27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие




Название27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие
страница1/46
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46


Международная Туристская Академия


Материалы

научно-практической конференции

27 сентября 2014 г.

посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом ЮНВТО

Туризм и устойчивое развитие

(Tourism and Community Development)

Правовой и культурологический аспекты

Часть I

Санкт-Петербург

2014

Учредители конференции

Международная Туристская Академия, Санкт-Петербургская общественная организация «Ассоциация работников туристско-экскурсионных предприятий» (АТЭП), Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, ТИЦ Санкт-Петербурга, Комитет развитию туризма Правительство Санкт-Петербурга, Секретариат МПА СНГ.
Ответственные редакторы:

канд. экон. наук, доц. О.Н. Кострюкова,

канд. техн. наук, проф. М.Б. Биржаков



Туризм и общественное развитие. Материалы V-й науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 27 сентября 2014 г. — СПб.: Астерион, 2014. – _____ с. Приложение CD-диск.

Материалы научно-практической конференции посвящены вопросы совершенствования правового регулирования туризма в Российской Федерации, а также модельного законодательства СНГ. В сборник включены тезисы (в объеме рефератов) докладов участников научно-практической конференции 27 сентября 2014 г. (Санкт-Петербург, пансионат «Лосевский» (пос. Лосево, Ленинградская область). В приложении на CD даны полные тексты докладов. Издание предназначено для преподавателей вузов, аспирантов, студентов сферы туристского образования, а также специалистов туристского и гостиничного бизнеса.

Отпечатано в типографии ____ заказ № ____ от ___ октября 2014 г.

Издательство Астерион

Гарнитура Таймс Роман

Тираж 300 экз.
© Международная туристская академия (МТА), 2014

Содержание

Послание генерального секретаря ООН

Послание генерального секретаря ЮНВТО

Биржаков Михаил Борисович к.т.н. проф. Международной туристской академии (далее МТА), вице-президент МТА. ПРЕДЛОЖЕНИЯ к изменению и дополнению туристского законодательства на федеральном и региональном уровне.

Биржаков Михаил Борисович, к.т.н. проф. МТА, вице-президент МТА, Гвичия Нана Маргушевна, действительный член-академик МТА, к.э.н. генеральный директор ТИЦ Санкт-Петербурга. Туристско-информационные центры в структуре проекта модельного закона МПА СНГ

Житенёв Сергей Юрьевич, к.ист.н. президент МТА, Биржаков Михаил Борисович, к.т.н. проф. МТА, вице-президент МТА, Путрик Юрий Степанович, проф. д.ист.н. вице-президент МТА, Новиков Владимир Семенович, член правления МТА, Пшенко Константин Андреевич, д.ист.н. доцент, действительный член-академик МТА. Предложения к проекту модельного закона «О туристской деятельности МПА СНГ»

Биржаков Михаил Борисович к.т.н. проф. МТА, вице-президент МТА, Житенёв Сергей Юрьевич к.ист.н. президент МТА. Туризм в экономическом пространстве СНГ.

Ковалев Сергей Николаевич к.э.н. доцент СПБГЭУ, Карпова Галина Алексеева, д.э.н. профессор СПБГЭУ. Проект модельного закона «О туристской деятельности» МПА СНГ.

Кострюкова Оксана Николаевна, действительный член-академик МТА, к.э.н., доцент, декан факультета, зав. кафедрой С и КВД СПБГЭУ, Биржаков Михаил Борисович к.т.н. проф., вице-президент МТА, Орловская Виктория Петровна, к.э.н. доцент кафедры С и КВД СПБ ГЭУ. Проект модельного закона «О добровольчестве (волонтерстве) МПА СНГ.

Чудосветова Ольга Владимировна, действительный член-академик МТА, к п.н., доцент. Российская ментальность как инновационный ресурс модернизации культурной политики

Чудосветова Ольга владимировна, доцент кафедры социально-культурных технологий СПбГУП, к.п.н., действительный член МТА. Изучение категории страха смерти в качестве культурно-исторической универсалии

Крутик Александр Борисович, д.э.н. профессор засл. деятель науки РФ, действительный член-академик МТА, Гришаев Сергей Юрьевич, к.э.н. заведующий кафедрой СПБГЭУ. Контроллинг в финансово-экономической деятельности туристского предприятия.

Матусов Юрий Александрович, профессор, д.п.н. действительный член-академик МТА, действительный член Русского географического общества. Цивилизационный туризм как инструмент анализа менталитета.

Матусов Юрий Александрович, профессор, д.п.н. действительный член-академик МТА, действительный член Русского географического общества. Законодательные пробелы в сфере образования.

Биржаков Михаил Борисович к.т.н. вице-президент Международной туристской академии (МТА), Михайлова Карина Валерьевна, аспирант СПБГЭУ, действительный член-академик МТА. Кодекс деловой практики для туристской отрасли и СРО.

Биржаков Михаил Борисович, к.т.н. вице-президент Международной туристской академии (МТА), профессор СПбГЭУ, г. Санкт-Петербург, Россия

Пшенко Константин Андреевич, доктор исторических наук, секретариат МПА СНГ (Россия), действительный член-академик МТА, г. Санкт-Петербург, Россия, Данилов Сергей Викторович, руководитель туристско-информационного проекта www.GoUzbekistan.uz, действительный член-академик МТА, г. Ташкент, Узбекистан, Савнук-Курбанов Сергей, кандидат исторических наук, г. Ташкент, Узбекистан. Великий гастрономический путь — средство и метод общения цивилизаций.

Марухнова Полина Игоревна, аспирант СПбГЭУ. Мини-отели Санкт-Петербурга: работа и развитие в условиях жесткой конкуренции.

Марухнова Полина Игоревна, аспирант СПбГЭУ. Мероприятия по увеличению въездного потока туристов в Санкт-Петербурге.

Потрубейко Наталья Игоревна аспирант СПбГЭУ. Анализ требований к алкогольной продукции системы питания кашрут.

Лихачева Ольга Олеговна, доцент кафедры С и КВД СПбГЭУ. Рекреационный туризм и пляжный отдых в Дании: особенности и перспективы

Давлетшин Сергей Васильевич, действительный член-академик МТА, генеральный директор компании «Радио-гид», Санкт-Петербург. «Радио-гид» - передовая отечественная разработка для туристского бизнеса, деловой элиты и туристов.

Резолюция конференции.
MESSAGE BY UN SECRETARY-GENERAL BAN KI-MOON




This year´s observance of World Tourism Day focuses on the ability of tourism to fully empower people. Engaging local populations in tourism development builds stronger and more resilient communities.

Tourism helps people to develop a variety of skills. As a service sector with cross-cutting impact on agriculture, construction or handicrafts, tourism creates millions of jobs and business opportunities. Its capacity to lift people from poverty, promote gender empowerment and help protect the environment has made it a vital tool for achieving positive change in communities across the world. 

Harnessing tourism´s benefits will be critical to achieving the sustainable development goals and implementing the post-2015 development agenda.

On World Tourism Day, I encourage the international tourism community to commit to sustainable policies and ensure that host communities worldwide share in the benefits generated by tourism.

MESSAGE BY UNWTO SECRETARY-GENERAL TALEB RIFAI



Each time we travel, use local transport at a destination or buy products from a local market we are contributing to a long value chain that creates jobs, provides livelihoods, empowers local communities, and ultimately brings in new opportunities for a better future.

The theme of World Tourism Day 2014Tourism and Community Development – brings to the forefront the potential that tourism has to promote new socio-economic opportunities and better livelihoods for communities around the world while highlighting the critical role that community engagement has in advancing sustainable development.

Tourism is a people-based economic activity built on social interaction, and as such can only prosper if it engages the local population by contributing to social values such as participation, education and enhanced local governance. At the same time, there can be no real tourism development if such development damages in any way the values and the culture of host communities or if the socio-economic benefits generated by the tourism sector do not trickle down to the community level. As stated in the UNWTO Global Code of Ethics for Tourism, “local populations should be associated with tourism activities and share equitably in the economic, social and cultural benefits they generate”. 

As we approach the 2015 deadline established for the United Nations Millennium Development Goals and prepare to embrace the new Sustainable Development Goals, this year’s World Tourism Day represents an opportunity to further advance tourism’s contribution to economic, social and environmental sustainability. Empowering individuals and communities around the world at all levels through tourism can be a fundamental step towards these goals.  

On the occasion of World Tourism Day 2014, I would like to invite all tourism stakeholders and host communities to come together and celebrate this day as a symbol of our common efforts in making tourism a true pillar of community development and community development the basis of a more sustainable tourism sector. 

Taleb Rifai

Secretary-General World Tourism Organization (UNWTO)
М.Б. Биржаков

Международная туристская Академия



ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ИЗМЕНЕНИЮ И ДОПОЛНЕНИЮ ТУРИСТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В настоящее время в связи с создавшейся ситуацией на туристском рынке, вызванной совокупностью сложившихся обстоятельств, активно изучается вопрос внесения дополнений и изменений в федеральный закон ФЗ № 132 от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ».

Предлагается подойти к вопросу изменений системно и сначала сформулировать концепцию, а также цели и механизмы изменений, вводимых в закон. Далее следует определить перечень дополнений в понятийный аппарат, и лишь затем — рабочей группе сформулировать предложения в виде статей проекта закона на основе принятых формулировок понятий и определений.

Концептуальные предпосылки

Федеральный закон № 132 от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ» с момента принятия проработал как регулятор туристского рынка до 2007 г. (т.е. более 10 лет). При этом значимых потрясений и банкротств туроператоров и туристских агентств не наблюдалось, даже в период кризиса 1998 г.

В 2007 году изменения, внесенные в закон в виде финансовых гарантий, по существу создали удобные условия перекладывания ответственности и финансовых неудач неграмотных финансовых менеджеров крупных туроператоров на страховые организации, а также использования института и созданных фондов коллективной ответственности всех участников процесса выездного направления — средств компенсационного фонда с 2012 г.

Эти обстоятельства (в совокупности) создали благодатную почву для массового «мошенничества»1 в туристской отрасли, и повлекли за собой потрясения рынка в связи чередой банкротств крупных туроператоров (практически всех — членов АТОР). Отметим, что финансовым обеспечением в виде банковских гарантий воспользовались только около 40 туроператоров и за прошедший период (с 2007 г.) ни одного случая банкротств из числа этих предприятий не наблюдалось.

Из этого следует вывод о несовершенстве и ущербности положений 2007 г. и последующих изменений законодательного акта, регулирующего туристскую деятельность в части финансового обеспечения и механизмов его реализации, а также базы для исчисления размеров вносов в компенсационный фонд (априори при неотрицании полезности этих начинаний в принципе).

Ниже рассматриваются варианты изменений базовых понятий для федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ».

Туризм — предмет совместного ведения федерального центра и субъектов Федерации

Прежде всего, следует решить главный вопрос — принадлежность предмета ведения, вызванная отсутствием такого определения в Конституции РФ. Формально и следуя нормам Конституции РФ 1993 г. — туризм является предметом исключительного ведения субъекта Федерации (ст. 73 Конституции РФ).

По существу и сложившимся реалиям на практике общественных и государственных отношений — туризм представляет собой явление, вопросы регулирования которого составляют суть совместного ведения федерального центра РФ и субъектов Федерации, однако, это не закреплено ни в одном законодательном акте соответствующего уровня.

Для разрешения этой правовой коллизии необходимо либо внесение соответствующих изменений в текст Конституции (ст. 71 и 72), либо заключение федерального центра с каждым из субъектов Федерации опережающего договора о таковом — т.е. совместном ведении туризма. При этом должны быть четко установлены полномочия сторон, участвующих в регулировании туризма. Такие предложения подробно описаны в законопроекте № 612877-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»2.

Аудит туроператора

Необходимо отметить, что все крупные туроператоры обязаны предоставлять аудиторское заключение о своей финансовой деятельности и бухгалтерский баланс за истекший годовой период (туроператоры Нева, Эскпо-тур, Лабиринт и другие). Таковые (положительные) заключения, свидетельствующие о благонадежности проверенных фирм, были предоставлены в Ростуризм и на основании этих заключений и документов эти туроператоры были включены в Единый реестр туроператоров на 2014 г.

С момента предоставления этих заключений и документов не прошло и двух месяцев как случилось банкротство (объявление о невозможности выполнять принятые на себя обязательства перед партнерами и потребителями). Следовательно, аудиторские заключения были ложными исходно — априори, что составляет предмет для обращения отраслевого регулятора — Ростуризма — в соответствии закону об аудите в Суд с иском к этим аудиторам о предоставлении ложного аудиторского заключения, не усмотревшим угрозу финансовой состоятельности аудируемого лица, выполняющего рисковые финансовые операции при финансовом обеспечении не соответствующего уровня и объема средств этим рискам.

Аудиторское заключение о правильности выбора налогооблагаемой базы, обычно предоставляемой в результате аудиторской проверки — бесполезно для потребителя, который желает знать сведения о финансовой надежности и устойчивости туроператора к банкротству.

Для защиты потребителей необходимо сделать положения закона достаточно гибкими и априори неспособными нанести ощутимые последствия для масс потребителей в случаях банкротства туристских предприятий (туроператоров). Предлагается сделать прозрачным (в определенных пределах) финансовый менеджмент туроператора и ввести механизмы прогнозирования потенциального банкротства путем глубокого анализа финансового состояния посредника (аудита туроператора), в том числе открыть имя аудитора (аудиторское компании) для общественности и создать условия возможности возложения на него ответственности за ложное аудиторское заключение.

Это возможно только при четкой формулировке регулятором цели аудита — не соответствия налогооблагаемой базы нормативам, а профессиональном анализе финансовой надежности и устойчивости к банкротству аудируемого предприятия. Сделать это специалисту не сложно — выполнив анализ финансовой деятельности предприятия за текущий период. Конечно, анализ финансовой устойчивости будет более дорогостоящим, но зато более продуктивным с позиций прогноза. С этой целью необходимо внести в понятийную статью определение аудита туроператора:

аудит туроператора (посредника) — проверка финансовой деятельности аудируемого лица (предприятия, организации) и выдача заключения сертифицированной по закону (правилам) государства принадлежности аудиторской организацией о финансовой деятельности и надежности (устойчивости к банкротству) туроператора на основании обязательной ежегодной (или периодической, установленной законом) аудиторской проверки.

Финансовый оборот посредника организатора туризма — туроператора

Финансовый оборот предприятия не имеет четкого определения ни одном финансовом словаре или учебнике. Туроператор не просто предприятие, а предприятие–посредник, через которого проходит большой финансовый оборот средств от потребителей, передаваемый туроператором исполнителю туристских услуг. Самому туроператору остается маржа от 2 до 10% этих сумм. Формально финансовая деятельность предприятия оценивается по величине средств маржи, получаемой им за услуги по организации (формировании) турпакета.

Финансовый оборот служит базой для определения (исчисления) размера финансового обеспечения, а также средств взносов в компенсационный фонд. Финансовый оборот туроператора отдельное понятие. Это следует понимать как сумму всех средств полученных от потребителя за будущие туристские услуги. Поэтому в законе следует дать четкое понятийное определение финансовому обороту туроператора (согласовав это предварительно с Министерством финансов РФ):

финансовый оборот туроператора — общая сумма денежных средств, полученных от заказчиков и туристов или третьих лиц за реализацию услуг и/или туристский продукт в сфере туризма по данному виду деятельности на основании данных бухгалтерской отчетности в отчетном периоде (на конец отчетного года), включая средства от бартерных сделок и подарков в виде поездок, представленных или опубликованных в соответствии с законодательством государства принадлежности. Планируемый на будущий период финансовый оборот принимается за базу для расчета необходимого и достаточного финансового обеспечения деятельности данного туроператора.

Компенсационный фонд

Компенсационный фонд предназначен исключительно для целей покрытия средств на экстренную эвакуацию туристов из дестинации посещения (оплата расходов проживания (размещения), питания, трансфера и перевозки) при невозможности исполнения обязательств туроператором. Настоящая трактовка предусматривает исключительно оплату расходов туриста за рубежом. Однако, при этом ущемляются права граждан путешествующих в рамках внутреннего туризма, а также в пределах территории Союзного государства — по формальному признаку.

Целесообразно распространить действие компенсационного фонда и на внутренний туризм, соответственно обязать вступление в него и формирование самого фонда — туроператоров внутреннего туризма.

компенсационный фонд туризма — консолидированный фонд денежных средств, создаваемый туроператорами внутреннего и выездного туризма, а также туроператорами внутреннего туризма в пространстве государств–участников СНГ. Компенсационный фонд туризма предназначен исключительно для целей оказания экстренной помощи туристам и эвакуации из страны (или региона) временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению). Компенсационный фонд должен имеет разные критерии взносов — для обычных туроператоров выездного и внутреннего туризма и для операторов авиационных чартерных перевозок (консолидаторов). Для последних, ввиду повышенного коммерческого риска, законодателем должен быть установлен коэффициент повышающий (как минимум) на порядок сумму взноса в фонд.

экстренная помощь — действия по организации эвакуации туриста из страны (места) временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению и питанию), осуществляемые объединением туроператоров в сфере внутреннего и выездного туризма.

Туристский продукт

Туристский продукт3 — комплекс услуг, включающий перевозку, размещение и реализуемый за общую цену (ст. 1 абзац 15 ФЗ РФ № 132 от 24 ноября 1996 г. в действующей редакции на май 2012 г.). При этом — достаточно исключить хотя бы один признак из трех перечисленных, туристский продукт как понятие пропадает, и закон перестает действовать всеобобщающе. Для иного вида (комплекса и отдельных) услуг используется другая ветвь законодательства — Гражданский Кодекс ст. 779 «О возмездном оказании услуг».

Примером, может быть широко практикуемое предоставление отдельных услуг (россыпью) по смете или вне увязки в комплекс. Это приводит к парадоксальным последствиям, целые виды деятельности — такие как таймшер и клубный отдых, речные и морские перевозки (круизы), автобусные и железнодорожные туристские маршруты (в которых размещение совмещается с перевозкой) — остаются вне правового поля. Туристская отрасль рассыпается на части, все больше и больше фирм, по существу занимающиеся туроператорством, уходят из сферы государственного регулирования. Постепенно численность аппарата государственного ведомства, принявшего обременение хлопотами регулирования туроператорской деятельности сравнится с численностью субъектов регулирования.

Предлагается видоизменить норму, описывающую понятие «туристский продукт». В новой редакции закона необходимо применить следующую трактовку понятий:

«туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, (включая размещение в средстве перевозки), или только размещению, оказываемых за общую цену независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Укажем особо, что признание за туристским продуктом комплекса услуг при размещении в средствах перевозки весьма существенно (с позиций туристской статистики, а также планирования финансирования обеспечения на комфортного пребывания этих категорий посетителей) для малых туристских центров, не имеющих достаточных средств размещения (малые города), а также аналогично для портовых круизных центров (Санкт-Петербург, Выборг, Мурманск, Сочи, Владивосток, Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Севастополь, Ялта и других). Тогда следует ввести определение:

туристские услуги — туристский продукт, а также комплексные туристские услуги, не образующие туристский продукт по его основным признакам, и/или отдельные туристские услуги, в том числе и по организации туризма.

Методические рекомендации ВТО по статистике туризма дают объяснение понятию следующее. «Туристский продукт» представляет собой комбинацию различных аспектов (характеристики посещаемых мест, виды транспорта, виды размещения, конкретные виды деятельности в местах назначения и т. д.) вокруг конкретного центра интересов, например экскурсии в природные заповедники, проживание на фермах, посещение исторических и культурных объектов, посещение конкретного города, занятие конкретным видом спорта, пляжный туризм и т. д. Такое понятие «туристского продукта» не связано с понятием «продукта», используемым в экономической статистике, а используется профессиональными участниками туристического бизнеса в отношении рекламы и продвижения на рынок конкретных пакетов или направлений. В этом случае можно говорить о конкретных типах «туристских продуктов», таких как гастрономический туризм, экотуризм, городской туризм, пляжный туризм, агротуризм, оздоровительный туризм, зимний туризм и т. д. Эта классификация становится все более востребованной и используется участниками сферы туризма в качестве инструмента маркетинга. Целесообразно вместо понятия «туристский продукт» использовать понятие «туристское предложение», которое шире по содержанию.

Таким образом, определение понятие формулируется как:

туристский продукт — упорядоченный и взаимоувязанный комплекс туристских типичных и нетипичных услуг, работ, товаров, способствующих потреблению туристских услуг и основанных на туристских ресурсах. Это комплекс услуг по перевозке и размещению, (включая размещение в средстве перевозки), или только размещению, оказываемых за общую цену независимо от включения в общую его цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг по договору о реализации туристского продукта. Туристский продукт может быть национальным, региональным и местным. Юридическая природа и смысл туристского продукта заключается в праве туриста и (или) иного потребителя на получение в будущем отдельных или комплексных туристских услуг, указанных в составе этого туристского продукта.

Саморегулируемые организации

Следует ввести понятие саморегулируемых организаций туризма:

саморегулируемые организации в сфере туристской деятельности (далее СРО туризма) — туроператорской или турагентской деятельности, а также иной деятельности по организации путешествий — некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр отраслевых СРО туризма и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере туристского продукта (туроператоры, турагенты, иные предприятия, предоставляющие туристские услуги в части организации туризма), комплексов туристских услуг не образующих туристский продукт, отдельных туристских услуг в части организации туризма.

Кроме введения особенных норм регулирования отдельных видов туристского продукта (круизный туризм, таймшер и другие), появится возможность введения запрета на профессию для неудачных финансовых менеджеров, допустивших банкротство туроператорских фирм с тяжелыми последствиями для отрасли (невозможностью исполнения своих обязательств по договору) и самих туристов (потребителей). Для этого саморегулируемая организация должна принять «Кодекс туроператора», в котором должна присутствовать такая норма. Проект текста «Кодекса туроператора» разработан и предлагается МТА.

Страхование путешествия

Следует указать апостериори доказанную и наличиствующую на практике ущербность механизма формирования финансового обеспечения туроператора и в турагента (хотя таковое — последнее — законом не предусмотрено, но возможно в добровольном порядке) путем заключения договора страхования своей гражданской ответственности перед потребителем.

До 2007 года — до момента введения законодательно механизма финансового обеспечения туроператора — случаи банкротств туроператоров были единичными. Однако с момента принятия изменений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», касающихся введения обязательного финансового обеспечения туроператорской деятельности, дело существенно изменилось и случаи банкротств заметно участились. Причем банкротства преследуют исключительно туроператоров, предоставивших финансовое обеспечение своей деятельности путем страхования своей гражданской ответственности перед потребителем-туристом. Банкротства туроператоров либо являются откровенным мошенничеством (собирают деньги с туристов и исчезают вместе с ними) либо являются следствием банкротства связанных с ним туроператоров. Заметим, что полная ответственность туроператоров за свою несостоятельность, включая действия турагентов, которые перевел им средств полученные от туристов за несостоявшиеся туры или ущербные поездки, введена в закон только с мая 2012 года.

Перечень банкротств туроператоров выглядит примерно следующим образом.

1999 г. — туроператор «А-тур»,

2000 г. — туроператор «Скайтер»,

2008 г. — июль, туроператор «Детур», туроператоры "Алеа", "Русадвентур", «Вояж-Люкс».

2009 г. — декабрь, туроператор «Касио-турс» и «СМК Трэвел», туроператор «Libra Holidays».

В 2010 г. «урожай» банкротств туроператоров существенно выше.

2010 г. — июль — туроператор «Дива-трэвел», август, туроператор «Турбазар», турагентства «Август», «Эллада-тур», «Аквариус», сентябрь — туроператор «ТрансБизнесЛайн», ноябрь туроператор «Капитал-тур», декабрь туроператор «Элио-тур», а также туроператоры «Аватур», «Альтус», «Пальма-Турс», туристские агентства «В отпуск», «Смарт тур», «Miracle Travel», «Анжелика», сетевое турагентство «Куда ру».

В 2011 г. — март «Гермес-тур», апрель — туроператор «Сизонс», август туроператор «Лужники тревел», туроператор «SkyTour», сентябрь — туроператор «Альфа Вояж», декабрь 2011 г. туроператор «Аврора-интур», а также сеть турагентств «Магазин Хороших и Честных путевок».

В 2012 г. — январь — туроператор «Ланта-Тур» и «Ланта-тур вояж». туроператор «СиТиЭс», апрель — туроператор «Международный клуб путешествий» (ITC), туроператор «Идеальный мир», июнь — туроператор «Вокруг света», турагентство «Объединенные курорты», август туроператор «Bulgarian Vip Tours», август — туроператор «Космополит», туроператор «Эль-Вояж», сентябрь — туроператор «Черри тур», сетевое турагентство «Global Club», туроператор «Миллениум Туризм и Конгресс ДМС СПб» (Санкт-Петербург), турагентство «Стрелец-тур», туроператор «Новый век», «Латамерика Бизнес-групп» (долги фирмы составили 2 млн руб.).

В 2013 г. обанкротился туроператор по внутреннему туризму «Раена» (май 2013 г., ущерб 8 млн рублей). Потерпел крах туроператор по Белоруссии «Синяя птица». В июне 2013 г. прекратил работу крупный туроператор «Асент тревел». 8 августа 2013 г. претерпел банкротство смешанный туроператор «Восточный экспресс». Также в августе прекратил работу туроператор Екатеринбурга — «Роскурорт».

В феврале 2014 г. завершил свою деятельность с финансовыми проблемами туроператор «Инарт Вояж». Завершилась середина 2014 г. года банкротством деятельность «самой лучшей и самой надежной компании России» — туроператора «Нева». За рубежом осталось более 6 тыс. туристов, около 20 тыс. туристов не выехали по уже купленным и оплаченным договорам на отдых (глубина продаж до октября 2014 г.). Объем задолженности компании 8 млн Euro. Причем продажи компанией осуществлялись до последнего дня — 15 июля 2014 г. Банкротство произошло через два месяца после выдачи положительного аудиторского заключения о финансовом состоянии компании. Гражданская ответственность фирмы «Нева» застрахована на сумму 454 млн руб. в страховой компании «Возрождение» (при уставном капитале страховой фирмы всего на сумму 150 млн руб., что вызывало сомнения в реальности выплаты страховых сумм туристам — всего компания застраховала ответственность туроператоров на общую страховую сумму более 1,5 млрд рублей). В результате туристы, понесшие значительный ущерб, получили возмещение в размере около 15% от уплаченной туроператорам сумм.

После этого в июле-августе последовала череда банкротств крупных туроператоров — Экспо-тур, Лабиринт, Идеал-тур, Роза ветров МИР, ИнтАэр, Авиачартер, Сургуткурорт, Нордик-стар, Гала-тур, Ветер странствий, Атлас и ряд других туроператоров. За пределами страны оказались 65 тыс. туристов одновременно, у которых возникли проблемы на отдыхе. Для разрешения кризисной ситуации были привлечены ресурсы отрасли, в том числе компенсационный фонд Ассоциации туроператоров выездного туризма «Турпомощь». Причем практически все туроператоры направляли туристов в фактически не оплаченные фирмой исполнителям услуг поездки (как правила размещение, питание и обратный билет на самолет), получив при этом полную стоимость поездки от туриста.

Общая численность туристов, попавших в критические ситуации за рубежом, составила около 150 тыс. человек, из них в Санкт-Петербурге — 53 тыс. человек.

Вызывает опасения тенденции развития ситуации — в ареал банкротств попадают и фирмы активно на протяжении десятков лет занимающиеся внутренним туризмом (например, туристская фирма «Раена»). При этом ущерб понесенный туристами существенно в десятки раз превышает финансовое обеспечение, выставленное этой фирмой, а туристы-потребители туристского продукта не попадают в сферу ответственности ассоциации Турпомощь, содержащей компенсационный фонд оказания экстренной помощи, и фактически остаются без защиты своих потребительских прав. И это далеко не полный список обанкротившихся фирм. В этот список не вошли также авиаперевозчики, также вносящие всей «вклад».

Укажем, что банковскую гарантию своей деятельности предоставили примерно 38 (по данным Ростуризма) крупных туроператорских фирм, из более, чем 2360 туроператоров. Причем сведений о конфликтных финансовых ситуациях именно с этими фирмами не поступало. И это логично — банк дает гарантию только под деньги, ценные бумаги или залог имущества достаточной стоимости самого туроператора, что является твердой гарантией возврата заимствованных средств — кредиторам. Все случаи, которые стали причиной несостоятельности или банкротства туроператоров, случились с туроператорами, предоставившими в Ростуризм финансовое обеспечение путем заключения договора страхования гражданской ответственности.

Не помогли и аудиторские заключения — аудиторская проверка выявляет только соответствие методик оценки налогооблагаемой базы нормативам. В то же время кредиты не являются долгами. Поэтому в аудиторском заключении нет информации о финансовой надежности и устойчивости предприятия в критических экономических ситуациях. В отдельных случаях банкротства крупных туроператоров (например, «Капитал тур») страховой суммы не хватает для покрытия ущерба потребителям, не говоря уже о кредиторах, опрометчиво предоставивших крупные займы. Тем не менее, аудиторами несоответствие размеров финансового обеспечения реальному финансовому обороту не выявлено (не указано в заключении), что позволяет отнести такие заключения к «ложным».

Это тревожный симптом, свидетельствующий об ущербности механизма финансового обеспечения путем страхования гражданской ответственности в целях защиты имущественных интересов туристов. Появление легитимного источника покрытия финансовых просчетов (или откровенного жульничества) руководства туроператора — страховой суммы, подвигает неустойчивых лиц на противоправные действия, тем более что федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» в своих положениях дозволяет страховым компаниям страховать противоправные риски, совершенные должностными лицами туроператора по умыслу. Это положение прямо противоречит международной практике и принципам страхования и является причиной неприятия отношений зарубежными страховыми компаниями с позиций перестрахования туроператорских рисков.

Вместо того, чтобы отменить этот институт, надо сказать достаточно выгодный многим мелким и средним туроператорам, законодатель ввел поправкой к закону коллективную ответственность сообщества туроператоров выездного туризма путем создания обременительного компенсационного фонда для оперативного покрытия ущерба и расходов по экстренной эвакуации туристов из-за рубежа, попавших в финансовую коллизию вследствие неисполнения туроператором своих обязательств — т.е. непересчисления средств, уплаченных туристами при покупке тура, исполнителям туристских услуг (в общем случае — перевозчикам и отелям).

В этот фонд должны вносить средства все туроператоры (не зависимо от вида гаранта), которые осуществляют деятельность в сфере выездного туризма. При этом это размер средств, ежегодно вносимых в компенсационный фонд, зависит как раз от размера финансового оборота предприятия в сфере выездного туризма. Создание компенсационного фонда для экстренного решения проблем, возникающих у туристов за рубежом, восстановит репутацию туристской отрасли, серьезно пострадавшую в результате многочисленных банкротств последнего времени.

Поскольку 38 фирм4, предоставивших банковскую гарантию своей деятельности — наиболее крупные по показателю финансового оборота, то тяжесть расходов на покрытие рисков, исходящих от части остальных фирм, довольно ощутима и вызывает откровенное недовольство и раздражение этой части туристского сообщества. Есть устойчивое мнение, что за счет добросовестных компаний будут решаться проблемы, которые создают непрофессиональные компании или компании, созданные исключительно с целью сбора денег и исчезновения.

Причем, что характерно — как правило, руководители обанкротившихся туроператорских фирм продолжают свою деятельность под вывеской других фирм или, не стесняясь, открывают свои фирмы заново (например приставляя к наименованию знак +). В связи с этим Ростуризм выступил с инициативой запрета на профессию руководителям обанкротившихся компаний. Ведомство намерено предложить запрет на ведение туристского бизнеса в течение нескольких лет лицам, деятельность которых привела к банкротствам туристских компаний5. Судя по негативной реакции относительно нововведения, крупные игроки в туристском бизнесе и страховщики — будут добиваться введения законодателем института обязательного страхования каждого путешествия самим туристом пропорционально размеров его стоимости, что более прогрессивно института страхования гражданской ответственности туроператора и более выгодно страховой отрасли. В этом случае каждый турист получит полную компенсацию понесенных потерь, а не «пропорциональную». Именно такая модель позволит страховщику провести актуарные расчеты и объективно оценить риски и установить адекватную стоимость страхования. Этот вариант имеет определенные сложности при практическом осуществлении, а также ряд вопросов с точки зрения оценки и аккумуляции рисков, но в любом случае максимально обеспечивает защиту туристов6.

Предлагается принять рекомендательное решение о коренном изменении закона «О туристской деятельности» в части защиты прав потребителей путем обязательного страхования каждого зарубежного путешествия самим туристом, например, в размере стоимости путешествия.

Это положение априори не исключает (а дополняет) требования финансового обеспечения крупных туроператоров, осуществляющих деятельность с финансовым оборотом свыше 500 млн рублей, путем обязательного предоставления банковской гарантии, а не договора страхования.

Финансовое обеспечение туроператоров с финансовым оборотом свыше 500 млн рублей допускается только путем предоставления банковской гарантии.

Обязательное страхование туристом (или по его поручению туроператором, турагентом или туристской компанией) каждого путешествия в размере не менее стоимости пакета услуг или туристского продукта (или создани резервных фондов за сче тчислений от стоимости кадлогой поездки).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

Похожие:

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие iconНаименование
Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 2017 годы и на период до 2020 года

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие iconО проведении мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда
Всемирного дня охраны труда, и в соответствии с приказом №463 от 05. 03. 2015г. Администрации г. Мурманска комитета по образованию...

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие icon5 сентября 2014 года г. Волгодонск На основании приказа Финансового...
Моу дод дооц «Жемчужина Дона» в 2014 году, целесообразности осуществления данных расходов

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие iconМониторинг налогообложения туризма
Ш63 Мониторинг налогообложения туризма / А. В. Шипицына, В. В. Кулаков. — Иркутск : Изд-во бгуэп, 2014. — 180 с

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие iconЗарегистрировано в Минюсте России 5 сентября 2014 г. N 33990
Приказ от 28 марта 2014 г. N 155н об утверждении правил по охране труда при работе на высоте

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие iconЗадача 2: Создание условий для развития жилищного строительства путем...
Внести в Программу «Устойчивое развитие сельских территорий Новгородского муниципального района на 2014-2017 годы и на период до...

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие iconМониторинг c 29 по 30 мая 2014 года
Ко Дню защиты детей: в городском парке прошла социальная акция «Безопасное лето» 5

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие iconКлинические рекомендации по диагностике и лечению хронической почечной...
Приняты на XIV конгрессе Российского общества урологов (Саратов, Россия, 10-12 сентября 2014 г.)

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие iconТребования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников...
Управления образованием Ашинского муниципального района Челябинской области от 03 сентября 2014 г. №492 «Об организации и проведении...

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие iconКлинические рекомендации по диагностике и лечению гидронефроза и...
Приняты на XIV конгрессе Российского общества урологов (Саратов, Россия, 10-12 сентября 2014 г.)

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие iconОбластные новости: «ас байкал тв»
Во исполнение решения селекторного совещания от 12 октября 2009 г №64 под руководством начальника Сибирского регионального центра...

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие iconОб утверждении государственной программы "развитие образования и...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301 "Об утверждении Государственной программы Российской...

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие iconИменем Российской Федерации решение дело № А39-33 18/2014 город Саранск 08 сентября 2014 года
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за реализацию продукции без указания в сопроводительной документации...

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие iconПрограмма по технологии для 4 класса составлена на основе Федерального...
«Просвещение», 2011 год); с авторской программой Н. И. Роговцевой (Программа общеобразовательных учреждений. «Технология. 1-4 кл.»/...

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие iconИсследование дефектов
Актуальные проблемы автомобильного транспорта : материалы междунар студен науч техн конф. Владимир, 7 – 18 апр. 2014 г. / под ред...

27 сентября 2014 г посвященной Всемирному Дню Туризма 2014 под девизом юнвто туризм и устойчивое развитие iconМуниципальная целевая программа «Развитие сетей наружного освещения...
Паспорт муниципальной целевой программы «Развитие сетей наружного освещения на территории муниципального образования «Город Харабали»...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск