Название раздела




Скачать 358.87 Kb.
НазваниеНазвание раздела
страница1/2
ТипПояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2



Содержание


раздела

Название раздела

Стр.



Пояснительная записка

3



Планируемые результаты освоения учебного предмета

4



Содержание учебного предмета

6



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

12



Приложение. Учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

13


1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 3А класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями на 18 мая 2015г, примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобреной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015г. №1/15 размещена в реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации (http://fgosreestr.ru), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Северский лицей» ЗАТО Северск Томской области на основе примерной рабочей программы по учебному предмету к линии учебников «Изобразительное искусство» для 1–4 классов И.Э. Кашекова Академкнига/учебник, 2015 г. (УМК «Перспективная начальная школа»)

Программа обеспечена учебником «Изобразительное искусство. 3 класс. ФГОС». Авторы: И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. - М.: Академкнига, 2014 г., 2016г
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю×34нед), годовая промежуточная аттестация проводится в четвёртой четверти в форме творческой работы, которая оценивается по пятибалльной системе. На основании положительных результатов годовой промежуточной аттестации, решением педагогического совета обучающийся переводятся в следующий класс (на уровень образования).
Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

В соответствии с этой целью решаются задачи:

- воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.

Обучающиеся научатся:

· положительно относится  к урокам изобразительного искусства.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

· познавательной мотивации к изобразительному искусству;

· чувства уважения к народным художественным традициям России;

· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Обучающиеся научатся:

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

· выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные приёмы работы красками;

· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· вносить коррективы в свою работу;

· понимать цель выполняемых действий,

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД.

Обучающиеся научатся:

· «читать» условные знаки, данные в учебнике;

· находить нужную информацию в словарях учебника;

· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

· различать цвета и их оттенки,

· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД.

Обучающиеся научатся:

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

· участвовать в коллективном обсуждении;

· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Ожидаемые результаты к концу 3 года обучения

Предметные результаты

  • получат простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;

  • Обучающиеся научатся

  • различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;

  • применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

  • добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

  • добывать  начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.

  • различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • узнавать  известные центры народных художественных ремесел России;

  • узнавать ведущие художественные музеи России.

Обучающиеся получат возможность научится:

  • выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

  • чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

  • творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;

  • использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;

  • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);



3. Содержание учебного предмета

«Изобразительное искусство» 3 класс (34 часа)

Раздел 1. Волшебный мир, наполненный чудесами (6 ч)

Древние корни народного искусства (1 ч). Традиции народного искусства. Отражение в традиционном народном искусстве верований, труда и быта народа. Древние корни народного искусства. Каждый человек с раннего детства входит в необычный сказочный мир, наполненный чудесами. Роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства. Миф и сказка.

Из чего родилась сказка. Представление древних людей о мироустройстве. Знание о том, как жили наши древние предки сохранилось благодаря искусству. Украшения, предметы быта, орудия труда, найденные при раскопках на местах древних поселений. Росписи на стенах пещер рассказывают о жизни древних людей. Изображение животных древними художниками.

из потребностей жизни (1 ч). Древние изображения на каменных стенах пещер, в которых обитали древние люди. Образы животных в наскальной живописи. Обобщенность образа; передача самых типичных качеств животного; сочетание в одном образе реальных и фантастических черт. Выразительность и узнаваемость изображений животных, условность в изображении людей.

Художественная деятельность. Сделать композицию на тонированной бумаге в манере наскальной живописи (уголь, сангина, мел или тушь, перо). Изобразить эпизоды из жизни племен древних рыболовов и охотников.

из веры (1 ч). Вера древних людей в происхождение их рода от животного. Фигурки животного – покровителя рода, сделанные из камня, дерева, металла или керамики. Звериный стиль в искусстве древних скифов. Украшение фигурками животных оружия, конских сбруй, щитов, колчанов, пряжек, застежек на одежде скифских воинов. Передача сути образа: силы, ловкости, скорости, чуткости, зоркости, быстроты реакции животного. Оберег – священное изображение, наделенное, по мнению человека, оберегающей силой. Соединение реальных и фантастических черт в образах животных. Красота и польза в представлении древних. Вера в то, что качества зверя перейдут обладателю его изображения. Коллекция фигурок звериного стиля в Эрмитаже.

Художественная деятельность. Придумать и сделать оберег с изображением зверя или птицы, которое лучше всего соответствует самоощущению ребенка. Работу выполнить в объеме или на плоскости в виде рельефа. Пластилин или пластическая масса, скульптурная глина и стеки.

...из желания узнать мир и сделать его лучше (1 ч). Объединение искусством многих видов деятельности, которые помогали человеку выразить представления об окружающем мире, усвоить и передать знания и умения, способствовали общению. Существование искусства в сознании древнего человека слито с мифом и религией. Раскрытие в мифах не только смысла событий, но и проекта их лучшего осуществления. Миф – это сказание, передающее представление древних народов о происхождении мира и человека. Роль мифа в жизни древнего человека: восполнение недостатка знаний, объяснение загадок природы, помощь в понимании мира, уверенность в будущем. Соединение в мифе реального и фантастеского. Герои мифов – боги и люди, фантастические звери и птицы, стихии природы (ветер, вода, огонь, земля) и волшебные предметы. Воплощение содержания мифов в священных действах – обрядах и ритуалах. Ритуал – это установленный порядок определенных магических действий. Магия – вера в сверхъестественную способность человека управлять природой и предметами. Слитность древнего искусства – музыки, изобразительных искусств, танца, театра в древних обрядах и ритуалах. Сказочный характер мифологических образов. Сохранение отголосков древнего ритуального действа в языке сказочных символов.

Язык сказочных символов (1 ч). Знак – это общепринятое изображение, используемое для хранения и передачи информации. Все люди, включенные в пространство одной культуры, одинаково понимают смысл знака, например – букв алфавита, цифр, дорожных знаков. Владение языком знаков и символов для понимания искусства. Древние знаки солнца, земли, воды. Символ похож на знак, но имеет множество значений. Глубокое содержание символа и сообщение им многозначности художественному образу. Раскрытие символом общих для людей переживаний мира и самих себя. Древний символ Древа Жизни в народных вышивках. Образ Древа Жизни в современном искусстве. Возможность интерпретировать изображение как знак и как символ. Символика прялки и ее связь с космическими и календарно-циклическими представлениями. Соединение русской прялки с культом плодородия и заупокойным культом предков. Символика резных украшений деревянного дома, формы и росписи прялки. Разнообразие сказочных символов: персонажи, предметы, элементы природы, птицы и животные (например, Жар-птица и златогривый конь; меч-кладенец и золотое яблочко; живая и мертвая вода; дорога, ведущая героя к победе, и избушка на курьих ножках; клубок; Иван-дурак и Баба Яга; день и ночь). Художественная деятельность. Выполнить эскиз вышивки, применяя древнюю символику. Бумага в клетку и цветные фломастеры.

Сказка – ложь, да в ней намек… Конь – символ добра и благополучия. Символика цвета (1 ч). Отличия сказки от мифа. Конь – любимый герой народных сказок и мифов. Конь –символ добра и благополучия. Роль коня в сказках. Изображение коня в искусстве. Образ коня в раскрытии содержания художественного произведения. Интерпретация образа коня с иллюстраций к сказкам. Образ коня в искусстве разных народов. Значение композиции произведения, места, которое занимает конь, его очертания; цвет фона, цвет коня, его связь с человеком в понимании смысла произведения.

Характеристика деятельности учащихся. Сравнивать миф и сказку. Интерпретировать древние образы, представленные в произведениях живописи, книжной графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Иметь представление об образе и символике коня в древнем и народном искусстве. Понимать значение композиции произведения, формы и цвета объектов в раскрытии содержания. Символика цвета. Цвет как сигнал, знак, символ. Многообразие символики цвета.

Художественная деятельность. Создать образ сказочного коня. Определить черты, которые надо подчеркнуть, и цвет, который поможет передать суть его характера и намерений.

Раздел 2. Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве (2 ч) Богатырская тема в изобразительном искусстве России (В. Васнецов, М. Врубель и др.). Тема – сюжет – содержание произведения искусства. Тема – сфера реальной жизни или фантазия, получившая отражение в произведении искусства. Сюжет - изображенное событие и развитие действия, запечатленного в произведении. Темы поиска счастья или Жар-птицы, от которой оно зависело, и др. Троекратные повторы в сюжете. Волшебные превращения в сюжетах сказок. Сказочные мотивы в изобразительном искусстве. Сказочная птица (М. Врубель, В. Васнецов). Композиция и цвет в создании выразительных образов. Отличие положительных и отрицательных героев сказок, преображенных в зверей и птиц. Образы добрых и злых персонажей. Линии и цвета для их изображения. Разнообразие штрихов для передачи фактуры перьев птицы или меха животного. Художественная деятельность. Изобразить сказочную птицу или зверя, в которых могли бы превратиться герой или героиня сказки (графические техники).

Раздел 3. Художники-сказочники. Сказочные образы (5 ч)

Художники-сказочники. Образ героя неотделим от сюжета (1 ч). Художники, использовавшие в своем творчестве сюжеты сказок: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Иван Билибин, Николай Рерих. Специфика их творчества, художественная манера и круг сюжетов. Работы этих художников хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге. Художественная деятельность. Определить автора каждого фрагмента из произведений художников-сказочников по их художественной манере. Мифопоэтические образы славянского искусства и их отражение в народной культуре в разных видах искусства. Изображения волшебных птиц Сирина и Алконоста, лесного божества Лешего, обитательниц рек – русалок. Изображение русалок в деревянной резьбе, украшающей деревенский дом. Связь древнего понятия ≪оберег≫ с берегом реки. Использование в искусстве приема комбинирования целого из разных деталей. Соединение элементов различных животных, птиц, растений помогло создать новые образы (русалки, птицы Сирин и Алконост, Змей-Горыныч и т.п.). Чем богаче зрительный опыт художника, тем более интересные и разнообразные образы он сможет придумать. Сказочные образы - обереги – в искусстве народных умельцев (Дымка, Филимоново, Абашево и др.). Художественная деятельность. Рассмотреть изображения реальных зверей, птиц, растений, насекомых и создать фантастический образ. Пусть это будет добрый образ – оберег. Пластилин или скульптурная глина.

Герой сказки – носитель народных идеалов (1 ч). Образ главного героя сказки. Перерождение в результате выпавших на долю героя (по сюжету сказки) испытаний, Иванушки-дурачка (царевича, юноши) – в сильного, смелого, доброго, крепкого духом идеального героя. Образы русских богатырей с картины В. Васнецова. Одежда русского воина: кольчуга, шлем, кольчужка. Щит и меч – обязательные атрибуты воина. Этапы создания портрета героя сказки: пятном изобразить овал лица, шею и плечи. Изменения в одежде русских воинов

с течением времени (XVII–XX вв.). Изменения образов сказочных героев. Художественная деятельность. Создать образ героя сказки – защитника Родины. Можно изобразить его в полный рост или сделать погрудный портрет.

Образ Героя – защитника Отечества в искусстве (1 ч). Герои сказок как воплощение мечты народа об идеальном защитнике, которому по плечу любые подвиги во имя мира и добра на родной земле. Стремление людей в страшные для нашей Родины дни вставать на ее защиту и спасать родную землю и свой народ. Образ защитника Родины в произведениях художников. Образы разных поколений защитников Земли Русской в современном искусстве. Образ героя Великой Отечественной войны. Соответствие черт, свойственных сказочным героям, образам настоящих героев.

Художественная деятельность. Создать образ героя – реального защитника Родины (гуашь или пластилин). Идеальный образ сказочной героини (1 ч). Главные героини русских сказок. Наделение сказочной героини качествами, которые, по мнению народа, должны были присутствовать у идеальной женщины: красота, скромность, терпение, стойкость, верность, доброта, заботливость, трудолюбие, умелость, чувство собственного достоинства. Роль одежды в характеристике женского образа: головной убор (кокошник или платок), сарафан, рубаха. Художественная деятельность. Создать образ героини русской народной сказки, постараться передать основные качества, соответствующие идеальному женскому образу (гуашь или пастель).

Идеальные женские образы в искусстве (1 ч). Представление об образе идеальной женщины, отраженное в искусстве. Качества женщин – героинь произведений искусства: нежность и сила духа, доброта и смелость, трудолюбие и заботливость, скромность и оптимизм, мастерство и обладание хорошим вкусом. Художественная деятельность. Создать современный идеальный женский образ. Можно изобразить маму или учительницу.

Раздел 4. Реальность и фантазия (11 ч)

Образы отрицательных персонажей (2 ч). Борьба двух главных противников, противоположных по духу, внешнему виду и целям, – основа любого сказочного сюжета. Противостояние положительных героев сказок злым, хитрым, коварным персонажам. Наделение отрицательных персонажей (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч, злая царица и др.) огромной силой, подкрепленной колдовскими чарами. Передача характера с помощью внешнего вида. Зловещие образы злых героинь, ассоциации с образом сердитой птицы или настороженного, агрессивного зверя. Цвет и характер линии в создании образа. Художественная деятельность. Создать образ отрицательной героини сказки. Возникновение обраов чудовищ в результате преобразования настоящих животных и птиц, добавления к их реальному виду различных деталей: голов, лап, клыков, крыльев. Образы фантастически чудвищ в резьбе, украшающей избы и храмы. Деревянная резьба. Каменная резьба Дмитриекого собора во Владимире, соборов в Чернигове и Юрьеве-Польском. Изображение чудищ на изразцах. Украшение цветными изразцами печей, фасадов каменных храмов и палат. Знакомство со способами изготовления изразца. Художественная деятельность. Выполнить из пластилина или скульптурной глины модель изразца, украшенного изображениями фантастических животных.

Образ дороги в сказке и дорога в жизни (1 ч). Дорога как символ жизненного пути. Образ дороги в сказках. Соединение в образе дороги трех миров – подземного, земного и небесного. Путь по стволу дерева к небу, путь через реку в потусторонний мир и т.д. Встречи и приключения, поджидающие героя на дороге. Образ дороги в произведениях художников И. Левитана, Н. Рериха, И. Шишкина, в иллюстрациях И. Билибина. Использование правил перспективы при изображении дороги. Линия горизонта. Художественная деятельность. Выполни в тетради упражнения на построение перспективы дороги.

Там, на неведомых дорожках… (1 ч). Роль перекрестка дорог (перепутье, росстань). Выбор героем собственного жизненного пути, принятие жизненно важного решения. Знаки перепутья: поклонный крест или огромный валун. Образ пути-дороги – символ судьбы героя. Дорога по реке или по небу. Художественная деятельность. Коллективная работа. Выбрать или придумать сказочный сюжет. На большом листе картона нарисовать план-схему сказочной дороги, по которой должен пройти герой сказки, чтобы достичь цели.

Странствия по разным мирам (1 ч). Соединение дорогой трех миров – подземного, земного и небесного. Странствия героя по различным мирам. Жизнь человека как путешествие по дороге жизни. Изображение дороги длиною в жизнь человека, всего его жизненного пути на картине К. Петрова-Водкина. Виртуальное присутствие дороги на картине. Представление о дороге, по которой идет герой, ее характеристика; представление о том, какой путь совершил герой, какой была его дорога: легкой или тяжелой, длинной или короткой и т.д. Художественная деятельность. Продолжить коллективную работу. Пусть каждый изобразит различные препятствия, которые могут встретиться на пути героя. Пройти путь главного героя сказки, используя игральную кость и фишки.

Образ сказочного леса (1 ч). Дорога через заколдованный лес. Образы сказочного дерева: могучий дуб, нежная березка или рябина, колючая ель. Близость (по духу) деревьев персонажам сказок. Способы изображения деревьев и их особенности. Художественная деятельность. Представить, что злой колдун превратил в дерево богатыря или красну девицу, а может быть, Бабу Ягу или какого-то злодея. Определить, какое дерево больше подойдет для характеристики образа. Нарисовать древо и придать ему выразительные черты сказочного персонажа (карандаш, роллер).

Заколдованный лес. Волшебный лес (1 ч). Образ мрачного леса Бабы Яги как олицетворение иного мира для героя. Избушка на курьих ножках. Образы деревьев, которые могут расти в заколдованном лесу. Выражение в образах этих деревьев характера и помыслов Бабы Яги. Избушка Бабы Яги, созданная в Абрамцеве по рисунку В. Васнецова. Иллюстрация И. Билибина к сказке ≪Василиса Прекрасная≫. Передача художником характера и помыслов всадников с помощью окружающей природы. Соответствие мрачного вида чащи ельника и колючих ветвей деревьев характеру отрицательных персонажей. Художественная деятельность. Выполнить в рабочей тетради упражнения по изображению елей.

Образ заснеженного леса на картине В. Васнецова ≪Снегурочка≫, его соответствие образу Снегурочки. Образы Снегурочки у М. Врубеля и Н. Рериха. Черты характера Снегурочки, увиденные каждым из этих художников. Представить, какие деревья могут расти в лесу Снегурочки. Рассказать о картине В. Васнецова ≪Заснеженный лес≫. Художественная деятельность. Изобразить лес Снегурочки. Использовать гуашь и тонированную бумагу.

Образ жилища в сказке и в жизни (1 ч). Путешествие героя от порога родного дома: избы, каменных купеческих палат или царского дворца. Изба – русское крестьянское жилище, срубленное из бревен и покрытое двухскатной крышей. Отношение крестьян к своему дому. Элементы конструкции и декора избы. Выражение в украшении избы стремления сберечь семью от различных напастей – болезней, злых духов, природных явлений. Использование в деревянной резьбе изображений оберегающих символов: солнца и птиц, символизирующих небо; львов и русалок, обозначающих подземный и подводный миры. Конек на крыше представлял солнечное божество и символизировал богатство и достаток в доме. Украшение пространства вокруг дверей и окон – резные наличники. Украшение богатых теремов и царских хором. Образы сказок в разных видах народного искусства: в декоре домов, орнаментах вышивки, резьбе и росписи предметов быта. Художественная деятельность. Нарисовать наличник окна. Какие символы нужно изобразить, чтобы к жителям дома пришла удача? Где они будут расположены – над окном, под ним или по бокам?

Образ деревни (1 ч). Путешествие от порога сельского дома. Жизнь деревенских жителей в ладу с природой, знание и уважение ее законов. Деревенская улица, повторение очертаний рельефа местности. Разнообразие изб: богатые и бедные, украшенные резными орнаментами и почерневшие, покосившиеся от времени. Расположение деревни на живописном берегу реки или озера, среди полей или на опушке леса. В. Васнецов: эскизы декораций к опере Н. Римского-Корсакова ≪Снегурочка≫. Образ деревенской улицы в картинах художников: ощущение сонной тишины или яркого праздничного веселья. Гармоничная связь традиционных сельских построек с окружающей местностью. Художественная деятельность. Коллективная работа. Изобразить сельскую улицу, вдоль которой выстроились нарядно украшенные дома крестьян. Показать природу, среди которой уютно расположилась деревня. Фон можно написать гуашью. Дома, колодец и другие строения сконструировать из бумаги и приклеить к фону.

Образ города (1 ч). Город древности – неприступная крепость. Могучие стены, сторожевые башни, проездные ворота, подъемные мосты, ров, окружающий город со всех сторон. Главный собор в центре города, деревянный или каменный дворец и хоромы или палаты бояр и именитых людей. Дома богатых купцов. Избы бедного и мастерового люда на окраине города (Н. Рерих ≪Путивль≫, ≪Ростовский кремль≫; А. Васнецов ≪Московский Кремль≫). Художественная деятельность. Коллективная работа. Создать макет сказочного чудо-города. Выбрать подходящие замыслу способы работы с бумагой для построения макетов построек различной формы.

Образ сказочного города (1 ч). Образ сказочного чудо-города ≪с златоглавыми церквами, с теремами и садами≫. Легенда о невидимом чудесном граде Китеже. Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу в объеме или в рельефе на тему: ≪Сказочный город≫ или ≪Чудесный град Китеж≫.

Раздел 5. Образы сказочных атрибутов (7 ч) Роль предметов, наделенных в сказках волшебной силой: блюдечко с голубой каемочкой, молодильные яблоки, клубок, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, волшебные бусины, шапка-невидимка, куколка, прялка, волшебное зеркальце, колечко, гребень, веретено, корона, меч-кладенец и др. Символика и особенности изображения сказочных предметов.

Свет мой, зеркальце… (1 ч). Особая роль зеркала; отражение героини, событий, происходящих с другими персонажами сказки. Зеркало как таинственный мир и как дорогая вещь. Художественная деятельность. Разработать эскиз рамки зеркала для какого-нибудь сказочного персонажа.

Куколка (1 ч). Кукла в сказочных сюжетах, древних обрядах и обрядовых играх. Изготовление кукол в древности (вырезание из дерева, вязание из соломы, лепка из глины, скручивание из тряпочек). Куклы: пеленашка, закрутка, стригушка, куватка. Куклы-помощницы, свадебные куклы и др. Обрядовые куклы. Кукла, замещающая надолго ушедшего из дома человека (сказка «Василиса Прекрасная»). Наделение сказочной куклы особой защитной магией. Вера в оберегающую силу куклы. Последовательность изготовления куватки. Изготовление куклы из соломы, ниток, тряпочек, фантиков. Художественная деятельность. Создать обрядовую куклу, а затем объединить всех кукол в единую солнечную композицию.

Яблоки и яблоня. Катись, катись, яблочко… (1 ч). Волшебное яблоко или яблоня и развитие сюжета сказки. Особое отношение на Руси к яблоне. Праздник Яблочный Спас. Освящение нового урожая плодов. Тайна сказочных яблонь. Добрая или злая сила яблока в сказках. Помощь героям в избрании пути, обретении молодости и мощи, видении событий, происходящих на другом конце света. Принесение вреда героям (отравленное яблоко). Иллюстрации художников А. Куркина и Б. Зворыкина. Неоднозначное отношение людей к яблоку с древних времен. Яблоки в мифах – символ зла или знания, мудрости и солнечного тепла. Выражение ≪яблоко раздора≫. Яблоко как запретный плод в христианстве. Молодильные яблоки в славянских сказках. Значение Яблоньки в сказке ≪Крошечка-Хаврошечка≫. Равнозначность выражения ≪катись, катись, яблочко≫ пути-дороге, по которому оно катится, и безвозвратно проходящему времени. Смысл, связанный с древними значениями этого плода, в изображении яблок на картинах художников. Рассмотреть натюрморты с изображением яблок, раскрыть их содержание. Художественная деятельность. Выполнить натюрморт с яблоками.

Перо Жар-птицы (1 ч). Жар-птица – символ бессмертия. Волшебные свойства пера Жар-птицы. Сюжеты сказок с пером Жар-птицы. Сюжеты сказок, связывающие Жар-птицу с клеткой, внутри которой находятся золотые яблоки. Интерес художников к образу волшебной птицы, освещающей пространство и дающей тепло. Иллюстрация И. Билибина к Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке. Внешний вид и повадки Жар-птицы. Вид пера и его сходство с павлиньими перьями. Свойства перьев: гибкость, пластичность, сходство с ветвями растений или стеблями цветов. Художественная деятельность. 1. Сделать зарисовки перьев разных птиц. 2. Сделать зарисовки ветвей или цветов и придать им образ пера Жар-птицы (тонированная бумага, уголь, мел, сангина). 3. Создать из нарисованных ветвей и цветов образ пера Жар-птицы. Особое внимание обратить на пластичность формы.

Корона (1 ч). Корона – символ величия и власти. Царские и императорские короны, изготовленные из драгоценных металлов и камней. Древние символы в декоре царской короны. Соответствие короны в сказках характеру и намерениям владельца. Черты короны царя, доброй или злой царицы, царевны, Кощея Бессмертного. Художественная деятельность. Выполнить макет короны из бумаги, проволоки, пластической массы и других подходящих материалов.

Меч-кладенец и щит (1 ч). Меч, щит, копье – оружие, которым пользовались наши предки. Волшебная сила оружия в сказках. Солнечная символика меча-кладенца и его использование богатырями из русского фольклора. Яркое свечение вокруг меча на иллюстрациях к сказкам. Меч-кладенец – символ отваги, справедливости, могущества. Смысл его – в мудрости, определяющей коварство и невежество и карающей преступников. Меч мог обозначать также власть и достоинство. Второй важный атрибут воина – щит. Щит – символ защиты и безопасности. Интерпретация слова ≪защита≫. Украшение щита эмблемой воина, сообщающей об его идеалах. Оружие захватчиков – злых персонажей сказок. Меч как символ рока, а щит как устрашающая визитная карточка злодея. Значение размещенных на щите изображений (солнце, дуб, ворон, сова, лев, змея, паук, дракон и др.). Изображение в современных фильмах фэнтези и играх мечей и щитов, символика которых раскрывает характер и намерения персонажа. Художественная деятельность. Придумать и изобразить украшение щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря-защитника или его врагов.

Прялка и волшебный клубок (1 ч). Определяющая роль в сказках прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена. Значимость прядения в крестьянской жизни. Зависимость судьбы пряхи от ее сноровки, мастерства и вкуса. Наделение магической силой в мифах и сказках прядения, ткачества и всего, что с ними связано. Героини сказок, связанные с этой деятельностью: Василиса Премудрая за одну ночь соткала волшебный ковер; Баба Яга пряла, скручивая нить в клубок, который помогает герою найти свою судьбу. Клубок – символ времени и бесконечно- сти, символ судьбы. Богини Судьбы, прядущие нить жизни человека, в культуре разных народов (мойры у греков, Доля и Недоля у славян, Среча и Несреча у сербов). Художественная деятельность. 1. Выбрать и зарисовать предметы, раскрывающие представления древних людей о жизни и судьбе человека. 2. Создать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека (карандаш, роллер, фломастер).

Раздел 6. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… (3 ч)

Изображение праздника и его атрибутов в искусстве. Пир на весь мир (1 ч). Счастливый конец сказки. Праздник, народное гуляние на картинах художников. Праздничный стол, посуда, угощение. Самовар, ковши, братины, чаши, туеса, крынки. Посуда на крестьянском столе – деревянная, глиняная, медная. Посуда на царском столе – серебряная, покрытая цветной глазурью. Дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта (В. Стожаров). Художественная деятельность. Сделать зарисовки предметов крестьянского быта, украсить их символическими узорами. Написать гуашью натюрморт, поставленный учителем.

Народный праздник Образы сказок – основа любого искусства (2 ч). Композиции на тему народных гуляний в живописи и иллюстрациях к сказкам (Б. Кустодиев, И. Билибин, В. Васнецов). Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу на тему народного праздника, например: ≪Пир на весь мир≫; ≪Ярмарка≫. Подготовить фон – деревенскую улицу или помещение дворца. Отдельно нарисовать участников праздника, украсить их одежду, нарисовать разнообразную посуду и яства. Собрать композицию из получившихся элементов. Народный праздник – Красная горка. Хороводные игры. Песни-веснянки и ≪заклички≫ весны. Символика праздника Красная горка. Хороводы в творчестве художников А. Саврасова, Б. Кустодиева. Художественная деятельность. Принять участие в интегрированном мероприятии ≪Праздник встречи весны≫ (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Выполнить костюмы к празднику, украшения. Создать коллективную работу на тему: ≪Хоровод≫.

Общие корни сказочных образов и образов народного изобразительного искусства в древних мифах. Единство символики. Роль осмысления древних символов в понимании настоящего профессионального искусства.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс по учебнику

И.Э. Кашекова 1 час в неделю – 34 часа в год




Название раздела

Кол-во часов

1

Волшебный мир, наполненный чудесами



2

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

2 ч

3

Художники-сказочники. Сказочные образы



4

Реальность и фантазии

11ч

5

Образы сказочных атрибутов



6

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…






Итого

34ч
  1   2

Похожие:

Название раздела iconНазвание раздела
Целевой раздел основной общеобразовательной программы основного общего образования

Название раздела iconНазвание раздела
Оценка учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы

Название раздела iconНазвание раздела
Совершенствование умения диалогической речи по темам «языки международного общения» с использованием клише и ле

Название раздела iconНазвание раздела, подраздела, приложения
Основания возникновения обязанности осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета. 7

Название раздела iconНазвание раздела программы
Дополнительная общеразвивающая программа "Почемучки" является программой социально-педагогической направленности и рассчитана на...

Название раздела iconНазвание раздела страница
Администрация зато северск Томской области Управление образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский...

Название раздела iconНазвание раздела, подраздела, приложения
Все это указывает на правильность выбранной стратегии развития и действий, предпринимаемых для ее реализации, а, следовательно относительно...

Название раздела iconУчебное пособие модуль раздела 1 Геометрическое черчение раздела...
Разработала Коновалова Л. М., преподаватель кафедры эдод (Экономических и деревообрабатывающих дисциплин)

Название раздела iconИнструкция дапоксетин Торговое название
Торговое название: Дапоксетин. Международное (патентованное) название: Дапоксетина гидрохлорид (Dapoxetine), Priligy

Название раздела icon1: Гигиена воздушной среды
Название и определение. Полное название науки «Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов», краткое «Зоогигиена»....

Название раздела iconУказания по заполнению формы федерального статистического наблюдения
Тэц. Атомные электростанции, геотермальные и ветровые электростанции предоставляют указанную форму и заполняют данные раздела 3 по...

Название раздела iconНазвание предмета
Умк (название учебника, автор, год издания) Физика. 9 кл.: учебник/ А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. М.: Дрофа, 2014

Название раздела iconОтчет необходимо пересчитать. Выгрузка осуществляется из раздела "Первичные отчеты"
Выгрузка осуществляется из раздела "Первичные отчеты" с помощью пункта контекстного меню "Обмен/ Экспорт в файл"

Название раздела iconPimafucin регистрационный номер: Международное непатентованное название:...
Лекарственная форма: суппозитории вагинальные; таблетки, покрытые кишечно-растворимой оболочкой; крем

Название раздела iconУтверждаю директор название организации
Администратор принимается на работу и увольняется с работы директором название организации

Название раздела iconНазвание проекта
Название проекта: «Исследование поглощающей способности некоторых медицинских препаратов адсорбционного действия»


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск