Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.)




Скачать 354.46 Kb.
НазваниеРоль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.)
страница1/3
ТипАвтореферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи


Дамдынчап Вера Монгушевна

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX – первая половина ХХ в.)
Специальность 07.00.02 – Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Абакан – 2006

Работа выполнена на кафедре истории России

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор В.Н. Тугужекова
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор В.Г. Дацышен

кандидат исторических наук,

доцент Н.А. Данькина

Ведущая организация Тувинский институт гуманитарных исследований


Защита состоится 1 декабря 2006 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 097. 01. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Красноярском государственном педагогическом университете имени В.П. Астафьева по адресу: 660077, Красноярск, ул. Взлетная, 20, исторический факультет, ауд. 2-13.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева.

Автореферат разослан «_____»__________________2006 г.

Ученый секретарь кандидат исторических наук,

диссертационного совета доцент Л.Э. Мезит

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы. В настоящее время наша страна находится в поисках оптимального пути дальнейшего развития, основанного на признании многообразия правовых систем, поликультурности, толерантности. Для создания демократического государства все чаще обращаются к богатому опыту правовой культуры народов России, обеспечивавшей на протяжении столетий стабильное функционирование ее социальных групп и этносов. В правовой культуре россиян доминирует обычно-правовая ментальность, что проявляется в низком статусе государственного закона как носителя идеи справедливости. В связи с этим особую актуальность и научно-практическую значимость приобретают исследования исторических аспектов правовой культуры народов.

Актуальным является изучение опыта адаптации обычного права народов в условиях модернизации традиционных обществ, когда оно приспособилось к новым реалиям, составляя важнейшую часть правосознания. С этой точки зрения особую научную ценность представляет изучение обычного права тувинцев как феномена социокультурной практики. Особенно важным является то, что хозяйственно-культурный уклад жизни и традиционное мировоззрение тувинцев в неизменном виде просуществовали до середины ХХ в., пока Тувинская Народная Республика не вошла в состав СССР. Подобное объективное знание особенно необходимо сейчас, когда перед российским обществом вплотную встали задачи полноценного воспроизводства народов и их культур, сочетания законодательно-правовых норм с обычно-правовой практикой регулирования хозяйственной деятельности людей.

Изучение обычного права актуально и в связи с осложнением криминальной обстановки в Туве. Только за 2005 г. в республике органами внутренних дел было зарегистрировано преступлений, на 23,4% больше, чем в 2004 г. Количество правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков увеличилось на 11% по сравнению с 2004 г. Такое положение объясняется тем, что в процессе трансформации традиционной культуры разрушению подверглись соционормативные стереотипы поведения. Это привело к деградации и маргинализации населения. Изучение соционормативной практики позволяет глубже понять и осмыслить современные процессы в тувинском обществе.

Степень изученности темы. В историографии исследуемой темы выделяются следующие периоды: дореволюционный – вторая половина XIX в. – 1917 гг.; советский –1917-1991 гг.; современный – с начала 1990-х гг. по настоящее время.

Одним из ведущих направлений в сибирской дореволюционной историографии было областничество, представителями которого являлись А.В. Адрианов, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев и др. Они рассматривали Сибирь как колонию европейской России. Концепция областников основывалась на идее самобытности, «особого пути» экономического развития сибирского региона, противопоставляли интересы колонии и метрополии. В своих трудах они описали обычаи и традиции тувинцев, охарактеризовали традиционное общество как патриархально-родовое.

В начале ХХ в. интерес к Туве значительно возрос. Первая попытка систематизации обычного права тувинцев предпринята Е.К. Яковлевым в книге «Этнографический обзор инородческого населения долины южного Енисея» (1900 г.). Обычно-правовые нормы, регулировавшие семейные, имущественные отношения содержатся в работах Н.Ф. Катанова, П.Е. Островских, М.И. Райкова и др.

Из всех дореволюционных исследований наибольшую ценность представляет работа Ф.Я. Кона, в которой он подробно описал систему судопроизводства, семейно-брачные традиции, охарактеризовал процесс межэтнического взаимодействия тувинцев и русских.

В 1914 г. вышла в свет работа английского путешественника Д. Каррутерса «Неведомая Монголия». По мнению автора, стоявшего на позициях эволюционизма, в культуре тувинского народа в начале ХХ в. было смешано несколько общечеловеческих стадий развития, включая первобытную. Особенности развития культуры центрально-азиатских народов он объяснял влиянием специфических географических условий. В соционормативной практике тувинцев большинство обычаев сохраняли свою родовую сущность. В частности, сохранение коллективного землепользования, обычаев взаимопомощи.

Итак, в этот период исследованиям обычного права придавалось огромное научное значение. Логическим результатом столь активного исследования обычного права тувинцев явилось введение в научный оборот большого фактического материала, на основании которого был сформулирован ряд фундаментальных выводов, например,

Работы, опубликованные в начале советского этапа, 1920-1930-е гг., носили историографический и источниковедческий характер. Одной из таких работ стала монография Г.Е. Грумм-Гржимайло «Западная Монголия и Урянхайский край» (1930 г.), в которой автор дал характеристику традиционного общества и систематизацию обычно-правовых норм. Важным является вывод автора о сосуществовании обычно-правовых и государственных норм в тувинском обществе.

В исследовании С.А. Нацова (Шойжелова) «Тувинская Народная Республика. Материалы и документы по истории национально-революционного движения тувинских скотоводов» (1930 г.) сделана попытка анализа политического развития республики и ее международного статуса. Он отмечал прогрессивное влияние советского государства на процессы трансформации традиционного общества.

Первым обобщающим исследованием по истории дореволюционной Тувы стала монография Р.М. Кабо «Очерки истории и экономики Тувы» (1934 г.). В ней автор в отличие от предыдущих исследователей утверждал о господстве феодальных отношений в тувинском обществе, которые смягчались родовыми обычаями и традициями.

После вхождения Тувы в состав СССР начался качественно новый период в изучении ее истории. Основной тенденцией в исследованиях традиционного общества стало стремление авторов к унификации оценок. Обычаи и традиции трактовались как отмирающий институт в процессе строительства социализма. Данное положение было вызвано чрезмерной идеологизацией всех общественных наук. При этом необходимо отметить, что научные исследования отличались обширной источниковедческой базой, насыщенностью фактическими данными.

В 1953 г. Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ТНИИЯЛИ) начал издание «Ученых записок», в которых анализировались социально-экономические и политические преобразования традиционного общества. В частности, следует выделить статьи В.В. Осиповой «Колхозное строительство в Туве», «Сельскохозяйственная и демографическая перепись 1931 г. как важнейший источник характеристики экономического строя сельского хозяйства Тувы (1921-1930 гг.)», в которых выделены важные этапы колхозного строительства. Автор отмечала сохранение единоличных хозяйств в период ТНР, составлявших основу экономического развития.

Значимое место в историографии Тувы в целом, и для данного исследования в частности, занимает монография В.И. Дулова «Социально-экономическая история Тувы. XIX – начало XX вв.» (1956 г.) В ней дана характеристика традиционного общества тувинцев и социальной структуры. Заслугой автора является детальное освещение родовых обычаев в тувинском обществе, выявление их сущности и значения, а также анализ социальных групп.

Первым комплексным исследованием стала двухтомная «История Тувы» (1964 г.), подготовленная коллективом авторов под руководством Л.П. Потапова. В VIII главе первого тома «Тува под игом маньчжурской династии (1757-1911 гг.)» общественный строй охарактеризован как полупатриархальный и полуфеодальный, обычаи взаимопомощи рассматривались как форма эксплуатации зависимых аратов родоплеменной знатью. В семейно-брачных отношениях господствовали патриархальные устои, при этом женщина обладала авторитетом и принимала активное участие в решении экономических и бытовых дел.

Сведения о правовых нормах тувинцев-тоджинцев и их анализ содержатся в работе С.И. Вайнштейна «Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки» (1961 г.). В обычном праве тувинцев-тоджинцев значительное место занимают обычаи взаимопомощи – ужа и үлүг, которые обеспечивают стабильность и воспроизводство общества. Заслугой автора является и то, что он опровергает сложившееся в литературе мнение об исключительно эксплуататорском характере обычая отдачи скота на выпас. Данный обычай являлся неотъемлемой частью системы жизнеобеспечения социума и диктовался нормами взаимопомощи, а не экономической выгодой .

Первой крупной работой советского времени, посвященной культуре тувинцев, стали «Очерки народного быта тувинцев» (1969 г.) Л.П. Потапова. В ней описаны некоторые нормы этикета, обычаи, связанные с взаимодействием членов аальной общины, брачно-семейные и наследственные нормы, а также институт земельной собственности. Автором впервые был проделан анализ аальной общины, выделены ее типы и формы существования, а также раскрыта сущность брачно-семейной обрядности тувинцев. Л.П. Потапов считал, что в тувинском обществе существовала частная феодальная собственность на земельные ресурсы.

Некоторые аспекты нашей темы затронуты в связи с изучением этногенеза тувинцев в работе Н.А. Сердобова «История формирования тувинской нации» (1971 г.). На основе марксистской методологии автор доказывает существование частной собственности на землю. Проблемно-хронологическое освещение позволило ему показать особенности патриархально-феодальных отношений и прийти к выводу о дуализме представлений народа о принадлежности земли.

Одной из фундаментальных работ является монография Ю.Л. Аранчына «Исторический путь тувинского народа к социализму» (1982 г.). Традиционное общество автором охарактеризовано как патриархально-феодальное, а народное собрание – чыыш – превратилось в орудие выражения воли родоплеменной знати – нойонов. Система судопроизводства и наказания осуществлялась на основе маньчжурского кодекса – Уложения китайской Палаты внешних сношений. Важным является вывод автора о том, что на рубеже XIX-ХХ вв. в социально-экономической жизни тувинцев проявились и новые черты: появление наемного труда, расширение местного рынка, разрушение натурального хозяйства, усиление классовой дифференциации, развитие предпринимательства среди тувинского населения.

Значительным вкладом в изучение тувинского общества стало диссертационное исследование С.М. Биче-оол «Традиционные брачно-семейные отношения тувинцев и их изменения в связи с социалистическим преобразованием в Туве» (1974 г.), посвященное генезису брачно-семейных норм тувинцев. Автор приходит к выводу о том, что институт калыма носил формальный характер покупки, т.к. приданое невесты превышало расходы жениха и обеспечивало ее относительное равноправие в семье. Семейные отношения строились на основе социально-возрастной иерархии. Она отмечает, что трансформация брачно-семейных отношений в период ТНР была прогрессивной для тувинского общества.

Характеристика положения женщины в традиционном обществе содержится в исследовании Г.А. Забелиной «Раскрепощение женщины-тувинки и её участие в некапиталистическом развитии Тувы» (1976 г.). Она отмечает самостоятельность женщины в хозяйственных делах и опровергает утвердившееся в научной литературе мнение о бесправности и униженности тувинки в традиционном обществе. В правовом положении женщины особое место отводилось приданому, составлявшему ее собственность. Также она считает, что термин – херээжок – «ненужная», употреблялся не в качестве унижающего достоинство, а лишь определял статус женщины, переходившей в другой род.

Советский этап характеризовался строгим научным подходом, тщательностью полевых исследований, критическим отношением к источникам. В то же время, нужно отметить перенос внимания исследователей из сферы изучения ценностей и норм, в сферу детального изучения материальной культуры и экономики. В научных работах советского периода господствовали односторонние представления о сути исторических процессов, основанные на принципе партийности, классовом подходе. Применяемые научные подходы страдали невниманием к особенностям традиционного общества. Зачастую игнорировались достижения тувинцев в культуре дореволюционного периода. Результаты предыдущего этапа занижались ради подчеркивания успехов периода ТНР.

В 1990-е гг. в тувинской исторической науке появились новые исследования, посвященные преимущественно проблемам социально-экономического и политического развития Тувы в ХХ в. предметом активного изучения стали некоторые аспекты соционормативной культуры, такие как шаманизм, буддизм, сакральные обряды.

Следует отметить работы М.Б-Х. Кенин-Лопсана «Магия тувинских шаманов» (1993 г.), «Традиционная этика тувинцев» (1994 г.), «Тувинские традиции» (1999 г.) в которых отражены мифологические представления об окружающем мире, принципы социально-возрастной иерархии. Несомненно, ценным в его работах является выявление онтологической связи человека с природой.

Проблемы политического развития ТНР освещены в работе С.Ч. Сат «Развитие политической системы Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.)» (2000 г.), которая пришла к выводу о том, что система ТНР сочетала в себе атрибуты новой государственности с родоплеменными структурами. Эти элементы стали важными социально-психологическими факторами развития страны. Новое объективное рассмотрение политогенеза, свободное от идеологических оценок составляет ценность данной работы.

Результатом многолетних исследований стала монография Г.Н. Курбатского «Тувинцы в своем фольклоре» (2001 г.). Опираясь на фольклорные источники, автор выявил свойственные тувинцам конкретные правовые нормы, рассмотрел их отражение в фольклоре.

В статье М.Х. Маңнай-оола «Обычаи тувинского народа», опубликованной в XIX выпуске «Ученых записок» ТИГИ (2002 г.), раскрывается сущность обычаев, определявших социальный порядок и стабильность. Кочевая община, как считает автор, основана на системе коллективной поддержки и строгом соблюдении социально-возрастной иерархии. Проблемы трансформации культуры тувинцев в ТНР проанализированы в статье А.К. Кужугет «Культура и искусство ТНР», изданной в XX выпуске «Ученых записок» ТИГИ (2003 г.). Впервые автором рассмотрена политика насильственной унификации культурных традиций. В статье С.М. Биче-оол «К вопросу о правовом положении женщины в Туве (с начала ХХ в. до 1940-х гг.)» (2003 г.) рассмотрена эволюция правового статуса женщины от бесправного положения до признания равноправия в период ТНР.

Одной из интересных работ новейшего времени является монография Н.П. Москаленко «Этнополитическая история Тувы в ХХ в.» (2004 г.). В ней большое внимание уделено роли конкретных личностей в истории Тувы, таких как А.А. Турчанинов, И.Г. Сафьянов, М. Буян-Бадыргы. Впервые в монографии освещается роль духовенства в становлении национального государства.

Одной из последних работ, раскрывающих мировоззренческие ценности традиционного общества, стала совместная монография В.Я. Бутанаева и Ч.В. Монгуш «Архаические обычаи и обряды Саянских тюрков» (2005 г.). Авторы пришли к выводу, что обычай «уча» определял систему взаимопомощи, совершенствовал брачные связи восточных тувинцев.

В последние 15 лет исследователи активно занимались изучением обычного права народов Сибири на региональном уровне: якутов – М.М. Федоров, А.А. Борисов, бурятов – А.Т. Тумурова, Е.С. Гылыкова, хакасов – В.Я. Бутанаев, Т.Н. Медведева, алтайцев – Н.И. Шатинова, С.П. Тюхтенева, Н.А. Тадина. Данные работы носят, в основном, эмпирический характер и важны для сравнительного анализа обычно-правовых систем.

Таким образом, для исторических исследований 1990-х гг. и настоящего времени характерны такие черты, как отказ от научной монополии формационного подхода, поиск новых плюралистических методов и признание исторического и правового многообразия.

Несмотря на наличие фундаментальных работ, рассматривающих проблемы социально-экономического, политического и культурного развития, этногенеза тувинцев, такое важное и в то же время сложное и многофункциональное явление, как обычное право, до сих пор не являлось предметом специального исследования. Это определило выбор темы нашей работы.
  1   2   3

Похожие:

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) iconОтчет учебно воспитательной работы мкоу «сош а. Бесленей»
Школьные занятия начинаются в 8 часов 30 минут. Длительность уроков – 45 минут (2-11 класс) и 35 минут в 0-1 классах. Режим занятий...

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) iconЗадача данного исследования в первую очередь рассмотреть понятие...
Правовая норма и субъективное право. Исследования по общей теории права. Часть первая

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) iconИсторическое развитие национальных видов спорта тувинского народа
Зарождение и развитие тувинского мужского троеборья как средства формирования всесторонне и гармонически развитой личности

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) iconОбщие принципы построения систем цифрового телевидения в Российской Федерации
К началу строительства цифровой сети в России около 3 млн россиян могли смотреть только один телеканал. Почти половина жителей страны...

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) iconКомплекс городского хозяйства москвы гку «Центр реформы в жкх»
И это только половина от запланированного объема до 2015 года обновят еще 12 тысяч подъемников. Об этом Сергей Собянин рассказал...

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) iconПоэтика балетного спектакля конца XIX в. (Первая петербургская постановка «Лебединого озера»)

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) iconРоль международных организаций в развитии сотрудничества в области...
Роль международных организаций в развитии сотрудничества в области высшего образования

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) iconРоль патологии сосков молочной железы в развитии маститов у коров при машинном доении

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) iconПлан действий по реализации Стратегии сотрудничества государств участников...
Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Концепции сотрудничества...

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) iconПолное или частичное воспроизведение данных материалов допускается...
...

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) iconУведомление о наличии права требовать выкупа обществом акций акционеру...
«Кузбассэнерго» или Общество уведомляет Вас о том, что в соответствии со статьей 75 Федерального закона «Об акционерных обществах»...

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) iconКнига вторая
Для второго издания написаны новые главы — о Берии, Вышинском, Брежневе, о XX съезде кпсс, расширен материал о значении XXVII съезда...

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) iconРоль творчества в развитии мышления на примере метода
В каждом человеке заложен огромный творческий потенциал. Его правильное раскрытие и развитие являются основополагающими факторами...

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) iconБакалаврская работа Реформы образования в Российской империи в первой половине XIX в
Особенности первой половины XIX в как очередного исторического периода в жизни Российского государства

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) iconУнифицированный клинический протокол медицинской помощи
В развитии заболевания играют роль следующие факторы: наследственная предрасположенность, аутоиммунные нарушения, злокачественные...

Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) icon125993, гсп-3, Москва, ул. Б. Дмитровка, 15а
Москва, с п. Первомайское, деревня Горчаково. По срокам, заявленным застройщиком и указанных в проектных декларациях, строительство...


Руководство, инструкция по применению








Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск