КЕЙС № 6.
АНТИПИРАТСКАЯ КАМПАНИЯ
В РОССИИ 2011-2014 гг1
Развитие информационных технологий и Интернета делает возможным широкий доступ граждан к информации, способствует их социальной и культурной активности, а также развивает механизмы информационной демократии и участия в управлении делами государства.
Однако помимо очевидного блага Интернет представляет собой удобный инструмент для разного рода нарушителей и мошенников. В частности, всемирная сеть позволила перевести нарушения прав интеллектуальной собственности на качественно новый уровень. Если еще несколько лет назад главной проблемой правообладателей (производителей кино-, музыкальной, книжной продукции, программного обеспечения и др.) были «пиратские» диски, то сейчас нелегальный контент в огромном количестве присутствует именно в Интернете.
В результате в проигрыше остаются не только правообладатели: они теряют доходы наравне с легальным лицензионным бизнесом онлайн-кинотеатров (ivi.ru, megogo.net, viaplay.ru и др.). По данным исследований, российские легальные видео-порталы обеспечивали не более 1/14 доли общего количества просмотров фильмов онлайн. Вся остальная доля просмотров видео приходилась на популярные среди пользователей сайты: торрент-трекеры, файлообменники, т.н. «UGC-сайты» (сайты с контентом, формируемым самими пользователями – vk.com, rutube.ru и др.). При таком раскладе государство также теряет часть поступлений в бюджет от легального бизнеса.
Следует отметить также, что пользователи при нелегальном просмотре на сомнительных сайтах, зарегистрированных за рубежом, сами несут определенные риски – риск заражения своих устройств вредоносным ПО, а также риск кражи персональных данных. Необходимо признать, что уровень медиаграмотности зачастую не позволяет рядовому пользователю отличить пиратскую копию от законного контента, особенно с учетом того, что некоторые ресурсы и за нелегальный просмотр взымают денежные средства.
Принципиальная анонимность теневого сегмента Интернета делает пресечение незаконной деятельности крайне проблематичным. Не облегчало ситуацию к моменту начала работы по проекту и то, что пользователи были крайне негативно настроены к ужесточению законодательства. Также представители Интернет-бизнеса (в первую очередь, Российская ассоциация электронных коммуникаций) рассматривала возможные блокировки сайтов как нарушение права на доступ к информации и опасалась «краха Интернета».
В связи с этим стала очевидна необходимость проведения комплексной GR- и лоббистской кампании по законодательному закреплению механизмов, направленных на борьбу с пиратством в Интернете. Кампания была проведена консалтинговым агентством «Румянцев и партнеры» в интересах широкого круга правообладателей.
Целью данного проекта было обеспечение внесения в гражданское законодательство и законодательство об информации комплексных изменений, которые позволили бы пресекать случаи незаконного использования объектов авторских и смежных прав в сети Интернет.
В ходе работы по проекту и многочисленных консультаций в органах государственной власти было принято решение «протестировать» разработанный порядок блокировки пиратских сайтов лишь на одной группе объектов – фильмов. В случае формирования позитивной правоприменительной практики предполагалось распространить этот механизм на все остальные объекты (книги, музыку, программное обеспечение и др.).
Таким образом, ключевыми задачами по проекту с учетом корректировки целей являлись следующие:
изучение международного опыта защиты авторских и смежных прав в цифровой среде;
формирование широкой коалиции союзников и согласование их позиции;
выявление стейкхолдеров и анализ их позиции;
организация и участие в публичных мероприятиях с целью привлечения к проблеме экспертного сообщества и формирования благоприятного информационного фона вокруг проекта;
разработка предложений по внесению изменений в действующее законодательство;
продвижение разработанных предложений в органах государственной власти путем проведения консультаций со стейкхолдерами и участия в рабочих группах и консультативных органах;
участие в публичном освещении хода антипиратской кампании (организация интервью, публикаций);
сопровождение прохождения проекта федерального закона в Государственной Думе, Совете Федерации и подписания закона Президентом Российской Федерации;
участие в координации действий участников процедуры, предусмотренной принятым законом (правообладателей, Интернет-компаний, операторов связи).
В рамках проекта проводилась работа с несколькими целевыми группами, включающими в себя стейкхолдеров на международном и национальном уровнях. Среди них – представители государственных структур, коммерческих и некоммерческих организаций, а также экспертные и исследовательские центры. Карту стейкхолдеров проекта в изложении можно представить следующим образом:
-
Органы государственной власти:
Президент Российской Федерации и Администрация Президента:
Президент Российской Федерации;
Заместители руководителя Администрации Президента;
Государственно-правовое управление Администрации Президента;
Экспертное управление Администрации Президента;
Управление по общественным проектам Администрации Президента.
-
Правительство Российской Федерации
Председатель Правительства;
Заместители Председателя Правительства;
Руководство Аппарата Правительства.
-
Федеральные министерства и ведомства:
Министерство культуры;
Министерство связи и массовых коммуникаций;
Министерство экономического развитияж
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
-
Государственная Дума ФС Российской Федерации:
Председатель Государственной Думы Российской Федерации;
Заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации;
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи;
Комитет Государственной Думы по культуре;
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
-
Совет Федерации ФС РФ:
Председатель Совета Федерации;
Отдельные члены Совета Федерации.
-
Консультативные органы:
Совет по культуре при Председателе Государственной Думы;
Координационный совет по интеллектуальной собственности при Министерстве культуры;
Совет по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации;
Рабочая группа при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
2. Организации, представляющие коллективные интересы бизнеса, а также отдельные компании:
2.1. Ассоциации:
Ассоциация Интернет-издателей;
Ассоциация продюсеров кино и телевидения;
Гильдия продюсеров России;
Национальная ассоциация телерадиовещателей;
Национальная федерация музыкальной индустрии;
Некоммерческое партнерство «Поставщиков Программных Продуктов»;
Некоммерческое партнерство «Российская антипиратская организация по защите прав на аудиовизуальные произведения»;
Российская ассоциация электронных коммуникаций;
Российский книжный союз;
Российский союз правообладателей;
Motion Picture Association of America.
2.2. Поисковые сервисы и иные Интернет-компании:
Mail.ru Group;
ВКонтакте;
Гугл;
Рутьюб;
Яндекс.
2.3. Операторы связи:
Вымпелком;
Мегафон;
МТС;
Ростелеком.
3. Международные и европейские институты:
Двусторонняя Рабочая группа России и США по интеллектуальной собственности;
Ассоциация европейского бизнеса.
4. Экспертные и общественные институты:
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве;
Исследовательский Центр частного права при Президенте;
Общественная Палата Российской Федерации.
Работа над проектом включала в себя несколько этапов.
Первый этап (ноябрь – декабрь 2011 г.) – подготовительный. На данном этапе были выявлены ключевые стейкхолдеры и проведен анализ их позиций по вопросу совершенствования законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав в сети Интернет. В рамках этого этапа было также проведено исследование зарубежного опыта в обозначенной сфере и был составлен комплексный план действий по продвижению позиции правообладателей.
На втором этапе (январь-март 2012 г.) состоялись консультации с потенциальными союзниками, в результате которых были согласованы ключевые позиции и подходы к вопросам антипиратской кампании. В этот период в рамках кампании было организовано проведение и участие в различных публичных мероприятиях и сессионные заседания на авторитетных экспертных площадках (Форум «Интеллектуальная собственность – XXI век», форум «Антиконтрафакт», конференции РАЭК, Google и др.). Все это способствовало созданию широкой коалиции правообладателей, заинтересованных в совершенствовании законодательства о защите интеллектуальной собственности в цифровой среде. В ходе дальнейшей работы по проекту было организовано постоянное взаимодействие с союзниками и велась работа по расширению коалиции.
В марте 2012 г. было подготовлено коллективное обращение группы правообладателей и иных заинтересованных субъектов (Национальной Федерации производителей фонограмм, Комитета по интеллектуальной собственности ТПП РФ, Гильдии кинопродюсеров России, Российского книжного союза, Национального библиотечного ресурса, Председателя Ассоциации продюсеров кино и телевидения и др.) к Президенту Российской Федерации с просьбой учесть интересы разных групп правообладателей при подготовке и внесении изменений в часть IV Гражданского кодекса.
Благодаря этому обращению удалось добиться включения представителей правообладателей в состав экспертной рабочей группы по совершенствованию гражданского законодательства. Стала возможна разработка согласованной с различными сторонами редакции статьи 1253.1 ГК РФ (об особенностях ответственности информационных посредников), составившей ядро «антипиратского» закона.
На третьем этапе (апрель 2012 г. – июль 2013 г.) были задействованы несколько механизмов продвижения позиции правообладателей в органах государственной власти.
В частности, было организовано участие представителей правообладателей в рабочей группе России и США по интеллектуальной собственности (под руководством Министерства экономического развития РФ). Значительное внимание уделялось работе Совета по культуре при Председателе Государственной Думы.
Для более эффективной поддержки позиции правообладателей было также обеспечено подписание обращения кинематографистов к руководству Администрации Президента и проведение встречи с Министром культуры Российской Федерации. Данные мероприятия послужили фундаментом для ключевого события антипиратской кампании – совещания по вопросам развития отечественной кинематографии под руководством Президента в г. Сочи 24 мая 2013 г. Министр культуры совместно с правообладателями доложил Президенту о необходимости законодательного урегулирования борьбы с пиратством в Интернете. Итогом совещания стало то, что удалось заручиться поддержкой Президента, и уже 6 июня 2013 г. соответствующий проект федерального закона по вопросам защиты интеллектуальных прав сети Интернет был внесен в Государственную Думу (законопроект № 292521-6).
В результате проведенной кампании был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 187-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Законом были внесены поправки в Федеральный закон об информации, Гражданский кодекс и Гражданский процессуальный кодекс, представившие механизм прекращения нарушений прав на фильмы в сети Интернет. Закон позволил правообладателям обращаться в суд за предварительными обеспечительными мерами по фильмам. В случае, если владелец сайта в сети Интернет удаляет и не допускает повторного появления на нем фильмов без разрешения правообладателя, он продолжает функционировать без каких бы то ни было санкций. Если же нарушение происходит, то задействуется механизм блокировки отдельных страниц сайтов, а при неоднократных нарушениях блокируется весь ресурс (как это случилось в отношении торрент-трекеров rutor.org и rutracker.ru). Правообладатель в течение 15 дней с момента подачи заявления о предварительных обеспечительных мерах может обратиться в суд с требованием о запрете размещения, распространения и иного использования аудиовизуального произведения на сайте без соответствующего разрешения для бессрочноц защиты своего контента от несанкционированной трансляции на отдельных сайтах.
В рамках проекта также были приложены усилия к разработке Коммюнике о согласованных действиях правообладателей, операторов связи и представителей Интернет-отрасли при реализации законодательства о защите интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях. Подписание Коммюнике состоялось на площадке Роскомнадзора 25 июля 2013 г., за 5 дней до вступления в силу «антипиратского» закона. Этот документ подписали руководитель Роскомнадзора Александр Жаров и представители 33 крупнейших правообладателей, операторов связи и Интернет-ресурсов Рунета. В документе представлены рекомендации о порядке действий правообладателей по защите интеллектуальной собственности. В нем правообладателям рекомендовано при обращении в судебные органы предъявлять исковые требования в отношении всех объектов правообладателя, незаконно размещенных на соответствующем информационном ресурсе. При этом в заявлениях, направляемых в суд, необходимо указывать максимально полную информацию о сайтах в сети Интернет, на которых размещены фильмы без разрешения правообладателей. Немаловажным является также пункт о приоритетном досудебном порядке урегулирования спора.
Следует отметить, что принятие «антипиратского» закона стало существенным стимулом для отечественных Интернет-ресурсов к легализации и активному внедрению систем противодействия пиратству (технологии «цифровых отпечатков»). Такие системы внедряются и совершенствуются на платформах rutube.ru, vk.com и др.
Кроме того, закон подтолкнул Рунет к поиску новых способов монетизации контента. Так, «ВКонтакте» планирует к запуску платформу, которая позволит пользователям зарабатывать на размещении собственных видеороликов. Переговорные процессы также позволили социальной сети достигнуть взаимовыгодного сотрудничества с целым рядом российских правообладателей по вопросу блокировки пиратского видеоконтента без дополнительных запросов к администрации сайта.
Свое позитивное значение антипиратский закон имеет и для легальных онлайн-кинотеатров. Рост трафика и доходов от рекламы после принятия Федерального закона № 187-ФЗ отметили многие представители лицензионного Интернет-бизнеса (now.ru, ivi.ru, zoomby.ru и др.). Антипиратская кампания способствовала институционализации их интересов, в результате чего в августе 2013 г. была создана профильная Ассоциация «Интернет-видео», объединившая крупнейшие видеоплатформы Рунета.
|