Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов


НазваниеЛаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов
страница1/33
ТипКнига
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

www.koob.ru



ББК88.4 Л01

Перевод выполнен по рукописи:

Jan J.F. ter LAAK

PSYCHODIAGNOSTICS: CONTENT AND METHOD

(1996)

Переводчики:

Предисловие автора, главы 1—3 к.п.н. О.Л. Романова,

главы 4, 6 — к.п.н. Г.В. Бурменская,

послесловие, главы 5,7,8Н.С. Чернышева.

Ответственный редактор

кандидат психологических наук

Г.В. Бурменская

Предисловие

доктора психологических наук, проф.

Е.М. Борисовой

Лаак Я. тер

Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов.— М.: Издательство «Институт практической психоло­гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.— 384с.

ББК88.4 Л01

ISBN 5-89395-004-6

© Лаак Я. тер, 1996

© Издательство «Институт прак­тической психологии», 1996

© Издательство НПО «МОДЭК». Оформление. 1996

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга Яна тер Лаака представляет собой учебное посо­бие, предназначенное не только для будущих психологов, но и для студентов, обучающихся некоторым другим гума­нитарным наукам.

Автор получил психологическое образование в Универ­ситете Наймегена и защитил докторскую диссертацию в Лейденском Университете (Нидерланды). В качестве пре­подавателя и исследователя работал в указанных универ­ситетах, а также в университетах Брабанта и Утрехта. Имеет большой опыт практической работы в области кон­сультативной и школьной психологии. Областями научного поиска Я. тер Лаака являются вопросы мотивации, стади­альности психического развития, диагностики развития. Являясь членом Нидерландской психологической ассоциа­ции, автор долгие годы возглавлял Комитет по оценке ка­чества тестов и опросников этой ассоциации, написал ряд книг по упомянутой проблематике на голландском и анг­лийском языках.

Настоящая книга является существенно переработанной (специально для российского читателя) версией голланд­ского учебника, вышедшего в 1995 г. и представляет несом­ненный интерес для специалистов в области психодиагностики. В ней дается систематичное изложение наиболее важных аспектов этой научной дисциплины. Кни­га издана сравнительно недавно, поэтому в ней нашли от­ражение некоторые новые тенденции, сложившиеся в психодиагностике в последние десятилетия. Она очень сво­евременна еще и потому, что книг по психодиагностике, в которых обсуждались бы не только конкретные методики, но и общие теоретико-методологические проблемы не так уж много. Несколько серьезных публикаций по общим про­блемам психодиагностики вышли уже довольно давно, в 70—80 годы, когда интерес к этой научной дисциплине был очень высок. Среди них можно назвать перевод классиче­ской книги А.Анастази «Психологическое тестирование» под ред. К.М.Гуревича и В.И.Лубовского, книгу Й.Шван-цары «Диагностика психического развития», монографию «Психологическая диагностика» под ред. К.М.Гуревича, учебное пособие «Общая психодиагностика» под ред.

3

А.А.Бодалева и В.В.Столина, книги Л.Ф.Бурлачука и дру­гие.

В последующие годы в связи с бурным развитием прак­тической психологии в нашей стране, открывшимися мно­гочисленными факультетами по подготовке и переподготовке специалистов этого профиля вырос интерес не столько к научным, сколько к прикладным аспектам психодиагностики. Появившийся запрос на психодиагно­стическую литературу, к сожалению, удовлетворяется в основном за счет захлестнувшего книжные прилавки пото­ка публикаций низкого качества. Чаще всего это «пират­ские» перепечатки давно устаревших вариантов зарубежных тестов, (например тест Д.Векслера — вариант 1949 года), осуществляемые еще и с ужасающей небрежно­стью, содержащие массу ошибок, что не может не привести к искажению получаемых результатов. Очень удручает также появление серии публикаций методик (с ключами) огромными тиражами, что делает их доступными дня не­профессионалов и благодаря чему они фактически утрачи­вают свою диагностическую силу.

Имея достаточный опыт преподавания курса общей пси­ходиагностики в различных учебных заведениях, в частно­сти, на факультетах по переподготовке практических психологов могу констатировать, что на эту учебную дис­циплину отводится очень мало часов. Поэтому слушатели лишены возможности получить полноценную подготовку, по важнейшим разделам общей психодиагностики, напри­мер, таким как правила конструирования психодиагности­ческих методик, этические аспекты их использования, статистические методы обработки результатов испытаний, новые тенденции современной психодиагностики и т.д. От­сутствие основополагающих знаний по психодиагностике приводит к тому, что многие практические психологи не могут самостоятельно оценить качество методик, допуска­ют ошибки при интерпретации получаемых результатов, не знают правил презентации данных диагностических обсле­дований родителям, педагогам, учащимся. Эта ситуация усугублялась еще и тем, что большинство ранее изданных книг, которые могли бы служить учебными пособиями, бы­ли малодоступны не только психологам из разных регионов, но и москвичам из-за малых тиражей. В настоящее время в

4

области издания учебных пособий наблюдается некоторое улучшение. В последнее время вышло несколько публика­ций, в которых обсуждаются теоретико-методологические проблемы современной диагностики, среди которых «Спра­вочное руководство по конструированию тестов» Пола Клайна, вышедшее у нас в переводе в 1994 г., изданное в Москве учебное пособие «Психологическая диагностика де­тей и подростков» под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой (1995 г.). Книга Я. тер Лаака по содержанию и целям при­мыкает к названным изданиям и. займет свое достойное место среди учебных пособий по психодиагностике.

Как уже отмечалось, резкое усиление интереса к психо­диагностике в последние годы среди российских психологов связано с развитием практической психологии, которая уже не ограничивается традиционными областями, такими как образование и медицина. Психологи успешно работают в банках и Государственной Думе, милиции и армии, на предприятиях и в коммерческих структурах, помогают пол­итикам в создании имиджа и т.д. Необходимость использо­вания психодиагностических методик наконец-то признана в нашем обществе, однако есть опасение, что это может привести к снижению критериев оценки используе­мых методов. Дело в том, что намечается противоречие между запросом на проведение исследований и ограничен­ным кругом имеющихся в распоряжении отечественных психологов методик действительно высокого качества, от­вечающих всем необходимым требованиям. Появляются скороспелые методы, которые претендуют на решение ак­туальных проблем, но при этом не прошли должной провер­ки на надежность и валидность, не стандартизованы (яркий пример — методики, созданные в Санкт-Петербурге и опубликованные в книге «Лучшие психологические тесты», содержание которой .ниже всякой критики). Эта тревога обоснованна, поскольку история хранит печальный опыт развития этой отрасли психологии в России. В нашей стране судьба психодиагностики складывалась довольно драма­тично. Проблемой психологических измерений интересо­вались многие отечественные ученые, начиная с таких известных, как Г.И.Челпанов (главы в книге «Мозг и ду­ша», доклад на заседании Моск. психол. об-ва «Об экспери­ментальном исследовании высших умственных процессов»,

5

1908 г.) и Г.И.Россолимо, впервые применившего для ин­терпретации данных так называемые психологические те­стовые профили. Наивысшего расцвета исследования по психодиагностике достигли в 20—ЗО-е годы. На этом этапе работы шли в двух основных направлениях: диагностика умственного развития и профессиональной пригодности (в рамках психотехники). Именно этот период характеризу­ется большим числом публикаций по проблемам психоди­агностики как в периодической печати (ж. Педология, ж. На путях к новой школе, ж. Советская психотехника, ж. Организация труда и др.), так и в сборниках и монографиях. Проблемами психологической диагностики занимались многие известные психологи, педологи, такие как М.Я.Ба­сов, А.П.Болтунов, С.Г.Геллерштейн, Ф.Р.Дунаевский, А.М.Мандрыка, М.Ю.Сыркин, И.Н.Шпильрейн и др.

Следует отметить, что отношение к тестовым исследова­ниям при всей их популярности в те годы было неоднознач­ным. Многие крупные психологи (Л.С.Выготский, П.П.Блонский и др.) справедливо критиковали психодиаг­ностику по многим позициям, и это критическое отношение наложило свой отпечаток на дальнейшую судьбу этой пси­хологической дисциплины.

Нельзя не отметить, что в 40—60-е годы критика зача­стую носила неконструктивный характер, использование психодиагностики отрицалось полностью. Во многом этому способствовали идеологические установки, сформировав­шиеся под влиянием известного постановления ЦК ВКП(б) от 5 июля 1936 г., которое внесло запрет не только на при­менение тестов в школе, но и на проведение каких бы то ни было научных разработок в области психодиагностики. По­вод для критики давала и недостаточная научная обосно­ванность используемых методик, которые чаще всего представляли собой плохо адаптированные переводные ва­рианты зарубежных, оказавшиеся мало пригодными для нашей культуры.

Новый всплеск интереса к психодиагностике приходится на 60—80-годы. Своеобразной индульгенцией для психоди­агностов стала статья в журнале «Советская педагогика» (1968 г., №7), подготовленная известными и очень автори­тетными психологами А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия и А.А.Смирновым «О диагностических методах психологиче-

ского исследования школьников». В ней прямо сформули­ровано положение о возможности применения тестов в шко­ле: «К числу кратких психологических испытаний, или проб, относятся так называемые психологические тесты, которые были разработаны в разных странах, стандартизо­ваны и проверены на большом числе детей. В известных условиях, при соответствующем критическом пересмотре, такие психологические тесты могут быть использованы для первоначальной ориентировки в особенностях отстающих детей».

Мы видим, что довольно осторожно, с оговорками, но все же признается правомерность использование тестов в сис­теме образования. Однако отечественным психологам не так легко было отказаться от прежних установок на отри­цательное отношение к психодиагностическим методам. При обсуждении проблем диагностики основное внимание акцентировалось на тех отрицательных последствиях, ко­торые могут иметь место в случаях низкой оценки интел­лектуального развития детей. Практически не предпринималось попыток создания собственных диагно­стических программ, основанных на принятых тогда в со­ветской психологии теоретических представлениях об интеллектуальном и личностном развитии.

За рубежом в этот же период усиливается критическое отношение к тестам из-за их дискриминационной направ­ленности по отношению к представителям национальным меньшинств, иммигрантам, детям из бедных семей и т.д. (Л.Кэмин, Дж.Лолер, Дж.Наэм и др.).

И лишь в 80—90-е годы сложилось адекватное отноше­ние к психодиагностике в отечественной психологии. По­нимая недостатки и ограниченность диагностических - методов, психологи признали необходимость их использо­вания как в исследовательских, так и в практических целях. В последние годы все чаще стали появляться собственные оригинальные методы, разработанные российскими психо­логами (К.М.Гуревич, Г.А.Берулава, Л.А.Венгер, А.Г.Шмелев и др.).

В связи с этим книга Я.тер Лаака представляет особый интерес, поскольку в ней анализируется состояние дел в современной психодиагностике, рассматриваются некото­рые новые тенденции в разработке тестов («современная


6

7

теория тестов»), содержатся важные данные о конструиро­вании методик, обсуждаются принципы оценки качества тестов (стандарты). В то же время книга является своеоб­разным справочником, который поможет выяснить иссле­довательские интересы многих зарубежных психодиагностов, поскольку в ней представлен обширный обзор работ, проведенных в 80—90-е годы в США, Англии, Голландии и других странах. Предлагаемая читателю книга содержит четко выстроенную систему изложения основопо­лагающих знаний по общей психодиагностике. Не ставя задачу пересказывать ее содержание, хотелось бы остано­виться на некоторых проблемах, в первую очередь, дискус­сионных. Автор начинает изложение с определения предмета этой научной дисциплины, и использует термин «объект исследования», под которым понимает содержание психодиагностики. Я.тер Лаак настойчиво проводит мысль о том, что психологическая диагностика не имеет своего предмета и методологии, более того считает, что они совпа­дают с другими отраслями психологии. Свою позицию автор подтверждает тем, что в каждой из отраслей психологии существую особые подходы к конструированию методик и интерпретации данных исходя из предмета, например в социальной и когнитивной психологии. Разумеется это так, однако психодиагностика в любой области всегда направле­на на выявления межиндивидуальных или межгрупповых различий. И при всем разнообразии средств все они строят­ся по определенным, выработанным в психодиагностике законам и теоретико-методологическим принципам. То есть, в любой психодиагностической методике можно найти общее, определяемое законами психодиагностики и еди­ничное, привнесенное содержанием конкретной отрасли психологической науки. На мой взгляд, Я.тер Лаак сам про­тиворечит себе, поскольку в последующих главах подробно рассматривает как теоретические (например теории валид-ности, новую теорию анализа заданий теста и др.), так и методологические проблемы психодиагностики (например, использование разнообразных теорий при построениеи ме­тодик).

Можно обратиться к авторитетным психодиагностам, ко­торые четко выделяют предмет этой научной дисциплины. Так, например, А.Анастази определяет этот предмет через

стоящие перед психодиагностикой задачи, отмечая, что они заключаются в том, чтобы «измерить различия между ин­дивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях» (А.Анастази, с.17). Сходное понимание предме­та дано К.М.Гуревичем, который пишет: «Цель современ­ной психологической диагностики в ее наиболее распространенных формах (тесты, проективные методики, психофизиологические методики, вопросники) заключает­ся в том, чтобы фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-нибудь (не всегда относящимся к психологии) признакам» («Пси­хологическая диагностика», 1981, с.5).

Современная психологическая диагностика определяет­ся как научная дисциплина, разрабатывающая методы вы­явления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека. Она тесно взаимосвязана со всеми разделами психологической науки, которые собственно и задают ее теоретические основы. Под психодиагностикой часто подразумевается и область практики. Несмотря на то, что психодиагностика очень зависима от степени разрабо­танности основных проблем дифференциальной, возраст­ной, медицинской и других отраслей психологии, она имеет собственный предмет — индивидуальные различия и спо­собы их измерения.

Таким образом молено сказать, что в компетенцию пси­ходиагностики входят конструирование и апробация мето­дик, разработка принципов и требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения об­следований, способов обработки и интерпретации резуль­татов, выбор и теоретическое обоснование критериев сопоставления результатов, разработка приемов, способст­вующих быстрому и правильному принятию решений по постановке диагноза, и т.д. Следует отметить, что многие из этих проблем до сих пор не решены до конца и требуют специальной теоретико-методологической проработки. В последние годы появилось много новых подходов к решению этих вопросов. Наиболее сильное влияние на развитие пси­хологической диагностики в последние десятилетия оказа­ли идеи критериально-ориентированного тестирования (Р.Глезер, Р.Ибель, В.Попхем и др.) и новый подход к кон-

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Похожие:

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов iconРешение обозначенной проблемы видится не только в оптимизации содержания,...
Современные образовательные технологии как условие достижения нового качества образования

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов iconИспользование дыхательных и релаксационных техник в воспитании дошкольника...
Понимая важность проблемы, каждому педагогическому коллективу доу необходимо осуществлять поиск средств, методов и приемов сохранения...

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов iconI. Пояснительная записка I. 1 Нормативная основа образовательной программы
Развитие школы – закономерное, целесообразное, эволюционное, самоуправляемое позитивное изменение самой школы, ее целей, содержания,...

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов iconI. Пояснительная записка I. 1 Нормативная основа образовательной рограммы
Развитие школы – закономерное, целесообразное, эволюционное, самоуправляемое позитивное изменение самой школы, ее целей, содержания,...

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов iconКомпьютерная психодиагностика компьютерные психодиагностические методики и
Конструирование психодиагностических тестов: тра- диционные математические модели и алгоритмы

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов iconРоссийской Федерации Национальный исследовательский Томский государственный...
«Актуальные проблемы защиты прав потребителей» и представляет собой совокупность контрольно-измерительных материалов (типовые задания,...

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов iconУчебно-методический комплекс по дисциплине наименование дисциплины...
Системного подхода, системной инженерии и с обширным арсеналом методов и моделей системного анализа. Это даст необходимую методологическую...

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов iconРеспублики Хакасия Государственное бюджетное учреждение Республики...
Актуальной является разработка особого содержания, новых организационных форм и методов работы, позволяющих оптимизировать пути и...

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов iconРуководство по валидации скрининговых методов обнаружения остатков...
Етодов. В руководстве описаны два различных этапа процесса валидации: первоначальная валидация скрининговых методов в исходной лаборатории...

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов iconТехнологический анализатор содержания дыма
Инструкция по эксплуатации предназначены для изучения оптического анализатора содержания

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов iconИсследование проблемы экономического анализа финансовых результатов...
Теоретические основы сущности и логика анализа финансовых результатов деятельности предприятия

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов iconSirolaser Advance
При использовании в ежедневной практике диодного лазера Вы удовлетворите потребности пациента в использовании альтернативных методов...

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов iconДоговор на обучение по образовательной программе подготовки к поступлению в консерваторию
Л01 №0008077, рег. №1100, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, именуемое в дальнейшем «Консерватория»,...

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов iconДоговор на обучение по образовательной программе подготовки к поступлению в консерваторию
Л01 №0008077 (рег.№1100), выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, именуемое в дальнейшем «Консерватория»,...

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов icon5 Решение задачи на ЭВМ 59
Для этого был произведен обзор и анализ различных методов выбора критериев, а также методов оценки. На основе проанализорованной...

Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов iconИспользование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся
Экономические условия нашего общества и изменения в социальной политике явились важным фактором, заметно повлиявшим на эволюцию арт...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск