Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки




НазваниеТеоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки
страница1/16
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Теоретические вопросы

  1. Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки.



В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов.

Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов.

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху средневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы 1861 г.). Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.).

В немарксистской политической экономии с конца XIX в. по настоящее время сложился ряд признанных научных экономических школ и направлений:

Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Фон Визер, Е. Бем-Баверк) – поставили в центр своего анализа человека с его потребностями, привнесли в экономику "метод робинзонад". Особая заслуга – формулирование теории предельной полезности. Идеи австрийской школы внесли весомый вклад в формирование неоклассического направления в экономической науке.

Неоклассическое направление объединяет сразу несколько школ – кембриджскую (А. Маршалл, А. Пигу), лозаннскую (Л. Вальрас, В. Парето) и американскую (Дж. Б. Кларк). Общая особенность – широкое применение математических методов, методологии маржинализма (анализа предельных величин) в экономике.

Институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл) – характеризуется критикой монополистического капитализма, защитой интересов "среднего класса" на основе проведения экономических реформ.

Кейнсианство (Дж. М. Кейнс) – в целях решения проблемы безработицы и кризисов предложена теория "регулируемого капитализма" на основе управления спросом.

Неоконсерватизм – (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий) – защита идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Рынок признается наиболее эффективным способом организации хозяйства, роль государства сводится к обеспечению условий для свободной конкуренции.

  1. Предмет экономической теории. Эволюция представлений о предмете экономической теории.



Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.

Существует реальная и теневая Экономика (уход от налогов).

На долю ТЭ по данным ГКС приходится 25%, по другим источникам - 40-45%.

В любом обществе решается триединая проблема (Самуэльсон): что производить, как производить, для кого производить.

Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают(ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ явл. в первую очередь эк. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

ЭТ изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения ЭТ явл. решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.

Английский экономист Лайнен Роббинс (1898-1984) дал следующее определение предмета экономик с, которое широко используется в западной литературе: "Э - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование(проблема выбора)".

ЭТ изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.


  1. Метод экономической теории


Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

  • субъективистский;

  • неопозитивистско-эмпирический;

  • рационалистический;

  • диалектико-материалистический.

Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический.

Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

  • он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

  • он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

  • он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.


  1. Функции и уровни изучения экономической теории (микро-, макро-, мегаэкономика)


Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую.

Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами.

Практическая (прагматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного ре­шения задач, стоящих перед обществом.

Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретической основы конкретных отраслевых наук.

Критическая функция экономической теории состоит 1 том, что явления рассматриваются критически, выявляются преимущества, достоинства явлений, целесообразность их использования.

Познавательная функция является общей для всех наук. Применительно к экономической теории есть лишь одна особенность: проведение экспериментов здесь ограничено и слишком дорогостояще.

Прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, выявление перспектив общественного развития. Такую задачу с 50-60-х гг. стали выполнять экономисты во многих странах.


  1. Потребности их классификации


Потребность – дефицит, нехватка чего-то необходимого в организме. Потребность выступает стимулом деятельности человека. Она побуждает человека к активности. Активность человека первоначально носит целенаправленный характер и только со временем появляется цель. Потребности бывают первичные и вторичные; материальные, духовные (эстетическое наслаждение, творчество, познание); социальные (общение, труд, признание и т. д.).

Человек рождается с основными органическими потребностями. Потребности высших уровней приобретаются по мере общего развития психики и организма.

Классификация потребностей: 1. Потребности, связанные с трудом (потребности познания). 2. Потребности, связанные с развитием (потребности в игре, обучении, самореализации). 3. Потребности, связанные с социальным общением (нравственные и духовные). Потребность – внутренний источник активности человека, мотив – внешний. Под мотивом понимаются любые мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. Мотив – не сама потребность, а какой-то объект, в котором конкретизирована потребность. Он побуждает человека к действию. Функции мотива: 1. Побуждающая (активизация человека). 2. Направляющая (определяет выбор, осуществление стратегии и тактики деятельности и поведения). 3. Управляющая (коррекция поведения). Мотивация – Процесс формирования мотивов человека;

Мотивация - Побуждение к определенному действию или поведению. Некоторые из мотивационных факторов при их осознанном и продолжительном использовании человеком могут трансформироваться в его личные черты. Мотивационная сфера человека формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которые он вовлекается по мере взросления. Неудовлетворение потребностей является причиной расстройств мотивационной сферы, проявляющейся в неврастении, истерии и неврозах навязчивых состояний.


  1. Блага, как средства удовлетворения потребностей


Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет предпринимать определенные действия, то есть осуществлять производственную деятельность. Классификация потребностей разнообразна. Часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т.д. Вторичные потребности связаны, главным образом, с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Такое деление потребностей сугубо индивидуально для каждого человека.

Потребности человека не остаются неизменными, они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации.

Благо – это средство для удовлетворения потребностей. Классификация благ тоже отличается большим разнообразием.

Выделяют блага потребительские и производственные. Потребительские предназначены для непосредственного удовлетворения потребностей человека. Производственные блага – это используемые в процессе производства ресурсы.

Также выделяют частные и общественные блага.

С точки зрения ограниченности выделяют экономические и неэкономические блага.

Экономические блага производятся человеком, следовательно, они всегда существуют, наличествуют в ограниченном количестве. Преодолевать (но не преодолеть окончательно) нехватку благ (ресурсов) помогает общественное производство.


  1. Ресурсы и факторы производства.


Экономические ресурсы производства – это совокупность тех природных, трудовых, материальных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. Все эти ресурсы поступают в производственную систему и смешиваются, соединяются в ней. Но это не механическое соединение, а производственное взаимодействие разных по происхождению ресурсов.

В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:

  • природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают «неисчерпаемые» и «исчерпаемые»;

  • материальные – все созданные человеком средства производства, которые сами являются результатом производства;

  • - трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;

  • финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

  • В экономической теории выделяют четыре основных фактора производства, с помощью которых осуществляется производство товаров и услуг.

ЗЕМЛЯ. Что вкладывает экономист в понятие «земля»? Гораздо больше, чем большинство людей. К понятию "земля" относятся все естественные ресурсы – все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе.

КАПИТАЛ. Что такое капитал? Понятие "капитал", или "инвестиционные ресурсы", охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием.

ТРУД. Труд – это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг (за исключением особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательской способности, которую мы, в силу ее специфической роли в капиталистической экономике, решили рассматривать отдельно).


  1. Альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей.


Альтернативная стоимость (иногда экономическая стоимость) — наилучшая стоимость из упущенных в результате выбора конкретного альтернативного варианта. Также имеет названия — альтернативные издержки, скрытые издержки, внешние издержки. При производстве может быть определено как количество другого товара, которым приходится жертвовать (уменьшать его производство) для увеличения производства данного товара.

Альтернативная стоимость может выражаться как натурально (в товарах, от производства или потребления которых пришлось отказаться), так и в денежном эквиваленте этих альтернатив. Также альтернативную стоимость можно выразить в часах времени (упущенного времени с точки зрения его альтернативного использования).

Ограниченность ресурсов — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.

В широком смысле ограничены, прежде всего, способности человека взять имеющиеся в природе в изобилии свободные материальные ресурсы,[1] при том, что в перспективном плане строго дефицитными могут быть лишь невоспроизводимые условия — время и лучшие естественные ресурсы.

Кривая производственных возможностей — это кривая, показывающая различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки iconЦелью курсового проекта является закрепление знаний, полученных при...
Целью курсового проекта является закрепление знаний, полученных при изучении теоретического курса и развития навыков самостоятельного...

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки iconКак исторический источник. Вопросы внешней и внутренней критики труда а. Олеария
Семинар № «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» Адама Олеария как исторический источник

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки icon«Лекарственное обеспечение онкологических больных в современных экономических условиях»
Чтобы обсудить вопросы лекарственного обеспечения онкологических больных в современных экономических условиях. Модератором заседания...

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки icon1. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного...
Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки iconТема I. Философия и наука
Возникновение науки: третий, завершающий этап – создание Ньютоном физики как науки (сер. XVII в. – конец XVII в.)

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки iconБизнес-план это целевой программный документ, представляющий собой...
И в этом смысле планирование является важнейшей функцией управления, а планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от...

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки iconКнига о Западе, но не о том, который привыкли видеть миллионы людей «цивилизационной периферии»
Развития. В работе детально прослеживается исторический процесс формирования западной многоуровневой системы тотального кон­троля...

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки iconПрограмма развития Технического института
Университета и осуществляющим постоянно все или часть его функций по оказанию услуг и выполнению работ в области образования и науки,...

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины микроэкономика для студентов
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний о базовых характеристиках микроэкономики как науки о принципах,...

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки iconПсихология рекламы
К отрасли психологической науки. В ней наиболее полно представлены основные теоретические направления, история развития психологии...

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки iconКурс по безопасности бизнеса Время 48 академических часов (5 дней)
Тема 1 Политика экономической безопасности в компании. Определение экономических рисков и построение корпоративной защиты

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки icon1. Понятие информ., свойства информ., экономическая информ., свойства...
Ресурс, потребляемый всеми сферами экономики и представляющий собой совокупность сведений, фактов, знаний об окружающих ее компонентах,...

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки icon«Процесс выявления финансового результата деятельности на примере...
«Нормативная база и теоретические основы учета доходов и финансовых результатов» 6

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки iconТеоретические вопросы
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», группа т-31, V семестр

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки iconПравительство Российской Федерации Министерство образования и науки...
Авторы программы: Сакевич В. И. – кандидат экономических наук, ст научный сотрудник Института демографии гу-вшэ, Денисов Б. П. кандидат...

Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки iconЛекция Введение в историю экономики > Предмет истории экономики и...
Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск