Бычкова Марина Николаевна




Скачать 85.99 Kb.
НазваниеБычкова Марина Николаевна
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ

(СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА В СИСТЕМЕ «НОВЫХ МЕДИА»)
Бычкова Марина Николаевна,

национальный исследовательский Томский государственный университет
 

Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде всего, хотелось бы обозначить контекст, в котором живет и действует современная школа.
По данным различных исследовательских компаний, в частности международной корпорации TNS, в 2013 году в России ежемесячное количество пользователей Интернета составляло 53% или 76,5 миллионов человек (в это число вошли люди старше 12 лет). Почти 80% рунетчиков (пользователей русскоязычного Интернет-пространства) - это мужчины и женщины в возрасте до 34 лет, и наиболее активным сегментом является возраст 20-24 года (27,6%). В данном случае под активностью понимается не только пребывание в Сети до нескольких часов в сутки, но и реализация множества «форматов» этого пребывания: участие в электронной переписке; поиск информации; присутствие на площадках социальных сетей; создание уникального контента в чатах, форумах, блогах, свободных энциклопедиях и проч.; совершение электронных покупок; участие в сетевых играх и т.д. Нетрудно предположить, что это число «завтра» будет только возрастать.
Все это диктует понимание уникальности современного этапа жизнедеятельности общества, характеризующегося приходом и бурной «экспансией» новых медиа - электронных средств массовой коммуникации: различных Интернет-технологий, социальных сетей, мобильной связи и т.д. В данном случае под «новыми медиа» мы будем понимать:

  • новые (электронные) формы общения учреждений, организаций со своими целевыми аудиториями (корпоративные и персональные сайты, Интернет-магазины);

  • интерактивные электронные издания (Интернет-версии традиционных СМИ, новостные Интернет-порталы, специализированные Интернет-издания);

  • «гражданскую журналистику» (блоггинг);

  • различные социальные сервисы (поисковые и навигационные системы, приложения к мобильным устройствам);

  • социальные сети (ВКонтакте, Мой Мир, Facebook, Twitter и др.).


Знание особенностей и возможностей новых медиа необходимо для эффективной работы с «электронной» общественностью – партнерами, инвесторами, СМИ, различными государственными организациями и т.д., - всеми, кто представлен сегодня в коммуникативном пространстве Интернета.
Что касается образовательных учреждений, в частности школы, то они тоже не остались в стороне от этих тенденций. Судите сами.
В настоящее время специалисты в области государственного управления, стратегического планирования (в частности, Андрей Волков, до последнего времени – ректор бизнес-школы «Сколково», советник Министра образования и науки РФ) выделяют «5 вызовов» к системе современного образования:

1. изменение его формы;

2. смещение «фокуса» в структуре образования;

3. наступление цифровой «революции»;

4. модернизация самой биологической сути человека;

5. смена онтологий, подходов к осмыслению образования как феномена духовной сферы.
ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ означает уже сегодня:

  • всеобщую «гаджетивизацию» учащихся;

  • использование широко спектра информационно-коммуникативных средств в организации учебного процесса (компьютеры, мультимедийное оборудование, интерактивная доска и т.д.);

  • развитие системы дистанционного образования;

  • формирование «электронной» школы;

  • доступность элитного образования.


В качестве наиболее яркого примера – набирающее популярность явление MOOC (массовые открытые онлайн курсы). Пример которого - Coursera — проект в сфере онлайн-образования, основанный профессорами Стэнфордского университета Эндрю Нг и Дафной Келлер. Миссия организации — обучать миллионы студентов со всего мира, изменяя метод традиционного преподавания. В его рамках существует проект по публикации образовательных материалов в интернете, в виде набора бесплатных онлайн-курсов. Авторами курсов являются преподаватели 33 ведущих мировых университетов, в том числе Принстонский университет, Стэнфордский университет, Университет Джонса Хопкинса, Калифорнийский технологический институт, Эдинбургский университет, Университет Торонто, Колумбийский университет, Пенсильванский университет и другие.
Это полноценные курсы, которые включают видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Доступ к курсам ограничен по времени; каждое домашнее задание или тест должно быть выполнено только в определенный период времени. По окончании курса, при условии успешной сдачи промежуточных заданий и финального экзамена, слушателю может высылаться сертификат об окончании.
По состоянию на май 2012 на курсы «Coursera» произошло более миллиона зачислений. В рейтинге 100 лучших сайтов 2012 года, составленным журналом «Time», стартап «Coursera» победил в номинации «Лучший образовательный сайт года».

«СМЕЩЕНИЕ ФОКУСА» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Еще «вчера» в центре структуры образования было учреждение: школа, колледж, вуз. Сегодня, в рамках активного реформирования, фокус смещается в сторону обучающегося. Это обусловлено не только наступлением третьей промышленной («цифровой революции»), о которой речь пойдет ниже. Это диктует заказ общества на креативного профессионала. Представляется интересным мнение Евгения Ясина, научного руководителя Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», высказанное в рамках одной из панельных дискуссий Петербургского международного экономического форума (июнь 2013): «… сегодня не материальные продукты, а такой продукт как образование приобретает все большее значение. Сегодня для специалиста важно умение придумывать, находить выход из положения…». Как сформировать креативного профессионала, имеющего «…вкус к креативному труду» с одной стороны, и набор прикладных компетенций с другой?» Именно ответом на этот социальный заказ и стало появление «индивидуальной образовательной траектории» понимаемой (по Павлу Сысоеву, профессору Тамбовского государственного университета) как персональный путь достижения поставленной образовательной цели

(или учебной задачи) конкретным обучающимся, соответствующий его способностям, мотивам, интересам и потребностям.
«ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

Современная общественно-экономическая формация характеризуется такими особенностями как технологизация, информатизация, компьютеризация и дигитализация; сетевой характер коммуникации; преобладание вектора услуг над другими секторами экономики. Мы являемся свидетелями того, как развитие отраслей, связанных с высоким удельным весом творческой активности и требующих отточенной квалификации, т.е. высокотехнологичных, информационно-коммуникационных и шире – цифровых, финансовых, привело, в конце концов, к радикальному переустройству всего социума.
Наш мир – это время, когда уже «закатывается эра» цифровых коттеджей (индивидуального дома, напичканного всевозможными гаджетами). Современный мир – мир «цифровых кочевников», для которых офисом может стать самолет, пляж, вокзал и гостиница, так как основные орудия производства – компьютер и Интернет – у них всегда с собой. Неслучайно, поколение, рожденное 1998-2003 году с легкой руки Марка Пренски называют «цифровыми аборигенами»: эти дети овладели компьютерами раньше, чем научились говорить и являются опытными учителями для своих родителей.

ИЗМЕНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Вышеизложенное не прошло без последствий и для биологической природы человека. «Цифровые аборигены» имеют другую физиологию мозга, способны осваивать огромные объемы информации, без какого-либо критического анализа, пишут с ошибками, не чтят никакие авторитеты и т.д. Если сюда прибавить генную инженерию, генно модифицированные продукты, овечку Долли…, - вызов самой сути физиологии человека очевиден.
СМЕНА ОНТОЛОГИЙ

В наше время бытие утрачивает то, что классическая философия, метафизика обозначала как субстанциональность. Уже невозможно описать принципы существования, развития общества через понятия «идеальное-материальное», «производственные сила – производственные отношения» и т.п. «Коммуникативная реальность», «информационное общество», «общество экономики знаний», - так сегодня описывают бытие, в котором живет и развивается современная школа.
Одно из названий – «виртуальная реальность» - очень показательно, н6а наш взгляд. В основе такой реальности - виртуальная коммуникация, которая определяется по признаку канала приема и передачи информации, при этом отличается дистантностью и высокой степенью проницаемости: ее участником может оказаться пользователь Интернет, находящейся в любой из частей света. Характеристиками виртуальной реальности становятся дистантность, интерактивность, опосредованность, глобальный кросс-культурный характер, в большинстве случаев – анонимность участников, широкие возможности для конструирования личностной и социальной идентичности, отсутствие статусной иерархии, внеинституциональность, неразвитость и неопределенность социальных норм, маргинализация и карнавализация коммуникационных процессов.
Таким образом, для современного информационного общества характерно стирание национальных и территориальных границ, трансформация пространственно-временных характеристик (появление пространства потоков и вневременного времени), сетевой индивидуализм, свобода, децентрализованность и т. д., - все то, что привнесла в жизнь человечества Сеть. В связи с чем, встает вопрос об эффективных походах к управлению электронными коммуникациями (для современной школы в том числе).
Прежде всего, определимся в терминах. Согласно классическому подходу под внутренней целевой аудиторией понимают группу людей, входящих в организационно-штатную структуру предприятия и непосредственно участвующих в его деятельности. К внутренней целевой аудитории школы предлагаем отнести: руководство, сотрудников, учителей и учеников. Соответственно, к внешней целевой аудитории относят субъектов, которые не входят в структуру организации, но связаны с ней. В данном случае к внешней целевой аудитории школы отнесем: родителей, выпускников, власть, традиционные СМИ, спонсоры и т.д. ТО, ЧТО НА СЛАЙДАХ – «СКЕЛЕТ», ТРЕБУЩИЙ ДОРАБОТКИ В КАЖДОМ КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ.
Электронная общественность – аудитории площадок коммуникативного пространства Интернет. Соответственно, эффективное управление коммуникациями с данными аудиториями именно в коммуникативном пространстве Интернет и сможет обеспечить современной школе благоприятную среду обитания. Если же этого не делать, то изначально нейтральные, наши аудитории могут стать и враждебными: если не мы управляем нашим коммуникативным пространством, следовательно, оно складывается стихийно, либо им управляют наши конкуренты, противники.

ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ
ОТКРЫТОСТЬ

Интернет – открытая система. Следовательно, демонстрация именно открытости позволит современной школе привлечь к себе внимание, стать центром информирования, источников нужной и полезной информации, площадкой для диалога по самым острым и актуальным проблемам.
САМООРГАНИЗАЦИЯ

Интернет – территория коммьюнити, электронных сообществ. Сегодня тот субъект привлекает к себе внимание, кто организует вокруг себя потоки информации: когда Интернет-ресурс становится системой саморегуляции, самовоспроизведения, когда уникальный контент (тексты, иллюстрации) – выкладываются не только редакторами сайта, но и десятками, сотнями добровольцев – КОГДА ОБРАЗУЕТСЯ СЕТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ – эта площадка реально будет работать на ваш имидж.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Вслед за Питером Грином (авторитетнейший специалист в области коммуникаций в Европе) лишь повторим: занимайтесь коммуникациями серьезно, системно, всегда, либо не делайте этого вовсе.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Прежде всего, отметим, что у современной школы должны быть:

- живой, постоянно обновляющийся, с интересным контентом сайт;

- площадки в популярных сетях, где присутствует ядро Ваших аудиторий. Посмотрите – что это «Одноклассники»? «ВКонтакте»? «Фейсбук»?

- если нас интересуют эксперты, партнеры, спонсоры, - в каких энциклопедиях должна появиться о нас страничка? Не стоит ли нам зарегистрироваться в каталогах сайтов? Где, кстати, еще немало ресурсов – бесплатные;

- безусловно, школа – не коммерческое предприятие. Но, возможно, реален обмен баннерами с сайтами ваших спонсоров – о совместном мероприятии? Благотворительной акции? Посмотрите, лишним не будет.
Буквально пару слов – о нестандартных подходах. Мем – виртуальный персонаж. Advergaming – создание компьютерной игры, где «главный герой» - наша школа. И, наконец, event – какое-либо мероприятие организованное и проведенное именно на площадке школьного сайта, или странице в социальной сети.
Рассмотрим примеры.
Благодарю за внимание, готова ответить на ваши вопросы.


Похожие:

Бычкова Марина Николаевна iconИнтервью А. В. Фомина радиостанции Эхо Москвы О. Бычкова добрый вечер,...
О. Бычкова – Добрый вечер, добрый день. Сегодня в программе «2013» Ольга Бычкова и Алексей Венедиктов. Добрый вечер

Бычкова Марина Николаевна iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
Мосейкина Марина Николаевна назначена приказом Ректора Российского университета дружбы народов от 06 мая 2014 года №1743-к на должность...

Бычкова Марина Николаевна iconНа родовом столе, как на войне, атеистов нет. Вот и Марина Ворожцова,...
Марина ребеночка перенашивала. А потому была направлена в роддом, под наблюдение

Бычкова Марина Николаевна iconУчебно-методическое пособие «Программирование в объектно-ориентированной...
Автор: Солдатенко Мария Николаевна, преподаватель специальных дисциплин огаоу спо «Белгородский индустриальный колледж»

Бычкова Марина Николаевна iconПетрова Марина Геннадьевна
Более 17 лет международного опыта работы в сфере трансформационных тренингов и бизнес образования

Бычкова Марина Николаевна iconМетодическое обеспечение в соответствии с фгос до методический кабинет
Марина Аромштан «Ребенок и взрослый в Педагогике переживаний», М.: «Линка-Пресс» 1998 г

Бычкова Марина Николаевна iconАвтор программы Фролова Марина Валентиновна г. Иваново 2016 год
Основные условия необходимые для сохранения здоровья дошкольников

Бычкова Марина Николаевна iconВ экономике
Гатилова Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры информационных систем и технологий бупк

Бычкова Марина Николаевна iconКонспект урока Учитель: Санникова Марина Анатольевна
...

Бычкова Марина Николаевна iconБиблиотеки пластовской «межпоселенческой централизованной библиотечной...
Начальник Управления культуры спорта и молодежной политики – Токарева Марина Владимировна

Бычкова Марина Николаевна iconГосдума РФ мониторинг сми 16 мая 2006 г
Московский комсомолец, Ян Смирницкий, Марина Райкина, 16. 05. 2006, №104, Стр. 3 26

Бычкова Марина Николаевна iconРадио россии, вести, 06. 08. 2008, Богданова Марина, 19: 00 6
Комсомольская правда, подготовила оксана кальнина, 07. 08. 2008, №116-т, Стр. 41 22

Бычкова Марина Николаевна iconЕжеквартальный отчет акционерный коммерческий банк «чувашкредитпромбанк»...
Директор управления по сопровождению корпоративной деятельности и работе с персоналом Михайлова Марина Анатольевна

Бычкова Марина Николаевна iconМетодическая разработка «Оформление интерьера с помощью инновационных материалов»
Чебаева Елена Николаевна, мастер производственного обучения высшей квалификационной категории

Бычкова Марина Николаевна iconВащенкова Мария Николаевна
Курсы гидов-переводчиков «Гид-Интур», октябрь 2012г. – по настоящий момент, имеется в наличии лицензия Петропавловской крепости

Бычкова Марина Николаевна iconПроектная работа: “Строим Экодом для многодетных семей”
Веремеева Ольга Николаевна – учитель географии, руководитель экологического кружка “Живая река”


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск