Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек»




НазваниеРабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек»
страница1/23
ТипРабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 «ЛАСТОЧКА» ГОРОДА АРМЯНСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом Заведующий «Детский сад №4 «Ласточка»

Протокол №___от___________ города Армянска

_________________ В.Г. Голумбовская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

«Крымский веночек»




2015 год
СОДЕРЖАНИЕ



I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2

Пояснительная записка 2

1.1.Цели и задачи образовательной программы 2

11.2. Структура программы 3

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 4

2.1. Природа Крыма 4

Задачи: 4

Географическое положение 5

Степная зона 5

Предгорье 5

Горная зона и южный берег Крыма 5

Крымские горы расположены вдоль южного берега Крыма. Кое-где они вплотную подступают к морю, создавая неповторимый пейзаж дикой природы. В уютных плодородных долинах люди могут выращивать теплолюбивые растения, поскольку горы защищают эту территорию от холодных ветров и 5

Водная среда 5

Из-за того, что большая часть талой и дождевой воды стекает в море, население Крыма испытывает недостаток пресной воды. Для ее сбора и сохранения создаются специальные водохранилища. Самое крупное из них - Симферопольское. Оно снабжает водой население административного центра Крыма. 6

Водопады 6

В Крыму есть водопады, из которых самыми известными является Учан-Су (самый высокий, в г.Ялте) и Джур-Джур (самый полноводный, у с.Генеральское Алуштинского района). 6

В приморской полосе равнинного Крыма находится много озер-лиманов и соленых озер, из которых с древних времен люди добывали соль. Их вода - «рапа» - содержит много полезных веществ, поэтому является лечебной. Самые известные лечебные озера: Сакское и Мойнакское. Кроме воды они знамениты своими лечебными грязями, поэтому сюда приезжают лечиться люди из разных регионов Украины и других стран. 6

Сезонные изменения в природе 6

В связи с тем, что море остывает медленно и долго отдает тепло, осень в районах побережья теплая, продолжительная. Холод дает себя чувствовать ближе к ноябрю. 6

Зима мягкая, часто дождливая. Снег выпадает и задерживается в основном во второй половине января. Часто (особенно в феврале), бывают теплые дни, когда набухают почки, а на Южном берегу цветут деревья и кустарники. 6

Весна затяжная, прохладная, с ветрами и неустойчивой погодой, что связано с медленным нагреванием морской воды. 6

Лето в основном жаркое, засушливое. В середине июля и в августе растительность в степи и предгорьях высыхает, почва трескается, сильно мелеют или пересыхают реки. 6

Растительный мир 6

Растительный мир Крыма богат и разнообразен. Различают растительный мир равнинной, предгорной и горной части, растительность ЮБК. 6

Растительный мир равнинной части Крыма 6

Деревья и кустарники', акация, клен полевой, лох серебристый, тамариск, шиповник и др. 6

Травянистые растения: ковыль, типчак, горицвет, пырей, луговой мятлик, клевер, полынь, кермек, синеголовник, солеросы и др. 6

Растительный мир предгорной и горной части Крыма 6

Деревья лесной и парковой зоны: дуб пушистый, липа, клен, граб, осина, ясень, сосна крымская, сосна обыкновенная, бук, каштан, грецкий орех, платан и др. 6

Дикорастущие плодовые деревья: яблони, груши, черешни и др. 6

Кустарники: боярышник, шиповник, кизил, барбарис, терн, скумпия, лещина, сирень, спирея, форзиция, калина и др. 6

Лианы: ломонос, вечнозеленый плющ, ежевика и др. 6

Травянистые растения лесной и парковой зоны, первоцветы (подснежник, примула, цикламен), ландыш, крокус, пион розовый и др. 6

Растительный мир лесов и парков ЮБК 6

Деревья: сосна обыкновенная, можжевельник, можжевельник древовидный, тис; держидерево, кедр, земляничник, пальма, кипарис, магнолия, ленкоранская акация, багряник, ива и др. 7

Плодовые деревья: груша, инжир, миндаль, хурма, айва, гранат, фисташка, садовая рябина, яблоня и др. 7

Кустарники: лавр благородный, розмарин, олеандр, будлея, калина, дрок, роза; лианы: глициния, декома и др. 7

Садовые деревья Крыма 7

Яблоня, груша, вишня, персик, абрикос, черешня, слива, айва, алыча 7

Грибы 7

Маслята, сыроежки, лисички, рыжики, грузди, белые грибы, шампиньоны и др. 7

Лекарственные травы 7

Горицвет, тысячелистник, зверобой продырявленный, чабрец, полынь, мать-и-мачеха, подорожник, ромашка аптечная, одуванчик, лопух, крапива, спорыш, душица, мята, пустырник, череда, мелисса и ДР- 7

Ядовитые растения 7

Ядовитые травы: белена, дурман, болиголов, паслен, лютик едкий, ландыш, купина неопалимая и др. 7

Ядовитые ягоды: вороний глаз, жимолость обыкновенная, бересклет бородавчатый, волчье лыко, крушина майская и др. 7

Ядовитые грибы: бледная поганка, ложный опенок, ложная лисичка, сатанинский гриб, мухомор и др. 7

Растительный мир морей 7

Водоросли: спирулина, филлофора, морская капуста («ульва»), зостера и др. 7

Животный мир 7

Млекопитающие: еж, белка, барсук, дикий кабан, косуля, крымский благородный олень, лисица, заяц-русак, хомяк, летучая мышь, каменная куница, ласка и др. 7

Птицы: дрофа, куропатка, журавль, фазан, воробей, ворона, сорока, грач, синица, скворец, зяблик, сойка, кукушка, жаворонок, дятел, гриф, утка, лебедь, чайка, цапля и др. 7

Пресмыкающиеся и земноводные: змея, лягушка, ящерица, черепаха и др. 7

Насекомые: божья коровка, майский жук, жук-олень, жук-богомол, крымская жужелица, цикада, тля, муравей, пчела, оса, шмель, стрекоза, бабочка, комар и др. 7

Фауна морей и рек 7

Обитатели морей: дельфин-белобочка, дельфин афалина, тюлень- монах, краб, морская звезда, медуза, барабуля, ставрида, кефаль, катран, камбала, килька, хамса, бычок-головач, осетр и др. 7

Обитатели рек: ручьевая форель, пескарь, крымский усач (марена), трехиглая колюшка, бычок-песчаник, карп, тарань, судак и др. 7

Опасные животные 7

Дикий кабан, тарантул, паук каракурт, клещ, сколопендра, степная гадюка, морской ерш (скорпена), морской кот и морской дракон, некоторые виды медуз, крымский усач (марена). 7

Охрана природы 7

Вода необходима для жизни человеку так же, как воздух, поэтому ее нужно беречь: расчищать и благоустраивать родники и источники, не мусорить на берегах рек и озер, не сливать и не сбрасывать в них отходы. 8

Для охраны растительного и животного мира Крыма создано шесть заповедников. Самый большой - Крымский государственный заповедник (район Чатыр-Дага) сохраняет в неприкосновенном виде природу горного Крыма. Заповедник международного значения «Лебяжьи острова» в Каркинитском заливе Черного моря является одним из крупнейших мест гнездования и зимовки диких водоплавающих птиц. Объектом охраны является также Кара-Даг - древневулканический массив с оригинальными формами рельефа, многочисленными выходами редких минералов и богатой южной лесной флорой, насчитывающей более 1000 видов растений. Своеобразным памятником природы является и Никитский ботанический сад. 8

Природу охраняют лесники и пожарные. Лесники следят за санитарным состоянием леса, подкармливают животных в трудные зимы Пожарные охраняют лес от пожаров. 8

В охране природы должно принимать посильное участие все население Крыма. 8

Растения, занесенные в Красную книгу Украины 8

Деревья: крымский можжевельник высокий, сосна Станкевича (судакская), земляничник мелкоплодный, тис ягодный и др. 8

Травянистые растения: подснежник складчатый, цикламен, чабер крымский, шалфей, горицвет, прострел, ковыль, солодка, василек, тюльпан, крокус, бессмертник песчаный и др. 8

Животные, занесенные в Красную книгу Украины 8

Животные: краб, дельфины: афалина и белобочка, землеройка хутора малая и др. 8

Птицы: белоголовый сип, орлан белохвост, черный гриф, дрофа и ДР- 8

Пресмыкающиеся: средиземноморский гекон, леопардовый полоз и др. 8

Насекомые: бражник «мертвая голова», крымская зернистая жужелица и др. 8

2.2. Люди Крыма и их культуры 8

Цель: формировать социальные навыки толерантного поведения, развивать осознанное отношение к себе, как самостоятельной личности, равной с другими людьми, интерес к окружающим людям и их культурным традициям, готовность воспринимать позитивный социальный опыт, формировать позитивные этнические стереотипы, желание познать людей и делать добрые дела. 8

Задачи: 8

для детей среднего дошкольного возраста: 8

• помочь осознать свое “я”, уметь найти общее и отличительное между собой и другими, понять, что собственное имя указывает на индивидуальность, на половую и национальную принадлежность; у • приобщать к общению со взрослыми и сверстниками, создавая условия для речевого общения в разных видах детской деятельности; поддерживать позитивное отношение к народным играм, расширять тематику и содержание игр, учить налаживать дружеские отношения со сверстниками; 8

развивать интерес к незнакомой речи, позитивное эмоциональное реагирование на нее, навыки восприятия и воспроизведения; 9

• знакомить с устным народным творчеством и музыкальным фольклором людей, живущих в Крыму; 9

• поощрять развитие интереса к многообразию культур окружающего их мира людей; 9

• приобщать к посильному участию в фольклорных праздниках 9

для детей старшего дошкольного возраста: 9

• создать условия, способствующие осознанию принадлежности к своему роду, семье, ее традициям и обычаям, чувствовать гордость за это; 9

• способствовать возрождению, сохранению и развитию культур через ознакомление детей с их элементами; 9

• учить устанавливать и развивать позитивные контакты с окружающим миром и людьми; 9

• способствовать дальнейшему развитию и обогащению игр детей; 9

• помочь детям в овладении элементарными навыками речевого общения в условиях близкородственной и неблизкородственной языковой среды; 9

• совершенствовать и обогащать читательский опыт детей, расширять жизненный опыт, знания о людях Крыма, о родине, поддержи¬вать и развивать детскую впечатлительность и эмоциональность; 9

• обогатить эмоциональный мир детей восприятием музыкального наследия людей, живущих в Крыму, вызывать интерес к народной музыке; 9

• акцентировать внимание на общности культур людей в Крыму и показывать своеобразие каждой из них в позитивном аспекте; 9

• сформировать убежденность в том, что Крым - наш общий дом и всем вместе надо заботиться о его природе, истории, культуре, жить в мире друг с другом. 9

«РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ И «ЯЗЫКЕ СОСЕДА» 9

Лексические темы 9

Давай познакомимся! Наши имена. Игры, игрушки. Еда. Семья, дом. Мой сосед. Давай дружить! Мой друг. Детский сад. Предметы быта. Животные и растения нашего края. Праздники. Крым - наш общий дом. 9

Тематика словарной работы 9

Имена моих друзей. Игры, игрушки. Давай познакомимся. Вежливые слова. Дом, предметы быта. Семья. Детский сад. Родная природа. Животные и растения Крыма. Родной город (село, поселок). Труд. Профессии взрослых. Вкусы у всех разные'(наша еда): что общего в наших вкусах? Наша одежда и обувь. Наш Крым. Наша Украина. 9

Например, тема «Давай познакомимся! Вежливые слова»: Как тебя зовут? Здравствуй! Добрый день! Привет! Доброе утро! Добрый вечер! Как дела? - Хорошо! До свидания! До завтра! Всего хорошего! Счастливо! Спокойной ночи! Счастливого пути! Будь(те) здоров(ы)! Извини(те)! Прости(те)! Спасибо! Пожалуйста. На здоровье. 9

Тематика занятий 9

Давай познакомимся! Я люблю дружное слово ВМЕСТЕ. Для чего люди общаются? Общение бывает разным. Зачем быть вежливым? В стране вежливости! Твой голос: тихо или громко? Благодарность: каким тоном? От улыбки станет всем светлей! Можно ли общаться без слов? Не забудь извиниться. Правила общения. День рождения. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. Человек без друзей, что дерево без корней. Ура! Я тебя понимаю! До следующей встречи! 10

«ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛЮДЕЙ, 10

ЖИВУЩИХ В КРЫМУ» 10

Семья. Родной дом. Наши имена 10

Понятия «род», «родословная», «родовое дерево», «семья», «семейное дерево». Представления о своей семье и родственниках. Культура семейных взаимоотношений. 10

Общее во взаимоотношениях всех семей: уважение старших, почитание отца - главы семьи, любовь к матери, забота о младших. 10

Понятие «полное имя». Имена родителей, родных в семье, родственников. Значение своего имени. В честь кого меня назвали. 10

История происхождения имен и фамилий у людей разных национальностей. Значение имен. Одинаковые по значению имена детей разных национальностей. 10

Обряды, связанные с наречением имени у нас и наших соседей. Имена в народных праздниках, в названии городов, в устном народном творчестве. 10

Понятие «святыня». В каждой семье есть семейные святыни (самое дорогое и сокровенное, что передается из поколения в поколения). 10

Дом 10

Святыней для каждого человека является его родной дом. Дома отличаются архитектурой, интерьером, предметами быта. У разных людей есть свои представления о жилище, его благоустройстве и благополучии. Как построен наш дом и дом наших соседей. Как называются комнаты в доме и почему. Что общего во внешнем и внутреннем убранстве наших квартир/домов и чем они отличаются. 10

Кухня 10

Какую посуду мама использует на кухне. Из каких продуктов она любит готовить. Что готовят в нашей семье и у наших соседей каждый день и во время праздников. Как в семье сидят за столом. 10

Одежда 10

Современная одежда и обувь. Праздничная одежда. Как украшена наша одежда. Предметы народной одежды (в т.ч. головной убор, обувь, украшения) и их традиционные элементы у нас и у наших соседей. Прически. 10

Декоративно-прикладное искусство 10

Свой дом, посуду, одежду, мебель и т.п. люди украшали Национальные особенности народных промыслов ярко проявляются в художественных ремеслах: вышивке, гончарном производстве, вязании, плетении, резьбе по дереву, чеканке по металлу, изготовлению ювелирных изделий. 10

Гончарное производство 10

Посуда, предметы быта, украшения жилища, игрушки. Материалы и способы их обработки. Знакомство с мастерами, живущими рядом в городе или поселке. Особенности росписи глиняных изделий у народных мастеров, живущих в Крыму. 11

Практическая деятельность детей: лепка, рисование, аппликация. 11

Ковроткачество 11

Изготовление безворсовых ковров: 11

крымскотатарских килимов, русских ковров, украинских килимов. Особенности их рисунков, колорита. Практическое использование в жилище. Современные тканые изделия. 11

Практическая деятельность детей: рисование, аппликация. 11

Вышивка 11

Образцы народной вышивки. Особенности орнаментов, узоров, цветовой гаммы в работах крымских мастеров. Практическое использование вышитых изделий для украшения одежды, жилища, предметов быта. 11

Практическая деятельность детей: рисование, аппликация - украшение игрового уголка, ручной и художественный труд - вышивание стебельчатым швом и швом «крест». 11

Плетение из лозы 11

Древнее ремесло-лозоплетение. Практическое назначение изделий из лозы. Основные приемы работы с лозой, доступные детям. 11

Практическая деятельность детей: выполнение доступных видов работ (подставки под горячее, корзинки) совместно с воспитателем 11

Резьба по дереву 11

Изделия из дерева (посуда, гребни, спицы, подсвечники, подставки под горячее, разделочные доски и т.д. Их практическое назначение. Объемная деревянная скульптура. Сказочные деревянные фигурки на Поляне сказок (экскурсия или рассматривание иллюстраций). 11

Практическая творческая деятельность детей: оформление природного материала (веток, коряг, корней деревьев и т.д.), в какой- либо предмет, персонаж сказки, композицию для украшения группы, игрового центра. 11

Труд людей. Профессии 11

Где работают наши родители. Где работают родители наших друзей, наших соседей. В нашем населенном пункте есть завод/фабрика/ предприятие/санаторий/агрофирма и т.д., где люди разных национальностей производят/выращивают... Профессии людей. Чем раньше занимались жители нашего населенного пункта. 11

Приглашаем в гости 11

Как вежливо пригласить в гости/на праздник. Как поздравить с праздником. Какие подарки и как нужно дарить на семейные и религиозные праздники. Гостевой этикет в нашей семье и у наших соседей. 11

Праздники народов Крыма 11

Праздники нашей семьи и наших соседей: родины, крестины/ обрезание/сюннет, именины, день ангела, день рождения, свадьба. 11

Все люди Крыма чТят вечные всеобщие природные святыни - воду, землю, огонь, Солнце, хлеб, от них во многом зависела и зависит их жизнь. Это отношение человека к природе находит свое отражение в календарных праздниках. 11

Как отмечают свои праздники христиане (Рождество, Пасха, Троица, Св. Николая и др.), мусульмане (Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, Наврез и др.), иудеи (Пурим, Песах, Ханука и др ). 12

«ИСТОРИЯ ЛЮДЕЙ И ПАМЯТНИКОВ» 12

Населенные пункты Крыма 12

Малая родина для детей - это улица, поселок или город, в котором они живут, их родной Крым. Краткая история населенного пункта, его старое и новое название. Достопримечательности и святые места ближайшего окружения. Культура поведения при посещении святых мест. Знаменитые люди нашего населенного пункта. Мое любимое место в городе (поселке, селе). 12

Мы-крымчане. Крымоведение 12

Крым на карте Украины. Как и когда появились названия полуострова. Симферополь - главный город Автономной Республики Крым (АРК). Государственные символы Украины и символика АРК: герб, флаг, гимн. Представители каких национальностей живут сегодня в Крыму: у нас много общего, но есть и те различия, которые делают нас интересными друг другу. 12

История полуострова - история людей и памятников 12

Крым - «музей под открытым небом»: перекресток торговых путей и перекресток культур. 12

Древний мир: киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, античные греки, евреи. Пантикапей и Боспорское царство. Херсонес Таврический, Феодосия, Керкинитида. Неаполь Скифский. Римляне в Крыму. Харакс. Древнейшие религии Крыма: поклонение греческим и римским богам. 12

Средние века: готы (Эски-Кермен, Мангуп, Фуна), аланы (Кырк-Ор- Чуфут-Кале), гунны (техника филиграни), тюрки, греки (Княжество Феодоро, Каламита). Христианство в Крыму: пещерные монастыри (Инкерманский, Успенский и др.) и древние церкви (Солнечная долина, Верхоречье, Шуры и др ). Хазары, печенеги, половцы (Сугдея - Судак), монголо-татары (Солхат - Старый Крым). 12

Итальянцы (венецианцы и генуэзцы) в Кафе, Сугдее и Чембало - Балаклаве (остатки крепостных сооружений). Карасубазар и Великий шелковый путь. Ислам в Крыму: мечеть Бей-Барса (Солхат), Джума- Джами и текие дервишей в Гёзлеве - Евпатории. Крымский улус Золотой Орды - Крымское ханство (Салачик - Бахчисарай). Династия Гиреев. 12

Армяне-григориане и католики. Сурб-Хач у Старого Крыма, Армянский базар. Традиции летописания. Караимы (Чуфут-Кале, Евпатория). Крымчаки (Симферополь, Карасубазар, Керчь). Иудаизм и караимизм. Ремесленники и купцы Крыма. Кефинский санджак 12

Османской империи. Турки. Славянское население-купцы, рабы, казаки. Русские походы в Крым. Переселение на Азовское море греков и армян. 12

Новое и новейшее время: Присоединение Крыма к Российской империи. Эмиграция крымских татар и турок. Переселение армян, греков, немцев, болгар, русских и украинцев в Крым Новые названия городов и сел. Никитский ботанический сад. Развитие полуострова. Летняя резиденция русских царей - строительство дворцов и парков (Массандровский, Воронцовский, Ливадийский, Юсуповский и др.). Крымская война. Оборона Севастополя. 12

Русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, эстонцы, цыгане на полуострове. Развитие промышленности. Гражданская война. Советская власть в Крыму. Артек. Борьба с религией, гибель национальной интеллигенции. Война с фашизмом. Керчь и Севастополь - города-герои. Движение сопротивления (сожженные Лаки, памятные знаки - «партизанская шапка» и др., Аджимушкайские катакомбы). Жертвы оккупации. Холокост (памятники на Зуйской дороге и у с. Дубки). Депортация немцев, крымских татар, армян, болгар и греков. Жизнь Крыма после войны. Образование Автономной республики Крым. Возвращение на родину некогда депортированных народов. Наш Крым сегодня. 13

13

2.3. Работа с семьей 13

Формирование положительных этнических взаимоотношений между детьми желательно начинать с дошкольного возраста, а именно - начинать с воспитания культуры межличностных отношений и межнациональных взаимодействий. 13

Необходимо учитывать то объективное обстоятельство, что ребенок является субъектом определенного социума, и на его развитие, в первую очередь, оказывают влияние все члены семьи и родственники. Поэтому эффективность работы с детьми будет в большой степени зависеть от эффективности работы педагогов с родителями. 13

Именно семья определяет стартовое развитие ребенка вообще и влияет на развитие его межличностных взаимоотношений с другими детьми, в частности. Поэтому необходимо разработать и применять эффективные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей с учетом региональных особенностей Крыма. 13

Как правило, в каждой группе дошкольного учреждения есть дети разных национальностей. Их родители общаются друг другом, но это общение часто носит приветственный характер. В интересах детей, их воспитания и развития родительское общение должно стать насыщенным, доброжелательным и разнообразным, и организовать его должны воспитатели. 13

Для того чтобы работа с родителями была плодотворной, необходимо, прежде всего, провести социологические исследования (опросы, анкетирование, тестирование и т.д.) для определения направлений этой работы. Следующим этапом будет выбор форм работы с семьями. 13

Это могут быть: 13

- клубы встреч с интересными людьми, среди которых могут быть и родители, например, «Давайте познакомимся», «Наш детский сад - многонациональный дом», «Особенности воспитания детей в национальных семьях», «Роль отца и матери в воспитании будущих граждан Крыма», «Отношение к бабушкам и дедушкам в национальных семьях», «Национальные обычаи и традиции», «Литература крымских авторов для детей»; 13

- дни открытых дверей в национальных группах; 13

- дни, недели, декады, фестивали национальных культур в детском саду в рамках которых родители получают или пополняют знания о традициях, обычаях, культуре людей, живущих в Крыму; 13

- вечера развлечений, которые обычно проводятся с детьми и для детей, могут быть расширены и по содержанию, и по составу участников. В подготовке и организации таких мероприятий родители могут принимать самое непосредственное и активное участие. Тематика таких мероприятий может быть разнообразная: «Приглашаем в дом гостей», «Встречаем праздник», «Национальная кухня», «Празднование дней рождений», «Живем в мире и согласии», «Язык соседей» и др.; 14

- организация работы музеев, комнат, уголков по народоведению, краеведению, этнографии; 14

- организация кружковой работы по ознакомлению с народными промыслами (с привлечением членов семей); 14

- пошив национальных костюмов к утренникам и досугам; 14

- информационные бюллетени, которые готовят воспитатели для родителей, должны содержать интересный познавательный материал, например, «Имена наших детей», «Знакомимся с семьей ...», «Бабушки и дедушки наших детей», «Поиграйте с детьми в национальные игры», «Колыбельные песни» и др.; 14

- встречи с родителями в группе, например, «Дружат дети - дружат семьи». На этих встречах дети могут знакомиться с семьями своих друзей, вместе встречать праздники, что будет способствовать сплочению родителей и детей. 14

2.4. Планирование вариативной части образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе 14

2.5. Планируемые результаты освоения программы 14

Дети среднего дошкольного возраста: 14

• позитивно относятся к явлениям и объектам природы, знают некоторые объекты ближайшего окружения (растения и животные уголка природы, территории детского сада); 14

• проявляют интерес к информации природоведческого характера; 14

• стремятся к самостоятельным практическим действиям в природе (полить цветок, покормить рыбок и т.д.); 14

• проявляют любознательность и познавательный интерес во всех видах организованной деятельности по усвоению программного материала; 14

• относятся к природным объектам бережно, внимательно. 14

Дети старшего дошкольного возраста: 14

• проявляют позитивные эмоциональные реакции на явления и объекты природы, знают объекты ближайшего окружения (растения и животные уголка природы, территории детского сада, семейного садового участка, двора); 15

• проявляют ярко выраженный интерес к информации природоведческого характера, желание понять сущность явлений, выявить их взаимосвязь; 15

проявляют заинтересованность в практических действиях (наблюдать за растением, противостоять тому, кто наносит вред природе 15

и т.д.); 15

• отображают природоведческую деятельность в других видах детской деятельности (изобразительной, игровой и др.); 15

• проявляют познавательную активность во всех видах организованной деятельности по усвоению программного материала, интерес к способам достижения результата, наблюдательность; 15

• ориентируются в ближайшем природном окружении. 15

Дети среднего дошкольного возраста: 15

• проявляют позитивный интерес к окружающим людям, сверстникам, предметам, явлениям и событиям ближайшего окружения; 15

• стремятся применять элементарные формулы общения в различных формах и ситуациях общения; 15

• общаются со своими сверстниками содержательно и доброжелательно; 15

• проявляют интерес к доступным пониманию событиям и фактам истории, современной жизни, людям, прославившим их родной город (село); 15

• проявляют позитивный интерес к «языку соседа», понимают обращенную к ним этикетную лексику. На обращенный вопрос, просьбу, указание отвечают одним словом, коротким предложением, или используют невербальные средства общения; 15

• могут повторить небольшие песенки, потешки, короткие стихи, повторы в сказках на «языке соседа»; 15

Дети старшего дошкольного возраста: 15

• проявляют познавательный интерес к многообразию окружающего мира, людям; 15

• используют речь как средство общения в многообразии жизненных ситуаций, требующих разрешения; 15

• умеют описывать достопримечательности ближайшего окружения (улицы, села, города); 15

• слушают, понимают, воспринимают на слух диалогическую и монологическую речь воспитателей, детей на «языке соседа»; 15

• умеют отвечать 2-3 словами, короткими предложениями на вопросы взрослого и детей на «языке соседа», используя формулы речевого этикета; 15

• запоминают и произносят по памяти небольшие стихотворения, реплики персонажей сказок, повторы в сказках, песнях на «языке соседа». 15

Дети среднего дошкольного возраста: 15

• проявляют позитивный интерес к окружающим людям, сверстникам, предметам, явлениям и событиям ближайшего окружения; 15

• стремятся применять элементарные формулы общения в различных формах и ситуациях общения; 15

• общаются со своими сверстниками содержательно и доброжелательно; 16

• проявляют интерес к доступным пониманию событиям и фактам истории, современной жизни, людям, прославившим их родной город (село); 16

• проявляют позитивный интерес к «языку соседа», понимают обращенную к ним этикетную лексику. На обращенный вопрос, просьбу, указание отвечают одним словом, коротким предложением, или используют невербальные средства общения; 16

• могут повторить небольшие песенки, потешки, короткие стихи, повторы в сказках на «языке соседа»; 16

Дети старшего дошкольного возраста: 16

• проявляют познавательный интерес к многообразию окружающего мира, людям; 16

• используют речь как средство общения в многообразии жизненных ситуаций, требующих разрешения; 16

• умеют описывать достопримечательности ближайшего окружения (улицы, села, города); 16

• слушают, понимают, воспринимают на слух диалогическую и монологическую речь воспитателей, детей на «языке соседа»; 16

• умеют отвечать 2-3 словами, короткими предложениями на вопросы взрослого и детей на «языке соседа», используя формулы речевого этикета; 16

• запоминают и произносят по памяти небольшие стихотворения, реплики персонажей сказок, повторы в сказках, песнях на «языке соседа». 16

Дети среднего дошкольного возраста: 16

• знают свое полное имя и имена членов семьи и родственников; 16

• уверенно ориентируются в своем доме, знают названия и назначение комнат в доме, предметов быта; 16

• знают назначение разных видов одежды - повседневной и праздничной, называют предметы одежды, украшений; 16

• знают названия народных игрушек, их назначение; 16

• знают и рассказывают о семейных праздниках; 16

• знают своих соседей (по дому, по улице) по именам, имеют представление о внутреннем убранстве их домов; 16

• знают, где работают родители; 16

• применяют полученные знания и умения в игровой деятельности. 16

Дети старшего дошкольного возраста: 16

• имеют представления о своей семье, родне, родственниках; 16

• придерживаются основных правил семейного и гостевого этикета; 16

• знают и называют некоторые известные блюда национальной кухни людей, живущих в Крыму; 16

• знают о том, что в Крыму живет много разных людей, знают свою национальную принадлежность; 16

• к соседям по дому, по улице, к знакомым относятся доброжелательно, вежливо, знают их по именам; 16

• знают и называют основные народные промыслы, которыми занимались и занимаются люди в их населенном пункте; 16

• проявляют познавательный интерес к работам народным мастеров, бережно и уважительно к ним относится; 17

• знают элементы орнаментальных мотивов, декоративных росписей, характерных для различных культур; 17

• называют профессии своих родителей, родителей своих друзей и соседей, место их работы, основные виды занятий; 17

• бережно, уважительно относятся к святыням людей, живущих в Крыму; 17

• применяют полученные знания и умения в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, художественно-творческой, художественно-речевой. 17

Дети среднего дошкольного возраста: 17

• знают название своего населенного пункта, улицы и некоторые их достопримечательности; 17

• имеют представление о том, что в Крыму всегда проживали и живет много разных людей. 17

Дети старшего дошкольного возраста: 17

• имеют представление о том, что Крым находится на юге Украины; 17

• проявляют интерес к истории родного населенного пункта, знают его старое и новое название, называют и могут кратко описать достопримечательности родного края и некоторые имена знаменитых людей; 17

• имеют представления о правилах поведения при посещении святых и памятных мест, музеев; 17

• знают название двух-трех древних народов, живших в данном регионе, и могут назвать памятники, оставленные ими; 17

• знают, что в Крыму проживают представители разных национальностей, могут назвать некоторые их них; 17

• знают и называют символы Украины и символику АРК. 17

2.6. Комплексно-тематическое планирование 17

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 33

3.1. Программно-методическое обеспечение 33

3.1.2.Методические рекомендации к разделу «Люди Крыма и их культуры» 34

3.3.Художественные произведения о Крыме 38

Перечень календарно-обрядовых игр 43

3.5.Список использованной литературы 44

4.Административно-территориальные преобразования в Крыму: 1783-1998 гг Справочник.-Симферополь: Таврия-Плюс, 1999.-464 с. 44

5.Альбов С. В. Минеральные источники - Симферополь: Крым, 1966. 44

6.Андрющенко И.А., Недева В Б., Салистая Т.А. В Крымском доме. Часть IV Болгары. -Симферополь, 2002. — 40 с., ил. 44

7.Араджиони М.А., Лазариди О.А. В Крымском доме. ЧастьЗ: Греки.- Симферополь, 2000.-40 с., илл. 44

8.Армянские народные игры / Текст и иссл. В. Бдояна,- Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1980.-Т. П,- 240 с., т. Ш - 260 с. (на арм. яз.) 44

9.Армянские народные игры // Нахашавих,- 2002,- № 5,6. (на арм. яз.) 44

10.Армянские народные игры // Нахашавих,- 2003.- № 1. (на арм. яз.) 44

11.Ачкинази И В. Крымчаки: Историко-этнографический очерк,- Симферополь. Дар, 2000.-190с. 44

12.Бабков И И. Климат. Природа Крыма - Симферополь: Крым, 1966. 44

13.Базовий компонент дошктьной осв1ти в УкраТнг Кит: 1999.-40 с. 44

14.Белинский И.Л., Лезина И.Н., Суперанская А.В. Крым. Географические названия: Краткий словарь,- Симферополь: Таврия-Плюс, 1998.-160 с. 44

15.Бехштайн Л. Казки (н!мецыа).- Кшв, 2000. 44

16.Боголюбова ВЦ. Никитский ботанический - Симферополь. Крым, 1976,-104 с. 44

17.Бшорусыа чарвш казки,- КиГв, 2000 44

18.Веселятся дети: Пособие для учителей начальных классов и воспитателей детских садов / Автор-сост. Харахады С И.. - Симферополь: «Тарпан», 2000. - 204 с. (на кр.тат. яз.). 45

19.Габриелян О.А., Араджиони М.А., Гукасян Е.Н. Учебно-методические материалы по культуре мира.- Симферополь: Центр этно-социальных исследований, 45

20.Гарагуля В.К., Гржибовская Г.Н., Кузнецова Л.И. Крымский краеведческий путеводитель. Симферополь: Таврия, 1984,- 112 с. 45

21.География Крыма/ под ред. П.Подгородецкого.- Симферополь, 1995. 45

22.Герцен А.Г., Махнева О. А Пещерные города Крыма. - Симферополь: Таврия, 45

23.Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин. - М.: Правда, 45

24.Демерджи. Фотоальбом - К. Мистецтво, 1983. 45

25.Депямуре С.А. Рыбы пресных водоемов - Симферополь: Крым, 1964. 45

26.Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей детсада I Сост. А.В.Кенеман. — М.: Просвещение, 1988. - 239 с.: ил. 45

27.Дитина. Програма виховання \ навчання д1тей вщ 3 до 7 роюв. 2-е видання, допрацьоване, доповнен. - Киш.: Богдана, 2003,- 328 с. 45

28.Довженко Г.В. Укратський дитячий фольклор,- КиГв, 1981. 45

29.Душевский В. П., Шутов Ю И Чатыр-Даг. Путеводитель - Симферополь: Таврия , 1987. 45

30.Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма.- Симферополь: Бизнес-Информ, 45

31.Евреи в Крыму: Краткий очерк истории иудейских общин Крыма,- Симферополь: Таврия_плюс, 1999,- 64 с. 45

32.Ена В. Г. Заповедные ландшафты Крыма,- Симферополь: Таврия, 1989. - 45

33.Жадан М. Аптека в лесу. Очерки о зеленых друзьях,- Симферополь: Крым, 1969. 45

35.Заика В. Е. Черное море. - Симферополь: Таврия, 1976. 45

36.Захарова Т.Н СтусВ.И В Крымском доме. Часть 2: Украинцы,-Симферополь, 1998;. 46

37.ЗгурскаяЛ. Крым. Рассказы о деревьях и животных - Симферополь:, Бизнес - Информ, 1991. 46

39.Казкове вилуння: Зб|рка казок народ1в Криму для дтей дошктьного та молодшого шюльного вку I методичих рекомендаций / упор. М.А.Араджиож та 1Н..- Симферополь: Доля, 2002,- 76+32 стр. с 1л.. 46

40.Клюкин А А., Корженевский В б., Щепинский А.А. Казантип: Путеводитель,- Симферополь: Таврия, 1987. - 112 с. 46

41.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа- СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. - 158 с.: ил. / (серия: «Из опыта педагога»), 46

42.Костюнин Ю. В., Дудицкий А. И. Птицы и звери Крым - Симферополь: Таврия, 1978. 46

43.Крим: Дорога тисячол1ть - Симферополь: Тавр1я, 2001,- 304 с. 46

44.Кримська колиска / За ред. М.А. Араджионг- К.: Голов. спец1ал13. ред. Л1т. мовами нац. меншин УкраТни; Симферополь: Центр спез1ал1з. дослщж., 2002. - 200 с.: щ. - Волг, в1рм., грец., жм., кримськотатар., рос., укр. 46

46.Крым: Поэтический атлас,- Симферополь: Таврия, 1989.- 208 с. 46

47.Крым: Путеводитель / сост. С. Сосновский,- Симферополь: Таврия, 1982.-320 с. 46

48.Крюкова И. В. Редкие растения и животные Крыма Справочник.- Симферополь: Таврия, 1988. 46

49.Лебединский В. И. Геологические экскурсии по Крыму. Путеводитель.- Симферополь: Таврия, 1988. 46

50.Лезина И. По горным лесам восточного Крыма,- Симферополь: Таврия, 1977. 46

51.Лутгага А. И., Шлапаков П. К. Заповедный Крым. - К.: Урожай, 1979. 46

52.Малятко. Програма виховння Д1тей дошьктьного вжу. - Км в: 1999,- 288 с. 46

53.Мудрость веков: Книга для чтения по крымскотатарской этнопедагогике. Кн.1/ Сост. М.А. Хайруддинов. - Симферополь, 1996. 47

54.Музеи Крыма: Путеводитель -Симферополь: Таврия, 1988 - 144 с. 47

55.Музиченько 0.Истор1я, етнограф1я та народна творчють кримських болгар.- Симферополь: Доля, 2004 - 144с. 47

56.Нагаевская Е.В. Бахчисарай. Очерк-путеводитель. Симферополь: Таврия, 1984. - 112 с. 47

57.Народознавство в дитячому садку: Поабник для виховател1в дошкшьних заклад1в.-Тернопть, 1991. 47

58.Немцы в Крыму. Очерки истории и культуры. Состав. Лаптев Ю Н Симферополь: Таврия-плюс, 2000. - 256 с. 47

59.Носкова И. Крымские болгары в ХГХ - начале XX вв: история и культура. - Симферополь: Сонат, 2002,- 152с. 47

60.От киммерийцев до крымчаков: Народы Крыма с древнейших времен до конца 18 в.-Симферополь: Таврия-Плюс, 2004 - 208 с. 47

61.Подгородецкий П.Д. Крым. Природа.- Симаферополь: Таврия, 1988.- 192 с. 47

62.Потехин В.Е., Потехин Д.В. Культура народов Крыма. Краткий очерк о 10 этносах. -Севастополь, 1997. - 44 с. 47

63.Пщ одним небом: Фольклор етноав УкраТни,- Кит, 1996 - 256 с. 47

64.Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы.- М.: Наука, 1997.-518с., ил. 47

65.Рубцов Н.И. Растительный мир Крыма - Симферополь: Таврия, 1978. 47

66.Русанов И. В. Энциклопедия Крыма для всех - С. Инфолекс, 2003. 47

67.Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников / Владимирский областной институт усовершенствования учителей. -Владимир, 1995. - 184 с. 47

68.Сакирдонова Т. И., Сединкин А. Н. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму-Симферополь: Крымучпедгиз, 1995. 47

69.Салистая-Гри’горян ТА В Крымском доме. Часть I. Армяне - Симферополь, 1998,- 35 с. с ил. 47

70.Стржелецкий С.Ф., Колесникова Л.Г., Щеглов А Н., Курганова С И. Херсонес Таврический. Симферополь: Таврия, 1982. - 104 с. 48

71.Тарасенко Н.Ф. Феодосия - Симферополь: Таврия, 1978. - 112 с. 48

72.УкраТнськи рухлив 1гри для дтей 5-6 рокив: Методсклбник для виховател1в дошктьних закладт / Укл. А Л. БольчинськиО. - К.: 13МН, 1996. - 96 с. 48

73.Укратсью народж казки - Кшв, 1999. 48

74.Украюький дитяч1й фольклор,- Кив: Р1зд-во АН УССР, 1962. 48

75.Уроки дружбы: Учебное пособие Сгупова.-Симферополь, 1999 - 64 с. 48

76.Фадеева Т. М. По горному Крыму - М. Искусство, 1987. 48

77.Филоненко В.И. Детские игры крымских татар// ИТУАК. - 1919. - № 56. - С.242- 266. 48

78.Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности в Крыму: мониторинг существующей системы обучения и воспитания, рекомендации по развитию межкультурного образования и этнического просвещения населения. - Симферополь, 2003,- 272* с. 48

79.Хайруддинов М.А., Усеинов С.М. Этикет крымских татар. - Симферополь: Сонат, 2001.-288с. 48

80.Шангина И.И. Русские дети и их игры. - СПб.: Искусство - СПб, 2000. - 296 с. 48

81.Шст родинного житгя- Кшв, 1988. 48

82.Шутов Ю. Большой каньон. Путеводитель - Симферополь: Таврия, 1977. 48

83.Щепинский А. А. Красные пещеры,-Симферополь: Таврия, 1987. 48

84.Щербак А. И. Все о Крыме -X. Каравелла, 1998. 48

85.Этнография Крыма ХГХ - XX вв. и современные этнокультурные процессы - Симферополь, 2002. 48

86.Ягупова С Удивительный мир животных. Букварь юного краеведа. Библиотечка журнала «Крымуша», 1996. 48

87.Язулова С. Волшебное царство флоры. Букварь юного краеведа. Библиотечка журнала «Крымуша», 1996. 49



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» iconРабочая программа дополнительного образования по физическому воспитанию...
Полное название программы: Программа дополнительного образования по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная...

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» iconЛитература по организации детской деятельности. Сценарии
...

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» iconПрограмма по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Организация режима жизнедеятельности детей в рамках реализации вариативной части ооп

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» iconРабочая программа кружка по конструированию из бумаги для детей старшего...
Рабочая программа кружка по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» iconРабочая программа кружка «Волшебный мир оригами»
Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» iconОбразовательная программа дошкольного образования муниципального...
Значимые для разработки и реализации характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» iconПрограмма коррекционно-развивающих занятий по конструированию для...
«Юный конструктор»: Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста. – Анжеро-Судженский...

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» iconОсновная образовательная программа дошкольного образования муниципального...
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 7

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» iconОсновная образовательная программа муниципального автономного дошкольного...
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» iconОсновная образовательная программа муниципального казенного дошкольного...
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» iconРабочая программа образовательной области «Речевое развитие»
В рабочей программе определены коррекционные задачи,основные направления работы,условия и средства формирования фонетико-фонематической,лексико-грамматических...

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» iconРабочая программа дополнительного образования музей «Православной...
Ноу «Лесосибирская православная гимназия» музея «Православной традиции Русской Армии и военно-исторической реконструкции». Организаторами...

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» icon1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» iconДополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая...
Фактический адрес: 623101, Свердловская область, город Первоуральск, ул. Емлина, 6 «Б»

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» iconПрограмма дополнительного образования детей дошкольного возраста «Петелька за петелькой»
Программа является модификацией методического пособия «Обучение вязанию крючком в детском саду» И. В. Новиковой и разработана в соответствии...

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» iconТеоретические и методические основы совершенствования качества фармацевтических...
Охватывает: беременных, молодых матерей, детей раннего возраста; лиц дошкольного, школьного возраста; лиц молодого возраста; лиц...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск