Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010


НазваниеУчебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010
страница1/14
ТипУчебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
А.Е. базанова

ЛИТЕРАТУРНОЕ

РЕДАКТИРОВАНИЕ


Учебное пособие

Издание третье, исправленное и дополненное


Москва

Издательство Российского университета дружбы народов

2010

ББК 76.1

Б 17





Рецензенты:

заведующий кафедрой профессионального перевода

Академии труда и социальных отношений,

профессор, доктор филологических наук С.С. Хромов,

заведующий кафедрой массовых коммуникаций,

доцент, кандидат филологических наук В.В. Барабаш

Базанова А.Е.

Б 17 Литературное редактирование: Учеб. пособие., изд. 3 – М.: РУДН, 2010. – 249 с.
ISBN

В пособии изложены основы методики литературного редактирования, уделяется внимание особенностям работы редактора. Пособие включает в себя программу и дополнительные материалы по литературному редактированию.

Для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей, преподавателей вузов, научных работников, а также для широкого круга читателей, желающих ознакомиться с приемами и навыками редактирования рукописи.

ISBN ББК 76.1
© Базанова А.Е., 2010

© Российский университет дружбы народов, Издательство 2010

Оглавление



Предисловие ……………………………………………………………..

5

Определение, предмет и задачи литературного редактирования ……………………………………………………


7

История возникновения и развития …………………….




литературного редактирования …………………………..

9

роль редактора в издательском процессе …………...

12

Общая методика редактирования ………………………..

15

Характеристика издательского процесса и его этапов …………………

15

Логические основы редактирования текста …………………………….

18

правка текста. Виды правки ……………………………………………...

25

Работа редактора над композицией произведения ……………………..

33

Виды текстов. Редактирование текстов, различных по способу изложения ………………………………………………………………….............

41

Работа над фактическим материалом рукописи ………………………...

50

Работа над заглавием рукописи …………………………………………..

58

Работа над аппаратом книги ……………………………………………...

59

Работа над языком и стилем рукописи …………………………………..

65







Практические задания по курсу лекций

по литературному редактированию …………………....

71

Тексты для самостоятельной подготовки

к экзаменам ………………………………………………………….

137

Вопросы к экзамену по литературному редактированию …………………………………………………..

148

Примерная тематика студенческих работ …………..

150







литература ……………………………………………………………

151

ПРИЛОЖЕНИЯ




Приложение 1.




Программа курса «Литературное редактирование»

для студентов-журналистов III курса 6-го семестра ……………………


155

Приложение 2.




Бакалаврская программа ………………………………………………….

162

Приложение 3.




Конкурсная заявка ………………………………………………………...

168

Приложение 4.




Знаки правки. Образец правки рукописи…………………………………

173

Приложение 5.




Оформление библиографических описаний и ссылок на источники ….

175

Приложение 6.




М. Горький. Письма начинающим литераторам ……………………….

180

Приложение 7.




М.Горький. О работе неумелой, небрежной и т.д.

203


ПРЕДИСЛОВИЕ

Литературное редактирование – учебная дисциплина, обязательная для всех студентов, обучающихся по специальностям «Журналистика» и «Связи с общественностью». Она также полезна для всех, кто работает над своими и чужими текстами. Данное издание включающее в себя тексты лекций, читаемых автором на филологическом факультете, практикум с конкретными заданиями, которые необходимы для усвоения теоретического материала, тексты для самостоятельной подготовки и вопросы к экзаменам, примерные темы самостоятельных работ для студентов III курса, а также приложения.

Редактирование возникло из потребностей практики, постепенно используя те разделы теоретических знаний смежных филологических наук (языкознания, литературоведения), которые были необходимы для решения главной задачи – качественной обработки текстовых материалов, как своих собственных, так и написанных другими авторами. Некоторые разделы пособия касаются вопросов логики текста, обработки фактического материала, общих проблем издательского процесса. Особое место занимает раздел, посвященный видам правки и законам исправления текста, так как это требует знания некоторых специфических приемов и навыков обработки рукописи.

Автор не ставил перед собой задачи рассказать о методике редакционной работы в различных средствах массовой информации, а также об особенностях редактирования текстов, относящихся не к газетно-публицистическому, а к научному, официально-деловому стилям или стилю художественной литературы. Это предмет особого рассмотрения и анализа на уровне спецкурсов.

Определение, предмет

и задачи литературного редактирования
Термин «редактирование» происходит от латинского «redactus», что означает «приведенный в порядок», и в современном русском языке имеет три основных значения:

1) руководство изданием чего-либо;

2) проверка и исправление какого-либо текста, его окончательная обработка перед выходом в свет;

3) точное словесное выражение, формулировка какой-либо мысли, понятия.

В настоящее время первое значение прочно вошло в практику редакторского дела как обязанность главного редактора, в содержании второго и третьего значения отражаются различные аспекты редактирования. Второе значение представляет ту область редактирования, которая касается общественно-литературной работы, связанной с деятельностью средств массовой информации. Третье – часть научно-литературной работы, которой занимается каждый автор, независимо от того, в какой сфере творческой деятельности (научной, публицистической, художественной) он занят.

Таким образом, можно сказать, что редактирование в настоящее время является областью общественной деятельности и литературно-творческой практики, включающей в себя все стороны работы над рукописью, то есть это единый творческий процесс, в который входят оценка темы, проверка и исправление ее изложения в рукописи с точки зрения общественной и фактической (научной, технической, специальной), проверка разработки темы и литературная обработка текста.

Редактирование как новая гуманитарная дисциплина развивается с 50-х годов XX века и носит в основном практический характер. Толчком для разработки теории редактирования послужили требования практической издательской деятельности (после революции в России стало бурно развиваться газетное и издательское дело, квалифицированных работников не хватало и возникла потребность в специально подготовленных редакторских кадрах).

Обычно в редактировании формально выделяют три аспекта – политическое, научное и литературное редактирование. Редакторскую работу над содержанием рукописи можно назвать политическим и научным редактированием. Работу редактора над формой рукописи (ее композицией, языком и стилем) – литературным редактированием. Все три аспекта редактирования в соответствии с законами философии неразрывно связаны между собой – это вытекает из единства категорий содержания и формы.

Политическое и научное редактирование требуют определенной суммы знаний, которую студенты получают во время изучения социально-экономических дисциплин и дисциплин по своей специальности. Литературное редактирование предполагает некоторые специфические знания и навыки (знаки правки, приемы редакторского чтения, виды правки и др.), поэтому специально в учебных целях отделяется от двух других компонентов редактирования и изучается как специальная журналистская дисциплина. Иногда это делается еще и в чисто практических целях для подготовки редакторов, литсотрудников, корректоров.

Предмет литературного редактирования как учебной дисциплины – изучение деятельности литературного редактора издательства или литсотрудника в средствах массовой информации во время его работы над рукописью.

Задачи литературного редактирования – научить будущего журналиста умению добиться наибольшего соответствия формы и содержания произведения, точности употребления фактического материала, улучшения композиционного построения, логической четкости, грамотного лексико-стилистического оформления как своего, так и чужого произведения.
История возникновения и развития

литературного редактирования
Как уже было отмечено выше, литературное редактирование возникло из потребностей практики. О простейших требованиях редактирования и их формировании можно говорить в связи с требованием точности воспроизводимых текстов, которому с началом развития книгопечатания стали придавать все большее значение. Так, из потребностей практики возникает простейший вид редакторской деятельно- сти – корректура. На Руси еще «первопечатник» Иван Федоров первым предпринял попытку провести редактирование «Апостола» (обновить лексику, упорядочить систему правописания, дать толкование в неясных местах этой первой печатной церковной книги России), но о возникновении истинной потребности в редакторской работе можно говорить на примере 30-40-х годов XIX века, когда этот процесс был связан с развитием книгоиздательского дела, развитием печатных изданий, появлением розничной продажи средств массовой информации, профессионализацией литературного и журналистского труда.

Сначала слово «редактор» употребляется в значении «издатель», потом – «руководитель» периодического издания, и редактор выполняет функции главного редактора и редактора одновременно (Новиков, Крылов, Пушкин, Герцен, Некрасов, Достоевский, Салтыков-Щедрин). Но постепенно формируется новый тип издательского работника, который не называется редактором, но осуществляет его сегодняшние функции. Так, отбор материала для публикации, подготовка текста и справочного аппарата, внесение грамматических и стилистических поправок в рукопись, контрольное чтение корректур постепенно входят в обязанности помощника издателя или ученого-справщика. В конце XIX века издатель Вольф учредил для этого специальную должность – литературный секретарь.

О появлении профессии редактора в современном понимании слова можно говорить в связи с послеоктябрьским периодом развития средств массовой информации и издательского дела в России. Формирование профессии редактора было связано с освоением опыта работы писателей-классиков, выдающихся редакторов русской периодики и видных редакторов средств массовой информации.

Огромный размах издательского дела после революции и привлечение к журналистской и писательской деятельности огромной массы неподготовленных людей потребовали возникновения профессии и должности редактора и быстрой подготовки большого их числа. Впервые основы редакторского дела преподавались на курсах повышения квалификации издательских работников при научно-исследователь-ском институте книговедения в 1920-х годах. В 1939 году появился редакционно-издательский институт. Формирование редактирования как науки и литературного редактирования как самостоятельной учебной дисциплины закончилось в основном к 50-м годам ХХ века, в настоящее время редактирование читается на всех факультетах и отделениях журналистики вузов России.

Становление редактирования в настоящее время продолжается по трем основным направлениям.

Первое из них может быть названо языково-стили-стическим аспектом редактирования. Это направление занимается изучением языка российской прессы, требований к языку средств массовой информации, анализом языка массовых изданий с использованием особенностей лексики, морфологии, лексикологии, фразеологии, синтаксиса; с учетом особенностей различных функциональных стилей языка, их связи и влияний в различных видах массовой литературы. У истоков этого направления литературного редактирования стояли К.И. Былинский и Д.Э. Розенталь.

Вторым направлением является обобщение прошлого и настоящего редакторского опыта, где главной задачей выступает изучение общих принципов, методов, приемов редакторской работы, сложившихся в результате длительной практики. В этом направлении можно выделить две большие области: деятельность выдающихся русских писателей, публицистов, ученых XIX века и деятельность выдающихся редакторов ХХ века. Если в первой области материал уже давно и плодотворно изучается (редакторская деятельность Пушкина, Некрасова, Салтыкова-Щедрина), хотя и встречаются несправедливо забытые имена (Благосветлов, редактор «Русского богатства и др.), то во второй – хорошо изучен только опыт редакторской работы М. Горького и исследования только начинаются (особенно сейчас, когда становятся общеизвестными редакторские работы таких авторов, как С.Я. Маршак, Л.К. Чуковская, А.А. Макаров).

Третье направление связано с научно-теоретическим обоснованием редакционного процесса на основе осмысления данных смежных областей знания, так как теория редактирования, подобно всем молодым научным явлениям, возникшим в ХХ веке, наиболее интенсивно развивается на стыке с другими гуманитарными науками. Прежде всего это касается тех из них, которые исследуют различные аспекты мышления и речи, процессы передачи информации и закрепления знаний: литературоведения, логики, статистики, педагогики, психологии, информатики, целостной теории текста, книговедения и т.д.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 iconУчебное пособие (Краткий курс) Москва Издательство Российского университета дружбы народов
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся в магистратуре и специализирующихся по защите растений

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 iconУчебное пособие Москва Издательство Российского Университета дружбы народов 1998
...

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 iconИ. Н. Горелов К. Ф. Седов
Илья Наумович Горелов, Константин Федорович Седов. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное...

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 iconБалыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного...
Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Издательство Российского...

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 icon3 альтернативные вопросы для текущего контроля, проводимого на каждом...
Перед вами учебное пособие, составленное на основе многолетнего опыта работы преподавателей кафедры биологической химии медицинского...

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 iconУчебное пособие Второе издание переработанное и дополненное Издательство...
Передерин, С. В. Трудовое право: права, обязанности, ответственность : учеб пособие / С. В. Передерин; Воронеж гос ун-т. — Воронеж...

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 iconXviii–xix веков Под редакцией проф. А. В. Западова. Третье, исправленное...
I. Возникновение русской периодической печати и развитие ее в XVIII – начале XIX в

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 iconУчебное пособие Больничная гигиена Москва Российский университет...
В пособии представлены основные разделы больничной гигиены. Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой по специальности...

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 iconЖурналистика
Рецензенты: кафедра печати, радиовещания и телевидения историко-филологического факультета Российского университета дружбы народов...

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 iconУчебник материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию...
Коробеев А. И. заведующий кафедрой уголовного права Юридического института Дальневосточного государственного университета, доктор...

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 iconОбразовательная программа магистерской подготовки по направлению 030900 «Юриспруденция»
Образовательная программа одобрена решением ученого совета Юридического факультета Российского университета дружбы народов

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 iconУчебник в двух частях Часть 2 2-е издание, исправленное и дополненное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 iconУчебное пособие «Основы современной социологии» Год издания: 2001...
Григорьев С. И., Растов Ю. Е. Основы современной социологии. Учебное пособие. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета,...

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 iconУчебное пособие Москва 2008
Юдин В. П. Профсоюзная работа в школе. Учебное пособие. Москва, Издательство мгоу, 2008. 126 с

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 iconУчебное пособие Часть 1
Р89 Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов. Ч. 1: учебное пособие/ Колпакова Л. В., Максименко Е. В., Михайлова О....

Учебное пособие Издание третье, исправленное и дополненное Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2010 iconПедагогическая практика Учебно-методическое пособие для студентов...
...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск