Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов




НазваниеПрограмма обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов
страница1/18
ТипПрограмма
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Программа

обучения правилам безопасного поведения

учащихся 1-4 классов

«Безопасное детство»

2013-2016 год


Выполнили социальные педагоги:

МОАУ «СОШ № 38 г. Орска» Филимонова Л.В.

МОАУ «СОШ № 29 г. Орска» Молоканова Н.В.

МОАУ «СОШ № 35 г. Орска» Пфаф Т.М.

МОАУ «СОШ № 28 г. Орска» Криворучко Т В.

МОАУ «СОШ № 15 г. Орска» Панкеева Н.Г.

МОАУ «СОШ № 32 г. Орска» Дроздова С.Г.

МОАУ «СОШ № 13 г. Орска» Сухомлина Т.Е.

МОАУ «СОШ № 11 г. Орска» Годунова И.И.

МОАУ «СОШ № 43 г. Орска» Болетанова Н.А.

2013 год
Содержание


  1. Пояснительная записка………………………………………………...3

  2. Содержание программы………………………………………....…....14

  3. Методические рекомендации к реализации программы……………20

  4. Литература……………………………………………………….…….26

  5. Приложения………………………………………………………........27



  1. Пояснительная записка

Актуальность и практическая значимость формирования у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения подчёркивается высоким количеством несчастных случаев с детьми.

Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитый и опасный для детей растительный мир.

Безопасность – важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать.

Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и педагогов, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.

Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспектора движения) существует уже более 30 лет, это направление актуально и востребовано по сей день для детей младшего школьного возраста, поэтому, чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков.

Вторая проблема - это пожарная безопасность. Пожары не знают границ, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых, это обязывает знать о пожарах как можно больше, чтобы защитить себя. Пожар – это зло, творимое
руками человека. Ежегодно в огне погибают тысячи людей, в том числе и дети. Все это говорит о важной проблеме подготовки детей к избеганию опасной ситуации и правильному поведению в случае пожара. Пожарная безопасность как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молния), в городских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легко воспламеняющиеся жидкости и т.д.)- повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем.

Третья проблема – безопасность в окружающей их природе. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. Знание истории своего края, исторических и природных памятников, краеведческие исследования помогают воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Участники программы в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.

Четвертая проблема – личная безопасность. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?

Таким образом, данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что
обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками начальной общеобразовательной школы.

Не случайно в письме Минобрнауки России от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» говорится, что очередной этап модернизации общего образования предполагает распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 163-р).

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.

Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых - формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов.

Потенциальные опасности окружают нас 24 часа в сутки. Огонь, электричество, различные механизмы, вода (в которой мы купаемся и которую мы пьем), интернет, экологические проблемы, чрезвычайные ситуации и прочее – все может оказать негативное влияние: как физическое, так и психологическое.


Поэтому очень важно привить детям чувство ответственности за себя, своих близких, товарищей по классу и школе, даже за учителей. Именно через это чувство ответственности и происходит формирование культуры безопасного поведения школьников, то есть обучение такому образу жизни и поведению, при котором невозможно было бы нанести вред или опасность себе и окружающим.

Мы считаем, что обучение правилам безопасного поведения необходимо начинать с младшего школьного возраста. Ведь чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения.

Это обеспечит обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий позволяющих сохранить и укрепить здоровье.

Цель: Сформировать у младших школьников понимание значимости правил безопасного поведения и умение их применять в жизненных ситуациях.
Задачи:

  1. Познакомить младших школьников с правилами безопасного поведения и основами здорового образа жизни.

  2. Научить простейшим приемам действий в опасных ситуациях и мерам предосторожности дома, в школе, на улице, в природе.

  3. Развивать способность понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению.

  4. Способствовать развитию умения говорить «НЕТ», т.е. противостоять давлению извне.

  5. Формировать навыки самоуважения и эффективного общения.



    1. Характеристика контингента учащихся

Программа направлена на учащихся 1-4 класса (возраст 7-10 лет).

При поступлении ребенка в школу, расширяется поле его деятельности и общения. Он начинает движение из ограниченного семейного круга в социум с большим интересом и любопытством. Следовательно, у первоклассника возрастает вероятность встречи с угрожающими для жизни обстоятельствами. Воздействие социальных рисков на школьника, усиливается не только в связи с увеличением масштабов его деятельности, но и такими внутренними факторами риска, как стремление к аутодеструктивному поведению, потребность в удовлетворении исследовательских инстинктов, когда наиболее привлекательными становятся социально опасные места (свалки, подвалы, сараи, чердаки и т.п.).

На развитие отношений ребенка с миром влияют и социально-психологические особенности возраста - доверчивость, впечатлительность, внушаемость (податливость), наличие высокого авторитета взрослого (что ставит ребенка в заведомо зависимое положение в отношениях с недобропорядочным взрослым и накладывает на детское поведение черты виктимности, как соглашательство, подчинение). Известно, что преступники в своих противоправных действиях пользуются именно этими особенностями младших школьников, обещая прокатить их на машине, угостить конфеткой, показать компьютерную игру. К сожалению, многие дети соглашаются на эти уловки, так как искренне рады яркой игрушке, красочной книжке и не подозревают об опасности.

Именно в младшем школьном возрасте активно происходит формирование произвольности (восприятия, внимания, памяти, психомоторной и интеллектуальной деятельности), внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии, самоконтролю. Поэтому ребенок может успешно овладеть первичными средствами анализа своего состояния и поведения других людей, навыками его саморегуляции.


    1. Принципы реализации программы:

Программа базируется на следующих научных и методологических принципах:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;

  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в окружающей их среде;

  • Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляются стремление самостоятельно ходить в школу, гулять по улице. С одной стороны это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка, с другой – необходимо воспитывать понимание опасности и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем – либо. С раннего детского возраста у детей необходимо формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасности, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

  • Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Неправильные действия ребенка могут быть опасны как для него самого, так и для окружающих;

  • Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил поведения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому необходимо проводить данную работу и с родителями;

  • Аксиологический принцип. Этот принцип включает формирование у детей мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров к безопасности;

  • Принцип системности и повторяемости. Работа должна проводиться в течение всего периода обучения. И только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А их вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции;

  • Принцип наглядности. При разучивании учебного материала постоянно используются тематические плакаты, картинки, опыты, экскурсии. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи, элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное;

  • Принцип сезонности. Следует учитывать местные условия, времена года;

  • Принцип толерантности. Уважение нравственных, религиозных, национальных обычаев и традиций в культуре других людей;

  • Законность. Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства;

  • Партнерство. Консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций. Привлечение специалистов поможет эффективнее проводить запланированную работу и достичь цели поставленной в программе.

Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.


    1. Основные методы реализации программы


Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам, поступкам детей. Осуждаются нарушения правил безопасного поведения другими людьми, формируются нравственные понятия.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила безопасного поведения (например, перехода улиц и дорог), значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично). Поэтому важно окружить ребенка положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой опасной ситуации.

Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в окружающей среде.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов iconИнструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте....
Инструкция по правилам безопасного поведения на водоемах в летний, осенне-зимний и весенний периоды

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов iconПрограмма обучения правилам безопасного поведения в Интернет пространстве. Мглин-2013
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мглинская средняя общеобразовательная школа №1»

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов iconПрограмма обучения правилам безопасного поведения в Интернет пространстве
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Гудермеса» Гудермесского муниципального...

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов iconИнструкция по правилам безопасного поведения в умывальной и туалетной...
С целью ознакомления воспитанников с правилами безопасного поведения в образовательном учреждении и за его пределами, с целью профилактики...

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов iconГ. ртищево саратовской области программа обучения правилам безопасного...
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной...

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов iconПо правилам безопасного поведения учащихся в транспорте
Необходимо помнить, что общественный транспорт средство передвижения повышенного риска, поэтому во избежание аварийных ситуаций и...

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов iconПояснительная записка Общая характеристика программы рабочая программа...
Иностранный язык. 5-9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010), авторской программы М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой «Программа...

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов iconДиректор мбоу «сош №20» нмр рт
Пдд, воспитания у них чувства социальной ответственности, культуры участника дорожного движения, профессиональной ориентации; широкого...

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов iconМетодические рекомендации по обучению школьников правилам дорожного движения
Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей...

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов iconМетодические рекомендации по обучению школьников правилам дорожного движения
Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей...

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов iconСогласовано
По правилам безопасного поведения в гололед, при падении снега, сосулек и наледи с крыш домов

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов iconИнструкция "По правилам безопасного поведения в гололед, при падении...

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов iconУчебные мастерские предназначены для: трудового обучения учащихся...
На базе учебных мастерских школы может осуществляться предпрофильное, профильное и профессиональное обучение учащихся 8-11 классов...

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов icon1. Памятка к заполнению журнала инструктажей по охране труда
Инструкция №2 по правилам безопасного поведения на водоемах в летний, осенне-зимний и весенний период

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов icon1. Памятка к заполнению журнала инструктажей по охране труда
Инструкция №2 по правилам безопасного поведения на водоемах в летний, осенне-зимний и весенний период

Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов iconПрограмма одобрена на мо
Настоящая программа рассчитана на учащихся 10 классов общеобразовательной школы, желающих научиться самостоятельно создавать и редактировать...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск