С. В. Сазонова экономика предприятия




НазваниеС. В. Сазонова экономика предприятия
страница1/21
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Тюменский государственный нефтегазовый университет”

С.В. Сазонова


ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Курс лекций


Тюмень

ТюмГНГУ

2


009

УДК 338 (075.8)


Рецензенты:

профессор, доктор экономических наук Л.П. Гужновский

доцент, кандидат экономических наук Г.А. Чистякова
Сазонова С.В.

Экономика предприятия. Курс лекций [Текст]: учебное пособие/ С.В. Сазонова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. – 222 с.


Курс лекций рассматривает комплекс вопросов, отражающих экономическую сферу деятельности предприятия. Содержит практические примеры, контрольно измерительные материалы. Позволяет систематизировать и закрепить знания, полученные на занятиях. Может быть использовано для самостоятельной подготовки к занятиям.

Предназначен для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Экономика предприятия», а также преподавателей и специалистов.


УДК 338 (075.8)





© Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Тюменский государственный

нефтегазовый университет", 2009









Аннотация
Курс лекций соответствует рабочей программе дисциплины «Экономика предприятия отраслей ТЭК». Данный курс предназначен для студентов, обучающихся в вузах, и направлен на представление в краткой форме основных аспектов для изучения материала по курсу «Экономика предприятия».

Содержит понятие рынка в современных условиях, характеризует типы и виды рынков, устанавливает соотношение спроса и предложения, определяет понятие эластичности спроса.

Значительная роль отведена изучению темы «Себестоимость продукции, работ, услуг», что является краеугольным камнем для экономистов любого профиля.

Уделено внимание ценообразованию, налогообложению исходя из требований законодательных актов.

Представлен материал по расчету показателей экономической эффективности инвестиционных проектов, что актуально в современной экономической деятельности любого предприятия.

Дана система показателей, определяющих эффективность использования ресурсов предприятия, а также финансовой деятельности предприятия в целом.

Пользуясь данным курсом лекций, студенты вузов смогут овладеть основами построения экономической деятельности предприятия.

Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики
Тема 1.1. Предприятие как субъект и агент предпринимательской

деятельности
I. Понятие предпринимательской деятельности.

Предпринимательство – это активная деятельность людей с целью получить доход на вложенный труд и капитал. Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций.

Предпринимательская деятельность – инициативная самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли.

Статус предпринимателя приобретается после его государственной регистрации.

В ГК РФ предусматривается индивидуальная и коллективная предпринимательская деятельность с образованием и без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином – индивидуальным предпринимателем, не использующим наемный труд.

Главное содержание предпринимательства в сфере производства заключается в нахождении и формировании спроса на товары (работы, услуги) и удовлетворении его путем изготовления (организация собственного производства либо через посредничество между производителем и потребителем) и продажи с пользой для себя этих продуктов потребителю.

Главное, что отличает предпринимательскую деятельность от любой другой деятельности некоммерческих организаций, – это прибыль, получаемая как разница между доходами и затратами предпринимателя.

Предприниматель необязательно должен быть собственником предприятия, поэтому надо отличать доход предпринимателя от дохода собственника.

Доход собственника – дивиденд на акции, процент по депозитам, арендная плата за имущество и т.д. Собственник на рынке - фигура пассивная, предприниматель, наоборот, активный агент рынка, который формирует и развивает производство, устанавливает рыночные связи.

Не каждый субъект рынка может быть назван предпринимателем. Например, руководитель фирмы, которая из года в год производит один и тот же товар, выполняет не предпринимательскую функцию, а репродуктивную. Мы зачастую предпринимателями называем всех, кто занят бизнесом. Но предприниматель – это деловой человек, поведение которого на рынке отличается поисковым характером. Поиск нового, организация работы персонала фирмы, направленная на выявление новых возможностей для хозяйственной активности, освоение новых рынков, переход к производству новых товаров (работ, услуг) - это и есть предпринимательская деятельность.

Предпринимательство – это хозяйственная деятельность, отрицающая самоуспокоенность, застой, самодовольство, расточительство.

Предпринимательский риск в одинаковой степени присущ обоим типам предпринимателей: владелец рискует своим капиталом, наемный работник – карьерой и заработной платой.

Важнейшие черты предпринимательства:

  • экономическая самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов;

  • экономическая заинтересованность;

  • хозяйственный (предпринимательский) риск;

  • личная ответственность за результаты своей деятельности;

  • мобильность и динамичность предпринимательской деятельности.

Следует отличать предпринимательство от менеджмента, а предпринимателя - от управляющего. Предприниматель самостоятельно действует на свой страх и риск и под свою ответственность (в т.ч. имущественную). Менеджером может быть наемный работник, организующий реализацию задач, поставленных предпринимателем. Он несет меньшую имущественную и моральную ответственность за свои действия, чем владелец предприятия. Разделение на менеджмент и предпринимательство условно. Предприниматель не всегда является собственником капитала, но почто всегда он в той или иной степени менеджер.

Фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предпринимательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента. Фирмы, которые не уделяют должного внимания предпринимательству, теряют свои позиции на рынке из-за недостаточной гибкости управления и производства.

Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, новый вид – консультативное.

Производственное предпринимательство – деятельность, направленная на производство продукции (работ, услуг), подлежащей последующей реализации. Функция производства является основной.

Коммерческое предпринимательство – деятельность, основу которой составляют товарно-денежные отношения и торгово-обменные операции, т.е. перепродажа товаров и услуг. В структуре капитала преобладает оборотный капитал, а не производственный (основные средства).

Финансовое предпринимательство – разновидность коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи выступают деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя). Финансовая деятельность связана и с производственной, и с коммерческой деятельностью, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело, лизинговое предпринимательство, деятельность фондовых бирж.

Консультационное предпринимательство - деятельность по оказанию платных консультационных услуг по вопросам управления. Технология консультационного предпринимательства включает диагностику проблемы, разработку решений (проекта), осуществление решений (проекта).

Форма предпринимательства – это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, а также отношения данного предприятия с другими предприятиями и государственными органами. Конкретная форма предпринимательства определяется состоянием рынка и наличием капитала у предпринимателя.

Существуют следующие формы предпринимательства: индивидуальные, коллективные, корпоративные, которые, в свою очередь, классифицируются на крупные, средние, малые.

Индивидуальные формы – занимают незначительное место в производственном секторе, имеют, скорее, социальное значение, чем экономическое. Представлены предпринимателями без образования юридического лица. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества, на которое распространяется риск потерь

Коллективное предпринимательство - получило особое развитие в XX веке и занимает доминирующее положение как в малом, так и в крупном бизнесе: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, акционерные общества, ассоциации, союзы, кооперативы.

Корпоративное предпринимательство – это объединение предприятий без потери самостоятельности, снижения издержек производства и получения прибыли. Основные формы: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги.

II. Предприятие – основная форма организации предпринимательства.

Основу любой экономики составляет производство – производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Формой организации производства в современном мире является предприятие. Предприятия производят продукцию и услуги, сосредотачивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Согласно ГК РФ ст. 132 предприятие – это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. При этом имеется в виду, что этот комплекс обладает известным производственно-технологическим и финансово-экономическим единством.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Признаки самостоятельного хозяйствующего субъекта:

  • организационное единство – т.е. наличие на предприятии определенным образом организованного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления;

  • производственно-техническое единство – т.е. предприятие объединяет экономические ресурсы для производства товаров, работ, услуг, имеет конкретный комплекс средств производства, капитал, технологию;

  • наличие обособленного имущества, которое предприятие самостоятельно использует в определенных целях;

  • имущественная ответственность – т.е. предприятие несет полную ответственность своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности;

  • оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность, т.е. предприятие само от своего имени осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки.

Примечание. Предприятие и фирма обозначают один и тот же объект. Тем не менее фирма – хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, крупная, многофилиальная (концерн, холдинг и др.). В соответствии с ГК РФ каждая организация при регистрации получает фирменное наименование, т.е. фирма – общее понятие коммерческой организации.

Организационно-правовые формы предприятия.

Организационно-правовая форма – это форма организации предпринимательской деятельности, закрепленная юридическим образом. Применяемая в России система организационно-правовых форм отражена в ГК РФ, а также в ряде других законодательных документов. Она включает две формы предпринимательства: без образования юридического лица и с образованием юридического лица.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

То есть всякая организация, чтобы быть признанной юридическим лицом, помимо формальных критериев (например, обязательная регистрация учредительных документов), должна обладать в совокупности следующими характерными признаками:

  • наличием обособленного имущества;

  • способностью отвечать по обязательствам своим имуществом;

  • способностью выступать в имущественном обороте от своего имени;

  • возможностью предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде, арбитражном суде.

Кроме того, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится к одной из двух категорий:

  • коммерческие организации;

  • некоммерческие организации.

Коммерческими называются организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли.

Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками.

Юридические лица, которые относятся к некоммерческим организациям, могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных объединений, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Такие юридические лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей.

К коммерческим организациям относятся:

а) хозяйственное товарищество, представляет собой объединение лиц, непосредственно участвующих в деятельности товарищества, с разделенным на доли учредителей складочным капиталом. Учредители товарищества могут быть участниками только одного товарищества. Различают:

  • полное товарищество, участники которого (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. При недостатке имущества товарищества для погашения его долгов кредиторы вправе требовать удовлетворения претензий из личного имущества любого из его участников. Поэтому деятельность товарищества основана на личностно - доверительных отношениях всех участников, утрата которых влечет прекращение деятельности товарищества. Прибыль и убытки товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале;

  • товарищество на вере (коммандитное товарищество) – разновидность полного товарищества, промежуточная форма между полным товариществом и ООО. В его составе выделяют две категории участников:

- полные товарищи - осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и несут полную солидарную ответственность по обязательствам всем принадлежащим имуществом;

- вкладчики (коммандиты) – делают вклады в имущество товариществ и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в

Таблица 1.1

Организационно-правовые формы юридических лиц в России









пределах сумм вкладов в имущество. Не принимают личного участия в предпринимательской деятельности товарищества;

б) хозяйственное общество - в отличие от товарищества представляет собой объединение капиталов. От учредителей не требуется непосредственного участия в делах общества, члены общества могут одновременно участвовать имущественными взносами в нескольких обществах:

  • общество с ограниченной ответственностью (ООО) – организация, созданная по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов с целью осуществления хозяйственной деятельности. Обязательного личного участия членов в делах общества с ограниченной ответственностью не требуется. Участники ООО не отвечают по его обязательствам, не несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников не может быть более 50. Учредительными документами ООО являются учредительный договор (договор об учреждении), подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Высший орган ООО – общее собрание участников;

  • общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – разновидность ООО, поэтому на него распространяются все общие правила ООО. Особенность - при недостаточности имущества данного общества для удовлетворения претензий его кредиторов участники общества могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом. Но, однако, размер этой ответственности ограничен – он касается не всего их личного имущества, что характерно для полного товарищества, а лишь его части – одинакового для всех кратного размера и сумм внесенных вкладов (например, трехкратный и т.п.).

ООО и ОДО менее привлекательны для кредиторов т.к. члены общества несут ограниченную ответственность по его обязательствам;

  • акционерное общество (АО) - коммерческая организация, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Основной учредительный документ – устав, где указываются: полное и сокращенное фирменное наименование АО, место нахождения, тип АО (закрытое или открытое); количество, номинал, категории акций и типы привилегированных акций, права владельцев акций каждой категории (типа); размер уставного капитала; структура и компетенция органов управления АО и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, перечень вопросов, для решения которых необходимо квалифицированное большинство голосов или единогласие; сведения о филиалах и представительствах. Виды АО:

- ОАО (открытое акционерное общество) – общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других членов общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции в случаях, установленных уставом общества;

- ЗАО (закрытое акционерное общество) – общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного определенного круга лиц, ЗАО не вправе проводить открытую подписку на свои акции либо иным образом предлагать их неограниченному кругу лиц.

Управление акционерным обществом по трехзвенной структуре:

    • высший орган управления – общее собрание акционеров. Количество принадлежащих акционеру простых акций определяет количество голосов на общем собрании (одна акция – один голос). Компетенция общего собрания: внесение и изменений в устав; реорганизация общества; ликвидация общества, определение предельного количества объявленных акций, утверждение или уменьшение УК; утверждение результатов деятельности; определение размера дивидендов; утверждение исполнительного органа АО, ревизионной комиссии, аудиторов и т.д;

    • руководство стратегической деятельностью общества – совет директоров. Компетенция совета директоров: созыв общего собрания акционеров; определение исполнительного органа; определение стратегии развития общества;

    • текущее административное руководство, исполнительный орган – правление при условии утверждения коллегиального исполнительного органа либо генеральный директор - при утверждении единоличного исполнительного органа.

Двухзвенная структура управления: общее собрание акционеров и исполнительный орган, без создания совета директоров;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

С. В. Сазонова экономика предприятия iconРабочая программа дисциплины (модуля) утверждаю
Экономика труда, Финансы и кредит, Налоги и налогообложение, Экономика предприятия и организации, Страхование, Мировая экономика,...

С. В. Сазонова экономика предприятия iconКурсовая работа по дисциплине «Экономика организации» На тему «Внешнеэкономическая...
Перспективы предприятия ОАО «Пиломатериалы «Красный октябрь»

С. В. Сазонова экономика предприятия iconПримерный учебный план 16 Аннотации программ учебных дисциплин профиля...
Анализ и диагностика финасово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) 31

С. В. Сазонова экономика предприятия iconКурсовая работа по дисциплине «Экономика фирмы»
Выявление факторов и резервов повышения экономической эффективности деятельности предприятия

С. В. Сазонова экономика предприятия iconМетодические указания к выполнению курсовой и дипломной работ по...
Методические указания составлены применительно к выполнению курсовой работы по дисциплине: Экономика и организация производства на...

С. В. Сазонова экономика предприятия iconКурсовая работа по дисциплине "Экономика фирмы"
В этой связи, особенно актуальной становится разработка стратегии предприятия именно в условиях кризиса. В этом состоит актуальность...

С. В. Сазонова экономика предприятия iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык» для направления 38. 06. 01...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих английский язык, и аспирантов (соискателей) в рамках образовательной программы...

С. В. Сазонова экономика предприятия iconУчебно-методический комплекс подготовки магистра по профильно-образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык профессионального общения»

С. В. Сазонова экономика предприятия iconМетодология разработки и реализации стратегии развития коммерческой организации
...

С. В. Сазонова экономика предприятия iconРабочей программы дисциплины «Охрана труда, техника безопасности...
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в следующих курсах: «Теория организации», «Организация предпринимательской...

С. В. Сазонова экономика предприятия iconФедеральный институт развития образования
Пер с англ яз. Ю. Б. Сазоновой. Под общ ред. Б. А. Сазонова.  М.: Фиро, 2007.  52 с.  (Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические...

С. В. Сазонова экономика предприятия iconА. Н. Плотников экономика строительства
Экономика строительства: Учебное пособие / А. Н. Плотников. Сарат гос тех ун-т. Саратов. 2009, 227 с

С. В. Сазонова экономика предприятия iconМетодические указания к выполнению kjrcobou и дипломной работ по курсу
Методические указания к выполнению курсовой и дипломной работ по курсу «Экономика и организация производства на предприятия приборостроения»:...

С. В. Сазонова экономика предприятия iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное
Инновации способствуют росту предприятия как в финансовых показателях и привлечении новых клиентов, так и в способности эффективно...

С. В. Сазонова экономика предприятия iconМетодические рекомендации по дисциплине «Управленческая экономика»...
Управленческая экономика : метод рекомендации по выполнению самостоятельной работы / О. В. Ломакина. – Краснодар : Кубгау, 2016....

С. В. Сазонова экономика предприятия iconОтчет по самообследованию по программам мк. 2870.* «Экономика и управление...
МК. 2870.* «Экономика и управление народным хозяйством (логистика; маркетинг; менеджмент)»; мк. 3025.* «Экономика и управление»


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск