Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов


Скачать 277.06 Kb.
Название Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Инструкция
ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ

КРАНОВ-МАНИПУЛЯТОРОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ
1.1. Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (манипуляторов) ПБ 10-257-98 (далее — Правила), утв. постановлением Ростехнадзора от 31.12.1998 № 70, для управления кранами-манипуляторами и их обслуживания владелец обязан назначить операторов (машинистов), электрослесарей, слесарей и наладчиков приборов безопасности. Операторы (машинисты) и ремонтный персонал перед назначением должны пройти медицинское освидетельствование для определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемым к рабочим этих профессий.

1.2. Аттестацию (экзамен) операторов (машинистов) проводит квалификационная комиссия при обязательном участии представителя Ростехнадзора или его территориального органа.

1.3. Аттестованному оператору (машинисту) выдается удостоверение установленной формы за подписью председателя комиссии и представителя территориального органа Ростехнадзора.

В удостоверении оператора (машиниста) обязательно указываются тип и конструкция крана-манипулятора, к управлению которым он допущен. В удостоверении оператора (машиниста) должна быть вклеена фотокарточка. Это удостоверение во время работы он должен иметь при себе. Допуск к работе оператора (машиниста) должен оформляться приказом владельца крана.

1.4. Оператор (машинист), переводимый с крана-манипулятора одного типа и конструкции на другой (например, с автомобильного типа (рисунок) на гусеничный), перед назначением на должность должен быть обучен по соответствующей программе и аттестован в порядке, установ­ленном Правилами. Обучение и аттестация в этом случае могут прово­диться по сокращенным программам, согласованным с территориальными органами Ростехнадзора.

1.5. При переводе оператора (машиниста) с одного крана-манипулятора на другой той же конструкции, но другой модели или с другим приводом администрация предприятия обязана ознакомить его с особенностями устройства и обслуживания такого крана-манипулятора и обеспечить стажировку. После проверки практических навыков он может быть до­пущен к самостоятельной работе. Порядок проведения стажировки и проверки практических навыков устанавливается владельцем крана манипулятора.



Автомобильный кран-манипулятор

1.6. Оператор (машинист) после перерыва в работе по специальности более одного года должен пройти проверку знаний в комиссии и при удовлетворительных результатах может быть допущен к стажировке, для восстановления необходимых навыков.

Повторная проверка знаний оператора (машиниста) комиссией должна проводиться:

  • периодически (не реже одного раза в 12 мес.);

  • при переходе его на другое место работы;

  • по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора территориального органа Ростехнадзора.

Повторная проверка знаний должна проводиться комиссией в объеме производственной инструкции, руководства по эксплуатации крана-манипулятора. Участие представителя Ростехнадзора в повторной проверке знаний операторов (машинистов) не обязательно.

Результаты аттестации и периодической проверки знаний операторов (машинистов) должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении.

1.7. Допуск к работе операторов (машинистов) должен оформляться приказом (распоряжением) владельца крана. Перед допуском к работе владелец обязан выдать (под роспись) оператору (машинисту) производственную инструкцию, по безопасной эксплуатации крана-манипулятора утвержденную в установленном порядке, и ознакомить с приказом о порядке работы кранов-манипуляторов вблизи линии электропередачи (ЛЭП).

1.8. Обученный и имеющий на руках удостоверение на право управления и обслуживания крана-манипулятора оператор (машинист) должен знать:

  1. производственную инструкцию по безопасной эксплуатации крана-манипулятора;

  2. инструкцию по охране труда на предприятии (организации);

  3. руководство по эксплуатации крана-манипулятора;

  4. устройство крана-манипулятора, назначение его механизмов и приборов безопасности, основные требования Правил по оснащению кранов-манипуляторов приборами и устройствами безопасности;

  5. предельные нормы браковки элементов кранов-манипуляторов;

  6. нормы браковки канатов кранов-манипуляторов с гибкой (канатной) подвеской грузозахватного органа;

  7. меры безопасности при производстве работ кранами-манипуляторами;

  8. надежные (правильные) способы (схемы) строповки поднимаемых краном-манипулятором грузов;

  9. установленный на предприятии порядок обмена сигналами оператора (машиниста) со стропальщиками. Рекомендуемая знаковая сигнализация при перемещении грузов грузоподъемными кранами-манипуляторами приведена в приложении;

  10. меры безопасности при работе кранов-манипуляторов вблизи ЛЭП;

  11. требования безопасности в аварийных ситуациях при работе крана-манипулятора;

  12. способы оказания первой помощи пострадавшим.

1.9. Оператор (машинист) должен уметь:

  • управлять краном-манипулятором при подъеме, перемещении и опускании грузов согласно руководству по эксплуатации крана-манипулятора;

  • производить осмотр креплений механизмов, проверять исправность устройств и приборов безопасности;

  • определять неисправности в работе крана-манипулятора и своевременно их устранять;

  • определять пригодность к работе стальных канатов кранов-манипуляторов с гибкой (канатной) подвеской грузозахватного органа;

  • ежемесячно и правильно вести вахтенный журнал;

  • принимать и сдавать смену (при многосменной работе);

  • производить техническое обслуживание и ремонт крана-манипулятора согласно руководству по эксплуатации.

  • правильно и оперативно действовать в аварийных ситуациях;

  • оказывать первую помощь пострадавшим;

  • приводить рабочее место (кран-манипулятор) в удовлетворительное состояние при сдаче смены или окончании работы.

1.10. Основными опасными производственными факторами, возникающие при эксплуатации кранов-манипуляторов являются:

  • отсутствие ограждения движущихся частей механизмов крана-манипулятора;

  • неисправность тормозов;

  • отсутствие или неисправность ограничителя грузоподъемности или других приборов безопасности;

  • повреждение или недопустимые дефекты в металлоконструкция: (стрел, опор, рам и т. п.);

  • повреждение или неисправность грузозахватных приспособлений (строп, траверс, захватов);

  • несоблюдение требований безопасности, изложенных в проектах производства работ (ППР) и технологических картах;

  • управление краном-манипулятором необученным рабочим;

  • недостаточная освещенность места производства работ краном-манипулятором.

1.10.1. При работе крана-манипулятора возможны следующие основные опасности:

  • поражение электрическим током в случае нарушения требований наряда-допуска при установке крана-манипулятора вблизи ЛЭП и касании им проводов ЛЭП;

  • травмирование операторов (машинистов) при падении кране манипулятора в канаву (котлован) в случае несоблюдения установлении расстояний (между краном-манипулятором и канавой, котлованом);

  • падение груза в случае ненадежной строповки (нарушение схем строповки и т. п.);

  • травмирование работников при обрыве грузового каната и падение крюковой подвески (груза) в случае неисправности ограничителя механизма подъема крана-манипулятора;

  • травмирование оператора (машиниста) или работников при падении крана-манипулятора в случае подъема груза, превышающего его грузоподъемность;

  • травмирование работников при падении груза в случае неисправности тормозов механизма подъема;

  • травмирование работников при разрушении штабеля складирования грузов в случае раскачки и удара грузом о штабель при уклад; краном-манипулятором или нарушении схем складирования груза;

  • поражение электрическим током в случае нарушения изоляции электрооборудования, неисправности заземления.


2. ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Прежде чем приступить к работе оператор (машинист) обязан:

  1. получить задание на определенный вид работы от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами;

  2. ознакомиться с записями в вахтенном журнале, произвести осмотр и приемку крана-манипулятора, убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана-манипулятора;

  3. осмотреть механизмы крана-манипулятора, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;

  4. проверить наличие и исправность ограждений механизмов;

  5. проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;

  6. осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т. п.), а также металлоконструкции и сварные соединения ходовой рамы (шасси) и поворотной части;

  7. осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, грейфере, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;

  8. осмотреть крюк и его крепление в обойме;

  9. проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов);

  10. проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности;

  11. проверить исправность освещения крана-манипулятора, буферных фонарей и фар;

  12. при приемке крана-манипулятора с гидроприводом осмотреть систему привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях.

2.2. Оператор (машинист) обязан вместе со стропальщиком проверить соответствие грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

2.3. При приемке работающего крана-манипулятора осмотр должен производиться совместно с оператором (машинистом), сдающим смену. Для осмотра крана-манипулятора владелец обязан выделить оператору (машинисту) необходимое время в начале смены.

2.4. Осмотр крана-манипулятора должен осуществляться только при неработающих механизмах.

2.5. При осмотре крана-манипулятора оператор (машинист) должен пользоваться переносной лампой напряжением не более 12 В.

2.6. После осмотра крана-манипулятора перед его пуском в работу оператор (машинист), убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:

  1. механизмов крана-манипулятора и электрической аппаратуры, если таковая имеется;

  2. приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране-манипуляторе;

  3. тормозов;

  4. гидросистемы.

2.7. При обнаружении во время осмотра и опробования крана-манипулятора неисправностей или недостатков в его состоянии, пре­пятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения свои­ми силами оператор (крановщик), не приступая к работе, должен доложить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание крана-манипулятора в исправном состоянии, и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами.

2.8. Оператор (машинист) не должен приступать к работе на кране-манипуляторе, если имеются следующие неисправности:

  • трещины или деформации в металлоконструкциях крана-манипулятора

  • трещины в элементах подвески стрелы (серьгах, тягах и т. п.);

  • отсутствие шплинтов и ранее имевшихся зажимов в местах крепления канатов или ослабление крепления;

  • число обрывов проволок стрелового или грузового каната или поверхностный износ превышают норму, установленную руководством по эксплуатации крана-манипулятора, имеются оборванная прядь или другие повреждения;

  • дефекты механизма подъема груза или механизма подъема стрелы, угрожающие безопасности работы;

  • повреждения деталей тормоза механизма подъема груза или механизма подъема стрелы; износ крюков в зеве, превышающий 10% первоначальной высоты сечения; неисправность устройства, замыкающего зев крюка; нарушение крепления крюка в обойме;

  • повреждение или неукомплектованность дополнительных опор, неисправность стабилизаторов у автомобильных и других кранов-манипуляторов с подрессоренной ходовой частью;

  • повреждение канатных блоков и устройств, исключающих выход каната из ручьев блока.

2.9. Перед началом работы оператор (машинист) обязан:

  • ознакомиться с проектом производства работ кранами-манипуляторами, ППР, технологическими картами погрузки, разгрузки и складирования грузов;

  • проверить состояние площадки для установки крана-манипулятора;

  • убедиться в том, что на месте производства работ отсутствует линия электропередачи или она находится на расстоянии более 30 м;

  • получить наряд-допуск на работу крана-манипулятора на расстоянии ближе 30 м от линии электропередачи;

  • проверить достаточность освещенности рабочей зоны;

  • убедиться в наличии удостоверений и отличительных знаков у стропальщиков.

2.10. Произведя приемку крана-манипулятора, оператор (машинист) должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале и после получения задания и разрешения на работу от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, приступить к работе.
3. ОБЯЗАННОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При работе крана-манипулятора оператор (машинист) должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана-манипулятора и производственной инструкции, ППР или технологической карте.

3.2. Оператор (машинист) во время работы механизмов крана-манипулятора не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.

3.3. При необходимости ухода от крана-манипулятора оператор (машинист) обязан остановить двигатель, приводящий в движение механизмы крана-манипулятора, и убрать ключ зажигания у автомобильных кранов-манипуляторов. При отсутствии оператора (машиниста) стажеру и другим лицам управлять краном-манипулятором не разрешается.

3.4. Прежде чем осуществить какое-либо движение краном-манипулятором, оператор (машинист) обязан убедиться в том, что стажер находится в безопасном месте, а в зоне работы крана-манипулятора нет посторонних людей.

3.5. Если в работе механизмов крана-манипулятора был перерыв, то перед их включением оператор (машинист) обязан подать предупредительный звуковой сигнал.

3.6. Передвижение крана-манипулятора под ЛЭП должно производиться при опущенной стреле (в транспортном положении).

3.7. Во время перемещения крана-манипулятора с грузом положение стрелы крана-манипулятора следует устанавливать в соответствии с указаниями, содержащимися в руководстве по эксплуатации крана-манипулятора. Производить одновременно перемещение крана-манипулятора и поворот стрелы не разрешается.

3.8. Оператор (машинист) обязан устанавливать кран-манипулятор на все дополнительные опоры во всех случаях, когда такая установка требуется по паспортной характеристике крана-манипулятора. При этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки, являющиеся инвентарной принадлежностью крана-манипулятора. Подкладывать под дополнительные опоры случайные предметы не разрешается.

3.9. Запрещается нахождение оператора (машиниста) в кабине при установке крана-манипулятора на дополнительные опоры, а также при освобождении его от опор.

3.10. При установке крана-манипулятора на краю откоса котлована (канавы) необходимо, чтобы расстояние от начала откоса котлована (канавы) до края опорного контура крана-манипулятора было не менее указанного в таблице. При невозможности соблюдения этого расстояния откос должен быть укреплен. Условия установки крана-манипулятора на краю откоса котлована (канавы) должны быть указаны в ППР или технологической карте.
Минимальное расстояние от начала откоса котлована (канавы) до края опорного контура крана-манипулятора при ненасыпном грунте, м

Глубина котлована (канавы), м

Грунт

Песчаный и гравийный

Супесчаный

Суглинистый

Глинистый

Лессовый сухой

1

1,5

1,25

1,00

1,00

1,0

2

3,0

2,40

2,00

1,50

2,0

3

4,0

3,60

3,25

1,75

2,5

4

5,0

4,40

4,00

3,00

3,0

5

6,0

5,30

4,75

3,50

3,5

3.11. Устанавливать краны-манипуляторы для выполнения строительно-монтажных работ следует в соответствии с ППР.

3.12. Установка кранов-манипуляторов должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Устанавливать краны-манипуляторы для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим допустимый для данного крана-манипулятора в соответствии с правилами и руководством по эксплуатации крана-манипулятора, не разрешается.

3.13. Устанавливать краны-манипуляторы следует так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана-манипулятора при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами было не менее 1 м.

3.14. Оператору (машинисту) запрещается самовольная установка крана-манипулятора для работы вблизи ЛЭП (до получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами).

3.15. Оператор (машинист) должен работать под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, при перемещении груза несколькими кранами-манипуляторами; вблизи ЛЭП; при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди; при перемещении груза, на который не разработана схема строповки, а также в других случаях, предусмотренных ППР или технологическими картами.

Загрузка и разгрузка полувагонов кранами-манипуляторами не допускается.

3.16. Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается. В отдельных случаях может производиться перемещение грузов над перекрытиями производственных или служебных помещений, в которых находятся люди, после разработки мероприятий (по согласованию с органами технадзора), обеспечивающих безопасное выполнение работ, и под руководством лица, ответственного за безопасное выполнение работ кранами-манипуляторами.

3.17. Совместная работа по перемещению груза двумя или несколькими кранами-манипуляторами может быть допущена лишь в отдельных случаях. Она должна осуществляться в соответствии с ППР или технологической картой, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также содержаться требования к подготовке площадки и другие указания по безопасному перемещению груза.

3.18. При подъеме и перемещении грузов оператор (машинист) должен работать краном-манипулятором только по сигналу стропальщика. Если стропальщик подает сигнал, действуя с нарушением требований инструкции, то оператор (машинист) по такому сигналу не должен выполнять требуемый маневр. За повреждения, причиненные действием крана-манипулятора вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несет ответственность как оператор (машинист), так и стропальщик, Подавший неправильный сигнал. Обмен сигналами между стропальщиком

и оператором (машинистом) должен производиться по установленному на предприятии (в организации) порядку. Сигнал "Стоп" (приложение) оператор (машинист) обязан выполнять независимо от того, кто его подает.

3.19. До подъема груза оператору (машинисту) необходимо определять по указателю грузоподъемности грузоподъемность крана-манипулятора для каждого вылета.

3.20. Оператор (машинист) перед подъемом груза должен предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех находящихся около крана-манипулятора лиц о необходимости уйти из зоны перемещаемого груза, возможном падении груза и опускании стрелы. Перемещать груз можно только при отсутствии людей в зоне работы крана-манипулятора. Указанные требования оператор (машинист) должен выполнять также при подъеме и перемещении грейфера. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз находится на высоте не более 1 м от уровня площадки.

3.21. Загружать и разгружать автомашины и прицепы к ним, железнодорожные платформы разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чем оператор (машинист) должен предварительно убедиться.

3.22. Оператор (машинист) обязан соблюдать следующие правила:

  1. устанавливать крюк подъемного механизма над грузом так, чтобы при подъеме груза исключалось косое натяжение грузового каната;

  2. при подъеме груза предварительно поднять его на высоту не более 200—300 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, устойчивости крана-манипулятора и исправности действия тормоза, после чего можно поднимать груз на нужную высоту;

  3. при подъеме груза расстояние между обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не менее 500 мм;

  4. перемещаемые в горизонтальном направлении грузы (грузозахватные приспособления) следует предварительно приподнять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;

  5. при подъеме стрелы необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету.

3.23. Особое внимание оператор (машинист) должен уделять перемещению груза, находящемуся вблизи стены, колонны, штабеля, вагона, автомашины, станка или другого оборудования. В этих случаях следует предварительно убедиться в отсутствии стропальщика и других людей между перемещаемым грузом и указанными частями здания, транспортными средствами или оборудованием, а также в невозможности задевания стрелой или перемещаемым грузом за стены, колонны, вагоны и др. Укладку грузов на платформы и в вагонетки, а также их снятие следует производить, не нарушая равновесия полувагонов, вагонеток и платформ.

3.24. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально предназначенной для этого таре. При этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин, прицепов и платформ.

3.25. Перед подъемом груза из колодца, канавы, траншеи, котлована ит. п. и перед опусканием груза в них оператор (машинист) должен путем

опускания свободного (ненагруженного) крюка предварительно убедиться в том, что при его низшем положении на барабане остаются навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

3.26. При работе механизма подъема крана-манипулятора необходимо внимательно следить за канатами; при спадании их с барабанов или блоков, образовании петель или обнаружении повреждений канатов следует приостановить работу крана-манипулятора. При наличии у крана-манипулятора двух механизмов подъема одновременная их работа не разрешается. Крюк неработающего механизма должен быть всегда поднят в наивысшее положение.

3.27. Оператор (машинист) обязан соблюдать при перемещении и опускании груза следующие правила:

  1. перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы;

  2. при перемещении длинномерных грузов они должны удерживаться от раскачивания стропальщиками с помощью специальных крюков и оттяжек;

  3. строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения подбираются так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°;

  4. опускать перемещаемый груз разрешается только на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности. Укладку и разборку грузов следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы.

3.28. Производство работ кранами-манипуляторами на расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана-манипулятора в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода ЛЭП напряжением 42В и более, должно выполняться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы. Порядок организации производства работ вблизи ЛЭП, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих устанавливается приказом владельца крана-манипулятора.

3.29. Оператор (крановщик) не должен приступать к работе, если лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, не обеспечило выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы, не указало место установки крана-манипулятора и не сделало следующую запись в вахтенном журнале: "Установку крана-манипулятора на указанном мною месте проверил. Работы разрешаю (дата, время, подпись)".

3.30. Работа кранов-манипуляторов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблю­дении расстояния между стрелой крана-манипулятора и контактными проводами не менее 1 м с установкой ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

3.31. К выполнению работ во взрыво- и пожароопасных зонах или с ядовитыми, едкими грузами оператор (машинист) может приступить только после получения специального (письменного) указания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами.

3.32. При производстве работ оператору (машинисту) запрещается:

  1. самовольно устанавливать и включать кран-манипулятор в работу вблизи и под проводами действующей ЛЭП;

  2. производить погрузку и разгрузку железнодорожных полувагонов;

  3. допускать к обвязке или зацепке грузов случайных лиц, не имеющих прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления, не соответствующие массе и характеру груза, без бирок или клейм. В этих случаях оператор (машинист) должен прекратить работу краном-манипулятором и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами;

  4. поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана-манипулятора для данного вылета. Если оператор (машинист) не знает массу груза, он должен получить в письменном виде сведения о фактической массе груза у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами;

  5. опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность крана-манипулятора будет меньше массы поднимаемого груза;

  6. производить резкое торможение при повороте стрелы с грузом;

  7. подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком крана-манипулятора при наклонном положении канатов, а также передвигать железнодорожные вагоны, платформы, вагонетки или тележки при помощи крюка;

  8. отрывать крюком груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный другими грузами, укрепленный болтами, залитый бетоном и т. п.;

  9. освобождать краном-манипулятором защемленные грузом грузозахватные приспособления (стропы, цепи, клещи и т. п.);

  10. поднимать железобетонные изделия с поврежденными петлям: неправильно застропованный (обвязанный) груз, находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;

  11. укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на краю откоса канавы или траншеи;

  12. поднимать груз с находящимися на нем людьми, а также груз, поддерживаемый руками;

  13. передавать управление краном-манипулятором лицам, не имеющим прав на управление краном-манипулятором, а также допускать самостоятельному управлению краном-манипулятором учеников и стажеров без своего наблюдения за ними;

  14. производить погрузку и разгрузку автомашины при нахождении водителя или других людей в кабине;

  15. поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры;

  16. подавать груз в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;

  17. поднимать груз непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т. п.) стреловой лебедкой;

  18. пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов;

  19. работать при выведенных из действия или неисправных прибора безопасности и тормозах.

3.33.. При возникновении неисправностей оператор (машинист) обязан опустить груз, прекратить работу крана-манипулятора и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранам манипуляторами. Так же должен действовать оператор (машинист) следующих случаях:

  • при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для данного крана-манипулятора и указанную в его паспорте;

  • при недостаточной освещенности места работы крана-манипулятора, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда оператор (машинист) плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз;

  • при температуре воздуха ниже допустимой минусовой, указанно в паспорте крана-манипулятора;

  • при закручивании канатов грузового полиспаста;

  • при неправильной укладке или спадания каната с барабана ил блоков или обнаружении повреждений канатов.


4. ОБЯЗАННОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При потере устойчивости крана-манипулятора (проседание грунта, поломка выносной опоры, перегруз и т. п.) оператор (машинист должен немедленно прекратить подъем, подать предупредительный си нал, опустить груз на землю или площадку и установить причину аварийной ситуации.

4.2. Если элементы крана-манипулятора (стрела, канаты) оказались под напряжением, оператор (машинист) должен предупредить работающих

об опасности и отвести стрелу от проводов ЛЭП. Если это выполнить невозможно, то оператор (машинист) должен покинуть кран-манипулятор, не касаясь металлоконструкций и соблюдая меры личной безопасности от поражения электрическим током (в соответствии с руководством по эксплуатации крана-манипулятора).

4.3. Если во время работы крана-манипулятора работающий (стропальщик) соприкоснулся с токоведущими частями, оператор (машинист) должен в первую очередь принять меры по освобождению пострадавшего от действия электрического тока, соблюдая меры личной безопасности, и оказать необходимую первую помощь.

4.4. При возникновении на кране-манипуляторе пожара оператор (машинист) обязан немедленно вызвать пожарную охрану, прекратить работу и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране-манипуляторе средствами пожаротушения.

4.5. При возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т. п.) оператор (машинист) должен прекратить работу, опустить груз на землю, покинуть кран-манипулятор и уйти в безопасное место.

4.6. При возникновении других аварийных ситуаций оператор (машинист) должен выполнять требования безопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации крана-манипулятора.

4.7. Если во время работы крана-манипулятора имели место авария или несчастный случай, то оператор (машинист) должен немедленно поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

4.8. Обо всех аварийных ситуациях оператор (машинист) обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии.
5. ОБЯЗАННОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. По окончании работы крана-манипулятора оператор (машинист) обязан соблюдать следующие требования:

  • не оставлять груз в подвешенном состоянии;

  • поставить кран-манипулятор в предназначенное для стоянки место, затормозить его и закрыть кабину на замок;

  • установить стрелу и крюк в положение, указанное в руководстве по эксплуатации крана-манипулятора;

  • остановить двигатель;

  • занести в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана-манипулятора.

5.2. При работе крана-манипулятора в несколько смен оператор (крановщик), сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана-манипулятора и сдать смену, сделав в вахтенном журнале соответствующую запись.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
6.1. Оператор (машинист) привлекается к ответственности согласно правилам внутреннего трудового распорядка или к взысканиям, определенным Трудовым кодексом Российской Федерации за допущенные им нарушения:

  1. производственной инструкции по охране труда для операторов (машинистов) кранов-манипуляторов;

  2. руководства по эксплуатации крана-манипулятора;

  3. требований безопасности, изложенных в наряде-допуске при работе крана-манипулятора вблизи ЛЭП;

  4. требований безопасности, предусмотренных ППР или технологическими картами, по безопасному производству работ кранами-манипуляторами;

  5. требований по электробезопасности;

  6. требований пожарной безопасности.

6.2.Оператор (машинист) обязан немедленно извещать лицо, ответственное за безопасное производство работ краном-манипулятором, или непосредственного своего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей; аварии или несчастном случае, происшедшем на производстве; ухудшении своего состояния здоровья.

Приложение

Рекомендуемая знаковая сигнализация при перемещении грузов грузоподъемными кранами-манипуляторами


Операция

Рисунок

Сигнал

Поднять груз или крюк



Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте

Опустить груз или крюк



Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте

Выдвинуть или задвинуть стрелу



Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы

Повернуть стрелу



Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы

Стоп (прекратить подъем или передвижение)



Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз

Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначительного перемещения)



Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх

Похожие:

Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Типовая инструкция по охране труда для государственных инспекторов,...
Ирующих подъемные сооружения, а также при проведении приемочных, квалификационных, периодических, сертификационных испытаний грузоподъемных...
Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Типовая инструкция по охране труда для машинистов (крановщиков) электрических мостовых кранов
Утверждена заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации
Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Типовая инструкция для операторов
Федерации. 1999. №11. Ст. 1305), Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (пб 10-257—98)*,...
Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов пб 10-257-98
...
Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Инструкция по охране труда для машинистов башенных кранов от-п-05
Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие II группу по электробезопасности и профессиональные навыки,...
Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Типовая инструкция по охране труда для машинистов трубоукладчиков тои р-66-44-95
Российской Федерации, «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», а также требования инструкций заводов-изготовителей...
Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Инструкция по охране труда для машинистов железнодорожных строительных...
...
Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Пособие для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых кранов москва
Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных,...
Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Пособие для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых кранов москва
Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных,...
Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов пб 10-257-98
Краны-манипуляторы Furukawa Unic. Продажа и установка манипуляторов. Запасные части
Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Инструкция по охране труда для машиниста экскаватора Инструкция составлена...
Прошедшие медицинское освидетельствование и соответствующие требованиям, предъявляемым к выполняемой работе
Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации...
Пб 10-382-00), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 31. 12. 99 N 98, и устанавливает обязанности крановщиков (машинистов)...
Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации...
Крановщики башенных кранов должны иметь соответствующую квалификационную группу по электробезопасности
Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Макет инструкции по охране труда для машинистов машин для забивки и погружения свай
Отраслевые типовые инструкции по охране труда, содержащего отраслевую типовую инструкцию по охране труда ти ро 024-2003, с учетом...
Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Построение и содержание инструкций по охране труда Инструкция по охране труда
Инструкция по охране труда – нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ. Инструкции по охране...
Инструкция по охране труда для машинистов кранов-манипуляторов icon Инструкция по охране труда для Машинистов компрессоров передвижных с электродвигателем
Инструкция по охране труда для машинистов компрессоров передвижных с электродвигателем

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск