1. Феномен культуры Актуальность темы




Название1. Феномен культуры Актуальность темы
страница1/13
ТипУчебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Федерального агентства по здравоохранению

и социальному развитию»

Арсанусова Л.Ю.

Культурология
Учебное пособие к семинарским занятиям

по дисциплине “Культурология”
для студентов сестринского факультета заочной формы обучения

Ставрополь 2007 год

Арсанусова Л.Ю. Культурология. Учебное пособие для студентов ВСО СтГМА С. 118.
Научный рецензент :д.ф.н. Федоровский А.П.

© Ставропольская государственная

медицинская академия , 2007

Наименование тем и содержание

семинарских занятий по курсу “Культурология”
Тема 1. Феномен культуры
Актуальность темы. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, т.е. мирового сообщества в целом; изучает принципы функционирования культуры, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этно-социальными, морально-политическими, научными и художественными характеристиками. Изучение культурологии как общетеоретической дисциплины с системным подходом к явлениям культурной жизни человечества важно для медиков, которым предстоит решать сложные общечеловеческие проблемы в рамках научной и практической медицины, а также использовать полученные знания в решении задач прикладной и теоретической, научно-исследовательской биоэтики.
Учебные и воспитательные цели.

Общая цель. Сформировать системный подход к явлениям мировой цивилизации.

Частные цели (знать, уметь, быть ознакомленным). Студент должен знать, какие проблемы и цели ставить перед собой культурология как наука, каковы вехи развития мировой культуры. Студент должен уметь владеть методами исследования культурных процессов, иметь представление о методологии исследований по различным разделам предмета.
Схема интегративных связей.

Необходимы ссылки на материал прочитанной лекции “Культурология в широком и узком смысле слова”, где даются основные понятия культурологии, методы культурологических исследований. Необходимо обратиться также к теме № 36 в философии: ”Культура: современные философские подходы”; к разделу № 6 в философии: ”Общество как предмет философии”. Полезно будет обратиться к разделу № 2 в социологии “Человек и общество”.
Вопросы семинарского занятия.

1.Предмет и объект культурологии и основные периоды её становления.

2.Структура культуры: материальная культура, духовная культура, массовая культура, элитарная культура, народная культура. Субкультуры, контркультура.

3.Категории культурологии: культурные объекты, культурные процессы, культурные свойства, культурные функции, культурные модальности, культурные значения, культурные обозначения, культурные ценности, культурные нормы, культурная среда, субъекты культуры, межкультурные взаимодействия.

4. Культурные архетипы.

5. Социодинамика культуры.
Установочные инструкции к вопросу.

1.Обратить внимание на то, что человек должен рассматриваться в системе многочисленных отношений: экономических, социальных, политических, художественных и др. Культурология исследует:

а) различные культуросодержащие процессы и явления, связанные с отношениями в обществе;

б) сущность, структуру, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества;

в) специфику локальных и региональных культур, их историческую типологию, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов;

г) особенности развития современной цивилизации, основные тенденции ее развития.

Необходимо обратить внимание на то, что культурология являет собой синтез областей гуманитарного знания. Целью культурологии является исследование проблем, процессов и результатов культурной деятельности человечества. Методы культурологического знания:

1) гуманитарная проблематизация материала, т.е. фиксация “странностей” изучаемой культуры, вопросы об отношениях между теми или иными явлениями, выявление и конструирование фактов для культурологического объяснения, теоретическое осмысление их

2) сопоставление анализируемой культуры и ее феноменов с другими культурами.

3) описание и задавание параметров культурных структур и парадигм, определяющих особенности и характер прочих структур и систем, основной строй культур, обеспечивающих ее устойчивость и жизнеспособность.

4) объяснение тенденций и особенностей культуры, внешне противоречащих ее основному строю и культурному процессу (анархия, ересь, осмеяние, революционные эксцессы и т.д.).

Необходимо иметь в виду, что внимание следует уделить проблеме определения цивилизации. Например, определения цивилизации Шпенглером, Тойнби, Сорокиным, Чижевским, Гумилевым и т.д., чтобы уяснить неоднозначность ценностных ориентаций цивилизации, спорный характер развития мира и достижений человечества, а также выявить неидентичность понятий “культура” и “цивилизация”.
Литература.

1.История мировой культуры. СПб, 2001.

2.История мировой культуры. Ростов-на-Дону.2006

3.Культурология.М.,”Владос”.2004.

4. Гуревич П.С. Культурология. М., 2005.

5. Философский энциклопедический словарь. М., 2006.

6.Общество и культура. СГМА. 2003.

7.Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х т. СПб. 2003.

8. Кребер А. Избранное: Природа культуры. М., 2004.
Дополнительная литература.

1.История цивилизаций. Ростов-на-Дону.1999.

2.Культурология. М. Знание.1993.

3.Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1993.

4.Культурология (история и теория культуры) М.,1996.

5.Введение в культурологию. М., “Владос” 1995.

6.Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.
Вопросы для самоконтроля.

1.Что понимается под предметом культурология?

2. Какие начала в человеке делают его носителем культуры?

3. Какие гуманитарные знания включены в сферу культурологических интересов?

4. Тождественны ли понятия “теория” и “реальность” культуры?

5. Чем отличаются два уровня культуры: эмпирический и теоретический?
Исходный уровень знаний.

1.Что означает термин “культура”?

2. Имеют ли повседневные представления о “культурных” и “бескультурных” людях, о “культурных” и “варварских” обществах отношение к культурологии?

3. Тождественны или различны понятия “культура” и “цивилизация”?

4. Какие начала соединяет в себе человек как носитель культуры?
Итоговые тестовые задания.

Какая из перечисленных дисциплин не участвует в процессе формирования культурологии как науки:

а) семиотика б) социология

в) антропология г) гомопластика.

2.Какое из этих определений культуры представляется вам неправомерным:

а) культура выступает непременным условием саморазвития человека

б) культура есть результат деятельности человека

в) процесс культуры есть индивидуально-психологический и общественный процесс

г) культура - это создание искусственной природы, продукты которой враждебны природе и человеку.

д) культура – синоним общественного прогресса, его критерий.

3.Понятие цивилизации применимо в большей степени к:

а) общественному строю, общественным организациям

б) ценностным ориентациям общества, духовному его своеобразию

в) перераспределению общественного богатства и направлению его в те сферы человеческой деятельности, которые соответствуют подлинным или мнимым интересам общества.

4. Основные вехи развития культуры – это:

а) просвещение, гуманизм, прогресс;

б) дикость, варварство, цивилизация;

в) мифология, религия, философия.

Основные понятия: архетип, культура, контркультура, менталитет, социальная статика, социальная динамика, артефакт, структурно-функцио-нальный, культурантропологический, герменевтический, исторический, биографический методы культурологических исследований, коды культуры.

Тема 2. Культурные контакты и взаимовлияние культур.
Актуальность темы. Прежде всего, студенты усваивают полноту понятия “культура”. Необходимо усвоить, откуда берутся системы норм, ценностей и механизмов общественной регуляции и таким образом убедиться в наличии сходства этих норм и ценностей в различных культурных контекстах. Это важно в условиях Северокавказского региона, где соседствуют и часто враждуют представления, обычаи, традиции. Из-за отсутствия элементарных знаний возникают конфликты разного уровня. Изучение материала данного занятия будет способствовать интеграции культур, возможности их совместного мирного развития.
Учебные и воспитательные цели.

Общая цель. Сформировать системное представление о различных социокультурных мирах, разнообразии цивилизаций. Показать студентам, что культура – это не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания.

Частные цели (знать, уметь, быть ознакомленным). Студент должен знать о том, что в культуру входят нормы, ценности, механизмы общественной регуляции. Студенты должны усвоить важнейшую мысль о том, что человек живет не только в материальном мире вещей – он живет и в духовном мире смыслов, а создание новых смыслов само становится смыслом деятельности людей в сфере духовной культуры – в религии, искусстве, науке, философии. Студент должен различать признаки материальной и духовной культуры, уметь охарактеризовать виды культур. Студент должен иметь представление о разнообразии цивилизаций, об условиях формирования национальных, региональных, этнических культур.

Схема интегративных связей. Внимание следует обратить на материалы по философии, а именно раздела № 2 ”Цивилизация и философия”, а также раздела № 4 “Социология основных сфер духовной жизни общества “в социологии. Полезно также обратиться к материалам по политологии, в той части, где изучаются региональные и национальные формы управления обществом.
Вопросы семинарского занятия.

1.Принципы выделения культурно-исторических типов культуры.

2.Межкультурные коммуникации и культурная самоидентичность. Язык культуры как текст.

3. Понятие культурного пространства: язык, религия, природный ландшафт. Проблема изучения первичных очагов культуры. Контакты между цивилизациями во времени и пространстве.

4. Этнические особенности культур.

5.Восточные и западные типы культур.
Установочные инструкции к вопросу.

1.Дать понятие культуры в одном кратком предварительном или результирующем определении и нереально и теоретически бесплодно. Оно может быть очерчено только в цепи взаимодополняющих определений, каждое из которых уточняет предыдущее. Здесь будет уместно обратиться к предыдущим тестовым заданиям. Важным является не столько конкретизация понятия “культура”, но также демонстрация необходимости исторического подхода к культуре. Теоретическое осмысление культуры – это понимание ее закономерностей, обусловливающих ее функционирование и развитие: понимание культуры как единой целостной системы.

2.Культура есть не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов, но культура – это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Обратить внимание на важность особенностей национальных культур, фольклора, национального характера, ведущих порою к культурной изоляции и возможности на этой же почве создать культурную интеграцию. Необходимо обратить внимание на недостаточное внимание общества к расширению межкультурных контактов, что пагубным образом отражается на завтрашнем дне человечества. Это в первую очередь касается современной России, переживающей экономический и культурный кризис. Порочная практика советского времени насаждения русского языка как практически единственного привела к тому, что сейчас русский язык как международный умирает, его мощная коммуникативная функция исчезает. Россиянин становится еще более изолированным в мире, чем это было во времена Советского Союза.

3.Есть множество вариантов цивилизационного развития, европейский вариант, при всей его ценности (открытость культур, быстрое усвоение и переваривание инокультурных достижений, различные инновации, собственные и пришедшие извне) отнюдь не единственный путь развития мира. Уместно привести в пример особенности арабо-мусульманского мира или, например, Юго-восточной Азии.

4.Культурный нигилизм большей части населения планеты или переоценка роли традиций этнических и национальных культур, а также выпячивание региональных компонентов, и попытка объявить их абсолютной истиной в равной мере опасны. Есть яркие примеры национальных, этнических, региональных (например, культура казачества) культур. Но, помимо положительных моментов, есть явления шовинизма, национализма, расизма, различные культурные мутации, т.е. существует то, что пагубно отражается на завтрашнем дне человечества. Западный тип культуры зависит от капиталистического уровня товарно-рыночных отношений, от тенденций развития частной собственности; восточный тип не испытывает влияния частнособственнических отношений и не выстраивает систему гражданского общества. Именно поэтому первые восточные цивилизации принято называть традиционным обществом. Корни этих традиций находятся в цикличности сельского хозяйства и в желании противопоставить себя варварам. Главными для таких цивилизаций являются 1)стабильный образ жизни, 2) невмешательство в протекание природных процессов, 3) приоритет религиозно-мифоло-гических представлений о мире, 4)полное слияние отдельной личности с коллективом. Основной культурной ценностью являются мифы, религиозные культы, обряды и ритуалы. Многие традиционные общества сохранились и до наших дней, но их мало. В их числе можно назвать арабо-исламское, индо-буддийское, китайско-конфуцианское. В каждом из них существует определенная вековая система ценностей. Основной формой власти является деспотизм. Однако община не лишена властями автономии. Крестьяне платят налог государству, но живут своими заботами и проблемами. Основой мировоззрения является религия. Она определяет поведение и образ жизни.

Предшественником западного типа цивилизаций были античная и христианская культуры. Основополагающими идеями были, свобода совести и ответственность человека за свои поступки (к нашему времени эти ценностные ориентации претерпели существенные изменения). Познание и знание были определяющими в греческой философии и были “модны” во всех слоях общества. Христианство рассматривало человека как личность, равнодостойную своей причастности Богу и его любви. Как итог, формой правления в западных цивилизациях стала демократия. Культ человека познающего и равного перед Богом привел к культу научно-технического прогресса, поэтому этот тип цивилизации называют техногенным или индустриальным. Слабости и того и другого типа в современном мире очевидны. Западная цивилизация изживает себя духовно, восточная рождает агрессию и неприятие чего-либо иного. Сегодняшний мир антигуманен... Существует осознание, что пришло время создания единой общечеловеческой культуры, соединяющей в себе все достижения и открытия человечества.

Литература.

1. Культурология. Ростов-на-Дону. 2006.

2.Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб,2001.

3.Гуревич П.С. Культурология. М.,2005.

4.Фтлософский энциклопедический словарь. М.,2006.

5.Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. 2-е изд., доп. – СПб: Лениздат;2001.

6.Общество и культура. СГМА.2003.
Дополнительная литература.

1.Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1997.

2.Введение в культурологию. М., 1995.

3.Культурология. Учебное пособие. М., 1993.

4.Запад и Восток – традиции и современность. Учебное пособие. М., 1993.

5. Культурология. М., 1996.

6.Отоцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. М., 2003.

7.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л. 1989.

8.Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб. 2000.

9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

10.Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб. 2002.
Вопросы для самоконтроля.

1.Каков смысл понятия “культура”, и каково определение этого понятия?

2.В чем состоит феномен культуры, и каковы закономерности ее функционирования?

3. Существует ли разница между материальной и духовной культурой?

4.Чем обуславливается разнообразие цивилизаций, и какие типы цивилизационного развития можно назвать?

5.По каким позициям можно отчетливее всего проследить различия и параллелизм культурных парадигм Востока и Запада, Севера и Юга?
Исходный уровень знаний.

1. Что можно считать элементами культуры:

а) материальные объекты б) язык

в) ритуалы г) средства гигиены

2.Какой компонент не участвует в формировании этноса:

а) язык, б) мировоззрение

в) границы государства г) родственные отношения

3.Правомерно ли утверждение, что культура выступает как единый процесс в двух уровнях – материальном и духовном, что материальные объекты лишь вещественные воплощения духовного плана?

4. К какому типу культуры – восточному или западному - относятся термины: ретроспективность, консерватизм, традиционализм?
Итоговые тестовые задания.

1.Какая из концепций происхождения культуры вам представляется невозможной:

а) трудовая б) символическая в) магическая

г) биологическая д) эволюционная.

2.Известно, что тоталитарная культура, рождаясь в особых условиях, со временем трансформируется в:

а) массовую б) элитарную в) народную.

3.Какой из терминов не относится к характеристике социокультурных миров:

а) исторический тип б) региональный тип

в) географический тип г) цивилизационный тип.

4.Материальная культура – это:

а) техника и технология, орудия труда, жилища, одежда и др.

б) деятельность социальных институтов

в) концепции религии, морали, искусства.
Основные понятия: культурные нормы и ценности, знаки и символы культуры, доосевые и послеосевые культуры, культурные кризисы, культурная изоляция, культурные мутации, культурные табу, фольклор, техника, этническая культура, проблема “Восток – Запад”, цивилизация, культурное пространство.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

1. Феномен культуры Актуальность темы icon«Разработка информационного сайта для проекта «Живая история». В...
Во введении определены актуальность работы, объект, предмет, цели и задачи, практическая значимость работы

1. Феномен культуры Актуальность темы iconВысокие технологии и феномен постчеловеческого в современном обществе
Отсюда споры, острая борьба мнений по поводу выбора стратегии развития. Количество и качество проблем, обусловленных современным...

1. Феномен культуры Актуальность темы icon«Разработка информационного сайта для компании ООО «Витакон»
В работе раскрывается актуальность темы, сформулированы цели и задачи исследования

1. Феномен культуры Актуальность темы iconДомашний адрес: 127247, г. Москва, Бескудниковский проезд 4-1-81
Актуальность темы обусловлена необходимостью обновления содержания и поиска новых путей изучения элементов электротехники на уроках...

1. Феномен культуры Актуальность темы icon2. История создания оптического накопителя
За последние несколько лет оптические накопители претерпели существенные изменения. Сегодня оптический накопитель является неотъемлемой...

1. Феномен культуры Актуальность темы iconПояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели...
Особенности осуществления коррекционно-логопедическогопроцесса в мбдоу «црр- д/с «Сказка»

1. Феномен культуры Актуальность темы iconУчебное пособие Волгоград 2005 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73
Черемушникова И. Н. (темы n 4, 5), доц. Каден А. Г. (тема n 2, 19), ст преп. Петров А. В.(темы n 1, 10), преп. Чернышева И. В. (тема...

1. Феномен культуры Актуальность темы iconТемы лекции: Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941...
Актуальность изучения причин, хода и основных этапов, итогов и уроков Великой Отечественной войны

1. Феномен культуры Актуальность темы iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Актуальность темы. Оздоровление детей, является важнейшей государственной задачей, поскольку истоки большинства заболеваний взрослых...

1. Феномен культуры Актуальность темы iconАктуальность темы проявляется в том, что проблема демографической...
Поэтому детальное рассмотрение основных мероприятий демографической политики, их последствий, а также проблем, с которыми столкнулось...

1. Феномен культуры Актуальность темы iconИ. о директора департамента культуры молодёжной политики и спорта
Динамика сети учреждений культуры, образовательных организаций в сфере культуры 6

1. Феномен культуры Актуальность темы icon«Утверждаю» Начальник управления культуры, туризма и спорта администрации Сургутского района
Динамика сети учреждений культуры, образовательных организаций в сфере культуры 6

1. Феномен культуры Актуальность темы iconПроект для детей младшего дошкольного возраста (с 3х до 4х лет) «синичка маленькая птичка»
Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование...

1. Феномен культуры Актуальность темы iconСовещание по вопросам развития отечественной кинематографии
Главные темы встречи: вопросы государственного финансирования производства, проката отечественного кино, борьба с пиратством, взаимодействие...

1. Феномен культуры Актуальность темы iconУста в муниципального учреждения культуры «Бакчарский районный дом культуры»
«Бакчарский районный дом культуры» (далее по тексту Учреждение) является некоммерческой организацией культуры создано постановлением...

1. Феномен культуры Актуальность темы iconВестник научный журнал
Кудрявцева Е. Л. Общество как «контекст» произведения искусства и феномен цитирования


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск