Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов




НазваниеУчебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов
страница1/9
ТипУчебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

АВИАЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР

«Северный Ветер


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


ПРАВИЛА ETOPS. НАВИГАЦИЯ И ПРОЦЕДУРЫ ПРИ ОТКАЗЕ ДВИГАТЕЛЯ, НАЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПАСНЫХ АЭРОДРОМОВ



Учебное пособие рассмотрено и одобрено Учебно-методическим советом Ассоциации АУЦ
Москва 2014
1. Процедуры выполнения полетов повышенной дальности на самолетах с двумя ГТД (ETOPS / NON-ETOPS).

1.1. Общие положения.

1.1.1. Правила выполнения полетов увеличенной дальности на самолетах с двумя газотурбинными двигателями (правила выполнения полетов по ETOPS) в мировой практике успешно применяются с 1985 года. За это время по правилам ETOPS успешно выполнено более 2 миллионов полетов. Мировая статистика показывает, что выполнение полетов увеличенной дальности на самолетах с двумя газотурбинными двигателями, при соблюдении правил ETOPS, является не только наиболее экономичным, но и наиболее безопасным видом авиационных перевозок.

1.1.2. Правила выполнения полетов по ETOPS на самолетах Боинг-757 разработаны в соответствии с требованиями документов, регламентирующих вопросы эксплуатации самолетов с двумя газотурбинными двигателями:

  • Advisory circular (AC) 120-42 A:

  • Advisory material joint (AMJ) 120-42;

  • Complimentary technical condition (CTC) 20;

  • Information Leaflet (IL) 20;

  • Приказ ФАС России от 21 апреля 2000 года № 94.

Правила выполнения полетов по ETOPS включают в себя все вопросы, касающиеся определения возможности выполнения полета по ETOPS, зоны оперирования, требований к ВС и экипажу, летной эксплуатации ВС в нормальных и особых условиях полета, особенностей технологии работы экипажа и ведения необходимой документации.

Все справочные и информационные данные вносятся в Настоящие Правила с учетом изменений и дополнений к соответствующим документам.

1.1.3. Правила выполнения полетов по ETOPS применяются на маршрутах, имеющих участки, с любой точки которых время полета на одном двигателе до пригодного для посадки данного типа ВС аэродрома более одного часа полета и не выходит за пределы установленной зоны оперирования.

Термин non-ETOPS относится к полетам самолетов с двумя газотурбинными двигателями, не выполняющих полеты по правилам ETOPS ввиду отсутствия сертификации воздушного судна для ETOPS, невозможности выполнения полета по правилам ETOPS на данном типе (экземпляре) воздушного судна и др.

1.1.4. Полеты на самолетах с двумя газотурбинными двигателями, не допущенных к полетам по правилам ETOPS, должны выполняться таким образом, чтобы в случае отказа одного двигателя, продолжительность полета до запасного аэродрома от любой точки маршрута в штиль на скорости, установленной для полета с одним работающим двигателем, составляло не более 60 минут.

1.1.5. Получение одобрения Авиакомпанией для полетов по правилам ETOPS осуществляется в два этапа.

На первом этапе производитель самолетов получает одобрение уполномоченного органа для выполнения полетов по правилам ETOPS данного типа самолета в данной конфигурации (планер/двигатель). Одобрение базируется на статистике надежности данной конфигурации самолета по результатам ее эксплуатации в Авиакомпаниях мира.

На втором этапе Авиакомпания получает одобрение на выполнение полетов по правилам ETOPS от уполномоченного в области гражданской авиации России органа. Авиакомпания должна продемонстрировать уполномоченному в области гражданской авиации России органу способность выполнять полеты по правилам ETOPS с высокой степенью безопасности и поддерживать исправность самолетов на приемлемом для таких полетов уровне.

1.1.6. Ответственным лицом за соблюдением правил полетов по ETOPS (ETOPS Check Airman) в Авиакомпании назначается ответственное летное лицо командного состава. В обязанности ответственного лица входит стандартизация процедур и практическое обучение технологии работы летного экипажа при выполнении полетов по правилам ETOPS. Обязанности и ответственность командира воздушного судна приведены в соответствующих разделах Руководства по производству полетов Авиакомпании.


1.2. Определения.

Полет увеличенной дальности (ETOPS – Extended range Twin engine aircraft Operations) – любой полет, выполняемый на самолете с двумя газотурбинными двигателями по маршрутам, на которых время полета с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе в штиль при стандартных условиях от какой-либо точки маршрута до соответствующего запасного аэродрома превышает 60 минут.

Входная точка на маршрут увеличенной дальности (EEP – Extended range Entry Point) – это точка на входе в зону обязательного применения правил ETOPS, которая находится на удалении 60 минут полета до пригодного запасного аэродрома с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе в штиль при стандартных условиях.

Выходная точка с маршрута увеличенной дальности (Final extended range Operations PointFOP) – это точка на маршруте полета самолета, от которой начинается участок маршрута, время полета с любой точки которого до соответствующего запасного аэродрома с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе в штиль при стандартных (МСА) условиях равно или менее 60 минут.

Зона оперирования (ETOPS area of operation) – это воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого необходимо выполнять полет с применением правил ETOPS. Зона оперирования определяется максимально допустимым (пороговым) расстоянием от соответствующего аэродрома, основанном на разрешённом для Авиакомпании пороговом времени ETOPS. На карте зона представляется по границам смежных окружностей с центрами в соответствующих аэродромах и радиусом, равным пороговому расстоянию (MDD).

Критическая точка (CP – Critical Point) – это точка на маршруте полета самолета в зоне оперирования, которая является критической по отношению к требованиям ETOPS по наличию топлива на борту ВС в случае начала маневра ухода на пригодный запасной аэродром, расположенный на расстоянии порогового времени полета от этой точки с одним работающим двигателем.

Отказ двигателя в полете (IFSDIn-Flight Shutdown) – невозможность использования двигателя в полете по причине самовыключения или выключения его по признакам отказа.

Пороговое время (MDTMaximum Diversion Time) – время полета, устанавливаемое Государственным полномочным органом для авиапредприятий, эксплуатирующих двухдвигательные самолеты и представляющее из себя разрешенное время полета до соответствующего запасного аэродрома с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе в штиль при стандартных (МСА) условиях.

Пороговое время (MDT) используется только для определения зоны оперирования и, поэтому, не является эксплуатационным ограничением при выполнении маневра ухода на ETOPS запасной аэродром. В зависимости от метеоусловий или других факторов фактическое время полёта при уходе на ETOPS запасной аэродром может отличаться от установленного порогового времени.

Пороговое расстояние (MDD - Maximum Diversion Distance) – максимальное расстояние, проходимое самолетом в штиль при стандартных условиях с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе от точки отказа двигателя за установленное пороговое время.

Сегмент ETOPS - участок маршрута, начинающийся с входной точки на маршрут увеличенной дальности (ЕЕР) и продолжающийся до точки выхода ВС на участок маршрута, время полета с любой точки которого до соответствующего запасного аэродрома с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе в условиях MCA равно или менее 60 минут.

Соответствующий запасной аэродром (AA – Adequate Airport) – аэродром, который отвечает установленным требованиям для выполнения посадки самолета данного типа по размерам и несущей способности ВПП, открытый для приема самолета в период времени возможного его использования, имеющий необходимые средства и службы, такие как обслуживание воздушного движения, метеорологическое обслуживание, светотехническое оборудование, средства связи и навигации, аварийно- спасательную и противопожарную службы, а также хотя бы одну приемлемую систему захода на посадку по приборам.

Примечание: в соответствии с требованиями ICAO (ANNEX 14, и ICAO Airport Manual DOC.9157 - AN/90) ВС может произвести посадку при посадочной массе (ACN), выходящей за пределы по PCN ВПП, в случае использования аэродрома для аварийной посадки.

Пригодный запасной аэродром (SA – Suitable Airport) – соответствующий аэродром, пригодный для эксплуатации самолета данного типа и на котором прогнозируемые и фактические метеоусловия равны или выше установленного метеоминимума, а состояние ВПП позволяет совершить безопасную посадку в пределах расчетного времени прибытия ±60 минут.

Равноудаленная точка (ETP – Equal Time Point) – это точка на маршруте полета самолета в зоне оперирования, от которой время одномоторного полета до двух ближайших пригодных запасных аэродромов одинаково.

1.3. Надежность систем воздушного судна.

1.3.1. Резервирование систем самолета Боинг-757.

Статистика эксплуатации конфигураций самолета Боинг-757 в Авиакомпаниях мира подтверждает надежность эксплуатации конфигураций самолета по правилам ETOPS вплоть до порогового времени (MDT) 180 минут
Даты одобрения для выполнения полетов по правилам ETOPS в различных конфигурациях самолета (планер/двигатель) приведены ниже:

Конфигурация самолета

Пороговое время (MDT)

120 минут

180 минут

757-200 / RB211-535E4

Декабрь 1986 года

Июль 1990 года

757-200 / RB211-535E4-B

Сентябрь 1992 года

Сентябрь 1992 года

757-200 / PW2040

Март 1990 года

Апрель 1992 года

Конструкция самолета Боинг-757 и его систем, резервирование систем на случай их отказа в полете соответствует установленным требованиям для полетов по правилам ETOPS. Резервирование работы наиболее важных систем самолета при отказе одного двигателя в полете приведено в таблице:

Система

Нормальный

полет

Полет на одном двигателе

Примечание

Гидросистема

3 независимых гидросистемы

1 RAT (резервная)

3 независимых гидросистемы (1)

1 RAT (резервная)

(1) при отказе двигателя давление в гидросистеме может поддерживаться при помощи PTU или электрических насосов

Электросистема

4 генератора:

  • 2 двигательных

  • 1 ВСУ

  • Hydraulic driven generator

Аккумуляторы

3 генератора:

  • 1 двигательный (2)

  • 1 ВСУ (3)

  • Hydraulic driven generator

Аккумуляторы

(2) при полете на одном генераторе сохраняется работоспособность всего необходимого электрооборудования самолета

(3) включение в работу генератора ВСУ восстанавливает дублирующие функции и резервирование потребителей электропитания

Воздушная система

3 источника:

  • 2 двигательных

  • 1 ВСУ*

2 источника:

  • 1 двигательных

  • 1 ВСУ*

Любой из источников может работать на систему наддува и ПОС крыла (одновременный отбор воздуха от двигателей и

ВСУ исключается)

* - Для самолета Боинг-757 отбор воздуха от ВСУ возможен до высоты 17 000 футов.
1.4 Перечень минимального оборудования (MEL).

Уровень надежности систем самолета Боинг-757 соответствует установленным требованиям для выполнения полетов по правилам ETOPS вплоть до порогового времени (MDT) 180 минут. Однако, для выполнения полетов по правилам ETOPS необходимо дополнительное техническое обслуживание и проверка систем перед полетом. Техническое обслуживание и проверки систем выполняются для подтверждения того, что состояние самолета с учетом возможных отложенных неисправностей (согласно MEL) является пригодным для полета по правилам ETOPS.

Технический персонал информирует диспетчера по обеспечению полетов о неисправностях, имеющихся на самолете, которые затем включаются в информацию для экипажа. Решение о выполнении полета по правилам ETOPS с имеющимися отложенными неисправностями принимает командир ВС на основании имеющейся информации о состоянии самолета после тщательного анализа каждой отложенной неисправности согласно перечню минимального оборудования (MEL).

Перечень минимального оборудования при выполнении полетов по правилам ETOPS включает в себя, но не ограничивается следующими разделами:

  1. AIR CONDITIONING

Air Conditioning Packs 51-1

Pack Flow Control / Shutoff Valves 51-2

Air Cycle Machine 51-7

Forward Equipment Cooling Supply Fans 58-3

Forward Equipment Cooling Auxiliary Supply Fans 58-14

  1. AUTO FLIGHT

Autopilot Systems 10-1

23 COMMUNICATIONS

Communications Systems 11-1

24 ELECTRICAL POWER

Engine Driven Generator Systems 00-1

APU Driven Generator 00-2

Hydraulic Motor Generator 25-1

Hydraulic Motor Generator Valve 25-2

26 FIRE PROTECTION

Engine Fire Detection Systems 11-1

Engine Turbine Overheat Detection Systems (RB) 11-2

Engine Nacelle Overheat 11-3

APU Fire Detection Systems 15-1

28 FUEL

Main Tank Fuel Pumps 22-1

Cross feed Valve Light (s) 40-1

Fuel Tank Quantity Indication Systems 41-1

Fuel Quantity Processor Channels 41-2

30 ICE AND RAIN PROTECTION

Wing Anti-Ice Valves 11-1

Engine Anti-Ice Valves 21-1

PITOT Heater System 31-1

Capt PITOT And F/O PITOT Heat Indicating … 31-5

Temperature Probe Heater Systems 33-1

Flight Deck Window Heat Systems 41-1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconУчебное пособие "Архитектуры графических систем" машинная графика...
Назначение курса обучение машинной графике студентов физико-технического профиля. Курс ориентирован на две основные категории будущих...

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconУчебное пособие Иркутск
Учебное пособие предназначено для студентов при подготовке ветеринарных специалистов при изучении ветеринарных дисциплин

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconУчебное пособие предназначено для развития навыков работы в программе...
Учебное пособие предназначено для развития навыков работы в программе Movie Maker. Учебное пособие используется при изучении программного...

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconУчебное пособие Саратов 2003 Учебное пособие разработано при поддержке...
Учебное пособие разработано при поддержке Национального фонда подготовки кадров Договор № Е/А. 03. 16/00 от «26» декабря 2002 г

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconУчебное пособие «деменция при болезни альцгеймера»
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело, 060105 медико-профилактическое дело,...

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconУчебное пособие Утверждено в качестве учебного пособия учебно-методическим...
Учебное пособие предназначено для граждан обучающихся на военной кафедре по программе подготовки офицеров запаса вус 121000, 121203....

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconУчебно-методическое пособие программы Movie Maker. Пм. 01. Обработка...
Учебное пособие предназначено для развития навыков работы в программе Movie Maker. Учебное пособие используется при изучении программного...

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconУчебное пособие по дисциплине «медицина катастроф»
Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconУчебное пособие по дисциплине «медицина катастроф»
Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconУчебное пособие
Медицинская подготовка командного состава судов: Учебное пособие. М.: Мортехинформреклама, 1993. 152с

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconУчебное пособие
Учебное пособие составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconУчебное пособие тема: «профилактика пролежней»
Учебное пособие пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconУчебное пособие Иркутск 2006
Учебное пособие предназначено для студентов III v курсов специальности «Технология художественной обработки материалов»

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconУчебное пособие Утверждено в качестве учебного пособия учебно-методической...
...

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconКомпьютерные коммуникации в культуре учебное пособие по английскому языку
Учебное пособие предназначено для развития навыков и умений устной речи. Пособие включает 8 тем, 21 текст, словарь. Текстовый материал...

Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов iconУчебное пособие соответствует примерной учебной программе по дисциплине...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия»


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск