Рабочая учебная программа составлена на основе

Рабочая учебная программа составлена на основе


Скачать 181.1 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа составлена на основе
ТипРабочая учебная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая учебная программа




Рабочая учебная программа составлена на основе

  • Образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика», утверждённого приказом по МГУ от 22 июля 2011 года № 729 (в редакции приказов по МГУ от 22 ноября 2011 года № 1066, от 21 декабря 2011 года № 1228, от 30 декабря 2011 года № 1289, от 27 апреля 2012 года № 303).




  • Программ обязательных учебных курсов факультета ВМК МГУ: 3 поток/Ред. Березин Б.И., Ломов И.С. Сост. Кобелева А.Н.. - М.: Издательский отдел факультета ВМК МГУ имени М.В.Ломоносова (лицензия ИД № 05899 от 24.09.2001 г.); МАКС Пресс, 2010. – 100 с.




  • Положения о рабочей учебной программе дисциплины высшего профессионального образования (квалификаций «бакалавр» и «магистр»), утвержденного Методическим советом Филиала МГУ в г. Севастополе (протокол № 4 от 2 марта 2012 г.)


Рабочая программа разработана

доцентом факультета ВМК МГУ имени М.В.Ломоносова, к. ф.-м. н. В. В. Куляминым в 2012 г.
курс – III

семестр – 6

зачетных единиц – 3 кредита

академических часов – 108, в т.ч.:

лекций – 36 часов,

практических занятий – нет

Формы промежуточной аттестации:

зачёты в семестрах – нет

Форма итоговой аттестации:

экзамен в 6 семестре.
Оглавление



Введение 4

1. Структура и содержание дисциплины 6

2. Содержание разделов дисциплины 7

3. Рекомендуемые образовательные технологии 9

4. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов 10

5. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины 13



Введение



1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины - ознакомить студентов с предметом и основными методами программной инженерии.
Основные задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с технологическими проблемами разработки крупномасштабных программных систем, отличающими ее от создания небольших программ, и методами решения этих проблем:

- рассмотреть основные понятия и методы инженерии программных систем;

- дать студентам хорошее представление об использовании современных высокотехнологичных методов в разработке сложного промышленных программного обеспечения (ПО), о практических способах построения качественных, гибких и масштабируемых систем в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке программного обеспечения.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Основы программной инженерии» входит в блок профессиональных дисциплин вариативной части общей образовательной программы по направлению подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика».

Логически и содержательно изучаемый материал связан с курсами «Алгоритмы и алгоритмические языки», «Архитектура ЭВМ и язык ассемблера» и «Операционные системы», «Системы программирования»

Курс поддерживается дисциплиной Практикум на ЭВМ (6 семестр) входящей в общепрофессиональный блок базовой части общей образовательной программы.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

  • основные модели жизненного цикла ПО, основные задачи управления проектами;

  • основные виды деятельности при разработке ПО;

  • методы выделения, анализа и описания требований;

  • методы проектирования и анализа архитектуры ПО;

  • образцы проектирования, характеристики качества ПО и методы их оценки;

  • методы верификации и тестирования ПО.


Уметь:

  • выделять, уточнять и представлять требования в виде вариантов использования;

  • описывать архитектуры ПО с помощью диаграмм UML;

  • анализировать архитектуры ПО на основе сценариев его использования и модификации,



Владеть:

  • базовыми навыками разработки тестов и оценки удобства использования ПО;

  • базовыми навыками использования и выделения образцов анализа и проектирования.



Универсальные, профессиональные и специализированные компетенции, которыми должен обладать студент в результате освоения дисциплины


  • применять принципы ООП для описания задач обработки информации (ИК-3);

  • использовать средства систем программирования для разработки индустриальных прикладных программ (ПК-3).

1. Структура и содержание дисциплины



а) Общая трудоемкость дисциплины:
- 3 зачетных единицы,

- 108 академических часов. В том числе: 36 часов лекций, 72 часа самостоятельной работы.

б) Тематический план


Таблица 1.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Семестр IV


№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы текущего контроля успеваемости

(по темам) / Форма промежуточной атте-

стации (по семестрам)

Л

С(П,Лб)

СРС

1

2

3

4

5

6

1

Предмет и основные принципы программной инженерии

2




4

Консультации

2

Жизненный цикл программного обеспечения и процессы его разработки

4




8

Консультации

3

Примеры промышленных процессов разработки программного обеспечения

3




6

Консультации

4

Управление разработкой программного обеспечения

4




8

Консультации

5

Анализ требований к программному обеспечению

4




8

Консультации

6

Качество программного обеспечения и методы его контроля

4




8

Консультации

7

Архитектура программного обеспечения и ее проектирование

6




12

Консультации

8

Проектирование программных модулей. Образцы анализа и проектирования

6




12

Консультации

9

Удобство использования программного обеспечения

3




6

Консультации

Всего, часов

36




72




Итоговый контроль

Экзамен - 36 часов


где: Л – лекции, С – семинарские занятия, П – практические занятия, Лб – лабораторные занятия, СРС – самостоятельная работа студентов.

2. Содержание разделов дисциплины



Планы лекций

Лекция 1. Предмет и основные принципы программной инженерии

Проблемы разработки сложного программного обеспечения. Характеристики сложных программных систем. Предмет программной инженерии. Общие принципы программной инженерии: абстракция и уточнение, модульность, повторное использование. Примеры их применения.

Лекция 2. Жизненный цикл программного обеспечения и процессы его разработки

Основные модели жизненного цикла: водопадная, итеративная, спиральная. Международные стандарты, описывающие требования к процессам жизненного цикла: ISO 12207, ISO 15288, ISO 15504, IEEE 1074. Модели процессов разработки CMM и CMMI.

Лекция 3. Примеры промышленных процессов разработки программного обеспечения

Примеры процессов разработки. Унифицированный процесс Rational (RUP). Гибкие подходы к разработке программного обеспечения. Экстремальное программирование (XP). Другие процессы (MSF, DSDM).

Лекция 4. Управление разработкой программного обеспечения

Виды деятельности, входящие в управление проектами. Управление содержанием проекта и качеством. Планирование и управление ресурсами. Особенности управления разработкой программного обеспечения. Метрики программного обеспечения и их использование. Управление рисками. Управление персоналом. Структура и культура организаций. Мотивация работников. Построение сплоченной команды. Управление конфликтами. Ведение переговоров и информационное обеспечение проектов.

Лекция 5. Анализ требований к программному обеспечению

Анализ предметной области. Требования. Стандарты, определяющие характеристики требований: IEEE 830, IEEE 1233. Методы выделения требований. Методы описания и систематизации требований. Графическое представление моделей предметной области и требований. Диаграммы потоков данных, сущностей и связей, вариантов использования. Описание требований в виде вариантов использования. Анализ полноты и согласованности требований. Формализация требований.

Лекция 6. Качество программного обеспечения и методы его контроля

Понятие качества программного обеспечения и его основные характеристики. Стандарты ISO 9000 и ISO 9126. Методы контроля качества программного обеспечения. Верификация и валидация. Экспертиза и инспекция проектных документов. Методы статического анализа. Проверка моделей. Дедуктивный анализ. Тестирование. Основные виды тестирования. Критерии полноты тестирования. Основные методы построения тестов.

Лекция 7. Архитектура программного обеспечения и ее проектирование

Понятие архитектуры программного обеспечения. Методы разработки и анализа архитектуры программного обеспечения на основе сценариев его работы и модификации. Описание архитектуры. Универсальный язык моделирования UML. Основные виды диаграмм UML и их элементы.
Архитектурные стили и их использование.

Лекция 8. Проектирование программных модулей. Образцы анализа и проектирования

Проектирование программных модулей. Интерфейс и контракт модуля. Модули и компоненты. Образцы анализа, образцы проектирования, идиомы. Описание образцов. Системы образцов. Примеры образцов и их использования.

Лекция 9. Удобство использования программного обеспечения

Психологические и физиологические факторы работы человека с программным обеспечением. Принципы и методы разработки удобного программного обеспечения. Методы контроля удобства использования.

3. Рекомендуемые образовательные технологии



Работа в аудитории: лекции; консультации перед экзаменом.

Процесс изложения учебного материала сопровождается презентациями и демонстрацией решения задач в интерактивном режиме.

Параллельно с чтением лекций проводится дисциплина Практикум на ЭВМ (6 семестра). Студенты выполняют индивидуальные задания, которые предназначены для закрепления теоретической части курса и получения практических навыков их применения.
Внеаудиторная работа: изучение пройденных на лекциях тем, самостоятельное изучение литературы по системам программирования

4. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов



а) Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
Консультации.
Самостоятельная работа по изучению данной дисциплины включает:


  • проработку теоретических основ лекционного материала;

  • систематизацию изученного материала по курсу;

  • научно-исследовательская работа учащегося в библиотеках;

  • работа с информацией в Интернет;

  • участие в одном из открытых проектов;

  • работа с заданиями по разным видам деятельности в рамках проекта (анализ и описание требований, анализ и описание архитектуры;

  • оценка качества и описание найденных проблем;

  • разработка отдельных компонентов кода и документации);

  • создание презентации проекта;

  • подготовка к устному экзамену.


б) Система итогового контроля знаний

По итогам освоения дисциплины проводится устный экзамен.
Список вопросов к экзамену

  1. Предмет и основные принципы программной инженерии. Проблемы разработки сложного программного обеспечения. Характеристики сложных программных систем.

  2. Предмет программной инженерии. Общие принципы программной инженерии: абстракция и уточнение, модульность, повторное использование. Примеры их применения.

  3. Жизненный цикл программного обеспечения и процессы его разработки. Основные модели жизненного цикла: водопадная, итеративная, спиральная.

  4. Международные стандарты, описывающие требования к процессам жизненного цикла: ISO 12207, ISO 15288, ISO 15504, IEEE 1074.

  5. Модели процессов разработки CMM и CMMI.

  6. Примеры промышленных процессов разработки программного обеспечения. Примеры процессов разработки. Унифицированный процесс Rational (RUP). Гибкие подходы к разработке программного обеспечения.

  7. Экстремальное программирование (XP). Другие процессы (MSF, DSDM).

  8. Управление разработкой программного обеспечения. Виды деятельности, входящие в управление проектами. Управление содержанием проекта и качеством.

  9. Планирование и управление ресурсами. Особенности управления разработкой программного обеспечения.

  10. Метрики программного обеспечения и их использование. Управление рисками. Управление персоналом. Структура и культура организаций.

  11. Мотивация работников. Построение сплоченной команды. Управление конфликтами. Ведение переговоров и информационное обеспечение проектов.

  12. Анализ требований к программному обеспечению. Анализ предметной области. Требования. Стандарты, определяющие характеристики требований: IEEE 830, IEEE 1233. Методы выделения требований. Методы описания и систематизации требований.

  13. Графическое представление моделей предметной области и требований. Диаграммы потоков данных, сущностей и связей, вариантов использования. Описание требований в виде вариантов использования. Анализ полноты и согласованности требований. Формализация требований.

  14. Качество программного обеспечения и методы его контроля. Понятие качества программного обеспечения и его основные характеристики. Стандарты ISO 9000 и ISO 9126.

  15. Методы контроля качества программного обеспечения. Верификация и валидация. Экспертиза и инспекция проектных документов. Методы статического анализа.

  16. Проверка моделей. Дедуктивный анализ. Тестирование. Основные виды тестирования. Критерии полноты тестирования. Основные методы построения тестов.

  17. Архитектура программного обеспечения и ее проектирование. Понятие архитектуры программного обеспечения. Методы разработки и анализа архитектуры программного обеспечения на основе сценариев его работы и модификации. Описание архитектуры.

  18. Универсальный язык моделирования UML. Основные виды диаграмм UML и их элементы. Архитектурные стили и их использование.

  19. Проектирование программных модулей. Образцы анализа и проектирования. Проектирование программных модулей. Интерфейс и контракт модуля. Модули и компоненты.

  20. Образцы анализа, образцы проектирования, идиомы. Описание образцов. Системы образцов. Примеры образцов и их использования.

  21. Удобство использования программного обеспечения. Психологические и физиологические факторы работы человека с программным обеспечением.

  22. Принципы и методы разработки удобного программного обеспечения. Методы контроля удобства использования.

Критерии оценивания знаний студента на экзамене.
Отметка «отлично» ставится, если:

  • раскрыты и точно употреблены основные понятия;

  • сущность вопросов раскрыта полно, развернуто, структурировано, логично;

  • использованы при ответе примеры, иллюстрирующие теоретические положения;

  • представлены разные точки зрения на проблему;

  • выводы обоснованы и последовательны;

  • диалог с преподавателем выстраивается с обоснованием связи сути вопросов билета с другими вопросами и разделами учебной дисциплины;

  • полно и оперативно отвечает на дополнительные вопросы.


Отметка «хорошо» ставится, если:

  • частично раскрыты основные понятия;

  • в целом материал излагается полно, по сути билета;

  • использованы при ответе примеры, иллюстрирующие теоретические положения;

  • выводы обоснованы и последовательны;

  • выстраивается диалог с преподавателем по содержанию вопроса;

  • ответил на большую часть дополнительных вопросов.


Отметка «удовлетворительно» ставится, если:

  • раскрыта только меньшая часть основных понятий;

  • не достаточно точно употреблял основные категории и понятия;

  • не достаточно полно и не структурировано отвечал по содержанию вопросов;

  • не использовал примеры, иллюстрирующие теоретические положения;

  • не рассматривал разные точки зрения на проблему;

  • диалог с преподавателем не получился;

  • возникли проблемы в обосновании выводов, аргументаций;

  • не ответил на большинство дополнительных вопросов.


Отметка «неудовлетворительно» ставится в случае, если:

  • не раскрыто ни одно из основных понятий;

  • не знает основные определения категорий и понятий дисциплины;

  • допущены существенные неточности и ошибки при изложении материала;

практическое отсутствие реакции на дополнительные вопросы по билету.

5. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины



а) основная литература

  1. И. Соммервилл. Инженерия программного обеспечения. М.: Вильямс, 2002.

  2. Л. Басс, П. Клементс, Р. Кацман. Архитектура программного обеспечения на практике. СПб.: Питер, 2006.

  3. Л. Константайн, Л. Локвуд. Разработка программного обеспечения. СПб.: Питер, 2004.

  4. Е. А. Жоголев. Лекции по технологии программирования: Учебное пособие. М.: Издательский отдел факультета ВМиК МГУ, 2001.

  5. А. Коберн. Современные методы описания требований к системам. М.: Лори, 2002.

  6. Г. Буч, Дж. Рамбо, А. Джекобсон. Язык UML. Руководство пользователя. М.: ДМК, 2000.

  7. А. Якобсон, Г. Буч, Дж. Рамбо. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. СПб.: Питер, 2002.

  8. К. Бек. Экстремальное программирование. СПб.: Питер, 2002.

  9. Э. Хант, Д. Томас. Программист-прагматик. М.: Лори, 2004.

  10. Э. Гамма, Р. Хелм, Р. Джонсон, Дж. Влиссидес. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. СПб.: Питер-ДМК, 2001.

  11. Ф. Брукс. Мифический человеко-месяц или Как создаются программные системы. СПб.: Символ-Плюс, 2001.

  12. Т. Демарко, Т. Листер. Человеческий фактор: успешные проекты и команды. СПб.: Символ-Плюс, 2005.

  13. В. В. Кулямин. Технологии программирования. Компонентный подход. М.: Интернет-университет информационных технологий, Бином, 2007.


б) дополнительная литература

  1. Software Engineering Body of Knowledge, 2005. http://www.swebok.org/ironman/pdf/SWEBOK_Guide_2004.pdf.

  2. Э. Дж. Брауде. Технология разработки программного обеспечения. СПб.: Питер, 2004.

  3. У. Ройс. Управление проектами по созданию программного обеспечения. М.: Лори, 2002.

  4. Д. Леффингуэлл, Д. Уидриг. Принципы работы с требованиями к программному обеспечению. Унифицированный подход. М.: Вильямс, 2002.

  5. В. В. Липаев. Методы обеспечения качества крупномасштабных программных средств. М., Синтег, 2003.

  6. M. Fowler. Analysis Patterns: Reusable Object Models. Addison-Wesley, 1997.

  7. М. Фаулер и др. Архитектура корпоративных программных приложений. М.: Вильямс, 2004.

  8. Б. Майер. Объектно-ориентированное программирование. Концепции разработки. М.: Русская редакция, 2004.

  9. Дж. Рамбо, А. Якобсон, Г. Буч. UML: Специальный справочник. СПб.: Питер, 2002.

  10. Г. Буч. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++. Второе издание. М.: Бином, СПб.: Невский диалект, 2000.

  11. А. Купер. Психбольница в руках пациентов. СПб.: Символ-Плюс, 2004.


в) Интернет-ресурсы


  • электронная учебно-методическая система «Ownlibrari» кафедры программирования Филиала МГУ в г. Севастополе, видеофильмы и вэбинары «MicrosoftConference»;

  • сайт кафедры Системного программирования http://sp.cmc.msu.ru/

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- библиотека Филиала МГУ в г. Севастополе;

- библиотека кафедры программирования Филиала МГУ в г. Севастополе;

- лекционная аудитория, оборудованную средствами подключения к сети электропитания и локальной сети университета, а также средствами интерактивного отображения информации для показа презентаций лекций и демонстрации решения задач.;

- для самостоятельной работы студентов - специализированные компьютерные классы с доступом к Интернет-ресурсам с любого компьютера.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении пересдач задолженностей студентов по итоговым аттестациям

на кафедре программирования Филиала МГУ в г. Севастополе

прикомандированными преподавателями с факультета ВМК МГУ

протокол №5 заседания кафедры от 10 апреля 2012 г.
Настоящее положение регулирует порядок проведения пересдач задолженностей студентами факультета Компьютерной математики на кафедре программирования Филиала МГУ в г. Севастополе прикомандированными преподавателями с факультета ВМК МГУ.
1. Пересдача задолженностей принимается по графику пересдач задолженностей, установленному кафедрой программирования в принятые ректоратом МГУ имени М.В.Ломоносова сроки, в отдельных случаях - в сроки установленные комиссией по студенческим делам.

2. График пересдач задолженностей сообщается в учебный отдел в виде служебной записки и преподавателю факультета ВМК МГУ, по дисциплине которого проводится пересдача.

3. Пересдачи экзаменов (зачётов) в отсутствие преподавателей факультета ВМК в Филиале МГУ в г. Севастополе проводятся в письменной форме, независимо от того в какой форме проводился основной экзамен (зачёт).

4. Вариант письменной экзаменационной (зачётной) работы для пересдачи составляет преподаватель, проводивший основной экзамен. Также преподаватель указывает требования к проведению экзамена (сколько времени даётся на написание работы, какими материалами разрешается пользоваться студенту при написании работы и др.)

5. Кафедрой программирования назначаются местные преподаватели кафедры, которые проводят пересдачу в установленные даты и время в соответствии с графиком пересдач по присланному варианту с выполнением всех требований к проведению.

6. Написанные студентами при пересдаче экзаменационные (зачётные) работы сканируются по окончании пересдачи и пересылаются по электронной почте на проверку преподавателю факультета ВМК МГУ.

7. Преподавателю ВМК МГУ пересылается скан ведомости пересдачи для выставления отметок по результатам пересдачи.

8. Преподаватель ВМК присылает в Филиал скан заполненной им ведомости пересдачи и сканы проверенных им работ.

9. Полученный скан ведомости подписывается зам. зав. кафедрой.

10. Скан ведомости пересдачи сдаётся в учебный отдел Филиала.

11. Кафедра знакомит студентов, писавших работу на пересдаче, с результатами пересдачи.

12. При возникновении у студентов, писавших работу на пересдаче, вопросов по результатам проверки, студент может обратиться к преподавателю ВМК лично по электронной почте (скайпу). Свои координаты для консультаций с ним преподаватель сообщает студентам на первой лекции курса.



Похожие:

Рабочая учебная программа составлена на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Английский язык»
Настоящая рабочая учебная программа по английскому языку в 10-м классе составлена на основе

Рабочая учебная программа составлена на основе iconРабочая Учебная программа дисциплины Практикум Администратор гостиницы
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная...

Рабочая учебная программа составлена на основе iconПояснительная записка Рабочая учебная программа «Общевойсковая начальная военная подготовка»
Рабочая учебная программа «Общевойсковая начальная военная подготовка» для кадет 10-го класса составлена на основе программы специальной...

Рабочая учебная программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по иностранному языку (английскому языку)
Данная рабочая программа составлена для организации процесса обучения английскому языку в образовательных учреждениях основного общего...

Рабочая учебная программа составлена на основе iconРабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального...
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая учебная программа составлена на основе iconРабочая учебная программа дисциплины «Геоинформационные системы»
...

Рабочая учебная программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060101....
Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности лечебное дело, Федерального...

Рабочая учебная программа составлена на основе iconРабочая учебная программа (адаптированная) по
Программа составлена на основе фгос ноо или фгос ООО или фгос соо или федерального компонента государственного стандарта основного...

Рабочая учебная программа составлена на основе iconРабочая программа «Технология» в 4 б классе на 2016-2017 уч год Составитель:...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Роговцевой Н. И., Анащенковой С. В. «Технология» (умк «Школа России»)...

Рабочая учебная программа составлена на основе iconПрограмма составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение»
Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего...

Рабочая учебная программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов

Рабочая учебная программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по учебному курсу по химии «химия. Вводный...
Рабочая программа по курсу «Химия. Вводный курс» разработана для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы. Программа составлена...

Рабочая учебная программа составлена на основе iconРабочая программа по химии 8 -9 класс
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...

Рабочая учебная программа составлена на основе iconРабочая программа по домоводству (6 класс) была составлена на основе...
Данная рабочая программа по домоводству (6 класс) была составлена на основе программ

Рабочая учебная программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психодиагностика» для студентов...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Рабочая учебная программа составлена на основе iconРабочая программа по аглийскому языку 5-9 классы
Данная рабочая программа разработана для обучения английскому языку на базовом уровне в 5-9 классах мбоу «Прохоровская гимназия»....


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск