Департамент воздушного транспорта
Государственный проектно-изыскательский
и научно-исследовательский институт
гражданской авиации "Аэропроект"
УТВЕРЖДЕНО
Заместителем Министра
гражданской авиации
1 ноября 1991г.
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО СЛУЖБЕ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ВОЗДУШНОМ
ТРАНСПОРТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(НГСМ-РФ-94)
"Наставление по службе горюче-смазочных материалов на воздушном транспорте Российской Федерации (НГСМ-РФ) разработано Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом гражданской авиации "Аэропроект" и предназначено для всех должностных лиц воздушного транспорта (ВТ), а также учреждений и предприятий народного хозяйства арендующих воздушные суда (ВС) и обеспечивающих поставку для них горюче-смазочных материалов (ГСМ).
Наставление по службе ГСМ определяет основные положения и общие правила организации работы службы ГСМ по обеспечению предприятий ГСМ, заправке ВС, эксплуатации сооружений и оборудования, контроля качества ГСМ и спецжидкостей, охране труда и пожарной безопасности, подготовке кадров, повышению их квалификации.
С вводом в действие настоящего Наставления утрачивает силу "Наставление по службе горюче-смазочных материалов в ГА СССР" ( НГСМ ГА-86), введенное приказом - Министерства гражданской авиации от 12.03.85г. №46.
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Термины и определения.
Аэропорт - предприятие, осуществляющее регулярные прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов воздушных судов (ВС) и имеющее для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения, а также необходимое оборудование.
Аэродром ПАНХ - взлетно-посадочные полосы (площадки),. временные аэродромы, вертодромы, специально подготовленные и оборудованные для взлета и посадки ВС и предназначенные для выполнения, как правило, сезонных работ.
Служба горюче-смазочных материалов - структурное подразделение авиапредприятия, которое обеспечивает, снабжение ГСМ, прием, хранение, подготовку и выдачу их на заправку ВС и наземной техники с соблюдением правил и требований охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды.
Склад горюче-смазочных материалов - комплекс зданий, сооружений, установок и оборудования для приема, хранения и выдачи ГСМ на заправку ВС и спецавтотранспорта
Горюче-смазочные материалы (ГСМ) - общее наименование топлив, масел, смазок и спецжидкостей всех марок, применяемых при эксплуатации авиационной и наземной техники.
АвиаГСМ - общее наименование топлив, масел, смазок и спецжидкостей всех марок, применяемых при эксплуатации авиационной техники.
Заправка - комплекс работ по заполнению ГСМ баков ВС и наземной техники.
Качество горюче-смазочных материалов- совокупность свойств ГСМ, определяющая способность этих материалов удовлетворять установленным требованиям в соответствии с их прямым назначением.
Контроль качества горюче-смазочных материалов - определение физико-химическими анализами значения показателей качества ГСМ для установления соответствия полученных значений требованиям ГОСТ или ТУ на данный продукт.
Система централизованной заправки самолетов (Ц3C) топливом - комплекс, сооружений и технологического оборудования для подачи топлива из резервуаров в баки ВС с помощью стационарных насосов по технологическим трубопроводам и через заправочные агрегаты.
Безопасность труда - состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.
Техника безопасности - система, организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.
Пожарная безопасность - состояние объекта, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействие на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.
Производственная санитария - система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.
Охрана тpyдa - система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
1.2. Принятые сокращения.
АДП - аэродромный диспетчерский пункт.
А/О ФАГС - акционерное общество "Фирма АвиаГСМ сервис".
ATЗ - автотопливозаправщик.
БПРМЛ - базовая поверочно-ремонтная метрологическая лаборатория.
ВЛП - весенне-летний период.
ВС - воздушное судно.
ЗА - заправочный агрегат системы ЦЗС.
ИКТ - индикатор качества, топлива.
КПП - контрольно-пропускной пункт.
KР - капитальный ремонт.
МЗ - маслозаправщик.
МКК - местная квалификационная комиссия.
НСИ - нестандартизированные средства измерения.
НТД - нормативно-техническая документация.
ОНП - отработанные нефтепродукты.
ОЗП - осенне-зимний период.
ПАНХ - применение авиации в народном хозяйстве.
ПВК-Ж - противоводокристаллизационная жидкость.
ПДСП - производственно-диспетчерская служба предприятия.
РНП - концерн "Роснефтепродукт".
СИ - средства измерения.
СНО - средства наземного обслуживания.
СР - средний ремонт.
ССТ - служба спецтранспорта аэропорта.
ТО - техническое обслуживание.
1.3. Основные задачи и организационная структура службы ГСМ
1.3.1. Основные задачи службы ГСМ:
- выявление потребности в ГСМ, необходимых для производственной деятельности и создания запасов на авиапредприятиях; разработка планов снабжения и представление в установленные сроки заявок на поставку ГСМ, осуществление их своевременной реализации;
- выполнение требований государственных стандартов и нормативных документов по очистке, проведение лабораторного и аэродромного контроля качества авиаГСМ при их подготовке и выдаче на заправку ВС, а также по содержанию ПВК-Ж в авиакеросине;
- правильная эксплуатация и своевременное техническое обслуживание, средств приема, хранения, очистки, выдачи, заправки ГСМ и их совершенствование. направленное на повышение. безопасности и регулярности полетов, количественную и качественную сохранность ГСМ;
- организацию и проведение установленных мероприятий по охране труда и пожарной безопасности;
- развитие и совершенствование технической базы складов и лабораторий по контролю качества авиаГСМ;
- выполнение текущих и перспективных планов работы службы ГСМ, механизация и, автоматизация производственных процессов;
- разработка и осуществление мероприятий по охране окружающей среды, исключения потерь ГСМ, организации приема, хранения и сдачи OHП;
оперативный учет ГСМ и отчетность об их движении, инвентаризация их количества, правильное ведение документации;
- организация и совершенствование метрологического обеспечения технологических процессов и контроля качества авиаГСМ, своевременное проведение поверки приборов и средств измерения (СИ), градуировки резервуаров и других расходных емкостей, содержание СИ и приборов в исправном состоянии;
- обеспечение рабочих мест необходимым оборудованием, материалами, документацией и наглядными пособиями;
- определение потребности в оборудовании, запасных частях, инструментах и других технических средствах, подача заявок, их реализация;
- внедрение мероприятий научной организации труда, обобщение передового опыта, организация рационализаторской и изобретательской работы;
- повышение профессионального уровня работников службы;
- периодическая проверка организации приема, хранения, фильтрации, контроля качества авиаГСМ, а также заправки ВС в приписных аэропортах и на временных аэродромах ПАНХ;
- содействие на договорной основе специалистам научно - исследовательских институтов ГА в проведении работ по исследованию и испытанию ГСМ и оборудования.
1.3.2. Служба ГСМ авиапредприятия в своей деятельности руководствуется законами и нормативными отраслевыми документами, а также нормативно-распорядительными документами вышестоящих органов и выполняет их требования.
Требования НГСМ РФ обязательны для работников служб ГСМ, учреждений и предприятий, арендующих ВС, а также обеспечивающих поставку авиаГСМ.
Изменения и дополнения в НГСМ РФ должны учитываться по мере их поступления в "Листе учета изменений и дополнений, внесенных в НГСМ РФ (прил.1) и своевременно доводиться до работников службы ГСМ.
1.3.3. Служба ГСМ и персонал должны соответствовать сертификационным требованиям, изложенным в соответствующих руководящих документах.
1.3.4. Сертификация службы ГСМ и персонала осуществляется компетентными органами от имени государства и представляет собой систему мероприятий, предназначенных для подтверждения их подготовленности (пригодности) к выполнению определенного круга работ по выдаче на заправку ВС соответствующих авиаГСМ, определенных НТД на конкретный тип ВС, кондиционных по качеству и чистоте и подготовленных согласно требованиям НТД.
До начала сертификации все специалисты службы ГСМ должны проходить периодическую аттестацию в соответствии с разд.1.5 НГСМ РФ.
1.3.5. Организация системы сертификации, разработка требований, законодательных положений, а также выдача сертификатов возлагается на полномочный орган Департамента воздушного транспорта (ДВТ), который будет определен в процессе разработки методологии сертификации.
1.3.6. Положение о службе ГСМ авиапредприятия и ее структура разрабатываются в соответствии с задачами, предусмотренными НГСМ, и утверждаются руководителем авиапредприятия.
1.3.7. Организация работы службы ГСМ осуществляется руководителем службы, который непосредственно подчиняется заместителю руководителя авиапредприятия, а в специальном отношении - руководителю отдела (группы) ГСМ территориального объединения воздушного транспорта*.
_____________________________
* Долее - объединения ВТ
Руководитель службы ГСМ авиапредприятия назначается, увольняется и перемещается руководителем авиапредприятия по согласованию с руководителем отдела ГСМ объединения ВТ.
1.3.8. Руководитель службы ГСМ при комплектовании штатов должен исходить из необходимости выполнения всех задач, возложенных на службу, при обеспечении безопасности и регулярности полетов ВС, заполнения должностей, которые должны быть сертифицированы с учетом установленных на авиапредприятии нормативов труда.
1.3.9. Выполнение и контроль операций, непосредственно связанных с безопасностью полетов и влияющих на нее должны возлагаться на лиц, образование и уровень квалификации которых соответствуют "Требованиям к техническому персоналу службы ГСМ по обеспечению безопасности полетов в части применения авиаГСМ".
1.3.10. Руководитель службы ГСМ контролирует и проводит подготовку службы к очередной сертификации и в положенные сроки дает заявки на подготовку к сертификации специалистов, предназначенных для дублирования сотрудников и заполнения вакантных должностей.
1.3.11. Должностные обязанности и квалификационные характеристики работников службы ГСМ устанавливаются в соответствии с действующими квалификационными справочниками.
Квалификационные характеристики основных ИТР службы ГСМ приведены в приложении 2, основных профессий рабочих - в прилож.3 НГСМ РФ.
1.3.12. Должностные инструкции составляются непосредственными руководителями в соответствии с подчиненностью на основании квалификационных требований действующих документов и подписываются руководителем службы ГСМ и утверждаются в установленном на авиапредприятии порядке.
1.3.13. Работники службы ГСМ, а также вновь поступившие (переведенные) на работу должны быть ознакомлены с должностными инструкциями под расписку. Копии должностных инструкций должны находиться у каждого работника на рабочем месте, контрольные экземпляры всех инструкций - храниться у руководителя службы ГСМ.
1.3.14. Должностные инструкции пересматриваются в случае изменения структуры и организации работы службы ГСМ.
1.4. Организация производственно-хозяйственной деятельности службы ГСМ
1.4.1.Служба ГСМ. являясь структурным подразделением авиапредприятия, может в пределах предоставленных ей законодательством и авиапредприятием возможностей выбрать для себя наиболее рентабельную форму хозяйствования и организовать ее внедрение.
1.4.2. При подготовке к переходу службы ГСМ на новые формы хозяйственной деятельности должны быть проведены организационно-подготовительные мероприятия технологического, социально-экономического и воспитательного характера.
1.4.3. Основные виды работ, которые следует провести при подготовке к переходу на новые формы хозяйственной деятельности:
- изучение опыта работы в условиях различных форм хозяйствования предприятий ВТ и других отраслей промышленности;
- сбор и изучение необходимых нормативно-методических документов;
- определение трудоемкости, себестоимости и расчетных цен за услуги службы ГСМ (рекомендуется выполнять в соответствии с "Методическими рекомендациями по определению трудоемкости, себестоимости и расчетных цен за услуги службы ГСМ эксплуатационных предприятий ГА").
- инвентаризация, оценка технического состояния основных фондов, замена и списание устаревшей техники;
- определение стоимости передаваемых фондов;
- уточнение структуры, потребных штатов;
- определение и согласование величины базовой арендной платы, а также перспективной арендной платы с учетом сроков амортизации, выбытия фондов и других факторов;
- оформление договорных отношений со сторонними организациями (или с учредителем) на материально-техническое обеспечение, включая поставку ГСМ;
- разработка методики распределения доходов;
- обсуждение в коллективе итогов проведенной подготовительной работы, возможных результатов от внедрения новых форм хозяйственной деятельности, определение резервов роста производительности труда, принятие решения о переходе на новую форму хозяйствования;
- оформление договорных отношений.
Планировать работу службы ГСМ рекомендуется в соответствии с прил.4 к НГСМ РФ.
1.4.4. Задачи производственно-хозяйственной деятельности службы ГСМ авиапредприятий реализуются на складах ГСМ, имеющих необходимый комплекс зданий, сооружений, оборудования, средств механизация и автоматизации производственных процессов.
1.4.5. Сооружения и оборудование складов ГСМ должны обеспечивать выполнение следующих технологических операций:
- прием ГСМ, доставляемых железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным или трубопроводным транспортом;
- перекачка топлива, масел и спецжидкостей по технологическим и транспортным трубопроводам;
- хранение ГСМ с обеспечением сохранности их качества и количества;
- учет количества принятых и выданных ГСМ;
- фильтрация авиаГСМ при приеме в резервуары;
- контроль качества авиаГСМ при приеме, хранении, подготовке и выдача на заправку ВС;
- фильтрация и водоотделение перед выдачей авиаГСМ в стационарные и передвижные средства заправки;
- выдача ГСМ соответствующих марок на заправку ВС и автотранспорта;
- добавление к авиакеросину ПВК-Ж;
- сокращение потерь ГСМ при их приеме, перекачке, хранении и выдаче;
- подогрев масел и спецжидкости "Арктика", составление смесей авиамасел;
- прием, сбор, хранение и сдача отработанных ГСМ.
1.5. Подготовка кадров
1.5.1. Общие положения
1.5.1.1. Подготовка специалистов для работы в службе ГСМ осуществляется в Егорьевском авиационно - техническом колледже (ЕАТК).
1.5.1.2. Выпускникам ЕАТК в зависимости от срока обучения присваивается следующая квалификация:
- авиационный техник по ГСМ - выпускникам ступени колледжа (срок обучения 2 года 9 месяцев);
- авиационный техник по ГСМ высшей квалификации (младший инженер) - выпускникам ступени колледжа (срок обучения 3 года 4 месяца).
Выпускники ступени ЕATK могут быть приняты на работу в качестве инженера по ГСМ и инженера-лаборанта без категории, техника-лаборанта категории, а также авиационного техника по ГСМ V разряда.
1.5.1.3. Учащиеся ЕАТК по окончании теоретического курса направляются на производственную практику в службы ГСМ авиапредприятий.
Производственная практика учащихся в авиапредприятиях начинается со стажировки продолжительностью не более одного месяца. По окончании стажировки они могут быть зачислены на рабочие должности: слесаря по ремонту оборудования топливоподачи, оператора заправочной станции или другие, им соответствующие.
1.5.1.4. На авиапредприятиях до прибытия учащихся ЕАТК проводится следующая подготовительная работа:
- определяются конкретные места работы учащихся и должности, на которые они будут назначены по окончании стажировки;
- подготавливаются места для проведения технической учебы и организации самостоятельной подготовки, а также для проживания;
- разрабатываются графики переходов учащихся на объекты, в смены и бригады службы ГСМ.
1.5.1.5. Общее руководство производственной практикой учащихся ЕАТК на авиапредприятиях осуществляет руководитель службы ГСМ, который:
- несет личную ответственность за организацию практики;
- организует практику в соответствии с программами ЕАТК, предоставляет места практики;
- организует (до начала практики) обучение учащихся правилам безопасности труда и пожарной безопасности и проверку их знаний по этим вопросам;
- организует учащимся консультации по специальным предметам (совместно с руководителем практики от ЕАТК);
- создает необходимые условия для освоения практикантами новой техники, передовой технологии, современных производственных приемов и методов труда, снабжает их действующей технической документацией;
- контролирует соблюдение учащимися-практикантами правил внутреннего трудового распорядка, заботятся об условиях их труда и быта;
- обеспечивает практикантов на время их практики на рабочих местах спецодеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты - бесплатно, по нормам, установленным для соответствующих работников.
1.5.1.6. Непосредственное руководство производственной практикой учащихся в сменах, заправочных бригадах возлагается на опытных специалистов, которым поручается группа практикантов не более 10 человек. В их обязанности входит: распределение практикантов по рабочим местам, инструктаж по охране труда и пожарной безопасности при выполнении конкретной работы; выработка у обучаемых технически грамотных навыков выполнения производственных операций, осуществление постоянного контроля за работой практикантов.
1.5.1.7. По окончании практики непосредственные руководители дают характеристику на каждого практиканта, в которой отражают выполнение ими программ практики, участие в различных видах работ, качество профессиональной подготовки, дисциплинированность и т.д.
Характеристика, завизированная руководителем службы ГСМ и подписанная руководителем авиапредприятия, по окончании производственной практики выдается практиканту для представления в ЕАТК.
1.5.1.8. Учащиеся, прошедшие практику в полном объеме и имеющие положительную характеристику авиапредприятия, допускаются к сдаче государственных экзаменов в ЕАТК.
1.5.1.9. Первоначальная подготовка авиатехников по ГСМ, техников-лаборантов, а также рабочих начального уровня квалификации может производиться непосредственно службой ГСМ с последующим повышением квалификации в соответствии с требованиями п.1.5.2.
1.5.2. Аттестация работников служб ГСМ, квалификационные требования, допуск к работе.
Аттестация специалистов и служащих.
1.5.2.1. Аттестация инженерно-технических работников служб ГСМ проводится в соответствии с "Положением о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи", изменениями к нему и методическими материалами до данному вопросу.
После разработки комплекса сертификационных документов для летного, диспетчерского и технического состава авиапредприятий (в целях усиления государственного контроля над деятельностью персонала различных служб) аттестация войдет составной частью в процессе сертификации персонала служб, ГСМ авиапредприятий.
1.5.2.2. Аттестацию руководящих работников и специалистов рекомендуется проводить не реже одного раза в три года.
1.5.2.3. Подготовка к проведению аттестации начинается с издания руководителем предприятия приказа, в котором определяются сроки, графики проведения аттестации, состав комиссий, перечень должностей руководителей и специалистов, подлежащих аттестации.
1.5.2.4. Аттестации не подлежат руководители и специалисты, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, молодые специалисты в период срока обязательной работы по распределению, беременные женщины и работающие женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 лет.
1.5.2.5. При подготовке к аттестации необходимо уточнить должностные инструкции и привести их в соответствие с работами, фактически закрепленными за исполнителями, и квалификационными характеристиками (см.прил.2).
1.5.2.6. Соответствие фактически выполняемых работ, квалификации специалистов требованиям должностных инструкций, определяется аттестационными комиссиями.
1.5.2.7. В процессе подготовки к аттестации руководитель службы ГСМ:
- совместно с отделом кадров подготавливает списки работников, подлежащих и не подлежащих аттестации;
- не позднее чем за месяц до аттестации доводит до работников сроки и график ее проведения;
- подготавливает на каждого аттестуемого аттестационный лист в двух экземплярах и отзыв (характеристику);
- не позднее чем за неделю до аттестации знакомит под расписку аттестуемого с подготовленной на него характеристикой; в случае отказа аттестуемого от подписи под характеристикой руководитель служба в присутствии двух-трех сотрудников составляет акт об отказе от подписи;
- присутствует вместе с аттестуемыми на заседании аттестационной комиссии, при необходимости дает дополнительные пояснения к характеристике аттестуемого.
1.5.2.8. По окончании аттестации и после подписи работником аттестационного листа с рекомендациями комиссии руководитель службы принимает эти рекомендации к исполнению и контролю.
Решения и рекомендации аттестационной комиссии должны быть реализованы в срок не более двух месяцев.
Аттестация и допуск к работе руководителей лаборатории ГСМ и техников-лаборантов по ГСМ.
1.5.2.9. Кандидат на должность руководителя лаборатории, техника-лаборанта в соответствии с выполняемыми функциями должен:
- знать НТД по службе ГСМ, приборы, технологическое оборудование, которое он использует; а также физико-химические и эксплуатационные свойства авиаГСМ и спецжидкостей, методики контроля их качества и чистоты в части обеспечения безопасности полетов,
- обеспечить выдачу на заправку ВС кондиционных авиаГСМ и спецжидкостей соответствующих марок, определенных технологическими картами, разработанными в соответствии с "Руководством по применению и контролю качества авиаГСМ и специальных жидкостей в ГА".
1.5.2.10. Руководитель лаборатории ГСМ несет ответственность за:
- организацию и проведение лабораторного контроля качества авиаГСМ и спецжидкостей, метрологическое обеспечение средств измерения и методик испытаний;
- достоверность заключения, паспорта о качестве авиаГСМ и специальных жидкостей.
Техник-лаборант несет личную ответственность за правильность и достоверность определения каждого физико-химического показателя качества, являющегося основой формирования заключения, паспорта о кондиционности продукта.
Основные обязанности должностных лиц лаборатории ГСМ авиапредприятия (инженера-руководителя лаборатории и техника-лаборанта) приведены в типовых должностных инструкциях на основании которых руководитель лаборатории ГСМ авиапредприятия разрабатывает конкретные должностные инструкции с учетом классности лаборатории, возложенных на нее задач к местных условий, а также категории работника.
1.5.2.11. Кандидат на должность руководителя лаборатории в части квалификационных требований должен иметь следующий опыт по части контроля качества:
Инженер-руководитель лаборатории ГСМ
Образование
|
Квалификация
|
Стаж работы по специальности
|
Минимальная продолжительность испытательного срока
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Высшее, среднее специальное (по профилю работы)
|
Инженер, техник по ГСМ высшей квалификации (младший инженер)
|
не менее года
|
2 месяца
|
Высшее, среднетехническое (не по профилю работы)
|
Инженер, техник
|
не менее года
|
3 месяца
|
1.5.2.12. После принятия на работу в лабораторию ГСМ авиапредприятия на должность инженера-руководителя лаборатории сотрудник должен пройти обучение (стажировку):
- для лаборатории ГСМ и класса в базовой или класса лаборатории ГСМ своего объединения ВТ;
- для лаборатории ГСМ класса в базовой лаборатории ГСМ своего объединения ВТ;
- для базовой лаборатории ГСМ в базовой лаборатории ГСМ любого объединения ВТ, имеющей схожие условия работы.
По результатам обучения комиссия авиапредприятия, в котором проводится стажировка, оценивает уровень подготовленности сотрудника и возможность его работы руководителем лаборатории ГСМ и составляется акт по форме приведенной в приложении 5.
1.5.2.13. После работы сотрудника на рабочем месте в своем авиапредприятии под наблюдением руководителя службы ГСМ в течение испытательного срока при положительных результатах по представлению руководителя службы ГСМ приказом руководителя предприятия оформляется допуск его к самостоятельной работе.
1.5.2.14. Кандидат на должность техника-лаборанта в части квалификационных требований должен иметь следующий опыт по части контроля качества.
Техник-лаборант
Уровень образования
|
Квалификация
|
Продолжительность стажировки
|
Минимальная продолжительность испытательного срока
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Высшее, среднее специальное (по профилю работы)
|
Инженер, младший инженер, техник
|
1 месяц
|
2 недели
|
Среднее-техническое (не по профилю работы) среднee образование
|
Инженер, техник без квалификации
|
2 месяца
|
1 месяц
|
1.5.2.15. После принятия на работу в лабораторию ГСМ авиапредприятия на должность техника-лаборанта сотрудник должен пройти обучение в целях приобретения необходимых теоретических и практических навыков. Вне зависимости от имеющего уровня образования и специализации сотрудника его обучение охватывает следующие этапы:
- обучение на рабочем месте под руководством руководителя лаборатории или выделенного для этого опытного техника-лаборанта (не более 2-3 недель);
- стажировка в вышестоящей лаборатории ГСМ, при положительных результатах первого этапа. По результатам обучения комиссия авиапредприятия, которое проводит стажировку, оценивает уровень подготовленности сотрудника и возможность его работы техником-лаборантом и составляется акт по форме приложения 5;
- работа сотрудника на рабочем месте под наблюдением выделенного работника службы ГСМ в течение испытательного срока.
Для оказания методической помощи при организации обучения и повышения профессиональной подготовки персонала лаборатории ГСМ в приложении 6 приведена типовая программа подготовки техников-лаборантов.
1.5.2.16. При положительных результатах обучения техников-лаборантов, по представлению руководителя службы комиссией производится проверка знаний и оформляется протокол.
1.5.2.17. Должности и фамилии техников-лаборантов, допущенных к самостоятельному выполнению анализов и имеющих право подписывать паспорта качества на авиаГСМ, объявляются приказом руководителя авиапредприятия.
1.5.2.18. Продление допуска техника-лаборанта к самостоятельному проведению анализов авиаГСМ производится после повторной стажировки, которая проводится не реже 1 раза в 2 года.
Продление допуска руководителя лаборатории, класса к самостоятельному проведению анализов авиаГСМ производится посла повторной стажировки 1 раз в 3-5 лет на специальных курсах, сборах, или при необходимости в базовой лаборатории ГСМ.
Продление допуска руководителям базовых лабораторий ГСМ производится каждые два года после прохождения ими обучения на специальных курсах или сборах.
1.5.2.19. В процессе работы в зависимости от уровня профессиональной подготовки, квалификации и стажа работы техникам-лаборантам может быть присвоена вторая или первая категория.
Присвоение категории производится МКК авиапредприятия по представлению руководителя службы ГСМ.
МКК проверяет знания материалов у техников-лаборантов, учитывая при этом результаты обучения сотрудника на специальных курсах, сборах, индивидуальной стажировки. При оценке уровня профессиональной подготовки обязательно учитывать результаты анализов выполняемых сотрудником при проведении сверки воспроизводимости контрольных проб авиаГСМ.
Аттестация и допуск к работе авиатехников по ГСМ
1.5.2.20. Для работы в должности авиатехника по ГСМ необходимо знать:
- требования основных нормативных документов; задачи, организацию работы службы ГСМ; организацию подготовки, порядок применения и контроля качества ГСМ; правила приема ГСМ, учет, порядок ведения документации; порядок организации и проведения заправки ВС; правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта технологического оборудования и сооружений объектов ГСМ; правила охраны труда и пожарной безопасности, должностную инструкцию.
1.5.2.21. Авиационным техникам по ГСМ в зависимости от полученной в учебном заведении квалификации, уровня специальной подготовки сложности выполняемых работ и стажа paботы присваиваются 3-й, 4-й и 5-й разряды.
Основные квалификационные требования к авиатехникам по ГСМ приведены в приложении 3.
1.5.2.22. Допуск к работе выпускников ЕАТК, прошедших практику на данном предприятии, производится приказом руководителя авиапредприятия, по представлению руководителя службы ГСМ.
1.5.2.23. Допуск к работе в качестве авиатехника по ГСМ выпускников ЕАТК, не проходивших практику на данном предприятии производится после стажировки на службе ГСМ не менее 1 месяца, и проверки знаний МКК. На основании представления руководителя службы и акта МКК (приложение 7) издается приказ руководителя авиапредприятия о допуске к работе с присвоением разряда, соответствующего показанным знаниям и навыкам в работе и сложности выполняемых работ .
1.5.2.24. К работе в должности авиатехника службы ГСМ допускаются лица, имеющие среднее образование или среднее специальное образование не по профилю ГА, после прохождения первоначального обучения и стажировки сроком не менее 2-х месяцев на службе ГСМ, проверки их знаний МККК, по представлению руководителя службы и приказа: руководителя предприятия о допуске к работе.
1.5.2.25. Квалификация "Авиатехник по ГСМ разряда присваивается:
- лицам, которые окончили ступень ЕATK или училище ГА по профилю ГСМ;
- лицам, имеющим среднее и среднее специальное образование не по профилю ГСМ после обучения и стажировки на службе ГСМ.
1.5.2.26. Квалификация "Авиатехник по ГСМ IV разряда присваивается лицам, окончившим I ступень ЕATK по профилю ГСМ или другие средние специальные учебные заведения, проработавшим не менее 2-х лет авиатехником разряда, имеющим положительную аттестацию.
1.5.2.27. Квалификация "Авиатехник по ГСМ V разряда" присваивается лицам, окончившим ступень ЕАТК по профилю ГСМ, а также лицам, окончившим ступень ЕАТК и другие средние учебные заведения, проработавшим в службе ГСМ не менее 2-х лет техником V разряда, имеющим положительную аттестацию.
1.5.2.28. Руководителям авиапредприятий предоставляется право досрочно повышать разряд авиатехникам службы ГСМ высококачественно выполняющим производственные задания.
1.5.2.29. В случае невыполнения должностных обязанностей возможно снижение разряда специалистов на одну cтупень.
1.5.2.30. Повышение или понижение разряда (категории) специалистов осуществляется по представлению руководителя службы ГСМ при наличии акта МКК по проверке знаний и оформляется приказом руководителя авиапредприятия.
Аттестация и допуск к работе по профессиям с дополнительными требованиями безопасности труда
1.5.2.31. К ряду профессий работников службы ГСМ (кладовщики, машинисты насосной, операторы заправочных станций, сливщики -разливщики и др.) предъявляются повышенные требования безопасности труда. Указанные лица должны подготавливаться, аттестовываться и допускаться к работе в соответствии с "Типовым положением о порядке допуска к работам повышенной опасности".
1.5.2.32. Все вновь принятые на работу в службу ГСМ обязаны пройти обучение в объеме требований квалификационной характеристики по специальности (приложение 3).
Обучение может проводиться на специальных курсах или непосредственно в службе ГСМ.
1.5.2.33. Обучение в службе ГСМ проводится под руководством опытного высококвалифицированного специалиста, назначенного распоряжением руководителя службы ГСМ.
1.5.2.34. По окончании обучения проверка знаний (аттестация) по профессии и безопасности труда производится комиссией авиапредприятия.
Результаты аттестации оформляются протоколом (прил.8). По результатам аттестации выдается удостоверение о допуске к работе повышенной опасности.
1.5.2.35. После аттестации лица, допущенные к работам по профессиям повышенной опасности должны пройти все виды инструктажей по охране труда и стажировку на рабочем месте.
Допуск к стажировке оформляется письменным распоряжением руководителя службы ГСМ, с указанием срока стажировки (2-5 смен) и лица, за которыми закрепляется стажируемый.
1.5.2.36. После завершения стажировки с положительным результатом, ответственный за стажировку делает запись о ее прохождении в журнал регистрации инструктажа на рабочем месте и допускает работника к самостоятельной работе.
1.5.2.37. Периодическая проверка знаний работающих по профессиям, к которым предъявляются дополнительные требования в части безопасности труда проводятся не реже 1 раз в год, с оформлением продления действия "Удостоверение о допуске к работе повышенной опасности".
1.5.3. Организация повышения квалификации и переподготовки кадров
1.5.3.1. 'Повышение уровня профессиональной подготовки работников службы ГСМ осуществляется по итогам:
- технической учебы;
- участия в методических совещаниях, конференциях, сборах в ведущих НИИ отрасли;
- обучения на факультетах и курсах повышения квалификации (ФПК и КПК) в высших и средних специальных учебных заведениях и НИИ отрасли.
1.5.3.2. Планы технической учебы рекомендуется составлять на год с учетом требований новых нормативных документов и "Типовой программы технической учебы ИТР службы ГСМ предприятий и организаций .ГА" (прил. 9), а для техников-лаборантов - на основании "Программы подготовки техников-лаборантов для лабораторий ГСМ ГА" (прил.5).
1.5.3.3. В тех случаях, когда изучение новых документов регламентировано по срокам и не может быть совмещено с занятиями по технической учебе, проводится их оперативное изучение под расписку в специальном журнале.
1.5.3.4. Для организации и проведения технической учебы приказом по авиапредприятию назначаются руководители и преподаватели занятий, а также состав комиссии по проверке знаний.
В случае необходимости для участия в технической учебе, оперативном изучении документов и оборудования привлекаются специалисты других служб авиапредприятия.
1.5.3.5. Проверка знаний должна проводиться в форме зачетов, по билетам, разработанным в соответствии с программами технической учебы:
- инженерно-технических работников службы ГСМ - два раза в год (при подготовке к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам работы);
- руководителей служб ГСМ авиапредприятий - один раз в год.
1.5.3.6. Результаты проверки знаний необходимо оформлять согласно ведомости (прил. 10).
Лиц, показавших неудовлетворительные знания, от работа отстранять до повторной сдачи зачетов.
1.5.3.7. В конце первого года самостоятельной работы сотрудники лаборатории ГСМ должны пройти обучение на сборах или курсах в зависимости от квалификации (руководитель лаборатории или техник-лаборант) в лабораториях, класса базовой лаборатории либо на курсах при ЕАТК или ведущих НИИ отрасли.
1.5.3.8. Повышение квалификации руководящих работников и специалистов должно проводиться на ФПК и КПК в высших и средних специальных учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях не реже одного раза в шесть лет на основе прямых договоров между учебным заведением и авиапредприятием.
1.5.3.9. Слушатели ФПК и КПК, выполнившие все требования учебного плана, сдавшие установленные экзамены и зачаты, получают удостоверение установленного образца.
Успешное окончание курсов повышения квалификации учитывается при аттестации специалистов.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СНАБЖЕНИЯ ГСМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ
2.1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1992 г. № 638 "Об организации работ по реализации Закона РФ "О поставках продукция и товаров для государственных нужд", начиная с 1993 г. упразднены все формы государственного обеспечения материально-техническими ресурсами и их централизованное распределение в народном хозяйстве.
Государственная поддержка в обеспечении авиаГСМ воздушного транспорта предусматривается только в той мере, которая необходима для устойчивого функционирования система транспорта, финансируемой из Государственного бюджета.
При выделении государственного заказа на важнейшие виды топлива (авиакеросин, авиабензин и др.) порядок и сроки распределения его Департаментом воздушного транспорта по авиапредприятиям для реализации будут сообщены дополнительным указанием.
Во всех остальных случаях снабжение авиатопливом, маслами, смазками и спецжидкостями авиапредприятий осуществляется в условиях рыночных отношений, т.е. посредством заключения ими прямых договоров с заводами-поставщиками или с другими сбытовыми организациями, а также посредническими коммерческими структурами.
В вопросах снабжения ГСМ необходимо руководствоваться действующими документами, а именно:
- указами Президента РФ;
- постановлениями и распоряжениями правительства РФ:
- положением о поставках продукции производственно-технического назначения, особыми условиями поставок;
- указаниями Департамента воздушного транспорта РФ.
Глава 3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ЗАПРАВКЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
3.1. Организация заправки воздушных судов ГСМ осуществляется на основании суточных планов полётов, которые получают от ПДСП накануне планируемых суток и в которых указываются номера рейсов, типы и бортовые номера ВС, время вылета и количество топлива для каждого из них. Кроме того, в плане должны учитываться заявки на топливо, необходимое для производства заправочных работ в АТБ. Эти заявки составляются диспетчерами ПДО АТБ и передаются диспетчеру ССТ(ГСМ).
3.2. Заправки ВС различных ведомств, в аэропортах осуществляются в соответствии с действующими нормативными документами и на основании заключенных договоров между собственником ВС и авиапредприятием.
3.3. Выдача авиаГСМ на заправку ВС различных ведомств производится по пилотским требованиям согласно форме, приведенной в приложении к "Инструкции о заправке авиаГСМ самолётов министерств и ведомств СССР в аэропортах гражданской авиации"*.
______________________________
* На период действия данной инструкции
На требовании должны быть четко указаны банковские реквизиты Плательщика, заверенные гербовой печатью предприятия (организации), которому принадлежит ВС.
Выдавать авиаГСМ ведомственной авиации в аэропортах ГА по требованиям формы № 1 ГСМ запрещается.
3.4. Требование на полученные авиаГСМ .выписываются в трёх экземплярах: один передается экипажу ВС, два остаются в аэропорту и передаются в бухгалтерию аэропорта.
3.5. Заправка ВС производится с помощью подвижных средств заправки: топливозаправщиков (ТЗ), маслозаправщиков (МЗ) и заправочных агрегатов (ЗА).
Табель выделения указанных средств нa предстоящий период (весенне-летний, осенне-зимний) согласовывается службами спецтранспорта и ГСМ и утверждается руководителем авиапредприятия.
3.6. Вое оперативные изменения в суточном плане полётов влияющие на организацию заправки воздушных судов ГСМ, должны сообщаться диспетчеру ССИ (ГСМ) через ПДСП не позже, чем зa 2ч. до прилёта или вылета ВС по измененному плану.
В ином случае задержка вылета ВС относится на счёт той службы, по вине которой диспетчер ССТ (ГСМ) своевременно не был информирован об изменениях в плане полётов. Изменения плана полётов вносятся в суточный план полётов и записываются в журнале заявок.
3.7. ВС, прилетающие в базовые аэропорты, заправляются авиаГСМ, как правило, по прилету, независимо от временя предстоящего вылета.
3.8. Обеспечение заправки ВС авиаГСМ, а также ответственность за качество заправляемых ГСМ возлагается на службу ГСМ авиапредприятия.
3.9. Техническая эксплуатация подвижных средств заправки в аэропорту возлагается на ССТ, которая в соответствии с табелем, утвержденным руководством авиапредприятия выделяет в оперативное подчинение службе ГСМ спецмашины и водительский состав.
3.10. АвиаГСМ, отпускаемые со склада ГСМ на заправку ВС, должны отвечать требованиям, изложенным в
|