РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАКТИКЕ
ПМ.02. Организация различных видов деятельности и общения детей
МДК 02.01. Теоретические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста и методика ее организации
для специальности 050144 Дошкольное образование
(учебная и производственная практика)
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа практики (учебная и производственная) разработана на основе примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050144 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация различных видов игровой деятельности детей и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Планировать различные виды игровой деятельности детей в течение дня.
2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
3. Анализировать процесс и результаты организации различных видов игровой деятельности детей.
Цель практики:
Выявление уровня и качества сформированности общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Задачи практики:
Формирование у студентов умений:
- определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой деятельностью детей
- планирования и проведения различных видов игровой деятельности;
- анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;
2. Изучение особенностей деятельности воспитателя по организации игровой деятельности в группах раннего и дошкольного возраста.
3. Формирование педагогической рефлексии.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения программы практики должен:
- иметь практический опыт:
-планирования различных видов игровой деятельности детей;
-организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);
-наблюдения и анализа игровой деятельности детей;
-наблюдения за формированием игровых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;
-разработки предложений по коррекции организации различных видов игровой деятельности детей;
- уметь:
-определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой деятельностью детей;
-определять педагогические условия организации игровой деятельности детей;
-играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;
-использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
-анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы.
результаты освоения ПРограммы практики
Результатом освоения программы практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - организация различных видов игровой деятельности детей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК 1.
|
Планировать различные виды игровой деятельности детей в течение дня.
|
ПК 2.
|
Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
|
ПК 3.
|
Анализировать процесс и результаты организации различных видов игровой деятельности детей.
|
ПК 4.
|
Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
|
ПК 5.
|
Создавать в группе предметно-развивающую среду.
|
ОК 1.
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
ОК 2.
|
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
ОК 3.
|
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
ОК 4.
|
Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
|
ОК 5.
|
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
|
ОК 6.
|
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
|
ОК 7.
|
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
|
ВИДЫ РАБОТ ПО ПРАКТИКЕ
Учебная практика
Виды работ
- Наблюдение и анализ места игры в режиме дня.
- Составление аннотации на сборники дидактических игр.
- Наблюдение методов и приемов руководства играми детей.
- Анализ планов воспитательно-образовательной работы в детском саду по игровой деятельности.
- Разработка конспектов игр;
- Составление схем анализа игровой деятельности.
Производственная практика
Виды работ
- Наблюдение и анализ игровой деятельности детей на разных возрастных этапах; планирование игровой деятельности в разных возрастных группах;
- Организация и проведение творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами;
- Наблюдение за формированием игровых умений детей разных возрастных групп;
- Изготовление атрибутов к играм (вид, тема на выбор).
- Наблюдение, анализ, планирование игровой деятельности в ДОУ;
- Ведение протоколов наблюдений; организация различных совместных игр детей разного возраста;
- Создание предметно развивающей среды для разных игр; диагностика уровня развития игровой деятельности детей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
|
№
|
Направление деятельности
|
Характеристика деятельности
|
Часы
|
Учебная практика – 18ч
|
I
|
Наблюдение и анализ игры
|
1.1.Наблюдение и анализ места игры в режимных моментах (младшая группа, средняя группа):
- наблюдение места игры в утреннем отрезке времени;
- наблюдение и анализ игры на прогулке;
- наблюдение и анализ игры во второй половине дня.
|
2
|
1.2.Наблюдение и анализ места игры в режиме дня дошкольника (старшая, подготовительная группа):
- наблюдение места игры в утреннем отрезке времени;
- наблюдение и анализ игры на прогулке;
- наблюдение и анализ игры во второй половине дня.
|
2
|
1.3.Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации игровой деятельности в группах:
- используемые методы и приемы руководства игрой;
- анализ деятельности воспитателя по стимулированию активности ребенка и вовлечения в игровую деятельность;
- наличие полоролевой дифференциации игр;
|
2
|
1.4.Анализ планов воспитательно-образовательной работы в детском саду по организации игровой деятельности в группах:
- преемственность в планировании игровой деятельности в группах;
- наличие разных видов игр и адекватность их использования в различных группах;
- соответствие вида игры и ее места в режиме для дошкольника;
|
2
|
|
|
1.5. Диагностика и анализ сформированности игровых умений и навыков у дошкольников:
- младшая группа;
- средняя группа;
- старшая/подготовительная группы.
|
2
|
II
|
Разработка и составление
|
2.1.Составление аннотации на сборники дидактических игр в группе:
- младшая группа;
- средняя группа;
- старшая группа.
|
1
|
2.2. Разработка конспекта игр (группа и возраст на выбор):
- изучение календарного плана воспитателя по игровой деятельности;
- изучение методических рекомендаций по составлению конспектов.
|
2
1
|
2.3. Составление схем анализа игровой деятельности:
- изучение диагностических методик обследования игровой деятельности;
- анализ диагностических методик.
|
III
|
Организация игры - драматизации
|
3.1. Составление конспекта игры-драматизации
- выбор литературного произведения для драматизации.
- подготовка и распределение ролей с детьми
- репетиция игры драматизации
|
4
|
Производственная практика – 54 ч
|
I
|
Наблюдение и анализ, планирование , диагностика игры
|
Наблюдение и анализ места игры в режимных моментах (младшая группа, средняя группа, старшая и подготовительная группа):
- наблюдение места игры в утреннем отрезке времени;
- наблюдение и анализ игры на прогулке;
- наблюдение и анализ игры во второй половине дня.
Наблюдение за формированием игровых умений детей разных возрастных групп:
- анализ игровой деятельности в группе.
Планирование игровой деятельности в разных возрастных группах:
- изучение материала по организации игровой деятельности в группе ДОУ.
- изучение программы «От рождения до школы» по планированию игровой деятельности в разных возрастных группах.
Ведение протоколов наблюдений:
- составление протоколов наблюдений за различными видами игровой деятельности детей.
Диагностика уровня развития игровой деятельности детей:
- изучение правил проведения диагностических методик с детьми;
- организация диагностики различных видов игр в группах.
|
4
2
4
2
4
|
II
|
Организация и проведение
|
Организация и проведение студентами:
- сюжетно-ролевые игры;
- строительные
- режиссерские
- театрализованные;
- строительные игры.
|
18
|
III
|
Изготовление
|
Изготовление игровых атрибутов по
- сюжетно-ролевой игре;
- игре-драматизации.
Изготовление и дидактической игры и его проигрывание на практике с детьми:
-выбор дидактической игры и обоснование ее правил;
-разработка необходимых материалов для ее реализации.
Изготовление информационного стенда для родителей (по одной актуальной теме):
-беседа с воспитателем по проблеме организации игровой деятельности в группе с детьми;
- беседа с родителями по выявлению интересующих вопросов по игровой деятельности детей.
|
5
5
5
|
IV
|
Создание
|
Создание предметно развивающей среды для:
- сюжетно-ролевых игр;
- игры-драматизации.
- разработка схемы анализа развивающей среды в группах
-изучение новых положений по организации развивающей игровой среды в группе (знакомство с ФГТ)
|
5
|
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ПРАКТИКЕ
1 вариант
1. Обобщенная формулировка задачи
На организации руководства режиссерскими играми есть разные точки зрения, такие как:
- не следует вмешиваться в игру ребенка;
- необходимо создавать условия для развития режиссерских игр;
-эти игры малоэффективны для развития детей, есть другие развивающие игры, которые нужно организовывать с детьми.
2. Ключевое задание
1. Покажите значение режиссерских игр для развития детей.
2. Дайте характеристику режиссерских игр детей разных возрастных групп.
3. Раскройте условия развития режиссерских игр.
4. Раскройте особенности руководства режиссерскими играми детей дошкольного возраста.
3. Практическое задание
1. Представьте фотозапись режиссерских игр детей (3-4).
2.Составьте план руководства режиссерскими играми детей, продумайте приемы обогащения впечатлений детей по конкретным темам.
4. Контекст выполнения задания
Вы воспитатель детей дошкольного возраста.
Рекомендуемая литература
Гаспарова Е.М. Режиссерские игры // Игры дошкольника – М., 1989.
Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников – М., 2010.
|