Скачать 134.28 Kb.
|
Некоторые проблемы управления судебным учреждением Юнусова Л.С. Электронный ресурс, 2009. Управление учреждением, как известно, по общему правилу осуществляется по одному из трех возможных путей: собственник (учредитель) непосредственно осуществляет управление учреждением, одновременно выполняя функции как высшего, так и исполнительного органа; собственник (учредитель) является высшим органом управления учреждением, а исполнительный орган назначается собственником; собственник формирует высший и исполнительные органы управления учреждением, не принимая непосредственно участия в управлении, и осуществляет при этом права на имущество учреждения. По нашему мнению, в отношении судебных органов как учреждений в Российской Федерации сложилась третья из названных моделей внутриорганизационного управления. Руководителем суда выступает его председатель, который назначается на должность Президентом Российской Федерации <1>. -------------------------------- <1> Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // РГ. 29.07.1992. N 170. Законом о статусе судей (ст. 6.2) определены "внутриуправленческие" функции председателя суда как руководителя судебного учреждения. Председатель суда, наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции: 1) организует работу суда; 2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение; 3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, между судьями; 4) организует работу по повышению квалификации судей; 5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда; 6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда; 7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда. Для внутриорганизационного обеспечения деятельности судов создается аппарат суда. Согласно ст. 32 Закона о судебной системе аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в военных судах могут также присваиваться воинские звания. Как отмечается в литературе, создание аппарата суда соответствует требованиям международно-правовых документов, в частности Основным принципам независимости судебных органов, согласно которым каждое государство обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции <2>. -------------------------------- <2> Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.И. Радченко, В.П. Кашепова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. С. 147. Вместе с тем внутриорганизационное управление судебными учреждениями отличается значительной спецификой. Как отмечается в специальной литературе, в России за последнее столетие были опробованы различные модели организационного обеспечения правосудия, и все они подвергались справедливой критике. Основных моделей было две: управленческие функции осуществляли или органы юстиции, или высшие судебные органы <3>. В случае совмещения в высшем суде функции организационного обеспечения нижестоящих судов и присущей им функции судебного надзора высшие судебные органы оказывались таковыми не только в процессуальном смысле этого слова, но и в административном. Такое положение дел характеризовалось усилением зависимости судей нижестоящих судов от вышестоящих (в особенности от руководства последних) и приводило в конечном счете к искажению идеи беспристрастности суда или даже ее замене идеей демократического централизма. Передача полномочий по организационному обеспечению судов Министерству юстиции также не привела к желаемому результату, напротив, суды попали в еще большую зависимость, но теперь уже от органов исполнительно-распорядительного типа <4>. -------------------------------- <3> Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. В.И. Радченко, В.П. Кашепова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. С. 147. <4> Павловский В.Л. Организация обеспечения деятельности судебной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. Существующая на сегодняшний день система управления судебными учреждениями общей юрисдикции объединяет в себе обе эти модели. Применительно к высшим судебным органам (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ) эта функция осуществляется аппаратами этих судов. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции Законом 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Возглавляет Судебный департамент генеральный директор, назначаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. На него возложена ответственность за надлежащую организацию выполнения возложенных на Судебный департамент и его органы функций по организационному обеспечению деятельности судов. Работники Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации являются государственными служащими. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания. Как отметил Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев, главное назначение Судебного департамента в том, чтобы он "взял на себя все заботы судов общей юрисдикции по организационному обеспечению их деятельности, избавил судейский корпус страны от решения задач, отвлекающих от его высокого предназначения, вывел суд на подобающее ему место в государстве и обществе" <5>. Основные направления его деятельности состоят в обеспечении финансирования судов, их кадровом и материально-техническом обеспечении. "Говоря проще, это обязанность по созданию условий для нормальной работы каждого суда общей юрисдикции" <6>. -------------------------------- <5> Настольная книга администратора суда общей юрисдикции / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Юристъ, 2004. С. 5. <6> Лебедев В.М. Судебная реформа: итоги и перспективы // Российская юстиция. 2000. N 11. С. 1. Для обеспечения деятельности аппарата суда Федеральным законом о судебном департаменте при Верховном Суде РФ введена фигура администратора суда. Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда. Было разработано Положение об администраторе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, районного суда <7>. -------------------------------- <7> Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.03.2003 N 14 "Об утверждении Положения об администраторе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, районного суда" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс". В отношении содержания судебного администрирования и компетенции администратора суда в литературе высказываются различные точки зрения. Так, например, некоторые авторы включают в понятие судебного администрирования обеспечение подготовки и движения судебного дела по всем стадиям судопроизводства <8>. Другие авторы судебное администрирование сближают с организацией деятельности суда <9>. -------------------------------- <8> Организация деятельности судов: Учебник / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Норма, 2007. <9> Ермошин Г.Т. Организационное обеспечение деятельности суда (судебное администрирование) в контексте реализации принципа самостоятельности судебной власти // Российская юстиция. 2005. N 3. С. 2 - 9. Как отмечает Л.А. Прокудина, в зарубежных судах администратор суда действительно руководит всеми вопросами деятельности суда, за исключением осуществления правосудия. В российских же судах нередко администратор занимается больше хозяйственно-организационными делами и гораздо менее делопроизводством в суде <10>. -------------------------------- <10> Прокудина Л.А. Институт администраторов суда в США (история формирования и современный статус) // Администратор суда. 2007. N 4. Так, например, Инструкция по делопроизводству в районном суде не предусматривает участия администратора в процессе делопроизводства <11>. Не содержится положений о взаимодействии судебных приставов по ОУПДС с администратором суда по вопросам несения службы в суде в Инструкции "О порядке исполнения судебными приставами по ОУПДС распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействии судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по ОУПДС и участия в исполнительной деятельности" <12>. -------------------------------- <11> Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" // РГ. 05.11.2004. N 246. <12> Приказ Минюста России от 03.08.1999 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности" // РГ. 15.10.1999. N 204. Как отмечает О. Денежко, Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", Положение об администраторе, Типовая инструкция по организации деятельности администратора наделяют администратора суда значительными полномочиями в вопросах менеджмента и контроля над деятельностью аппарата суда. На практике же эти полномочия не реализованы <13>. -------------------------------- <13> Денежко О. Нормативное регулирование деятельности администраторов судов общей юрисдикции // Администратор суда. 2006. N 1. Для развития института администраторов необходимо проведение как их обучения, так и соответствующей работы с председателями судов в плане разграничения их полномочий с полномочиями администратора <14>. На сегодняшний же день руководство деятельностью аппарата суда осуществляют председатели судов <15>. -------------------------------- <14> Решетникова И.В. Первая международная конференция по судебному администрированию // Вестник ВАС РФ. 2004. N 12. С. 153. <15> Денежко О. Нормативное регулирование деятельности администраторов судов общей юрисдикции // Администратор суда. 2006. N 1. Действительно, на страницах специальной литературы многие авторы отмечают проблемы, связанные с неопределенностью административно-правового статуса администратора суда. Согласно ст. 18 Закона о судебном департаменте администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения. С другой же стороны, в соответствии со ст. 17 того же Закона администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда - под контролем управления (отдела) Судебного департамента и во взаимодействии с ним. Аналогичные положения содержатся и в Типовом должностном регламенте администратора, утвержденном Приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 22 августа 2006 г. N 80. Регламентом закрепляется двойственность подчинения администратора: с одной стороны, он подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения, с другой - по представлению председателя районного суда назначается и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, под его контролем осуществляет свои полномочия <16>. -------------------------------- <16> Рожнова Л.В. Актуальные вопросы деятельности администраторов районных судов // Администратор суда. 2006. N 1. Согласно Положению об администраторе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, районного суда (п. 1.2), администратор суда является федеральным государственным служащим системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Как справедливо отмечает И. Корякин, "существующее положение, при котором администратор состоит в штате подразделений Судебного департамента, а при осуществлении своих функций подчиняется председателю суда, тогда как работники всех других служб аппарата суда состоят в штате этого суда и подчиняются его председателю, создает сложности во взаимоотношениях администратора и работников аппарата суда. Возникает также немало вопросов, связанных с порядком учета их рабочего времени, начисления и выплаты денежного содержания, предоставления отпусков, вынесения поощрений и наложения взысканий, увольнения с занимаемой должности и т.д." <17>. -------------------------------- <17> Корякин И. Роль администратора суда в организационном обеспечении судебной деятельности // Российская юстиция. 2003. N 2. Действительно, согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <18> поощрения, как и дисциплинарные взыскания, налагаются на гражданского служащего (каковым является и администратор суда) представителем нанимателя. В отношении администратора суда представителем нанимателя выступает руководитель государственного органа, в штате которого он состоит, т.е. генеральный директор Судебного департамента. Получается, что хотя администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда, однако последний фактически лишен основных способов обеспечения служебной дисциплины. -------------------------------- <18> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636; СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1151; СЗ РФ. 2007. N 16. Ст. 1828; СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6070. В. Дробышев в этой связи полагает, что представляется наиболее целесообразным введение администраторов в штаты соответствующих судов и изменение порядка их назначения путем внесения в Закон о Судебном департаменте соответствующих изменений и дополнений <19>. -------------------------------- <19> Дробышев В. Организационным обеспечением должен заниматься заместитель председателя суда // Российская юстиция. 2000. N 11. Интересно, что в системе арбитражных судов Российской Федерации эти вопросы решаются существенно иначе. Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым руководителем аппарата - администратором арбитражного суда. Администратор арбитражного суда входит непосредственно в штат арбитражного суда "в ранге, фактически соответствующем заместителю председателя арбитражного суда" <20>. -------------------------------- <20> Организация деятельности судов: Учебник / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Норма, 2007. Должностные обязанности администратора арбитражного суда определяются Положением об администраторе арбитражного суда, утверждаемым Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <21>. -------------------------------- <21> Постановление Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 N 7 "Об утверждении Регламента арбитражных судов" // Вестник ВАС РФ. N 11. 1996. Администратор арбитражного суда: - руководит аппаратом арбитражного суда; - организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде; - организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов; - осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда, определяемые председателем ВАС РФ. Как отмечается в литературе, подобное положение дел "объясняется тем, что арбитражные суды во всех отношениях - кадровом, финансовом, материально-техническом, организационном и пр. - обеспечивают себя самостоятельно, поскольку существующий в России Судебный департамент является органом, состоящим при Верховном Суде РФ и обслуживающим деятельность только судов общей юрисдикции. Администраторы арбитражных судов призваны в значительной степени взять на себя выполнение тех функций, которые по отношению к судам общей юрисдикции осуществляют Судебный департамент и его органы на местах" <22>. -------------------------------- <22> Ермошин Г.Т., Адзинова Е.А. Развитие в законодательстве о судебной власти конституционного права на судебную защиту в экономической сфере // Законодательство и экономика. 2004. N 11. Безусловно, в силу своей компетенции арбитражные суды обладают значительной спецификой по сравнению с судами общей юрисдикции, однако это касается их функций по отправлению правосудия, которые они осуществляют в качестве органа власти. В то же время представляется, что административно-правовой статус арбитражных судов и судов общей юрисдикции как юридических лиц должен строиться на единых принципах. Поскольку в компетенцию администратора суда входит блок организационных вопросов, касающихся функционирования судебного органа именно как учреждения, то их правовое положение в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, на наш взгляд, должно быть одинаково. С учетом проанализированных выше проблем, связанных с двойным подчинением администратора суда в судах общей юрисдикции, нам представляется предпочтительным решение этого вопроса в системе арбитражных судов. Нужно заметить, что в Федеральном законе "О мировых судьях в Российской Федерации" практически отсутствует блок правового регулирования организационного обеспечения деятельности мировых судей. Законодатель ограничивается лишь общим указанием, что структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Отсутствие конкретных указаний на федеральном уровне приводит к целому ряду проблем на практике <23>. -------------------------------- <23> Анохина В.Ю. Вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей // Российская юстиция. 2006. N 11. С. 43. Некоторые авторы высказывают мысль, что "весь комплекс мероприятий, связанных с единой функцией организационного обеспечения института мировой юстиции, надо решать через органы Судебного департамента, поскольку у многих регионов нет достаточных средств для финансирования деятельности мировых судей, а тем более их нет для создания специальных органов исполнительной власти, которые бы выполняли только мероприятия материально-технического обеспечения" <24>. -------------------------------- <24> Терехин В. Почему "урезана" компетенция мировых судей // Российская юстиция. 2000. N 10. Другие ученые полагают, что такая нагрузка на Судебный департамент окажется для него непосильной <25>. Т.В. Озол отмечает, что "не определившись с органом, на который будет возложена обязанность правового обеспечения мировых судей, негласно все тяготы содержания и обеспечения мировых судей были возложены на Судебный департамент и региональные федеральные суды. Однако такой подход противоречил федеральному законодательству" <26>. -------------------------------- <25> Анохина В.Ю. Вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей // Российская юстиция. 2006. N 11. С. 43. <26> Озол Т.В. Организационно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11. М., 2007. С. 24. В настоящее время большинство субъектов РФ возложили функции по организационному обеспечению деятельности мировых судей на уполномоченные органы региональной исполнительной власти (управления по обеспечению деятельности мировых судей). Вместе с тем остается нерешенным целый ряд вопросов, связанных с организационным обеспечением деятельности мировых судей. Как отмечает И.Ф. Нуриахметов, неясно, кто должен объявить о наличии вакантной должности работника аппарата, разместить об этом информацию в средствах массовой информации, сформировать конкурсную комиссию и провести конкурс на замещение вакантной должности <27>. Возложение функций по приему и увольнению сотрудников аппарата в ряде субъектов РФ (Республика Алтай, Калужская, Ярославская области) непосредственно на мирового судью приводит к приданию ему статуса представителя нанимателя, что противоречит действующему законодательству. -------------------------------- <27> Нуриахметов И.Ф. Организационное обеспечение деятельности мировых судей: законодательство и практика // Мировой судья. 2008. N 6. В этой связи некоторые авторы выдвигают идею о дополнении Федерального закона "О Судебном департаменте Российской Федерации" положением о создании в территориальных управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде РФ специальных отделов (подразделений) для осуществления организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей <28>. -------------------------------- <28> Озол Т.В. Организационно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11. М., 2007. С. 24. На наш взгляд, многие из указанных проблем связаны с изначально неверной концепцией мирового суда. Представляется, что мировой суд должен создаваться и функционировать в организационно-правовой форме учреждения. Это позволит мировому судье в полной мере выполнять функции руководителя судебным учреждением и решать в том числе и необходимые кадровые вопросы, связанные с формированием и деятельностью аппарата суда.</28></28></27></27></26></25></26></25></24></24></23></23></22></22></21></21></20></20></19></19></18></18></17></17></16></16></15></14></15></14></13></13></12></11></12></11></10></10></9></8></9></8></7></7></6></5></6></5></4></3></4></3></2></2></1></1> |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от... Обзор по результатам мониторинга законодательства Республики Коми, проводимого в целях выявления в нем коррупциогенных факторов |
Памятка потребителю особенности продажи детских игрушек Основные... Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» |
||
Закон РФ от 11 марта 1992 года n 2490 «О коллективных договорах и соглашениях» Федеральный закон «Трудовой кодекс Российской Федерации» Утвержден 30 12. 2001 г №197-фз |
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3612-1 «Основы... ... |
||
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3612-2 «Основы... Краснодарского края «Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко» |
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №68-фз «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного... |
||
О газоспасательном отряде (гсо) Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя” от 22. 08. 1995г. №151-фз, Постановление Правительства Российской Федерации... |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Федеральным Законом от 25. 07. 1998 №130-фз «О борьбе с терроризмом», Постановлением правительства РФ от 15. 09. 1999 №1040 «О мерах... |
||
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", статья 51.... ... |
Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года №2446-1 «О безопасности» Безопасность школы является приоритетной в деятельности администрации и педагогического коллектива |
||
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от... Требования к направлению подготовки (специальности) профессионального образования |
Закон Российской Федерации от 07. 02. 1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19. 01. 1998г. №55 |
||
Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режимам строящегося... Гражданский кодекс рф; Закон РФ от 11 марта 1992 года №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"... |
Закон Российской Федерации от 07. 02. 1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» Заместитель Министра – директор финансово-экономического департамента Министерства здравоохранения Ульяновской области |
||
Инструкция по эксплуатации в соответствии с п. 4 Гост 25779-90 инструкция по эксплуата Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» |
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»... Вид практического занятия (обучающий семинар, проблемный семинар, мастер-класс, деловая игра, и т д.) |
Поиск |