Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования




НазваниеВладимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования
страница1/21
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ




СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ
региональной научно-практической конференции
ПРОФИЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


19-20 ноября 2008 года


г. Владимир


В сборник вошли материалы участников региональной научно-практической конференции «Профилизация школьного языкового и литературного образования», отражающие опыт, проблемы и перспективы преподавания русского языка и литературы на базовом и профильном уровне в регионе. Представлены разработки ученых-лингвистов, способствующие организации углубленного изучения предмета в школе; затронуты вопросы учебно-методического обеспечения процесса профилизации и подготовки учащихся к новым формам итоговой аттестации по предметам; освещены проблемы содержания и методики изучения программ элективных курсов профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Данное издание будет интересно учителям русского языка и литературы, методистам, студентам педагогических вузов и ссузов, руководителям образовательных учреждений.
Редакционная коллегия:

Варюшенкова Е.Н., канд. филол. наук, - ответственный редактор;

Галичкина Н.В.,

Гулякова Н.С.,

Еремина И.К.,

Комкова Н.В.

Кудряшова Т.С.,

Максименко Н.Л.,

Полякова В.А.,

Самойленко Н.Е.,

Смирнова С.А.,

Соломина Н.А.,

Сысенко С.Н.,

Тюрина С.Е.,

Штуль Е.В.







© ВИПКРО, 2008

© Авторы, 2008


СОДЕРЖАНИЕ
I. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ

Гулякова Н.С. (ГИМЦ, г. Владимир). Формы оказания методической поддержки учителям русского языка и литературы в условиях перехода к профильному обучению 5

Груздева Л.А., Суворова Н.Е. (ГМК, г. Ковров). Профильное образование в г. Коврове (гуманитарный профиль) 8

Еременкова Т.Ю. (ВИПКРО, г. Владимир). Использование технологии «Портфолио» в учебно-воспитательном процессе 11

Иванина А.В. (МОУ СОШ № 19, г. Ковров). Интеграция литературы с другими видами искусства на уроках и во внеурочное время как средство развития творческого потенциала учащихся 14

Корнилов Н.В. (ВГГУ, г. Владимир). О критериях разграничения определяемого слова и приложения в аппозитивных сочетаниях 19

Малышкина С.В. (МОУ СОШ № 17, г. Ковров). Развитие творческих способностей учащихся через организацию учебно-исследовательской деятельности в области филологии 22

Плышевская О.Д. (ВГГУ, г. Владимир). Методика изучения темы «Предложения с обращениями» в средней школе 27

Смирнова С.А. (ВИПКРО, г. Владимир). Работа с культурно-историческими аналогами как средство развития продуктивного мышления одарённых учащихся на уроках русского языка и литературы в профильных гуманитарных классах 33

Сорокина О.А. (МОУ СОШ № 6, о. Муром). Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся гуманитарного класса на уроках литературы 37

II. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ

Альшина Э.А. (ПКЛ, г. Владимир). Диалог на уроке литературы как способ активизации коммуникативной и социокультурной деятельности учащихся старших классов негуманитарного профиля 40

Виноградова Т.И. (МОУ СОШ № 25, г. Владимир). Специфика преподавания литературы в профильных медицинских классах школы III ступени 45

Гужова В.В. (МОУ СОШ № 25, г. Владимир). Развитие мотивации учащихся профильных негуманитарных классов на уроках литературы 49

Захарова Н.С. (МОУ «Малыгинская СОШ», Ковровский район). К вопросу о формировании коммуникативной культуры учащихся (из опыта работы кружка «Школа юного журналиста») 52

Курленко Г.П. (МОУ СОШ № 21, г. Ковров). Организация работы с текстом в классе предпрофильной подготовки 55

Шабалина Л.И. (МОУ СОШ №25, г. Владимир). Формирование коммуникативной компетенции учащихся профильного (юридического) класса через филологический анализ текста 59

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФИЛИЗАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Абрамова Е.А. (ВГГУ, г. Владимир). Использование принципов анализа текста при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ 63

Варюшенкова Е.Н. (ВГГУ, г. Владимир). Формулировка проблемы в сочинении по тексту 67

Гарнист Л.Е. (МОУ СОШ № 15, г. Гусь-Хрустальный). «Читать значит мыслить» (из опыта преподавания литературы по программе Р.Н. Бунеева) 68

Евдокимова Т.М. (МОУ СОШ № 8, г. Карабаново, Александровский район). Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку по УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина (10-11 классы) 72

Ильина С.А. (МОУ «Мошокская СОШ», Судогодский район). Потенциал УМК по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской в реализации целей профильного образования 74

IV. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Горпинко Н.И. (лингвистическая гимназия № 23, г. Владимир). О преподавании элективного курса «Этика речевого общения» в старшей школе 79

Гусарова О.Б., (МОУ «Кондряевская ООШ» (Судогодский район) Элективный курс предпрофильной подготовки в малокомплектной школе 81

Журухина Е.И. (МОУ СОШ № 2, г. Судогда). Формирование предметных компетенции по русскому языку на занятиях элективного курса 85

Ключкова Т.В. (МОУ «Бутылицкая СОШ», Меленковский район). Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках преподавания элективного курса по литературе 91

Кобякина Ю.А. (МОУ «Волосатовская СОШ», Селивановский район). Практическая направленность элективных курсов как средство социализации учащихся 94

Пронькина Е.И. (МОУ «Ильинская СОШ», Судогодский район). Из практики работы элективного курса «Топонимика родного края» в рамках предпрофильной подготовки 97

Стребкова С.М. (МОУ «Ставровская СОШ №1», Собинский район). Системный подход к изучению языка на занятиях элективного курса «Комплексный анализ текста» 101

V. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТАМ

Амоскина Т.В. (МОУ СОШ № 1, г. Радужный). Мультимедийный проект как активная форма обучения старшеклассников (из опыта работы) 103

Болотина О.Ф. (МОУ СОШ №1, г. Меленки). Проектно-исследовательская деятельность учащихся на основе ведущих педагогических технологий 106

Бурцева Е.П. (МОУ СОШ № 14, г. Александров). Роль проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в осуществлении процесса профилизации 108

Воронина Л.В. (МОУ «Андреевская СОШ», Судогодский район). Роль сетевых телекоммуникационных проектов в повышении мотивации школьников к изучению предметов 111

Гайдуль А.В. (МОУ «Иваново-Эсинская СОШ», Ковровский район). Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в профильных классах технического уровня 113

Галкина И.В. (МОУ СОШ №2, о. Муром). Особенности творческого литературно-языкового проекта 118

Жданова И.В. (МОУ СОШ №2, о. Муром). Роль проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в осуществлении самореализации личности 122

Ишмаева Л.А. (МОУ СОШ №3, г. Петушки). Специфика медиапроекта по литературе 127

Мухотдинова Е.Н. (МОУ СОШ №18, о. Муром). Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в повышении мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы) 130

Томникова М.В. (МОУ «Новосельская СОШ», Суздальский район). Проектно-исследовательская деятельность старшеклассников 135

Часовских И.П. (МОУ СОШ №3, г. Петушки). Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую деятельность 139

I. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ
Гулякова Н.С,

ГИМЦ (г. Владимир)
ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЯМ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

В Концепции модернизации Российского образования существенное внимание уделяется осуществлению перехода к предпрофильной подготовке и профильному обучению в школе. В основу этого положена идея обновления старшей ступени общего образования, то есть образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Поэтому осуществление перехода к предпрофильной подготовке и профильному обучению стало одним из приоритетных направлений в работе городского методического объединения учителей русского языка и литературы.

С целью наиболее успешной реализации этой программы и оказания методической поддержки учителям русского языка и литературы в городском информационно-методическом центре г. Владимира организована работа различных профессиональных объединений:

  • тематические консультации;

  • семинары-практикумы;

  • заседания городского методического объединения учителей русского языка и литературы;

  • проблемный семинар;

  • информационное совещание;

  • лекции в рамках Дней науки.

Учитывая тот факт, что знание нормативно-правовой базы является основополагающим при организации процесса профилизации, для учителей, преподающих в 8-11 классах, была проведена тематическая консультация «Профильное обучение: нормативно-правовая база, программы, учебно-методические комплексы, возможные методические подходы к изучению предметов образовательной области «Филология». О задачах, стоящих перед профильной школой, шла речь на информационном совещании «Профильное обучение в старших классах как способ удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся». Данные профессиональные встречи носили теоретический характер. Их цель - обеспечение информационной поддержки педагогов. В ГИМЦ создана методическая копилка, в которую включены перечень нормативных актов, рекомендательный список литературы по профильному обучению, требования Стандарта образования к уровню знаний, умений и навыков учащихся на базовом и профильном уровнях среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе и т.д.

Для руководителей методических объединений учителей русского языка и литературы был проведен теоретический семинар «Подходы к организации профильного обучения», а также семинар-практикум «Создание условий для организации профильного обучения».

Преподаванию предметов филологического цикла в школе III ступени было уделено внимание на проблемном семинаре «Особенности преподавания русского языка и литературы в школе III ступени», проведенном совместно с ВИПКРО в 2004-2005 учебном году. В рамках этого семинара естественным образом поднимались вопросы, связанные с требованиями к уровню знаний учеников старшей школы на базовом и профильном уровне, с проблемой преподавания элективных курсов. Учителя–словесники предложили провести городской конкурс учебно-методических материалов по преподаванию русского языка в старшей школе. В конкурсе приняли участие 20 педагогов из 17 образовательных учреждений города. На суд жюри были представлены материалы разнообразных видов: конспекты уроков, тематическое планирование, элективные курсы, система работы, методические рекомендации и разработки, богатый дидактический материал, система мониторинга и контроля и т.д.

Интересный и содержательный материал, отражающий систему работы педагога по преподаванию русского языка в старших классах, представила на конкурс учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 25 Виноградова Т.И., победитель конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта в области образования в 2007 году. В них нашло место тематическое планирование уроков русского языка на основе рекомендованных УМК с учетом особенностей школы и профиля класса, конспекты уроков по изучению отдельных тем программы по русскому языку, материалы для мониторинга качества знаний учащихся (тесты, контрольные задания и т.д.).

Серьезное внимание городским информационно-методическим центром уделяется оказанию методической помощи учителям русского языка и литературы по организации и проведению элективных курсов. Для учителей 8-11 классов были организованы встречи «Элективные курсы по русскому языку и литературе – основа успешной социализации учащихся», «Представление элективных курсов для школы Ш ступени». Большой интерес словесников вызвал семинар «Моделирование и апробация программ элективных курсов для профильной и предпрофильной подготовки», где была представлена панорама опыта работы по данному направлению учителей гимназии № 3, а также опыт преподавания русского языка и литературы в профильных негуманитарных классах учителей средней школы № 24.

Широкий отклик у учителей русского языка и литературы нашёл конкурс элективных курсов, проводившийся сначала на уровне города, а затем и на уровне региона. Среди материалов элективных курсов, опубликованных в «Сборнике программ элективных курсов предпрофильного и профильного обучения» и рекомендованных для проведения занятий в школе, представлены авторские курсы восьми учителей русского языка и литературы г. Владимира. Городской информационно-методический центр счел необходимым не только осветить результаты регионального конкурса, но популяризировать данные программы элективных курсов. С этой целью на семинары-практикумы приглашались авторы программ, которые не только знакомили коллег с содержанием программы, но и проводили мастер-классы по использованию данных элективных курсов. Т.А. Кезимова, учитель высшей квалификационной категории средней школы № 19, победитель конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта в области образования в 2006 году, пригласила коллег на открытое занятие, которое она проводила с учащимися 10 класса по программе элективного курса «Основы информационной культуры», разработанного ею совместно с учителем информатики Дубовой С.Н. Авторскую программу и опыт ведения элективного курса «Подготовка учащихся к выполнению заданий по русскому языку в тестовой форме» представила один из авторов Кудряшова Т.С., учитель высшей квалификационной категории средней школы № 2. Большой профессиональный интерес проявляют педагоги не только г. Владимира, но и области к программе элективного курса «Этика речевого общения», автором которого является Горпинко Н.И., учитель первой квалификационной категории лингвистической гимназии № 23. В 2008 году Надежда Ивановна выступила перед коллегами с презентацией, отражающей опыт работы по программе этого элективного курса.

Так как классов филологического профиля в городе немного, встает вопрос о специфике преподавания русского языка и литературы в профильных негуманитарных классах, где, как известно, на преподавание литературы отводится крайне малое количество часов. Поэтому в 2007-2008 учебном году на базе городского информационно-методического центра работал проблемный семинар «Проблемы преподавания русского языка и литературы в профильных негуманитарных классах». Учителя средних школ № 2, 16, 25, 36 и ПКЛ представляли свой опыт работы в классах такого рода: подходы к преподаванию русского языка и литературы, в т.ч. и использование инновационных технологий, тематическое планирование уроков литературы с учетом профиля класса (медицинский, архитектурный, естественно-научный, физико-математический).

Традиционными в г. Владимире стали Дни науки «Роль науки в образовательной практике», проводимые во время осенних каникул. Перед учителями русского языка и литературы выступали Цуккерман А.С., доц. кафедры русского языка ВГГУ, Шарапова М.Э., доц. кафедры журналистики ВлГУ. Тема их выступления - «Проблемы в осуществлении преемственности между школьным и вузовским образованием». Выявление общих проблемных моментов преподавания русского языка в старшей школе, особенно в профильных гуманитарных классах, подготовка учащихся к поступлению на филологические специальности в высшие учебные заведения – вот далеко не полный круг проблем, поднятых во время этих профессиональных встреч.

Результатом работы профессиональных объединений, целью которых было оказание методической поддержки учителям-словесникам в условиях перехода к профильному обучению, стало создание методической копилки. В нее вошли:

  • диск «Профильное обучение и преподавание русского языка и литературы», на котором представлены нормативная база, концепция профильного обучения, презентации учителей–словесников г. Владимира;

  • сборник методических рекомендаций, подготовленный методистом ГИМЦ;

  • указатель литературы «Организация профильного обучения в образовательных учреждениях. Элективные курсы», подготовленный библиотекой ГИМЦ.

Безусловно, углубленное изучение русского языка и литературы требует от учителя серьезной дополнительной профессиональной подготовки. То, что уже проделано учителями в плане профилизации, изучается городским методическим объединением учителей-словесников, и самый интересный опыт тиражируется. Однако, несмотря на тот объем работы, который проделывается учителями русского языка и литературы, нельзя не отметить, что в связи с переходом к профильному обучению мы начинаем терять то, что годами наработано в литературном и языковом образовании, что способствовало формированию определенного уровня культуры учащихся. В условиях, когда на изучение родного языка и литературы отводится соответственно 1 и 2 часа в неделю, говорить о полноценном языковом и литературном образовании вряд ли возможно, тем более, что литературу пытаются вывести из числа обязательных предметов для изучения в старшей школе.

Процесс профилизации не должен сопровождаться вытеснением из образовательного процесса предметов, которые способствуют формированию личности, ее воспитанию и гражданскому становлению.
Груздева Л.А.,

Суворова Н.Е.,

ГМК (г. Ковров)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования iconТехническое задание на размещение заказа
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования iconТехническое задание на размещение заказа
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования iconПрограмма повышения квалификации «Реализация модели инклюзивного...
Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт...

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования iconМетодические рекомендации по организации дистанционного обучения...
Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования iconВоспитательные системы инновационных образовательных учреждений Саратовской...
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования iconУ ребенка
Институт повышения квалификации работников образования нии педиатрии и репродукции человека нцмэ вснц со рамн

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования icon«Тестирование как один из методов педагогического контроля знаний учащихся»
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования iconТомский областной институт повышения квалификации и перподготовки работников образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №24 имени м. В. Октябрьской г. Томска

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования iconПрограмма кадетского казачьего отряда «Сокол»
Курганской области; гоу дпо «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»; гоу дод «Курганский областной...

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования iconПрактическая работа по формированию лексико-грамматического строя...
Гбоу дпо «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования iconПрофилактика наркомании и токсикомании в молодежной среде Пособие для студентов
Верхозина О. А. заведующая Центром научно-методического областного государственного учреждения дополнительного профессионального...

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «саратовский институт повышения квалификации...

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования iconПрограмма повышения квалификации по направлению «Информационные технологии в апк»
«Новгородский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса»

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования iconСборник материалов по обеспечению регулирования деятельности спортивных...
Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «красноярский краевой институт повышения...

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования iconУрок №2 Информационно-коммуникативные технологии
Разработка данного урока была представлена в огбоу «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников...

Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования iconАлгоритм функционирования организационно-технического механизма
«Руководство пользователя. Регистрация»* и запрашивают доступ в соответствующие группы пользователей следующие участники системы...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск