Корпоративная социальная




НазваниеКорпоративная социальная
страница1/24
ТипУчебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Ф

едеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ



Учебно-методическое пособие

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

2014

ББК 65.я73

К93

Печатается по решению

РИС НовГУ


Рецензенты
доктор экономических наук, профессор А.А. Пиковский

доктор экономических наук, доцент О.А. Фихтнер


К93

Корпоративная социальная ответственность. Учебно-методическое пособие / Сост.: Г.И. Грекова, М.В. Киварина, А.Н. Макаревич – Изд-во: НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2014. – 100 с.

Учебно-методическое пособие содержит методические рекомендации по изучению основных вопросов, предусмотренных программой по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность», ключевые понятия, которые необходимо знать студенту по окончании изучения курса, а также практические задания к семинарским занятиям и для самостоятельной работы студентов.

Пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по направлениям укрупненной группы специальностей и направлений «Экономика и управление».



ББК 65.я73




© Новгородский государственный университет, 2014

© Г.И. Грекова, 2014

© М.В. Киварина, 2014

© А.Н. Макаревич, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС 8

Тема 1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности. Определение КСО. Составные элементы корпоративной социальной ответственности. Модели и формы реализации социальной ответственности бизнеса. 8

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 1 13

Тема 2. Этика корпоративного поведения и кодекс корпоративной (деловой) этики 16

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 2 18

Тема 3. Страновые модели корпоративной социальной ответственности 21

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 3 26

Тема 4. Особенности развития корпоративной социальной ответственности в России. Этапы развития КСО в России. Принципы государственного регулирования развития КСО российских компаний. 27

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 4 32

Тема 5. Теоретические принципы корпоративной социальной политики. Понятие «социальная политика». Концепция «корпоративного эгоизма». Концепция «корпоративного альтруизма». Концепция «разумного эгоизма». Этапы становления концепции КСО. 33

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 5 37

Тема 6. Корпоративная социальная ответственность и менеджмент компаний, внутренняя и внешняя корпоративная социальная ответственность. КСО и управление персоналом. Задачи и виды социальной политики. Социальное партнерство. 38

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 6 44

Тема 7. Макрорегуляторы социального развития бизнеса, отчетность компаний в области корпоративной социальной ответственности 46

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 7 50

Тема 8. Методы оценки корпоративной социальной ответственности. Социальный аудит и эффективность социальной политики 52

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 8 59

Тема 9. Формы реализации корпоративной социальной ответственности: социальные программы, волонтерство, социальное инвестирование 61

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 9 66

РАЗДЕЛ 2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ 68

Тема 1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности. 69

Тема 2. Этика корпоративного поведения и кодекс корпоративной (деловой) этики. 70

Тема 3. Страновые модели корпоративной социальной ответственности. 71

Тема 4. Особенности развития корпоративной социальной ответственности в России. 72

Тема 5. Теоретические принципы корпоративной социальной политики. 73

Тема 6. Корпоративная социальная ответственность и менеджмент компании. 74

Тема 7. Макрорегуляторы социального развития предприятия, отчетность компаний в области КСО. 76

Тема 8. Методы оценки корпоративной социальной ответственности. 76

Тема 9. Формы реализации корпоративной социальной ответственности 80

РАЗДЕЛ 3. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ 81

РАЗДЕЛ 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ 87

РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 88

РАЗДЕЛ 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 90

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 94

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 95

ГЛОССАРИЙ 96

ВВЕДЕНИЕ
Современный этап экономического развития промышленно развитых и развивающихся стран характеризуется активизацией взаимоотношений государства и бизнеса, социально ориентированной экономической политикой, а также формированием и развитием системы корпоративной социальной ответственности.

Единого определения термина «Корпоративная социальная ответственность» в настоящее время не существует. Одна из его трактовок звучит так: «Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, несвязанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума». Широко обсуждаются проблемы социально ответственного поведения бизнеса, его роли в социально-экономическом развитии страны, возможностей и эффективности взаимодействия с местным сообществом. Формулировки принципов внутренних стандартов социально ответственного поведения стали непременным атрибутом сайтов крупных компаний; активно готовятся и публикуются социальные годовые отчеты. В продвижении лучших практик корпоративной социальной ответственности подключились правительственные, общественные и международные организации наиболее развитых стран мира.

Отказ многих потребителей приобретать продукцию социально безответственных компаний, банкротство крупнейших корпораций, несостоявшиеся сделки по слияниям из-за низкого уровня доверия показали, что вопросы социальной ответственности и деловой репутации выдвигаются на передний план в деятельности любой компании. Поэтому важно разобраться, что представляет собой корпоративная социальная ответственность, каким образом социально ответственное поведение бизнеса влияет на процесс формирования корпоративного имиджа и деловой репутации, и как предопределяет устойчивый рост компании в долгосрочной перспективе.

Цель данной дисциплины – познакомить студентов с современной концепцией корпоративной социальной ответственности и аспектами ее практического использования в процессе управления компанией.

В рамках занятий студенты получат знания о концепции корпоративной социальной ответственности, предпосылках ее возникновения и эволюции, возможностях интеграции данной концепции в стратегию компании, ключевых закономерностях управления отношениями с заинтересованными сторонами, социальной отчетности (основные стандарты отчетности и аудит социальной отчетности), об основных инициативах в области КСО, прав человека и устойчивого развития.

Так же курс направлен на формирование у студентов представления о том, что управление социальным развитием компании является организационным механизмом планомерного и комплексного воздействия на ее социальную среду с целью создания условий профессионального развития персонала, гуманизации труда и обеспечения качества трудовой жизни, что будет способствовать улучшению социально-психологического климата в коллективе, повышению уровня удовлетворенности работой, созданию устойчивой мотивации работников к труду и, в конечном итоге, повышению эффективности работы персонала и конкурентоспособности компании.

В процессе изучения курса «Корпоративная социальная ответственность» важно понять экономические и управленческие отношения, связанные с развитием системы корпоративной социальной ответственности как инструмента управления, применяемого для обеспечения устойчивости российских промышленных предприятий.

Задачами курса являются:

  • усвоение современных теоретических представлений о корпоративной социальной ответственности бизнеса, факторах и условиях, обеспечивающих эффективное формирование и управление корпоративной социальной ответственностью;

  • овладение основами методологии и методики в области корпоративного социального учета, аудита и отчетности;

  • приобретение базовых навыков практической работы в области развития и управления корпоративной социальной ответственностью.

Корпоративная социальная ответственность имеет существенные связи с другими дисциплинами. Во-первых, данная наука ориентирована на выявление интересов различных сторон. Затем эти интересы используются при реализации мероприятий фирмы, направленных на создание общественных благ, адресатами которых являются те или иные заинтересованные стороны. Следовательно, корпоративная социальная ответственность связана с тем направлением маркетинга, которое занимается выявлением потребностей заинтересованных сторон.

Во-вторых, корпоративная социальная ответственность направлена на формирование эффективной системы коммуникаций компании с общественностью. Соответственно, КСО связана с дисциплиной, называемой Связи с общественностью.

В-третьих, глубинные механизмы обеспечения взаимодействия и взаимопонимания организации и представителей общества изучаются такими дисциплинами, как социология и психология менеджмента.

Кроме того, стратегический уровень корпоративной социальной ответственности тесно связан со стратегическим менеджментом и стратегическим маркетингом.

Предлагаемое пособие содержит методические рекомендации по изучению основных вопросов, предусмотренных программой по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность», ключевые понятия, которые необходимо знать студенту по окончании изучения курса, а также практические задания для подготовки студентов к семинарским занятиям.

Изучение курса «Корпоративная социальная ответственность» проходит в течение одного семестра учебного года. Учебный процесс предусматривает лекционную часть и проведение семинарских занятий. Лекционные занятия направлены на ознакомление с методологией и методикой анализа проблем социальной ответственности предпринимательских структур, рассматриваемых на теоретическом уровне. Им соответствует теоретическая часть данного пособия, содержащая дидактические единицы, предписанные программой курса, и базовые понятия, которые студент должен знать в рамках каждой конкретной темы.

Поскольку любые теоретические знания имеют прикладное назначение, студенту предлагается выполнить практические задания, которые представлены в виде тестов, практических ситуаций и задач. Данные задания позволяют проверить степень усвоения изученного материала и способствуют развитию экономического и управленческого мышления. Выполнение практических заданий осуществляется в период семинарских занятий. С целью расширения кругозора студентов, им в процессе изучения дисциплины предлагаются темы для докладов и презентаций. На семинарах в ходе обсуждения выступлений появляется возможность соотнести информацию теоретического характера, полученную на лекциях, с информацией из реальной жизни, представленной периодическими экономическими изданиями.

Проведение семинарских занятий предполагает использование комплексного подхода в методике преподавания курса корпоративной социальной ответственности, который включает в себя устную проверку теоретических знаний студента и организацию работы студентов либо в подгруппах, либо индивидуально.

При изучении курса «Корпоративная социальная ответственность» студенту необходимо использовать рекомендуемую учебную литературу и периодические издания по экономической и управленческой тематике.

По окончании изучения вышеназванной дисциплины студенты сдают зачет в форме устного собеседования по всему материалу, предусмотренному программой.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Корпоративная социальная iconКорпоративная культура организации. Выполнила студентка III курса...
Реферативная работа по специализации «Социальная психология. Психология управления и менеджмента» на тему

Корпоративная социальная iconСоциальная психология
Социальная психология российского предпринимательства информационно-исследовательская база данных / Отв ред. В. П. Позняков. – М.:...

Корпоративная социальная iconIt инфраструктуры «Корпоративная телефонная связь по технологии VoIP»
Модернизацию it инфраструктуры «Корпоративная телефонная связь по технологии VoIP»

Корпоративная социальная iconСоциальная онтология россии
Социальная онтология России : сборник научных статей по докладам VIII всероссийских Копыловских чтений / Под ред. В. В. Крюкова и...

Корпоративная социальная iconРоссийской федерации
Содержание: умк по дисциплине Психодиагностика в социальных службах для студентов направления подготовки 39. 03. 02 Социальная работа...

Корпоративная социальная iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография»
Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...

Корпоративная социальная iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография»
Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...

Корпоративная социальная iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Опоп в соответствии с фгос по специальности спо, входящей в состав укрупненной группы специальностей 39. 00. 00 Социология и социальная...

Корпоративная социальная iconПримерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...

Корпоративная социальная iconКомплект оценочных средств для проведения квалификационного экзамена...
ПМ. 05. «Медико-социальная деятельность» по специальности 31. 02. 01 «Лечебное дело»

Корпоративная социальная iconНа закупку «Работы по созданию информационного ресурса «Интегрированная...
«Работы по созданию информационного ресурса «Интегрированная корпоративная система отчетности» (024. 000. 036. 000) на базе программного...

Корпоративная социальная iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Корпоративная культура телеканала рен тв: характерные особенности (по результатам социологического исследования). 61

Корпоративная социальная iconПрограмма дисциплины «Социальная структура стран мира» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...

Корпоративная социальная iconИсходные технические требования
Разработка Технического задания на создание и внедрение программного продукта Корпоративная автоматизированная система управления...

Корпоративная социальная iconОболенская Ю. А. (г. Ульяновск)
Другими словами, корпоративная идентичность сотрудника (особенно при развитой корпоративной культуре) может привести его к инновационной...

Корпоративная социальная iconКурсовая работа «Корпоративная культура Иркутского диагностического центра»
Только в рамках современных организаций, объединяющих и координирующих усилия сотен и даже тысяч талантливых и высококвалифицированных...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск