Скачать 1.37 Mb.
|
Приключения капитана ВрунгеляАвтор: Некрасов А.С. Александр Некрасов Приключения капитана Врунгеля OCR Палек, 1998 г. Глава I, в которой автор знакомит читателя с героем и в которой нет ничего необычайного Навигацию у нас в мореходном училище преподавал Христофор Бонифатьевич Врунгель. - Навигация, - сказал он на первом уроке, - это наука, которая учит нас избирать наиболее безопасные и выгодные морские пути, прокладывать эти пути на картах и водить по ним корабли... Навигация, - добавил он напоследок, - наука не точная. Для того чтобы вполне овладеть ею, не- ходим личный опыт продолжительного практического плавания... Вот это ничем не замечательное вступление послужило для нас причиной жестоких споров и всех слушателей училища разбило на два лагеря. Одни полагали, и не без основания, что Врунгель - не иначе, как старый рс- кой волк на покое. Навигацию он знал блестяще, преподавал интересно, с огоньком, и опыта у него, видимо, хватало. Похоже было, что Христофор Бонифатьевич и в самом деле избороздил все моря и океаны. Но люди, как известно, бывают разные. Одни доверчивы сверх всяй ме- ры, другие, напротив, склонны к критике и сомнению. Нашлись и среди нас такие, которые утверждали, что наш профессор, в отличие от проч нави- гаторов, сам никогда не выходил в море. В доказательство этого вздорного утверждения они приводили внешность Христофора Бонифатьевича. А внешность его действительно как-тне вяза- лась с нашим представлением о бравом моряке. Христофор Бонифатьевич Врунгель ходил в серой толстовке, подпоясанной вышитым пояском, волосы гладко зачесывал с затылка на лоб, носил пенсне на черном шнурке без оправы, чисто брился, был тучным и низрослым, го- лос имел сдержанный и приятный, часто улыбался, потирал рки, нюхал та- бак и всем своим видом больше походил на отставного аптаря, чем на ка- питана дальнего плавания. И вот, чтобы решить спор, мы как-то попросили Врунгеля рассказать нам о своих былых походах. - Ну, что вы! Не время сейчас, - возразил он с улыой и вместо оче- редной лекции устроил внеочередную контрольную по навигации. Когда же после звонка он вышел с пачкой тетрадок под мышкой, наши споры прекратились. С тех пор никто уже не сомневался, что, в отличие от прочих навигаторов, Христофор Бонифатьевич Врунгель приобрел свой опыт домашним порядком, не пускаясь в дальнее плавание. Так бы мы и остались при этом ошибочном мнении, если бы мне весьма скоро, но совершенно неожиданно не посчастливилось услышать от самого Врунгеля рассказ о кругосветном путешествии, полномпасностей и приклю- чений. Вышло это случайно. В тот раз после контроной Христофор Бони- фатьевич пропал. Дня через три мы узнали, что по дороге домой он потерял в трамвае калоши, промочил ноги, простудился и слег в постель. А время стояло горячее: весна, зачеты, экзамены... Тетради нужны были нам каждый день... И вот меня как старосту - курса командировали к Врунгелю на квартиру. Я отправился. Без труда нашел квартиру, постучал. И тут, пока я стоял перед дверью, мне совершенно ясно представился унгель, обложенный по- душками и укутанный одеялами, изпод которых тчит покрасневший от прос- туды нос. Я постучал снова, погромче. Мне никто нетветил. Тогда я нажал двер- ную ручку, распахнул дверь и... остолбенел от неожиданности. Вместо скромного отставного аптекаря за столом, углубившись в чтение какой-то древней книги, сидел грозный капитан в полной парадной форме, с золотыми нашивками на рукавах. Он свирепо грыз огромную прокуренную трубку, о пенсне и помину не было, а седые, растрепанные волосы клочьями торчали во все стороны. Даже нос, хотя он и действительно покраснел, стал у Врунгеля как-то солиднее и всеми сими движениями выражал реши- тельность и отвагу. На столе перед Врунгелем в специальной стоечке стояла модель яхты с высокими мачтами, с белоснежными паруса, украшенная разноцветными фла- гами. Рядом лежал секстант. Небрежно брошенный сверток карт наполовину закрывал сушеный акулий плавник. На пу вместо ковра распласталась мор- жовая шкура с головой и с клыками, в углу валялся адмиралтейский якорь с двумя смычками ржавой цепи, на стене висел кривой меч, а рядом с ним - зверобойный гарпун. Было еще что-то, но я не успел рассмотреть. Дверь скрипнула. Врунгель поднял голову, заложил книжку небольшим кинжалом, поднялся и, шатаясь как в шторм, шагнул мне навстречу. - Очень приятно познакомиться. Капитан дальнего плавания Врунгель Христофор Бонифатьевич, - произнес громовым басом, протягивая мне ру- ку. - Чему обязан вашим посещением? Я, признаться, немножко струсил. - Да вот, Христофор Бонифатьев, насчет тетрадок... ребята присла- ли... - начал было я. - Виноват, - перебил он меня, - виноват, не узнал. Болезнь проклятая всю память отшибла. Стар стал, чего не поделаешь... Да... так, говори- те, за тетрадями? - переспросил Врунгель и, склонившись, стал рыться под столом. Наконец он достал оттуда пку тетрадей и хлопнул по ним своей широ- кой волосатой рукой, да так хлопнул, что пыль полетела во все стороны. - Вот, извольте, - сказаон, предварительно громко, со вкусом, чих- нув, - у всех "отлично"... Да-с, "отлично"! Поздравляю! С полным знанием науки кораблевождения пойте бороздить морские просторы под сенью тор- гового флага... Похваль, к тому же, знаете, и занимательно. Ах, моло- дой человек, сколько передаваемых картин, сколько неизгладимых впечат- лений ждет вас впери! Тропики, полюса, плаванье по дуге большого кру- га... - прибавил он мечтательно. - Я, знаете, всем этим бредил, пока сам не поплавал. - А вы разве плавали? - не подумав, воскликнул я. - А как же! - иделся Врунгель. - Я-то? Я плавал. Я, батенька, пла- вал. Очень дажелавал. В некотором роде единственный в мире кругосвет- ный поход на ухместной парусной яхте. Сто сорок тысяч миль. Масса за- ходов, массприключений... Конечно, теперь времена не те. И нравы изме- нились, и положение, - добавил он, помолчав. - Многое, так сказать, предстаетеперь в ином свете, но все же, знаете, оглянешься вот так на- зад, в глубину прошлого, и приходится признать: много было и занятного и поучительного в том походе. Есть что вспомнить, есть что порассказать!.. Да вы присядьте... С эти словами Христофор Бонифатьевич пододвинул мне китовый позво- нок. Я уселся на него, как на кресло, а Врунгель стал рассказывать. Глава II, в которой капитан Врунгель рассказывает о том, как его старш помощник Лом изучал английский язык, и о некоторых частных слу- чаях практики судовождения Сидел я вот так в своей конуре, и, знаете, надоело. Решил тряхнуть стариной - и тряхнул. Так тряхнул, что по всему миру пыль пошла!.. Да-с. Вам, простите, спешить сейчас некуда? Вот и отлично. Тогда и начнем по порядку. Я в ту пору, конечно, был помоложе, но не так, чтобы вовсе мальчишка. Нет. И опыт был за плечами, и годы. Стреляный, так сказать, воробей, на хорошем счету, с положением, и, скажу вам не хвастаясь, по заслугам. При так обстоятельствах я мог бы получить в командование самый большой па- роход. Это тоже довольно интересно. Но в то время самый большой пароход был как раз в плавании, а я ждать не привык, плюнул и решил: пойду на яхте. Это тоже, знаете, не шутка - пойти в кругосветное плавание на двухместной парусной посудинке. Ну, стал искать судно, подходящее для выполнения задуманного плана, и, представьте, нашел. Как раз то, что нужно. Точно для меня строили. Яхта, правда, требовала небольшого ремонта, но под личным моим наблю-ением ее в два счета привели в порядок: покрасили, поставили новые па- руса, мачты, сменили обшивку, укоротили киль на два фута, надставили борта... Словом, пришлось повозиться. Но зато вышла не яхта - игрушечка! Сорок футов по палубе. Как, говорится: "Скорлупка во власти моря Я не люблю преждевременных разговоров. Судно поставил у бережка, зак- рыл брезентом, а сам пока занялся подготовкой к походу. Успех, подобного предприятия, как вы знаете, во многом зависит от личного состава экспедиции. Поэтому я особенно тщательно выбирал своего спутника - единственного помощника и товарища в этом долгом и труом пути. И, должен признаться, мне повезло: мой старший помощник Лом ока- зался человеком изумительных душевных качеств. Вот, судите сами:рост семь футов шесть дюймов, голос - как у парохода, необыкновенная физичес- кая сила, выносливость. При всем том отличное знание дела, поразительная скромность - словом, все, что требуется первоклассному моряку. Нбыл и недостаток у Лома. Единственный, но серьезный: полное незнание иностран- ных языков. Это, конечно, важный порок, но это не остановило меня. Я взвесил положение, подумал, прикинул и приказал Лому в срочном порядке овладеть английской разговорной речью. И, знаете. Лом овладел. Не без трудностей, но овладел за три недели. Для этой цели я избрал особый, дотоле неизвестный метод преподавания: я пригласил для моего старшего помощника двух преподавателей. При этом один обучал его с начала, с азбуки, а другой с конца. И, представьте, с азбукой-то у Лома и не заладилось, особенно с произношением. Дни и ночи напролет мой старший помощник Лом разучивал трудные английскиеуквы. И, знаете, не обошлось без неприятностей. Вот так однажды он сидел за сто- лом, изучая девятую букву английского алфавита - "ай". - Ай... ай... ай... - твердил он на все лады, все громче и громче. Соседка услышала, заглянула, видит: здоровый детина сидит, кричит "ай!". Ну, решила, что бедняге плохо, вызвала "скорую помощь Приехали. Накинули на парня смирительную рубашку, и я с трудом на другой день выз- волил его из лечебницы. Впрочем, кончилось все благополучн ровно через три недели мой старший помощник Лом донес мне рапортом, что оба препода- вателя доучили его до середины, и, таким образом, задача выполнена. В тот же день я назначил отход. Мы и без того задержались. И вот, наконец, долгожданный момент настал. Сейчас, вможно, событие это прошло бы и незамеченным. Но в то время такие похо были в диковин- ку. Сенсация, так сказать. И не мудрено, что с утра в тот день толпы лю- бопытных запрудили берег. Тут, знаете, флаги, музыка, общее ликование... Я встал в руль и скомандовал: - Поднять паруса, отдать носовой, руль на правую! Паруса взвились, распустились, как белые крылья, взяли ветер, а яхта, понимаете, стоит. Отдали кормовой конец - все равно оит. Ну, вижу - нужно принимать решительные меры. А тут как раз буксир шел мимо. Я схва- тил рупор, кричу: - Эй, на буксире! Прими конец, черт побирай! Буксир потянул, пыхтит, мылит воду за кормой, только что на дыбы не встает, а яхта - ни с мта... Что за притча? Вдруг что-то ухнуло, яхта накренилась, я на мгновение потерял созна- ние, а когда очнулся, смотрю - конфигурация берегов резко изменилась, толпы рассеялись, вода кишит головными уборами, тут же плавает будка с мороженым, верхом на ней сидит молодой человек с киноаппаратом и крутит ручку. А под бортом у нас целый зеленый остров. Я посмотрел - и все понял: плотники недоглядели, поставили свежий лес. И, представьте, за лето яхта всем бортом пустила корни и приросла. А я еще удивлялся: откуда такие красивые кустики на берегу? Да. А яхта построена крепко, буксир добрый, канат прочный. Как дернули, так полберега и отнео вместе с кустами. Недаром, знаете, свежий лес не рекомендуется употреблять при судострое- нии... Неприятная история, что и говорить, но, к счастью, все кончилось благополучно, без жертв. В мои планы задержка не входила, понятно, нтут ничего не поделаешь. Это, как говорится, "форсмажор" - непредвидеое обстоятельство. Приш- лось встать на якорь и очистить борта. А то, понимаете, неудобно: рыба- ков не встретишь - рыбы засмеют. Не годится со своей усадьбой плавать. Я и мой старший помощник Лом весь день провозились с этой работой. Намучились, признаться, изрядно, вымокли, замерзли... И вот уже ночь спустилась над морем, звезды высыпали на небе, на судах бьют полночную склянку. Я отпустил Лома спать, а сам остая на вахте. Стою, размышляю о трудностях и прелестях предстоящего похода. И так это, знаете, размеч- тался, не заметил, как и ночь прошла. А утром меня ждал страшный сюрприз: я не только сутки хода потерял с этой авари - я потерял название корабля! Вы, может быть, думаете, что название роли не играет? Ошибаетесь, мо- лодой человек! Имя для корабля - то же, что фамилия для человека. Да вот, недалеко ходить за примером: Врунгель, скажем, звучная, красивая фамилия. А будь я какойнибудь Забодай-дайло, или вот ученик у меня был - Суслик... Разве я мог бы рассчитывь на то уважение и доверие, кото- рым пользуюсь сейчас? Вы только представьте себе: капитан дальнего пла- вания Суслик... Смешно-с! Вот так же и судно. Назовите судно "Геркулес" или "Богатырь" - перед ним льды расступятся сами, а попробуйте назовите свое судно "Корыто" - оно и плавать будет, как корыто, и непременно перевернется где-нибудь при самой тихой погоде. Вот поэтому я перебрал и взвесидесятки имен, прежде чем остановил свой выбор на том, которое должнбыла носить моя красавица яхта. Я наз- вал яхту "Победа". Вот славное имя для славного корабля! Вот имя, кото- рое не стыдно пронести по всем океанам! Я заказал медные литые буквы и сам укрепил их на срезе кормы. Начищенные до блеска, они огнем горели.а полмили можно было прочесть: "Победа". И вот в тот злополучный день, под утро, я стою один на палубе. На мо- ре штиль, порт еще не проснулся, после бессонной ночи клонит ко сну... Вдруг вижу: пыхтит портовый катерокработяга, подходит прямо ко мне и - хлоп на палубу пачку газет! Честолюбие, конечно, в известной мере порок. Но все мы люди, все человеки, как говорится, и каждому приятно, когда в газете пишут про нег Да-с. И вот я разворачиваю газету. Читаю: "Вчерашняя авария на старте кругосветного похода как нельзя лучше оп- равдала оригинальное имя,оторое капитан Врунгель дал своему судну..." Я несколько смутился, но, признаться, толком не понял, о чем разго- вор. Хватаю другую газету, третью... Тут в одной из них мне бросается в глаза фотография: в левоуглу я, в правом мой старший помощник Лом, а посредине наша красавица яхта и подпись: "Капитан Врунгель и яхта "Бе- да", на которой он отправляется... " Тогда я все понял. Я бросился на корму, посмотрел. Так и есть: сбило две буквы - "П" и "О". Скандал! Непоправимый скандал! Но сделать уже ничего невозможно: у газетчиков длинные языки. Врунгеля, капитана "Победы", никто е знает, зато весь мир узнал уже о моей "Беде". Но долго горевать не пришлось. С берега потянул ветерок, паруса заш велились, я разбудил Лома и стал поднимать якорь. И пока мы шли морским каналом, нам со всех кораблей, как назло, кри- чали: - Эй, на "Беде", счастливого плавания! Жалко было красивого ини, но ничего не поделаешь. Так на "Беде" и пошли. Вышли в море. еще не успел оправиться от огорчения. И все-таки дол- жен сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говарива- ли, что море все невзгоды смывает с души человека. Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходиттает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда-то претели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свис- тит в снасх настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк ос- тался позади, берегов как нбывало, только море кругом; куда ни взгля- нешь - везде море. Я проложил курс, сдал командование Лому, постоял еще минутку на палу- бе и пошел вниз, в каюту - вздремнуть часокдругой перед вахтой. Недаром у нас, у моряков, говорится: "Не выспаться всегда успеешь". Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому, лег на койку и заснул как убитый. А через два часа, бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед... и в глазах у меня потемнело. На рвый взгляд - ничего, конечно, особенного: то же море кругом, те же чки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но впереди, прямо пе- ред носом "Беды", - едва заметная, как серая ниточка, встает над гори- зонтом полоска берега. А вы знаете, что это значит, когда берегу полагается быть слева за тридцать миль, а он у вас прямо по носу? Это полный скандал. Безобразие. Ст и позор для вас! Я был потрясен, возмущен и напуган. Что делать? Поверите ли, я решил положить судно на обратный курс и с позором вер- нуться к причалу, пока не поздно. А то ведь с таким помощником плавать - так заедешь что и не выберешься, особенно ночью. Я уже собрался отдать соответствующую команду, уже и воздух в груднабрал, чтобы повнушительнее это вышло, но тут, к счастью, все объясни- лось. Лома выдал нос. Мой старший помощник все емя сворачивал нос на- лево, жадно втягивал воздух и сам тянулся туда же. Ну, тогда я все понял: в моей каюте, по левому борту, осталась неза- купоренная бутылка прекрасного рому. А у Лома редкий нюх на спиртное, и, понятно, его тянуло к бутылке. Это быет. А раз так - значит, дело поправимое. В некотором роде частный случай практики кораблевождения. Бывают такие случаи, не предусмотренные нау- кой. Я не стал даже раздумывать, спустился в каюту и незаметно перенес бутылку на правый борт. Нос у Лома потянулся, как компас за магнитом, судно послушно покатилось туда же, а два часа спустя "Беда" леа на прежний курс. Тогда я поставил бутылку впереди, у мачты, и Лом больше не сбивался с курса. Он вел "Беду", как по ниточке, и только один раз осо- бенно жадно втянул здух и спросил: - А что, Христофор Бонифатьевич, не прибавить ли нам парусов? Это было дельное предложение. Я согласился. "Беда" и до того шла неп- ло, а тут полетела стрелой. Вот таким образом и началось наше дальнеплавание. |
Рабочая программа «Старший помощник капитана» Разработали: к т. н.,... Цель: подготовка вахтенных помощников капитана для получения диплома старшего помощника капитана, в соответствии с требованиями Правил... |
Книга Юлии Николаевны Вознесенской "Путь Кассандры, или Приключения... «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами»: Лепта Пресс, Яуза, Эксмо; М.; 2006 |
||
В. П. Ермакова Коллектив Ермошин Александр Михайлович, Литвиненко Инна Леонтьевна, Овчинников Александр Александрович, Сергиенко Константин Николаевич |
Пояснительная записка ОАО пи «Комигражданпроект» Сельское поселение «Кебанъёль» Заместитель директора по производству А. В. Некрасов Главный архитектор А. В. Гришин Главный архитектор проекта Т. Г. Пушко |
||
Александр Лоуэн. Депрессия и тело Доктор Александр Лоуэн — создатель биоэнергетики, революционного метода психотерапии, направленного на то, чтобы восстановить тело... |
Ппов) Битвы духа (III часть Об авторе: Александр Леонидов (Александр Леонидович Филиппов) родился 19 октября 1974 года в г. Уфе. Окончил исторический факультет,... |
||
Экологическая музыкальная сказка Появляются Маша и Даша, поют на мотив песни из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» |
Инструкция по сборам в дорогу и правилам безопасности в путешествиях по Ладоге Ял, катер, швертбот, катамаран или яхта — небольшое судно. На судне указания капитана выполняются беспрекословно! |
||
Donkerman [Донкерман] Помповый машинист непосредственно подчиняется второму механику, а при выполнении грузовых, моечных и балластировочных операций —... |
Александр Александрович Бушков Екатерина II: алмазная Золушка Александр... Фридрихом в полной мере относится и к нашему нынешнему времени: и наука не в пример развитее, и воспитание располагает немыслимыми... |
||
Новогодние каникулы лапландия Добро пожаловать в Рованиеми, в заснеженную столицу Финской Лапландии! Мы рады предложить вам самые захватывающие приключения, которые... |
Методическое сопровождение цифрового образовательного ресурса «Приключения Маши» Пусева Светлана Викторовна, учитель-логопед муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №76» |
||
Рамон Менендес Пидаль Сид Кампеадор пер. М. Ю. Некрасов Менендеса Пидаля посвящена национальному герою Испании — Родриго Диасу де Бивару, прозванному Сидом Кампеадором. Кастильский рыцарь... |
Третий помощник капитана научно-экспедиционного судна гидрометеорологической... Обеспечивает содержание в исправном техническом состоянии, эксплуатацию и своевременный ремонт приборов и инструментов, находящихся... |
||
Рождество в лапландии Добро пожаловать в Рованиеми, в заснеженную столицу Финской Лапландии! Мы рады предложить вам самые захватывающие приключения, которые... |
Конспект нод на воде с детьми подготовительных групп «Арктические приключения» Автор конспекта нод: Григорьева Евгения Петровна, инструктор по плаванию мбдоу дс «Брусничка», г. Губкинский, янао |
Поиск |