2.Классификация и основные характеристики спортивного питания
Спортивное питание обладает спорной репутацией среди российских потребителей. Многие придерживаются точки зрения, что спортивное питание — это химические вещества, вредящие здоровью. Другие же считают их неотъемлемыми составляющими сбалансированного питания спортсменов. Подобные полярные мнения вызывают большой интерес с категории спортивного питания как со стороны атлетов, так и со стороны медиков.
Рынок спортивного питания тесным образом связан с популярностью активного образа жизни и долей населения, регулярно занимающегося спортом и фитнесом. Россия по этому показателю в несколько раз уступает развитым странам, однако последние тенденции позволяют говорить об активном проникновении спорта в жизнь россиян. На данный момент спортивное питание позиционируется как комплекс пищевых добавок, применяемых как профессиональными спортсменами, так и людьми, которые занимаются спортом для поддержания хорошей формы. Но одной физической нагрузки мало - человек при обычном рационе питания никогда не получит сбалансированный набор пищевых элементов, способствующих мышечному и силовому росту, сжиганию жира. В такой набор входят креатин, протеин, аминокислоты, карнитин, витамины, минеральные вещества и многие другие элементы.
Условно, спортивное питание представляет собой одно или несколько каких-либо пищевых веществ в концентрированной форме. Основные виды спортивного питания группируют как по назначению, так и по составу.
В зависимости от
назначения выделяют следующие группы спортивного питания:
По составу спортивное питание можно разделить на следующие группы:
У россиян наибольшей популярностью пользуется … - его употребляет треть покупателей спортивного питания. Рассмотрим более подробно состав и функциональность наиболее популярных видов спортивного питания.
Протеин
Гейнер
Заменители пищи
Комплексные аминокислоты
BCAA аминокислоты
Аргинин
Глутамин
Креатин
Витаминно-минеральный комплекс
Предтренировочные комплексы
Жиросжигающие средства
Препараты укрепления суставов и связок
.
3.Основные показатели состояния российского рынка
6.1. Объём рынка спортивного питания
По оценкам Всемирной Федерации индустрии спортивных товаров (WFSGI) российский рынок спортивного питания является перспективным и динамично развивающимся.
Сложность оценки объема и структуры российского рынка спортивного питания обусловлена следующими факторами:
Высокой долей прямых продаж вне розничной торговли
Размытостью границ рынка – рынок спортивного питания сложно разграничить с рынком биологически активных добавок и витаминов
Наличие «серого» сектора, где реализуются поддельные товары.
Российский рынок спортивного питания представляет собой большей частью теневым рынком и трудно поддается оценке.
-
Показатели производства спортивного питания
-
Тенденции и перспективы рынка спортивного питания
Исследование рынка спортивного питания компании Datamonitor показало, что в последние годы именно рядовой потребитель стал ключевой фигурой, двигающий этот рынок вперед. Появление этого относительно нового потребительского тренда оказывает влияние не только на развитие данной категории продуктов, но и на продуктовый рынок в целом.
Также можно выделить сдерживающие факторы роста рынка спортивного питания:
Бытующее представление о вредности спортивного питания;
…
4.Импортно-экспортные операции на российском рынке
Рынок спортивного питания в России практически полностью составляют товары, ввезённые в страну. Итоги 2012 г. показали, что и в этом году лидером поставок продуктов спортивного питания остались США, на чью долю пришлось порядка 70%.
-
Импорт спортивного питания в Россию
-
Импорт спортивного питания в Россию в разбивке по товарным категориям
Наиболее крупной товарной категорией, представленной на российском рынке спортивного питания, являются разнообразные …. За 2012 год в страну было импортировано продукции на … млн руб. (в розничных ценах), а за 9 месяцев 2013 года объёмы превысили показатели предыдущего года.
Таблица . Объем импорта спортивного питания в Россию по категориям в 2011-2013 (янв-сент) гг., млн. $ и млн руб.
Товарная группа
|
2011
|
2012
|
2013 (9 мес.)
|
млн $
|
млн. руб.
|
млн $
|
млн. руб.
|
млн $
|
млн. руб.
|
Аминокислотные комплексы
|
8,35
|
245,36
|
8,58
|
266,56
|
9,13
|
289,09
|
Витаминно-минеральные комплексы
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Глутамин
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Жиросжигатели
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Изотоники
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Креатин
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Многокомпонентные протеиновые комплексы
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Протеиновые смеси
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Спортивные батончики
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Спортивные напитки
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Энергетики
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Итого
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Примечание: перевод $ в рубли осуществлялся по среднему курсу года:
2011 год – 29,39 руб.
2012 год – 31,07 руб.
2013 год – 31,68 руб.
Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ
Диаграмма . Структура объёма импорта спортивного питания по товарным категориям в 2012 г. в стоимостном выражении, %
Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ
Как видно из представленной выше диаграммы практически половину от общего объёма импортных поставок занимают ... Их популярность объясняется широким спектром применения: для снижения жировой массы тела, для стимуляции роста мышц, а также с целью поддержания здоровой физической формы и т.д.
-
Импорт спортивного питания в Россию в разбивке по брендам
Рассмотрим структуру импорта спортивного питания в разбивке по брендам/производителям в каждый из годов.
Таблица . Импорт спортивного питания в Россию в стоимостном выражении в разбивке по производителям (брендам) в 2011 г., млн $ и млн руб.
БРЕНД
|
2011
|
млн $
|
млн руб.
|
OPTIMUM NUTRITION
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
ПРОЧИЕ
|
…
|
…
|
ИТОГ
|
…
|
…
|
Примечание: перевод $ в рубли осуществлялся по среднему курсу 2011 года – 29,39 руб.
Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ
Диаграмма Структура объема импорта спортивного питания по брендам в 2011 году в стоимостном выражении, %.
Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ
Лидерами по объёму поставок в 2011 году являются бренды Optimum Nutrition и …. Их доли в структуре импорта, соответственно, … %. Незначительно отстаёт бренд … (10%).
Таблица . Импорт спортивного питания в Россию в стоимостном выражении в разбивке по производителям (брендам) в 2012 г., млн $ и млн руб.
БРЕНД
|
2012
|
млн $
|
млн руб.
|
NUTRILITE
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
ПРОЧИЕ
|
…
|
…
|
ИТОГ
|
…
|
…
|
Примечание: перевод $ в рубли осуществлялся по среднему курсу 2012 года – 31,07 руб.
Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ
Диаграмма Структура объема импорта спортивного питания по брендам в 2012 году в стоимостном выражении, %.
Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ
В 2012 году лидерами по поставкам спортивного питания в стоимостном выражении стали бренды … (14,57%) и … (11,69%).
Таблица . Импорт спортивного питания в Россию в стоимостном выражении в разбивке по производителям (брендам) в 2013 (янв-сент) г., млн $ и млн руб.
БРЕНД
|
2013 (9 мес.)
|
млн $
|
млн руб.
|
OPTIMUM NUTRITION
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
ПРОЧИЕ
|
…
|
…
|
ИТОГ
|
…
|
…
|
Примечание: перевод $ в рубли осуществлялся по среднему курсу 2013 года – 31,68 руб.
Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ
По данным ФТС РФ, в 2013 году (янв-сент) лидерами являются Optimum Nutrition (17,14%) и … (11,73%).
Диаграмма Структура объема импорта спортивного питания по брендам в 2013 году (янв-сент) в стоимостном выражении, %.
Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ
-
Экспорт спортивного питания из России
Показатели экспорта спортивного питания незначительны в сравнении с объёмами импорта. В основном, российские производители ориентированы на отечественный рынок.
Таблица . Объем экспорта спортивного питания из России по категориям в 2011-2013 (янв-сент) гг., тыс. $ и тыс. руб.
Товарная группа
|
2011
|
2012
|
2013 (9 мес.)
|
тыс. $
|
тыс. руб.
|
тыс. $
|
тыс. руб.
|
тыс. $
|
тыс. руб.
|
АМИНОКИСЛОТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
ГЛУТАМИН
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
КРЕАТИН
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
ПРОТЕИНОВЫЕ СМЕСИ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
СПОРТИВНЫЕ БАТОНЧИКИ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Итого
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Примечание: перевод $ в рубли осуществлялся по среднему курсу года:
2011 год – 29,39 руб.
2012 год – 31,07 руб.
2013 год – 31,68 руб.
Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ
5.Конкурентная ситуация на рынке
На российском рынке реализуется спортивное питание как отечественного производства, так и зарубежного. Считается, что зарубежные препараты качественнее, так как по оценкам специалистов в отечественном спортивном питании не всегда присутствуют заявленные в нем компоненты. Однако отечественные продукты стоят дешевле, что делает их более доступными для широких масс. Стоит учитывать, что авторитет спортивного питания импортного производства подрывает наличие подделок известных зарубежных продуктов и невысокое качество малоизвестных производителей
Диаграмма . Рыночные доли брендов спортивного питания в России в 2012 г., %
Источник: Euromonitor
Таким образом, представляется возможным произвести ценовую сегментацию. На российском рынке спортивного питания можно выделить 3 ценовые группы:
Высокая ценовая группа.
Средняя ценовая группа. В эту группу попали три марки (СШАНизкая ценовая группа, внутри которой можно выделить две подгруппы:
Дешёвое спортивное питание
Очень дешевое спортивное питание
6.Изучение потребительских предпочтений
Сегментацию потребителей представляется возможным произвести на основании нескольких параметров:
Уровень профессионализма в спорте:
Цель использования спортивного питания:
Подобные классификации потребителей позволяют более адресно, а значит и более эффективно, производить целевое позиционирование продукта.
Также для эффективного продвижения продукции на рынке важно идентифицировать потенциальные источники, откуда может получить информацию о продуктах потенциальный покупатель.
Диаграмма . Популярность источников информации о спортивном питании, %
Источник: РБК.research
При принятии решения о приобретении определённых продуктов спортивного питания покупатель руководствуется следующими факторами:
Диаграмма . Факторы, влияющие на решение о покупке спортивного питания, %
Источник: профильный журнал IRON HEALHT
Таким образом, ключевое значение при выборе продукции отдаётся репутации бренда. Безусловно, восприятие бренда – это комплексное понятие, включающее репутацию производителя, рекламные кампании в средствах массовой информации, набор ассоциаций и прочее.
Диаграмма . Предпочтения потребителей по видам спортивного питания, %
Источник: профильный журнал IRON HEALHT
Предпочтения потребителей к тому или иному продукту спортивного питания в основном зависит от того, с какой целью употребляется этот продукт.
Большинство российских потребителей отдают свое предпочтение импортному товару.
…
7.Профили ведущих игроков
-
Отечественные производители спортивного питания
ООО «АРТ Современные научные технологии»
Компания «АРТ Современные научные технологии» - ведущий российский производитель специализированного питания. Компания была основана в 1998 г. и в настоящее время выпускает широкий ассортимент (более 200 наименований) продукции таких брендов, как Ironman, XXI Power, MD, Лэди Фитнес, Artlab, Shaper, Юный Атлет, Лидер.
Цехи по производству спортивного питания расположены в России, Московская область, Солнечногорский район, деревня Голиково, КФН "Надежда". Помимо продвижения собственных брендов компания оказывает услуги по разработке и производству любой другой продукции, согласующейся с производственными возможностями завода.
Наиболее популярный бренд Ironman. Среди продукции присутствуют аминокислоты, анаболические формулы, витамины, гейнеры, креатин, протеин, жиросжигатели, средства для суставов, энергетики, спортивные батончики и напитки. По качеству продукции бренд Ironman лидирующий на российском рынке.
Бренд XXI Power пользуется относительно низкой популярностью, по сравнению с Ironman. Часто встречаются негативные отзывы, связанные с плохим качеством продукции и неоправданно высокой стоимостью. Бренд специализируется на жиросжигателях.
ООО НПК «АКТИФОРМУЛА»
-
Зарубежные производители спортивного питания
OPTIMUM NUTRITION
BSN
ULTIMATE NUTRITION
WEIDER
ATLANTIC MULTIPOWER