Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах


Скачать 159.64 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах
ТипМетодические рекомендации



Министерство образования Красноярского края




Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Минусинский педагогический колледж

имени А.С.Пушкина»

662606, г. Минусинск, ул. Крупской,100,

тел./факс (391 32) 4-04-96,; e-mail:mpk@minuspk.ru




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по производственной практике «Первые дни ребенка в школе»

ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования

для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

МИНУСИНСК

2016



Утвержден на заседании методического объединения специальности «Преподавание в начальных классах»

Протокол № 9 от 17 июня 2016 года
Составители: Кейлер И.В., Шпилько Е.В., Тарасенко Г.В., Яблонцева В.А.




Составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах


Первые дни ребенка в школе. Методические рекомендации для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Методические рекомендации является практическим руководством для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, руководителей практики.

Методические рекомендации представляют содержание и описание методик, с помощью которых быстро и эффективно можно провести диагностику готовности ребенка к обучению в школе. В содержании имеются инструкции по проведению диагностики, критерии оценки результатов, предложены параметры психолого-педагогической характеристики ребёнка

ВЕДЕНИЕ
Производственная практика «Первые дни ребенка в школе» проводится при освоении профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования.

Цель: знакомство с особенностями организации воспитательно-образовательного процесса в первые дни обучения ребенка в школе.

Задачи:

- изучить преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования и процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

- ознакомить студентов с особенностями планирования, организации учебно-воспитательного процесса, работы учителя с первоклассниками и их родителями в адаптационный период;

- формировать у студентов исследовательские умения, связанные с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе.

В процессе практики у студентов формируются общие и профессиональные компетенции (ОК и ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно- тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Параметры педагогической характеристики ребёнка

    1. Общие сведения о ребёнке. Фамилия, имя, дата рождения. Общее физическое развитие (соответствует или не соответствует возрастной норме, выше или ниже нормы; есть ли отклонения в физическом развитии, дефекты речи, зрения, слуха). Где воспитывался до поступления в 1 класс.

    2. Особенности жизни ребёнка в семьею. Реальный состав семьи, жилищные условия семьи (собственный дом, отдельная квартира, комната в общей квартире) Профессия родителей. Домашние условия труда и отдыха ученика (есть ли своя комната, место для игр, занятий) Взаимоотношения ребёнка с родителями (с кем из родителей ребёнок больше общается, к кому больше привязан, играют ли с ним и во что, помогает ли ребёнок взрослым).

    3. Стартовые возможности к обучению в школе и их проявление.

    4. Отношение к школе, учению. Сформированность мотивационной готовности к обучению, характерные моти­вы учения. Стремление выполнять все требования учителя. Подчинение требованиям учителя (охотно, по принуждению; часто ли отказывается выполнять требования, какие именно). Осознание общественной и личной значимости учения. Взаимоотношения с учителем, какой вид общения преобладает (познавательный, личностный).

    5. Особенности развития речи ребёнка. Какая речь преобладает (диалогическая- наличие эле­ментов указания, оценки, согласования, называния действия; монологическая - построение сообщения, наличие рассуждений по поводу способов выполнения действий). Степень раз­вития фонетической стороны речи: все ли фонемы произносит; если нет, то какие отсутствуют; умеет ли выделять фонемы в слове. Словарный запас (большой, средний, минимальный). Построение предложе­ний (правильное, неправильное).

    6. Особенности интересов ребёнка. Перечислить всё, что его интересует. Как проводит свободное время. Какие секции и дополнительные образовательные учреждения посещает. Культурный кругозор (употребление вежливых слов). Уровень социального развития.

    7. Общая характеристика поведения. Ребёнок спокоен, сдержан или проявляет излишнюю под­вижность, непоседливость. Выполнение режима учебного дня (соблюдает или нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время). Типичные нарушения дис­циплины. Отличается ли поведение в разных ситуациях школьной жизни.

    8. Взаимоотношения с детьми. На чём строятся отношения. Отношение детей к ребёнку (любят, равнодушны, не любят).

    9. Особенности характера. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера (жизнера­достность, общительность, упрямство). Повышенная обидчивость, агрессивность, скрытность, зам­кнутость. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное). Устойчивость настроения. Что чаще всего вызывает смену настроения. Отношение к своим успехам и неудачам (в игре, на занятиях).

10. Заключение. Возможные способы воздействия на ребёнка со стороны учителя.

Методика 1. Диагностика социального развития ребёнка.

Инструкция: постарайся ответить на вопросы.

Вопросы для собеседования (тест разработан С.А. Банковым)

    1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

    2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

    3. У тебя есть брат (сестра), кто из вас старше?

    4. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два?

    5. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

    6. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? День или ночь?

    7. Где живешь? Назови домашний адрес.

    8. Кем работает твой отец (мама)?

    9. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

    10. Какое сейчас время года - зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь?

    11. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

    12. Почему снег бывает зимой, а не летом?

    13. Что делает почтальон (врач, учитель)?

    14. Зачем нужны в школе звонок, парта?

    15. Ты сам (а) хочешь пойти в школу?

    16. Покажи у себя правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

    17. Каких животных ты знаешь?

    18. Каких знаешь птиц?

    19. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше ног: у собаки или петуха?

    20. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

    21. Что ты скажешь, как поступишь, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка результатов беседы

1балл - правильный ответ на вопрос (за исключением контрольных № 4, 7, 14)

0,5 балла - правильный, но неполный ответ на дополнительный вопрос.

Правильными считаются ответы типа: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки ног больше, чем у петуха, у собаки их четыре, у петуха - две».

Неверными считаются ответы типа: «Мама-Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во временах года, в признаках «больше - меньше».

Контрольные вопросы:

№ 4: 1 балл - может вычислить, сколько ему (ей) будет лет, 3 балла - называет года с учетом месяцев.

№ 7-й: 3 балла - полный домашний адрес с названием города , 2 балла - обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков), 1 балл - менее 3 признаков.

№ 14-й: 1 балл - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики

24-29 баллов - вполне зрелый для школы ребёнок;

20-24балла - менее подготовленный ребёнок;

15-20 баллов - не подготовленный к школе ребёнок.

Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, - вспомогательный метод. Психолого-педагогическое заключение можно дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования.

Методика 2. Исследование читательских умений.

Инструкция: Прочитай, что здесь написано.

Проходит жаркое лето. Дни становятся короче. Листья осыпаются. Птички улетают.
Оценка выполнения задания: указать способ чтения (не читает, знает некоторые буквы, читает по слогам, читает целыми словами)
Методика 3. Исследование развития умений определять место и количество звуков в слове.
Инструкция: определи место звука [Ч] в словах. Если звук в начале слова, то закрась в схеме 1-ю клетку, если в середине - 2-ю клетку, в конце - 3-ю клетку (часы, ключ, сачок, девочка). Слово «чайник» для образца разобрать коллективно.

Оценка выполнения задания: 4 баллов (за каждый правильный ответ 1 балл).

















































































Инструкция: определи количество звуков в словах и обозначь их цифрой или кружками в клетке (туфли, душ, машина, лист).
Оценка выполнения задания: 4 балла (за каждый правильный ответ 1 балл).







































Методика 4. Исследование элементарных математических представлений

Инструкция: в квадрате справа нарисуй столько кружков, чтобы количество их в левом и правом квадрате соответствовало количеству кружков в прямоугольнике.

1 2 3 4


Оценка выполнения задания: 4 балла (за каждый правильный ответ 1 балл).

Инструкция: закрась внизу только те геометрические фигуры, из которых нарисована рыбка.

Оценка выполнения задания: 3 балла (по 0,5 балла за каждую правильно закрашенную фигуру).

Методика 5. Копирование образца



Цель: выявить умение передавать форму фигуры (нарисо­вать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рас­смотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указ­кой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

0 баллов — не схвачена общая форма фигуры, но изображе­на какая-либо замкнутая линия.

1 балл — существенно изменены пропорции между элемен­тами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

2 балла — изображена подобная или равная фигура, про­порции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

3 балла — изображена подобная или равная фигура, про­порции между элементами фигуры в основном сохранены.

Если фигура изображена «нетвердой» рукой, в до­полнение к баллу ставится знак «минус».

Методика 6. Исследование мотивации учения у первоклассников

Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: стимульный материал к методике.

Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

- По-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Выборы

Мотивы, №

1

2

3

4

5

6

I выбор
 



















II выбор
 



















III выбор
 



















Контрольный
выбор



















0 баллов - внешний мотив, 1 балл - игровой мотив, 2 балла - отметка , 3 балла - позиционный мотив, 4 балла - социальный мотив, 5 баллов - учебный мотив. Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

Разрезной стимульный материал к методике №6.




Рекомендуемая литература для изучения:
  1. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Психология. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений, М., Академпресс, 2010.


  2. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников. Учебное пособие для вузов, М., Academia, 2008

  3. Костяк Т.В., Как помочь ребенку адаптироваться в школе. Книга для родителей,

  4. М., Academia, 2008

  5. Соловьева Т.А. , Рогалева Е.И, Первоклассник: адаптация в новой социальной среде, М., Вако, 2008.

  6. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни, М., Вита-Пресс, 2011



Похожие:

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconПрограмма учебной и производственной практик по специальности среднего...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение калужской области

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconМетодическая разработка задания для самообследования по английскому...
Задания для самообследования по английскому языку Специальность: 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconМетодические рекомендации для самоподготовки студентов к производственной...
Методические рекомендации для самоподготовки студентов к производственной практике предназначены для студентов IV курса очной и очно-заочной...

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconМетодические рекомендации по учебной и производственной практике...
Практика по организации занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconМетодические рекомендации по самоподготовке студентов к производственной...
Изводственной практике предназначены для самостоятельной работы при прохождении практики студентов II-IV курса очной и очно-заочной...

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconМетодические рекомендации по самоподготовке студентов к производственной...
Водственной практике предназначены для самостоятельной работы при прохождении практики студентов II- iv курса очной и очно-заочной...

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconРабочая программа профессионального модуля пм 01. Преподавание по...
Программа принята методическим советом колледжа бпоу оо «Мезенский педагогический колледж»

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconПояснительная записка Преподавание предмета «Информатика»
Преподавание предмета «Информатика» в 5-9 классах мбоу «сош №21» осуществляется на основании документов

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconПоложение об учебной практике ( производственном обучении) и производственной...
Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении начального профессионального образования,...

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconМетодические рекомендации по производственной практике «помощник...
Программа производственной практики студентов III курса стоматологического факультета

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconМетодические рекомендации по производственной практике (по профилю...
...

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconМетодические рекомендации по прохождению учебной практики для получения...
Методические рекомендации по организации и прохождению производственной или учебной практики предназначены для студентов специальности...

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconКонтрольная работа по производственной практике для студентов 5 курса...
Методические рекомендации студентам 5 курса заочной формы обучения фармацевтического факультета для выполнения контрольной работы...

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconМ. А. Николаева Методические рекомендации по практике для студентов,...
Печатается по решению кафедры рекламы и связей с общественностью Института социального образования Ургпу

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconВопрос насколько эффективно преподавание в оу?
Эффективность преподавания в школе оценивается как хорошо (средняя оценка в баллах – 2,9)

Методические рекомендации по производственной практике «Первые дни ребенка в школе» пм. 01. Преподавание по программам начального общего образования для студентов специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах iconОсновная образовательная программа начального общего образования «Первые ступени к знаниям»
Характеристика универсальных учебных действий при получении начального общего образования 64


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск