Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление


НазваниеШкола Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление
страница1/23
ТипСказка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23



Клод Штайнер

СЦЕНАРИИ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Школа Эрика Берна

СПб.: Питер, 2003




Оглавление

Сценарии жизни - то, что мы выбираем, но можем не выбирать! ……. 7

Предисловие и благодарности …………………………………………... 13

Введение …………………………………………………………………. 16

Базовые утверждения теории транзактного анализа …………… 16

Люди душевно здоровы от рождения …………………………… 17

Общение и договор ……………………………………………….. 19

Я в порядке, Ты в порядке. Своей игрой ты даешь мне

поглаживание. Ча-ча-ча! ………………………………………… 23

Эрик Берн ………………………………………………………… 26

Сценарии …………………………………………………………. 29

Сценарий Эрика Берна ………………………………………….. 31

Анализ сценариев ………………………………………………. 38

Сценарный анализ в психиатрии ……………………………… 39
Часть 1. Теория транзактного анализа

Глава 1. Структурный и транзактный анализ ……………………….. 45

Структурный анализ …………………………………………… 45

Транзактный анализ …………………………………………… 52

Игры и выигрыши ……………………………………………… 55

Глава 2. Структурный анализ второго порядка …………………….. 62

Эгограммы ……………………………………………………… 67
Часть 2. Анализ сценария

Глава 3. Перечитывая трагедию "Царь Эдип" ………………………. 69

Глава 4. Затруднительное положение ребенка ……………………… 72

Колдуны, людоеды и проклятия ……………………………… 74

Запреты …………………………………………………………. 78

Предписания …………………………………………………… 79

Колдовство …………………………………………………….. 82

Белая магия ……………………………………………………. 83

Черная магия ………………………………………………….. 84

Глава 5. Решения ……………………………………………………. 88

Время решения ………………………………………………. 88

Форма решения ……………………………………………… 90

Лягушки, принцы и принцессы ……………………………. 92

Глава 6. Транзактный анализ сценариев …………………………. 95

Три основных жизненных сценария ……………………….. 96

Диагностика в транзактном анализе ……………………….. 99

Запреты и предписания ……………………………………… 105

Контрсценарий ………………………………………………. 108

Решение ……………………………………………………… 113

Телесный компонент ……………………………………….. 115

Глава 7. Сценарии: от трагических до банальных ………………. 118

Список признаков сценария ………………………………. 122

У всех ли есть сценарий? …………………………………. 126

Глава 8. Начальная подготовка: начальная подготовка по

отсутствию любви ……………………………………… 128

Сказка про Пушистиков …………………………………… 130

Экономия поглаживаний ………………………………….. 134

Законы экономии поглаживаний …………………………. 139

Глава 9. Начальная подготовка: начальная подготовка по безумию 143

Познание ……………………………………………………. 143

Игнорирование ……………………………………………… 145

Игнорирование интуиции ………………………………….. 148

Игнорирование чувств …………………………………….. 150

Игнорирование логики ……………………………………. 151

А король-то голый! ………………………………………… 155

Ложь ………………………………………………………… 156

Безумие …………………………………………………….. 160

Паранойя …………………………………………………… 162

Глава 10. Начальная подготовка: начальная подготовка

по безрадостности ……………………………………. 167

Предписания и запреты, формирующие безрадостность.. 172
Глава 11. Игра в спасение: банальный сценарий беспомощности 175

Игра в спасение …………………………………………….. 175

Беспомощность …………………………………………….. 178

Треугольник спасения в нуклеарной семье ……………… 180

Три роли ……………………………………………………. 182

Глава 12. Соревнование: банальный сценарий неравенства …… 185

Индивидуализм …………………………………………….. 186

Соперничество …………………………………………….. 187

Дефицит ……………………………………………………. 188

Силовые игры ……………………………………………… 191
Часть 3. Отношения

Глава 13. Полоролевое программирование мужчин и

женщин (Ходжи Викофф) ……………………………. 193

Структурный анализ мужской роли …………………….. 194

Структурный анализ женской роли …………………….. 196

Половые роли и семья …………………………………… 198

Половые роли и отношения …………………………….. 200

Заговор половых ролей …………………………………. 202

Борьба с половыми ролями …………………………….. 204

Глава 14. Наиболее распространенные женские

сценарии (Ходжи Викофф) …………………………. 206

Матушка Хаббард, или Женщина на службе семьи ….. 207

Искусственная женщина ……………………………….. 209

Женщина за спиной мужчины …………………………. 212

Я бедняжечка ……………………………………………. 214

Непривлекательная красавица …………………………. 216

Медсестра ……………………………………………….. 218

Полная женщина ……………………………………….. 221

Учительница ……………………………………………. 223

Демоническая женщина ………………………………. 225

Сильная женщина ……………………………………… 228

Королева пчел ………………………………………….. 230

Глава 15. Наиболее распространенные мужские сценарии 231

Большой и сильный папочка ……………………….. 231

Мужчина перед женщиной ………………………… 233

Плейбой ……………………………………………… 234

Простой парень ……………………………………… 236

Интеллектуал ………………………………………… 237

Женоненавистник ……………………………………. 239

Глава 16. Отношения и сценарии ………………………….. 241

Трагические и банальные отношения ……………… 242

Три врага любви …………………………………….. 244

Глава 17. Силовые игры …………………………………… 247

Сила …………………………………………………. 247

Силовые игры ……………………………………… 250

Открытая борьба …………………………………… 257

Анализ силовых игр ……………………………….. 259
Часть 4. Терапия

Глава 18. Мифы о терапии ………………………………. 262

Введение …………………………………………… 262

Миф о важности индивидуальной терапии ……… 263

Миф о бесполезности здравого смысла ………….. 265

Миф о душевных болезнях и пользе медицинского

подхода в терапии …………………………………. 268

Глава 19. Как не играть в спасение ……………………… 270

Спасательный треугольник в терапии …………….. 270

Как не вступать в игру "Спасение" ……………….. 272

Глава 20. Договоры ………………………………………. 278

Взаимное согласие ………………………………… 279

Вознаграждение …………………………………… 284

Вопрос правомочности …………………………… 286

Вопрос законности ……………………………….. 287
Глава 21. Стратегии анализа сценариев ………………………… 288

Деятельность ………………………………………………. 288

Антитезис, или команда ………………………………….. 293

Веселье ……………………………………………………. 294

Разрешение ……………………………………………….. 296

Защита ……………………………………………………. 298

Потенциал ……………………………………………….. 301

Избавляясь от негативных чувств ………………………. 306

Глава 22. Терапия депрессии ………………………………….. 309

Отмена экономии поглаживаний ……………………… 310

Общество взаимного поглаживания …………………… 316

Упражнения ……………………………………………… 316

Глава 23. Терапия безумия ……………………………………. 319

Объяснение ……………………………………………… 320

Силовые игры и игнорирование ………………………. 322

Принимать во внимание "паранойяльные" мысли клиента 323

Глава 24. Терапия безрадостности ……………………………. 327

Дыхание …………………………………………………… 329

Центрирование …………………………………………... 330
Часть 5. Счастливая жизнь

Глава 25. Сотрудничество ……………………………………… 334

Правила сотрудничества ………………………………… 334

Два, три или больше …………………………………….. 341

Глава 26. Как вырастить детей самостоятельными …………… 342

Как вырастить детей самостоятельными: десять правил 347

Глава 27. Освобождение мужчины и женщины ……………… 349

Тирания половых ролей ………………………………… 352

Мужской круг доверия …………………………………. 354

Проклятия мужчины: ответственность и вина ……….. 356

Свободные отношения и стиль жизни ………………… 359

Глава 28. Что дальше? ………………………………………… 360

  Сценарии жизни —

то, что мы выбираем,

но можем не выбирать!
Книга Клода Штайнера появилась в русском переводе хотя и с временной за­держкой, но тем не менее чрезвычайно свое­временно. Более ранняя публикация в России работ Эрика Берна в конце 80-х и начале 90-х годов XX века, с одной сторо­ны, привлекла внимание читателей к проблематике практи­ческой психо­логии, а с другой стороны, оставила транзактный анализ в памяти большинства лишь как одну из более или ме­нее распространенных в мире концепций, автор которой уже является достоянием истории. Соответствие концепции транзакт­ного анализа реалиям современной России было весьма поверхностным, осо­бенно если учесть перегруженность тек­стов Берна собственно американской спецификой — эти кни­ги писались только для американцев либо для жителей сосед­них стран — Канады и Мексики.

С работой Клода Штайнера все обстоит иначе. За прошед­шие со времени на­писания книги годы оказалось, что тенден­ции психологического развития со­временного общества, опи­санные учеником Берна, стали неотъемлемой частью процес­са глобализации мировой экономики. И в России, как части мирового сообщества, психологическое развитие общества по Штайнеру (и транзактному анализу) может быть описано в терминах, совпадающих с современными ис­следованиями раз­личий в национальных культурах. Возможно то, что соответ­ствие идей Штайнера современному миру вообще и России в частности связано с тем, что большую часть его клиентов ко времени написания книги составляли в основном люди, пере­живающие серьезные жизненные кризисы — алкого­лики, нар­команы, преступники и жертвы преступлений и т. п. В этом он ради­кально отличался от Берна, в практике которого большую часть времени зани­мали менее «острые» случаи. И если идеи и книги Берна были соотнесены с «нормативным» поведени­ем людей в Америке, то работы Штайнера носят по своей при­роде интернациональный характер, поскольку страдание не знает по­литических границ. В связи с этим можно сказать, что мир стал более «стра­дающим» за последние 20 лет и что дис­комфорт людей в начале XXI века свя­зан в основном с драма­тическими изменениями в политической, экономической и технологической сферах.

Такие описания жизненных сценариев, как «без любви», «без разума» и «без радости», использованные Штайнером в 1974 году, стали к настоящему вре­мени «общими» благодаря статьям во многих газетах и журналах. Понятие «кризиса се­редины жизни» дополнилось новым — «кризисом первой чет­верти жизни», поскольку современное общество выдвигает часто невыполнимые тре­бования к молодому поколению, про­пагандируя через СМИ обязательность раннего успеха в лю­бом начинании. Возраст высших достижений в жизни под воз­действием успехов в спорте и электронной коммерции сме­щается на жиз­ненный период 18-23 лет, что подготавливает наступление кризиса к 25 годам.

Конкретным воплощением современности этой книги яв­ляется сопоставле­ние концептов Штайнера с результатами исследований Г. Хофстеде (1980), в которой описано исследо­вание, проведенное более чем на 80 тысячах сотруд­ников кор­порации IBM в 53 странах мира, выделено четыре фактора, ле­жащих в основе различий между национальными культурами:

  • дистанция власти (характеристика, показывающая степень готовности не обла­дающих властью членов общественных институтов данной националь­ной культуры согласиться с тем фактом, что власть в обществе распределена неравно­мерно);

  • индивидуализм/коллективизм (индивидуализм характерен для национальных культур, в которых связи между инди­видуумами не очень тесны и от людей ожидается, что они будут заботиться прежде всего о себе и» возможно, о своих наиболее близких родственниках; коллективизм характе­рен для на­циональных культур, в которых люди с рождения интегрированы в сплочен­ные группы» которые на протяже­нии всей жизни защищают их в обмен на лояльность);




  • мужественность/женственность (мужественность соответ­ствует националь­ным культурам, четко разделяющим тен­дерные — социальные мужские и социальные женские — роли, при этом мужские роли являются более конфронтационными и ориентированными на материальный успех, женские же — более мягкими и направленными на улучше­ние качества жизни; женственность соответствует нацио­нальным культурам, в которых четкое социальное разделе­ние тендерных ролей отсутствует);

  • избегание неопределенности (характеристика, показываю­щая уровень психоло­гического дискомфорта, пережива­емого членами данной националь­ной культуры при столк­новении с неизвестными ранее жизненными ситуа­циями). Понятие дистанции власти в национальной культуре со­впадает с идеей Штайнера о сценарии беспомощности (гла­ва 11), то есть о ситуации, когда в семье ребенок проживает ситуации его «спасения» и учится быть беспомощным. В за­падных цивилизациях отдельный гражданин может со­кращать дистанцию власти за счет существования демократических ин­ститу­тов, но это требует его осознанного выбора, и об этом пи­шет Штайнер.

Человек, привыкший к тому, что его «спасают» от рожде­ния до смерти и отка­зывающийся принять на себя ответствен­ность, — типичное порождение совет­ского строя. Разумеется, государство было заинтересовано в выращивании та­кого сор­та людей, но изменения, происшедшие в общественно-полити­ческом и экономическом устройстве России, заставили этих людей переживать настоя­щую трагедию. Недавнее исследова­ние ООН последствий радиационной ката­строфы в Чернобы­ле показало, что максимальный ущерб был нанесен жителям обширного региона не радиацией, а нарушением семейных свя­зей, отрывом от мест проживания и воспитанием поколения иждивенцев, способных лишь на ожидание льгот от государства. Разумеется, исследование не касалось людей, непосредствен­но участвовавших в ликвидации последствий аварии на АЭС. По прочтении «Сценариев...» становится ясно, что подход Клода Штайнера носит достаточно универсальный характер и вполне применим для индивидуальной работы как со «Спа­сателями», так и с «Жертвами».

Понятие индивидуализма/коллективизма в национальной культуре совпадает с идеей Штайнера о сценарии неравенства и индивидуализма (глава 12). Из этих идей далее развиты кон­цепты соревновательности и силовых игр как эле­ментов севе­роамериканской национальной культуры.

Эти представления также вошли в жизнь практически каж­дого жителя Рос­сии и обострили внутри- и межличностные конфликты. Привычный коллекти­визм заменился не менее привычным «диким» индивидуализмом. «Диким» в том смыс­ле, что основной упор делается не на отстаивании собственных прав и свобод, а на жестком захвате чужих прав и свобод, преж­де всего экономиче­ских.

Эта жесткая, по Штайнеру, «силовая» игра приносит до­статочно много пси­хологического дискомфорта ее участникам и рост популярности традиционного способа снятия такого дискомфорта — приобщение к церкви — можно считать одним из показателей ее распространенности. Поскольку очевидно, что сорев­новательность в нашем обществе будет расти и даль­ше (вообще-то именно она является двигателем экономиче­ского развития), необходимо уметь конструк­тивно ее реализовывать и соответственно корректировать.

Мужественность/женственность рассмотрены очень под­робно в статьях X. Викофф о полоролевом программировании мужчин и женщин.

Представления о традиционных половых ролях в России изменяются в на­стоящее время от декларированных в совет­ское время равных возможностей к реальному равенству. Одна­ко для такого реального равенства еще не хватает ни правовой практики в конкретных случаях, ни массовости в масштабах страны. Таким образом, изменения в представлениях о тради­ционных половых ролях создают и будут создавать почву, бла­гоприятную для семейных ссор и домаш­него насилия, карьер­ных кризисов и служебных конфликтов. Приведенный в книге материал может стать хорошим поводом для анализа личного отношения к тендерным проблемам в семье и на работе.
Избегание неопределенности как характеристика националь­ной культуры со­относится с таким представлением транзактного анализа, как автономность. Предполагается, что если человек достаточно автономен от собственного сце­нария, то для вариантов развития событий он разрабатывает социально прием­лемые способы поведения — вполне взрослое поведение. Если же сценарий че­ловека, в соответствии с его детскими ре­шениями, контролирует его жизнь, то этот спектр социально приемлемых, разнообразных способов поведения недос­тупен и реализуется единственная/стереотипная форма поведения. То есть избежать неопределенности можно, структурировав свою жизнь на основе информации об окружающем мире.

К сожалению, жизнь современных россиян не может быть структуриро-вана достаточно подробно и большинство из них должно сосуществовать с жизнен­ной неопределенностью. Пе­реживание неопределенности в течение долгого времени все­гда идет с высокой вероятностью стресса и дистресса, то есть при­водит на прием к психологу (или наркологу).

С учетом того, что описанные выше российские аналогии представлений Штайнера имеют в основном негативный ха­рактер, следует подчеркнуть, что вся книга пронизана опти­мизмом. Клод Штайнер как признанный мастер прак­тической психологии не оставляет места пассивности, безысходности, обречен­ности. Его основной принцип: «все можно и следует изменить для достижения человеком искренности, автономно­сти и любви».

Книга написана в традиционном для транзактного анализа стиле — простым и доступным языком со всеми необходимы­ми пояснениями и может быть реко­мендована читателям всех

возрастных групп.

Книга изобилует условными именами клиентов — Блэк (Черный), Уайт (Бе­лый) и т. д., разумеется, это следует пони­мать лишь как желание избежать идентификации читателей с героями конкретных сюжетов и не более того.

По аналогии с популярностью работ Эрика Берна можно предположить, что книга Штайнера может также привлечь читателей к самостоятельной работе над своими детскими ре­шениями, однако следует оговорить, что при бережном отно­шении к себе не следует пытаться удалить зуб мудрости само­стоятельно, стоя перед зеркалом. Книга прекрасно описывает процесс работы профессио­нала, и именно к профессионалам и следует обращаться для безопасного дос­тижения необходи­мого результата. К счастью, за последние годы в стране вы­рос­ло целое поколение практических психологов, способных ра­ботать в инте­ресах клиента.

Кандидат психологических наук,

доцент СПбГУ Юрий Ковалев

www.e-psychology.ru

Посвящаю эту книгу

Эрику Берну:

учителю, другу, отцу и брату
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconШкола Эрика Берна Оглавление
Я в порядке, Ты в порядке. Своей игрой ты даешь мне поглаживание. Ча-ча-ча!

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconПитер москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону...
П18 Коучинг в обучении: практические методы и техники / Э. Парслоу, М. Рэй. — Спб.: Питер, 2003. — 204 с: ил. — (Серия «Практическая...

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconЛекция 1
Молчанов А. Ю. Системное программное обеспечение. Лабораторный практикум: – спб.: Питер, 2005. – 284 с

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconКурсовая работа по Банковскому делу на тему Международные финансовые организации
Бригхэм Ю., Хьюстон Дж. Финансовый менеджмент. Экспресс-курс. – Спб.: Питер, 2007. С. 61 9

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconКонтрольные вопросы 19 Глава Взаимный обмен 22 Старые «Дай» и«Бери»
Чалдини Р. Психология влияния спб.: Издательство «Питер», 1999. 272 с.: (Серия «Мастера психологии»). Перевели с английского Е. Волков,...

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconПсихологическое тестирование
А64 Психологическое тестирование. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2005. — 688 с: ип. — (Серия «Мастера психологии»)

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconИльин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм
Печатается по изданию: Ильин Е. П. Психология воли спб: Издательство "Питер", 2000. С. 11-34

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconФакультет менеджмента Программа дисциплины Современные проблемы менеджмента
Дафт, Р. Л. Менеджмент: Пер с англ. / Дафт, Р. Л спб.: Питер, 2000. 832 с

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconУчебное пособие для вузов Главный редактор В. Усманов
...

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconРысёв Н. Ю. Р95 Активные продажи. 2-е изд. Спб.: Питер, 2009. 416 с: ил
Все права защищены. Никакая масть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения...

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconБорин Редактор С. Комаров Художник обложки В. Шимкевич Подготовка...
Психотерапевтическое консультирование. — Спб.: Питер, 2001. — 464 с: ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»)

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconУчебник нового века
Р31 Психология и педагогика. — Спб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconА. Зайцев Научный редактор А. Реан Редакторы М. Шахтарина, И. Лунина,...
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconЗадание
Спб, ул. Моисеенко, д. 20, Пс – 121 «Синопская»; спб, ул. Ворошилова, д. 17, Пс – 173 «Коллонтай»; спб, ул. Южная дорога, д. 25,...

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconНовые поступления в Научную библиотеку пвгус в 2012 г. Вып. 8 (ноябрь)
Инженерная графика [Электронный ресурс] : учеб для вузов по инженерно-техн спец. Стандарт третьего поколения / Ю. Королёв, С. Устюжанина....

Школа Эрика Берна спб.: Питер, 2003 Оглавление iconЕ. Базанов, А. Дубянский, Н. Перевезенцева Художник А. Борина Верстка...
Б25 Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Перевод с англ под ред. С. Г. Бо­жук. — Спб: Питер, 2001. — 864 с.: ил....


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск