Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития…


Скачать 68.37 Kb.
НазваниеЕсли ребёнок не говорит или задержка речевого развития…
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития…

Возможные причины задержки речевого и психического развития.

- Повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) - очень распространенное и коварное заболевание, часто затаившись на некоторое время, вдруг обостряется под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия, в том числе ЗПРР.

- Родовая травма - чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.).

- Перинатальная патология ЦНС - в эту группу объединяют повреждение головного мозга различными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов;

- Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, аденоиды, отиты, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте - они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность.

Независимо от причины которая привела к повреждению головного мозга исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно, а у детей с задержками психо или речевого развития в большей степени "пострадали" зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности, поэтому речевое или психическое развитие задерживается.

Что необходимо делать в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом.

1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.

2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?

3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию: врача-невролога; детского психиатра (отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития или наоборот, поэтому все дети, у которых речевое развитие задержано, должны быть протестированы на предмет интеллектуального развития, это очень важно для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения); психолога и логопеда; лор-врача или сурдолога (для исключения нарушений слуха, т.к. факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба).

5. При необходимости начать лечение и параллельно коррекционную работу.

Для преодоления ЗРР и ЗПРР оптимальным является комплекс процедур:

1.Ребёнку с задержкой речи нужна помощь нескольких специалистов.

Неврологи – лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития.

Дефектологи, психологи – занятия можно начинать с 2х лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику, корректируют поведенческие реакции.

Логопеды – помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ (большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет).

2. Основными подходами в медикаментозной терапии при ЗРР и ЗПР являются применение:

- психостимулирующих препаратов,

- средств, улучшающих кровоснабжение головного мозга,

- корректоров поведения (седативных),

- витаминных препаратов.

Это препараты и биодобавки, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин, элькар, ноотропил, PC Лецитин, Стомак суппорт и т.д.), для улучшения мозгового кровообращения (препарат Гинкго Билоба Плюс, Нейро Плас), для улучшения биоэнергетического обмена (Карни Плас, Кофермент Q 10), для устранения внутричерепной гипертензии (Вита Таурин), для коррекции нарушений поведения (Релакс Комплекс, Вита Таурин); так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум, пантогам, энцефабол и т.п.) – это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка может рекомендовать только врач-невролог, самолечением заниматься категорически запрещается!

3. Электрорефлексотерапия или метод транскраниальной микрополяризации был разработан в центре поведенческой неврологии Института мозга человека Российской Академии Наук (Санкт-Петербург) как способ лечения задержек речевого развития. В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сила тока применяется очень слабая – в 10 раз меньше чем при самой простой физиотерапевтической процедуре – электрофорезе, это позволяет выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности, а так же уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе ряда речевой патологии у детей. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений. Эффективность такого лечения выше, чем при приеме препаратов, за счет направленного воздействия на речевые области мозга. Очень важно, что микрополяризация позволяет не только ускорить речевое развитие, но также уменьшить излишнюю двигательную активность, улучшить внимание и память, являясь дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию – основную причину задержки речевого развития.

Самые распространенные ошибки родителей.

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды – это фактически учителя. Они лишь учат ребенка – как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4-5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком, но 5 годам из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, может сформироваться задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). При отсутствии медикаментозной и педагогической коррекции, задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) может с возрастом перерастать в умственную отсталость — стабильное снижение интеллекта. А просто ожидание 5-летнего возраста без лечения, часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

Очень часто родители не понимают всю важность проблемы своего ребёнка и отказываются идти в специализированные ДОУ, когда это рекомендует логопед или психолог, даже не задумываясь, что просто логопед не решит их проблему, что нужны совсем другие условия и среда, специалисты, программа.

В настоящее время существуют специальные детские сады, куда можно обратиться родителям, детей со сложными нарушениями речи, за помощью: ДОУ компенсирующего вида, ДОУ комбинированного вида. В таких дошкольных образовательных учреждениях помимо основной общеобразовательной программы общеразвивающей направленности также реализуются программы коррекционной направленности с учетом специальных потребностей воспитанников. Так же хочется отметить, что количество детей в специальных речевых группах почти наполовину меньше, чем в группах общеобразовательного ДОУ, а педагогический состав, в основном имеет специальное образование, для более эффективной коррекционной работы именно с детьми с проблемами в любом развитии.

Практические рекомендации родителям детей с ЗРР.

Работа с такими детьми начинается с их родителей, п.ч. они по-разному относятся к этому, не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это по-разному: он все понимает, только ленится; он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил; с мальчиками всегда так. Действительно, сегодня многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет, но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, изменения в развитии есть.

Что же делать? Советы родителям:

O Обязательно проконсультироваться со специалистами медицинского учреждения: невропатолог, логопед (дефектолог), ЛОР.

O Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

O Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку, Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

O Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина - би-би, кукла - ля-ля, упал - бах.

O Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

O Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки - ку-ку, Паровозик - ту-ту). Вместе удивляйтесь увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.

O Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

O Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

O Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

O Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один - много).

O Стимулируйте речевое развитие малышей, путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание; активные упражнения пальцев рук «Пальчиковая гимнастика», игры типа «Сорока-белобока». В старшем возрасте, начиная с двенадцати месяцев, кроме «пальчиковой гимнастики» надо развивать мелкую моторику рук, используя работу: с массажными мячиками, колечками; с мелкими предметами; тренажёры-игрушки со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками телефонов, замочками и ключиками к ним; аппликацию; лепку; конструктор; «Мозаику»; «Пазлы»; «Lego» и т.п.

Похожие:

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… iconХарактеристика речи детей с овз. Задержка речевого развития или задержка психоречевого развития
Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» повернуть голову к мишке, а на просьбу...

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… icon2017 год мбдоу №166 г. Красноярск
Интересно, что в наше «вербальное», информационное время родители часто жалуются, что дети поздно начинают говорить или не говорят...

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… iconОсновные причины задержки речевого развития у детей
Задержка речевого развития у ребенка это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой...

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… iconВоспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи
В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает что или о чем говорится. Во-вторых, кто говорит (понять...

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… iconВы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру?
Общества, в семьях самого разного достатка и даже уровня образованности. Если Ваше любимое чадо плохо говорит, окружающие его не...

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… iconСистема работы с детьми, имеющими задержку речевого развития
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с задержкой речевого развития

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… iconРабота по устранению нарушений слоговой структуры
До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно. Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел»...

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… iconТема: «Нормы речевого развития»
Каждый родитель мечтает и стремится к тому, что­бы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо...

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… iconМетодика развития речевого дыхания у дошкольников
Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… iconВ случае, если ребенок получает сообщения, содержащие угрозы или...
Говорите о том, что он вам важен, и если потребуется, вы сделаете все, что в ваших силах, чтобы ему помочь

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… iconРуководство по дзену для родителей
Если вы взялись за эту книгу, то скорее всего, у вас уже есть или скоро появится ребёнок. И стоило бы сказать, что перед вами открывается...

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… iconРекомендации участникам образовательного процесса, включая детей с овз педагог-психолог
Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится...

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… iconУпражнения для развития у детей творческих способностей
Один из детей получил задание превратиться в старую лампу. Ребенок должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать...

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… iconА есть ли проблема?
Обычно они считают, что их ребёнок плохо говорит, когда ему нет и года, и бегут на консультацию к логопеду. Давайте разберёмся, когда...

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… iconПояснительная записка Адаптированная образовательная программа по...
...

Если ребёнок не говорит или задержка речевого развития… iconРабочая программа воспитателя подготовительной группы №2 (задержка...
Содержание образовательной деятельности с детьми, комплексно-тематическое планирование


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск