Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории




НазваниеРоль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории
страница1/7
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7



«Основы преподавания экономических дисциплин»


СОДЕРЖАНИЕ

1. Педагогика и учебный процесс в высшей школе.




2. Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин.




3. Методика подготовки лекций по экономической теории





4. Проблемный метод чтения лекций по экономике




5. Методика подготовки и проведения семинарских занятий.




6.Методика организации самостоятельной работы студентов в вузе.




7. Методика организации и проведения контроля знаний.




8. Специфика методики преподавания экономических дисциплин на вечернем и заочном отделении.




9. Дистанционное обучение.




10. Модели образовательного процесса.




11. Современные технологии обучения и их использование в вузе.




Глоссарий










Раздел 1

ПЕДАГОГИКА И УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.

План.

  1. Учебный процесс: сущность, основные компоненты, задачи, история развития.

  2. Научные основы учебного процесса.

  3. Роль и место преподавателя и студента в учебном процессе




    1. Основные понятия и краткое содержание.

В XVI в. в Западной Европе появляется понятие учебного процесса и формируется определенная система его организации.

Различают две системы обучения: предметную и курсовую.

  • Предметная система обучения - это совокупность определенных учебных дисциплин, которые рекомендуется студенту изучить, усвоить и получить квалификацию независимо от того, когда и как (в каком порядке) он будет их учить и сдавать.

  • Курсовая система обучения осуществляется по годам на основе определенной принятой последовательности изучения дисциплин.


Главное достоинство курсовой системы обучения: позволяет точно определить сроки обучения, последовательность и логику изучения учебных дисциплин, дает возможность делить систему обучения на части (блоки).

Современная курсовая система обучения в российских вузах представлена в следующих блоках:

  1. блок естественных дисциплин (математика, физиология, зоология, ботаника);

  2. блок общественных дисциплин (гуманитарных), которые опираются на знания математических дисциплин;

  3. блок специальных дисциплин, которые позволяют, начиная со 2-3 курса формировать квалификацию (профессию) выпускника вуза.

Высшая школа в организации учебного процесса ставит перед собой следующие задачи:

  • оптимальное определение содержания обучения квалификации специалистов;

  • внедрение экологического образования;

  • усвоение в учебном процессе возрастающей роли научных достижений в развитии общества и материального производства;

  • внедрение методов прогнозирования в развитии науки и техники;

  • развитие у студентов форм самостоятельной познавательной деятельности;

  • воспитание и развитие у студентов индивидуальных способностей и их использование в практической деятельности.


Методологическим началом теории обучения в высшей школе является теория познания. Закономерности теории познания направляют мыслительную деятельность студента на объективное понимание окружающей среды, на объективную оценку событий, закономерностей и связей.

Наука обучения рассматривает познание как сложный противоречивый процесс, идущий от незнания к знанию, от неполного знания к более полному знанию, от познания предметов и требований объективного мира к познанию сущности, закономерности связей.

Важным положением теории познания является положение, которое указывает на существование объективной реальности. что по существу означает следующее:

  • Во-первых, методологическим началом теории обучения является теория познания.

  • Во-вторых, закономерности теории познания направлены на мыслительную деятельность студентов, на объективное понимание экономических явлений.

  • В-третьих, теория познания неразрывно связана с диалектикой мышления.

  • В-четвертых, мышление в учебном процессе - главное средство в познавательной деятельности. В процессе мышления у человека появляется свое миропонимание.

  • В-пятых, посредством мышления в процессе познания обучающийся выделяет основное, существенное, формирует свое понимание.


Рассматривая преподавателя как основное звено образовательного процесса, можно сказать, что учебный процесс предполагает объект и субъект.

Преподаватель в вузе сочетает в себе качества ученого, специалиста и педагога.
Функции преподавателя:


- Обучающая;

- Воспитывающая;

- Организующая;

- Исследовательская.

Главная задача преподавателя – учебно- воспитательная деятельность, которая заключается в следующем:

1. наблюдать явления и собирать факты педагогической деятельности;

2. вникать в сущность изучаемого экономического явления в процессе обучения;

3. на основе знаний уметь обобщать, расширять и углублять знания;

4. уметь ставить научный образовательный эксперимент.
Свойства, определяющие педагогические способности преподавателя:

  1. способность делать учебный материал доступным;

  2. творчество в работе;

  3. педагогически-волевое влияние на слушателей;

  4. способность организовывать коллектив слушателей;

  5. интерес и уважение слушателей;

  6. содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

  7. педагогический такт;

  8. способность связать учебный предмет с жизнью;

  9. наблюдательность;

  10. педагогическая требовательность.

Таким образом, все компоненты профессиональных способностей преподавателя взаимосвязаны и образуют единое целое, влияют на творческую индивидуальность и стиль преподавателя высшей школы.
Гностические способности преподавателя представляют собой чувствительность педагога к способам получения информации о мире, студентах; формирование нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, быстрого и творческого овладения научными методами исследования, способами изучения воспитанников с целью формирования личности.

Конструктивные и проектировочные способности преподавателя выступают определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства. Они обеспечивают стратегическую направленность деятельности преподавателя и проявляются в умении ориентироваться на конечные цели, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, планировании ими курса и научной деятельности, установление значимости курса в учебном процессе, науке, учитывая необходимые связи с другими дисциплинами.
Организационные способности преподавателя:

  1. Способность заряжать своей энергией других людей;

  2. Способность находить наилучшее применение каждому человеку;

  3. Психологическая избирательность к людям;

  4. Способность видеть недостатки в поступках других людей (критичность);

  5. Психологический такт;

  6. Общий уровень развития;

  7. Инициативность;

  8. Требовательность к людям;

  9. Склонность к организаторской деятельности

  10. Практичность;

  11. Самостоятельность;

  12. Наблюдательность;

  13. Самообладание и выдержка;

  14. Общительность;

  15. Настойчивость;

  16. Активность;

  17. Работоспособность;

  18. Организованность.

Перцептивно-рефлексивные способности преподавателя

1. Чувство объекта (особая чувствительность педагога к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у обучающихся).

2. Чувство меры и такта (особая чувствительность к мере изменений, происходящих в личности и деятельности обучающегося под влиянием различных средств педагогического воздействия).

3. Чувство причастности (чувствительность педагога к недостаткам собственной деятельности).
Учебная деятельность студента: мотивация, интересы и степень активности. Под мотивацией вообще понимается источник активности и одновременно система побудителей любой деятельности, включающая в себя потребности, мотивы, цели, интересы.

  • Учебная мотивация – это система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность обучающегося


Факторы учебной мотивации

  • Образовательная система, образовательное учреждение.

  • Организация образовательного процесса.

  • Субъектные особенности обучающегося (возраст, пол и т.п.).

  • Субъектные особенности преподавателя, система его отношений к студенту.

  • Специфика учебного процесса.


Мотивы могут быть: 1) интеллектуально-познавательные; 2) морально-этические; 3) эмоционально-эстетические.

Интерес определяется как одно их интегральных проявлений сложных процессов учебной мотивации. Интересы могут быть:

  • широкими;

  • планирующими;

  • результативными;

  • процессуально-содержательными;

  • учебно-познавательными;

  • преобразующими.

Итак, главными составляющими (компонентами) учебного процесса являются:

• содержание обучения;

• методы обучения;

• формы обучения;

• учебная и научная работа студентов;

• обучающая деятельность преподавателей.

Эти основные 5 составляющих находятся в тесном единстве, они взаимосвязаны и находятся в «круговой» зависимости, при которой один компонент дополняет другой.

1.2. Рекомендуемая литература

  1. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии. – Высшее образование в России. 2001, №4

  2. Дубовицкая Г.Д. К проблемам диагностики учебной мотивации.- Вопросы психологии, 2005, №1

  3. Доминенко Б.И., Чибиков Г.Г. Предмет и логика вузовского экономического курса. – М., 1994.

  4. Соловьева Н.Н. Основы научной деятельности и оформление ее результатов. - М., 2003.

  5. Соловьева Н.Н. Основы организации учебно-научной работы студента. – М., 2003.

  6. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – Методология, цели и содержание, творчество. – М., 2002.

  7. Шишов С.Б. Гуманизация современного образования. – М., 2006.


Раздел 2

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ, УЧЕБНОГО ПЛАНА И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

План.

  1. Научная организация учебного процесса.

  2. Учебная программа: основные требования.

  3. Учебный план и его роль в образовательном процессе.

  4. Учебно-методическая литература.


2.1 Основные понятия и краткое содержание

Учебный процесс – это большая сложная система, выражаемая бесконечным разнообразием состояний, поведений, отношений, связей составляющих ее компонентов.

Научной организацией учебного процесса называется система установления оптимальных связей и отношений всех компонентов обучения с целью их рационального развития.

Задача научной организации учебного процесса заключается в создании определенного, целенаправленного порядка построения, функционирования и развития системы обучения в высшей школе.

Главные составляющие учебного процесса:

  1. Содержание обучения;

  2. Методы и способы обучения;

  3. Формы и средства обучения;

  4. Учебная и научная работа студентов;

  5. Обучающая деятельность преподавателей.

Т.о. научная организация учебного процесса, с одной стороны, автономия и централизация составляющих компонентов учебного процесса предполагает их самостоятельность и сохраняет условия творческого поиска путей совершенствования той или иной дисциплины. С другой стороны, функционирование каждого отдельного компонента учебного процесса решает свои задачи исходя из общих задач системы.
Основное содержание теории научной организации определяется изысканием путей решения трех проблем, тесно взаимосвязанных:

  • построение оптимальной системы;

  • установление оптимальных путей ее развития и функционирования;

  • выбор оптимальных способов ее оценки


Условия оптимизации и развития учебного процесса ставят перед научной организацией ряд задач:

  • Построение строгой научно обоснованной системы, с подразделением ее на компоненты;

  • Установление для каждого компонента оптимальной структуры, способов выражения научной информации;

  • Составление программы функционирования;

  • Научное обоснование выбора средств и форм;

  • Научное определение оптимальных условий обучения;

  • Организация и установление системы контроля;

  • Определение показателей результативности;

  • Научное определение оптимальных способов управления учебным процессом;

  • Разработка и совершенствование методов и средств исследования учебного процесса;

  • Обоснование внедрения новых средств.


Учебная программа курса – это развернутый подробный план изучения учебной дисциплины по разделам, темам и отдельным вопросам.
Структура учебной программы:

  1. Общая разбивка по разделам и темам с указанием количества часов на лекции и семинары

  2. Конкретный развернутый план каждой темы с указанием основной литературы.

  3. График бюджета времени по разделам и темам.


Требования, необходимые для разработки учебной программы

  • методологические основы курса;

  • мировоззренческий подход в освоении курса;

  • теоретическое содержание курса, как составной части науки;

  • методические основы построения учебной программы.

Любая программа по экономической дисциплине представляет совокупность отмеченных четырех основных положений, которые обязательно должны быть заложены в учебной программе

Методология есть учение о методе (способе) исследования, это совокупность приемов и методов исследования.
Методологические основы учебной программы. В экономических дисциплинах в изучении экономики различают метод исследования и метод изложения.

Метод исследования, как правило, начинается с анализа, с обобщения конкретного эмпирического материала. Проникая в сущность экономических процессов, исследование позволяет раскрывать внутреннюю зависимость и закономерности этих экономических явлений.

Метод изложения в качестве исходного берет категорию, отражающую наиболее общую характеристику данных экономических явлений, и развертывает на этой основе логическую взаимосвязь научных категорий и законов.
Мировоззренческие основы учебной программы.

Мировоззрение в системе преподавания экономических дисциплин – это система взглядов об экономических понятиях, явлениях, законах. Мировоззрение в экономической науке включает в себя совокупность взглядов на экономические явления.

  • Научное мировоззрение раскрывает объективные экономические законы, направляет деятельность людей в соответствии с прогрессивным развитием общества.

  • Формирование (воспитание) научного мировоззрения - есть формирование определенных взглядов на науку.


Теоретические основы учебной программы.

В учебную программу обязательно закладываются теоретические основы, теоретическое содержание данной дисциплины, без которой невозможно усвоить эту дисциплину, как науку.

Задача состоит в том, чтобы не просто передавать теоретическое содержание этой науки, а передавать, не искажая самого содержания науки.
Методические основы учебной программы (принципы).

  • - последовательность изложения;

  • - научность и объективность;

  • - системность и преемственность;

  • - доступность;

  • - связь с практикой;

  • - единство обобщения и обоснования.


Учебный план и его роль в образовательном процессе

Учебный план – это общая логическая структура подготовки специалиста в течение всего периода обучения (по годам, семестрам, неделям, часам).
Учебный план строится на основе следующих логических связей:

  • На основе структурно-логических связей, что означает логические связи по структуре учебных дисциплин (по блокам).

  • Логико-образовательные связи - это означает, что в любом блоке учебного плана логические связи образовательного цикла соответствуют друг другу.

  • Логико-профессиональные связи, что означает, логические связи учебного плана по профессиональной направленности.


Структура учебного плана

Учебный план

Основные разделы

  • Квалификационная характеристика

  • График учебного процесса

  • I. Схема учебного плана

  • II. Схема организации учебного процесса

  • III. Распределение бюджета времени по семестрам

  • Основная часть плана - план учебного процесса, в котором графически расписывается каждая дисциплина (за все 5 лет обучения)

  • 1. История экономической мысли

  • 2. Математический анализ

  • 3.

  • 4…

Распределение по курсам и семестрам

  • IY. Факультативные дисциплины

  • Y. Практика (учебная, производственная, педагогическая)

  • YI. Госэкзамены, дипломное проектирование.

Учебно-методическая литература .

  • Основная литература - это тот необходимый минимум, который рекомендуется для формирования основных умений (навыков) в формировании квалификации данного специалиста.

  • Дополнительная литературасписок научных источников, в которых даются основные экономические направления в исследовании данной темы (необходима для подготовки к семинарскому занятию).

В списке основной литературы, необходимо дать название учебника, раздела, темы и указать страницы. В списке дополнительной литературы допускается перечень литературы без указания страниц.

Учебно-методическая литература формируется, разрабатывается и рекомендуется кафедрой и преподавателями совместно с библиотекой. Кафедра, как правило, пристально следит за новой литературой, разрабатывает и выдает рекомендации студентам.

2.2. Рекомендуемая литература

  1. Азаров Ю. Студент: возможности личностного роста. // Высшее образование в России,.-2002, №1.

  2. Бенедиктов С.Н. Технология обучения и воспитания. – М., 1993.

  3. Белкина Т.П. Методическое сопровождение современного учителя. – 2006, №43.

  4. Гончеренок И.И., Грибовская Е.Л. Модели магистерской подготовки: Швеция, Великобритания…- РИВШ. БГУ, 2003.

  5. Диагностика уровня учебных достижений студентов в современной высшей школе. // Под ред. Белоконь А.В. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2005.

  6. Каталог учебных программ по специальности «Экономическая теория».- РГУ, 1999.

  7. Каталог учебных программ экономического факультета МГУ по направлению «Экономика» 2000-2001 уч.г. – МГУ, 1999


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconКонспект лекций покурс у соци ологиягород а составитель Пирогов С....
Подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconФорма 1 Обеспечение дисциплин основной учебной и учебно-методической литературой
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconФундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории
Фундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории / Под ред. К. А. Хубиева и М. Ю. Павлова. – М.:...

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconФундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории
Фундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории / Под ред. К. А. Хубиева и М. Ю. Павлова. – М.:...

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconУчебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных...
...

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconСведения о наличии учебно-методической литературы
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconРекомендации по созданию учебно-методической литературы томск 2011
Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения; дается краткая характеристика основных видов учебно-методической...

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconНаличие учебной и учебно-методической литературы по заявленным к...

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconПрограмма практики учебно-производственная практика направление подготовки 035700 «Лингвистика»
Профиль подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и «Перевод и переводоведение»

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconРабочая программа составлена на основе Адаптированной общеобразовательной...
Рабочая программа нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины, основывающихся...

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconО проекте издания учебно-методической литературы
Нияу мифи в 2009-2013 г г будет реализован общеуниверситетский проект разработки и издания учебно-методической литературы (умл) по...

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
Дисциплина базовой части Учебного плана (от 29. 06. 2012 №17, от 08. 07. 2011 №13) подготовки бакалавра (специальное звание "Бакалавр-инженер")...

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconАннотация рабочей программы дисциплины «Уголовный процесс» Цель изучения дисциплины
Дисциплина «Уголовный процесс» относится к циклу дисциплин ого цикла учебного плана по направлению подготовки 40. 03. 01 (030900....

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
Дисциплина базовой части Учебного плана (от 29. 06. 2012 №17, от 29. 08. 2011 №15) подготовки специалиста (специальное звание "Инженер")...

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconОбеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой № п/п
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия,...

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории iconУчебной и учебно-методической литературы для реализации образовательных программ
Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, энас 2014г. 30 шт


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск