Уровень местного самоуправления




НазваниеУровень местного самоуправления
страница1/11
ТипРеферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



ФОНД “ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА”


АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ:
УРОВЕНЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Москва

1998


СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ




ВВЕДЕНИЕ




Раздел I. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ




Глава 1. Общая характеристика систем социальной защиты

1.1.Социальная защита при социализме




1.2. Социальная защита В 1990-е годы




1.3. Неэффективность категориальных социальных льгот и выплат с точки зрения борьбы с бедностью




1.4. Необходимость перехода к социальному инвестированию




Глава 2. ПОВЫШЕНИЕ АДРЕСНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ




2.4. “Адресная” помощь сегодня




2.5. Опыт введения программы жилищных субсидий




2.6. Новые задачи реформы в социальной сфере




Раздел II. КОНЦЕПЦИЯ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ




Глава 3. Цели и задачи




Глава 4. Основные понятия




4.1. Место адресной социальной поддержки в социальной сфере




4.2. Социальные программы и разделение социальной ответственности. Универсальные и селективные социальные программы




4.3. Адресная поддержка населения как элемент политики доходов. Адресная поддержка и социально-уязвимые группы населения.




Глава 5. ЗНАНИЕ СТРУКТУРЫ И МАСШТАБОВ БЕДНОСТИ - УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДРЕСНОЙ ПОДДЕРЖКИ




5.1. “Абсолютная” и “относительная” бедность.




5.2. Факторы бедности




Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ




Глава 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ




Глава 7. КРИТЕРИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ




7.1. Критерии участия в государственных и муниципальных адресных программах




7.2. Доходы и оценка уровня нуждаемости




7.2.1. Прожиточный минимум




7.2.2. Структура доходов домашнего хозяйства




7.2.3. Прямые методы оценки дохода




7.2.4. Косвенные методы оценки дохода




Раздел IV. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (по материалам г. Омсква и г. Протвино)




Глава 8. ХАРАКТИРИСТИКА г. ОМСКА и г. ПРОТВИНО: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ




8.1. Общие сведения о городах




8.2. Масштабы и виды бедности




8.3. Факторы бедности




8.3.1. Омск




8.3.2. Протвино




Глава 9. СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В Г. ОМСКЕ И Г. ПРОТВИНО




9.1. Нормативно-методическая база




9.2. Основные направления социальной поддержки населения.




9.2.1. Омск




9.2.2. Протвино




9.3. Получатели социальной помощи




9.3.1. Получатели льгот по категориям населения




9.3.2. Получатели помощи из числа малообеспеченных граждан




Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ




10.1. Органы социальной защиты и социальная инфраструктура.




10.1.1. Омск




10.1.2. Протвино




10.2. Основные критерии предоставления помощи.




10.3. Порядок оказания помощи




10.3.1.Омск




10.3.2. Протвино




Глава 11. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ




Глава 12. ПРИВЛЕЧЕНИЕ РЕСУРСОВ




Глава 13. РЕКОМЕНДАЦИИ




13.1. Основные выводы




13.2. Программа-минимум




13.3. Направления развития




Раздел V. МОДЕЛИ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ




Глава 14. ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ОКАЗАНИЯ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ




14.1. Оказание адресной социальной поддержки с учетом данных унифицированного “социального паспорта”




14.2. Порядок получения бесплатной социальной помощи в период ожидания адресного государственного социального пособия




Глава 15. СОЦИАЛЬНЫЕ СУБСИДИИ (на примере программы родительских субсидий для г. Протвино)




15.1. Детские дошкольные муниципальные учреждения. Компенсации и льготы по оплате услуг




15.2. Результаты анализа




15.3. Предложения




Глава 16. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ




16.1. Общие положения




16.2. Правовая база введения конкурсного подхода в социальной сфере.




16.3. Организация конкурса на размещение социального заказа




16.3.1. Типовая документация




16.3.2. Распространение информации о конкурсе




16.3.3. Принятие решений




Раздел VI. ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРИ ОКАЗАНИИ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЮ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ СОВОКУПНОГО И ДУШЕВОГО ДОХОДА И НАЧИСЛЕНИЮ СУБСИДИЙ




Глава 17. Оценка доходов




17.1. Определение фактического дохода




17.2. Критерий нуждаемости




Глава 18. Варианты определения величины субсидии




ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ГОСУДАРСТВОМ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СТРУКТУРА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÎÂÀÍÍÛÕ ÍÎÐÌÀÒÈÂÍÎ-ÑÏÐÀÂÎ×ÍÛÕ ÄÎÊÓÌÅÍÒÎÂ È ÎÒ×ÅÒÎÂ





ПРЕДИСЛОВИЕ
Начиная с 1992 года, социальная политика Российской Федерации, как и во многих других странах с переходной экономикой, способствовала наращиванию удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства. Однако, это не смогло компенсировать отсутствие или недостаток реальных реформ как на федеральном, так и на местном уровне. Сегодня и население страны, и российское государство оказались заложниками консервативной социальной политики, нерациональной и неэффективной с точки зрения защиты интересов малообеспеченных граждан. Согласно оценкам Международной организации труда, эффективность программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств, поступающих семьям с доходом ниже прожиточного минимума, в суммарных социальных трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве развитых стран и в некоторых странах Восточной Европы колеблется в пределах 30-50%.

В новых условиях необходим переход от социалистической системы социальных трансфертов (компенсировавших низкий уровень оплаты труда всему населению) к системе социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на помощи самым бедным и не позволяет семьям с высокими доходами получать значительные социальные выплаты из государственной казны. Безусловно, это процесс достаточно болезненный с политической точки зрения и достаточно сложный - с организационной. Однако, внедрение адресных форм социальной поддержки населения является единственным способом повысить эффективность расходования ограниченных бюджетных средств бюджета и реально помочь наиболее нуждающимся.

Необходимые для этого изменения федерального законодательства осуществляются медленно. Разработки Фонда “Институт экономики города” представляют уникальный пример создания научной и методической базы, которая позволяет органам местного самоуправления проводить реформы на муниципальном уровне, используя возможности и полномочия, существующие уже сегодня. Впервые в нашей стране появилась работа, в которой всесторонне представлена концепция адресной социальной поддержки. Проблемы социальной сферы рассмотрены в ней как элемент экономической политики, а не только как обременительная “социальная нагрузка” на бюджет. Много внимания уделено взаимосвязи адресной помощи и стимулирования трудового участия; подчеркивается, что переход к адресной социальной поддержке не ограничивается сокращением круга получателей социальных пособий.

Особую ценность представляет анализ расходования средств на социальные нужды, выполненный на материале г. Омска и г. Протвино. Он может служить демонстрационным примером оценки финансовой базы социальных реформ, которую целесообразно провести администрации каждого города. Методические рекомендации по оценке доходов и расчету адресных субсидий представляют ценный источник информации для разработки местных адресных программ.

Разработки Фонда “Институт экономики города” могут быть рекомендованы сотрудникам органов местного самоуправления в качестве пособия по переходу к системе адресной социальной поддержки населения.
Заместитель Министра труда и социального развития М.Э. Дмитриев

ВВЕДЕНИЕ
Становление местного самоуправления в Российской Федерации происходит в условиях перераспределения социальной ответственности между государством, семьей, работодателями и благотворительным сектором. Децентрализация и муниципализация социальной политики - это мировая тенденция. Во многих странах 1990-е годы характеризуются увеличением числа местных социальных программ с соответствующим перераспределением ресурсов между различными уровнями власти: федеральным правительством, штатами и округами (США и другие федеративные государства) или центральной государственной администрацией, губерниями и местными коммунами (Финляндия и другие унитарные государства).

В России рост роли местного самоуправления в решении социальных проблем стимулирован приватизацией, изменением форм собственности объектов социальной сферы и передачей большинства из них в муниципальное ведение. Опросы общественного мнения показывают, что за последние годы принципиально изменился и рейтинг социальной ответственности. В опросах общественного мнения органы местного самоуправления переместились с шестого (1994 г.) на первое место (1997 г.) в списке властных и общественно-политических институтов, которые призваны оказывать реальную помощь в решении проблем населения1. В глазах многих своих избирателей именно местное самоуправление несет ответственность за выплату заработной платы, пенсий и пособий, реализацию законов о социальной помощи ветеранам и инвалидам - то есть за выполнение не только собственных обязательств, но и обязательств федеральной власти и администрации предприятий.

В условиях кризиса системы межбюджетных расчетов муниципализация социальной политики, предусмотренная Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 г.,2 - это сложнейшая управленческая задача. Ключи к ее решению:

  • четкое определение приоритетов;

  • создание механизмов эффективного распределения ограниченных бюджетных средств и привлечения дополнительных ресурсов;

  • разработка программы-минимум и программы-максимум, которые позволят решать сложные проблемы поэтапно, на каждом шаге добиваясь конкретного и понятного населению социального эффекта.

Целый ряд факторов затрудняет принятие эффективных управленческих решений. Выбор приоритетов осложнен дефицитом знаний о динамике социальных проблем (прежде всего, о бедности). Решения зачастую принимаются на основе интуиции, отражающей представления о социальной политике и социально-демографические реалии вчерашнего дня. Полную и достоверную информацию о нуждах и интересах разных социальных групп замещают популистские требования и политические заявления на митингах. Социально-демографический профиль города зачастую неизвестен. Органы местного самоуправления не имеют данных о совокупных социальных расходах города, включая фактические расходы на льготы и скрытые дотации отдельным категориям населения и реальное число граждан, воспользовавшихся льготами. Нет полного сводного перечня социальных обязательств различного уровня (федеральных, отраслевых, местных) в различных областях (социальная защита, здравоохранение, образование, жилищная сфера).

Тем не менее, реформа системы социальной защиты на местном уровне постепенно развивается, появляются все новые практические инициативы. Однако, многие начинания городских администраций и общественности встречают серьезные препятствия и нуждаются в методической поддержке. В задачу данной брошюры входит представить разработки по ключевому направлению реформы - переходу к адресной социальной поддержке населения, включая необходимое научное обеспечение и конкретные модели. Практические рекомендации даны на основании анализа систем социальной защиты в городах разного типа - Омске с населением более миллиона человек и Протвино Московской области, где проживает менее сорока тысяч жителей. Информация по этим городам приведена по состоянию на начало 1998 г., если не указано иначе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Уровень местного самоуправления iconИнформация о результатах проведенных проверок деятельности органов...
С указанием сроков устранения на территории Ставропольского края в соответствии с ч. 7, ст. 77 Федерального закона от 06. 10. 2003...

Уровень местного самоуправления iconИнформация о результатах проведенных проверок деятельности органов...
С указанием сроков устранения на территории Ставропольского края в соответствии с ч. 7, ст. 77 Федерального закона от 06. 10. 2003...

Уровень местного самоуправления iconСтатья Правовая основа местного самоуправления Правовую основу местного...
Ленинградской области и областными законами устанавливает порядок организации местного самоуправления на территории муниципального...

Уровень местного самоуправления iconУправления муниципальной собственностью администрации города ульяновска
Устава муниципального образования «город Ульяновск», должностным лицом местного самоуправления исполнительно-распорядительных полномочий...

Уровень местного самоуправления iconУправления муниципальной собственностью администрации города ульяновска
Устава муниципального образования «город Ульяновск», должностным лицом местного самоуправления исполнительно-распорядительных полномочий...

Уровень местного самоуправления iconПостановление от 02. 10. 2006 года №29 Администрации Киселевского городского округа
Результаты плановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Уровень местного самоуправления iconМетодические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...

Уровень местного самоуправления iconМетодические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...

Уровень местного самоуправления iconАнализа сведений о выполнении мероприятий плана деятельности Роскомнадзора за 1 квартал 2016 год
Проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 2

Уровень местного самоуправления iconИнформационный бюллетень Комитета местного самоуправления
Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями), Уставом Русско -камешкирского...

Уровень местного самоуправления iconИнформационный бюллетень органов местного самоуправления
Постановление Главы с. Байкит – председателя Байкитского сельского Совета депутатов от 20. 09. 2013 №19 «О поощрении благодарственным...

Уровень местного самоуправления iconПринят Решением Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Ашага-Стальский»
Гарантии прав граждан на местное самоуправление и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления...

Уровень местного самоуправления iconЕжегодный отчет
Федерального закона от 06. 10. 2003 №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь...

Уровень местного самоуправления iconРешение
Федерации нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, руководствуясь статьями 28, 44 Федерального закона от 6 октября...

Уровень местного самоуправления iconИнструкция для сотрудников и посетителей органов местного самоуправления
«Можгинский район» (далее органы местного самоуправления) по их поведению при взаимоотношении со служащими, в том числе в целях недопущения...

Уровень местного самоуправления iconО результатах проведенных проверок деятельности органов местного...
Територия общего пользования не оснащена противопожарным инвентарем; в населенных пунктах с. Солянка, Х. Дубовый, Х. Рагозин, Х....


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск