Скачать 277.06 Kb.
|
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ КРАНОВ-МАНИПУЛЯТОРОВ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ 1.1. Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (манипуляторов) ПБ 10-257-98 (далее — Правила), утв. постановлением Ростехнадзора от 31.12.1998 № 70, для управления кранами-манипуляторами и их обслуживания владелец обязан назначить операторов (машинистов), электрослесарей, слесарей и наладчиков приборов безопасности. Операторы (машинисты) и ремонтный персонал перед назначением должны пройти медицинское освидетельствование для определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемым к рабочим этих профессий. 1.2. Аттестацию (экзамен) операторов (машинистов) проводит квалификационная комиссия при обязательном участии представителя Ростехнадзора или его территориального органа. 1.3. Аттестованному оператору (машинисту) выдается удостоверение установленной формы за подписью председателя комиссии и представителя территориального органа Ростехнадзора. В удостоверении оператора (машиниста) обязательно указываются тип и конструкция крана-манипулятора, к управлению которым он допущен. В удостоверении оператора (машиниста) должна быть вклеена фотокарточка. Это удостоверение во время работы он должен иметь при себе. Допуск к работе оператора (машиниста) должен оформляться приказом владельца крана. 1.4. Оператор (машинист), переводимый с крана-манипулятора одного типа и конструкции на другой (например, с автомобильного типа (рисунок) на гусеничный), перед назначением на должность должен быть обучен по соответствующей программе и аттестован в порядке, установленном Правилами. Обучение и аттестация в этом случае могут проводиться по сокращенным программам, согласованным с территориальными органами Ростехнадзора. 1.5. При переводе оператора (машиниста) с одного крана-манипулятора на другой той же конструкции, но другой модели или с другим приводом администрация предприятия обязана ознакомить его с особенностями устройства и обслуживания такого крана-манипулятора и обеспечить стажировку. После проверки практических навыков он может быть допущен к самостоятельной работе. Порядок проведения стажировки и проверки практических навыков устанавливается владельцем крана манипулятора. Автомобильный кран-манипулятор 1.6. Оператор (машинист) после перерыва в работе по специальности более одного года должен пройти проверку знаний в комиссии и при удовлетворительных результатах может быть допущен к стажировке, для восстановления необходимых навыков. Повторная проверка знаний оператора (машиниста) комиссией должна проводиться:
Повторная проверка знаний должна проводиться комиссией в объеме производственной инструкции, руководства по эксплуатации крана-манипулятора. Участие представителя Ростехнадзора в повторной проверке знаний операторов (машинистов) не обязательно. Результаты аттестации и периодической проверки знаний операторов (машинистов) должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении. 1.7. Допуск к работе операторов (машинистов) должен оформляться приказом (распоряжением) владельца крана. Перед допуском к работе владелец обязан выдать (под роспись) оператору (машинисту) производственную инструкцию, по безопасной эксплуатации крана-манипулятора утвержденную в установленном порядке, и ознакомить с приказом о порядке работы кранов-манипуляторов вблизи линии электропередачи (ЛЭП). 1.8. Обученный и имеющий на руках удостоверение на право управления и обслуживания крана-манипулятора оператор (машинист) должен знать:
1.9. Оператор (машинист) должен уметь:
1.10. Основными опасными производственными факторами, возникающие при эксплуатации кранов-манипуляторов являются:
1.10.1. При работе крана-манипулятора возможны следующие основные опасности:
2. ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ 2.1. Прежде чем приступить к работе оператор (машинист) обязан:
2.2. Оператор (машинист) обязан вместе со стропальщиком проверить соответствие грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера. 2.3. При приемке работающего крана-манипулятора осмотр должен производиться совместно с оператором (машинистом), сдающим смену. Для осмотра крана-манипулятора владелец обязан выделить оператору (машинисту) необходимое время в начале смены. 2.4. Осмотр крана-манипулятора должен осуществляться только при неработающих механизмах. 2.5. При осмотре крана-манипулятора оператор (машинист) должен пользоваться переносной лампой напряжением не более 12 В. 2.6. После осмотра крана-манипулятора перед его пуском в работу оператор (машинист), убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:
2.7. При обнаружении во время осмотра и опробования крана-манипулятора неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами оператор (крановщик), не приступая к работе, должен доложить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание крана-манипулятора в исправном состоянии, и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами. 2.8. Оператор (машинист) не должен приступать к работе на кране-манипуляторе, если имеются следующие неисправности:
2.9. Перед началом работы оператор (машинист) обязан:
2.10. Произведя приемку крана-манипулятора, оператор (машинист) должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале и после получения задания и разрешения на работу от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, приступить к работе. 3. ОБЯЗАННОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ 3.1. При работе крана-манипулятора оператор (машинист) должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана-манипулятора и производственной инструкции, ППР или технологической карте. 3.2. Оператор (машинист) во время работы механизмов крана-манипулятора не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов. 3.3. При необходимости ухода от крана-манипулятора оператор (машинист) обязан остановить двигатель, приводящий в движение механизмы крана-манипулятора, и убрать ключ зажигания у автомобильных кранов-манипуляторов. При отсутствии оператора (машиниста) стажеру и другим лицам управлять краном-манипулятором не разрешается. 3.4. Прежде чем осуществить какое-либо движение краном-манипулятором, оператор (машинист) обязан убедиться в том, что стажер находится в безопасном месте, а в зоне работы крана-манипулятора нет посторонних людей. 3.5. Если в работе механизмов крана-манипулятора был перерыв, то перед их включением оператор (машинист) обязан подать предупредительный звуковой сигнал. 3.6. Передвижение крана-манипулятора под ЛЭП должно производиться при опущенной стреле (в транспортном положении). 3.7. Во время перемещения крана-манипулятора с грузом положение стрелы крана-манипулятора следует устанавливать в соответствии с указаниями, содержащимися в руководстве по эксплуатации крана-манипулятора. Производить одновременно перемещение крана-манипулятора и поворот стрелы не разрешается. 3.8. Оператор (машинист) обязан устанавливать кран-манипулятор на все дополнительные опоры во всех случаях, когда такая установка требуется по паспортной характеристике крана-манипулятора. При этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки, являющиеся инвентарной принадлежностью крана-манипулятора. Подкладывать под дополнительные опоры случайные предметы не разрешается. 3.9. Запрещается нахождение оператора (машиниста) в кабине при установке крана-манипулятора на дополнительные опоры, а также при освобождении его от опор. 3.10. При установке крана-манипулятора на краю откоса котлована (канавы) необходимо, чтобы расстояние от начала откоса котлована (канавы) до края опорного контура крана-манипулятора было не менее указанного в таблице. При невозможности соблюдения этого расстояния откос должен быть укреплен. Условия установки крана-манипулятора на краю откоса котлована (канавы) должны быть указаны в ППР или технологической карте. Минимальное расстояние от начала откоса котлована (канавы) до края опорного контура крана-манипулятора при ненасыпном грунте, м
3.11. Устанавливать краны-манипуляторы для выполнения строительно-монтажных работ следует в соответствии с ППР. 3.12. Установка кранов-манипуляторов должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Устанавливать краны-манипуляторы для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим допустимый для данного крана-манипулятора в соответствии с правилами и руководством по эксплуатации крана-манипулятора, не разрешается. 3.13. Устанавливать краны-манипуляторы следует так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана-манипулятора при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами было не менее 1 м. 3.14. Оператору (машинисту) запрещается самовольная установка крана-манипулятора для работы вблизи ЛЭП (до получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами). 3.15. Оператор (машинист) должен работать под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, при перемещении груза несколькими кранами-манипуляторами; вблизи ЛЭП; при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди; при перемещении груза, на который не разработана схема строповки, а также в других случаях, предусмотренных ППР или технологическими картами. Загрузка и разгрузка полувагонов кранами-манипуляторами не допускается. 3.16. Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается. В отдельных случаях может производиться перемещение грузов над перекрытиями производственных или служебных помещений, в которых находятся люди, после разработки мероприятий (по согласованию с органами технадзора), обеспечивающих безопасное выполнение работ, и под руководством лица, ответственного за безопасное выполнение работ кранами-манипуляторами. 3.17. Совместная работа по перемещению груза двумя или несколькими кранами-манипуляторами может быть допущена лишь в отдельных случаях. Она должна осуществляться в соответствии с ППР или технологической картой, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также содержаться требования к подготовке площадки и другие указания по безопасному перемещению груза. 3.18. При подъеме и перемещении грузов оператор (машинист) должен работать краном-манипулятором только по сигналу стропальщика. Если стропальщик подает сигнал, действуя с нарушением требований инструкции, то оператор (машинист) по такому сигналу не должен выполнять требуемый маневр. За повреждения, причиненные действием крана-манипулятора вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несет ответственность как оператор (машинист), так и стропальщик, Подавший неправильный сигнал. Обмен сигналами между стропальщиком и оператором (машинистом) должен производиться по установленному на предприятии (в организации) порядку. Сигнал "Стоп" (приложение) оператор (машинист) обязан выполнять независимо от того, кто его подает. 3.19. До подъема груза оператору (машинисту) необходимо определять по указателю грузоподъемности грузоподъемность крана-манипулятора для каждого вылета. 3.20. Оператор (машинист) перед подъемом груза должен предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех находящихся около крана-манипулятора лиц о необходимости уйти из зоны перемещаемого груза, возможном падении груза и опускании стрелы. Перемещать груз можно только при отсутствии людей в зоне работы крана-манипулятора. Указанные требования оператор (машинист) должен выполнять также при подъеме и перемещении грейфера. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз находится на высоте не более 1 м от уровня площадки. 3.21. Загружать и разгружать автомашины и прицепы к ним, железнодорожные платформы разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чем оператор (машинист) должен предварительно убедиться. 3.22. Оператор (машинист) обязан соблюдать следующие правила:
3.23. Особое внимание оператор (машинист) должен уделять перемещению груза, находящемуся вблизи стены, колонны, штабеля, вагона, автомашины, станка или другого оборудования. В этих случаях следует предварительно убедиться в отсутствии стропальщика и других людей между перемещаемым грузом и указанными частями здания, транспортными средствами или оборудованием, а также в невозможности задевания стрелой или перемещаемым грузом за стены, колонны, вагоны и др. Укладку грузов на платформы и в вагонетки, а также их снятие следует производить, не нарушая равновесия полувагонов, вагонеток и платформ. 3.24. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально предназначенной для этого таре. При этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин, прицепов и платформ. 3.25. Перед подъемом груза из колодца, канавы, траншеи, котлована ит. п. и перед опусканием груза в них оператор (машинист) должен путем опускания свободного (ненагруженного) крюка предварительно убедиться в том, что при его низшем положении на барабане остаются навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством. 3.26. При работе механизма подъема крана-манипулятора необходимо внимательно следить за канатами; при спадании их с барабанов или блоков, образовании петель или обнаружении повреждений канатов следует приостановить работу крана-манипулятора. При наличии у крана-манипулятора двух механизмов подъема одновременная их работа не разрешается. Крюк неработающего механизма должен быть всегда поднят в наивысшее положение. 3.27. Оператор (машинист) обязан соблюдать при перемещении и опускании груза следующие правила:
3.28. Производство работ кранами-манипуляторами на расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана-манипулятора в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода ЛЭП напряжением 42В и более, должно выполняться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы. Порядок организации производства работ вблизи ЛЭП, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих устанавливается приказом владельца крана-манипулятора. 3.29. Оператор (крановщик) не должен приступать к работе, если лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, не обеспечило выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы, не указало место установки крана-манипулятора и не сделало следующую запись в вахтенном журнале: "Установку крана-манипулятора на указанном мною месте проверил. Работы разрешаю (дата, время, подпись)". 3.30. Работа кранов-манипуляторов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана-манипулятора и контактными проводами не менее 1 м с установкой ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы. 3.31. К выполнению работ во взрыво- и пожароопасных зонах или с ядовитыми, едкими грузами оператор (машинист) может приступить только после получения специального (письменного) указания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами. 3.32. При производстве работ оператору (машинисту) запрещается:
3.33.. При возникновении неисправностей оператор (машинист) обязан опустить груз, прекратить работу крана-манипулятора и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранам манипуляторами. Так же должен действовать оператор (машинист) следующих случаях:
4. ОБЯЗАННОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 4.1. При потере устойчивости крана-манипулятора (проседание грунта, поломка выносной опоры, перегруз и т. п.) оператор (машинист должен немедленно прекратить подъем, подать предупредительный си нал, опустить груз на землю или площадку и установить причину аварийной ситуации. 4.2. Если элементы крана-манипулятора (стрела, канаты) оказались под напряжением, оператор (машинист) должен предупредить работающих об опасности и отвести стрелу от проводов ЛЭП. Если это выполнить невозможно, то оператор (машинист) должен покинуть кран-манипулятор, не касаясь металлоконструкций и соблюдая меры личной безопасности от поражения электрическим током (в соответствии с руководством по эксплуатации крана-манипулятора). 4.3. Если во время работы крана-манипулятора работающий (стропальщик) соприкоснулся с токоведущими частями, оператор (машинист) должен в первую очередь принять меры по освобождению пострадавшего от действия электрического тока, соблюдая меры личной безопасности, и оказать необходимую первую помощь. 4.4. При возникновении на кране-манипуляторе пожара оператор (машинист) обязан немедленно вызвать пожарную охрану, прекратить работу и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране-манипуляторе средствами пожаротушения. 4.5. При возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т. п.) оператор (машинист) должен прекратить работу, опустить груз на землю, покинуть кран-манипулятор и уйти в безопасное место. 4.6. При возникновении других аварийных ситуаций оператор (машинист) должен выполнять требования безопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации крана-манипулятора. 4.7. Если во время работы крана-манипулятора имели место авария или несчастный случай, то оператор (машинист) должен немедленно поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей. 4.8. Обо всех аварийных ситуациях оператор (машинист) обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии. 5. ОБЯЗАННОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ 5.1. По окончании работы крана-манипулятора оператор (машинист) обязан соблюдать следующие требования:
5.2. При работе крана-манипулятора в несколько смен оператор (крановщик), сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана-манипулятора и сдать смену, сделав в вахтенном журнале соответствующую запись. 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 6.1. Оператор (машинист) привлекается к ответственности согласно правилам внутреннего трудового распорядка или к взысканиям, определенным Трудовым кодексом Российской Федерации за допущенные им нарушения:
6.2.Оператор (машинист) обязан немедленно извещать лицо, ответственное за безопасное производство работ краном-манипулятором, или непосредственного своего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей; аварии или несчастном случае, происшедшем на производстве; ухудшении своего состояния здоровья. Приложение Рекомендуемая знаковая сигнализация при перемещении грузов грузоподъемными кранами-манипуляторами
|
Типовая инструкция по охране труда для государственных инспекторов,... Ирующих подъемные сооружения, а также при проведении приемочных, квалификационных, периодических, сертификационных испытаний грузоподъемных... |
Типовая инструкция по охране труда для машинистов (крановщиков) электрических мостовых кранов Утверждена заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации |
||
Типовая инструкция для операторов Федерации. 1999. №11. Ст. 1305), Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (пб 10-257—98)*,... |
Устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов пб 10-257-98 ... |
||
Инструкция по охране труда для машинистов башенных кранов от-п-05 Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие II группу по электробезопасности и профессиональные навыки,... |
Типовая инструкция по охране труда для машинистов трубоукладчиков тои р-66-44-95 Российской Федерации, «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», а также требования инструкций заводов-изготовителей... |
||
Инструкция по охране труда для машинистов железнодорожных строительных... ... |
Пособие для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых кранов москва Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных,... |
||
Пособие для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых кранов москва Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных,... |
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов пб 10-257-98 Краны-манипуляторы Furukawa Unic. Продажа и установка манипуляторов. Запасные части |
||
Инструкция по охране труда для машиниста экскаватора Инструкция составлена... Прошедшие медицинское освидетельствование и соответствующие требованиям, предъявляемым к выполняемой работе |
Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации... Пб 10-382-00), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 31. 12. 99 N 98, и устанавливает обязанности крановщиков (машинистов)... |
||
Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации... Крановщики башенных кранов должны иметь соответствующую квалификационную группу по электробезопасности |
Макет инструкции по охране труда для машинистов машин для забивки и погружения свай Отраслевые типовые инструкции по охране труда, содержащего отраслевую типовую инструкцию по охране труда ти ро 024-2003, с учетом... |
||
Построение и содержание инструкций по охране труда Инструкция по охране труда Инструкция по охране труда – нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ. Инструкции по охране... |
Инструкция по охране труда для Машинистов компрессоров передвижных с электродвигателем Инструкция по охране труда для машинистов компрессоров передвижных с электродвигателем |
Поиск |