Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект




Скачать 231.08 Kb.
Название Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект
страница 1/3
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Документы
  1   2   3
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект


Киселева Елена Викторовна
кандидат исторических наук,
ст. преподаватель кафедры менеджмента,
государственного и муниципального управления
Брянского филиала РАНХиГС

Аннотация: В статье рассматривается этап становления системы органов агитации и пропаганды нового советского государства на региональном уровне: на материалах Орловской и Брянской губерний. На основе обширного круга источников автор делает вывод о том, что уже в ходе реформы советского государственного аппарата в 1917-1920 гг. в общем хаосе структур и ведомств, занимавшихся вопросами идеологии в центре и на местах, наблюдалась тесная взаимосвязь между советскими и партийными структурами. С одной стороны, это позволяет подтвердить тезис современной историографии о том, что вся агитация и пропаганда не находилась в руках одной коммунистической партии большевиков. С другой же стороны, это дает основание ставить под вопрос тезис современной историографии о том, что в деятельности всех ведомств, занимавшихся агитацией и пропагандой в первые годы советской власти, существовал непреодолимый хаос.
Annotation: The article deals with the process of formation of the system of agitation and propaganda of the new Soviet state at the regional level: on materials of Orel and the Bryansk region. On the basis of a wide range of sources the author concludes that there is a close relationship between the Soviet and party structures in spite of the general chaos of the departments and agencies concerned with ideology in the center and locally in 1917-1920. On the one hand, this allows confirming the thesis of the modern historiography of the fact that the agitation and propaganda was not in the hands of a single Communist party of Bolsheviks. On the other hand, this gives us grounds to call into question the thesis of the modern historiography of the fact that there was an impassable chaos in the activities of all agencies involved in the agitation and propaganda in the first years of Soviet power.
Ключевые слова: агитация и пропаганда, реформа советского государственного аппарата, 1917-1920 гг., Орловская и Брянская губернии, хаос и взаимосвязи в системе государственного управления.
Keawords: agitation and propaganda, the reform of Soviet state machinery, 1917-1920, Orel and Bryansk region, chaos and relationship in the system of public administration.
Агитационно-пропагандистская работа, направленная на формирование у населения Советской России желаемого образа мыслей и действий, очень волновала новую власть. Только на заседаниях и пленумах ЦК, по подсчетам Н.Ф. Каткова, за 1918-1920 гг. вопросы усиления агитации и пропаганды, улучшения постановки и содержания политработы в Красной Армии, контрагитации в войсках и тылу врага, проблемы выпуска агитационных газет, литературы, работы центральных издательств, РОСТА и другие обсуждались не менее 110 раз1.

Но в то же время, как принято считать в рамках традиционной советской и постсоветской историографии, у новой власти не было определенного плана ведения агитационно-пропагандистской деятельности. Первый такой план — план производственной пропаганды на государственном уровне В.И. Ленин разработал только в конце 1920 г2. Не было и специализированного отдела, занимающегося вопросами агитации в структуре ЦК РКП (б). Агитационно-пропагандистской деятельностью занимались различные ведомства и учреждения, создаваемые на местах и не согласовывавшие между собой проведение мероприятий. В совокупности они создавали сложную взаимно пересекающуюся систему, лишенную централизованного руководства и общей направленности. На наш взгляд, актуальным представляется вопрос о взаимосвязях в этой сложной хаотической системе. Ответ на него, уже на примере регионального материала, даст возможность посмотреть на утверждение советской историографии об отсутствии плана в пропаганде периода Гражданской войны под новым углом.

Так, в годы Гражданской войны в разное время функции агитации и пропаганды выполняли государственные, партийные органы власти и общественные организации. Группа государственных органов включала в себя ВЦИК (агитационный отдел, организационно-пропагандистский отдел крестьянской секции, отдел агитпоездов и агитпароходов), на местах — агитационно-пропагандистские отделы губисполкомов, РОСТА с местными отделениями, агитационно-просветительский (позднее политико-просветительский) отдел Всебюровоенкомата, аналогичные отделы при губернских и уездных военных комиссариатах, Наркомпросс в лице внешкольного отдела, аналогичные отделы при губнаробразах и унаробразах; Главполитпросвет. Партийные органы были представлены большевистскими партийными организациями: от ЦК РКП (б) до низовых ячеек. К общественным организациям относились культпросветобщества, профсоюзы, РКСМ. При анализе степени участия основных структур, занимавшихся агитационно-пропагандистской деятельностью на территории Орловской и Брянской губерний, мы обращали внимание на их задачи и функции, а также время «выхода на арену» и периода наиболее активной деятельности.

Отдельный интерес представляет первая попытка создания в начале 1918 г. в Брянске единого органа, выполнявшего функции формирования образа власти — культурно-просветительской комиссии Брянского Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов. В целях деятельности комиссии значилось «поднятие образовательного уровня и в частности общественного самосознания революционных сил деревни и трудовой демократии для закрепления позиций революции и завоеванных свобод». В ее состав входили три бюро: театральное, библиотечно-газетное и агитационно-лекционное. Согласно Уставу «библиотечно-газетное бюро заботится о культурно-просветительской работе всех организаций, объединенных Советами; распространяет газеты, брошюры и вообще здоровую социалистическую литературу; занимается устройством библиотек, читален, киосков. Лекционно-агитационное бюро заботится об устройстве лекций рефератов в определённых аудиториях в городах, деревнях, штатах расквартированных в уезде войск»3. Таким образом, характер деятельности комиссии был максимально всеохватным. Однако на ее деятельности сразу же отразились перемены, произошедшие в составе Совета: в полугодовой борьбе между партиями социалистической ориентации окончательный верх взяли большевики4. Все функции и дела культурно-просветительской комиссии 20 июля 1918 г. было решено передать Отделу по Народному Образованию Городского Совдепа5. Комиссия не имела большевистского большинства, чем и вызывала недовольство своей деятельностью.

Опыт единых комиссий (подобный орган — агитационно-культурная коллегия — существовала в первой половине 1918 г. и в Карачевском уезде6) при органах исполнительной власти по образцу периода Временного правительства был единичен и в стране советов не прижился. Демонтаж старой и создание новой разветвленной системы говорил о пересмотре ориентиров власти в сторону более пристальной и предметной работы по формированию сознания масс населения провинции в необходимом власти ключе. Ведомства, бравшие функции агитации и пропаганды, в новой системе должны были работать предметно среди разных социальных групп, пропагандируя в то же время единые идеи программы партии большевиков.

В начале 1918 г. в числе первейших задачах новой власти было создание Красной Армии и обеспечение мобилизации населения. В результате ряда последовательных реорганизаций в мае 1918 г. был образован агитационно-просветительный отдел Всероссийского Бюро Военных Комиссаров. Аналогичные отделы, называемые поначалу агитационно-вербовочными, создавались весной-летом 1918 г. при уездных, губернских и окружных военных комиссариатах по военным делам.

По всей стране в целях обеспечения Красной Армии идеологическими работниками ЦК РКП(б) только с июля по ноябрь 1918 г. направил в воинские части более трех тысяч агитаторов, инструкторов-организаторов из числа мобилизованных коммунистов7. В инструкции о политических комиссарах и партийных ячейках от 6 июля 1918 г. говорилось: «При воинских частях учреждается институт политических Комисаров, назначаемых военными комиссарами. В функциях комиссара находился политический контроль, культурно-просветительная работа, политическое воспитание и поведение масс. Политический комиссар должен заботится о своевременной поставке газет, чтении лекций и т.п. – словом заботится о том, чтобы красноармеец духовно вполне полно соответствовали своему высокому званию защитников революции. Комиссар в то же время работает в тесном контакте и под руководством агитационно-организационных отделов»8. «Известия народного комиссариата по военным делам» опубликовали приказы Орловского губвоенкомата как пример, характеризующий деятельность и организационную работу губернских военкоматов наиболее ярко.

Весной-осенью 1918 г. агитация почти всецело находилась в руках комиссариатов по военным делам. Агитатор Анцышкин от 22 октября 1918 г. рассказывал о том, что на первых порах комиссариат приступил к устной и письменной агитации по вербовке добровольцев в Красную армию. Однако он же отмечает, что «в виду большого расстояние между деревнями от волости работа проходила с затруднениями»9. Так, в отчете же о деятельности Брянского увоенкомата за три месяца с июня по сентябрь говорилось, что агитация ведется «в частях и в волостях путем посылки агитаторов, печатаются и рассылаются воззвания, организованы библиотеки при волостных комиссариатах, по деревням организовываются избы-читальни. Ежедневно рассылаются по 3500 Петроградских и Московских изданий»10. К периоду конца августа – начала декабря 1918 г. относятся и доклады агитаторов, отложившиеся в архивных фондах Государственного архива Брянской области. Анализ содержания тринадцати таких докладов по Брянскому уезду показал, что обязанности агитаторов распространялись далеко за пределы популяризации идей Красной Армии. Если в августе-сентябре они агитировали за всеобщее воинское обучение, то с середины сентября — уже и за создание комитетов бедноты11.

Агитаторы Орловской губернии, как и агитаторы Калужской и Тульской губерний12, также принимали участие в ревизии деятельности местных органов власти, отмечали недостатки в их работе, боролись со злоупотреблениями на местах, организовывали «библиотеки-читальни»13. Кроме того, им принадлежали информационно-осведомительские функции: отчеты агитаторов имели неоценимое значение для власти, старавшейся держать «руку на пульсе» современной деревни. Так, агитаторы Брянского уездного военного комиссариата в своих докладах почти поголовно отмечали неудовлетворительную работу местных советов, а также «нежелание населения идти навстречу агитации». Характерно в этом отношении замечание агитатора Пахомова о поездке в «буйную» Дорожжевскую волость: «Волостной Совет совершенно существует только на бумаге, а на самом деле по району волости как-бы его нет…Обращение и отношение крестьян к высылаемой литературе — совершенно плохое, только желают получить литературу для курения»14.

Жаловались агитаторы на характерное враждебное отношение населения к советской власти15, на то, что работники Советских учреждений «не пользуются доверием населения»16, что «настроение массы не удовлетворительное»17. Необходимо, однако, отметить, что период работы агитаторов от военкомата был самым тяжелым для новой власти: символы и порядки только устанавливались, приходя в провинциальную глушь с завидным запозданием и зачастую далеко не «триумфально». Многие исследователи соглашаются: после падения монархии крестьянство, развертывая свою собственную революцию, «отстаивало свои классовые интересы на глубоко осознанном уровне общинной демократии и уравнительного землепользования»18, на протяжении всей Гражданской войны «исповедуя свою философию»19. Бывали случаи, когда селяне попросту прогоняли агитаторов.

Агитаторы же все скептические заявления по поводу политики новой власти, равно как и прямое противодействие агитации, огульно приписывали деятельности кулаков. Так по докладу агитатора Коханова в Снопотской волости Брянского уезда представители всех деревень «декрета не признают». Причины такой «дезорганизации» агитатором объясняются тем, что здесь «полнейшее засилье кулацких элементов и участие темных личностей, ведущих преступную агитацию против советской власти»20. В Княвичской же волости агитатором Пахомовым «была предложена резолюция, каковая не понравилась деревенским кулакам»21. Справедливости ради отметим, что так же объясняли себе непростые политические ситуации, с которыми приходилось сталкиваться во время командировок в деревню, и агитаторы Северо-Запада молодой Советской республики22.

По докладу о деятельности агитационно-просветительного отделения Кромского уездного комиссариата по военным делам от середины 1918 г. среди недостатков работы военных комиссариатов отмечалось, что «неполучение из центра средств культурно-просветительной надобности недостаток культурных работников и были главным тормозом в работе. Литературу по уезду приходилось распространять только ту которая получалась из центра нерегулярно и кроме того с большими опозданиями, а за неимением средств доприобретать»23. Забегая вперед, стоит отметить, что это были общие недостатки, характерные для других структур и ведомств, занимавшихся агитацией и пропагандой в период Гражданской войны.

Организационные изменения в головном органе вызвали с весны 1919 г. соответствующую реорганизацию в местных. АПО становятся политико-просветительными отделами. Однако и агитпросвет, и политпросвет органы уделяли работе в деревне ничуть не меньше внимания, чем работе в армии. Агитаторы агитпросвет отделов занимались популяризацией призыва. Смежную задачу — по распространению идей новой власти, формирования привлекательного ее образа, выполняли и лекторы-инструктора по всеобщему военному обучению, отравлявшиеся для агитации в волости губернии24.

С развитием других структур, в ведении которых находились вопросы агитации и пропаганды, функции каждой стали более предметны. Каждое из ведомств, выполнявших эту работу, занимало собственную нишу. Так, созданный 1 мая 1920 г. с образованием Брянской губернии Политотдел Брянского губвоенкомата, поставил целью своей работы «развитие в красноармейцах сознание в правоте коммунистического движения»25. В отчете о его работе за четыре месяца сказано: «Несмотря на все трудности работы, отсутствия нужного подразделения агитаторов — организаторов Погубом все же была проделана работа. На 1.06.20 во всех частях работают ячейки. Лекции читаются в Брянске, Карачеве, Бежице, где имеется наличность лекторских сил. Еженедельно в Брянском гарнизоне читаются по 2 лекции. Лекторов по губернии — 19 человек… В целом проведено митингов 58, собеседований 717, эпизодических лекций 116»26.

Всплеск массовой работы агитаторов увоенкоматов отмечается по документам в связи с празднованием первой годовщины Октябрьской революции в ноябре 1918 г. Тогда же активизировались в массовом порядке организации складывающейся партийной вертикали. В канун годовщины Орловский уисполком отмечал, что «праздновать годовщину нам надлежит в деревне, а не в городе» и решает «назначить общее собрание, а до собрания действовать агитаторам увоенкомата и укомпарта»27. Брянский уездный комитет партии в канун праздника экстренно собирал со всех партийных ячеек информацию о том, по сколько номеров и каких газет они выписывают и предлагал сообщить по сколько номеров они желают получить28. Как говорится в отчете Брянского укомпарта с 15 октября по 15 ноября 1918 г. на втором уездном съезде советов, «праздник Октябрьской революции прошел сверх ожидания во всех деревнях, селах Брянского уезда». В то же время в документе оказались четко зафиксированы и недостатки работы партийных ячеек: «Почти во всех ячейках открыты клубы коммунистов, но там нет литературы по различным вопросам партийной жизни, ибо ячейки не имеют для этого средств, хотя уже и принимаются меры к изысканию средств путем устройства митингов-концертов, спектаклей и т.д.»29.

Партийная вертикаль постепенно забирала себе функцию подготовки кадров для агитации и пропаганды, в которых хронически нуждались местные власти, заполняя тем самым пустующую нишу. Зимой-весной 1919 г. в Брянске вынашивали идею открытия уездной партийной школы, в программе курсов которой были политическая экономия, революционное движение в России и на Западе, теория и практика коммунизма, советское строительство, советская конституция30. По утверждению В.Я. Доброхотова, в стране первые партийные школы возникли в Москве весной 1918 г., но распространение получили в 1919 году31.

На партийную вертикаль были возложены и обязанности работы с женщинами и молодежью. Активность женотделов, однако, была невысокой. Отчеты с мест говорят о том, что партийная агитация не находила отклика среди женщин, среда которых называется «неблагоприятной для партии почвой»32. На наш взгляд, среди прочего причиной этому был тот факт, что для пропаганды идей по партийной и советской линиям работать здесь должны были женщины-организаторы, а таковых по всей губернии набирались единицы. Среди них известны лишь некоторые: делегатки первого Всероссийского съезда работниц и крестьянок секретарь укомпарта с июня 1918 г., зав. женотделом Брянского губкома партии с 1920 г. А. И. Иванюта-Киреева, женорганизатор в г. Дятькове А. С. Шустер33. Небольшую активность развила партия и в среде молодежи губерний. Свидетельства о работе с этой социальной группой по объему не значительны. Как вспоминал секретарь Бежицкого уездного комитета комсомола, в 1920-м — секретарь Брянского губкома РКСМ Л. Н. Кузнецов, в мае 1918 г. Бежицкий комитет партии начал соз­давать первые комсомольские организации, но только 3 июня 1919 г. в Бежице была оформлена комсомольская организация, которая объединила более ста человек, преимущественно молодых рабочих завода34.

Партийные комитеты еще не обладала ни монополией на агитационно-пропагандистскую работу, ни достаточными силами на местах, чтобы претворять в жизнь все поставленные перед молодым государством рабочих и крестьян задачи. В силу малочисленности у партии еще не была налажена связь с местными отделениями, даже с уже существующими и образованными35.
  1   2   3

Похожие:

Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon Руководство проведением Спартакиады
Ск фэу с целью агитации физической культуры и спорта среди студентов; пропаганды здорового образа жизни, выявления сильнейших спортсменов...
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы...
Ики. Это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления...
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon Инструкция пользователя Введение. Основные сведения об органах управления...
Разъем для присоединения телефонной трубки расположен на левой поверхности аппарата
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon Д. Н. Шаталов история публикации на урале источников личного происхождения в 1920-1930-е гг
Гражданской воины на Урал Помещенные в сбор­никах воспоминания активных участников революции рассказывают о борьбе рабочих южноуральских...
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon Инструкция пользователя Введение. Основные сведения об органах управления...
Присоедините поставляемый в комплекте источник постоянного тока к соответствующему разъему на задней поверхности аппарата, и затем...
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon Когбу «гако») Революционные события 1917 г в Вятской губернии (Тематический...
Революционные события в октябре – декабре 1917 г. Захват политической власти большевиками
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon 1. Органы местного самоуправления Волгоградской области
Волгоградской области, уполномоченными осуществлять региональный государственный надзор
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon Собрание сочинений 40 печатается по постановлению центрального комитета
В сороковой том Полного собрания сочинений В. И. Ленина входят произведения, написанные в декабре 1919 — апреле 1920 года. Это был...
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon Советские военно-морские и речные силы в дальневосточной внешней политике (1917
...
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon Отчет о результатах самообследования Областного государственного...
«Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М. С. Чернова»
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon Базовые расценки на предоставление площадки интернет-сайта для размещения...
Базовые расценки на предоставление площадки интернет-сайта для размещения материалов предвыборной агитации по выборам депутатов Государственной...
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon Руководство по эксплуатации паспорт
Перед установкой аппарата необходимо обратить особое внимание на п. 4 «Меры безопасности», п. 6 «Монтаж аппарата и системы отопления»,...
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon Правила внутреннего трудового распорядка
Российской Федерации, Уставом ано "ноц "аспект-москва". Они призваны способствовать правильной организации работы ано "ноц "аспект-москва"...
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon Инструкция по эксплуатации Установки Установка аппарата
Место установки аппарата должно исключать попадание прямых солнечных лучей на него, т к это приводит к выгоранию пластиковых частей...
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon Краснодарский региональный институт агробизнеса
Дополнительного профессионального образования федерального государственного бюджетного
Органы агитации и пропаганды в реформе советского государственного аппарата 1917-1920 гг.: региональный аспект icon Инструкция по эксплуатации аппарата 8 8 Описание работы аппарата 9
Настоящий документ является техническим паспортом, удостоверяющим основные параметры аппарата приготовления и продажи напитков, гарантируемые...

Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск