Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации




НазваниеИнструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации
страница1/7
ТипИнструкция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Инструкция
  1   2   3   4   5   6   7


МУНИципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

родионово-несветайского района

детско-юношеская спортивная школа «рАДУГА»





ПРИНЯТА

Педагогическим советом ДЮСШ «Радуга»

Протокол №1от 12.08.2016



УТВЕРЖДАЮ:

Директор ДЮСШ «Радуга»

__________ А.В.Руденко



РАБОЧАЯ программа



ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ, С ЭЛЕМЕНТАМИ

СКАЛОЛАЗАНИЯ И ИГРОВЫХ ВИДОВ

«ТУРИЗМ – СТИЛЬ ЖИЗНИ»

тренера-преподавателя Долгалевой И.Г.



Авторы составители:

завуч МБУ ДО ДЮСШ «Радуга»

по УВР Л.А.Смирнова

тренер-преподаватель

по скалолазанию Е.В.Бадаева

тренер-преподаватель

по спортивному туризму И.Г.Долгалева


Сроки реализации программы от 1 года до 6-ти лет

Возраст занимающихся 6-18 лет




х.Веселый

2016 год
Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Спортивный туризм» основывается

  • на примерной программе по учебному предмету «Спортивно-познавательный туризм» составленной на основе существующих типовой программы «Пешеходный туризм» 1984 года,

  • примерной (типовой) программы: «Туризм и краеведение» - М.: Просвещение, 1982.;

  • программах для системы дополнительного образования детей «Юные туристы-спасатели», «Юные судьи туристских соревнований», «Юные инструкторы туризма», «Юные ориентировщики» - М.: ЦДЮТиК, 2000-2006 гг.);

  • на программе обучения детей жизненным навыкам в системе дополнительного образования «Обучение детей жизненным навыкам в природной среде», А.Г.Маслов, Ю.С.Константинов - М.: ЦДЮТиК, 2001г.,

  • а также на модифицированной программе «Пешеходный туризм» А.Андреева, 2006г.,

  • рабочие программы по футболу и скалолазанию;

  • на нормативных актах по спортивно-оздоровительному туризму в России.

При разработке учитывались следующие документы и материалы:

Закон  "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

  • Федеральный закон «Об основах туристической деятельности»;

  • Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений;

  • Рекомендации Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.12-51-03

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. N 504 г. Москва "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей";

  • материалы по краеведению;

  • Устав МБОУ ДОД ДЮСШ «Радуга»


Сочетание туризма со спортивной направленностью программы позволяет применять средства и методы обучения из области физической культуры и спорта во взаимосвязи с местным историческим, экологическим, географическим аспектами, индивидуализировать процесс обучения, направив его на «неперспективных» в спорте учащихся в русло развития личностных качеств и достижения успеха в смежных областях. Принцип «в группе всем есть дело» проводится с первых занятий и реализуется на протяжении всего процесса обучения. Это позволяет:

  • разнообразить образовательный процесс, уйти от монотонности тренировочных занятий;

  • повысить мотивацию к занятиям, создать атмосферу творческой самореализации личности;

  • в комплексе с темами «Спортивно познавательный туризм», укрепить чувство гордости за свою «малую Родину», поднять значимость занятий, укрепить интерес к путешествиям;

  • воспитать физическую культуру, устойчивую тягу к здоровому образу жизни и популярным в последнее время занятиям спортом на открытом воздухе;

  • приобрести обучающимися специфический двигательный опыт в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями Ростовской области;

  • приобрести навыки обеспечения собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающих в различных природно-климатических условиях.

Программа рассчитана от года до 6-ти лет спортивно-оздоровительной направленности. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Программа специально разработана с учетом особенностей преподавания данного вида спорта в Родионово-Несветайском районе и специфики функционирования тренеров-преподавателей МБОУ ДОД ДЮСШ «Радуга».

Спортивно-оздоровительный этап (СОГ), как и начальный этап подготовки (НП), предусматривает получение общих знаний по спортивному туризму, скалолазанию, футболу и общую физическую подготовку в течение нескольких лет по усмотрению тренера-преподавателя в зависимости от уровня подготовленности и возможностей учащихся. Занятия с детьми первого года обучения желательно проводить по 2 часа три раза в неделю. Свыше 3-х лет обучения возможно проведение тренировочных занятий 2 раза в неделю по 3 часа.

Для воспитания дружного, сплоченного коллектива руководителю можно провести конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, правила; завести альбом "Летопись туристской группы" или в помещении, где постоянно поводятся занятия, оборудовать специальный "Уголок тур. группы". Следует добиваться, чтобы каждый учащийся имел тетрадь для занятий и походный блокнот и аккуратно вел записи в них.

После прохождения начального этапа тренер-преподаватель может специализироваться и углубиться в программу спортивного туризма, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей, а так же передать учащегося другому тренеру-преподавателю.

Программа направлена на обучение, развитие личности и воспитание учащихся средствами туризма и другими видами спорта (футбол, волейбол, скалолазание). Она рассчитана на возраст детей 6-18 лет и предусматривает освоение теоретического материала, закрепление его на практических занятиях и тренировках в аудитории, спортивном зале, на местности, в походах, туристском лагере.

Учащиеся СОГ всех лет обучения

  • проходят подготовку для участия в соревнованиях по туристской технике, скалолазанию, так же могут участвовать в соревнованиях по футболу и выполнению нормативов на разряды по туристскому многоборью, скалолазанию, футболу (по возможности), а также участвуют в спортивно оздоровительных сборах, походах выходного дня, экскурсиях в обязательном порядке;

  • участвуют в степенных походах (с ночевкой в полевых условиях) для выполнения нормативов на звание «Юный турист» и разряды по спортивному туризму, а также в соревнованиях различного уровня по желанию и согласию учащихся и их родителей.

На занятиях соблюдается оптимальный двигательный режим, что способствует сохранению и укреплению здоровья.

При обучении используются в основном методики совместно-разделенной деятельности и личностно-ориентированного подхода, а также другие.

Программа основывается на принципах: наставничества, преемственности, постепенности и доступности всех упражнений и нагрузок в процессе учебных тренировок и тренировочных занятий. Особенность образовательного процесса и его здоровьесохраняющая направленность ярко выражены в летний период, когда оздоровление учащихся реализуется через организацию летнего отдыха в туристских лагерях, сборах и походах.

Новизна программы заключается в сочетании с учетом изучения смежных видов спорта: спортивного ориентирования, скалолазания, легкой атлетики(бег, метание, прыжки), волейбола, футбола.

Цель: личностное развитие учащихся средствами спортивного туризма с привлечением других видов спорта, культивируемых в ДЮСШ «Радуга» Родионово-Несветайского района.
Особенности реализации программы по годам обучения

Время, отведенное на обучение, составляет:

  • в спортивно-оздоровительных группах всех шести лет обучения (СОГ-1,2,3) и на начальном этапе подготовки группы первой ступени начальной подготовки (НП-1,2,3) - 276 часов в год (6 часов в неделю) при 46-ти неделях учебно-тренировочного года для штатных тренеров-преподавателей без условий замещения тренера-преподавателя на время отпуска основного тренера и

  • 312 часов в год (6 часов в неделю) при 52-х неделях учебно-тренировочного года для штатных тренеров-преподавателей с условиями замещения тренера-преподавателя на время отпуска основного тренера.

Спортивный туризм

На первом году обучения (СОГ-1,2) учащиеся ориентируются на приобщение к ценностям туризма, скалолазания, игровых видов, физической культуры, выявление личностных качеств и наклонностей, получение начальных знаний и умений, вхождению в коллектив. Поэтому обучение проводится преимущественно в форме учебных занятий, экскурсий, походов выходного дня (с привлечением родителей), участия в туристских слетах, оздоровительных лагерях.

Задачи: получить знания и научиться конкретным приемам туристской техники, выработать стиль поведения и бережного отношения к природе; привить устойчивый интерес к занятиям спортивным туризмом.

Критерии оценки.

Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения и навыки:

- делать пешие переходы с грузом;

- ставить палатку, разводить костер, готовить пищу;

- определять стороны горизонта, пользоваться компасом, отслеживать свой путь по карте;

- передвигаться пешком и на велосипедах, зимой можно на лыжах, преодолевать естественные препятствия;

- пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки;

- выполнять по возможности, но не в обязательном порядке, нормативы на юношеские разряды по спортивному туризму, ориентированию и туристскому многоборью;

- принять по возможности, но не в обязательном порядке, участие в пешем походе 1-й категории сложности или спортивно-туристском лагере, а также в соревнованиях по видам спорта, культивируемым в данной ДЮСШ, с целью расширения спортивных умений и навыков и возможностью получения спортивного разряда.
Содержание программы 1-2 года обучения.

  1. Введение в программу

Беседа о спорте и туризме. Виды туризма, особенности пешеходного туризма. Туризм как средство физического воспитания, оздоровления и закаливания. Нормативы значков «Юный турист» и «Турист России».

Туристические возможности своего населенного пункта и его окрестностей: Родионово-Несветайского района, Ростовской области, Донского края.

Заполнение анкет (туристских паспортов) членов объединения.

  1. Краеведение и экология. Изучение истории своего населенного пункта, Родионово-Несветайского района

Основные сведение о природных условиях района: рельеф, климат, реки и пруды, растительность и животный мир, почвы, заповедники и заказники в РО.

Сведения об истории своего населенного пункта, района: возникновение и развитие.

Охрана природы. Закон об охране природы. Роль туристов в охране природы.

Приметы о природе, их значение, правдивость прогнозов по приметам. Природный кодекс туриста. Законы общения с природой, принцип «не навреди», необходимость сохранения природы.

Практические занятия.

Подготовка и заслушивание докладов о природе и достопримечательностях своего населенного пункта, района.

Экскурсии по природным, историческим и культурным объектам - 3 экскурсии 18ч

  1. Топографическая подготовка и ориентирование

Понятие топографической карты, ее значение для туристов.

Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт.

Практические занятия

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте.

Условные знаки.

Понятие о топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.

Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практические занятия

Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры.

Ориентирование по горизонту, азимут.

Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3.

Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение.

Практические занятия

Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте.

Компас, работа с компасом.

Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом,

Ориентир, что может служить ориентиром. Движение по азимуту, его применение.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка.

Практические занятия

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков.

Измерение расстояний.

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Таблица перевода шагов в метры.

Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения.

Практические занятия

Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.

Способы ориентирования.

Ориентирование с помощью карты в походе. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени.

Практические занятия

Разработка маршрута туристского похода по топографической карте, с подробным описанием ориентиров, составлением графика.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

Суточное движение Солнца по небосводу. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Практические занятия

Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде.

Скалолазание как вид спорта. История возникновения и развития скалолазания. Связь скалолазания с туримом.

Краткий исторический обзор развития скалолазания в нашей стране и за рубежом. Международные турниры по скалолазанию. Чемпионаты мира, Европы.

Краткий обзор развития скалолазания в области, городе, регионе.

Организация страховки, обеспечение безопасности во время тренировки и при занятиях на скалах. Организация и требования, предъявляемые к страховке. Виды и приемы страховки. Снаряжение, применяемое скалолазами на тренировках. Требования, предъявляемые к организации страховки на скалах. Значение самостраховки.

Знакомство со специальным снаряжением скалолаза. Гигиенические требования к одежде занимающихся. Особенности подбора обуви. Особенности подбора страховочной системы.

Виды лазанья. Понятие зацепа, их формы, расположение, использование. Приемы лазанья. Формы скального и искусственного рельефа. Крутизна рельефа. Зависимость техники лазанья от крутизны рельефа. Понятие траверса - особенности движения траверсом. Спуск. Способы спуска.

Виды соревнований. Порядок проведения соревнований. Определение результатов.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации iconИнструкция по организации и проведению мероприятий, связанных с пребыванием...
...

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации iconТиповая инструкция по организации защиты образовательных учреждений...
Инструкция предназначена для использования руководителями образовательных учреждений в организации защиты образовательных учреждений,...

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации iconМетодические рекомендации Рецензенты: доцент кафедры «Прикладная математика и механика»
Методические рекомендации предназначены для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений и могут быть использованы...

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации icon1. введение целью Типовой инструкции является упорядочение в крае...
Инструкция предназначена для использования руководителями образовательных учреждений в организации защиты образовательных учреждений,...

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации icon1. введение целью Типовой инструкции является упорядочение в республике...
Инструкция предназначена для использования руководителями образовательных учреждений в организации защиты образовательных учреждений,...

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации iconИнструкция по организации защиты образовательных учреждений от террористических...
Инструкция предназначена для использования руководителями образовательных учреждений всех типов в организации защиты объектов, а...

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации iconМетодические рекомендации для студентов 6 курса по организации и...
Целью государственной итоговой аттестации является определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных...

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации iconМ. С. Бирюков Инструкция по организации и проведению мероприятий,...
Станция является городским центром туристско-краеведческой и туристско-спортивной работы со школьниками Санкт-Петербурга. Станция...

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации iconМетодические рекомендации по обеспечению безопасности в детских оздоровительных...
Требования пожарной безопасности к зданиям, помещениям, территории детских оздоровительных учреждений

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации iconРекомендации по организации и проведению мероприятий по профилактике...
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в...

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации iconМинистерство образования и науки российской федерации письмо
Федерации разработало Рекомендации по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций,...

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации iconМетодические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических...
Министерством образования России разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических...

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации iconМетодические рекомендации по вопросам организации охраны труда и...
Методическое пособие предназначено в помощь классному руководителю для организации работы по охране труда с обучающимися

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения...
Комиссии образовательной организации по проведению и проверке итогового сочинения (изложения) 4

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации iconТехническое задание оказание услуг по организации и проведению корпоративного...
Опыт организации подобных мероприятий (форумов и прочих официальных мероприятий с количеством участников не менее 1 тыс человек)

Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий с обучающимися образовательных учреждений; Рекомендации iconРаботников образовательных учреждений системы
Положение об организации обучения и проверки знаний правил по электробезопасности работников образовательных учреждений системы


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск