть верных слуг,

Они всему меня учили;

Их имена: Что, Где, Когда,

И Как, и Кто, и Почему.


A student of business with tact

Absorbed many answers he lacked.

But acquiring a job

He said with a sob:

"How does one fit answer to fact?"
Gragg C.J. "Becaus Wisdom Can't Be Told"

in "Case Method at the Harvard Business School". N.Y.: McGraw-Hill, 1954, p.11.
Business student со тщанием

Поглощает вопросов множество,

Но в начале работы конкретной

Вопрошает с рыданием:

"Как сделать, чтобы

Хотя бы один вопрос

Соответствовал факту реальному?"





  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Основы менеджмента iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины основы менеджмента...
Цель курса «Основы менеджмента» состоит в обучении студентов пониманию теоретических основ менеджмента, принципов, методов и функций...

Основы менеджмента iconТеоретические основы менеджмента
Анализ американской модели менеджмента на примере компаний "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"

Основы менеджмента iconИ. Г. Ищенко Основы менеджмента Учебно методическое пособие I часть Пенза, 2012
Ищенко И. Г. Основы менеджмента: учебно-методическое пособие. – Пенза: пгпу им. В. Г. Белинского, 2012. 172 с

Основы менеджмента iconГ. В. Петрук Ю. В. Балдина основы менеджмента и маркетинга учебное пособие
Г. Д. Боуш д э н., доцент, профессор кафедры управления, политики и права чу ООО во «Омская гуманитарная академия»

Основы менеджмента icon«Портрет организации»
Шкунова А. А. – Основы менеджмента //. Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010....

Основы менеджмента iconОсновная образовательная программа Организационная психология и психология...
Теоретические основы адаптации сотрудников, организационной культуры и мотивации 7

Основы менеджмента iconТехнический регламент тр тс 030/2012
Система менеджмента качества органов по сертификации: общая характеристика, документы системы менеджмента качества

Основы менеджмента iconМетодические основы управления ит-проектами Учебник Допущено Учебно-методическим...
Допущено Учебно-методическим объединением в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений направления...

Основы менеджмента icon«1» марта 2012 г. Система менеджмента качества отчёт об анализе системы...
Результаты выполнения плана мероприятий по предыдущему анализу смк со стороны руководства

Основы менеджмента icon2. 1 исо 9000: 2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». 11
Исо 14001: 2004 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». 11

Основы менеджмента iconПояснительная записка курс «История менеджмента»
Курс «История менеджмента» разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом Российской Федерации

Основы менеджмента iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Авторы программы: к э н., доцент кафедры стратегического менеджмента Е. И. Бабенко, преподаватель кафедры стратегического менеджмента...

Основы менеджмента iconПоложение о системе управления охраной труда
Ответственный представитель высшего руководства за систему экологического менеджмента, систему менеджмента охраны здоровья и обеспечения...

Основы менеджмента icon1 что такое маркетинг маркетинг в системе менеджмента фирмы
Управление этими операциями ведется в большинстве случаев по трем основным направлениям: финансы, производство и маркетинг. Примерная...

Основы менеджмента iconРоссийской федерации ноу впо «международный институт менеджмента линк» «согласовано»
Ооп впо), реализуемая Международным институтом менеджмента линк, представляет собой систему учебно-методических документов, сформированную...

Основы менеджмента iconУчебное пособие курс лекций по пм 03 мдк 03. 01 «Основы реаниматологии»
«Основы реаниматологии» подготовлено в соответствии с утвержденной программой пм 03 «Оказание доврачебной медицинской помощи при...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск