Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев




НазваниеКонспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев
страница1/43
ТипКонспект
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43
Киевская Духовная Академия

КОНСПЕКТ

по Истории Римо-Католической Церкви

для 3-го курса

Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

1. Возникновение римской христианской общины.

Епископ Рима. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Первые конфликты Востока и Запада. . . . . . . . . . . . . . . . 4

3. Римская церковь в IV веке. Сардикийский и Никейский соборы. . . . . . 4

4. Римская церковь и поместные церкви Запада. . . . . . . . . . . . . 5

5. Западная церковь и Вселенские соборы в IV-V веках . . . . . . . . . 6

6. Схизма при патр. Акакии . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

7. Имперская церковь против папской в эпоху имп. Юстиниана (527-565 гг. ). . . 8

8. Спор о титуле “Вселенский патриарх” . . . . . . . . . . . . . . 9

9. Римская Церковь и монофелитский спор. . . . . . . . . . . . 9

10. Папство в эпоху Карла Великого. . . . . . . . . . . . . . . . . 10

11. Конфликт Рима и Константинополя при папах Николае I и Адриане II. . . . . . 12

12. Упадок папства с к. IX - н. XI вв. . . . . . . . . . . . . . . . 14

13. Движение за реформу в Западной Церкви в Х- XI в. . . . . . . . 15

14. Формальное разделение церквей в 1054 году. . . . . . . . . . . 16

15. Борьба за инвеституру пап в XI-н. XII вв.

Папа Григорий VII (1073-1085). . . . . . . . . . . . 17

16. Западная церковь в XII-XIII вв. . . . . . . . . . . . . . 19

17. Краткий обзор схоластики. . . . . . . . . . . . . . . . . 21

18. Лионский собор 1274 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

18. Авиньонский период. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

19. Великий западный раскол 1378-1414 гг. . . . . . . . . . . 25

20. Констанцский собор 1414-1418 гг. . . . . . . . . . . . . . 26

21. Базельский собор (1431-1443). . . . . . . . . . . . . . . . 27

22. Ферраро-Флорентийский собор . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

23. Католическая Церковь в эпоху гуманизма, Ренессанса,

Реформации и контр-реформации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

24. Католичество в эпоху Просвещения. Иезуиты в Парагвае . . . . .31

25. Католическая Церковь к. XVIII-п. п. XIXвв. . . . . . . . . . . . 34

26. Эпоха папы Пия IX. I Ватиканский собор. . . . . . . . . . . 35

27. Католичество в п. п. XX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

28. Папы Иоанн XXIII , Павел VI и II Ватиканский собор. . . . . . . 39

29. Папы Иоанн Павел I и Иоанн Павел II. . . . . . . . . . . . . . 42

30. Обзор основных отступлений РКЦ в области догматики,

сакраментологии, обрядов и церковных установлений. . . . . . . 44

31. Проблема Filioque. . . . . . . . . . . . . . . . . 45

32. Учение о Чистилище. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

33. Католическая мариология. . . . . . . . . . . . . . . . 50

34. Римский папа . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

35. Коллегия кардиналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

36. Центральные учреждения РКЦСинод епископов, курия Рима, суды,

секретариаты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55

37. Епископат РКЦ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

38. Епархиальные органы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

39. Пресвитерство и низший клир РКЦ . . . . . . . . . . . . . . . 62

40. Состояние совершенства. Монашеские и полумонашеские учреждения РКЦ. 63

41. Миряне в РКЦ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

42 . Отдельные аспекты современной жизни РКЦ. Харизматическое движение . . . . 64

43. Католическое богослужение и календарь . . . . . . . . . . . 68

Использованная литература. . . . . . . . . . . . . . . 69

Введение

Академический курс истории Католической Церкви является как бы продолжением семинарского сравнительного богословия. Семинария даёт ответ на вопрос “как ?” обстоят дела в католической догматике и в чём её отличие от догматики православной. Вскользь упоминаются события послужившие причиной тех или иных догматических разногласий. История же РКЦ отдаёт приоритет событиям, их анализу и как вывод представляет канонические, догматические и другие отклонения Запада. Другими словами академический курс истории РКЦ пытается ответить на вопрос “почему?” Католическая Церковь стала такой , какой мы её видим сегодня.

Итак, объектом исследования является Римо-Католическая Церковь в период с I-XX века. Метод исследования - историко-догматический. Цель исследования-проследить генезис РКЦ и сделать выводы, дабы не повторить её многочисленные отклонения в различных областях. Тот, кто пренебрегает уроками истории-не имеет будущего.

Св. Григорий Богослов: “Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас”.

Св. Филарет Московский: “Души западных христиан предаю суду Божию , наипаче же милосердию Его”.

Св. Феофан Затворник: “Я не знаю спасутся ли католики…но если я стану католиком-я погибну”.

  

1. Возникновение римской христианской общины. Епископ Рима.

Существуют три основных мнения о происхождении христианской общины Рима.

1. Эта версия гласит. что ап. Пётр является основателем общины и её первым епископом.

2. Другая версия считает, что ученики ап. Павла могли стать основателями общины . Это вытекает из того, что Павел “старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании”(Рим. 15. 20). Он писал римлянам в 58 году, хотя сам ещё не был в Риме

3. Последняя версия небезосновательно предполагает, что Римская церковь возникла после дня 50-цы (Деян. 2. 14), когда иудеи слышавшие тогда проповедь апостолов перенесли благую весть в Рим. Во всяком случае в 50 г. там уже были христиане ( Деян. 18. 2; ср. Светоний, “Жизнь XII цезарей”, Клавдий , 25) .

В 64 году в городе было уже “огромное множество верующих”(Тацит, Анналы, XV, 44) . Вначале общину составляли иудеи диаспоры но вскоре к ним присоединились и христиане из язычников.

Что касается приведённых версий, то можно принять последние две, а что касается первой, то её можно оспаривать. Ап. Пётр не мог быть епископом именно Римской церкви, поскольку в н. 60-х гг. епископальная церковь ещё не сложилась и более того-в Рим он прибыл к концу жизни ок. 63 г. а казнён был в 64 или 67 гг. , когда христиан здесь уже было много.

О епископах Рима первых III веков мало, что известно. Мы знаем их имена и то, что 2 из них окончили жизнь в ссылке, а остальные 30 стали мучениками за Христа. Это известно из Книги первосвященников (“Liber pontificalis”). Ап. Пётр стоит в ней на 1-м месте. После него до папы Сильвестра I (314-335) насчитывается 32 епископа.

Первым епископом, который вмешался в дела другой церкви был св. Климент. Коринфские христиане попросили его примирить враждующие партии и уврачевать возникший там раскол. Для этого он пишет в Коринф ряд посланий. Писал чужой общине и еп. Сотир (166-174) обращаясь с увещаниями.

Первый же раскол в самом Риме возник при выборах епископа на которых обнаружилось два претендента. Выиграл Пий (140-154\155) и выступил против другого еретичествующего кандидата. Был раскол и при еп. Корнилий(251-253) и анти-папе Новациане по поводу принятия отпадших. Последний отличался своим ригоризмом в этом вопросе но Римская церковь избрала средний путь и Новациан был низложен.

Первое длительное пустование Римской кафедры пришлось на правление имп. Деция. Жертвой его гонений стал еп. Фабиан (236-250) и 14 месяцев общиной управляли пресвитеры и диаконы.

Гонения на христиан начались при имп. Нероне, когда он в поисках литературного вдохновения поджёг Рим, а вину возложил на христиан. Гонения носили локальный характер. Время от времени они вспыхивали с новой силой в разных частях Империи, но не были продолжительными и тотальными. Отступники от веры вернувшиеся назад в общину и раскаявшиеся получали свидетельства об этом- libelli pacis.

Несмотря на гонения церковь росла и крепла. К концу III в. На 30 тыс. верующих приходилось 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 суб-диаконов, 42 алтарных служки, 52 экзорциста и один привратник. Римская церковь стала “Matrix et radix ecclessiae catholica” (св. Киприан Карфагенский, 48 посл. )

 

 

2. Первые конфликты Востока и Запада.

Они возникли из-за даты празднования Пасхи и перекрещивания еретиков.

Малоазийские церкви отмечали Пасху в один день с иудеями -14 нисана. Христиане Запада, Греции и Египта делали это в 1-е воскресение после 14 нисана. Папа Виктор(189-199) узнав о малоазийсской практике пригрозил тамошним христианам отлучением(ср. Евс. Ц. И. V, 22). Собор в Ефесе в ответ на это поручил еп. Поликрату дать достойный ответ. Он написал Виктору послание, своего рода апологию. Но папа был неподкупен и возникла ситуация схизмы, которая была устранена лишь на Никейском соборе. Ранее уже возникал подобный спор между св. Поликарпом Смирнским и папой Аникитой(155-166). К согласию они не пришли , но не было и схизмы.

Относительно перекрещивания тоже были жаркие споры. В Сев. Африке и Малой Азии приходящих от еретиков крестили заново не признавая их прежнего крещения т. к. они “не имеют того же Бога и Христа”(Тертуллиан, о крещении 15;Киприан, посл. 73, 3). В Риме и др. церквях крещение не повторялось если оно было совершено во имя Троицы и поэтому достаточно руковозложения епископа и Евхаристии. Когда малоазийские и африканские христиане закрепили свою практику на соборах, в к. 254 года папа Стефан (254-257) пригрозил разрывом отношений. Он назвал св. Киприана Карфагенского “лжехристианином, лжеапостолом и рабом лукавого”. В защиту выступили Фирмиллиан Кесарийский и Дионисий Александрийский. Первый писал: “сколь великий грех ты взял на себя, когда отлучил себя от стольких церквей ибо себя ты сам отлучил от церковного единства…”

Карфагенские соборы 255-256 гг. снова утвердили свою практику и Стефан прервал церковные сношения.

Как мы видим, несмотря на авторитет Рима, другие поместные церкви не шли на уступки, хотя должны были сделать это согласно учению католиков о безапелляционном подчинении преемнику Петра в древности.

3. Римская церковь в IV веке. Сардикийский и Никейский соборы.

30 апр. 311 г. Галерий-имп. восточной половины империи отменил всякие гонения на христиан, что было подтверждено и Миланским эдиктом 313 года. Христианам безвозмездно передавались языческие храмы . Появилась возможность созвать вселенский собор. Он состоялся в 325 г. в Никее близ Константинополя. Представителями папы Сильвестра на соборе были пресвитеры Виктор и Викентий.

Собор принял несколько важных решений. Кроме Символа веры решали вопросы о праздновании Пасхи, устранении мелетианского раскола в Александрии. Знаменитый 6-й канон касался вопросов юрисдикции: “Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, Ливии и Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно. Подобно и в Антиохии и других областях да сохраняются преимущества церквей”. Западный историк Руфин толкует: “чтобы древний обычай сохранялся в Александрии и Риме и чтобы епископ Рима имел попечение о пригородных церквях (suburbicariae ecclessiae). Под категорию пригородных подходят 7 ближайших Риму епархий: Веллетри, Порто, Албано, Сабина, Фраскати, Палестрина, Остия.

Сардикийский собор 343 года состоялся по поводу апелляции св. Афанасия Александрийского к епископам Запада в вопросе единосущия 2-й ипостаси Троицы Богу Отцу. Восток был охвачен пламенем арианства и Афанасию ничего не оставалось делать как бежать в Рим.

3, 4, 5, правила собора дают отныне папе власть вне его юрисдикции. Согласно им, епископ низложенный областным собором может апеллировать к папе, который может решать, давать или нет ход апелляции. Если апелляция признана законной папа назначает церковный суд из епископов соседней области. Пока дело низложенного епископа разбирается - его кафедра свободна.

В к. IV века правила Сардикийского собора в западных канонических сборниках включаются под единой нумерацией в правила Никейского вселенского собора. Кто именно это сделал - неизвестно, но это отныне давало право папе претендовать на исключительные полномочия во Вселенской Церкви. С этого момента папы начинают слать своих легатов и викариев во все “горячие точки” и патримонии (крупные земельные пожертвования “в пользу ап. Петра”).

Легаты -доверенные посланники с известной степенью папских полномочий. Папы сами в соборах не участвовали, а приучали епископов к присутствию легатов.

Викарии - представители папы как наместника. Титул присваивался не лицу, а кафедре тем самым подчиняя её Риму. Власть викария была выше власти митрополита и поэтому многие епископы соблазнившись на это принимали титул. Папа Иннокентий (402-417) пишет Виктрицию еп. Руанскому-своему викарию: “Если откроются важные дела, то по епископском рассуждении о таковых следует доводить до сведения ап. престола как постановил о том собор и обычай (beato consvetudo). По словам проф. В. В. Болотова “пока римские епископы развивали свою власть на Западе, они стояли на почве канонической. Но они захотели быть папами на Востоке и в этом стремлении сошли с исторической канонической почвы на догматическую”.

4. Римская церковь и поместные церкви Запада.

На Западе веками существовали независимые от Рима поместные христианские церкви.

Медиоланская церковь:весьма раннего происхождения и прославлена епископством св. Амвросия. В IVв. Медиолан (Милан) был столицей империи, а в 381 г. Тут состоялся собор и все его постановления всупили в силу без к. л. утверждения в Риме, что говорит нам о независимости этой церкви. В споре “о 3-х главах” в VI в. М. Ц. формально отделилась от Рима и вхождение её под римскую юрисдикцию произошло лишь при папе Григории Двоеслове в VII в. всвязи с просьбой о помощи при нашествии лонгобардов.

Аквилейская Ц. :Её по преданию основал ап. Марк в Аквилее (теперь Венеции) в I в. Во главе церкви стоял митрополит и ему подчинялось 14 епископов. Одно время митрополит носил титул патриарха и сейчас католический архиепископ города так именуется. Присоединение к Риму произошло по той же причине, что и у Милана в 698 г.

Равеннская Ц. Её расцвет приходится на IV-V вв. , а история подчинения Риму схожа с предидущими церквями.

Фессалоникийская Ц. изначально ориентировалась на Рим. В IV в. архиепископы Ф. получают от папы титул викария и подчёркивают свою лояльность к Риму. При возвышении Константинополя Ф. Ц. постепенно теряет свою независимость и при имп. Льве Исаврянине насильно присоединяется к Конс-у патриархату в 732 г.

Иберийская или Испанская Ц. Быстро входит в ареал римского влияния т. к. Рим был духовной и материальной поддержкой против вест-готов. В 385 г. И. Ц. оказалась под римской юрисдикцией.

Галльская или Французская Ц. Изначально стремилась к независимости. Между 346-444 гг. известно 8 случаев низложения епископов соборами, но ни один не аппелировал к папе. Влияние Рима здесь проявилось во 2 п.
V в. при папе Льве Великом, назначившего в г. Арль своего викария. Подчинение Риму приходится на VII в.

В Африке хр-во имело свои порядки независимые от Рима. Епископы имелись почти в каждом городе, а председательствовал еп. Карфагена. В н. V в. снова происходят конфликты с Римом. В 418 г. Пресвитер Апиарий был низложен еп. Урбаном за аморальное поведение. По 5 пр. Никейского собора он мог апеллировать к вселенскому собору, но он обратился к папе Зосиме (417-418), который и принял его под покровительство по сардикийским канонам. Зосима отправил в Африку 3-х легатов с целью низложить Урбана и доставить в Рим, а Апиария оправдать. Собор в Карфагене начался с того, что легаты зачитали сардикийские правила уже присоединённые к правилам Никейского собора, но отцы не нашли ничего подобного в своих кодексах. Возникло недоумение. В Конс-ль, Антиохию и Александрию отправились гонцы для сличения правил Никейского собора. Пока они ездили папа Зосима умер и его преемник Бонифаций (418-422) подтвердил полномочия легатов. Послы с Востока тем временем вернулись и привезли правила без всяких дополнений. Урбан остался на месте, покаявшегося Апиария послали на другой приход, а легаты уехали ни с чем. Вскоре Апиарий снова низлагается за распутство и снова апеллирует в Рим. Следующий папа - Целестин (422-432) снова шлёт 1 легата, которому в Карфагене доказали преступления Апиария и он отказался от его защиты. Легат привёз папе послание из Африки где ему советуют не принимать часто апелляции и что “ интересы справедливости достаточно подтверждаются тем, что осуждённый может апеллировать к поместному или вселенскому собору и что Афр. Ц. сама в праве решать свои внутренние дела”. Выражается надежда, что больше не будут приезжать легаты для исполнения римских приговоров, а клирик прибегнувший к заморскому суду не может отныне быть восстановлен в своём достоинстве. В 429 г. В Африку хлынули вандалы и стёрли цивилизацию с лица земли. Христиане подчинились Риму при папе Льве Великом.

5. Западная церковь и Вселенские соборы в IV-V веках

Император Феодосий в 381 году созвал собор в Константинополе для решения ряда вопросов, но ни папа Дамас (366-384), ни епископы Запада на соборе на были. Было осуждено арианство и дополнен Символ веры учением о Св. Духе.

3-й канон собора гласил, что епископ Конс-ля (подчинявшийся епископу г. Гераклея) отныне по чести занимает место непосредственно после еп. Рима т. к. он “Новый Рим”, т. е. столица и был по преданию местом проповеди ап. Андрея. -т. е апостольского происхождения. Канон не был направлен против Рима, а служил возвышению Конс-ля над вост . патриархатами, . главным образом над Александрийским. Папа Дамас не признал 3-й канон и на Римском соборе 382 г. было определено, что во главе Церкви стоят епископы тех городов, где ранее действовал ап. Пётр или его ученики (ап. Марк в Александрии).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Похожие:

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев iconСписок литературы Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998
Аквилонов Е. прот., проф. Новозаветное учение о Церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования. Спб., 1898

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев iconФ. А. Брокгауз И. А. Ефрон Энциклопедический словарь (С)
Е. Голубинский, «Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской или молдо-валашской» (М., 1871); прот....

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев iconРуководство по истории Русской Церкви Руководство по истории Русской...
Христианство в пределах России до начала Русского государства. Крещение великой княгини Ольги. Обстоятельства крещения святого Владимира....

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев iconТихоновский Богословский Институт введение в литургическое предание...
Не случайно в последние де­сятилетия крупные богословы сделали литургическое богословие темой своей церковной деятель­ности. Возникло...

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев iconРуководство по эксплуатации на 10 прот
Все предлагаемые изолирующие противогазы (далее противогазы) должны быть новыми, все комплектующие текущего года выпуска и изготовленными...

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев iconТак назвал свой краткий очерк об истории дорожного дела в Родинском...
Андрей Серафимович, умело сочетая исторические факты, зафиксированные в архивных документах, с воспоминаниями старожил,сумел раскрыть...

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев iconОтношение между церковью и государством
Источники церковной истории. Издания источников Требования от историка объективности и аконфессионализма. Отношение церковной истории...

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев iconУтверждено Решением Закупочной комиссии Прот окол №553/ 2016 от «15» июня 2016 г
Выполнение шефмонтажных, пусконаладочных, регулировочно-сдаточных работ на швартовных, заводских ходовых, государственных испытаниях...

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев icon19 мая 2014 г г. Москва Мировой судья судебного участка №379 Пресненского...
Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее Коап рф), в отношении Религиозной организации – Приход Непорочного Зачатия...

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев icon«Задания для проведения промежуточной аттестации по истории в 5 классе»
Цель использования разработки: проверка и контроль знаний обучающихся по завершению изучения курса истории Древнего мира

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев iconTE. cap. 00111-004 © European Aviation Safety Agency. 1/3 Proprietary...
Аэробус а-321 столкнулись с блокировкой двух контактных датчиков угла атаки (аоа) при наборе высоты, приводящей к активации Альфа-защиты...

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев iconРабочая программа элективного курса «Подготовка к егэ по истории»
Письменные формы проверки знаний по истории еще совсем недавно не часто встречались в практике части учителей. Тестовые материалы...

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев iconА. В. Карташев. Очерки по истории
Высшее Церковное управление и отношения Церкви к государству. Св. Синод после Петра Великого

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев iconА. В. Карташев. Очерки по истории
Развитие ее отношений к греческой церкви, с одной стороны, и к русской государственной власти, с другой (в в. ХIII — XVI)

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев icon150 лет со дня принятия названия Церкви Адвентисты седьмого дня
Церкви «Адвентисты седьмого дня» (асд). Это знаковое для Церкви асд событие стало важной вехой на пути создания церковной организации....

Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев icon2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного....
Понятие о церковно-исторической науке. Источники по истории Русской Церкви. Периодизация


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск