Образовательная программа детского объединения «Тестопластика»

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика»


Скачать 332.42 Kb.
НазваниеОбразовательная программа детского объединения «Тестопластика»
страница1/3
ТипОбразовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Образовательная программа
  1   2   3

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Уникум» г.о.г. Буй


c:\users\1\pictures\новый рисунок.png


Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № 1 от 26.08.2014 г

Утверждаю:

Директор МОУ ДОД ЦДОД «Уникум» ________________ В.А.Пахомова

Приказ № 97/1 от 05.09.2014 г


Образовательная программа

детского объединения «Тестопластика» для детей с ОВЗ

Возраст учащихся 1-5 класс

Срок реализации: 72 часа

Автор – составитель:

Сорокина Марина Сергеевна,

педагог дополнительного образования


г. Буй, 2014 г.


Паспорт программы

Наименование программы

«Тестопластика»

Разработчик программы

Сорокина Марина Сергеевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»;

Основание для разработки программы

  1. Федеральный Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  2. Областная целевая программа «Доступная среда» 2011-2015 г.г.

  3. План мероприятий развития образования городского округа город Буй на 2014 г., утвержденный Постановление Администрации городского округа город Буй от 28.1013 г. №1028.

  4. Адаптированная образовательная программа МОУ ДОД ЦДОД «Уникум» по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Заказчик программы

  1. Администрация МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»,

  2. Администрация ОГКОУ «Буйская школа-интернат»

Участники программы

Дети с ограниченными возможностями здоровья (Обучающиеся 1 – 5 классов ОГКОУ «Буйская школа-интернат»).

Срок реализации программы

Программа рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года (2014-2015 учебный год) в объеме 72 часа.

Цель программы

Создание условий обеспечивающих развитие механизмов адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, их личностного развития посредством самовыражения в художественно-творческой деятельности.

Задачи

Образовательные:

  • Сформировать представление детей о тестоплатике как одном из видов художественно-творческой деятельности

  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

  • Познакомить с технологией изготовления поделок из теста.

  • Способствовать овладению основными методами и приёмами лепки из теста.

  • Познакомить с основами проектировочной деятельности художественно-творческой деятельности.

Развивающие:

  • Развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, внимание, усидчивость.

  • Способствовать развитию мелкой моторики рук.

  • Развивать коммуникативные способности учащихся.

  • Способствовать развитию индивидуальной творческо-поисковой деятельности.

  • Развивать способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитательные:

  • Воспитать художественную культуру учащихся, дисциплинированность, ответственность, трудолюбие, аккуратность.

  • Формировать опыт групповой и коллективной работы

Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать и развивать сенсорную деятельность и мелкую моторику (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений) при работе над изделиями из соленого теста.

  • Коррекция и развитие тактильного восприятия через лепку, и раскрашивание изделий из соленого теста.

  • Формировать у учащихся навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

  • Расширять активный словарь.

  • Тренировать образную память.

  • Развивать мыслительную и творческую деятельность.

  • Развивать целенаправленность в работе.

Ожидаемый результат

  1. Рост адаптационных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме.

  2. Рост личностного развития через самовыражение художественно-творческой деятельности.

  3. Активизация интереса к лепке.

  4. Приобретение новых знаний по технологии, методам и приемам тестопластики.

  5. Активное участие в групповой и коллективной работе.

  6. Умение поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в группе коллективе.

  7. Улучшение мелкой моторики рук.

  8. Овладение коммуникативными навыками.

  9. Адекватное оценивание своих возможностей, готовность к самовыражению.

Краткое содержание программы

Ключевая идея Программы заключается в решении проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в социуме, их личностного развитиячерез художественно-творческую деятельность. Реализация Образовательной программы «Тестопластика» осуществляется в раках сетевого взаимодействия МОУ ДОД ЦДОД «Уникум» и ОГКОУ «Буйская школа-интернат» с элементами интеграции общего и дополнительного образования. Отличительной особенностью программы является то, что в ходе её реализации на отдельных занятиях используются элементы арт-терапии, которые позволяют ребенку выразить свой внутренний мир через творчество.

Пояснительная записка.

Направленность образовательной программы художественно-эстетическая.

Актуальность:

Актуальность программы определяет стратегия образовательной политики, сформулированная в Федеральном законе РФ «Об Образовании Российской Федерации», где указано, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для решения проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в социуме, их личностного развития необходимо создать условия для самовыражения через художественно-творческую деятельность. Тестопластика один из видов декоративно-прикладного искусства, который способствует развитию художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения, а также развивает способность к личному самоопределению и самореализации.

Новизна программы.

Обучение тестопластике реализуется в основном при работе с одаренными детьми и детьми с высокими стартовыми возможностями. Новизна образовательной программы «Тестопластика» состоит в том, что программа адаптирована для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых наблюдаются нарушения психофизического развития.

Занятия по программе предполагают не только обучение приемам лепки из теста, но и развитию художественно-творческих способностей. В процессе реализации программы ведется работа над созданием индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций из солёного теста. Разнообразие творческой деятельности помогает детям с ОВЗ в творческой самореализации и является одним из этапов социализации детей.

Педагогическая целесообразность.

Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья. Предвидя возможные трудности обучающихся при выполнении задания, педагог планирует оказание индивидуальной помощи, с целью обеспечения продвижения в процессе обучения, повышения самостоятельности детей.

Для достижения оптимального результата педагогом используются следующие современные педагогические технологии:

  • Технология личностно – ориентированного обучения;

  • Элементы технологии проблемного обучения;

  • Элементы проектной технологии;

  • Элементы игровых технологий;

  • Технология групповой деятельности.

Отличительные особенности программы.

Реализация образовательной программы «Тестопластика» осуществляется в рамках сетевого взаимодействия МОУ ДОД ЦДОД «Уникум» и ОГКОУ «Буйская школа-интернат» с элементами интеграции общего и дополнительного образования. Сетевое взаимодействие осуществляется на основе взаимного использования ресурсов образовательных организаций, а интеграция - посредством урочной и внеурочной деятельности. Данная система взаимодействия дает возможность формировать единое образовательное пространство:

  1. В рамках интеграции общего и дополнительного образования:

- урок педагога психолога ОГКОУ «Буйская школа-интернат» - занятие педагога дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»;

  1. В рамках сетевого взаимодействия:

- занятие учителя-логопеда ОГКОУ «Буйская школа-интернат» - занятие педагога дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОД «Уникум».

В школе дети обучаются педагогом–психологом по предмету «Коррекция психомоторных и сенсорных процессов», в котором предполагается раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков». Данный раздел решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Одним из видов заданий на занятиях являются приемы работы с пластилином, изготовление мелких деталей для композиции. На занятиях по тестопластике происходит совершенствование первичных навыков лепки, полученных на уроке «Коррекция психомоторных и сенсорных процессов», а также продолжается коррекция восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений, умения согласовывать движения различных частей тела. В процессе обучения учащиеся научатся самостоятельно изготавливать простые подарки, сувениры для себя, родных, близких, друзей. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность, развить фантазию, художественный вкус, пространственное мышление.

Еще одной отличительной особенностью программы является то, что техника лепки из соленого теста – это один из видов арт-терапии, который способствует изменению эмоционального состояния.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике и социальной работе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.

Принципы построение программы:

  1. Принцип индивидуализации – учитываются интересы, потребности, возможности, особенности психофизического развития детей.

  2. Принцип практикоориентированности – обеспечивает направленность работы на решение коррекционных задач.

  3. Принцип стимулирования – поощрение, стимулирование, публичное признание достижений детей.

  4. Принцип согласованности – совместное решение задач в группе, в коллективе.

  5. Принцип самоопределения – осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле.

  6. Принцип «Выращивания» - пошаговое развитие личности.

Цель: Создание условий обеспечивающих развитие механизмов адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, их личностного развития посредством самовыражения вхудожественно-творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление детей о тестоплатике, как одном из видов художественно-творческой деятельности.

  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

  • Познакомить с технологией изготовления поделок из теста.

  • Способствовать овладению основными методами и приёмами лепки из теста.

  • Познакомить с основами проектирования в художественно-творческой деятельности.

Развивающие:

  • Развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, внимание, усидчивость.

  • Способствовать развитию мелкой моторики рук.

  • Развивать коммуникативные способности учащихся.

  • Способствовать развитию индивидуальной творческо-поисковой деятельности.

  • Развивать способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитательные:

  • Воспитать художественную культуру учащихся, дисциплинированность, ответственность, трудолюбие, аккуратность.

  • Формировать опыт групповой и коллективной работы.

Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать и развивать сенсорную деятельность и мелкую моторику (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений) при работе над изделиями из соленого теста.

  • Коррекция и развитие тактильного восприятия через лепку, и раскрашивание изделий из соленого теста.

  • Формировать у учащихся навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

  • Расширять активный словарь.

  • Тренировать образную память.

  • Развивать мыслительную и творческую деятельность.

  • Развивать целенаправленность в работе.

Срок и условия реализации.

Программа «Тестопластика» реализуется в течение одного учебного года и рассчитана на 72 учебноговремени (2 академических часа в неделю). Режим занятий по программе – 1 раза в неделю по 2 часа. В реализации дополнительной образовательной программы участвуют обучающиеся 1-5 классов (7-12 лет). Количество обучающихся в группе 8-10 человек. Состав группы – это учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.

Основу программы составляют теоретические, практические, комбинированные занятия. Обучение строится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Формы организации занятий – групповая, индивидуальная, со всем составом объединения. Формы проведения учебных занятий: беседа, лекция, рассказ, игра, викторина, самостоятельная работа обучающихся. Занятие строится на основании заключения областной психолого-медико-педагогическая комиссии (ПМПК), СанПиН 2.4.4.3172-14от 4 июля 2014 г. N 41.

Особенностью построения занятия является увеличение количества динамических пауз через каждые 15-20 минут занятия. При организации занятия учитываются рекомендации педагога – психолога (Приложение №1), учителя – логопеда (Приложение № 2). В свою очередь они включают в свои занятия элементы занятия тестопластикой. Педагог–психолог помимо изготовления отдельных мелких частей композиции из теста включает выполнение более сложных частей разного размера. Учитель–логопед включает в свои занятия речевые инструкции по технике безопасности, разучивание стихов и чистоговорок по темам программы «Тестоплатика». На занятиях тестопластикой используется метод проговаривания композиций с коррекцией памяти, мышления, речи.

Прогнозируемые результаты освоения программы:

  1. Рост адаптационных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме.

  2. Рост личностного развития через самовыражение художественно-творческой деятельности.

  3. Активизация интереса к лепке.

  4. Приобретение новых знаний по технологии, методам и приемам тестопластики.

  5. Активное участие в групповой и коллективной работе.

  6. Умение поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в группе коллективе.

  7. Улучшение мелкой моторики рук.

  8. Овладение коммуникативными навыками.

  9. Адекватное оценивание своих возможностей, готовность к самовыражению.

Учащийся должны знать:

  • основные приемы, используемые для лепки;

  • технологический процесс изготовления поделок из соленого теста;

Учащийся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасного труда;

  • переводить шаблоны на тесто;

  • изготавливать и оформлять поделки;

  • осуществлять декоративную работу при лепке изделия;

  • самостоятельно изготавливать поделки из соленого теста;

Учащийся приобретет навыки:

  • наложение шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки по краю шаблона;

  • определения свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок;

  • изготовления простой поделки по собственному эскизу.

Система отслеживания результатов:

  • Входящая диагностика:

Диагностику проводит педагог – психолог в начале учебного года. При комплектации состава детского объединения результаты диагностики психомоторных возможностей обучающихся предоставляются педагогу Центра «Уникум» с общими рекомендациями педагога–психолога.

  • Текущий контроль:

Текущий контроль выполняет диагностическую функцию. Целью текущего контроля является определение уровня и оценка степени освоения учащимися темы программы в целом. Текущий контроль осуществляется педагогом в конце каждой темы программы в форме совместного анализа полученного изделия с вручением красочного смайлика или «медали» учащемуся, при этом учитывается продвижение учащихся относительно самих себя, без сравнения с другими учащимися.

  • Промежуточный контроль:

Проведение промежуточного контроля нецелесообразно в связи с низкой динамикой развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Итоговый контроль:

  1. Тестовая работа на выявление степени самостоятельности при выполнении частей композиции разных размеров. (Приложение № 3)

  2. Выставка работ обучающихся.

Формы подведения итогов реализации программы:
Выставки, конкурсы, фестивали, коллективный анализ творческих работ.
Риски:


Объективные риски (болезнь участников)

Возможное расширение временных рамок работы по проекту.

Сопротивление руководства образовательного учреждения

Формирование позитивного мнения через совещания с заместителями директора по УВР, посредством СМИ.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН


темы

Наименование тем

Количество часов

Примечания

теория

практика

всего



Вводное занятие.

1

1

2






Работа с шаблонами. Простейшие изделия из соленого теста.

1

4

5






Украшения из соленого теста

1

5

6

Предусмотрена работа в подгруппах



Сушка и окрашивание.

1

4

5






Новогодние игрушки и елочные украшения.

1

4

5

Предусмотрена работа в подгруппах



Лепка животных.

1

4

5

Предусмотрена работа в подгруппах; индивидуальные занятия



Лепка цветов.

1

5

6



Рамки для фотографий.

1

6

7



Корзинки.

1

7

8



Композиции и панно.

1

7

8



Подсвечники.

1

6

7



Изготовление картин из теста.

1

7

8

ИТОГО

12

60

72



  1   2   3

Похожие:

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconОбразовательная программа детского объединения «Мир фотографии»
Современная фототехника предоставила каждому уникальный шанс стать художником и выразить себя через фотографическое творчество

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconОбразовательная программа детского объединения «Мир фотографии»
Современная фототехника предоставила каждому уникальный шанс стать художником и выразить себя через фотографическое творчество

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconОбразовательная программа авторская «Рукодельница» детского объединения...
Формы организации образовательного процесса: групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconПрограмма детского объединения «Школа выживания»
Образовательная программа «Школа выживания» представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека...

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconОбразовательная программа объединения вязания крючком "Волшебные петельки"
Данная программа дополнительного образовательного объединения рассчитана на учащихся 2-11-х классов средней общеобразовательной школы...

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconОбразовательная программа «Жемчужина» детского объединения «Жемчужина»...
Методическая разработка «Введение в образовательную программу «Жемчужина». Приложение №2

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей детского объединения «Юный турист»
Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания родного края, а чтобы познавать родной край, необходимо путешествовать....

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconПрограмма деятельности детского общественного объединения «Ритм» «мы вместе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хрипуновская средняя школа»

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconПояснительная записка образовательная программа дошкольного образования...
Образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения...

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconАдаптированная образовательная программа муниципального дошкольного...
Адаптированная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида...

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconОбразовательная программа мбоу дод «Дом детского творчества»
...

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования 030600 «История»
Председатель Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconОбразовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку
В программе соблюдается четкий баланс устных и письменных упражнений для развития основных грамматических навыков

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconОбразовательная программа объединения дополнительного образования...
Кружок рассчитан на 33 занятия при продолжительности занятий 35 мин с включением обязательных подвижных игр

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconПоложение о региональной методической выставке «Современная образовательная среда детского сада»
Настоящее Положение определяет порядок и регламент проведения виртуальной методической выставки «Современная образовательная среда...

Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» iconОбразовательная программа муниципального автономного дошкольного...
Характеристика контингента воспитанников с овз


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск