Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология»

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология»


НазваниеПрограмма подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология»
страница1/4
ТипПрограмма
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4
ПРОГРАММА

подготовки к государственному экзамену
Специализация «Патопсихология»
Примерная программа составлена на основе примерной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.05.01 «Клиническая психология», квалификация специалист и включает следующие разделы.
Раздел 1. Нарушения познавательной деятельности при расстройствах личности
Расстройства личности: феноменология и история изучения.

Проблема единства аффекта и интеллекта как теоретико-методологическая основа изучения роли личностных особенностей в продуктивности и стилевых характеристиках познавательной деятельности.

Онтологическое, гносеологическое, аксиологическое и риторическое «измерения» клинико-психологического исследования аффективно-когнитивного взаимодействия.

Методы качественного и количественного анализа в клинико-психологическом исследовании.

Перспективы реализации нарративного, феноменологического подходов и анализа единичного случая в исследованиях расстройств личности.

Трудности и перспективы экспериментального исследования когнитивно-аффективного взаимодействия при расстройствах личности

Истерическое расстройство личности: клинические описания и примеры

Экспериментальные исследования больных с истерическим расстройством личности.

Стилевые особенности познавательной деятельности при истерическом расстройстве личности.

Обсессивно-компульсивное (ананкастное) расстройство личности: клинические описания, примеры, результаты экспериментальных исследований.

Стилевые особенности познавательной деятельности при обсессивно-компульсивном расстройстве личности.

Параноидное расстройство личности: клинические описания, примеры, результаты экспериментальных исследований.

Стилевые особенности познавательной деятельности при параноидном расстройстве личности.

Шизоидное и шизотипическое расстройства личности: клинические описания, примеры, результаты экспериментальных исследований.

Стилевые особенности познавательной деятельности при шизоидном и шизотипическом расстройствах личности.
Раздел 2. Синдромный анализ в психосоматике

Теоретические и практические предпосылки развития психологической практики в соматической медицине

Биопсихосоциальный подход: возможности и ограничения.

Психоиммунные, психоэндокринные, психовегетативные системные взаимосвязи как основа телесной регуляции в норме и патологии.

Проблема классификации психосоматических и соматоформных симптомов и расстройств в медицине и клинической психологии. Сравнительный анализ различных классификаций расстройств: DSM-IV, DSM-V, МКБ-10, нарушений вегетативной регуляции

Проблема построения единых психологических оснований анализа широкого круга расстройств. Сопоставительный анализ психодинамически-, психофизиологически- и поведенчески-ориентированных моделей в психосоматике

Культурно-истоический подход как основа построения психологических синдромов психосоматических и соматоформных расстройств

Принципы и алгоритмы психологической диагностики в психосоматике. Вненозологические факторы симптомогенеза. Роль социальной ситуации развития

Психологическая модель психосоматического синдрома. Трех- и четырехфакторные модели клинической диагностики. Негативный и позитивный диагноз в психосоматике

Психосоматический синдромный анализ панических атак. Стратегии психотерапевтического вмешательства

Психосоматический синдромный анализ головных болей. Психогенный компонент хронической боли.

Психосоматический синдромный анализ конверсии, ипохондрии

Различная функциональная роль психологических механизмов при заболеваниях кожи, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, эндокринной и иммунной систем

Клинический, нейропсихологический, патопсихологический и психосоматический синдромный анализ: сопоставление методологии построения и практической применимости.

Психосоматический синдромный анализ как основа психотерапии

Показания к применению отдельных методов психотерапии (когнитивно-бихевиоральных, психоаналитических, телесно-ориентированных и др.).

Развивающие стратегии психологического вмешательства как основа психопрофилактики психосоматических расстройств.

Практические задачи психологов в области психосоматической медицины и психологии телесности

Организационные условия эффективной психологической практики в области психологии телесности.
Раздел 3. Эмоциональные и личностные расстройства у детей
Клиническая модель аффективной патологии у детей. Место нарушений влечений, эмоциональных и личностных расстройств в психопатологии детского возраста. Феномены, возрастная специфика и динамика страхов, агрессии, депрессии, маниакальных состояний у детей.

Причины и механизмы эмоциональных нарушений у детей. Фактор опыта: эмоциональная депривация, психический конфликт и психологическая травма.

Этиология эмоциональных нарушений у детей. Факторы темперамента и пола. Соотношение защитных факторов и фактора риска.

Основные подходы к диагностике и психотерапии эмоциональных и личностных нарушений. Этологический подход к анализу эмоциональных расст­ройств

Психоаналитический подход к анализу эмоциональных расстройств у детей.

Психоанализ ребенка с психотическими и пограничными состояниями.

Психоаналитическая диагностика.

Принципы уровневой модели и перспективы ее развития.

Уровневое строение системы эмоциональной регуляции.

Уровни эмоциональной регуляции: 1) оценки интенсивности средовых воздействий; 2) аффективных стереотипов; 3) аффективной экспансии; 4) базальной аффективной коммуникации; 5) символической регуляции.

Развитие системы эмоциональной регуляции в первые три года жизни в норме и при наличии патологии. Патологические признаки по уровням.

Сдвиги и диспропорции в системе базальной эмоцио­нальной регуляции.

Диагностика тяжести эмоциональных нарушений у детей.

Типы нарушенного эмоционального развития (эмоционального дизонтогенеза).
Раздел 4. Детская пихосоматика
Теоретические и феноменологические предпосылки развития детской психосоматики.

Культурно-исторический подход к психосоматическому развитию ребенка. Подход В.В.Лебединского как прототипная методология изучения отклонений развития.

Психосоматическое развитие как исследовательский конструкт. Психо-социокультурные факторы отклонений в раннем психосоматическом развитии. Психодинамическая и культурно-историческая парадигмы.

Пренатальная и перинатальная фазы: феноменология нормы и психосоматических рисков. Ранние этапы психосоматического развития: феноменология, основные закономерности.

Феноменология привязанности в контексте нормального и аномального психосоматического развития

Эмоциональный опыт ребенка в контексте нормального и аномального психосоматического развития

Телесный опыт ребенка в контексте нормального и аномального психосоматического развития.

Психомоторное, пищевое, гигиеническое поведение и др. формы психосоматического онтогенеза.

Семейное взаимодействие и детско-родительские отношения как фактор психосоматического симптомогенеза. Проблема трансляции патогенных паттернов психосоматического реагирования.

Роль раннего травматического опыта в нормальном и аномальном психосоматическом развитии ребенка. Острая травма, накопленная травма.

Психофизиологические, нейрофизиологические и нейропсихологические аспекты психосоматического развития ребенка.

Принципы и алгоритмы психологической диагностики в детской психосоматике. Вненозологические факторы симптомогенеза. Роль социальной ситуации развития.

Проблема классификации психосоматических и соматоформных симптомов и расстройств детского возраста. Сравнительный анализ различных классификаций расстройств.

Психосоматический синдромный анализ психосоматического аномального развития ребенка с бронхиальной астмой. Часто болеющие дети: психологический аспект.

Психосоматический синдромный анализ психосоматического аномального развития ребенка с заболеваниями ЖКТ

Психосоматический синдромный анализ психосоматического аномального развития ребенка с заболеваниями кожи. Возрастно зависимые психосоматические синдромы.

Стратегии психотерапевтического вмешательства при психосоматических и хронических соматических заболеваниях у детей.

Педиатрическая психология: научно-исследовательские и практические задачи. Детская психология здоровья
Раздел 5. Дизайн исследования и обработка данных в клинической психологии
Дизайн исследования в клинической психологии.

Основные виды и этапы планирования и проведения исследований в клинической психологии. Критерии выбора дизайна исследования. Виды гипотез в клинической психологии. Шкалы. Эксперимент в клинической психологии. Учет влияния побочных переменных. Основные методы контроля влияния побочных переменных. Альтернативные гипотезы и дополнительные переменные. Обоснование актуальности исследования. Основные эпидемиологические показатели. Расчет эпидемиологических показателей.

Основные методы обработки данных в клинической психологии.

Основные методы обработки данных. Обработка данных в программе SPSS. Критерии выбора метода обработки данных. Подготовка данных к обработке. Виды данных в клинической психологии. Критерии оценки экспертной согласованности.

Меры сравнения и различий в клинической психологии.

Особенности распределений, меры сравнения и различий в клинической психологии. Расчет необходимого объема выборки - power-analysis.

Прогноз и исследование эффективности вмешательства в клинической психологии.

Прогноз и исследование эффективности вмешательства в клинической психологии. Однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ в клинической психологии. Регрессионный анализ. Дискриминантный анализ. Таблицы сопряженности.

Факторный и кластерный анализ в клинической психологии.

Факторный и кластерный анализ в клинической психологии. Возможности и ограничения применения факторного и кластерного анализа в синдромном анализе.

Основные принципы структурного моделирования.

Конфирматорный факторный анализ. Основные принципы структурного моделирования.

Особенности психодиагностики в клинической психологии.

Особенности психодиагностики в клинической психологии. Оценка надежности, валидности, достоверности клинических методик.

Особенности расчета психометрических показателей проективных методик в клинической психологии.

Оценка сензитивности, специфичности, прогностической способности инструмента. Особенности расчета психометрических показателей проективных методик. ROC анализ.

Возможности и ограничения выбранного дизайна и методов обработки данных.

Особенности формулирования выводов исследования. Возможности и ограничения выбранного дизайна и методов обработки данных. Защита проектов курсовых исследований.
Раздел 6. Методы клинико-психологической диагностики
Методы патопсихологической диагностики

Место патопсихологической диагностики в практической деятельности клинического психолога.

Общие вопросы проведения патопсихологического исследования с испытуемыми различных возрастов.

Принципы качественного анализа в патопсихологическом исследовании.

Формирование стратегии патопсихологического исследования.

Методы наблюдения и беседы на разных этапах реализации патопсихологического исследования.

Ведение протокола патопсихологического исследования.

Методики патопсихологического исследования: процедура проведения, способы и параметры интерпретации данных (в детской и взрослой клинике).

Написание патопсихологического заключения: цель и основные пункты.
Нейропсихологическая диагностика

Методология синдромного анализа состояния высших психических функций в норме и патологии. Общая характеристика нейропсихологического обследования.

Клиническая беседа в нейропсихологическом обследовании.

Наблюдение в нейропсихологической диагностике.

Изучение данных истории болезни в планировании нейропсихологического обследования. Принципы построения нейропсихологических диагностических методик.

Нейропсихологические методики исследования различных высших психических функций. Методы исследования межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Современные направления нейропсихологической диагностики.

Нейропсихологическая диагностика в России и за рубежом.
Диагностика проективными методами в клинической психологии

Общая характеристика проективных методов. История их возникновения и развития.

Основные источники и линии развития современной проективной диагностики. История ТАТ и теста Роршаха сквозь призму влияния ведущих тенденций в проективной психологии. Основные подходы к теоретическому обоснованию проективных методов. Развитие психоанализа и этапы развития проективной методологии. Теоретические подходы к обоснованию проективных методов в гештальтпсихологии и когнитивной психологии.

Анализ структуры проективного метода. Методическая рефлексия проективного исследования ведущими представителями проективной диагностики

Общая характеристика методических условий, определяющих структуру проективного процесса, получаемую диагностическую информацию. Роль исследователя в проективной диагностике: классическая и неклассическая модели.

Тематический Апперцептивный Тест: организация процедуры и проведение проективного исследования. Классические и неклассические варианты проведения методики: преимущества и ограничения

Методический анализ ТАТ. Общие принципы конструирования стимульного ряда таблиц ТАТ. Характеристика основных этапов проведения ТАТ.

Основные подходы к анализу проективных рассказов. Проблема толкования данных ТАТ, многообразия интерпретаций и процедур оценки их достоверности. ТАТ как инструмент диагностики в клинико-психологической практике. Этапы построения диагностического заключения по данным ТАТ.

Роль проективных методов в исследовании индивидуального случая. Герменевтический метод и его современные возможности в анализе проективной продукции. ТАТ как метод понимания индивидуальности: вариации подходов.

Проективные рисуночные методы: история создания. Области преимуществ графической проективной диагностики по сравнению с другими проективными методами. Принципы анализа графической проективной продукции.
Раздел 7. Нейропсихологическая диагностика и коррекция трудностей обучения

Принципы нейропсихологии Выготского - Лурии Роль Л.С. Выготского в разработке принципов нейропсихологии. Социальный генезис высших психических функций (ВПФ). Теория формирования ВПФ как процесса интериоризации (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин). Понятие "зона ближайшего развития" и его применение в нейропсихологической диагностике и коррекции.

Принципы системного строения и динамической организации и локализации ВПФ и их значение для нейропсихологической диагностики и коррекции детей с трудностями обучения. Системность строения высших психических функций. Анализ системного строения функции письма. Учет принципа системного строения ВПФ в диагностике. Динамическая организация и локализация ВПФ. Понятие функциональной системы и возможность перестройки функциональных систем. Основные причины реорганизация функциональных систем: онтогенетические изменения, изменения в процессе автоматизации, применение различных когнитивных стратегий. Представление о «хроногенной локализации» функций Л.С.Выготского и его значение для детской нейропсихологии.

Методы диагностики развития высших психических функций

Формирование функций III блока мозга и их диагностика

Формирование функций П блока мозга и их диагностика: переработка кинестетической и слуховой информации

Формирование функций II блока мозга и их диагностика: переработка зрительной и зрительно-пространственной информации

Переработка полимодальной, в том числе зрительно-пространственной, информации.

Закономерности формирования пространственных и квази-пространственных функций. Стратегии левого и правого полушарий в обработке зрительно-пространственной информации. Диагностика развития пространственных и квази-пространственных функций. Трудности обучения у детей с функциональной слабостью аналитических или холистических стратегий переработки зрительной и зрительно-пространственной информации.

Принципы и методы профилактики и коррекции трудностей обучения

Нейропсихологические основы коррекционно - развивающего обучения.

Учет принципа системного строения ВПФ Выготского-Лурии в коррекционном обучении. Необходимость синдромного (системного) анализа картины недоразвития ВПФ и выявления первичного дефекта.

Методы развития и коррекции функций Ш блока мозга.

Методы развития и коррекции функций II блока мозга. Оценка эффективности методик.

Методы контроля успешности курсов коррекционного обучения.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» iconПрограмма подготовки к государственному экзамену Специализация «Психотерапия...
Примерная программа составлена на основе примерной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению...

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» iconМетодические указания по подготовке к государственному экзамену
Методические указания по подготовке к государственному экзамену по направлению 38. 03. 01 Экономика (профиль «Финансы и кредит»)...

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» iconПрограмма государственного экзамена направление 080100. 62 Экономика
Переченьвопросовдля формирования письменного задания к государственному экзамену 46

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» iconРеспублики Коми Государственное автономное образовательное учреждение...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к экзамену по фармакологии. Методические рекомендации содержат перечень...

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» iconПрограмма вступительного экзамена по направлению подготовки 40. 06. 01 «юриспруденция»
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по коммерческому праву (для поступающих в аспирантуру) по кафедре...

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» iconПрограмма государственной итоговой аттестации Направление подготовки/специальность:...
Организация и проведение государственного экзамена, методические указания по подготовке к нему

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» iconОсновные направления и формы психолого-педагогического сопровождения...
Она отличается от привычной формы экзамена. С началом эксперимента по введению егэ, в педагогических кругах идут споры: нужна ли...

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» iconПрограмма дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
...

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» iconРабочая программа дисциплины «патопсихология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» iconПрограмма дисциплины «Налоговый учет» для подготовки магистра по...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов по направлению 080300 «Финансы...

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» iconНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов 1-го и 2-го курсов направления 080200. 62 «Менеджмент»...

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих курс «Предпринимательство», учебных ассистентов и студентов направления подготовки...

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» icon«лингвистике» на 2016/2017 год в магистратуру по направлению «лингвистика»
Программа предназначена для подготовки абитуриентов к вступительному экзамену по лингвистике в магистратуру факультета иностранных...

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» iconАннотация программы дисциплины «поликлиническая терапия» Направление...
Цель: соответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральному государственному образовательному стандарту высшего...

Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология» iconПрограмма дисциплины «Управление закупками и контрактами»  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск