Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы»




НазваниеПрограмма имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы»
страница1/15
ТипПрограмма
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка.

Программа «Флора» разработана для объединений, кружков учреждений дополнительного образования, занимающихся изучением комнатного цветоводства, деревьев, кустарников и их значением в жизни человека. Программа может быть адаптирована для внеклассной кружковой работы в школах, где имеется достаточная материальная база: кабинет для занятий, зимний сад, учебно-опытный цветочный участок.

Необходимость разработки данной программы связана с учётом интересов воспитанников, а также социальным запросом администрации города Ульяновска по благоустройству и озеленению территорий города.

Программа имеет естественно - научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» Министерства просвещения, экспериментальные программы для сельских школ России по направлениям «Растениеводство». Кроме того, в программу «Флора» включены разделы из ранее разработанных и апробированных на базе ДЭБЦ программ «Цветовод», «Незабудка», «Юный растениевод» Чистяковой Т.В.

Человек творит прекрасное, создавая произведения искусства, а творчество природы наиболее трогательно проявляется в растениях и перенять мастерство этой великой учительницы может любой человек. Простая, со вкусом составленная композиция из комнатных растений или посаженные рядом цветочно-декоративные растения на клумбе — это настоящая музыка красок, гармония формы и содержания. В век космических темпов жизни и стрессовых перегрузок стремление человека к знаниям лекарственных растений, о том, что он ест и что носит, что его окружает, очевидно, поэтому затронутая тема очень актуальна.

Отличительной особенностью программы «Флора» от существующих программ является то, что наряду с «Комнатным цветоводством», в программу введён новый раздел «Ландшафтно - декоративное цветоводство», что может в свою очередь способствовать ориентированию учащихся на профессию (садовод, цветовод, селекционер, ландшафтный архитектор). Также на третьем году обучения в программе изучаются деревья и кустарник, а в программе четвертого года изучается значение растений в жизни человека. По своей сути программа дополняет школьный курс биологии и курс окружающего мира, так как в программах общеобразовательных школ не отведено времени для изучения комнатных растений и ландшафтно-декоративного цветоводства. Осваивая программу, воспитанники получают возможность не только углубить и расширить свои знания в области комнатного цветоводства, разнообразия деревьев и кустарников и значения растений в жизни человека, но и приобрести опыт по разведению и выращиванию цветочно-декоративных растений на учебно-опытном участке, овладеть практическими навыками по содержанию и уходу за растениями, получить навыки планирования проведения и анализа исследовательской работы с растениями. В процессе работы на учебно-опытном участке становится очевидной для детей связь биологической науки с практикой, конкретизируются многие понятия, намечаются и укрепляются межпредметные связи. Наконец, не следует забывать и о пользе физического труда на свежем воздухе.

Основной идеей этой программы является развитие способности детей к изучению окружающего мира, к получению знаний и умений в области растениеводства, а также умелому применению этих знаний на практике.

Программа базируется на школьных знаниях детей по курсу естествознания, окружающего мира и ботаники, что облегчает задачу педагога по формированию знаний, умений и навыков, предусмотренных данной дополнительной образовательной программой.

Прогнозируемые результаты общеобразовательной общеразвивающей программы «Флора» по итогам её реализации.

Ожидаемые коллективные результаты:

- участие в акциях, конкурсах, культурно-массовых и творческих мероприятиях «Детского эколого-биологического центра»;

- участие в городских и областных конкурсах, конференциях и выставках;

Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации общеобразовательной общеразвивающей программы:

- предметные результаты: знание терминологии; формирование практических навыков по комнатному, ландшафтно-декоративному цветоводству, древесно-кустарниковой флоре; развитие исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике.

- метапредметные результаты: системное и творческое мышление, формирование познавательной активности, самостоятельности; выработка и устойчивая заинтересованность, как способ самопознания и познания природы.

Личностные результаты:

- формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.); формирование потребности приобретения знаний в области естественных наук через вовлечение в практическую и научно-исследовательскую деятельность.

Вариантом оценки индивидуальных результатов обучающихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 4 года обучения. Программа 1 года обучения предназначена для учащихся 9-11 лет, рассчитана на 144 часа (2 занятия в неделю длительностью по 2 часа каждое). Программа второго года обучения предназначена для учащихся 10-12 лет, рассчитана на 216 часов (3 занятия в неделю по 2 часа каждое), программы 3 и 4 годов обучения рассчитаны на 216 часов, предназначены для учащихся 11-13 и 12-14 лет соответственно, занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа, причём одно из них проводится в воскресный день. Предполагаемая наполняемость групп 1 года обучения — 12 человек, 2 года обучения 10 человек, 3 и 4 годов обучения — 8 человек.

Форма обучения по программе – очная.
Особенности организации образовательного процесса

Программа «Флора» построена в соответствии с основными педагогическими принципами:

Принцип научности и доступности излагаемого материала. Воспитанники знакомятся с морфологией, анатомией, физиологией и экологическими особенностями комнатных растений, а так же правилами ухода за ними. Учебный материал излагается в доступной для детей форме (использование научных данных и терминологии там, где это целесообразно, дополнительные сведения по теме занятия предлагаются заинтересованным ребятам).

Принцип активности сознания учащихся. Каждый ребенок должен обладать навыками самостоятельной работы с литературой, самостоятельно планировать этапы исследовательской деятельности, ясно представлять себе, что нужно делать, зачем и как.

Принцип наглядности. Занятия проводятся в учебном кабинете и в Зимнем саду, новые приемы работы демонстрируются педагогом, помощь друг другу оказывают более компетентные воспитанники. В программе планируются целевые экскурсии для ознакомления с многообразием комнатных, ландшафтно-декоративных цветочных растений, с деревьями и растениями, лекарственными растениями.

Принцип последовательности и преемственности образования. Разделы образовательной программы выстроены исходя из усложнения учебного материала. Умения и навыки, получаемые воспитанниками по мере прохождения программного материала постоянно востребуются и совершенствуются.

Принцип создания атмосферы сотрудничества. Педагог — не официальный носитель истин, он учится вместе с воспитанниками, стремится понять их, помочь раскрыться.

Программа 1 года обучения состоит из двух блоков. Первый блок программы называется «Содержание комнатных растений», рассчитан на 80 часов. В него включены разделы: «Строение комнатных растений», «Микроклиматические условия», «Почвенный режим и минеральное питание», «Уход за комнатными растениями», «Размножение комнатных растений», «Нетрадиционные методы выращивания комнатных растений». Все темы этого раздела так тесно взаимосвязаны друг с другом, что их невозможно разграничить, поэтому они и выделены в один большой блок. Здесь дети получают общие знания по содержанию комнатных растений, приобретают практические навыки по уходу за комнатными растениями и их размножению.

Тема «Строение комнатных растений» позволяет закрепить и углубить знания учащихся по школьному курсу окружающего мира, ботанике и использовать их при изучении биологии комнатных растений.

Второй блок программы называется «Экологические группы комнатных растений», рассчитан на 64 часа, изучает классификацию комнатных растений, в основу положено их происхождение из разных климатических зон Земли: тропической, субтропической и пустынной. Эта классификация не случайна, так как климатические условия накладывают отпечаток на биологические особенности растений и особенности ухода за ними в комнатных условиях. В этом блоке дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, учатся их выращивать, поэтому уделяется большое внимание практическим занятиям. К месту будет отметить, что в течение всего учебного года 48 % учебного времени отведено практической работе, что позволяет детям закрепить теоретические знания, овладеть навыками и приобрести собственный опыт по уходу, содержанию и выращиванию комнатных растений.

Наличие резервных часов в программе обеспечивает её устойчивость к сбоям, даёт возможность воспитанникам объединения активно участвовать в социально значимых мероприятиях, предусмотренных планом ДЭБЦ (экологические акции, конкурсы, экологический подиум, массовые мероприятия).

В конце учебного года предполагается проведение итогового занятия под названием «Зеленые соседи» и выставки комнатных растений, на которой демонстрируются растения, выращенные детьми.
Программа 2 года обучения состоит из трех блоков, что составляет 216 часов. Она начинается с изучения блока «Среди комнатных растений». В блок вошли разделы «Друзья на подоконнике» и «Экзотические растения». При изучении раздела «Друзья на подоконнике» дети знакомятся с лечебными и косметическими свойствами некоторых комнатных растений. Для ознакомления учащихся с редкими экзотическими видами растений, имеющимися в коллекции Зимнего сада ДЭБЦ и отличающимися особыми условиями содержания, в программу включен раздел «Экзотические растения».

Важный блок программы — «Исследовательская работа». Она является одним из мощнейших толчков, который дает начало целенаправленным действиям, ведущим к попыткам познания окружающего мира и определения своего места в нем. Исследовательский подход к изучению всего, что окружает человека, начинает проявляться с первых лет жизни. Кроме того, когда дети погружаются в жизненную атмосферу, включается чувственное восприятие мира, а это способствует еще более глубокому осознанию мира живой и неживой природы.

Запланированные опыты позволяют исследовать оптимальные условия для роста, развития и размножения растений. Учащиеся на практике убеждаются в необходимости правильного подбора почвенного субстрата, в положительном влиянии подкормок и стимуляторов роста, влиянии микроклиматических условий на рост и развитие растений и др. Ценность опытов заключается в том, что их проведение способствует более глубокому пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинных связей этих явлений. Опыты дают возможность знакомить детей в доступной форме с законами природы. Проводя опыты, учащиеся узнают новое, на практике проверяют полученные ранее знания. Многие вопросы, такие, как питание растений, физиологические процессы, протекающие в них, взаимоотношения их с факторами внешней среды, размножение и многие другие раскрываются только с помощью опытов. Опыты и наблюдения над растениями вооружают учащихся элементарной методикой исследования жизни растений, они учатся составлять план опыта, проводить закладку опыта, вести систематические наблюдения за ходом опыта, правильно записывать данные, зарисовывать элементы опыта и наиболее интересные моменты, составлять график по данным опыта, проводить учет результатов опыта. У учащихся впервые образуются представления о биологическом эксперименте как методе науки, формируется ряд специальных и общих понятий: «эксперимент», «опыт», «контроль», «вариант опыта», «результат опыта», «вывод из опыта».

В конце года предполагается участие в традиционной научно-практической конференции, на которой дети выступают с результатами своих опытов.

Следующий блок программы называется «Ландшафтно-декоративное цветоводство», посвящен изучению цветочно-декоративных растений: биологических особенностей отдельных групп и видов, технологии выращивания, использованию в озеленении. На учебно-опытных участках городских школ учащиеся сами могут участвовать в озеленении территории, превратить ее в цветущий сад. Главная особенность ландшафтно-декоративного цветоводства — сезонный характер работ. Для проведения всего технологического цикла по выращиванию растений и подготовке учебно-опытного участка требуется работа в течение всего года. Для своевременного проведения таких работ, связанных с выращиванием растений, разработан “Календарь сезонных работ на учебно-опытном участке”, в котором сроки выполнения всех работ указаны в хронологическом порядке по сезонам года.

Поэтому в рамках программы 2 года обучения проведение занятий из этого блока предусмотрено в осенний и весенний период.

Так же, как и в программе 1 года обучения, предполагается итоговое занятие в конце учебного года. Резервные часы используются для активного участия в социально-значимых мероприятиях, предусмотренных планом ДЭБЦ (экологические акции, конкурсы, массовые мероприятия), а так же для проведения экскурсий.

Программа 3 года обучения состоит из трех разделов. Первый раздел программы называется «Биологические особенности деревьев и кустарников», рассчитан на 84 часа. В него включены темы посвященные многообразию деревьев и кустарников, биологическим особенностям, и факторам окружающей среды которые оказывают влияние на их жизнь. В конце этого раздела учащиеся знакомятся с методами ухода за деревьями и кустарниками. Все темы этого раздела так тесно взаимосвязаны друг с другом, что их невозможно разграничить, поэтому они и выделены в один большой раздел.

Резервные часы позволяют закрепить и углубить знания учащихся по школьному курсу окружающего мира, ботанике и использовать их при изучении биологии деревьев и кустарников.

Второй раздел программы называется «Видовой состав деревьев и кустарников», рассчитан на 64 часа, изучает деревья и кустарники, в основу положено их происхождение. В этом разделе дети знакомятся с конкретными видами деревьев и кустарников, учатся их различать, поэтому уделяется большое внимание практическим занятиям.

Третий раздел «Исследовательская работа с деревьями и кустарниками»- 68 часов. Учащиеся учатся проводить фенологические исследования в разные сезоны года. Работать с гербариями, собирать материал для них и обрабатывать его. Дети получают навыки по определению видов деревьев и кустарников. Используют деревья и кустарники в методах биоиндикации окружающей среды. Определяют степень поврежденности деревьев насекомыми вредителями.

К месту будет отметить, что в течение всего учебного года 68 % учебного времени отведено практической работе, что позволяет детям закрепить теоретические знания, овладеть навыками и приобрести собственный опыт в работе с деревьями и кустарниками.

Наличие резервных часов в программе обеспечивает её устойчивость к сбоям, даёт возможность воспитанникам объединения активно участвовать в социально значимых мероприятиях, предусмотренных планом ДЭБЦ (экологические акции, конкурсы, экологический подиум, массовые мероприятия).

Программа 4 года обучения состоит из трех разделов. Она начинается с изучения раздела «Растения, которые нас кормят» -84 часа. В данном разделе учащиеся изучают растения, которые человек использует в пищу и без которых трудно представить жизнь человека. Большое внимание в этом разделе уделяется изучению истории растений их происхождению. В данном разделе изучаются семейства: злаковые, пасленовые, бобовые, луковые. Рассматриваются сахароносные растения, растения дающие масла, различные виды орехов. Учащиеся знакомятся с историей чая, кофе, пряностей их видами и приготовлением.

Важный раздел программы — «Растения, используемые в промышленности и в быту» - 64 часа. В этом разделе учащиеся знакомятся с растениями, которые человек использует в своей повседневной жизни, часто даже не задумываясь об их происхождении. Учащиеся знакомятся со значением водорослей, с растениями, используемыми в текстильной промышленности и с видами и типами тканей, получаемыми из растений. Дети познакомятся с происхождением красящих веществ, их видами и применением. После знакомства с тропическими деревьями учащиеся переходят к изучению деревьев используемых в России. Дети узнают происхождение и значение для человека каменного угля. В конце раздела проводится итоговое занятие, где происходит обобщение всего изученного материала.

Следующий раздел программы называется «Лекарственные растения»- 68 часов, посвящен изучению лекарственных растений: биологических особенностей отдельных групп и видов, методам применения и их многообразию. Учащиеся узнают, при каких болезнях употребляют почки ели и сосны. Когда использовать и как готовить отвар липы. Познакомятся с целебными свойствами березы и тополя. Узнают, что такое фитонциды и кто их выделяет. Познакомятся с целебными свойствами сосновых лесов.

Так же, как и в программе предыдущего года обучения, предполагается итоговое занятие в конце учебного года. Резервные часы используются для активного участия в социально-значимых мероприятиях, предусмотренных планом ДЭБЦ (экологические акции, конкурсы, массовые мероприятия), а так же для проведения экскурсий.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что программа имеет научно-практическую направленность.

Ключевыми понятиями и выражениями, которые изучаются в данной программе, являются: «микроклиматические условия», «микроскоп», «вегетативное размножение», «генеративное размножение», «земельные смеси», «черенкование», «суккуленты», «гидропоника», «ионитопоника», «субстрат», «дренаж», «подкормка», «опрыскивание», «омывание», «полив», «кислотность почвы», «минеральные и органические удобрения», «ландшафт», «декоративно-цветущие растения», «деление куста», «рассада», «пересадка», «перевалка», «обрезка», «прищипка», «экскурсия», «экологические группы», «экзотические растения», «тенелюбивые и теневыносливые растения», «дизайн», «цветоводство», «газон», «однолетники», «двулетники», «многолетники», «выгонка цветов», «пикировка», «мульчирование», « инвентарь», « теплица», «укрывной материал», «годовые кольца», «листопад», «плод», «семя», «влажность», «антропогенные факторы», «побелка», «фенология», «гербарий», «хлорофилл», «антоциан», «каротин», «ксантофил», «водоросли», «хлопок», «каучук», «каменный уголь», «живица», «дубильные вещества», «орех», «пряности», «противовоспалительный отвар», «успокоительный отвар», «витаминный настой».

Цель и задачи программы.

Цель программы: удовлетворение познавательных запросов детей в области комнатного, ландшафтно-декоративного цветоводства, разнообразия деревьев и кустарников, значение растений в жизни человека, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconПрограмма кружка предназначена для группы учащихся в возрасте 9-13...
Данная программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений ( учреждений дополнительного образования),...

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconПояснительная записка Направленность программы
Направленность программы: художественная. Программа модифицированная. Источник: сборник №6 Образовательные программы дополнительного...

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconПрограмма разработана на основе методик: Н. А. Бабаев, О. К. Гаевский,...
...

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconПрограмма имеет техническую направленность и является модифицированной...
Программа имеет техническую направленность и является модифицированной на базе программы «Картинг» (автор Стариков К. Г., педагог...

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconГара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия
Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) автора Н. Н. Гара, напечатанной на с. 22...

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconОтчет о результатах самообследования государственного казенного общеобразовательного...
Вид: реализация основных общеобразовательных программ – образовательные программы начального общего, образовательные программы основного...

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconРабочая программа по физике Уровень: среднее общее образование
Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, авторской программы по физике Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева программы для...

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconПояснительная записка Общая характеристика программы рабочая программа...
Иностранный язык. 5-9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010), авторской программы М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой «Программа...

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconПрограмма имеет техническую направленность и является модифицированной...
Программа имеет техническую направленность и является модифицированной на базе программы «Подготовка спортсменов-гонщиков на начальной...

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconРабочая программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение...
Рабочая программа предназначена для 6 классов общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением иностранного языка и...

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconРабочая программа составлена на основе: Федерального государственного...
Программы общеобразовательных учреждений «Начальная школа» умк «Планета знаний» под ред. И. А. Петровой: изд-во «Астрель», Москва,...

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconПрограмма развития государственного общеобразовательного учреждения...
Гимназия №56 Петроградского района Санкт-Петербурга представляет в рамках Публичного отчета о реализации программы развития, представленной...

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconПояснительная записка Настоящая программа раскрывает содержание обучения...
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 68...

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconРабочая программа по предмету “ Технология ” 8 класс на 2016 2017...
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Под редакцией В. Д. Симоненко

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Исследователи природы» iconПрограмма для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев программа...
«Трудовое обучение для сельских школ. Технология», рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск