Курсовая работа




НазваниеКурсовая работа
страница1/21
ТипКурсовая
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Курсовая
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Санкт-Петербургский государственный университет

Филологический факультет

Кафедра общего языкознания

Экспериментальное исследование эффекта прайминга у детей старшего школьного возраста

Курсовая работа

студентки 2-го курса

отделения теории языкознания
Газеевой Елизаветы Николаевны
Научн.рук-тель: канд.филол.наук Евгения Валентиновна

Глазанова

Содержание



Введение……………………………………………………………………………………1
Раздел I. Теоретическая часть…………………………………………………………..4
Глава 1. Ментальный лексикон. Семантическая память………………………………..4
1.1. Различные трактовки понятия ментального лексикона………………………….4

1.2. Ментальный лексикон и семантическая память………………………………….5

1.3. Основные проблемы, связанные с изучением структуры ментального лексикона и семантической памяти……………………………………………………………………..5
Глава 2. Эффект прайминга……………………………………………………………...8
2.1. Эффект прайминга…………………………………………………………………8

2.2. Экспериментальные исследования эффекта прайминга…………………………9

2.3. Основные проблемы и вопросы, связанные с изучением эффекта прайминга..11
Раздел II. Практическая часть…………………………………………………………...27
Глава 1. Материал для эксперимента по праймингу……………………………………27
1.1. Отбор пар прайм-стимул (prime-target)……………………………………………27

1.2. Отбор слов для эксперимента по праймингу……………………………………...29

1.3. Отбор псевдослов для эксперимента по праймингу………………………………29

1.4. Составление списка для эксперимента по праймингу…………………………….30

1.5. Методы проверки списка……………………………………………………………30
Глава 2. Эксперимент по праймингу………………………………………………………31

2.1. Методика проведения эксперимента……………………………………………….31

Глава 3. Обработка полученного материала ……………………………………………..32

3.1. Анализ неправильных и зашкаливающих ответов по испытуемым………………32

3.2. Анализ неправильных ответов по стимулам………………………………………..34
Глава 4. Эффект прайминга…………………………………………………………………36
4.1. Методы обработки ……………………………………………………………………36

4.2. Анализ расхождений времен реакций по группам………………………………….39

4.3. Анализ эффекта прайминга…………………………………………………………...40
Глава 5. Результаты………………………………………………………………………….48
Заключение……………………………………………………………………………………51

Список использованной литературы………………………………………………………53
Приложение…………………………………………………………………………………...55

Введение

За последние десятилетия значительно возрос интерес исследователей к изучению устройства памяти человека. Репрезентации понятий в памяти и связи между ними отражают наш опыт, наше знание о событиях, предметах, и вообще об окружающем нас мире. Понимание того, как именно понятия репрезентируются в нашей памяти, как эти репрезентации формируются и связываются между собой в единую, очень сложную систему, является одной из главных задач, стоящих перед современной психолингвистикой. Решение данной проблемы поможет нам объяснить, что такое человеческое знание и опыт.

Одним из возможных способов попытаться объяснить природу когнитивных процессов, относящихся к памяти и языку, восприятию и вниманию, является применение т.н. метода прайминга (Ortells 2006). При использовании данного метода в различных психолингвистических экспериментах мы получаем важные сведения о характере связей между единицами нашего «внутреннего» словаря, о том, как предположительно происходит восприятие слов, их «опознание». Под феноменом прайминга имеется в виду следующее: некая предварительно предъявленная информация (item or event), связанная каким-либо образом с последующей, облегчает активизацию в памяти, опознавание этой последующей информации. Другими словами, эффект прайминга является подтверждением того, что репрезентации содержательно соотнесенной информации связаны в нашей памяти. Важно заметить, что различают два вида прайминга: фонетический и семантический. В данной работе внимание будет уделено только проблеме семантического прайминга. Первые работы, посвященные этой теме, появились еще в начале 70-х годов прошлого века (например, Meyer & Schvaneveldt 1971; Fischler 1977).

Феномен эффекта прайминга представляется очень интересной темой для исследования, хотя в России ей уделяют мало внимания (см. работу Е.В. Глазановой 2001). На Западе таких исследований очень много, но в основном их проводят с взрослыми испытуемыми. Поэтому возникла идея узнать, каковы же будут результаты эксперимента по методу прайминга с подростками, обнаружатся ли некие специфические черты, характерные им при процессах обработки информации.

Эксперимент с подростками, проведенный нами, основан на исследовании Е.В. Глазановой со взрослыми испытуемыми. Таким образом, появляется возможность сравнить результаты подростков и результаты взрослых, полученные при одинаковых экспериментальных условиях, а также на одном и том же экспериментальном материале.

В первой главе теоретической части данной работы представлен обзор наиболее важных проблем, связанных с изучением ментального лексикона и семантической памяти, дан обзор различных точек зрений. Вторая глава посвящена непосредственно феномену эффекта прайминга; описаны основные экспериментальные процедуры, методики, используемые в экспериментах по семантическому праймингу. Особое внимание уделяется трем основным вопросам, связанным с феноменом прайминга:

  1. Какова природа эффекта прайминга? Т.е. какой тип связей между единицами ментального лексикона – только семантическая или ассоциативная связь, или же наличие и того, и другого типа связанности – обусловливает данный эффект?

  2. В чем заключаются преимущества и недостатки основных моделей семантической памяти, описывающих эффект прайминга?

  3. Какие процессы лежат в основе эффекта прайминга: автоматические или контролируемые сознанием?

В первой главе практической части кратко описан процесс отбора материала, который проводился Е.В. Глазановой для своего эксперимента. Вторая глава посвящена проведенному нами психоакустическому эксперименту по семантическому праймингу: подробно описан процесс обработки полученного материала; представлен анализ неправильных и «зашкаливающих» ответов по всем испытуемым в целом, а также по стимулам (т.е. какие стимулы вызывали наибольшие затруднения у испытуемых при ответе). Но основное внимание, конечно, уделено анализу самого эффекта прайминга.

Целевые пары прайм-стимул были подобраны Е.В. Глазановой таким образом, чтобы среди них были пары с разными типами связей (список всех пар представлен в Приложении):

  • Пары, в которых прайм и стимул были связаны как семантически, так и ассоциативно (например, ассоциативно связанные синонимы или антонимы);

  • Пары, в которых прайм и стимул связаны семантически, но не ассоциативно (например, ассоциативно не связанные синонимы или антонимы);

  • Пары прайм-стимул с сильной ассоциативной связью, но по формально-семантическим признакам никак не связанные (т.н. ассоциативный «бред») (Глазанова 2001).

Целью данного эксперимента было узнать, наличие какой связи между праймом и стимулом в эксперименте с участием подростков является необходимым условием для того, чтобы для этой пары наблюдался эффект прайминга. На основании результатов эксперимента Е.В. Глазановой с участием взрослых носителей языка были сделаны следующие выводы, что:

  • Во-первых, «в целом на время идентификации слов влияет не только смысловая или ассоциативная связанность с предшествующим контекстом, но оба эти параметра вместе, плюс – важным является возможность обращения к образу в памяти и совместная встречаемость»;

  • Во-вторых, все известные модели семантической памяти « в каком-то смысле описывают структуру ментального лексикона, связи в нем представленные, однобоко». Было высказано мнение о том, что нужна «какая-то более глобальная модель устройства ментального лексикона, которая способна была бы учесть все возможные связи, существующие между единицами лексикона, которые, судя по всему, работают при идентификации слов одновременно» (Глазанова 2001:161).

Проанализировав результаты аналогичного эксперимента с подростками, мы получим возможность узнать, подтверждается ли гипотеза, выдвинутая Е.В. Глазановой, относительно природы эффекта прайминга.




Раздел I. Теоретическая часть
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Курсовая работа iconКурсовая работа по курсу: «программирование на с++» На тему: «Работа со списками»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет...

Курсовая работа iconКурсовая работа по курсу «Основы маркетинга», тема «План первоначального...
Глухов П. В. Курсовая работа по курсу «Основы маркетинга», тема «План первоначального продвижения товара на новый рынок.» Челябинск:...

Курсовая работа iconКурсовая работа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Курсовая работа iconКурсовая работа
Тема Планирование показателей повышения экономической эффективности производства

Курсовая работа iconКурсовая работа
Анализы на сканирующем автоэмиссионном электронном микроскопе Zeiss Leo Supra 25 15

Курсовая работа iconКурсовая работа по авиационной метеорологии
Специализация: Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства

Курсовая работа iconКурсовая работа по дисциплине ”Экономическая теория” на тему: механизм...

Курсовая работа iconКурсовая работа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Курсовая работа iconКурсовая работа
Анализ ошибок в детерминации английских имен существительных носителями русского языка

Курсовая работа iconКурсовая работа по дисциплине “Вагонное хозяйство”
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

Курсовая работа iconКурсовая работа по дисциплине «маркетинг услуг гостеприимства»
Государственное образовательное учереждение высшего профессионального образования

Курсовая работа iconРеферат удк 625. 23. 004. 67
Курсовая работа содержит 45 страниц, 4 рисунка, 6 таблиц, 2 приложения, 5 источников

Курсовая работа iconКурсовая работа по организации производства
Состав и расчет торговых помещений, производственных, складских, административных, бытовых

Курсовая работа iconКурсовая работа
Социальные проблемы пожилых людей и учреждения, призванные оказывать помощь при их решении 4

Курсовая работа iconКурсовая работа по дисциплине «Организация производства на предприятии»
Определение численности работников производственного участка и их производительности труда. 45

Курсовая работа iconРоссийской Федерации «мати»
Курсовая работа по Методам Комплексного Исследования и Оценки Положения Молодежи в Обществе на тему


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск