Отчет о выполнении лабораторной работы 34




НазваниеОтчет о выполнении лабораторной работы 34
страница1/10
ТипОтчет
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Введение 2

Классификация фронтальных лабораторных работ 4

Образовательные цели 9

Методы 14

Инструкции к выполнению лабораторных работ 18

Приборы 23

Вычисление погрешностей измерений в лабораторных работах 25

Отчет о выполнении лабораторной работы 34

Формирование экспериментальных знаний и умений учащихся при выполнении фронтальных лабораторных работ. 36

Развитие творческих способностей у учащихся 40

Экспериментальные задачи 46

Проверка и оценка экспериментальных знаний и умений учащихся. 55

Список использованной литературы: 58



Введение



«Среди разнообразных форм обучения особое место занимают фронтальные лабораторные работы. Фронтальный метод лабораторных занятий имеет ряд весьма важных положительных сторон. Прежде всего он дает возможность связать лабораторные занятия учащихся с изучаемым курсом, демонстрационные опыты учителя и самостоятельно выполняемые учащимися лабораторные работы. Благодаря фронтальному методу лабораторные занятия могут быть поставлены как введение к той или иной теме курса, как иллюстрация к объяснению учителя, как повторение и обобщение пройденного материала, как контроль приобретенных знаний и умений. Таким образом, лабораторный эксперимент становится необходимым звеном в процессе обучения, значительно помогающим углубленному усвоению материала.

Кроме того, фронтальный метод позволяет привить учащимся некоторые начальные практические умения в обращении с простейшими измерительными приборами и другой аппаратурой. В процессе обучения умения должны приобретаться постепенно вместе со знаниями. При этом важно, чтобы с самого начала учащимся прививались правильные умения, так как неправильные умения почти всегда сильно ограничивают возможности получения хороших результатов, с большим трудом справляются. Выполнение того или иного задания во время фронтальных занятий целиком проходит при коллективной работе всего класса, под постоянным и непосредственным наблюдением учителя. В таком случае всякая ошибка быстро обнаруживается и легко исправляется. Учащимся прививаются лишь самые элементарные практические умения обращаться с приборами, так как по методическим соображениям учебное оборудование для фронтальных занятий подбирается простое, чтобы освоение его не отвлекало учащихся от основного - изучение физических явлений, закономерностей и методов наблюдения и измерения. Фронтальные лабораторные занятия, в отличие от практикума, дают возможность в конце урока коллективно обсудить и оценить результаты, полученные каждым звеном учащихся, путем сравнения. Такое заключительное обсуждение может быть проведено в случае необходимости почти после каждой лабораторной работы. Однако, не смотря на все положительные стороны фронтального метода, доказанные практикой, фронтальные лабораторные занятия по физике не решают методическую задачу полностью. Поэтому, кроме фронтальных лабораторных работ, вводится еще другой вид лабораторных занятий по физике - повторительные практикумы, организуемые после изучения большого раздела или всего годового курса физики. В задачу таких практикумов в основном входит развитие большей самостоятельности учащихся, дальнейшее расширение и углубление полученных ранее знаний и умений, ознакомление с более сложными приборами, методами измерений и т.д. Для успешного проведения фронтальных лабораторных занятий необходимо иметь в каждой школе тщательно подобранный комплект учебного оборудования, состоящий из приборов, выпускаемых промышленностью (например, все измерительные приборы), и частично самодельных приборов. К последним относятся простые приборы и приспособления, которые могут легко изготовить сами учащиеся в школьных мастерских самими учащимися». [5 стр. 6]

Классификация фронтальных лабораторных работ



«Лабораторные работы можно классифицировать по разным признакам: по содержанию учебного материала, формам организации, виду руководств, времени и месту выполнения, дидактическим целям и задачам, виду деятельности учащихся и учителя и др. Рассмотрим некоторые из них подробно.

По содержанию учебного материала лабораторные работы разделяют на следующие группы:

  1. Наблюдение физических явлений и процессов

  2. Измерение физических величин

  3. Измерение физических констант и физических характеристик веществ и процессов

  4. Изучение зависимостей между физическими величинами

  5. Изучение физических законов

  6. Изучение характеристик приборов и технических устройств

  7. Сборка простых моделей технических устройств

    • Качественные (наблюдение физических явлений и процессов)

    • Количественные (наблюдения, измерения и опыты)

Между различными видами таких работ нет резкой границы. Например, в работах по изучению физических законов учащиеся выполняют наблюдения физических явлений, измеряют физические величины, знакомятся с устройством измерительных приборов, методами измерения физических величин и, наконец, выясняют зависимость между физическими величинами.

По формам организации лабораторные работы разделяют на фронтальные и физические практикумы.

Физический практикум является более высокой ступенью самостоятельного эксперимента учащихся, чем фронтальные лабораторные работы. Однако его выполнение базируется на первоначальных знаниях и умениях учеников, полученных при выполнении фронтальных лабораторных работ. В учебной программе по физике рекомендуются две формы проведения практикумов: с одночасовыми и двухчасовыми уроками. Для обеих форм отводится по 10 уроков в каждом классе. В одночасовых практикумах в каждом классе выполняют по 10 разных работ, а в двухчасовых - по 5 разных работ. Оборудование для каждой работы готовят 2 – 3 экземплярах, в зависимости от числа учащихся в классе.»[5 стр. 57]

«Все фронтальные лабораторные работы по содержанию учебного материала также можно разделить на следующие группы:

  1. Наблюдение и изучение физических явлений и процессов

  2. Наблюдение и изучение свойств тел, веществ, частиц и полей

  3. Измерение физических величин, характеризующих свойства явлений, тел, веществ, частиц и полей

  4. Измерение физических констант

  5. Ознакомление с различными методами измерения физических величин и констант

  6. Наблюдение, выяснение или проверка количественных зависимостей между физическими величинами

  7. Изучение физических законов и их следствий

  8. Изучение основных положений физических теорий и их следствий

  9. Изучение устройства, принципа действия измерительных приборов и приемов обращения с ними

  10. Градуировка измерительных приборов

  11. Знакомство с устройством и действием различных физических приборов и приемами обращения с ними

  12. Сборка и испытание простых технических устройств»[5 стр. 63]


«По виду руководств лабораторные работы разделяют на работы, выполняемые при устном руководстве учителя и по письменным инструкциям. Оба вида руководств имеют достоинства и недостатки, поэтому его выбор определяется сложностью работы, дидактической целью и подготовленностью учащихся. Устное руководство осуществляют обычно в начальном периоде выполнения фронтальных лабораторных работ, когда у учащихся нет еще необходимых экспериментальных знаний и умений. Устное руководство позволяет оперативно руководить всеми действиями учащихся, при этом степень подробности инструктажа зависит от сложности выполняемых операций, применяемого оборудования и наличия у учащихся экспериментальных умений. По мере развития последних устное руководство заменяется выполнением работ по письменным инструкциям.

Письменные инструкции помогают учащимся работать самостоятельно в индивидуальном темпе, а учителю – полнее осуществлять контроль за ходом выполнения работы, своевременно выявлять трудности и ошибки учащихся и оказывать им необходимую помощь в работе.

Полная письменная инструкция обычно содержит:

номер и название работы

цель работы

перечень оборудования

содержание работы

метод и порядок выполнения работы

рисунки и схемы установок

таблицы для записи результатов измерений и вычислений

способы расчета погрешностей измерений

контрольные вопросы

Контрольные вопросы обращают внимание учащихся на существенные стороны изучаемого явления и заставляют осмысливать свои действия и полученные результаты. В некоторых инструкциях системой вопросов задается программа выполнения работы.

По мере развития у учащихся экспериментальных умений и навыков детализации инструкций уменьшается и им предоставляется большая самостоятельность при выполнении работ.

По времени выполнения лабораторные работы разделяют на:

  • кратковременные (от 5 до 15 минут)

  • одночасовые (один урок)

  • двухчасовые (два урока)

Кратковременные и одночасовые работы тесно связаны друг с другом. Многие кратковременные работы представляют собой элементы одночасовых лабораторных работ. С другой стороны, многие одночасовые работы можно рассматривать как сумму кратковременных работ, следующих друг за другом в определенной последовательности и объединенных общей дидактической задачей.

Кратковременные работы служат, главным образом, для формирования у учащихся начальных представлений о физических явлениях, понятиях и закономерностях, развития у них экспериментальных умений, в том числе умений наблюдать физические явления, выполнять простые измерения и опыты, обращаться с приборами и материалами, анализировать полученные результаты, делать обобщения и выводы. По своему содержанию кратковременные работы, как и одночасовые, представляют собой различные наблюдения, измерения и опыты. Все их по содержанию можно разделить на те же группы, что и одночасовые.

Кратковременные работы в отличие от одночасовых, имеют свои характерные особенности. Они охватывают все темы курса физики каждого класса и более тесно связаны с изучаемым на уроках учебным материалом. Количество таких работ по каждой теме определяется степенью значимости того или иного понятия, закономерности или практического умения.

Благодаря кратковременности выполнения такие работы более оперативны, чем одночасовые; их можно включать в отдельные этапы урока для решения различных учебных задач:

  • введение в тему урока

  • постановка учебной проблемы

  • иллюстрация к объяснению учителя

  • повторение и обобщение изученного материала

  • отработка экспериментальных умений и др.

и тем самым разнообразить методику ведения урока.

Кратковременные работы соответствуют познавательным возможностям учащихся, усложняются постепенно, что способствует поэтапному формированию системы знаний и умений учащихся. Они способствуют также развитию мышления учащихся, так как побуждают их к выполнению умственных операций (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.) и создают условия для самоконтроля. Активизация мыслительной деятельности учащихся достигается путем постановки соответствующих вопросов в ходе выполнения работ.

Кратковременные лабораторные работы выполняют фронтально во всех классах при устном или письменном руководстве с использованием небольшого количества учебных приборов, что обеспечивает их быструю выдачу и уборку, а учащиеся при этом делают лишь краткие записи.

Одночасовые лабораторные работы выполняют во всех классах фронтально и в тесной связи с изучаемым материалом. Выполнять их в конце изучения раздела или учебной четверти запрещается. Одночасовые и двухчасовые лабораторные работы выполняют также в физических практикумах 9 -11 классов после изучения крупных разделов курса физики или в конце учебного года.

По месту выполнения лабораторные работы разделяют на:

  • классные

  • внеклассные

Первые выполняют в классе по расписанию или во внеурочное время – они обязательны для всех учащихся, а вторые – вне школы (дома, на природе) во внеурочное время всеми или отдельными звеньями учащихся без непосредственного контроля учителя.

По дидактическим целям и задачам лабораторные работы можно разделить на следующие группы:

  1. Изучение нового учебного материала (приобретение новых знаний)

  2. Повторение, обобщение, систематизация ранее изученного учебного материала

  3. Формирование экспериментальных знаний и умений учащихся и их применение

  4. Проверка экспериментальных знаний и умений учащихся

  5. Комбинированные работы, имеющие несколько дидактических целей

Практически все лабораторные работы по этой классификации являются в какой-то степени комбинированными, так как все они тесно взаимосвязаны: при их выполнении наряду с изучением нового материала происходит частичное повторение ранее изученного, формирование экспериментальных знаний и умений учащихся и их контроль учителем.

По характеру познавательной деятельности учащихся и степени их самостоятельности лабораторные работы можно разделить на:

  • репродуктивные

  • иллюстративные

  • частично-поисковые

  • исследовательские

Названия этих групп работ даны в соответствии с названиями следующих методических приемов их выполнения:

  • репродуктивный прием

  • иллюстративный прием

  • частично поисковый (эвристический) прием

  • исследовательский прием» [5 стр. 58]


«Классификация Усовой А. В.

Классификация лабораторных работ по следующим признакам:

  1. по содержанию

  2. по методам выполнения и обработки результатов (наблюдение, качественные опыты, измерительные работы, количественные исследования функциональной зависимости величин)

  3. по степени самостоятельности учащихся (проверочные, эвристические, творческие)

  4. по дидактической цели (изучение нового, повторение, закрепление, формирование практических умений и навыков исследовательского характера)

  5. по месту в учебном процессе (предваряющие, иллюстративные, итоговые и т. д.)

  6. по месту проведения (классные, домашние, в физических лабораториях)

  7. по способу организации (фронтальные, физический практикум)

  8. по времени выполнения (кратковременные фронтальные опыты, часовые фронтальные лабораторные работы, физический практикум с двухчасовыми работами)

Основными видами лабораторных занятий считают фронтальные лабораторные работы и физические практикумы. Отнесение многих работ по их тематике к фронтальным или работам практикума весьма условно. Это зависит от оборудования кабинета, конкретных задач, поставленных учителем для каждой работы, и т. д.» [7 стр. 68]
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconОтчет по лабораторной работе №1 по дисциплине: «Компьютерные технологии в науке и производстве»
Целью лабораторной работы является изучение основ языка гипертекстовой разметки html

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconИнструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного...
Содержание инструктажа по тб для учащихся при выполнении плановой лабораторной работы

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconИнструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного...
Содержание инструктажа по тб для учащихся при выполнении плановой лабораторной работы

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconЭлектрозащитные средства. Их применение и конструкция Методические...
Предназначены для выполнения лабораторной работы по курсу «Безопасность жизнедеятельности»

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconМетодические указания по выполнению лабораторной работы №13 для студентов...
Установка web-интерфейса к серверу Mysql в Linux. Методические указания по выполнению лабораторной работы №13 для студентов специальности...

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconОтчет по государственному контракту от 04. 06. 2012 №1102-01-41/06-12...
...

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconМетодические указания к лабораторной работе по дисциплине ртц и С,...
ЦиС выполняются на универсальной лабораторной установке фронтальным методом после изучения соответствующих разделов лекционного курса....

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconМетодические указания к выполнению лабораторной работы «устройство...
Геодезия: методические указания по выполнению лабораторной работы Устройство gps-приемника и системы сбора данных Stratus. – Вологда:...

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconВ. М. Попов авиационное приборное оборудование
Целью лабораторной работы является изучение принципа работы, особенностей конструкции, характерных отказов малогабаритной гироверти-кали...

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconОтчет о научно-исследовательской работе
В список исполнителей должны быть включены фамилии и инициалы, должности, ученые степени, ученые звания руководителей нир, ответственных...

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconТехнологическая карта инструкция по выполнению лабораторной работы...
Цель работы: Ознакомиться с лабораторным оборудованием для проведения работ по электротехнике и с правилами техники безопасности....

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconПроект ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы...
Фз «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №48, ст. 6724;...

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconЛабораторная работа 1 Тема работы: Установка операционной системы....
Оответствии с инструкциями преподавателя, последовательность действий, описанных в частях 1 и 2, может быть скорректирована с учетом...

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconМетодические указания к лабораторной работе
А-64 Анализ производственного шума: методические указания к лабораторной работе \ Скобелев Ю. В., Гладких С. Н., Николаева Н. И.,...

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconИ цель лабораторной работы
Цель работы – изучение физических процессов, происходящих в волоконно-оптической линии связи, изучение процессов модуляции и демодуляции...

Отчет о выполнении лабораторной работы 34 iconИнструкция по охране труда при выполнении лабораторных работ раздела...
Данная инструкция по охране труда при выполнении лабораторных работ по молекулярной физике и тепловым явлениям в кабинете физики...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск