Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста




НазваниеПрограмма коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста
страница1/9
ТипПрограмма
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ДЕТСКИЙ САД №3 «СОЛНЫШКО»

Юный конструктор

Программа коррекционно-развивающих

занятий по конструированию для детей

старшего дошкольного возраста

Автор – составитель:

Полозиненко О.В.

воспитатель

МКДОУ «ДС №3»

Анжеро-Судженский ГО

2015

Автор – составитель: Полозиненко О.В.

«Юный конструктор»: Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста. – Анжеро-Судженский городской округ, 2015.- 101с.

Программа «Юный конструктор» направлена на развитие конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Включает практический материал: перспективный план коррекционно-развивающих занятий и конспекты занятий по конструированию, а также общеукрепляющие и общеразвивающие упражнения, способствующие здоровьесбережению детей.

Рекомендуется практическим работникам ДОО.

Содержание

Пояснительная записка……….…………………………………………………3

Перспективный план коррекционно-развивающих занятий…………………8

Конспекты коррекционно-развивающих занятий…..………………….….…10

Литература…………………………………………………………………...…101

Пояснительная записка

Действия ребенка с реальными предметами окружающего мира начинаются еще в младенческом возрасте, но в течение детства они существенным образом меняются, усложняются, становятся всё более осмысленными и целенаправленными. С возрастом ребенок переходит от примитивных действий с предметами к более сложным продуктивным видам деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию). Все продуктивные виды деятельности не только выражают определенные результаты психического развития ребенка, но и обеспечивают его развитие, способствуют совершенствованию и перестройке психических свойств и способностей (по B.C. Мухиной).

Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается не только в том, что она развивает способности ребенка, но и его творческие умения.

Значение этой деятельности отмечали в своих трудах видные отечественные физиологи И.П. Павлов и И.М. Сеченов о роли двигательного анализатора. Как известно, представления о пространстве, форме, величине, дети могут получить на основе зрительных и кинестетических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Отмечая познавательную значимость деятельности руки, И.П. Павлов считал ёе тонким анализатором, «позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами».

Кроме того, в процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющиеся контролю глаза. В свою очередь, улучшается согласованная работа и в системе «глаз - рука» и отдельных мышц.
Конструирование так же оказывает влияние на развитие личности и волевой сферы ребенка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно ставить её, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

Опыт, получаемый ребенок в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умений и навыков исследовательского поведения.

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического восприятия. При ознакомлении детей с постройками, сооружениями, конструкциями, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых «образцов»; формируется умение ценить созданное творческим трудом людей; развивается понимание целесообразности тех или иных конструкций.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет огромную роль и при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Таким образом, конструктивная деятельность оказывает важное значение в процессе всестороннего, гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста.
Содержательный аспект программы «Юный конструктор» составлен на основе методики «Развитие конструктивной деятельности у дошкольников» С. В. Коноваленко.

Коррекционно - развивающие занятия по развитию конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста построены на базе основополагающих методологических принципов, изложенных в трудах Л. С. Выготского, В.И. Лубовского, У.В. Ульянковой, Е.М. Мастюковой и др.:


  • единство диагностики и коррекции развития, то есть коррекционная работа, строится по результатам углубленной диагностики. В то же время сам процесс формирования конструктивной деятельности дает расширенный материал для диагностики;

  • взаимосвязь коррекции и компенсации, то есть коррекция нарушения конструктивной деятельности является процессом, обуславливающим компенсацию нарушений развития, способствующим социальной адаптации ребенка в окружающем мире;

  • учет возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития осуществляется при подборе упражнений;




  • комплексность подхода к коррекции нарушений, то есть выбор комплекса методов осуществляется в зависимости от целей, задач, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

  • дифференцированный подход в данном случае реализация этого принципа предполагает учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка;

  • личностно - ориентированный и деятельностный подход, основанный на признании развития личности в деятельности, а также деятельности в качестве движущей силы развития ребенка;

  • оптимистический подход;

  • оптимальные организованно-педагогические условия, способствующие эффективности коррекционной работы:

-количество занятий в неделю - 1;

-продолжительность занятий - не более 30-35 мин;

-используемый материал для конструирования - «строительный» материал, как стандартный (палочки Кюизенера, геометрические фигуры, блоки Дьенеша, счетные палочки, конструктор «Лего» и др.), так и нестандартный (цветные крышки от бутылок, нитки, пуговицы, шнурки, вата и др.);

-четкое структурирование занятия с учетом индивидуальных особенностей и психологических возможностей детей:

вступительная часть - сплочение группы, организация совместной деятельности, выполнение дыхательных упражнений, снижение мышечного напряжения, нормализация тонуса мышц кистей рук;

коррекционная часть - непосредственная конструктивная деятельность детей, формирование необходимых конструктивных навыков и умений с четкими коррекционными задачами: развитие произвольности, совершенствование психических процессов и связной речи, развитие творческих способностей и воображения, способности к планированию деятельности;

заключительная часть - оценка ребенком (детьми) результатов собственной деятельности, подведение итогов, снятие мышечного напряжения, релакс - пауза.

Цель коррекционно - развивающих занятий: развитие конструктивных и комбинаторных умений и навыков.

Задачи:

  1. Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности через желание исследовать, экспериментировать, изобретать, творить.

  2. Освоить использование разнообразного «строительного» материала (стандартного и не стандартного), создавая из него конструкции с точки зрения практического назначения объектов.

  3. Развивать сенсорные, моторные функции, зрительно - моторные навыки.

  4. Развивать познавательные процессы,

  5. Способствовать осознанному приобщению детей к сохранению и укреплению собственного здоровья.


Перспективный план коррекционно-развивающих занятий



тема

количество

материал

примечания

1

Забавные узоры

2

кубики Никитина

конспект №1 (по образцу)

конспект №2 (по модели)

2

Цветные башни

2

палочки Кюизенера

цветные крышки от бутылок

конспект №1 (использование стандартного материала)

конспект №2 (использование нестандартного материала)

3

Зоопарк

3

геометрические фигуры

конспект №1 (по словесным инструкциям)

конспект №2 (по схеме)

конспект №3 (по замыслу)

4

Терем - теремок

2

цветные кубики

конспект №1 (по образцу)

конспект №2 (по чертежу)

5

Строим дом

2

блоки Дьенеша

цветные губки

конспект №1 (использование стандартного материала)

конспект №2 (использование нестандартного материала)

6

Веселый калейдоскоп

2

геометрические фигуры

цветные пуговицы

конспект №1 (использование стандартного материала)

конспект №2 (использование нестандартного материала)

7

Лесенка – чудесенка

2

счетные палочки

цветные нитки

конспект №1 (использование стандартного материала)

конспект №2 (использование нестандартного материала)

8

Волшебные ступеньки

2

цветные шнурки

палочки Кюизенера

конспект №1 (использование стандартного материала)

конспект №2 (использование нестандартного материала)

9

Гномики

2

цветные нитки

конспект №1 (по образцу)

конспект №2 (по словесным инструкциям)

10

Домики для гномиков

2

цветные кубики

конспект №1 (по образцу)

конспект №2 (по словесным инструкциям)

11

Замок

2

геометрические фигуры

конспект №1 (по образцу)

конспект №2 (по словесным инструкциям)


12

Снежная крепость

2

геометрические фигуры

вата

конспект №1 (использование стандартного материала)

конспект №2 (использование нестандартного материала)

13

Чудо - палочки

2

счетные палочки

конспект №1 (по образцу)

конспект №2 (по условиям)

14

Хитрые шнурочки

2

цветные шнуры

конспект №1 (по образцу)

конспект №2 (по условиям)

15

Ниточки - улиточки

2

цветные нитки

конспект №1 (по схеме)

конспект №2 (по теме)

16

Строим заборчики

3

счетные палочки, пуговицы

конспект №1 (по образцу)

конспект №2 (по словесным инструкциям)

конспект №3 (по замыслу)

17

Небоскребы

2

блоки Дьенеша

цветные губки

конспект №1 (использование стандартного материала)

конспект №2 (использование нестандартного материала)

18

Крепость

2

конструктор «Лего»

морские камушки

конспект №1 (использование стандартного материала)

конспект №2 (использование нестандартного материала)


Конспекты коррекционно-развивающих

занятий по конструированию

Конспект 1 (1) «Забавные узоры»

Задачи

Образовательные: расширение и уточнение глагольного словаря.

Коррекционно-развивающие: развитие зрительного внимания и памяти; развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса; совершенствование графических навыков, тонкой моторики и зрительно-моторной координации.

Воспитательные: формирование способности критично оценивать результат своей деятельности.

Здоровьесберегающие: снятие эмоционального и физического напряжения; профилактика нарушений зрения; профилактика нарушений осанки; нормализация тонуса кистей рук; профилактика нарушений стопы.

Оборудование: поролоновый или ватный шарик, кубики Никитина «Сложи узор», жесткая массажная щетка, мягкий резиновый или ластиковый мячик с шипами, деревянный или пластиковый волчок.

Ход занятия
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста iconРабочая программа кружка по конструированию из бумаги для детей старшего...
Рабочая программа кружка по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста iconРабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными...
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа составлена в соответствии с нормативными документами

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста iconРабочая программа дополнительного образования по физическому воспитанию...
Полное название программы: Программа дополнительного образования по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная...

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма по развитию эстетического отношения детей старшего дошкольного...
...

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста icon1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма коррекционно-развивающих занятий «Помоги себе сам»
Л. С. Выготский подчеркивал, что у детей – олигофренов, помимо нарушенных, есть и сохраненные стороны психики, опираясь на которые,...

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста iconМарий Эл «Косолаповская школа-интернат»
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию мелкой моторики и координации движении рук

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма коррекционно-развивающих занятий психолога по интеллектуальному...
Теоретические подходы к разработке программы определялись следующими принципами (Л. С. Выготский, 1984; П. Я. Гальперин, 1985; А....

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста icon«Использование игровых приёмов для закрепления правильного произношения...

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма коррекционно-развивающих занятий с учащимися 6-9 классов
При отсутствии психологической помощи у подростков с овз могут проявляться патологические варианты развития личности ( психопатии,...

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста iconШипилова Людмила Ивановна Детский сад №112 Город Липецк
«Сказки Фиолетового Леса» — это оригинальная авторская проблемно-игровая методика познавательно-творческого развития детей дошкольного...

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста iconПояснительная записка. Цели и задачи рабочей программы 3 Принципы...
Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности...

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста iconТеоретические и методические основы совершенствования качества фармацевтических...
Охватывает: беременных, молодых матерей, детей раннего возраста; лиц дошкольного, школьного возраста; лиц молодого возраста; лиц...

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста iconРабочая программа «открой себя» /для детей старшего дошкольного возраста...
Разработала: воспитатель группы компенсирующей направленности Кулагина Светлана Владимировна

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста iconНаличие креативности у детей старшего дошкольного возраста с сдвг
Одаренность. Проблемы развития креативности детей в психолого-педагогической литературе

Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма для педагогов и родителей по организации развивающего и...
Рекомендована Ученым советом Института педагогики и психологии гоу впо «Московский городской педагогический университет»


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск